Бобрик Д.В. ©
Аспирант, кафедра Философии, Астраханский государственный университет
СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация
В статье анализируются основные характерные черты испанской философии, основные направления исследований испанских философов и круг вопросов, свойственный постфранкистскому этапу развития испанской философии, универсальным и региональным составляющим испанской философии и её отношению к Европейскому логосу.
Ключевые слова: Х. Ортега-и-Гассет; Мигель де Унамуно; современная испанская философия; характерные черты испанской философии; проблема Испании. Keywords: José Ortega y Gasset; Miguel de Unamuno y Jugo; modern Spanish philosophy; characteristics of Spanish philosophy; the problem of Spain.
Начиная со своего возникновения, испанская философия развивалась в русле европейского логоса, продолжала традиции греческой философии, которая и послужила отправной точкой в развитии мировой философской мысли, при этом испанская философия сохраняла свои региональные особенности, свойственные характеру испанской культуры.
Во время господства арабов на территории Испании, большое значение имел арабский аристотелизм, впоследствии его сменил европейский аристотелизм. Кроме этого, в Испании значительную роль играла схоластика, в частности - томизм и августинианство (данная тенденция сохраняется на настоящий момент). Новое время ознаменовалось приходом в испанскую философию Р. Декарта, его учение оказало большое влияние на испанских философов.
ХХ век в испанской философии характеризуется дискурсом посвященным проблеме Испании и её роли в Европейской истории, обсуждается не только роль испанской философии и её значение для европейского логоса, но и роль науки и техники.
Данная проблема нашла свое отражение в споре между Х. Ортегой-и-Гассетом и Мигелем де Унамуно. Ортега стремился приобщить испанскую мысль к европейской (учитывая огромное влияние немецкой философии на Ортегу, можно сделать вывод, что наибольшее значение придавалось именно немецкой философии). Именно Ортега привнес немецкую неклассическую философию в латиноамериканский философский дискурс, основанный в основном на исследованиях французских мыслителей. Что же касается Мигеля де Унамуно, то он в своих работах защищал идею того, что Испания должна испанизировать Европу, а не наоборот, Унамуно выступал против идеи европеизации Испании, широко известна его фраза «Пусть изобретают они!» [1], Унамуно писал в одном из писем Ортеге, что он чувствует себя анти-европеистом, если они изобретают вещи, так и пусть их изобретают, у Испании свой собственный путь развития - духовный, в корне отличный от Европы.
Ю.А. Кимелев пишет в «Современной испанской философии», что «основными фигурами этой истории (ХХ в.) на протяжении большей части столетия были Мигель де Унамуно (1864-1936), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), Хавьер Субири (1898-1983). Остальные испанские философы, как считается в своем большинстве были либо непосредственными учениками и последователями этих философов, либо испытали значительное влияние с их стороны» [2, 10].
© Бобрик Д.В., 2012 г.
Под современной испанской философией мы понимаем испанскую философию постфранкистской эпохи, это 70-е гг. ХХ века. Несомненно, новые веяния начали появляться в испанской интеллектуальной жизни ещё перед смертью Франко, но они носили оппозиционный и даже в какой-то степени подпольный характер ввиду сложившейся исторической и политической ситуации, а настоящую свободу и демократию Испания смогла получить только после кончины Ф. Франко.
Ю.А. Кимелев отмечает, что в современной испанской философии историко-философские исследования занимают преобладающее место, он пишет, что причиной этому является роль неосхоластической философии: «в рамках которой традиционно огромное внимание уделяется историко-философской работе, прежде всего изучению истории европейской мысли» [2, 4]. Неосхоластика и неотомизм играли большую роль в испанской философии ХХ в.: «Неосхоластика занимала господствующие позиции в подавляющем большинстве университетов Испании» [2, 7].
В своей работе «Современная испанская философия» Ю.А. Кимелев приводит поэтапную историю развития испанской философии, предложенную Н. Оррингером [2, 8], который выделяет три периода в истории испанской философии ХХ в.:
1. Серебряный век испанской культуры, начавшийся приблизительно с Реставрацией Бурбонов и закончившийся, когда разразилась Гражданская война 19361939гг. В этот период испанская культура открывается зарубежной культуре.
2. Период 1939-1965 гг., когда в условиях франкистского режима испанская философия закрывается от зарубежной философии, и многие философы покидают страну.
3. Период 1965-1999 гг. ознаменовался постепенным открытием Испании Франко по отношению к Западу и переходом к демократии. Начинается обновление испанской философии [2,8].
К этим трем этапам мы можем добавить новейший этап развития испанской философии:
4. Период 1999-по настоящее время. Характеризуется относительной ассимиляцией с философией Западной Европы, при этом сохраняется национальный характер - «испанистичность» испанской философии, несмотря на глобализационные процессы.
Наряду с этим испанскую философию можно охарактеризовать кругом вопросов присущих современным исследованиям, это:
1. Проблема Испании;
2. Неосхоластические проблемы и вопросы, прежде всего в их неотомистской традиции;
3. Переосмысление ортегианства; рацио-витализм;
4. Метафизика (см. исследования испанских философов метафизики Р. Декарта, Х. Субири);
5. Современные исследования в области аналитической философии;
6. Развитие политической и социальной философии и исследование круга вопросов им присущих;
7. Синтез религиозной, культурной, художественно-эстетической проблематики является традиционной спецификой испанской философии [2, 25].
8. Исследование марксизма (свойственно для постфранкистской эпохи).
9. Исследования в рамках постмодернизма, в частности семиотика, исследование дискурса, логико-лингвистические исследования, философия языка.
Любовь Евгеньевна Яковлева отмечает, что в современной испанской философии мы также можем выделить следующие направления [3]:
1. С начала 1970-х гг. появление новых ницшеанцев в испанской философии.
2. Современные исследования в области герменевтики.
3. Исследования в рамках «живой философии».
Дискурс начала ХХ в., посвященный проблеме Испании и её роли в Европе, впоследствии привел к разработке концепции Испанидад. Мы считаем, что данная концепция также оказала значительное влияние на развитие испанской философии.
Испанская философия гармонично вписывается в Западный логос, при этом, большое внимание уделяется региональным особенностям, в частности проблеме Испании. ХХ век привнес в историю философии мадридскую школу философии, в наши дни к ним мы можем добавить школу Малаги, представители которой сосредоточили свои ислледования на творчестве М. Самбрано и школу Овьедо (Г. Буэно). Для того, чтобы охарактеризовать испанскую философию и выявить основные характерные черты, ей присущие, рассмотрим основные направления исследований испанской философии:
Среди столпов испанской философии мы можем выделить таких представителей, как Хавьер Субири, наиболее полно выразивший себя в своих работах по метафизическим проблемам, например «О сущности», «Чувствующий разум». Так в данных работах Субири большое значение уделяет анализу разума и реальности, разум - постижение «вещи в реальности». Как отмечает Ю.А. Кимелев «Для Х. Субири мир не есть совокупность реальных вещей, это он называет «космосом». Мир - это чистая и простая реальность. Поэтому Х. Субири говорит о том, что достаточной одной реальной вещи, чтобы был мир» [2, 21].
Ещё одним известным представителем испанской философии, а также ученицей Х. Ортеги-и-Гассета и представительницей Мадридской школы, является Мария Самбрано (María Zambrano). В её работах мы можем найти исследование «поэтического разума», концепции, которая была достаточно популярна в Новом Свете. Как ученица Ортеги, Самбрано не могла обойти стороной и проблему Испании в общем, и человека в частности. Кроме того, Самбрано уделяла большое внимание исследованию священного и его смысла для человеческой истории.
Наиболее важной темой в творчестве М. Самбрано стало исследование «поэтического разума», как попытки спасти современную философию. Её идеи направлены на критику западного логоса, рационализма, что также нашло свое отражение в творчестве латиноамериканских философов и писателей (напр. см. Х. Кортасар и работы некоторых философов освобождения). По мысли Самбрано, для того чтобы выйти из кризиса, современная философия нуждается в новом разуме, отличном от рационалистического концепта Нового времени, нужно вернуться к человеческой личности, «являющейся синтезом бытия, познания и любви» [2, 25].
Испанская философия в анализе онтологической и метафизической проблематики представлена такими философами, как Э. Триас - неосхоластические традиции, А. Лобато - неосхоластическая и неотомистская традиция, С. Каналс (Барселонская метафизическая (томистская) школа), В. Санфеликс - исследование взаимоотношений между аналитической философией и онтологией.
В рамках эпистемологических исследований мы можем выделить следующих философов Висенте Санфеликс Видарте, Хуан Пачо, и др. Основными темами их исследований являются: 1. оправдание наших верований; 2. тематика скептицизма; 3. релятивизм; 4. перцепция; 5. априорное познание; 6. статус философской эпистемологии [2, 35].
Философская антропология в испанской философии представлена исследованиями Хулиана Мариаса (ученик Ортеги), разрабатывавшим идею метафизической антропологии; Хавьера Арангурена, работавшим в рамках аристотелизма.
Философия сознания представлена такими философами, как Мануэль Гарсиа-Карпинтеро; Мануэль Лис; В. Санфеликс; Мариано Родригес Гонсалес. Философия
истории представлена исследованиями Кончи Ролдан, Розы Бельведрези, Мануэля Круса и Романа Куартанго.
Социальная и политическая философия, а также этика представлены следующими философами: Хуан Антонио Николас; Мануэль Крус; Модесто Берсиано Вильялибре; Сирило Флорес Мигель; Рамон дел Кастильо; Энрике Лопес Кастельон и др.
Таким образом, нами было выявлено следующее: современная испанская философия (то есть философия постфранкистской эпохи) не представляет собой только историко-философские исследования (хотя множество работ написано именно в данных рамках), большое значение в творчестве испанских философов имеют исследования в рамках неосхоластики, метафизики, марксизма, постмодернизма, анализ проблемы Испании и испанского в современной испанской философии принимает особое значение в рамках дискурса с другими западными философами и, прежде всего, с латиноамериканскими, кроме того большое влияние на развитие испанской философии было оказано французской и немецкой ветвями Западного логоса.
Литература
1. Que inventen ellos! El País, 23/02/2007 / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elpais.com/articulo/economia/inventen/otros/elpepueco/20070223elpepueco_1/Tes
2. Кимелев, Ю.А. Современная испанская философия: Аналитический обзор [Текст] / Ю.А. Кимелев. - М.: РАН. ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. Философии., 2010. - 92с. - (Сер.: Проблемы философии). ISBN 978-5-248-00515-4.
3. «Испания и Россия близки» (Беседа с Л. Е. Яковлевой) // ХОРА. - 2008. - № 4. - С. 151-160. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.jkhora.narod.ru/2008-4-12.pdf