Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ТРЭВЕЛ-ТЕКСТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-МЕДИА ИЗДАНИЯ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»'

СПЕЦИФИКА ТРЭВЕЛ-ТЕКСТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-МЕДИА ИЗДАНИЯ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трэвел-журналистика / интернет-издание / трэвел-текст / региональное интернет-издание / текст туристической тематики / путешествия

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каринэ Самвеловна Абрамян

В статье рассматривается малоизученное направление в журналистике – журналистики путешествий и туризма. Поднимая вопросы определения места этого направления в системе СМИ и прослеживания его истории, автор основное внимание уделяет особенностям трэвел-контента, размещенного в региональных интернет-изданиях и его роли. В рамках работы проанализированы девять текстов туристической тематики и выделен ряд особенностей, среди которых наличие средств визуализации информации, черты интернет-жанра «блог-пост», историческая справка, гипертекст, авторское начало, использование различных стилистических приемов, интенция оценивания. Знание характеристик трэвел-текстов может представлять ценность для журналистов, работающих над созданием подобных материалов. Одним из исследователей теоретического аспекта особенностей трэвел-журналистики стала И.В. Показаньева, которая дала определение этому направлению журналистики. Жанровую теорию трэвел-журналистики изложил в своей работе А.А. Тертычный. Эмпирической базой исследования послужили публикации интернет-издания Челябинской области, формирующего имидж региона как объекта для развития туризма. Автор приходит к выводу, что сегодня в условиях развития внутреннего и въездного туризма важно, чтобы потенциальная и реальная аудитория практически ежедневно получала объективную, своевременную, доступную информацию из СМИ различного уровня о возможностях и целях путешествий по регионам России. Возникает необходимость не только в поддержании интереса у потенциальных клиентов к популярным маршрутам, но и в качественном освещении новых предложений. Все это сегодня представляет трэвел-журналистику как важнейшее и перспективное направление развития СМИ общенационального, федерального и регионального уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ТРЭВЕЛ-ТЕКСТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-МЕДИА ИЗДАНИЯ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЖУРНАЛИСТИКИ

Медиасреда. 2024. № 1. С. 5-8. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 1: 5-8. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-1-5-8

СПЕЦИФИКА ТРЭВЕЛ-ТЕКСТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-МЕДИА ИЗДАНИЯ «КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА»

Каринэ Самвеловна Абрамян

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается малоизученное направление в журналистике - журналистики путешествий и туризма. Поднимая вопросы определения места этого направления в системе СМИ и прослеживания его истории, автор основное внимание уделяет особенностям трэвел-контента, размещенного в региональных интернет-изданиях и его роли. В рамках работы проанализированы девять текстов туристической тематики и выделен ряд особенностей, среди которых наличие средств визуализации информации, черты интернет-жанра «блог-пост», историческая справка, гипертекст, авторское начало, использование различных стилистических приемов, интенция оценивания. Знание характеристик трэвел-текстов может представлять ценность для журналистов, работающих над созданием подобных материалов. Одним из исследователей теоретического аспекта особенностей трэвел-журналистики стала И. В. Показаньева, которая дала определение этому направлению журналистики. Жанровую теорию трэвел-журналистики изложил в своей работе А. А. Тертычный.

Эмпирической базой исследования послужили публикации интернет-издания Челябинской области, формирующего имидж региона как объекта для развития туризма.

Автор приходит к выводу, что сегодня в условиях развития внутреннего и въездного туризма важно, чтобы потенциальная и реальная аудитория практически ежедневно получала объективную, своевременную, доступную информацию из СМИ различного уровня о возможностях и целях путешествий по регионам России. Возникает необходимость не только в поддержании интереса у потенциальных клиентов к популярным маршрутам, но и в качественном освещении новых предложений. Все это сегодня представляет трэвел-журналистику как важнейшее и перспективное направление развития СМИ общенационального, федерального и регионального уровней.

Ключевые слова: трэвел-журналистика, интернет-издание, трэвел-текст, региональное интернет-издание, текст туристической тематики, путешествия.

Для цитирования: Абрамян К. С. Специфика трэвел-текстов региональных интернет-медиа издания «комсомольская правда» // Медиасреда. 2024. № 1. С. 5-8. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-5-8

For citation: Abrahamyan K. S. (2024). Specifics of travel texts of regional Internet media publication "Komsomolskaya Pravda". Mediasreda, 1: 5-8. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-5-8

Региональная трэвел-журналистика является одним из наиболее перспективных направлений в современном медиаполе как с точки зрения практикующего медиаспециалиста, так и с позиции исследователя. Это связано с ослаблением международного туризма на фоне санкционных ограничений и увеличением доли внутрироссийского, что находит свое подтверждение, в частности, в реализации национального проекта России «Туризм и индустрия гостеприимства».

В контексте планирования будущего путешествия люди зачастую обращаются к различным медиаплатформам, в том числе к региональным сайтам, где материалы данной тематики представлены в специальных разделах. Размещенные там тексты обладают специфическими особенностями.

В качестве теоретико-методологической базы мы использовали научные источники, раскрывающие с различных позиций ключевые аспекты настоящего проблемного поля.

Так, в качестве основы для ретроспективного понимания логики эволюционных изменений трэвел-журналистики в России была использована работа «Журналы путешествий. История развития специализированной периодики в России» Ю. В. Ростовской (Ростовская 2012). Для определения традиционной жанровой специфики - «Жанры периодической печати» А. А. Тертычного (Тертычный 2000). При очерчивании проблемных зон - «Проблемное поле трэвел-журналистики как явление современного медиапространства» И. В. Показаньевой (Показаньева 2017).

Степень научной разработанности феномена трэвел-журналистики достаточно высока, однако нам не удалось обнаружить авторитетные источники, которые бы акцентировали внимание именно на проблеме текстов туристической тематики, размещенных в региональных интернет-изданиях, в связи с чем, с нашей точки зрения, данная область медиаисследований нуждается в уточнении.

По мнению кандидата филологических наук М. С. Штейман, в конце ХХ века туризм становится глобальной индустрией, а путешествия - едва ли не обязательной частью времяпровождения значительного количества граждан любой развивающейся страны (Штейман 2019).

Согласно позиции российского филолога В. В. Тулупова, журналистика путешествий является одним из наиболее динамично трансформирующихся направлений СМИ (Тулупов 2019).

Существует широко распространенное мнение о том, что трэвел-журналистика не требует от трэвел-журналиста особых навыков и знаний. Однако, как заметил знаменитый исследователь Африки Дэвид Ливингстон: «Гораздо легче совершать путешествие, чем описывать его» (Кривцов 2017). Дело в том, что образ журналиста как человека, который ездит по различным городам и отдыхает, а затем еще и получает гонорар, в корне не верен. В связи с тем, что трэвел-журналистика предоставляет читателю сведения о различных странах и городах, при этом затрагивая темы истории, культуры, религии, географии, туризма, журналисту, работающему в этом направлении, предстоит решать широкий диапазон задач (Гуминский 2004).

По мнению профессора Е. В. Комаровой, в России история трэвел-журналистики началась с появлением журнала «Вокруг света», который был основан петербургским издателем М. Вольфом в 1861 г. (Комарова 2013).

Согласно точке зрения аспиранта кафедры периодической печати МГУ имени Ломоносова Ю. В. Ростовской, на протяжении последующих полутора веков туристические издания зависели от социально-культурного контекста. Во время войны, когда в стране был кризис, газеты и журналы данной направленности не пользовались спросом. И, наоборот, когда в стране начинался экономический подъем, интерес к сфере путешествий возобновлялся (Ростовская 2012).

В 1990 годах после падения «железного занавеса» на отечественном рынке возникло большое количество иностранных изданий. Они, будучи более качественными, создали конкурентную среду и выступили в качества стимула для более активного развития российской трэвел-журналистики (Есин 2000).

По мнению исследователя Е. А. Андреевой, формально-содержательно трэвел-журналистика сформировалась на стыке путевого очерка и путевых заметок (Андреева 2017). Путевой очерк - это художественно-публицистический жанр журналистики, представляющий собой описание наиболее интересных с точки зрения автора событий, с которыми он сталкивается во время своего «странствования» (Крайнов 2018). К востребованным жанрам в современной трэвел-медиасреде мы можем отнести обозрение, различные рейтинги и топы, рекомендации, а также репортаж (Тертычный 2000, Зарембо 2017).

Необходимо отметить, что в чистом виде тот или иной жанр встречается редко, в основном наблюдается смешение элементов нескольких жанров в одном материале (Карпенко 2019).

Согласно мнению профессора I. Е Greenmanа, в качестве разновидностей материалов туристической тематики можно выделить новостные, приключенческие и тексты-инструкции ^геептап 2012).

Эмпирической базой нашего исследования являются девять текстов туристической тематики регионального медиа-издания «Комсомольская правда», опубликованные на сайте издания в разделах «Туризм» и «Уральский трип», в период с февраля 2022 года по январь 2023 года.

Так, нами было определено, что в материалах туристической тематики присутствуют черты интернет-жанра «блог-пост». Например, материал «Старинный храм, наскальные рисунки и уникальная усадьба: что посмотреть в Катав-Ивановске» написан от первого лица. Здесь журналист Дарья Маркова рассказывает о своем родном городе, описывает моменты из детства, представляет историческую справку, дает рекомендации о том, что можно посетить. Переплетение рассказа о городе с воспоминаниями детства героини создает «дружелюбную» и «теплую» атмосферу в тексте, располагает читателя. Здесь же достигается эффект присутствия, читатель вместе с журналисткой проходит по знаковым местам города. Текст динамичный, написан простым языком.

Во всех текстах туристической тематики интернет-издания «Комсомольская правда» города Челябинск используются средства визуализации. Чаще всего эти средства представлены в виде фотографий, в некоторых материалах встречались видео. Все материалы сопровождаются яркими и качественными фотографиями, что помогает авторам сделать материал ярче, нагляднее и привлекательнее для читателя.

Инфографика на сайте встречается редко, из анализируемых материалов она используется только в одном: «Пешком интереснее: Челябинскую область свяжут с соседними регионами туристическим маршрутом». Здесь инфографика присутствует в виде карты туристического маршрута, о котором идет речь в тексте.

Некоторые материалы туристической тематики содержат историческую справку. Пример из материала «Старинный храм, наскальные рисунки и уникальная усадьба: что посмотреть в Катав-Ивановске»: «В первые десятилетия работы Катав-Ивановский завод был ведущим в России по производительности и качеству чугуна, даже превосходил шведское и английское производства».

Отличительной чертой текстов туристической тематики регионального интернет-издания «Комсомольская правда» является использование различных стилистических приемов: всевозможные эпитеты, фразеологизмы, восклицательные предложения, ирония, олицетворение, сниженная лексика, диминутивы.

По мнению исследователя Тамары Редькиной, поскольку путешествие - это перемещение в пространстве, особую роль в сообщении о нем играют пространственные отношения, основным средством выражения которых в трэвел-тексте являются имена собственные - названия населенных пунктов и географических объектов (топонимы), названия архитектурных сооружений и других культурных объектов, а также элементов туристической инфраструктуры (Редькина 2014). Например: «Через дорогу от рынка возвышается красивое белое здание - Казанско-Предтеченский храм».

В некоторых анализируемых материалах встречается использование гипертекста. Функции гиперссылок разнообразны: они могут расширять информацию, заключенную в тексте, могут быть опубликованы как доказательство или подтверждение чего-либо. Например, в материале «Пешком интереснее: Челябинскую область свяжут с соседними регионами туристическим маршрутом» есть ссылка, нажав на которую читатель переносится на другой материал, в котором есть более подробная информация о самом маршруте, упомянутом в первом материале.

Для текстов туристической тематики регионального интернет-издания «Комсомольская правда» характерно наличие авторского начала, оно может выражаться в виде интенции оценивания, предметом которого могут выступать как страна, так и ее элементы. Пример из материала «Двухдневный оздоровительный автопробег челябинской «Комсомолки»: «Те, кто сильно устал, легли спать, а самые стойкие дождались рассвета. Это было очень красиво: солнце встает, и первые лучи падают на густой лес. Еще очень повезло с красивым небом, - ощущения непередаваемые!».

Помимо оценивания, авторское начало может выражаться в советах, рекомендациях, предупреждениях о возможных негативных последствиях: «Поэтому, если соберетесь гулять по лесу, обязательно прихватите с собой вкусняшки».

Выводы

В данной статье мы выявили ряд особенностей, которыми обладают тексты туристической тематики региональных интернет-изданий. К таким особенностям относятся:

1. Специфичная стилистика. В материалах туристической тематики используется большое количество различных стилистических приемов, которые делают текст уникальным.

2. Оценивания.

3. Наличие средств визуализации, таких как фотография и инфографика.

4. Использование исторических сведений.

5. Простой язык повествования.

6. Многожанровость. Статьи, заметки, репортажи, обзоры, рекомендации, интервью, комментарии. Часто материалы совмещают в себе элементы нескольких жанров.

7. Использование гипертекста.

Анализ трэвел-публикаций интернет-издания «Комсомольская правда» города Челябинск показал, что на данный момент издание предлагает довольно качественный контент туристической тематики, который в основном нацелен на создание положительного имиджа Челябинской области как объекта путешествий. Для того, чтобы достигнуть этой цели, журналисты пользуются современными технологиями подачи информации - визуализацией предоставляемой информации. Но несмотря на широкий спектр рассматриваемых тем и разнообразие форм подачи информации, жанровый пласт издания практически лишен художественно-публицистических материалов, таких как очерки или путевые заметки, в анализируемых материалах, мы обнаружили лишь черты этих жанров.

Список источников

Андреева Е. А. Художественно-публицистические жанры печатных СМИ : история и современность : учебное пособие // Берлин : Директ-Медиа. 2017. 300 с.

Гуминский В. М. К вопросу о жанре «путешествий» : специальность 10.01.01 «Русская литература» : диссертация кандидата филологических наук // Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2004. С. 112-137.

Есин Б.И. История русской журналистики XIX века // Москва : Флинта : Наука. 2000. 464 с.

Зарембо Д. Е. Жанры трэвел-журналистики // Академия педагогических идей «Новация». 2017. №8. URL: https://tourlib.net/statti_tourism/zarembo.htm (дата обращения: 21.01.2024).

Карпенко И. И. Трэвел-журналистика : понятие, жанры, особенности профессиональной деятельности // Белгород : Политерра. 2019. 124 с.

Комарова Е. В. Журнал «Вокруг света» в свете типологии периодических изданий // Вестник Нижегородского университета им Н. И. Лобачевского. 2013. №6. 394 с.

Крайнов А. И. Жанровая специфика современной трэвел-журналистики // Москва : «Проблемы науки». 2018. С. 45-46.

Кривцов Н. В. Трэвел-журналистика : специфика направления и его проблемы. Вопросы теории и практики журналистики // Вопросы теории и практики журналистики. Москва. 2017. №3. С. 347-365.

Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства // Научный журнал «Медиаскоп» 2017. URL: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения: 12.01.2024).

Прошина А. В. Тематика и жанровая специфика трэвел-текстов региональных электронных СМИ (на примере портала «Gorod48.ru») : Международный академический вестник // Уфа : Издательство АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий». Вып. 6 (26). 2018. 190 с.

Редькина Т. Ю. Отзыв о стране как тип текста в коммуникативном пространстве интернета : сборник статей // Санкт-Петербургский государственный университет. Институт «Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций». Вып. 3. 2014. С. 209-211.

Ростовская Ю. В. Журналы путешествий. История развития специализированной периодики в России // Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. 2012. 213 с. URL: http://jq.isea.ru/reader/ article.aspx?id=16785 (дата обращения: 12.01.2024).

Тертычный А. А. Жанры периодической печати // Москва : Аспект Пресс. 2000. 320 с.

Тулупов В. В. Типология прессы: история, теория, практика // Воронеж: Издательский дом ВГУ. 2019. 204 с.

Штейман М. С. Тенденции развития и функционирования трэвел-журналистики в информационном поле российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. № 1. С. 129-146.

Greenman J. F. Introduction to Travel Journalism. On the Road with Serious Intent // New York : Peter Lang Publishing Inc. 2012. 218 p.

Информация об авторе

К. С. Абрамян - студентка факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Научный руководитель: Максим Алексеевич Демчук - старший преподаватель кафедры теории медиа Челябинского государственного университета.

Статья поступила в редакцию 23.04.2024; одобрена после рецензирования 30.05.2024;

принята к публикации 20.06.2024.

The article was submitted 23.04.2024; approved after reviewing 30.05.2024; accepted for publication 20.06.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.