Научная статья на тему 'Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции'

Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1362
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / ПОЗИТИВНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / НЕГАТИВНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ / SELF-CONCEPT / POSITIVE SELF-CONCEPT / NEGATIVE SELF-CONCEPT / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубнова Ирина Сергеевна, Рерке Виктория Игоревна

В статье рассмотрены проблемы формирования Я-концепции у подростков в различных условиях семейного воспитания. Систематизированы материалы многих авторов, разрабатывающих теоретические и практические аспекты проблемы формирования Я-концепции. Рассмотрены особенности Я-концепции у подростков в различных условиях семейного воспитания. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубнова Ирина Сергеевна, Рерке Виктория Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC CHARACTER OF MODERN TEENAGER FAMILY EDUCATION AND ITS INFLUENCE ON THEIR SELF-CONCEPT FORMATION

The article deals with the problems of forming Self-concept with teenagers under different conditions of family education. The works of many authors occupied in theoretical and practical aspects of Self-concept formation are systematized. The features of teenager Self-concept under different conditions of family education are considered. This article is of scientific interest to the specialists in various branches of psychology.

Текст научной работы на тему «Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции»

1. Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ 2010 г. (математика) [Электронный ресурс]. URL: http://www.fipi.ru/view/sections/138/docs/522.html (2 дек 2012).

2. Борисенко И. Г. Информация в образовательной системе: особенности социально-философского исследования // Вестник ИрГТУ. 2012. № 4.

ский список

3. Шашкина М.Б., Владимирова А.Э. ЕГЭ по математике: оценка качества образования или удар по качеству?: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (18-21 мая 2011 г., Красноярск). Красноярск, 2011. С. 57-59.

4. Кови Стивен Р. Восьмой навык: от эффективности к величию / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 422 с.

УДК 371.018+15

СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИХ Я-КОНЦЕПЦИИ

© И.С. Бубнова1, В.И. Рерке2

Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664001, Россия, г. Иркутск, ул. Нижняя Набережная, 6.

В статье рассмотрены проблемы формирования Я-концепции у подростков в различных условиях семейного воспитания. Систематизированы материалы многих авторов, разрабатывающих теоретические и практические аспекты проблемы формирования Я-концепции. Рассмотрены особенности Я-концепции у подростков в различных условиях семейного воспитания. Данная статья будет интересна специалистам в различных отраслях психологии.

Библиогр. 7 назв.

Ключевые слова: Я-концепция; позитивная Я-концепция; негативная Я-концепция; формирование.

SPECIFIC CHARACTER OF MODERN TEENAGER FAMILY EDUCATION AND ITS INFLUENCE ON THEIR SELF-CONCEPT FORMATION I.S. Bubnova, V.I. Rerke

East Siberian State Academy of Education,

6 Nizhnyaya Naberezhnaya, Irkutsk, Russia, 664001.

The article deals with the problems of forming Self-concept with teenagers under different conditions of family education. The works of many authors occupied in theoretical and practical aspects of Self-concept formation are systematized. The features of teenager Self-concept under different conditions of family education are considered. This article is of scientific interest to the specialists in various branches of psychology.

7 sources.

Key words: Self-concept; positive Self-concept; negative Self-concept; formation.

Одной из главных проблем современной семьи является то, что существующей политической и экономической ситуацией семья спровоцирована на формирование социального характера ребенка, отчуждённого от нравственности. В современной семье сегодня часто формируются люди, замкнутые на личных интересах и нуждах, апатично относящиеся к социальным проблемам [5]. В связи с этим меняются и условия семейного воспитания, что вызвано:

1) изменением традиционных ролей мужчины и женщины в семье;

2) непредсказуемостью экономических, политических и социальных изменений, приводящих к ориентации на повседневность, сиюминутность, которые становятся доминирующими в массовом сознании людей;

3) неспособностью семьи осуществить полноценный процесс социализации личности, сформировать оптимальные нормы и стереотипы поведения, подго-

товить ребёнка к выполнению многообразных социальных и поведенческих ролей.

Воспитание ребёнка в семье - сложный психологический процесс. Известно, что девиантное поведение подростков в определённой мере является результатом столкновения, борьбы разнохарактерных, психологически несовместимых поведенческих стереотипов и ценностей у родителей и детей. Это порождает деформацию семьи в вопросах формирования жизненного мира, образа жизни детей, формирования их Я-концепции. Эта тенденция усиливается ещё и тем, что не разработана современная государственная политическая система семейного воспитания и социального воспитания в целом, а также противоречивостью массового сознания. Резкое усложнение всей общественной ситуации в условиях перехода к рыночным отношениям привело к тому, что молодежь перестала ориентироваться на престиж производи-

1 Бубнова Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент педагогического института, e-mail: [email protected]

Bubnova Irina, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Pedagogical Institute, e-mail: [email protected]

2Рерке Виктория Игоревна, кандидат психологических наук, доцент педагогического института, тел. 89149082000, e-mail: [email protected]

Rerke Victoria, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Pedagogical Institute, tel.: 89149082000, e-mail: [email protected]

тельного труда, предпочитая бизнес, коммерцию, торговлю. В её облике доминируют прагматические и потребительские характеристики, а политическая пассивность, равнодушие и мировоззренческая неразборчивость становятся нормой поведения. Сегодня внутренние ориентиры поведения членов семьи в значительной мере утрачены, поэтому оно становится сугубо ситуативным и определяется поведенческими условиями существования [5].

Современные условия семейного воспитания, влияющие на формирование Я-концепции личности в подростковом возрасте, зависят от двух групп факторов:

- социально-экономических, связанных со снижением уровня жизни к наметившимся отрицательным тенденциям в системе социального обеспечения;

- психологических.

Известно, что успешная социализация детей в большей степени зависит от умения родителей бесконфликтно найти решение проблемы и поддержать единую линию воспитания и т.д. К сожалению, это наблюдается только у трети родительских пар, опрошенных авторами. Половина опрошенных родителей в условиях рыночных отношений оказались в состоянии глубокой депривации и самостоятельно решить социальные проблемы своей семьи не могут. Зачастую отсутствие у воспитанников положительного примера своих родителей приводит к усвоению ребёнком негативных ценностей и типов поведения (низкий культурный уровень, конфликтность родителей, пассивное отношение к действительности, склонность к алкоголю и т.д.), что, несомненно, влияет и на формирование их Я-концепции. В подростковом возрасте межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, однако, возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости подростка. Окружающий его мир, представления о других людях воспринимаются подростком через Я-концепцию, которая формируется под воздействием условий семейного воспитания. Именно в семье происходит социализация личности подростка [3, с. 41].

В качестве основной, выполняющей роль объединяющего, систематизирующего начала, внутренне интегрирующего в этом процессе все другие функции, выделяют формирующую функцию семейного воспитания [3, с. 30]. В соответствии с этой функцией основным содержанием воспитания в условиях семьи является формирование определённого социального типа личности, обобщённым показателем которого является мировоззренческо-психологическая направленность личности, определяемая семейными установками [1, с. 88; 6]. Компенсирующая функция семейного воспитания отражает его направленность на нейтрализацию факторов, условий, воздействий, отрицательно влияющих на процесс формирования личности ребёнка в семье [3, с. 33].

Корректирующая функция семейного воспитания тесно связана с функцией социального контроля, которая заключается в превентивной, психолого-профилактической ориентации семейного воспитания, в стимулировании формирования у подростков соци-

альных качеств личности, особенностей поведения, носящих общественно-полезный характер, в побуждении ребёнка воздерживаться от поступков антиобщественного, аморального характера, то есть поведения, не соответствующего социальным требованиям [3, с. 35].

Таким образом, условия семейного воспитания влияют на накопление нового в физическом, психофизиологическом, психическом развитии подростка, расширение его возможностей, образование совокупности новых качеств, свойств, но, главное, как развитие единого сущностно-содержательного процесса «врастания» в социальное, где все элементы присваиваемой совокупности возрастных достижений образуют фактуру социального как определяющей характеристики человека. Задачей семейного воспитания становится накопление знаний, способов поведения, форм общения.

Уровень социального созревания подростка, включает в себя не только естественные, возрастные особенности развития (которые имеют, в контексте изучения социальной зрелости, свою количественную характеристику), но и выраженные в соответствующей позиции отношения Я подростка с обществом (условно-качественная характеристика), что в наибольшей мере раскрывает степень его социального взросления. Содержанием и формой проявления социального взросления является социализация - индивидуализация растущего человека как двуединый процесс. Процесс социализации - индивидуализации по-разному реализуется в разных семьях, представляет собой каждый раз особые состояние, где осуществляется последовательно-попеременный прессинг то социализации, то индивидуализации, действия которых концентрируются в явлениях перехода к новой позиции взаимодействия социализации - индивидуализации.

Учёт условий семейного воспитания позволяет рассматривать все психические, личностные новообразования подростков в их интегрированной характеристике состояния социального взросления ребёнка (как главного содержания процесса развития и необходимого условия вступления его в гражданское общество).

Отношения родителей и детей довольно сложны, поскольку данные человеческие отношения по своему характеру интимные, скрытые. Установлено, что взаимоотношения родителей и детей со временем складываются в определённые типичные варианты детско-родительских отношений независимо от того, осознаются они или нет. Сколько семей, столько вариантов, особенностей воспитания. Но, несмотря на всё их многообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. В психолого-педагогической литературе существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации детско-родительских отношений (Э.Г. Эйдемиллер, Т.М. Мишина, В.М. Воловик, В.А. Сысенко, Л.С. Алексеева, Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева и др.). При анализе детско-родительских отношений авторами, в основном, уделялось внимание негативному и позитивному их влиянию на ребенка.

Стили воспитания детей рассматриваются как различные способы взаимодействия родителей со своими детьми. М. Кордуэлл подразделяет их по степени требовательности к ребёнку: авторитетный, авторитарный, разрешительный и безучастный [4]. И.П. Подласый - по степени напряжённости и по последствиям негативного влияния на воспитание детей. Он выделяет следующие типы семей: «семьи, уважающие детей», «отзывчивые семьи», «материально-ориентированные семьи», «враждебные семьи», «антисоциальные семьи» [6, с. 207].

Каждому типу семьи присущ характерный тип воспитания. Так, Э.Г. Эйдемиллер выделяет такие негативные типы семейного воспитания, как потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, эмоциональное отвержение, жестокое обращение, гипопро-текция [7]. Г. Глейтман, анализируя типы и стили семейного воспитания, выявил следующие модели: автократическая, разрешающая, авторитетно-взаимная модель [2].

Таким образом, существуют специфические особенности условий семейного воспитания, которые определяются ситуацией современного социально-экономического развития общества. На процесс семейного воспитания влияют определённые виды, стили воспитания, характер и особенности детско-родительских отношений. Социальная ситуация (семья) и духовная позиция в большей мере определяют самооценку и Я-концепцию подростка, что ведёт к формированию детерминированного этими обстоятельствами типа поведения. В формировании позитивной Я-концепции воспитанию принадлежит главенствующая роль. При этом под условиями семейного воспитания мы понимаем совокупность следующих воздействий на личность ребёнка: стилевых особенностей воспитания, особенностей характера детско-родительских отношений, типа семьи и т.д.

В целях выявления особенностей личности подростков и условий семейного воспитания было проведено исследование среди учащихся общеобразовательной школы № 43 г. Иркутска в возрасте 12-13 лет. В опросе приняли участие 70 подростков (26 мальчиков и 44 девочки), а также их родители. Был использован ряд психодиагностических методик: тест «Подростки о родителях» (ADOR) Е.И. Рогова (адаптированный и модифицированный вариант методики Шафера); методика измерения родительских установок и реакций (PARY) Т.В. Архиреевой; тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработанный В.В. Столиным, А.Я. Варгой; методика «Q-сортировки» В. Стефансона; методика «Личностный дифференциал», модифицированная Санкт-Петербургским психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерева; методика изучения уровня сформированности ценностных ориентаций Б.С. Круглова (адаптированный и модифицированный вариант методики М. Рокича); методика «Обзор чувств, реакций, убеждений» К. Роджерса, адаптированная С.Л. Братченко.

Условия семейного воспитания изучались с помощью набора психодиагностических методик, позво-

ляющих комплексно выявлять и оценивать их специфику: ADOR; PARY; ОРО. Анализ полученных результатов показал, что 24% родителей проявляют негативное отношение к ребёнку («отвержение»), 25% -искреннюю заинтересованность в делах ребёнка и позитивно с ним взаимодействуют («кооперация»), 66% родителей обнаруживают выраженную склонность к симбиотическим отношениям. Около половины родителей прибегают к авторитарным методам воспитания («авторитарная гиперсоциализация»), 42% ин-фантилизируют ребёнка, приписывают ему личную и социальную несостоятельность. Следует также отметить, что многие родители (66,6%) недемократичны в отношениях с ребёнком и ориентированы на ограничение его свободы - они стремятся оградить ребёнка от жизненных трудностей и ограничить постороннее влияние на него («гиперопека»), 42% родителей имеют установку на авторитарность в воспитании.

У обследованного контингента родителей была выявлена двойственная позиция, которая выражается в разнонаправленных тенденциях: с одной стороны, родители декларируют уважение и понимание проблем ребенка, а с другой - многие из них воспринимают детей как недостаточно зрелых, несамостоятельных, зависимых, что негативным образом отражается на детско-родительских отношениях, нередко приводит к непониманию и конфликтам.

Анализ межфакторных связей между методиками ОРО и PARY, выявляющими представление родителей об условиях семейного воспитания, и методикой ADOR, отражающей представление подростков об условиях семейного воспитания, показал, что представление родителей об условиях семейного воспитания и, соответственно, о своем воспитательном воздействии очень сильно расходятся с представлениями об этом у детей, что может приводить к возникновению недопонимания между ними и родителями.

По показателям методики ОРО и PARY выявилась значимая корреляционная связь между факторами «кооперация» и «гиперопека» (r=0,59, при р=0,05), что указывает на то, что социально желательный образ родительского отношения, стремление помочь ребёнку ассоциируются у них с необходимостью чрезмерно опекать детей, заботиться о них, оберегать и изолировать их от жизненных проблем, блокировать активность ребёнка, его самостоятельность, агрессивность и сексуальность. Значимая связь установлена также между показателем «симбиоз» и шкалами «обе-регание ребёнка от трудностей» (r=0,67, при р=0,05) и «супружеские конфликты» (r=0,83, при р=0,01). Это говорит о том, что стремление жить с ребёнком в сим-биотическом союзе связано с желанием родителей оградить и защитить его от жизненных трудностей, и, как следствие, ограничить его активность. Следует отметить, что чем более конфликтными являются внутрисемейные отношения между супругами, тем сильнее выражена у матери потребность в установлении более тесных симбиотических отношений с ребёнком.

Показатель «авторитарная гиперсоциализация» коррелирует со шкалой «подавление воли ребёнка»

(г=0,61, при р=0,05), то есть желание родителей воспитать ребёнка социально успешным во многом сопряжено с подавлением личности ребёнка, его собственных желаний и стремлений. Показатель «ин-фантилизация» отрицательно коррелирует со шкалой «товарищеские отношения и участие в ребёнке» (г=-0,66, при р=0,02) и положительно - со шкалой «мученичество родителей» (г=0,61, при р=0,05), что указывает на стремление инфантилизировать ребёнка.

Корреляционные связи между факторами, характеризующими семейные отношения, и факторами, отражающими особенности Я-концепции подростков, показывают, что особенности Я-концепции коррелируют с условиями семейного воспитания. Это касается как позитивных, так и негативных условий. Однозначно положительное влияние на развитие Я-концепции оказывают такие условия семейного воспитания, как кооперация и принятие подростка родителями. Позитивный интерес к ребёнку при его оптимальном проявлении также положительно влияет на личность ребёнка. Однако при чрезмерно повышенном интересе (гиперопеке) к ребёнку может сформироваться такое отри-

цательное качество личности как зависимость.

Инфантилизация отрицательно влияет на такие показатели Я-концепции, как «чувство дискомфорта с людьми», «избегание борьбы», и положительно - на «принятие борьбы», «независимость». Директивность в воспитании отрицательно влияет на показатель «независимость», а «авторитарная гиперсоциализация» -на показатели «самоконтроль» и «отвержение». Из этого следует, что подростки, которые воспитываются в условиях отвержения и повышенной требовательности к ним со стороны родителей, ощущают неуверенность в себе и в своей способности сохранять самоконтроль и самообладание в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать вывод, что условия семейного воспитания существенным образом влияют на Я-концепцию подростков. Всё это говорит о том, что в современных социально-экономических и психологических условиях функционирования семьи необходимо создавать и ре-ализовывать такие модели воспитания, которые учитывали бы выявленные взаимосвязи.

Библиографический список

1. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. 96 с.

2. Глейтман Г. и др. Основы психологии / пер. с англ.; под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. СПб.: Речь, 2001. 1247 с.

3. Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания: монография. М.: Ин-т междунар. права и экономики, 1996. 114 с.

4. Кордуэлл М. Психология: А-Я: Словарь-справочник / пер. с

англ. К.С. Ткаченко. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 448 с.

5. Личность - Семья - Общество: материалы науч.-практ. конф. (Москва, 1-3 июня 1993 г.). М.: Союз, 1994. 197 с.

6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студ. пед. вузов. В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2о0о. Кн. 2: Процесс воспитания. 256 с.

7. Sullivan H.S. Conception of Modern Psychiatry // Selected Works. N.Y., 1964. Vol. 1. P. 3-30.

УДК 755(47)

СЕМАНТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИХ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ ИКОНОПИСНОГО ДИСКУРСА

© В.Я. Иванова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлена авторская гипотеза о трех фундаментальных единицах иконописного дискурса (мандорла, гора -лествица, свет), выполняющих структурообразующую функцию в композиции древнерусской иконы. Реконструкция первичного сакрального смысла указанных первоэлементов осуществляется, в первую очередь, через текст Священного Писания и обращение к образам и имени букв глаголицы, а также через анализ облика и предметного мира православного храма. Ил. 6.Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: древнерусская икона; иконописный дискурс; структурообразующие единицы; семантическая реконструкция; мандорла.

SEMANTIC RECONSTRUCTION OF STRUCTURE FORMING PRIMARY ELEMENTS OF ICONOGRAPHIC

DISCOURSE

V.Ya. Ivanova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

The article presents the author 's hypothesis on three fundamental units of iconographic discourse (mandorla, mountain-

1Иванова Валентина Яковлевна, соискатель кафедры искусствоведения Института изобразительных искусств и социальных наук, тел.: (3952) 405480, 89041298385, е-mail: [email protected]

Ivanova Valentina, Competitor for a scientific degree of the Department of Art Criticism, Institute of Fine Arts and Social Sciences, tel.: (3952) 405480, 89041298385, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.