Научная статья на тему 'Содержательная и жанровая специфика трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ'

Содержательная и жанровая специфика трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
12724
1249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ-АНАЛОГ / ЖУРНАЛ-ТРАВЕЛОГ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / РЕПОРТАЖ / ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА / ТРЭВЕЛ-ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муха Анжела Викторовна, Федосеева Наталья Игоревна

В статье рассматривается текстовая и аудиовизуальная форма представления трэвел-информации аудитории. Текстовая форма трэвел-журналистики преимущественно реализуется в прессе путешествий, аудиовизуальная в телевизионных трэвел-передачах и радиопрограммах. Совмещение этих форм подачи информации происходит в интернет-пространстве, где на трэвел-порталах пользователь может получать информацию о путешествиях в интерактивном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the audiovisual and textual forms of presenting travel information in media. The textual form of travel journalism is mainly used in the travel press, while the audiovisual form is typical for TV and radio travel programs. A combination of these forms occurs on the Internet. In this case, the user can get information about travel online by means of travel portals.

Текст научной работы на тему «Содержательная и жанровая специфика трэвел-журналистики в зависимости от видов СМИ»

МУХА А. В., ФЕДОСЕЕВА Н. И.

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ И ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДОВ СМИ

Аннотация. В статье рассматривается текстовая и аудиовизуальная форма представления трэвел-информации аудитории. Текстовая форма трэвел-журналистики преимущественно реализуется в прессе путешествий, аудиовизуальная - в телевизионных трэвел-передачах и радиопрограммах. Совмещение этих форм подачи информации происходит в интернет-пространстве, где на трэвел-порталах пользователь может получать информацию о путешествиях в интерактивном режиме.

Ключевые слова: журнал-аналог, журнал-травелог, интернет-пространство, трэвел-информация, трэвел-журналистика, репортаж.

MUKHA A. V., FEDOSEEVA N. I.

INFORMATIVE AND GENRE SPECIFICS OF TRAVEL JOURNALISM IN VARIOUS MEDIA

Abstract. The article considers the audiovisual and textual forms of presenting travel information in media. The textual form of travel journalism is mainly used in the travel press, while the audiovisual form is typical for TV and radio travel programs. A combination of these forms occurs on the Internet. In this case, the user can get information about travel online by means of travel portals.

Keywords: magazine analogue, magazine travelogue, Internet, travel information, travel journalism, reporting.

К прессе путешествий относятся разделы о путешествиях в газетах (в зарубежной прессе их часто называют «рубриками выходного дня») и журналы-травелоги. В отличие от рубрик газет, в которых материалы обычно носят массовый характер, трэвел-журналы предназначены для разных типов аудиторий и включают материалы о специфических видах путешествий. «Запросы человека не «в массе», но «каждого в отдельности» отражаются в журнальной периодике ярче и точнее, чем в газетах. В поисках стержня для модели новых изданий обнаруживаются все новые и новые основания, связанные с дифференциацией приватных интересов и запросов наших современников» [6, c. 72]. В своей журнальной форме пресса путешествий, относясь к массовому научно-популярному и специализированному типу изданий, преимущественно реализуется посредством: 1) универсальных или массовых журналов-травелогов («Всемирный Следопыт», GEO, National Geographic Traveler и др.;) - они относятся к журналам путешествий универсального

типа, массовому научно-популярному типу издания, ориентированы на читательскую аудиторию категории General Interest (общего интереса) и рассказывают о природе и человеке, путешествиях по различным странам, быте, культуре, истории и мифологии людей во всех уголках планеты; 2) специализированных журналов (туристические и спортивные журналы); 3) узкоспециализированных (дайвинг-туризм, журналы об экстремальных видах спорта и туризма, например, «ЭКС» - журнал об экстремальном спорте и путешествиях, «Спиннинг Travel» - журнал для рыболовов-спиннингистов, сочетающих любимое хобби с путешествиями); 4) профессиональных и точечных информационно-аналитических журналов (журналы гостиничного бизнеса); 5) универсальных и специализированных оперативно-справочных журналов (журналы-гиды, журналы-навигаторы, бортовые журналы авиакомпаний, охота, рыбалка); 6) универсальных и специализированных рекламно-коммерческих периодических изданий (яхтинг, судостроение, водные виды спорта); 7) журналов-аналогов периодических телепередач [9, с. 75].

К следующей классификации С. Ю. Лучинская относит некоторые гибридные формы изданий, активно использующих контент журналов-травелогов. Это так называемые партворки и различные виды «прагма-путеводителей», то есть туристических гидов, активно включаемых в постоянные тематические рубрики информационно-развлекательных журналов (своего рода «журнал в журнале») [9, с. 76-77].

Содержательное наполнение трэвел-журналов отличается многообразием форм текстовой и графической информации и широтой охватываемых тем. Для начала рассмотрим жанровый пласт, лежащий в основе прессы путешествий, акцентируя внимание на содержательно-формальных и жанрообразующих признаках трэвел-жанров.

Согласно теоретику журналистики А. А. Тертычному, путевой очерк представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия (поездки, командировки и пр.) [13, с. 205]. Сюжет очерка отражает собой последовательность этих событий, происшествий, встреч, являющихся содержанием путешествия журналиста. Важнейшими характеристиками очерка выступают: динамичность во времени и пространстве; наличие авторского «я»; подбор информации в зависимости от авторского замысла [13, с. 206]. Работая в жанре путевого очерка, журналист выступает в роли рассказчика, позволяя читателям почувствовать все трудности путешествия и тем самым стать соучастником своей творческой поездки. В основе очерка всегда лежит некая творческая идея, которой подчинено повествование. Путевой очерк отличается богатством художественно-выразительных средств и широко использует авторские отступления, подчеркивая этим свою тесную связь с художественной литературой.

Трэвел-репортаж отличается более активной авторской позицией и ярко выраженным эффектом присутствия. В репортаже автор занимается журналистским расследованием. Отличительными характеристиками являются актуальность, общественная значимость, динамичность и наглядность изложения. Трэвел-репортаж является тематической разновидностью репортерской деятельности, связанной с тематикой путешествий, в котором путешествие выступает не как самоценный процесс, а как средство обращения репортера к каким-либо социально-культурным явлениям или проблемам других культур, стран и народов. Лучший журналист мира в жанре travel 2003 года Орхан Джемаль подчеркивает, что в отличие от путевых записей, репортаж подразумевает наличие четко поставленной задачи: «Если вы едете в Таиланд в качестве репортера, то вы не описываете все, что видите. У вас всегда есть задача, например, написать о тайском боксе. Все ваши передвижения, встречи, контакты должны быть подчинены этой задаче. В данном случае вы пишите о тотализаторе, о спортсменах, о бизнесе, сопровождающем тайский бокс» [3].

Репортаж - это всегда особый активный метод сбора информации. А. А. Тертычный отмечает, что репортаж характеризует «развернутое» применение метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов [13, с. 30]. Особую функцию в репортаже выполняет использование деталей. «Читатель должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Этот эффект достигается, прежде всего, использованием в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности» [2, с. 242].

Обозреватель журнала «Русский репортер» Дмитрий Соколов-Митрич, один из признанных мастеров репортажного жанра, считает, что репортаж - это также искусство композиции: «Репортаж должен скорее быть похожим на киносценарий, чем на роман в миниатюре» [12, с. 22]. Чаще всего композиционная модель репортажа строится в соответствии с хронологической последовательностью событий, однако такая формула не является обязательной.

Как подчеркивает С. М. Гуревич, специфика репортажа проявляется и в его стиле -эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности - яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И если потребуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигает цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться. Не случайно репортаж часто определяют как «художественный документ» [2, с. 242].

Согласно А. А. Тертычному, рекомендация - это аналитический жанр, основой содержания которого является предписательная программная информация [13, с. 201]. На

практике в трэвел-текстах она реализуется в материалах, схожих по своей цели с путеводителями. Рекомендация носит сугубо практический характер, выступая в качестве советчика для читателя-путешественника. К жанру рекомендации могут относиться как объемные материалы, посвященные тем местам, куда, по мнению редакции, читатель должен отправиться на выходные, или информационно-справочные колонки об отелях, в которых читателю следует остановиться, о вещах, которые ему следует брать с собой в путешествие и т.д. Если же говорить о зарисовке, то она несет в себе публицистический смысл, значимый для читателя. Публицистическая зарисовка может включать в себя, например, наблюдения за нравами жителей какой-либо местности, нести в себе репортажные моменты и элементы диалога.

Следует иметь в виду, что рассмотренные жанры трэвел-журналистики на практике очень редко встречаются в чистом виде. Можно утверждать, что в современных печатных СМИ происходят активные процессы жанровой диффузии. В результате смешения жанров и их жанрообразующих признаков появляются новые гибридные формы трэвел-журналистики, сочетающие в себе признаки путевого очерка и репортажа, а также элементы практической информации для путешественников. Т. М. Жаплова отмечает, что даже конкретное указание жанрового признака в публикации не всегда свидетельствует о ее соответствии жанровому канону: «Виртуозно отточенные в журналистской среде формы и методы воссоздания действительности зачастую вбирают в себя черты смежных, «пограничных» жанров, открывающих новые возможности для их использования в газетно-журнальной практике» [4, с. 228]. Однако наиболее полно интересы публицистов и читателей современного журнала отражает новый многогранный жанр «путешествие». В «путешествии», как и в путевом очерке, автор использует такие приемы, как фрагмент-пейзаж, портретные зарисовки и включения микротекстов авторского «я». Однако в отличие от путевого очерка, в «путешествиях» информация подается предельно кратко и исчерпывающе. «На небольшом пространстве журналисту нужно представить тему или проблему, которая будет у всех на слуху, используя все свое красноречие, аргументировать свою позицию и звать за собой в путь» [4, с. 231].

Важной составляющей прессы путешествий является визуальная информация, которая воплощается в инфографике, географических картах и фотографиях. Являясь документальным подтверждением путешествия и зачастую неся в себе значительную смысловую нагрузку, фотография играет вторую по значимости роль после текста. С. Зонтаг и Д. Урри утверждают: «Фотография должна быть средством расшифровки реальности. Фотография представляет собой даже не отражение мира, а его часть или даже миниатюрный кусочек. Она дает доказательства, что что-то действительно произошло, и что кто-то

действительно был на месте съемки. Считается, что камера никогда не врет» [15, с. 123].

Особую значимость в трэвел-журналистике играет такой вид фотографии как трэвел-фотография. Трэвел-фотография (туристическая фотография) - это жанр фотографии, предметом которого являются впечатления путешественника, а также то, что он наблюдает в процессе путешествия: культурные и этнические особенности народов, люди и их характеры, исторические памятники и достопримечательности и т.д. Ассоциация фотографов США определяет трэвел-фотографию как «фотографию, которая выражает ощущение времени и места, запечатлевает местность и ее обитателей, культуру в ее естественном состоянии и не имеет географических границ» [14]. Родоначальником профессиональной трэвел-фотографии за рубежом является журнал National Geographic, в России - журнал «Вокруг света». Выделяют следующие основные виды трэвел-фотографии: 1) пейзажная съемка, включающая в себя виды природы и, как правило, исключающая человека в кадре. Разновидностью пейзажа могут быть сельские или городские пейзажи, запечатленные в статическом положении; 2) стрит-фото (от англ. street - улица). Как правило, представляет собой динамичную фотографию, изображающую городскую жизнь в движении; 3) портретная съемка; 4) жанровая фотография (репортажная фотография). Олицетворяет собой образ жизни и занятия людей определенной местности. В жанровой фотографии автор изображает то, как он видит ту или иную страну [7; 8].

Выбор того или иного вида трэвел-фотографии в прессе путешествий обусловлен содержанием текста. Как правило, фотографы, работающие в трэвел-жанрах, чаще прибегают к репортажной съемке, имеющей большую смысловую нагрузку, чем, например, пейзажная. Телевизионная трэвел-журналистика представляет собой сложную многоуровневую систему. Как правило, говоря о телевизионной трэвел-журналистике, имеют в виду как единичные ее продукты - конкретно взятые трэвел-фильмы, так и телевизионные трэвел-проекты, то есть циклы передач о путешествиях. Кроме того, под телевизионной трэвел-журналистикой может пониматься целая отрасль телевидения, например, весь совокупный контент крупных научно-познавательных каналов. Рассмотрим каждый из предложенных уровней:

Первый - уровень единичного продукта. На этом уровне трэвел-журналистики следует говорить о конкретно взятых трэвел-фильмах и примерах телевизионных передач, взятых в единичном варианте. Здесь, подобно литературе путешествий, классификацию можно провести по жанрообразующим признакам:

- фильм-травелог. Фильм-путешествие, возникший как жанр в 1910-е годы. В нем зрителям показывались заграничные пейзажи, жители, туристические достопримечательности и т.д. Акцент в травелоге делается на местах и встречах, пережитых

самим автором и отнесенные им к разряду достойных для изображения в фильме. Травелог запечатлевает путешествие глазами путешественника-автора [10, с. 101];

- документальный трэвел-фильм. В большинстве случаев показывает «реальность» -места и людей без вторжения автора, картину происходящего как таковую. Документальный фильм о путешествиях является своего рода презентацией зарубежных стран и их жителей и привлекает большую разновозрастную аудиторию [Ibidem];

- трэвел-репортаж. Относится к тематическому виду репортажей, выполняющему культурно-просветительскую и социально-педагогическую функцию, исследуя жизнь в различных ее проявлениях. Требует основательной сценарной подготовки, определения ключевых моментов действия и последовательности показа. Журналист является одновременно пытливым экскурсантом (на объекте) и отчасти экскурсоводом (для зрителей), не подменяя, однако, тех, кто работает на месте съемки постоянно и может дать более глубокие и интересные сведения. Роль репортера в тематическом репортаже - облечь всю информацию в популярную, увлекательную форму. Работу репортера отличает нестандартный взгляд на происходящее, умение подметить в нем интересные подробности [12, с. 189].

- путевой очерк. Характерна смена объектов, нередко обостренная динамика повествования. В телевизионном путевом очерке события и факты не просто фиксируются, но осмысливаются под углом зрения автора, оцениваются, трактуются в свете его идейно-художественной позиции. Композиционное построение не подчинено «фабуле фактов», факты свободно отбираются и перегруппируются, а также создается особая монтажная стилистика (сопоставление, столкновение, ассоциативные сближения и пр.). Как утверждают Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский, «текст путевого очерка строится на образных сравнениях, насыщен познавательными элементами, содержит индивидуальные оценки, ведущие к глубоким обобщениям» [6, с. 289];

- трэвел-шоу. Жанр легкой развлекательной журналистики, набирающий популярность в России последние годы. Как правило, из-за специфического формата трэвел-шоу не аналитичны и принадлежность этой категории к профессиональной журналистике можно оспорить. За рубежом выделяются такие подтипы трэвел-шоу, как шоу-варьете и викторины-варьете (гибрид документального трэвел-фильма, обучающей программы-инструкции и телевикторины) [14].

Второй уровень - циклы телевизионных передач. Н. Баландинский, рассматривая существовавшие и существующие на российском ТВ программы, освещающие географические, культурологические, этнографические и исторические вопросы, непосредственно связанные с форматом передвижения «по странам и континентам,

определяет их в общую категорию «географических» [1].

Традиционным и старейшим форматом «географических» или трэвел-программ для российских и советских телезрителей была категория научно-познавательных программ о путешествиях. Воплощением этого формата являлась передача «Клуб путешественников» («Клуб кинопутешествий»), выходившая в эфир в течение 43 лет (с 1960 по 2003 гг.). Однако на современном этапе телевидение все реже обращается к научно-познавательному формату. Большинство программ сегодня можно отнести к категориям познавательно-развлекательных и культурно-просветительских (по «Классификатору программ», разработанному кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова) [5, с. 287].

Проведя исследование 11 российских географических проектов, Н. Баландинский выделил два основных вида программ: 1) программа-репортаж или цикл программ о той или иной стране: «Непутевые заметки», «Путешествия натуралиста», «В поисках приключений». Каждой стране посвящен один или несколько выпусков программы. Тема данной страны занимает все «пространство» программы, с первого кадра до последнего; 2) программа журнального типа: «Клуб путешественников», «Вокруг света», «Их нравы». Каждый выпуск программы делится на 3-4 части, посвященные той или иной стране, событию или научной проблеме. Как правило, в рамках этих тележурналов демонстрируются целые циклы сюжетов, посвященных определенной стране или теме. Все как в обычном журнале -«печатается с продолжением» [1].

Каждая программа географической тематики имеет собственный, уникальный формат. Под словом формат создатели подразумевают не столько журналистский жанр, сколько форму подачи материала. Формат любой передачи основан на специально разработанной концепции и выбранной тематике. Составляя концепцию и формат будущей передачи, ее создатели определяют конкретные форматообразующие компоненты. К ним относятся: тематика сюжетов; наличие или отсутствие ведущего или ведущих; позиция ведущего в программе (активная - формат «испытано на себе», нейтральная - ведущий-наблюдатель); наличие или отсутствие студии; графическое и музыкальное сопровождение. Различия между всеми существующими телевизионными трэвел-программами определяются выбором приведенных форматообразующих компонентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баландинский Н. Географические проекты российского ТВ: кто есть кто и что есть

что? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.geografia.ru/npprogr.html.

2. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс,

2004. - 288 с.

3. Джемаль О. Г. Мастерская трэвел-репортажа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cloudwatcher. ru/konkursy/0 8/veter-v-li co/1163.

4. Жаплова Т. М. Жанр «путешествие» в современном оренбургском «глянце» // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы X Международной научно-практической конференции. 17-19 октября 2013 г. / под ред. Р. П. Баканова. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - С. 228-232.

5. Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А. Я. Телевизионная журналистика: учебное пособие. - М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. - 368 с.

6. Кузнецов Г. В. Концепции каналов / Телевизионная журналистика: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005. - С. 285-299.

7. Ким М. Н. Очерк: теория и методология жанра: учебное пособие. - СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. - 168 с.

8. Лекции по travel-фотографии. Основы travel-фотографии (Часть 2) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheger.livejournal.com/.

9. Лучинская С. Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа: дис. ... канд. филол. наук. - Краснодар, 2009. - 165 с.

10. Показаньева И. В. Погоня за экзотикой на телеэкране или трэвел-журналистика на практике // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 52-й международной науч.-практ. конференции. 17-19 апреля 2013 г. / отв. ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб.: СПбГУ, 2013. - С. 100-102.

11. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал «Медиаскоп». - М., 2013. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1385.

12. Соколов-Митрич Д. Реальный репортер. Почему нас этому не учат на журфаке?! -СПб.: Питер, 2014. - 256 с.

13. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 c.

14. Трэвел-фотография. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nppa.org/.

15. Urry J. The Tourist Gaze // Sunday Times Travel. - Issue 75, April. - 2010. - P. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.