Chernyavskaya Valentina Stanislavovna, Rozhkova Julia Alekseevna EXISTISTAL FACTORS OF PROFESSIONAL ...
psychological science
УДК 159.9
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВГУЭС
© 2018
Чернявская Валентина Станиславовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры
философии и юридической психологии
Рожкова Юлия Алексеевна, бакалавр 4 курса, кафедра философии и юридической психологии Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия. Владивосток, ул. Гоголя 41, e-mail: juljulrozhkova@gmail.com)
Аннотация. Статья посвящена результатам профессионального выбора студентов информационно-технологического направления подготовки. Обоснована актуальность изучения факторов профессионального выбора студентов данного направления в настоящее время. В качестве фактора профессионализации представлена профессиональная вовлеченность, доказано, что она - залог успешности профессионального выбора. Рассматривалась связь экзистенциальной исполненности и профессионального выбора. Сделан акцент на осознанность выбора профессии выпускниками школ. Указано в качестве проблемы отсутствие эффективной системы психологического сопровождения процесса профессионального выбора. В представленном исследовании проверялась гипотеза о существовании связи между такими экзистенциальными факторами как «самодистанцирование», «самотрансценденция», «свобода», «ответственность», «персональность», которые составляют экзистенциальную исполненность, и профессиональной вовлеченностью студента в профессиональное образование. Гипотеза была проверена на экспериментальной выборке, состоящей из студентов высшего профессионального образования (N=53) информационно-технологических направлений. В результате исследования были сделаны выводы о том, что у студентов со средним уровнем профессиональной вовлеченности существует статистически значимая связь по всем шкалам кроме Свободы (F), может говорить о том, что «оптимальный» уровень вовлеченности в учебную или профессиональную деятельность является одним из факторов, влияющих на уровень экзистенциальной исполненности, что свидетельствует о нахождении в профессии смысла и самоосуществления.
Ключевые слова: экзистенциальная исполненность, профессиональный выбор, профессиональная вовлеченность, высшее образование, студенты, информационно-технологическое направление, образование, выпускники школ.
EXISTISTAL FACTORS OF PROFESSIONAL CHOICE OF STUDENTS OF INFORMATION AND TECHNOLOGICAL DIRECTIONS OF VVSU
© 2018
Chernyavskaya Valentina Stanislavovna, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Chair of Philosophy and Legal Psychology Rozhkova Julia Alekseevna, bachelor 4rd year, Department of Philosophy and Legal Psychology Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia Vladivostok, Gogolya 41, e-mail: juljulrozhkova@gmail.com)
Abstract. The article is devoted to the results of a professional choice of students in the information technology direction of training. The urgency of studying the factors of the professional choice of students of this direction at the present time is substantiated. As a factor of professionalization, professional involvement is represented, it is proved that it is the key to the success of professional choice. The relationship between existential fulfillment and professional choice was considered. The emphasis is on awareness of the choice of a profession by school leavers. The absence of an effective system of psychological support for the process of professional choice is indicated as a problem. In the presented study, the hypothesis was tested about the existence of a connection between such existential factors as "self-distancing", "self-transcendence", "freedom", "responsibility", "personality" that constitute existential fulfillment, and professional involvement of the student in vocational education. The hypothesis was tested on an experimental sample consisting of students of higher professional education (N = 53) of information technology directions. As a result of the study, it was concluded that students with an average level of professional involvement have a statistically significant relationship on all scales other than Freedom (F), can say that the "optimal" level of involvement in educational or professional activity is one of the factors , affecting the level of existential fulfillment, which indicates the finding in the profession of meaning and self-fulfillment.
Keywords: existential fulfillment, professional choice, professional involvement, higher education, students, information technology, education, school graduates.
Реализация Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в образовании акцентирует внимание на информационно-технологических направлениях подготовки в профессиональном образовании. Объективный рост потребности современного человека в эффективных и технологичных способах решения задач связан с компьютерными технологиями.
Эти факты делают актуальным и востребованным информационно-технологическое (ИТ) направление подготовки в вузе. Часто студенты информационно-технологического направления «жить не могут» без компьютера, однако современная жизнь всех школьников мало чем отличается в этом смысле друг от друга. Сделать правильный профессиональный выбор будущим представителям профессий информационно-технологического направления также сложно, как и в других направления подготовки. Эти аргументы стали в основе выбора для исследования группы студентов ИТ-направлений.
Верно определить собственный профессиональный выбор выпускнику школы - абитуриенту сложно, сам процесс этого выбора имеет сугубо субъективный ха-
рактер, поскольку система профессиональной ориентации чаще всего имеет отношение к конкретному вузу и, соответственно, её цель - не столько индивидуализация и правильность выбора, сколько реклама направлений подготовки конкретного вуза. Сложившаяся ситуация обуславливает факт: к выпускнику школы, не только как к будущему бакалавру, но, прежде всего, как к личности, предъявляются высокие требования, которые включают в себя способность осознанно и самостоятельно выбрать профессию [1].
В результате влияния родителей, учителей, а также «фактора престижности» профессии, уровня заработной платы, значительная часть выпускников школ оказывается в ситуации, не позволяющей осуществить осознанный профессиональный выбор. Отсутствие ответственного подхода к решению данной важной жизненной задачи имеет трагичные последствия: молодые люди выбирают профессию, руководствуясь не своими жизненными принципами, а принципом случайности, либо основывается на стереотипных социальных представлениях [2].
308
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)
психологические науки
Чернявская Валентина Станиславовна, Рожкова Юлия Алексеевна ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...
Успешный профессиональный выбор позволяет человеку актуализировать свои физические, психические и интеллектуальные возможности, навыки и умения, что особенно важно - это раскрыть свои способности и определить место в жизни. Необходимо также заметить, что успешный профессиональный выбор является одним из показателей личностной зрелости [3].
Правильное осуществление профессионального выбора сопряженно с интересом к учебному процессу, направленному на получение профессии, эффективностью и целеустремленностью в процессе выполнения заданий и преодоления возникающих трудностей, чувством собственной значимости, высокой концентрацией на выполняемой деятельности. Все вышеперечисленные компоненты входят в феномен, так называемой профессиональной вовлеченности [4].
Обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что успешность профессионального выбора определяет, также профессиональная вовлеченность [5].
Студенты, которые осознанно подходят к такому важному и ответственному решению, как выбор будущей профессии с учётом своих индивидуальных особенностей, устойчивой мотивации к саморазвитию в рамках учебной и профессиональной деятельности, будут обладать более высокой профессиональной вовлеченностью, чем студенты, которые руководствовались ошибочными принципами в процессе профессионального самоопределения [6].
Профессиональная вовлеченность, таким образом, свидетельствует о высоком уровне профессиональной мотивации, наличии знаний в избранной профессии и смежных областях, определенных профессиональных умениях, владении некоторой профессиональной терминологией, поскольку она обязательно проявляется в речи человека, как фактор успешного профессионального выбора и конкурентоспособности на рынке труда.
Поскольку верный профессиональный выбор является одним из условий, обуславливающих жизненный успех, выбор профессии является одним из важнейших решений в жизни. Именно поэтому изучение факторов профессионального выбора актуально в настоящее время [7].
Информационно-технологические направления подготовки позволяют осуществлять профессиональную деятельность в качестве программиста, системного инженера, системного администратора, администратора базы данных [8].
Одной из главных задач российской системы образования является формирование у выпускника готовности и способности определить свое дальнейшее профессиональное будущее, а также создание определенной иерархии ценностей, в том числе и профессиональных.
Отсутствие системы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся школ, с одной стороны, а с другой - нестабильная и постоянно меняющаяся социально-экономическая ситуация в обществе ведут к тому, что молодые люди оказываются неспособными осуществить профессиональный выбор.
Отсутствие стабильности в социально-экономических отношениях приводит к условиям постоянной высокой конкуренции, тем самым закрепляя в сознании выпускников школ определенные смысловые ценности: индивидуализм, ориентация на карьерный рост, достижения высокого материального положения [9].
В возрастной период юности человек решает для себя множество задач, в том числе и профессиональных, происходит так называемое профессиональное самоопределение [10].
Помимо этого, у молодого человека формируется мировоззрение, система ценностных ориентаций и идеалов. Юношеский возраст - это возрастной период, в рамках которого происходит формирование способности к личностному выбору, умению проявлять свободу и от-
ветственность в отношении планирования и реализации жизненных задач и целей, включающих планирование карьеры и включение в профессиональную среду [11]. В данном периоде происходит формирование потребности в интегрировании различных проявлений жизни своего «Я» и отношений, которые конкретизируют экзистенцию человека.
Процесс создания и развития системы субъективных координат, которые, в целом, воспроизводят реальность, обусловлен реализацией возрастных задач, характерных для юношеского периода. Одну из главных ролей в представленном процессе играет переживание смысложиз-ненного кризиса. Проживание данного кризиса ведет к формированию самостоятельного выбора линии жизни. Одной из составных частей смысложизненного кризиса является проблема выбора профессии [12].
Процесс выбора профессии во многом определяет дальнейшее развитие личности [13]. Проблема выбора профессии способствует тому, что человек ставит перед собой и достигает различные цели; происходит формирование мотивационной сферы, определяются ценностные ориентации личности; создается благоприятная ситуация для расширения возможностей личности, которая может привести к самосовершенствованию и самоактуализации как в личностном, так и в профессиональном понимании [14].
Субъективное ощущение целостности и осмысленности своего бытия человеком выступает своеобразным критерием профессионального здоровья личности [15]. Диагностируемым показателем данного аспекта профессиональной деятельности является экзистенциальная ис-полненность. Данный феномен возможно исследовать с помощью экзистенциальной шкалы А. Лэнгле [16].
Таким образом, обобщая все вышесказанное можно сделать вывод о том, что успешности адаптации человека в профессиональной деятельности необходимо развитое самосознание.
Развитое самосознание личности в случае возникновения внутриличностных конфликтов или различных кризисов обладает способностью к актуализации имеющихся у человека идеалов конкретной профессиональной деятельности, ее мотивов, ценностных ориентаций и различных личностных установок, которые могут сохранить так называемое субъективное благополучие. Профессиональная вовлеченность обуславливает интерес человека к своей профессии, стремление хорошо выполнять различные требования и обязанности, идентификацию со своей профессией и профессиональным сообществом [17].
Студенты, ответственно и осознанно подходящие к такой сложной проблеме, как выбор профессии, во многом являются более вовлеченными в образовательный процесс, целью которого является высококвалифицированный специалист.
Профессионально вовлеченные студенты испытывают неподдельный интерес к своему направлению профессиональной подготовки, который ведет их к дальнейшей идентификации с профессией. Как уже было выше сказано, чувство идентичности, которое переживает личность в процессе адаптации к трудовой деятельности, ведет к тому, что для данной личности жизнь обретает определенный смысл [18].
Таким образом, осмысливая свою жизнь через выше представленные переживания, человек находит смысл своего существования, который находится в соответствии с его потребностями и ценностями, что является одним из критериев экзистенциальной исполненности.
Целью нашего исследования является выявление экзистенциальных факторов, влияющих на профессиональный выбор студентов.
В связи с поставленной целью нами были выделены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ понятий «экзистенциальная исполненность», «профессиональный
Chernyavskaya Valentina Stanislavovna, Rozhkova Julia Alekseevna psychological
EXISTISTAL FACTORS OF PROFESSIONAL ... science
выбор», «профессиональная вовлеченность».
2. Определить уровень экзистенциальной исполнен-ности и профессиональной вовлеченности у студентов информационно-технологических направлений.
3. Обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Объект исследования: профессиональный выбор студентов информационно-технологических направлений.
Предмет исследования: экзистенциальные факторы профессионального выбора.
Гипотеза: существует связь между, с одной стороны: такими экзистенциальными факторами как «самодистанцирование», «самотрансценденция», «свобода», «ответственность», «персональность», «экзистенциальная исполненность», с другой стороны- профессиональной вовлеченностью студента в профессиональное образование.
Исследование было проведено на эмпирической выборке студентов 1 курса, обучающихся по направлениям «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» (№= 53 чел.) Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.
Методологической основой стали являются подходы Е.А. Климова, Н.А. Аминова, А. Лэнгле.
Теоретическими методами исследования были: анализ результатов психологических исследований (монографий, открытых электронных источников, статей); синтез, обобщение результатов. В эмпирической части исследования использовались: опросный метод, метод контрастных групп, методы математической статистики.
Для проведения исследования были использованы следующие методики: опросник А. Лэнгле, К. Оглер -Шкала экзистенции (методика ШЭ), методика неоконченных предложений (в адаптации М.М. Абдуллаевой)
Методика неоконченных предложений Абдуллаевой М.М. изначально разрабатывалась с целью получения информации об особенностях профессиональной деятельности представителя конкретной профессии. Целью создания данной методики являлось выделение неких формальных компонентов текста, которые позволили бы выдвинуть гипотезы касающееся профессиональных особенностей семантической организации текста, а также выявление профессиональных различий в семантической организации текста.
Методика включает в себя десять незаконченных предложений, каждое из которых описывает профессиональную деятельность и определенные критерии этой деятельности: требования, привлекательность профессиональной деятельности, успешность, профессионализм, сложности и трудности, субъективный аспект.
В каждом заполненном бланке методики незаконченных предложений подсчитываются следующие показатели: длина авторских завершений; отношение количества глаголов к общему количеству слов; отношение количества прилагательных к общему количеству слов; отношения существительных к общему количеству слов; отношение количества притяжательных местоимений к общему количеству слов; отношение количества слов, характерных для данной профессии, к общему количеству слов.
Каждый из существующих показателей характеризует определенный аспект профессиональной деятельности. Длина авторского предложения указывает на определенный профессиональный опыт; глаголы характеризуют функциональную сторону профессиональной деятельности; прилагательные указывают на определенный уровень эмоциональной вовлеченности в профессию; существительные характеризуют богатство речи испытуемого, а также стилистическое единство; притяжательные местоимения и специфические термины указывают на личностную вовлеченность в профессию и эмоциональное ее принятие. Затем подсчитывается общий показатель профессиональной вовлеченности 310
В результате применения данной методики выборка была разделена на 3 группы, которые отражали уровень профессиональной вовлеченности (низкий уровень - 17 человек; средний уровень - 32 человека; высокий уровень - 4 человека).
Для того чтобы выяснить существует ли статистическая связь между показателями методик «Шкала экзистенции» и результатами, полученными с помощью методики неоконченных предложений, был использован коэффициента ранговой корреляции Спирмена, результаты представлены ниже (Табл 1.)
Таблица 1 - Результаты корреляции показателей ШЭ с коэффициентом профессиональной вовлеченности студентов с низким, средним и высоким уровнем профессиональной вовлеченности.
Субшкала SD ST F V Р Е G
Ни-кии -0.048 0.384 0.243 0.214 0.165 0.237 0,245
Средний 0.492 0.452 0282 0.482 0.526 0392 0.534
Высокий уровень -0,211 -0Д05 -0Д05 -0,833 0Д05 -0,632 -0,105
Полученные эмпирические значения в группе студентов с низким уровнем профессиональной вовлеченности не достигают уровня статистической значимости. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в группе студентов с низким уровнем профессиональной вовлеченности отсутствует статистически значимая связь между экзистенциальными факторами и профессиональной вовлеченностью: профессия не стала источником смысла, самоосуществления, самопринятия для студентов с невысоким уровнем профессиональной вовлеченности, возможно, на эти источники влияют другие факторы.
Полученные эмпирические значения в группе студентов со средним уровнем профессиональной вовлеченности (за исключением субшкалы F: 0,282) достигают уровня статистической значимости. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в группе студентов со средним уровнем профессиональной вовлеченности существует статистически значимая связь между экзистенциальными факторами и профессиональной вовлеченностью.
Полученные эмпирические значения в группе студентов с высоким уровнем профессиональной вовлеченности не достигают уровня статистической значимости, что, возможно говорит о том, что достигая высокого уровня профессиональной вовлеченности, студенты, в какой-то мере теряют смысл профессии и не достигают самоосуществления и самопринятия через профессию. Возможно, это связано с инструментальным характером информационно-технологической деятельности. Вместе с тем необходимо отметить, что на результаты корреляции могло повлиять небольшое количество студентов в данной группе (4 человека).
С целью выявления статистически достоверных различий между показателями методики «Шкала экзистенции» в группах студентов с низким, средним и высоким уровнями профессиональной вовлеченности, был использован Н - критерий Крускала-Уоллиса, что отражено ниже (Табл 2).
Таблица 2 - Эмпирические значения значимости различий в уровне экзистенциальной исполненности у студентов 1 курса с разными уровнями профессиональной вовлеченности
SD ST F V Р Е G
0313 0,865 0,699 0,919 0,619 0,903 0,644
Опираясь на результаты, подсчитанные по Н - критерию Крускала-Уоллиса, можно сказать, что значимых различий на уровне значимости 0,05 между показателями шкал методики «Шкала экзистенции» в группах студентов с низким, средним и высоким уровнями профессиональной вовлеченности не выявлено.
На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы:
1. Отсутствие статистически значимой связи в группе студентов с низким уровнем профессиональной вовлеченности может свидетельствовать о том, что на
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)
психологические науки
Чернявская Валентина Станиславовна, Рожкова Юлия Алексеевна ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...
уровень экзистенциальной исполненности оказывают влияние другие факторы, а не вовлеченность в профессиональную деятельность.
2. Отсутствие статистически значимой связи в группе студентов с высоким уровнем профессиональной вовлеченности может быть объяснено тем, что высокая профессиональная вовлеченность представляет собой феномен, характеризующийся полной поглощенностью учебной и профессиональной деятельностью и невозможностью испытывать от нее положительные эмоции. Высокая профессиональная вовлеченность может стать первопричиной развития такого деструктивного проявления как трудоголизм [20]. Таким образом, данные студенты могут не связывать субъективное ощущение качества своей жизни с проживанием своей профессиональной принадлежности.
3. Наличие статистически значимой связи в группе студентов со средним уровнем профессиональной вовлеченности (число которых - максимально - 32 человека) по всем шкалам кроме Свободы (Б), может говорить о том, что «оптимальный» уровень вовлеченности в учебную или профессиональную деятельность является одним из факторов, влияющих на уровень экзистенциальной исполненности. Данные студенты заинтересованы в своей деятельности, обладают стремлением хорошо выполнять различные требования и обязанности, идентифицируют себя со своей профессией и профессиональным сообществом. Чувство идентичности позволяет личности обрести в своей жизни определенный смысл, что является одним из критериев экзистенциальной исполненности. Отсутствие в данной группе студентов статистически значимой связи уровня профессиональной вовлеченности и шкалы F как способности находить возможности для действия, соотносить их со своими ценностями и приходить к конечному решению, свидетельствует о том, что данный фактор не влияет на уровень профессиональной вовлеченности. Возможно, это связано с тем, что исследуемая выборка представлена студентами первого курса, которые находятся на стадии адаптации к учебной и профессиональной деятельности и, в связи с отсутствием профессионального опыта, не могут принять осознанные решения связанное с профессиональной деятельностью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Пурынычев М. Ю. Проблемы профессионального выбора современной молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. №4. С. 245-258.
2. Груздова Е. В. Общая характеристика профессионального выбора подростка // Социально-экономические явления и процессы. 2010. №4. С. 163-166.
3. Аминов Н.А., Чернявская В.С. Самораскрытие способностей старшеклассника. Мир науки, культуры, образования 2016. № 4 (59). С. 184-186
4. Осмина Е. В. Психологические показатели дея-тельностной вовлеченности субъекта высшего профессионального образования // Вестник ВятГУ. 2009. №3. С.120-124.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2005. 336 с.
6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
7. Эрдынеева К.Г. Чернявская В.С. Предикторы результативности образования студентов в контексте самораскрытия их способностей // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2017. № 6. С. 72-84.
8. Чернявская В.С., Слугина Н.Л., Мартыненко А.Б., Чередниченко А.И. Формирование рефлексивно-проектной компетенции бакалавров информационно-технологического направления. Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2015. 180с.
9. Кащук Я. Н. Переживание смысложизненного
кризиса в юношеском возрасте // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. №5. С. 36-40.
10. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.
11. Ретунская Т. Н. Выбор профессии как психологический феномен // Высшее образование в России. 2012. №8-9. С.126-130.
12. Литвинова О. Ю. Субъектная позиция как основа экзистенциального самоопределения и аутентичности профессионального бытия // Дискуссия. 2012. №7. С. 130-132
13. Карпов, А. В. Психология труда: учебник для бакалавров. М. : Юрайт, 2013. 350 с.
14. Климов, Е. А. Психология профессионала. М.: Издательство «Институт практической психологии», 1996. 400 с.
15. Правдина Л.Р. Экзистенциальная исполненность как фактор профессионального здоровья / ИВД. 2015. №3. С.187.
16. Лэнгле А. Шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер // Экзистенциальный анализ. 2009. №1. С. 141166.
17. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. 752 с.
18. Рябикина З. И. Личность в профессии: теоретико-эмпирическая интерпретация с позиций субъектного и событийного подходов // Социальная психология труда теория и практика. 2010. №1. С. 82-101.
19. Абдуллаева М. М. Семантические характеристики текста и особенности профессионального труда // Вестн. Моск. Ун-та. 2005. № 4. С. 31-38.
20. Барабанщикова В. В. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях // Национальный психологический журнал. 2015. №1 (17). С.52-60.
Статья публикуется при поддержке Фонда фундаментальных исследований, проект 17-06-00281
Статья поступила в редакцию 18.01.2018
Статья принята к публикации 28.03.2018