рованием образования не способна перейти на постиндустриальный виток развития, поскольку у нее отсутствует основа для этого, а наличие потребительской индустрии гипермаркетов, рекламной инфраструктуры и большого количества людей, занятых трудом в сфере дизайна, рекламы и развлечений, вовсе не обязательно указывает на развитый постиндустриальный мир.
Сегодня открытое информационное общество «без идеологий» обретает «новую идеологию рекламы и потребления». Она во многом и формирует виртуальное пространство культуры, взамен политики партии, мифов, легенд и сказок. Реклама — это комплекс технологий коллективного манипулирования виртуальными реальностями сознания, система воспитания и движущая сила культуры кон-сьюмеризма [2, с. 67].
Итак, Интернет является важнейшей технологией современного (информационного) общества. Являясь источником новой экономики, глобальная сеть становится определяющим фактором общественного развития. В то же время Интернет создают люди, приспосабливая его к своим потребностям, интересам и ценностям. По сути, Интернет является отражением общества в целом и живущих в этом обществе людей.
Библиографический список
1. Линдстром, М. Детский брендинг / М. Линдстром. — СПб. : Нева, 2004. - 316 с.
2. Дмитриева, Л. М. Реклама как конструкт виртуального пространства культуры / Л. М. Дмитриева, М. С. Сибин. — М. : Магистр, 2011. — 112 с.
3. Шурыгина, О. Психологический таргетинг для продаж в Интернет / О. Шурыгина. — М. : Эксмо, 2010. — 256 с.
4. Притчин, А. Н. Миф и реклама / А. Н. Притчин, Б. С. Те-ременко // Общественные науки и современность. — 2002. — № 3. — С. 149—163.
5. Брендинг: РИ-технология / М. В. Герасимова [и др.]. — СПб. : Справ. Петербурга, 2007. — 112 с.
6. Массовая культура: современные западные исследования : пер. с англ. / Отв. ред. и предисл. В. В. Зверевой, послесл. В. А. Подороги. — М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2005. — 339 с.
7. Олтаржевский, Д. О. Экстериоризация корпоративных медиа в эпоху онлайн-технологий: коммуникационный аспект и социальные следствия / Д. О. Олтаржевский // Информационное общество. — 2013. — № 6. — С. 44 — 48.
8. Нижегородцев, Р. М. Информационная экономика. В 3 кн. Кн. 1. Информационная Вселенная: Информационные основы экономического роста / Р. М. Нижегородцев. — М. : Кострома, 2002. — 163 с.
9. Баева, Л. В. Электронная культура: опыт философского анализа / Л. В. Баева // Вопросы философии. — 2013. — №5. — С. 75 — 83.
10. Авилов, В. И. Энергобезопасность — приоритетная задача России / В. И. Авилов, С. Д. Авилова // Век глобализации. — 2013. — № 2. — С. 167 — 179.
ВАЛЕВИЧ Елена Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии. Адрес для переписки: [email protected] ИЛЬИН Алексей Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры практической психологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.11.2014 г. © Е. С. Валевич, А. Н. Ильин
УДК 130.2:070.1 о. Н. ТКАЧЕНКО
Омский государственный технический университет
СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСТВА В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ
В статье актуализируется проблема изучения сущностных особенностей творчества, осуществляемого в рамках медиапространства (медиасреды). Раскрываются понятия «медиа», «медиапространство», «медиаиндустрия». Облик и содержание медиапространства формируется в результате осуществления разноплановых и популярных в настоящее время видов творческой деятельности, направленных на создание форм, средств и способов осуществления информационных процессов. Далее рассматриваются особенные черты такой творческой деятельности.
Ключевые слова: медиа, медиапространство, медиаиндустрия, медиатворчество.
Развитие современного общества в специализированной и научной литературе характеризуется преобладанием информационно-коммуникационной сферы. В XX веке в круг исследуемых мыслителями научных тем включаются такие понятия, как «медиа», «масс-медиа», «медиапространство», «медиаиндустрия». Речь идет о возникновении так называемой глобальной медиасферы в результате повсеместного распространения средств массовой коммуникации.
Отмечается интегрирующее воздействие массовой информации на общество, меняющее не только представление о действительности, но и саму эту действительность вместе со способами ее преобразования. «Медиа и экранные технологии повлияли на все стороны нашей жизни, на образ мысли, поведение и мотивацию человека...» [1, с. 66]. В связи с этим В. В. Савчук отмечает высокий интерес научного сообщества к медиа и начало формирования нового
направления философской мысли — медиафило-софии. Так обозначается «мета-уровень исследования медиа или, что будет более соответствовать истине, — медиареальности, как нового качественного образования, порожденного медиа» [1, с. 67].
Рассмотрим понятия «медиа», «медипростран-ство», «медиаиндустрия».
Понятие «медиа» зарождается в английском языке еще в XVI веке с использованием его основного значения «посредник» (мн. ч. от лат. Medium — посредник). Впоследствии термин «медиа» стал применяться в связи с распространением информации при помощи первого массового средства коммуникации — газет. Ныне данное понятие используется в широком смысле для обозначения средств массовой коммуникации (как сокращение от «масс-медиа»), а также в узком — для обозначения технического канала, являющегося посредником при передаче послания от отправителя к получателю (почта, радио, ТВ, Интернет и др.).
Для точного определения понятия «медиапро-странство» важно выяснить, что понимается под пространством. Отметим, что в научной литературе встречается также синонимичное понятие «медиа-среда» (мы также будем считать данные понятия синонимами). Если рассматривать понятие «пространство» в соотношении с понятием «среда», то под пространством можно рассматривать не только форму (вместе со временем) существования бесконечно развивающейся материи, но и некую область распространения чего-либо. Выбранному типу происходящих событий может ставиться в соответствие свое пространство: культурное, экономическое, информационное и прочее. Так, совокупность событий по поводу производства, распространения и потребления массовой информации может рассматриваться как медиапространство (медиасреда).
«Медиапространство может быть позиционировано как особая реальность, являющаяся частью социального пространства и организующая социальные практики и представления агентов, включенных в систему производства и потребления массовой информации» [2]. Отмечается, что феномен включает три формы репрезентации: физическое пространство, пространство социальных отношений и символическое пространство.
В рамках медиапространства преобладает сетевой принцип связи субъектов, осуществляющих отношения по поводу производства, распространения и получения информации. Наличие таких отношений делают возможным существующие каналы и средства передачи информации: телевидение, радио, пресса, Интернет, мобильная связь и иные телекоммуникационные системы. Воспроизводство событий в той части социального пространства, которое названо нами медиапространством, за счет всевозможных каналов передачи информации можно назвать медиаиндустрией.
«Медиаиндустрия — это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления экономических благ, имеющих информационно-культурологический и коммуникационный характер» [3, с. 25]. Выделяются критерии, согласно которым медиаиндустрию можно отделить от других ситуаций активной коммуникации (например, театра): наличие специально организованного медиапространства для эффективного обеспечения постоянной коммуникации и профессиональная вовлеченность в медиапространство элемента (субъекта) социально-экономической
системы, реализующейся в процессе коммуникации [3, с. 46-47].
Таким образом, медиаиндустрия выступает в роли посредника, делающего возможным передачу и получение информации. Так, подчеркивается, что создание смыслов, заключающих ценности, идеи, эмоции и др., здесь не осуществляется. В рамках организованного медиапространства циркулируют знаки (сведения, факты, данные) и значения, необходимые для донесения смыслов.
Роль посредника обусловливает функции медиа-индустрии — обеспечение среды и средств осуществления информационных процессов: получение, передача, обработка, хранение, использование информации. Все эти процессы не имеют отношения к созданию смысла сообщения. Данные функции в полной и очевидной форме получили возможность реализоваться в рамках электронного пространства всемирной сети Интернет.
Однако здесь возникает вопрос о том, может ли «медиум» (посредник), а именно медиаиндустрия, привнести что-то «от себя» при протекании информационных процессов? В рамках данной статьи мы не будем затрагивать проблему переосмысления, искажения, потери смыслов в коммуникационном процессе по разным причинам, поскольку обращаемся к изначальному назначению формирования организованного пространства медиа. В. В. Савчук при анализе методологических подходов к пониманию медиа приходит к выводу, что медиа сейчас все же скорее среда, чем посредник [4]. Эта среда имеет возможность расширяться и углубляться, заполняться новыми и множеством копий существующих смыслов, здесь могут появляться и трансформироваться носители смыслов. Медиапрстранство постоянно изменяется и развивается за счет творческой деятельности субъектов, участвующих в информационных процессах.
Итак, описанные особенности медиапростран-ства позволяют нам обозначить специфику творческой деятельности, реализуемой в рамках и при помощи медиа.
Существует множество определений и разные подходы к пониманию сути творческой деятельности. Творческая деятельность как одна из форм коллективной или индивидуальной деятельности направлена на создание качественно нового, ранее не существовавшего продукта, идеи, теории и др. Она созидательна, направлена на нестандартное решение проблемной ситуации. Это «деятельность человека по преобразованию действительности (как природной, так и социальной), завершающаяся созданием нового оригинального продукта; процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых» [5]. Так творческая деятельность в основе продуктивна, что указывает на такие ее характеристики, как полезность (ценность) и новизна (оригинальность).
Определения понятия «творчество» затрагивают достаточно широкий диапазон проблем: от идеи о том, как справиться с той или иной проблемной задачей, до концепции творческого акта как полного осуществления и выражения всех уникальных возможностей индивида. Проявления творческой деятельности весьма разнообразны. Определенные виды творчества соотносят в основном с материально-практической или к духовной сферами общественной жизни. В зависимости от характеристик сфер деятельности, в которых для успешного реше-
ния проблемных ситуаций важна работа творческого мышления, традиционно выделяют следующие виды творчества: научное, техническое, художественное и педагогическое.
Однако формируемое и расширяющееся медиа-пространство, можно сказать, порождает новые специфические направления творческой деятельности, некоторые из которых в научной и специализированной литературе обосновываются как вполне самостоятельные виды творчества. При этом справедливо утверждать, что эти виды творческой деятельности делают возможным и делают все более разнообразным медиапространство. Здесь можно отметить рекламное творчество ( рекламный креатив), дизайн и его разновидности (наиболее популярен коммуникативный дизайн, дизайн цифровой среды, дизайн массивов данных), фотографирование, программирование, режиссура и др. Эти виды творческой деятельности особенны, в первую очередь, своим многообразием. Но они обладают множеством существенных общих черт, что, дает нам основание говорить о « медийном творчестве» вообще. Термин «медиатворчество» достаточно часто встречается в работах по педагогике, психологии, социологии. Однако пока отсутствует его точное определение, как и осмысление сущностных особенностей данного феномена. Системное обоснование медиатвор-чества является актуальным и требует достаточно серьезного исследования, которое, как нам представляется, должно изначально исходить из выявления особенных черт творческой деятельности, осуществляемой в медиапрстранстве. Рассмотрим эти особенности подробнее:
1. В отношении медийного творчества часто употребляется термин креатив. В исследованиях проблематики рекламного креатива отмечается то, что креативный процесс характеризуется прагматическим элементом, «то есть изначальным пониманием, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать и, собственно, что именно нужно создавать» [6]. Техническое творчество также основано на определении материальных потребностей общества и преобразовании в соответствии с ними окружающей среды (формирование материальной, искусственной среды человеческой жизни — техносферы). Однако медиа-творчество направлено на формирование медиа-сферы, структура и характер которой определяется информационными потребностями общества и, соответственно, способами, формами их удовлетворения.
2. Практически все специалисты медиаиндустрии рассматриваются в качестве субъектов творчества, поскольку умение творчески мыслить и решать профессиональные задачи стало одной из основных характеристик профессиональной компетентности. В частности, отмечается, что для специалиста в сфере рекламы и связей с общественностью креативность рассматривается как способ профессиональной реализации. В настоящее время выходит множество работ по креативной педагогике, в которых актуализируется проблема формирования творчески ориентированного образования, способного к воспитанию творческих личностей. Творчески ориентированная личность в условиях расширяющегося и оказывающего все большее давление медиапро-странства имеет больше возможностей достижения профессионального и личностного успеха. Со времен разработки теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллером ученые не оставляют попытки создания эффективных технологий
воспитания творческой личности. Такой технологический подход несколько меняет представление о субъекте творчества как одаренной личности и творческом процессе, основанном на творческом вдохновении. В медиатворчестве отсутствие вдохновения не должно становиться препятствием в генерировании новых идей.
3. Продуктом художественного творчества является художественный образ, технического — изобретение механизмов (конструкций, приборов), научного — новое знание (теории, концепции), педагогического — новые технологии преподавания. Продуктами медийного творчества становятся формы и способы представления информации, а шире формы и средства осуществления информационных процессов. Например, одним из популярных направлений в дизайне является инфографика — это представление большого объёма данных и информации, которую трудно материализовать, при помощи визуальных элементов с целью ее быстрого и эффективного восприятия. В рекламном сообщении содержится некоторая творческая концепция (или миф), представляющая собой способ донесения информации о товаре. Это конкретная информация содержится в задании на разработку (брифе) и не является продуктом творчества, а результат рекламного творчества — креативная концепция и рекламный образ.
4. Поскольку в результате творческого процесса в медиасреде предлагается некоторый способ представления информации, то материалом творческого мышления становятся стереотипы и шаблоны. Впервые термин «стереотип» употребил известный американский журналист У. Липпманн в книге «Общественное мнение» с целью ярче выразить свою мысль о существовании упрощенных, заранее принятых представлений [7].
Продут творческой деятельности должен удовлетворять информационные потребности, а не создавать смыслы, поэтому важно использовать уже имеющиеся представления в сознании людей. Хотя это не мешает формированию новых представлений у получателей информации. Например, опыт осуществления покупок через интернет-сервисы создает в сознании покупателей типичные представления о том, как должен быть организован интернет-магазин.
5. Медийное творчество характеризуется преобладаем визуальных моделей в репрезентации его результатов. Визуализация — это способ обеспечения наблюдаемости реальности. Результатом процесса визуализации становится некая визуальная модель, имитирующую сущность объекта познания. Визуальная модель может быть создана при помощи любого вида деятельности, позволяющего воспроизвести зрительно воспринимаемые стимулы: текст (начертание шрифта, визуальное форматирование и расположение текстовых блоков), живопись и графика, декоративно-прикладное искусство, театрализация и дополненная реальность, мультимедиа и компьютерная графика (презентации, анимация и мультипликация, фото) и пр. Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий позволяет реализовать практически любые возможности визуализации не только объектов материального мира, но и процессов, явлений.
В заключение отметим важность дальнейшего фундаментального исследования феномена медиа-творчества. Актуальность такой работы заключается в необходимости осмысления роли такой творческой деятельности в современной культурной и соци-
альной среде, поскольку, несомненно, она формирует облик и содержание медиапространства (медиа-среды), ставшего неотъемлемой частью жизни современного человека.
Библиографический список
1. Савчук, В. В. Российский домен медиафилософии /
B. В. Савчук // Политическая концептология. — 2011. — № 4. —
C. 66 — 71.
2. Юдина, Е. Н. Развитие медиапространства в современной России (на примере телевидения) : автореф. дис. ... д-ра соц. наук / Е. Н. Юдина. — М., 2008. — С. 3.
3. Минаев, Д. В. Медиаиндустрия: понятие, институциональные и организационно-экономические особенности формирования и функционирования : моногр. / Д. В. Минаев, Е. Я. Морозова, В. В. Метлюк ; под ред. Д. В. Минаева. — СПб. : СПбГИЭУ, 2011. — 282 с.
4. Савчук, В. В. Медиафилософия. Приступ реальности / В. В. Савчук. — СПб. : РХГА, 2013. — 350 с.
5. Барышева, Т. А. Творчество: теория, диагностика, технология : словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / Под ред. Т. А. Барышевой. — СПб., 2008. — C. 126-127.
6. Ткаченко, Н. В. Креативная реклама. Технологии проектирования : учеб. пособие / Н. В. Ткаченко, О. Н. Ткаченко ; под ред. Л. М. Дмитриевой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -С. 60 .
7. Lippmann, W. Public opinion [Электронный ресурс] / W. Lippmann. — Режим доступа : http://www.gramotey.com/ books/411195199373.75.htm (дата обращения: 14.09.2014).
ТКАЧЕНКО Ольга Николаевна, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии». Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.09.2014 г. © О. Н. Ткаченко
Информация
Международная научно-практическая конференция «Духовные основания русской культуры и современный художественный процесс» 16 апреля 2015 года, Санкт-Петербург
Тематические направления конференции:
— истоки и мировоззренческие основы русской культуры;
— православие как фактор развития русской культуры;
— русская культура в пространстве «Восток — Запад»;
— модерн, постмодерн и русская культура;
— современный художественный процесс: вопросы эстетики, творчества и смысла;
— современное искусство: люди, формы и технологии;
— кинематограф и литература нашего времени: вопросы духовного поиска.
К участию в конференции приглашаются научные сотрудники, преподаватели и аспиранты.
Порядок участия в конференции
Заявки на участие в конференции и статьи принимаются двумя отдельными файлами до 07.04.2015 года включительно по электронному адресу: [email protected]. Планируется издание сборника материалов конференции.
В заявке просьба указать фамилию, имя, отчество полностью, место работы, должность, ученую степень, звание, название тематического направления, в котором Вы решили принять участие, тему Вашего доклада. Заявка подается отдельным файлом, в теме письма указывается фамилия участника конференции, например: «Русская культура. Иванов А. И. Заявка».
Возможно заочное участие в конференции с публикацией статьи в сборнике, о чем также следует указать в заявке.
Статьи по материалам конференции будут изданы отдельным сборником. Оргкомитет конференции вправе отклонить материалы, не соответствующие указанным требованиям. Организационный взнос за участие в конференции не предусмотрен.
Конференция состоится по адресу:
Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 13,
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.
Дополнительную информацию можно получить по телефону:
8-921-59-173-59, Климин Алексей Иванович.
Электронный адрес: [email protected]
Источник информации: http://www.kon-ferenc.ru/konferenc07_04_15_2.html (дата обращения: 27.02.2015)