_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 151.8:378
Османова Наида Магомедсаидовна,
Главное бюро медико-социальной экспертизы по РД (ФКУ ГБ МСЭ по РД),
г. Махачкала, РФ, E-mail: Gadjiev82mail.ru
СПЕЦИФИКА СОЗНАНИЯ КОНФИГУРАЦИИ ПРАВА И МОРАЛИ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА В СОЦИОГЕНЕЗЕ
Аннотация
Рассмотрены основные аспекты «религиозного сознания», «морального сознания» и «правового сознания». Статья посвящена развитию правового и морального самосознания современной молодежи Северного Кавказа. Определено их место в самосознании народов Северного Кавказа.
Ключевые слова: Северный Кавказ, право, мораль, самосознание, народ.
Территорию Северного Кавказа можно поделить относительно условно на несколько регионов, как, например, это представлено у А.П. Волгиной. Выделяется Северо-Западный, Северо-Восточный и Центральный Кавказ. Такое деление, показывает исследователь, проходит не только по критерию этничности, на Северо-Западном и Центральном Кавказе устойчивость социально-иерархичного горского сознания и стереотипов поведения не позволяла [3], в XIX веке установить новый исламский порядок. Но на Северо-Восточном Кавказе роль мусульманского права была значительной. К тюркоязычным народам Северо-Западного Кавказа автор относит карачаевцев и балкарцев. Далее перечислены Адыги, населяющие территории нынешних Адыгеи, Кабарды и Черкесии, Осетины. Народы Северо-Восточного Кавказа составляют Чеченцы, Ингуши и многочисленные народы Дагестана.
Дагестан - это самый полиэтнический и полилингвистический регион. Здесь на относительно небольшой территории живет более 100 народностей, в большинстве своем малочисленных. Именно эти народности образуют единое и целостное содружество, именуемое дагестанским народом, при этом в Дагестане нет так называемого титульного этноса, титульного языка [4].
В большинстве своем исследователи Северного Кавказа сходятся на том, что этносы (нации и народности) региона формировались, как правило, в течение долгого исторического времени на конфессиональной основе, в результате чего этническое в регионе оказалось прочно увязанным с конфессиональным. Поэтому, например, С.Г. Москаленко [6] считает, что применительно к Северному Кавказу уместно вести речь не просто об этнических или конфессиональных общностях, а именно об этноконфессиональных группах (общностях) - христианских, исламских, иудейских - сохранявших свою этнокультурную самобытность, самоидентификацию, но сумевших за время совместного проживания найти формы толерантного сосуществования.
Многие исследователя говорят о Северном Кавказе как о некотором едином суперэтносе. Так, Г.У. Солдатова считает, что народы Северного Кавказа можно отнести к единому [8, 45-47] северокавказскому супер-этносу. Автор говорит о психологических универсалиях этого супер-этноса, в число которых входит замкнутость, консерватизм и традиционализм, регламент в отношениях, иные характеристики.
Немаловажным является и религиозное сознание. В своей работе М.А. Шомали выделяет несколько составляющих этического учения ислама. Это, в частности, такие, как: I - правила отношений человека с Богом (в частности, поклонение и упование на Бога); II - правила отношения человека к самому себе и к собственной душе (например, очищение души, обуздание страстей и кротость); III - установления, регулирующие отношения человека с другими людьми, включая его семью, родственников, соседей, незнакомцев, клиентов, учителей, учеников и т.д. (например, выполнение обещаний, прощение); IV -установления, касающиеся его отношения к окружающей среде, то есть к животным, растениям, воздуху, воде и другим живым и неживым объектам природы. При этом, указывается в данной и во многих иных работах, мусульманская мораль контролирует и регулирует всю жизнь человека, в том числе рабочие, политические и экономические отношения.
Например, в своей работе относительно нравственных начал ислама Д.Х. Акбашева отмечает, что ислам не обошел молчанием ни одного из аспектов добра и благочестия и призывает людей постоянно выполнять их. С другой стороны, он не оставил без порицания ни одного из проявлений зла и порока и предостерег людей от них. И все возможные нормы нравственности охвачены исламской моралью. Исламские ученые оставили после себя множество исследований о нравах, притом до таких мелочей, что одних лишь дурных качеств насчитывается ими до 600, похвальных же еще больше. Главные из них, которые отмечает автор [1, С. 63-64.], это терпение и умение прощать. Сам Аллах, свидетельствует и Коран, является «лучшим из прощающих», «извиняющим и прощающим», «прощающим и милосердным». И тому же он учит, того же требует от всех мусульман, в том числе религиозных и государственных деятелей. К дурным качествам человека относиться гнев и суровость. Корень проступков заключается в трех вещах: гордости, зависти и жадности. Дурными качествами считаются лицемерие, несправедливость, клевета, коварство, измена, неисполнительность, предательство, обман.
При этом некоторые правила, относящиеся к регуляции человеческих импульсов и побуждений, остаются неизменными. Что касается правил поведения, то они также в некотором смысле неизменны, но они не формулируются и не должны формулироваться жестко, как в математике. Соответственно, предполагается определенная адаптация поведения к сложному и меняющемуся миру. Хотя, с другой стороны, на мусульманском Востоке существует особый кодекс [5] приличий: например, считается оскорбительным делать жесты левой рукой, справляться о здоровье жены, передавать ей привет, тем более подарки. Иными словами, возможен определенный, достаточно жесткий этикет в определенных сферах отношений.
Особую роль в развитии и функционировании социальных отношений самых разных уровней часто отводят не столько религии, сколько «народной педагогике». Как указывают многие исследователи, нравственное этическое воспитание подрастающего поколения является главным в народной педагогике горцев Северного Кавказа. Множество императивов в ней создают жесткий «каркас» мышления и поведения всей культуры Северного Кавказа, и в ней гораздо меньше инвариантов, чем в современной русской культуре.
Кроме общего идеала, у народов Северного Кавказа было развито представление об идеалах мужчины и женщины. У горцев мужчина имел такие признаки: сдержанность, мужество, храбрость, справедливость, честность, правдивость, трудолюбие, свободомыслие, твердость характера, бдительность, энергичность. Настоящий мужчина, «носящий папаху», одновременно добр, отзывчив, он защитник своего народа, всех обездоленных, т.е. является носителем «кодекса чести». В образе идеальной горянки выступает Сатаней, мать Нартов, чье видение своей главной задачи можно определить, как «жизнь ради детей». Она воплощает лучшие женские качества: доброту, скромность, верность, ум, находчивость, рукоделие, покладистость, сердечность, отзывчивость, сноровку, выносливость, преданность. Горские женщины - это прекрасные матери, хорошие хозяйки.
Немаловажный вопрос в том, насколько были распространены указанные нравственные идеалы, и насколько они специфичны для каждого из этносов Северного Кавказа. Их однотипность обусловлена одинаковыми социально-экономическими условиями, географическими факторами, социально-классовой структурой и другими факторами. Этические кодексы в эволюционном развитии относятся к сложным нравственным системам. В их основах постоянно лежало представление о человечности человека.
Помимо идеалов, нормы поведения, поступки человека строго регламентированы. Например, обычаи горцев, как указывается в исследовании Х.Х. Биттуева [2], предписывали определенное поведение в ситуации приветствия и прощания, поздравления, гостеприимства и т.д. Определялось более детальное поведение - как говорить с женой при людях, что делать при встрече на улице или на дороге со взрослыми людьми, с женщиной, молодой или старой. Девиантное поведение в отношении сложившихся установок, предписаний, норм, обычаев и других требований этикета допускалась редко, нарушитель осуждался.
В настоящее время этническая культура горских народов Северного Кавказа также отличается особенным развитием этикетных норм поведения [7] - считают современные исследователи. При этом в регионе в течение веков сложилась единая система этикета, которая имеет порой существенные локальные особенности даже в пределах одной этнической общности, но все же обладает рядом общих черт. Можно говорить об особой северокавказской культуре поведения.
Традиционный этикет народов Северного Кавказа в новейшей истории этого региона в целом сохранился и в общественном сознании, и в общественной практике. С одной стороны, в современных условиях продолжают жить старинные обычаи почитания «старших женщин», по-прежнему, особенно в сельской местности, соблюдаются этикетные правила обхождения со «старшими женщинами». С другой стороны, некоторые элементы этикета утратили былое распространение и значение, например, в рамках малой семьи, особенно в городе, правила избегания между мужем и женой и между отцом и детьми почти полностью ушли в прошлое. Этикет гостеприимства и застолья в ХХ в. также претерпел некоторые изменения. Во-первых, церемония гостеприимства, сохранив основные традиционные элементы, в целом упростилась. Гостеприимство сейчас существует как бы в двух вариантах - семейном и «официально-должностном». Наиболее распространенным критерием «почетности» гостя выступает возраст человека.
В настоящее время культуры Северного Кавказа характеризуется стабильностью систем ценностей, устойчивостью перцептивных схем и поведенческих стереотипов, а также жесткое следование принятым правилам и избранным целям. В настоящее время также высока значимость иерархии, старшинства, и высоко значимыми ценностями в отношениях являются такие качества как послушание, конформизм, покорность.
Список использованной литературы:
1. Акбашева Д.Х. Проблема нравственного выбора в исламе (Социально-философский анализ): Дис. ... канд. филос. наук. - Уфа, 2000. - С. 63-64.
2. Биттуев Х.Х. Формирование нравственной личности на основе этнической культуры (на материале народов Северного Кавказа): Дис. ... канд. филос. наук. - Нальчик, 2011. - С. 121-122.
3. Волгина А.П. Обычное право народов Северного Кавказа в системе российского права в XIX - XX вв.: Дис. ... канд. юр. наук. - Краснодар, 2004. - С. 26, 59.
4. Гамзатов Г.Г. Факторы согласия и межэтнического напряжения // Жизнь национальностей. - 2005. - N° 2. - С. 18.
5. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М.: Политиздат, 1990. - С. 8.
6. Москаленко С.Г. Специфика этноконфессиональной конфигурации Северного Кавказа // Философия права. - 2011. - № 3. - С. 77-81.
7. Российский Кавказ. Книга для политиков / Д.А. Аманжолова и др.; Под ред. В.А. Тишкова. - М.: ФГНУ Росинформагротех, 2007. - С. 288-289, 335-337.
8. Солдатова Г.У. Этничность и конфликты на Северном Кавказе (Социально-психологический аспект) // Конфликтная этничность и этнические конфликты / Ред. кол. Л.М. Дробижева (отв. ред.), М.С. Кашуба, Е.М. Галкина. - М.: ИЭА РАН, 1994. - С. 137.
© Османова Н.М., 2016
УДК 159.9
Спицына Валерия Вячеславовна
Старший преподаватель ФГБОУ ВПО «ВГСПУ г. Волгоград, РФ, E-mail: valeri-onto@yandex.ru Горбачева Екатерина Олеговна Студентка, ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» г. Волгоград, РФ, E-mail: katerinagor34@yandex.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГОВ КАК ЭТАП В ИЗУЧЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация
В работе рассматриваются особенности эмоционального развития ребенка. Определены основные факторы, оказывающие влияние на развитие эмоционального отношения ребенка дошкольного возраста к