Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Дата публикации: 1.07.2015 № 3 (15). С. 140-145. УДК 159.9
Н. И. Семенихина
Исследование взаимосвязи стиля родительского воспитания, его восприятия подростком и уровня его самооценки
Стиль родительского воспитания заметно оказывает влияние на формирование самооценки подростка, в частности, в семьях с авторитарным стилем воспитания дети, чаще всего, имеют низкую самооценку, а в семьях с демократическим стилем воспитания - высокую самооценку.
В работе с использованием батареи специально подобранных психологических методик проведено более детальное изучение этой взаимосвязи: исследована связь между восприятием подростка стиля родительского воспитания и его уровнем самооценки.
Проведен статистический анализ полученных результатов соответствующими методами математической статистики.
Ключевые слова: родительское воспитание, стиль, самооценка, уровень, семья, подросток, взаимоотношения
Perspectives of Science & Education. 2015. 3 (15)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Accepted: 14 May 2015 Published: 1 July 2015 No. 3 (15). pp. 140-145.
N.I. Semenikhina
A study of the relationship of parent's upbringing, perception of the adolescent and his level of self-esteem
The style of parenting significantly influences the formation of teenagers self-esteem, particularly in families with authoritarian parenting style children often have low self-esteem, and in families with the democratic parenting style is high self-esteem.
In this paper, using a battery specially selected psychological techniques conducted a more detailed study of this relationship: we investigated the relationship between the perception of a teenager parent's upbringing and his level of self-esteem.
The statistical analysis of the results obtained by the relevant methods of mathematical statistics. Keywords: parenting, style, self-esteem, level, family, teenager, relationship
ктуальность данной статьи обусловлена активным формированием личности именно на стадии раннего онтогенеза, т.е. детства и отрочества. Семья в этот период играет для ребенка значимую роль, ¡причем, как положительную, так и отрицательную. Нравственные и поведенческие установки, которые приобретает подросток в этот период, запоминаются и сохраняются, и многие люди Ьспользуют их и при достижении ими биологической и социальной зрелости.
Семья — главный институт социализации ре-Ирнка (а в дальнейшем-,« ЙШЙрстш), в котором
он приобретает первый опыт социальный опыт взаимодействия с людьми, а так же получает умения и навыки поведения и общения с окружающими его людьми.
В любой семье, так или иначе, формируется определенная, иногда не осознанная ею система воспитания. Речь идет и о понимании целей воспитания, и о формулировке его задач, а так же о возможности целенаправленного применения определенных методов и приемов воспитания, с учетом того, что можно и чего нельзя применять в отношении ребенка.
Проблемой семейного воспитания и взаи-
моОтноЯений' в семье ^зЯниМаяЯсь такие Руче-№, как: К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский, А.В.Запорожец, А.С.Макаренко, Г.М.Андреева [1], Я.Л. Коломенский, А.А. Реан, Е.А. Аркин, ¡А.Н.Леонтьев, С. Холл, И.В.Фокина [2].
Так, например, рассматривая главную тенденцию психического развития, Л.И. Божович оТмечала, что смысл всего онтогенетического развития человека состоит в том, что ребенок поэтапно становится личностью. Из существа, который вначале только лишь усваивал накопленный человечеством социальный опыт, он превращается в создателя этого опыта, а также тех материальных и духовных ценностей, содержащих в себе новые богатства человеческой психики [3, с. 438-439].
Многие другие особенности подросткового возраста изучались исследователями, например: подростковая интернет-зависимость [4, 5], психологические особенности подростков-сирот [6, 7], подростковая агрессивность [8], их ценностные ориентации [9], здоровье [10, 11] и т.д.
Цель нашего исследования: выявление взаимосвязи стиля родительского воспитания, его восприятия детьми и уровня самооценки подростка.
Сводные данные по методике диагностики рс
Объект исШёдования: ^тиль р^дитёН^
ского (материнского) воспитания как психологическое условие развития самооценки подростка.
Предмет исследования: взаимосвязь стиля родительского воспитания, его восприятия детьми и уровня самооценки подростка.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
1) существует взаимосвязь между стилем родительского воспитания и самооценкой подростка, а именно:
- адекватному уровню самооценки соответствуют высокие значения по шкале «принятия» и низкие по шкалам «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник»;
- низкому уровню самооценки соответствуют высокие значения по шкалам «отвержение», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник»;
- высокому уровню самооценки соответствуют высокие значения по шкалам «симбиоз», «образ социальной желательности».
2) не существует взаимосвязи между восприятием подростка стиля родительского воспитания и его уровнем самооценки.
Таблица1
:ельского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин
Уровень Принятие Отвержение Образ социальной желательности поведения Симбиоз Авторитарная гиперсоциализация Маленький неудачник
Низкий 10% 90% 0% 10% 40% 80%
Средний 10% 0% 0% 60% 50% 10%
Высокий 80% 10% 100% 30% 10% 10%
120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%
и
ГШ п Г L
CK X
1=
CD
ä CD CQ
О X .0
о о со го
СР
ю
о
X
CD
£ CQ О
□ Низкий ■ Средний
□ Высокий
со о
Ю
О
К m
И 5
X "
* I |
о.
о о
ь У
со о.
< CD
Рис.1. Гистограмма сводных данных по методике А. Я. Варги, В. В. Столина
Методики исследования:
1. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин [12].
2. Тест "Подростки о родителях" (ADOR) [13].
3. Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан [12].
4. Оценка внутрисемейных отношений. Ме-Цодика «Рисунок семьи» Л. А. Венгер [14].
Результаты, полученные по методике А.Я.Варга, В.В. Столин в группе 20 подростков средней школы № 18 г. Воронежа и их родителей (либо мать, либо отец) соовественно представлены в таблице 1 и на рисунке 1.
Результаты, полученные по тесту «Подростки о родителях» представлены в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2
Сводные данные по тесту «Подростки о родителях» (ADOR)
Уровень POZ - Позитивный интерес DIR - Дирек-тивность HOS - Враждебность AUT - Автономность NED - Непоследовательность
Низкий 20% 100% 100% 30% 80%
Средний 30% 0% 0% 40% 20%
Высокий 50% 0% 0% 30% 0%
□ Низкий ■ Средний
□ Высокий
Рис.2. Гистограмма сводных данных по тесту «Подростки о родителях» (ADOR)
Количественные результаты, полученные среди родителей и детей, были обработаны с помощью статистического критерия х2-Пирсона в программе SPSS [15]. Критерий х2-Пирсона — это наиболее часто употребляемый критерий для проверки гипотезы на основании зйкона о нормальном распределении. Во многих практических задачах точные параметры распределения неизвестны, то есть являются гипотезой, которая требует статистической проверки [16].
Критерий х2-Пирсона вычисляется по формуле: Х2 = Х2 (Ьэмп-Ьтеор)2/Ьтеор), где fэмп — эмпирическая частота, Ьтеор — теоретическая частота.
Также критерий используется для сравнения двух эмпирических распределений. Сопоставим эмпирические распределения по уровням ро-Кительского воспитания и уровню самооценки подростков (см. рис. 3 и 4).
Сформулируем статистические гипотезы: H0 — распределения не отличаются, следова-ВельйМйЩЩеШйШт связь;
И — распределения не отличаются, следовательно связи нет.
В таблице 1 отразим результаты сравнения по критерию хи-квадрат между уровнями родительского воспитания и уровнями самооценки подростков.
Таким образом, адекватному уровню самооценки соответствуют высокие значения по шкале «принятия» (х2 = 5,26), высокому уровню самооценки соответствуют высокие значения по шкалам «симбиоз» (%2 = 3,89), адекватному уровню притязаний соответствуют высокие значения по шкале «принятия» (%2 = 1,44).
Оценка внутрисемейных отношений по методике «Рисунок семьи» Л. А. Венгер позволила получить следующие результаты.
В 30% случаев сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными руками, объ-единенность их в общей деятельности являются индикаторами психологического благополучия, восприятия интегративности семьи, включенности в семью.
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Ж
у /
□ Низкий ■ Средний
□ Высокий
Рис.3. Гистограмма по данным методики Дембо-Рубинштейн (Уровень самооценки)
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
I =1 н ■ 1 и
□ Низкий ■ Средний
□ Высокий
/ /
Рис.4. Гистограмма по данным методики Дембо-Рубинштейн (Уровень притязаний)
Таблица 3
Значения по критерию хи-квадрат
Сравниваемые шкалы Значение ^-Пирсона Уровень значимости
Принятие - Уровень самооценки 5,26 р > 0,05
Отвержение - Уровень самооценки 17,80 р < 0,01
Образ социальной желательности поведения - Уровень самооценки 15,17 р < 0,01
Симбиоз - Уровень самооценки 3,89 р > 0,05
Авторитарная гиперсоциализация - Уровень самооценки 6,15 р < 0,01
Маленький неудачник - Уровень самооценки 12,22 р < 0,01
Принятие - Уровень притязаний 1,44 р > 0,05
Отвержение - Уровень притязаний 29,19 р < 0,01
Образ социальной желательности поведения - Уровень притязаний 6,51 р < 0,01
Симбиоз - Уровень притязаний 7,09 р < 0,01
Авторитарная гиперсоциализация - Уровень притязаний 16,82 р < 0,01
Маленький неудачник - Уровень притязаний 23,64 р < 0,01
Рисунк№с%ротмвопоЯ1жЯы^н характеристик ками (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уровень эмоциональных свя-Ерей. К ним относятся 20% испытуемых.
В 10% случаев подросток не рисует себя, не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности.
О восприятии других членов семьи и «Я-образе» автора рисунка можно судить на основе сравнения размеров фигур, особенностей презентации отдельных частей тела и всей фигуры в целом.
В 20% случаев соотношение размеров нарисованных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин членов (матерей). Это объясняется тем, что для подростка размер фигуры является средством, при помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование. Для этих семей была характерна большая доминантность, пунитивность матери, которая являлась истинно авторитарным руководителем семьи. 20% — маленькая, слабая фигурка, изображенная в окружении родителей, в которой подросток признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что подросток привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье, поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи, заботы и внимания.
Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют, подростки: а) ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п: б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Для такого восприятия мы также можем отнести авторитарный стиль воспитания.
Заключение
Выдвинутая ранее гипотеза была подтверждена. Мы также выявили закономерный факт, что высокий уровень самооценки наблюдается у детей, в семьях которых преобладает демократический стиль воспитания. Для детей с либеральным стилем семейного воспитания характерен средний уровень самооценки. Низкий
уровень самооценки показали дети, родители которых придерживаются авторитарного стиля воспитания.
В настоящий момент можно уверенно сказать одно: семейное воспитание — важнейший этап в жизни каждого человека. На формирование личности оказывают влияние многие факторы. Конечно, ребенок растет и развивается не только в семье. Он воспитывается в детском саду, затем получает образование в школе и т.д. Но в большей степени дети, а затем и подростки, конечно же, взаимодействуют со своими родителями и другими близкими родственниками.
Поэтому, именно семья особенно важна и необходима для правильного развития личности подростка, т.к. именно в семье, в подростковом возрасте начинает закладываться основа личности. Семья — та основная, начальная структурная единица общества, в котором подростку приходится жить и воспитываться.
Воспитание внутри семьи — один из главнейших методов взаимодействия родителей подростков, в процессе котором происходит влияние поведения родителей на развитие личности подростка. Результаты такого влияния, положительного или отрицательного, прослеживаются в рассмотренных стилях семейного воспитания: демократическом, авторитарном и либеральном.
Семейное воспитание формирует основу восприятия подростком окружающего мира. Форма взаимодействия и стиль взаимоотношения к другим людям, восприятие себя и своего окружения, так же является результатом процесса воспитания. Родители при этом играют главную роль в процессе становлении подростка как личности. Как следствие, воспитание —важнейший аспект в духовном и нравственном развитии и процветании подростка.
В течение своей жизни подросток изучает себя и собирает о себе знания, которые в дальнейшем и составят содержательную часть его представлений о себе. Причем эти самые знания важны и эмоционально значимы для него. То, что скрыто в этих знаниях, становится объектом его эмоций, оценок, и предметом его устойчивого самоотношения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. СПБ.: Речь, 2005. 436 с.
2. Фокина И.В. Связь творческого мышления и показателя экстраверсии-интроверсии у подростков // Перспективы наукй! и образования. 2013. № 6. С. 161-165.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психологическое исследование. СПб: Питер, 2008. 400 сЯ
4. Melnikova O.T., Fetisova E.A. Projective techniques in a qualitative study of adolescents attitude to television and the Internet. Voprosy Psychologii, 2010, no.5, 130-137.
5. Voiskunsky A.E. Do children addicted to computer games become more aggressive? Voprosy Psychologii, 2010, no.6, 133-143.
6. Leontiev D.A., Sulimina O.V., Bastrakova A.S. Trajectories of personal development in adolescents raised in families and orphans. Voprosy Psychologii, 2014, no.4, 30-48.
7. Odintsova M.A. World images of adolescents from one-parent families. Voprosy Psychologii, 2011, no.2, 82-89.
8. Burkova V.N., Butovskaya M.L. Violent computer games and the problem of aggressive behavior in children and adolescents. Voprosy Psychologii, 2012, no.1, 132-140.
Щ9. Podolsky D.A. On studying value orientations in adolescents. Voprosy Psychologii, 2014, no.2, 24-33.
10. Kholmogorova A.B., Tarkhanova P.M. Standards of appearance and culture: The role of physical perfectionism and its consequences! for the health of adolescents and young people. Voprosy Psychologii, 2014, no.2, 52-64.
11. Lifintseva A.A. The influence of interpersonal factors on teenagers' psychosomatic health. Voprosy Psychologii, 2013, no.4, 34-44g|
12.' ПсйЮЯюгИческйеФесты' / ПОдтРед.'А'.А. Карелина: В ЦрМ. 20О0ГТ?2.
13. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.:Речь, 2002. 0.640-652.
|4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: Владос-пресс, 2003. 160 с.
15. Широкова Н.А., Баженов Р.И. Применение корреляционного анализа для исследования данных спортивных показателей студентов в среде SPSS // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 6 (18). С. 25.
|б. Остапенко РИ. Особенности моделирования латентных изменений с помощью AMOS SPSS // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). С. 89-95.
17. Остапенко РИ. Математические основы психологии: учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов психологических и педагогических специальностей вузов. Воронеж.: ВГПУ 2010. С.76.
1. Andreeva T. V. Psychology of the modern family: monograph. Saint-Petersburg, Speech, 2005. 436 p.
2. Fokina I.V. Relationship of creative thinking and indicator extraversion-introversion in adolescents. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no. 6, pp. 161-165 (in Russian).
3. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. Psychological research. Saint-Petersburg, Piter Publ. 2008. 400 p.
4. Melnikova O.T., Fetisova E.A. Projective techniques in a qualitative study of adolescents attitude to television and the Internet, Voprosy Psychologii, 2010, no.5, pp. 130-137.
5. Voiskunsky A.E. Do children addicted to computer games become more aggressive? Voprosy Psychologii, 2010, no.6, pp. 133-143.
6. Leontiev D.A., Sulimina O.V., Bastrakova A.S. Trajectories of personal development in adolescents raised in families and orphans. Voprosy Psychologii, 2014, no.4, pp. 30-48.
7. Odintsova M.A. World images of adolescents from one-parent families. Voprosy Psychologii, 2011, no.2, pp. 82-89.
8. Burkova V.N., Butovskaya M.L. Violent computer games and the problem of aggressive behavior in children and adolescents. Voprosy Psychologii, 2012, no.1, pp. 132-140.
9. Podolsky D.A. On studying value orientations in adolescents. Voprosy Psychologii, 2014, no.2, pp. 24-33.
10. Kholmogorova A.B., Tarkhanova P.M. Standards of appearance and culture: The role of physical perfectionism and its consequences for the health of adolescents and young people. Voprosy Psychologii, 2014, no.2, pp. 52-64.
11. Lifintseva A.A. The influence of interpersonal factors on teenagers' psychosomatic health. Voprosy Psychologii, 2013, no.4, pp. 34-44.
12. Psikhologicheskie testy / Pod. Red. A.A. Karelina: V2 t [Psychological tests / Under. Ed. A. A. Karelin: In 2 Vol.]. Moscow, 2000. pp.144-152.
13. Praktikum po vozrastnoi psikhologii: Ucheb.posobie / Pod red. L.A. Golovei, E.F. Rybalko [Workshop on developmental psychology: Textbook the manual / Under the editorship of L.A. Golovei, E.F. Rybalko]. Saint-Petersburg, Rech' Publ., 2002, pp.640-652.
14. Venger A.L. Psikhologicheskie risunochnye testy: Illiustrirovannoe rukovodstvo [Psychological drawing tests: Illustrated guide]. Moscow, Vlados-press Publ., 2003. 160 p.
15. Shirokova N.A., Bazhenov R.I. Use of correlation analysis to explore the data performance of students in SPSS. Nauka-Rastudent. ru, 2015, no. 6 (18), p. 25.
16. Ostapenko R.I. Peculiarities of modeling latent changes using SPSS AMOS. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2014, no. 1 (7), pp. 89-95 (in Russian).
17. Ostapenko R.I. Matematicheskie osnovy psikhologii: uchebno-metodicheskoe posobie dlia studentov i aspirantovpsikhologicheskikh
i pedagogicheskikh spetsialnostei vuzov [Mathematical foundations of psychology: textbook for undergraduate and graduatB students of psychological and pedagogical specialties of higher education institutions]. Voronezh, VGPU Publ., 2010. 76 p.
REFERENCES
Информация об авторе
Семенихина Нина Ивановна
(Россия, Краснодар) Соискатель кафедры педагогики и психологии Московский педагогический государственный университет (филиал в г.Краснодаре) E-mail: orimar@list.ru
Information about the author
Semenikhina Nina Ivanovna
(Russia, Krasnodar) Competitor of the Department of pedagogy and psychology Moscow State Pedagogical University (branch in Krasnodar) E-mail: orimar@list.ru