Проблемы автоматизации в области управления персоналом
Рисунок 2 - Современные проблемы автоматизации в области управления персоналом (HR)
В последнее время, учитывая угрозы кибербезопасности все более важной становится защита конфиденциальных данных сотрудников. Решение этой проблемы включает в себя внедрение строгих мер безопасности данных, шифрование информации, регулярные аудиты и обучение сотрудников в области кибербезопасности.
Иногда автоматизация HR-процессов может приводить к отчуждению сотрудников от управления своей карьерой и процессами в компании. Чтобы решить эту проблему, важно вовлекать сотрудников в процессы принятия решений, предоставлять возможности обратной связи и поддерживать открытую коммуникацию.
Завершает список проблем - отсутствие стандартизации данных. Нестандартизированные данные могут затруднять анализ и использование информации для принятия решений. Для решения этой проблемы необходимо внедрить единые стандарты данных, обеспечивать их качество и целостность, использовать системы управления данными.
В заключение, следует отметить, что решение этих проблем требует комплексного подхода, включающего внедрение современных технологий, адаптацию процессов к изменяющимся потребностям бизнеса, обучение сотрудников и внедрение строгих мер безопасности данных. Путем постоянного анализа, оптимизации и обратной связи можно эффективно решать современные проблемы автоматизации HR и создавать более эффективные и адаптивные системы управления персоналом.
Источники:
1. 5 ключевых HR-трендов в 2024 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://skillstaff.ru/blog/5-klyuchevyh-hr-trendov-v-2024-godu/.
2. CNews Analytics: Крупнейшие игроки рынка HR Tech в России 2022/ Обзор: Рынок HR Tech [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cnews.ru/reviews/hr_tech_2023/review_table/4878e165772bb07cac92b3b624a5f33a8fce18b3.
3. От маленьких стартапов до экосистем: российский рынок HR Tech переживает трансформацию. Обзор: Рынок HR Tech [Электронный ресурс] - Режим доступа: https ://www. cnews.ru/reviews/hr_tech_2023/articles/ot_malenkih_startapov_do_ekosistem.
4. Российский рынок HR Tech растет на фоне кадрового кризиса. Обзор: Рынок HR Tech [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://corp.cnews.ru/reviews/hr_tech_2023/articles/rossijskih_rynok_hr_tech_rastet_na_fone.
5. Российский рынок HR-tech. Итоги 2022 года, ситуация в 2023 и дальнейшие перспективы - данные TAdviser [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php.
6. Рынок HR-tech в III квартале 2023 вырос на 39%, а с учетом выручки HeadHunter — на 52% [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://smartranking.ru/ru/analytics/hrtech/rynok-hr-tech-v-iii-kvartale-2023-vyros-na-39-a-s-uchetom-vyruchki-headhunter-na-52/.
7. Свистунов В. М., Лобачев В. В. HR TECH и современный взгляд на модель эффективного управления персоналом компании // УПИРР. 2023. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hr-tech-i-sovremennyy-vzglyad-na-model-effektivnogo-upravleniya-personalom-kompanii (дата обращения: 20.03.2024).
8. Ферезанова С. HR-технологии 2023: современные способы автоматизации процессов кадрового дела и управления персоналом [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://evidpo.ru/Ыog/HR-технологии%202023:%20современньIе%20способьI%20автоматизации%20процессов%20 кадрово-го%20дела%20и%20управления%20персоналом.
EDN: HKGSJN
Ю.О. Сутулова - ассистент кафедры коммерции и менеджмента, Нижневартовский государственный университет, Нижневартовск, Россия; аспирант, Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected],
Yu.O. Sutulova - assistant, Department of Commerce and Management, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia; postgraduate student, Ural State Economic University, Ekaterinburg, Russia.
СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ В ВУЗАХ SPECIFICS OF INTELLECTUAL CAPITAL MANAGEMENT IN UNIVERSITIES
Аннотация. Статья посвящена исследованию специфики управления интеллектуальным капиталом в современных высших учебных заведениях. Приводится обобщенная характеристика групп и категорий, образующих интеллектуальный капитал вуза. Подчеркивается центральное и первичное значение обучающихся в интеллектуальном капитале вуза и его развитии. Выделяются функции управления интеллектуальным капиталом в вузах и уточняется характер их влияния на интеллектуальный капитал страны. Становятся явными некоторые особенности и условия повышения эффективности управления интеллектуальным капиталом в вузах (разработка инноваций, коммерциализация, управление трансакционными издержками). По итогам исследования обобщаются некоторые особенности управления интеллектуальным капиталом в вузах и делаются выводы о состоянии и перспективах развития данного направления.
Abstract. The article is dedicated to the study of the specifics of managing intellectual capital in modern higher education institutions. It provides a generalized characterization of groups and categories that form the intellectual capital of a university. The central and primary importance of students in the intellectual capital of a university and its development is emphasized. The functions of managing intellectual capital in universities are highlighted, and the nature of their impact on the country's intellectual capital is clarified. Some features and conditions for improving the management efficiency of intellectual capital in universities (innovation development, commercialization, transaction cost management) are identified. Based on the research findings, some features of managing intellectual capital in universities are summarized, and conclusions are made about the state and prospects of this direction's development.
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, человеческие ресурсы, инновации, специфика интеллектуального капитала вуза, научно-инновационная деятельность вуза, функции управления интеллектуальным капиталом в вузе.
Keywords: intellectual capital, human resources, innovations, specifics of university intellectual capital, scientific-innovative activity in universities, functions of managing intellectual capital in a university.
Введение
Инновационные научно-технические и социально-экономические преобразования требуют организации комплексного управления развитием интеллектуального капитала, что раскрывается на уровне аккумулирования, укрепления, популяризации и распространения знаний, навыков и опыта, создания нематериальных активов и их применения для решения прикладных общественно- и государственно- значимых задач. Управление интеллектуальным капиталом в высших учебных заведениях является одним из множества институциональных элементов реализации инновационных функций, за которыми скрывается возможность осуществлять экономические преобразования и в целом поддерживать темпы экономического роста страны. Вузы, в данном случае, занимают интегральное положение в реализации обширного числа направлений деятельности, тесно сопряженных с интеллектуальным капиталом, начиная от выпуска специалистов под потребности рынка труда, и заканчивая развитием знаний.
Актуальной, в связи с обозначенным комплексным значением высших учебных заведений и их влиянием на все сферы человеческой жизнедеятельности, видится тема управления интеллектуальным капиталом в вузах. В частности, необходимость приобретает рассмотрение особенностей управления интеллектуальным капиталом в вузах с упором на реализацию инновационных функций, а также оценка общих черт современной сложившейся модели управления интеллектуальным капиталом в вузах России.
Цель исследования - охарактеризовать специфику управления интеллектуальным капиталом в высших учебных заведениях России.
Интеллектуальный капитал как категория многогранная и противоречивая, как правило, рассматривается различными авторами на стыке имеющихся в распоряжении ресурсов, а именно человеческих, рыночных и структурных. Как подчеркивает В.Б. Тарабаева, управление интеллектуальным капиталом становится одной из форм создания новых стоимостей за счет использования имеющихся знаний, их системного представления и реализации в виде интеллектуального потенциала. Последний, в свою очередь, сводится к созданию новых рыночных продуктов, которые находят применение в различных сферах и направлениях, начиная от сугубо социальных, заканчивая экономическими (коммерческие цели) [5].
Как пишут С.Г. Тяглов и Е.А. Янчик, обеспечение конкурентоспособности России на мировой арене невозможно без организации слаженной системы управления интеллектуальным капиталом, которая бы отличалась направленностью на эффективную реализацию экономической функции. Авторы верно подмечают, что сложившаяся система неэффективного управления интеллектуальным капиталом и его нерезультативного применения в экономике требует пересмотра общих подходов к стимулированию выпуска производственных ресурсов, центральную роль среди которых занимают именно человеческие ресурсы [6]. Соглашаясь с позицией авторов, заметим, что высшие учебные заведения становятся институтом, выпускающим научные кадры для национальной экономики, в связи с чем особенности сформировавшейся системы управления интеллектуальным капиталом в вузах будут напрямую транслироваться на состояние управления интеллектуальным капиталом на микроуровне (в конкретной организации), определяя степень инновационной активности и качество реализации производственных функций [4].
Принимая во внимание данный тезис, требуется организовать трансформацию сложившейся системы управления интеллектуальным капиталом в вузах страны на инновационную направленность, что также выделяется в работе Г.М. Сундуковой. Автор считает, что высшие учебные заведения нуждаются в переходе к элементам экономического роста, включения инструментов финансирования, накопления знаний, навыков, опыта, повышения доходности с учетом общих ограничений, а также определением инвестиционных направлений работы с интеллектуальным капиталом с их последующей реализацией [3]. В целом, все обозначенное сводится к системе специфических задач управления интеллектуальным капиталом вуза, которые так или иначе проявляются в деятельности почти каждой образовательной организации:
- организация научно-исследовательской деятельности в направлении фундаментальных исследований, т.е. накопление теории, освоение новых технологических решений, развитие научных течений, школ, концепций, методологий и т. д.;
- подготовка специалистов конкретных направлений и профилей подготовки под потребности экономики, раскрывающаяся на уровне государственного заказа и имеющихся требований рынка труда (спроса со стороны работодателей);
- закрепление научно-инновационного фокуса и характера существования науки в системе высшего образования, т.е. реализация научной и инновационной деятельности в их неразрывной связи;
- стимулирование социального партнерства и сотрудничества с другими некоммерческими и/или общественными учреждениями для ведения собственной деятельности, взаимодействие с коммерческими структурами, в том числе для финансирования исследований, реализации внешних заказов на специалистов / инновации и т. д.;
- выпуск объектов интеллектуальной собственности, защита прав на интеллектуальную собственность, новаторство;
- привлечение внебюджетных источников финансирования и их перераспределение по различным значимым направлениям исследовательской активности;
- установление партнерских связей на международном уровне, с фокусом на обмен знаниями, опытом, практиками и т. п.
Т.В. Крамин и Н.В. Кочеткова считают, что управление интеллектуальным капиталом в вузе должно осуществляться через призму минимизации трансакционных издержек. Подобная модель позволяет сократить негативное влияние трансакционных издержек на инновационную активность и общую деятельность, направленную на формирование интеллектуального капитала в вузе. В соответствии с обозначенной концепцией, предложенной в исследовании Т.В. Крамина и Н.В. Кочетковой, к трансакционным издержкам относятся: неопределенность, связанная с рабочей силой, направленность на собственные интересы, а не интересы организации, влияние информационной асимметрии, сложность поиска информации, влияние рыночной динамики, издержки по защите интеллектуальных прав, а также заключению контрактов [1]. В целом обозначенные тран-сакционные издержки исходят из ключевых функций управления интеллектуальным капиталом в вузе, отражают влияние внутренней и внешней среды на степень и эффективность интеллектуального капитала.
Л.В. Левченко и М.Е. Келейнова верно подчеркивают, что современные организации высшего образования нуждаются не только в построении эффективных систем управления интеллектуальным капиталом, но и его коммерциализации, с последующей перспективой повышения собственных доходов и их влиянием на научно-исследовательскую деятельность, развитие человеческих ресурсов, которые лежат в основе интеллектуального капитала вуза. Авторы выделяют широту внутренних факторов развития интеллектуального капитала, определяя влияние образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности, имеющихся у вуза ресурсов, непосредственно системы управления инновациями, элементов управления финансами, маркетингом и информацией на конечные характеристики интеллектуального капитала. Ключевым тезисом исследования авторов является тезис о том, что эффективное управление интеллектуальным капиталом в вузе невозможно без коммерциализации, поскольку она становится способом обеспечить внешний приток доходов или найти источники внутреннего повышения эффективности, т.е. применения собственных достижений и знаний на практике [2].
Учитывая все вышеприведенные исследования, обобщим ключевые особенности управления интеллектуальным капиталом в современных вузах на рисунке 1.
•первичное значение обучающиеся в формировании интеллектуального капитала, поскольку вузы осуществляют подготовку специалистов и научных кадров под потребности экономики;
•последующее влияние обучающихся, подготовка которых осуществляется в вузе, на общее состояние интеллектуального капитала, ввиду включения обучающихся в процесс создания знании, опыта, проведения научныхисследований ит. п.;
•связанность с бизнес-процессами, тенденциями и динамикой рынка, ввиду зависимости от внешних субъектов (государство выпускает образовательные стандарты, предприятия нуждаются в привлечении наиболее конкурентоспособных кадров и т. д.);
•высокая роль человеческого капитала в структуре интеллектуального капитала вуза, что является следствием его активного проникновения во все инновапионныепроцессы;
•переход к развитию интеллектуального капитала за счет подготовки комплексных стратегии, определения стратегий развития вуза и снижения факторов-ограничений (ярким примером которых являются трансакционные издержки, управление которыми в векторе сокращения включается в обозначенные стратегии^:
■переход к коммерциализации знании, ввиду ценности выпуска прикладных инновации, позволяющих генерировать дополнительные доходы, которые в конечном счете перенаправляются на поддержание хозяйствования и повторную организацию мероприятий по развитию интеллектуального капитала.
Рисунок 1 - Особенности управления интеллектуальным капиталом
Обозначенные особенности в комплексе определяют современное состояние системы управления интеллектуальным капиталом и, хотя высшие учебные заведения находятся в неопределенном положении, требуется отслеживать общую эффективность их деятельности, они позволяют покрывать как минимум частичные потребности экономики в интеллектуальном капитале, осуществляя выпуск человеческих ресурсов, владеющих знаниями и определенным опытом.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют подчеркнуть высокую роль и значение управления интеллектуальным капиталом в деятельности современных высших учебных заведений, ввиду влияния интеллектуального капитала на хозяйствование вуза и его центральную роль в реализации инноваци-
онных, научных и образовательных функций. Современный этап управления интеллектуальным капиталом в вузах, на наш взгляд, нельзя охарактеризовать определенным образом - и, хотя выделяются собственные функции, задачи и особенности подобной деятельности на стадии формирования и активного развития находятся элементы коммерциализации, свободного управления, которые занимают не меньшую роль в структуре влияния на результаты управления интеллектуальным капиталом вуза. Перспективной в этой связи видится задача последующего рассмотрения практик управления интеллектуальным капиталом на примере конкретных высших учебных заведений с выделением особенностей и результативности такого управления.
Источники:
1. Крамин Т.В., Кочеткова Н.В. Модель управления интеллектуальным капиталом вузов на основе трансакционного подхода // Russian Journal of Economics and Law. 2012. №4 (24). С. 157-163.
2. Левченко Л.В., Келейнова М.Е. Формирование в системе высшего образования условий коммерциализации использования интеллектуального капитала // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2016. №1. С. 129-136.
3. Сундукова Г.М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза // Управление. 2017. №1 (15). С. 80-87.
4. Сутулова Ю.О. Управление интеллектуальным капиталом: проблемы и пути решения // Международный электронный научный журнал «Социальные и экономические системы». 2023. №1.2. С. 282-292.
5. Тарабаева В.Б. Управление интеллектуальным капиталом в вузе // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2013. №23 (166). С. 86-91.
6. Тяглов С.Г., Ячник Е.А. Актуальные аспекты управления интеллектуальным капиталом образовательной организации // Имущественные отношения в РФ. 2014. №10 (157). С. 96-100.
EDN: ZZSWHV
А.Ю. Тарасова - магистрант факультета Высшая школа управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
A.Yu. Tarasova - master's degree student of the Faculty of Higher School of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia;
Научный руководитель: Е.Э. Головчанская - доцент Департамента менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected],
Scientific supervisor: E.E. Golovchanskaya - Associate Professor of the Department of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОЕКТА: ПОДПРОЦЕССЫ И ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ПРОЕКТАХ КРУПНОГО РИТЕЙЛА PROJECT QUALITY MANAGEMENT: SUBPROCESSES AND THE FORMATION OF A METHODOLOGY FOR EVALUATING EFFECTIVENESS IN LARGE RETAIL PROJECTS
Аннотация. В данной статье дается краткая характеристика понятия «качество» в управлении проектами, рассматриваются основные подпроцессы - составляющие управления качеством проектов компаний вне зависимости от отрасли реализации проектных инициатив. Также затрагивается вопрос необходимости проведения в рамках проектов оценки эффективности управления качеством в проектном менеджменте. Предметом данного исследования является формирование методики комплексной оценки эффективности управления качеством проектов в крупном ритейле с учетом изложенных особенностей отрасли. По итогам работы сформированы критерии системы оценки, их эталонные значения, формулы расчетов, приведено обоснование важности каждого из указанных параметров методики для оценки управления качеством проектов и определены основные факторы, стимулирующие неэффективное управление качеством проектов в крупном ритейле. Результаты работы могут быть применены для дальнейшего изучения вопроса по управлению качеством проектов и совершенствования выработанной в данной статье методики оценки эффективности управления качеством проектов через выявление новых критериев. Данная статья написана в рамках апробации результатов исследования магистерской диссертации на тему: «Управление качеством проекта в сфере крупного ритейла».
Abstract. This article provides a brief description of the concept of "quality" in project management, examines the main subprocesses -components of quality management of companies' projects, regardless of the industry of project initiatives. The issue of the need to assess the effectiveness of quality management in project management within the framework of projects is also raised. The subject of this study is the formation of a methodology for a comprehensive assessment of the effectiveness of quality management of projects in large retail, taking into account the described features of the industry. Based on the results of the work, the criteria of the evaluation system, their reference values, calculation formulas were formed, the justification of the importance of each of the specified parameters of the methodology for evaluating project quality management was given and the main factors stimulating inefficient project quality management in large retail were identified. The results of the work can be applied to further study the issue of project quality management and improve the methodology developed in this article for evaluating the effectiveness of project quality management through the identification of new criteria. This article is written as part of the approbation of the results of the research of the master's thesis on the topic: "Quality management of projects in the field of large retail".
Ключевые слова: качество, управление проектом, эффективность управления качеством, метрики качества, подпроцессы управления качеством проекта, крупный ритейл.
Keywords: quality, project management, quality management efficiency, quality metrics, subprocesses of project quality management, large retail.
Введение
В XXI веке продолжает активно прослеживаться, сформировавшаяся еще в двадцатом тысячелетии, тенденция применения проектного подхода к организации деятельности компаний. Данный факт не случаен, ведь реализация проектного подхода в первую очередь направлена на более эффективное использование корпоративных ресурсов, содействие рациональному управлению сроками проекта и постановку четких целей деятельности проектной команды [1]. Все это в совокупности в долгосрочной перспективе должно содействовать повышению Lifetime Value (LTV) заказчика проекта, что положительным образом скажется на имидже компании и референс-листе проектного менеджера, в частности.[2] Однако добиться вышеперечисленных преимуществ можно только при соблюдении должного уровня качества организации работ. Также нельзя забывать, что в соответствие с моделью «Треугольника ограничений проекта» качество является одним из факторов - ограничителей при реализации проекта. Именно поэтому крайне важным аспектом проектной деятельности становится обеспечение грамотного управления качеством проектов. В связи