Научная статья на тему 'Специфика совершенствования профессиональной подготовки будущих экономистов средствами иностранного языка'

Специфика совершенствования профессиональной подготовки будущих экономистов средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / МЕТОДИКА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗЕ / ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИСТОВ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / VOCATIONAL TRAINING / PROFESSIONAL ACTIVITY / LEARNING MOTIVATION / LANGUAGE LEARNING / LANGUAGE PERSONALITY / FOREIGN LANGUAGES / METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES / METHODS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT HIGHER SCHOOL / EDUCATION FOR ECONOMISTS / INDIVIDUAL PATH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубнова Юлия Викторовна

Рассмотрены теоретические аспекты специфики профессиональной подготовки будущих экономистов. Выявлено противоречие между потребностью современного общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточной разработанностью механизмов профессиональной подготовки будущих экономистов к работе в международном экономическом пространстве. Актуальность проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов, выявленное противоречие и объективная потребность практики в разработке программы по совершенствованию их профессиональной подготовки определили выбор темы исследования «Специфика совершенствования подготовки будущих экономистов средствами иностранного языка». Обоснована необходимость и целесообразность ее совершенствования средствами иностранного языка, так как она является одной из актуальных научно-теоретических и прикладных проблем педагогики. Выявлена специфика совершенствования профессиональной подготовки будущих экономистов. Рассмотрены цели их профессиональной подготовки. Определены причины, влияющие на уровень качества профессиональной подготовки студентов. Раскрыты понятия «мотив» и «мотивация». Рассмотрены понятия «формирование» и «развитие мотивации» как взаимосвязанные процессы. Описана ориентационная основа профессиональной деятельности экономистов. Указаны особенности специалистов экономического профиля и их личности. Выявлено влияние иностранного языка на развитие их профессиональных навыков. Определена его роль в развитии личности. Представлены характеристики содержания профессиональной подготовки студентов вуза. Даны результаты проведенного эксперимента по оценке успешности профессиональной подготовки студентов и уровня развития их профессиональных умений. Проанализированы возможности построения индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку. Приведены виды траекторий, которые можно использовать в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов иноязычному общению с зарубежными партнерами средствами иностранного языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубнова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF IMPROVING THE FUTURE ECONOMISTS’ PROFESSIONAL TRAINING BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

The theoretical aspects of the specificity of future economists’ professional training are considered. The contradiction between the need of modern society for highly qualified specialists and the insufficient elaboration of the mechanisms for the professional training of future economists for working in the international economic space has been revealed. The urgency of the problem of improving the professional training of specialists, the revealed contradiction and the objective need of practice in the development of a program for improving their professional training determined the choice of the topic of the study "Specificity of improving the future economists’ professional training by means of a foreign language." The necessity and expediency of its improvement by means of a foreign language is substantiated, since it is one of the urgent scientific, theoretical and applied problems of pedagogy. The specificity of improving the future economists’ professional training are revealed. The purposes of their professional training are considered. The reasons influencing the level of quality of students’ professional training are determined. The terms motive and motivation are revealed. The terms of formation and development of motivation as an interrelated processes are considered. The orientation basis of professional activity of economists is described. The specifics of specialists of the economic department and their personality are indicated. The influence of a foreign language on the development of their professional skills is revealed. Its role in the development of personality is defined. The characteristics of the content of vocational training of university students are presented. The results of the conducted experiment on the evaluation of the success of students’ professional training and the level of development of their professional skills are given. The possibilities of constructing individual paths for students’ when teaching them a foreign language are analyzed. The types of paths that can be used in the process of professional training of future economists in the foreign language communication with foreign partners by means of a foreign language are given.

Текст научной работы на тему «Специфика совершенствования профессиональной подготовки будущих экономистов средствами иностранного языка»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УД: 378.016:811.1

ББК Ш12/18-9 ГРНТИ 14.35.01 Код ВАК 13.00.08

Бубнова Юлия Викторовна,

аспирант кафедры педагогики, факультет педагогики и психологии, Вятский государственный университет; 610000,

г. Киров, ул. Московская, 36; e-mail: [email protected].

СПЕЦИФИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная подготовка; профессиональная деятельность; учебная мотивация; языковая подготовка; языковая личность; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; методика иностранных языков в вузе; подготовка экономистов; индивидуальная траектория.

АННОТАЦИЯ. Рассмотрены теоретические аспекты специфики профессиональной подготовки будущих экономистов. Выявлено противоречие между потребностью современного общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточной разработанностью механизмов профессиональной подготовки будущих экономистов к работе в международном экономическом пространстве. Актуальность проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов, выявленное противоречие и объективная потребность практики в разработке программы по совершенствованию их профессиональной подготовки определили выбор темы исследования - «Специфика совершенствования подготовки будущих экономистов средствами иностранного языка». Обоснована необходимость и целесообразность ее совершенствования средствами иностранного языка, так как она является одной из актуальных научно-теоретических и прикладных проблем педагогики. Выявлена специфика совершенствования профессиональной подготовки будущих экономистов. Рассмотрены цели их профессиональной подготовки. Определены причины, влияющие на уровень качества профессиональной подготовки студентов. Раскрыты понятия «мотив» и «мотивация». Рассмотрены понятия «формирование» и «развитие мотивации» как взаимосвязанные процессы. Описана ориентационная основа профессиональной деятельности экономистов. Указаны особенности специалистов экономического профиля и их личности. Выявлено влияние иностранного языка на развитие их профессиональных навыков. Определена его роль в развитии личности. Представлены характеристики содержания профессиональной подготовки студентов вуза. Даны результаты проведенного эксперимента по оценке успешности профессиональной подготовки студентов и уровня развития их профессиональных умений. Проанализированы возможности построения индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку. Приведены виды траекторий, которые можно использовать в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов иноязычному общению с зарубежными партнерами средствами иностранного языка.

Bubnova Yulia Victorovna,

Post-graduate Student, Department of Pedagogy, Faculty of Pedagogy and Psycology, Vyatka State University, Kirov, Russia.

SPECIFICITY OF IMPROVING THE FUTURE ECONOMISTS' PROFESSIONAL TRAINING BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

KEYWORDS: vocational training; professional activity; learning motivation; language learning; language personality; foreign languages; methods of teaching foreign languages; methods of teaching foreign languages at higher school; education for economists; individual path.

ABSTRACT. The theoretical aspects of the specificity of future economists' professional training are considered. The contradiction between the need of modern society for highly qualified specialists and the insufficient elaboration of the mechanisms for the professional training of future economists for working in the international economic space has been revealed. The urgency of the problem of improving the professional training of specialists, the revealed contradiction and the objective need of practice in the development of a program for improving their professional training determined the choice of the topic of the study "Specificity of improving the future economists' professional training by means of a foreign language." The necessity and expediency of its improvement by means of a foreign language is substantiated, since it is one of the urgent scientific, theoretical and applied problems of pedagogy. The specificity of improving the future economists' professional training are revealed. The purposes of their professional training are considered. The reasons influencing the level of quality of students' professional training are determined. The terms motive and motivation are revealed. The terms of formation and development of motivation as an interrelated processes are considered. The orientation basis of professional activity of economists is described. The specifics of specialists of the economic department and their personality are indicated. The influence of a foreign language on the development of their professional skills is revealed. Its role in the development of personality is defined. The characteristics of the content of vocational training of university

students are presented. The results of the conducted experiment on the evaluation of the success of students' professional training and the level of development of their professional skills are given. The possibilities of constructing individual paths for students' when teaching them a foreign language are analyzed. The types of paths that can be used in the process of professional training of future economists in the foreign language communication with foreign partners by means of a foreign language are given.

Введение

Каждый человек сталкивается в своей жизни с проблемой выбора. Ему приходится определяться в своей профессии или специальности. Современное разделение труда и темпы развития экономики и промышленного производства объективно предъявляют требования качественной подготовки будущих рабочих и специалистов во всех отраслях профессиональной деятельности. Причем каждая профессия имеет свою специфику и уровень сложности овладения ею. Такое многообразие видов трудовой, профессиональной деятельности сильно усложняет проблему обучения, воспитания и развития обучающихся на всех этапах их профессионального становления. В настоящий момент существует противоречие между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточной разработанностью механизмов профессиональной подготовки будущих экономистов к работе в международном экономическом пространстве. Целью нашей статьи является обоснование специфики совершенствования профессиональной подготовки будущих экономистов средствами иностранного языка. Процесс совершенствования профессиональной подготовки будущих экономистов средствами иностранного языка будет более эффективным если:

1) он строится на основе проектирования индивидуальных траекторий будущих экономистов;

2) разработана программа профессиональной подготовки будущих экономистов к иноязычному общению на основе проектирования индивидуальных траекторий.

Результаты исследования

Реформирование высшего образования связано с глобальными изменениями в социальной и экономической сферах и инновационными процессами, происходящими в мировом образовательном пространстве. Система высшего образования реализует задачу подготовки специалистов, способных адаптироваться в быстро меняющихся экономических условиях и реагировать на проблемы, требующие срочного решения. Процесс обучения в вузе должен обеспечивать будущему специалисту фундаментальные теоретические знания и практические профессиональные умения и навыки.

Под профессиональной подготовкой

студентов понимают процесс овладения ими глубокими теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности. Целью профессиональной подготовки студентов вуза является формирование готовности к профессиональной деятельности. При этом готовность рассматривается как активное состояние личности к выполнению поставленных профессиональных задач [12, с. 384-386].

Образование и экономика близки в реализации единой цели - прогрессивного развития современного общества и улучшения благосостояния его граждан. Поэтому особое значение в вузе имеет проблема подготовки будущих экономистов нового поколения, чья компетентность влияет на развитие экономической ситуации в России. Требуется совершенствование профессиональной подготовки студентов с помощью ком-петентностного подхода и внедрения современных педагогических технологий. В связи с этим ведущей тенденцией является определение результатов образования через формирование общих и профессиональных компетенций, которые перечислены в Федеральном государственном образовательном стандарте [9, с. 24].

Согласно компетентностному подходу уровень профессиональной подготовки будущих экономистов определяется степенью овладения ими современными знаниями по изучаемым дисциплинам, умениями критически мыслить и повышать эффективность процессов производства. Формы и методы обучения влияют на качество обучения в вузах, развитие самостоятельности и творческой деятельности студентов, формирования их профессионального мышления и компетентности [7, с. 162-164].

Планирование профессиональной деятельности предполагает развитие у будущих экономистов способности к предвидению, предвосхищению результатов своего труда и умения принимать решения и анализировать их, опираясь на научные знания, используя ориентировочную основу своих действий. Ориентационной основой профессиональной деятельности экономистов считают такие научные или житейские знания, которые являются основой принятия профессиональных решений, построения наиболее эффективной последовательности операций и действий.

Для оценки профессиональной подго-

© Бубнова Ю. В., 2018

товки и определения уровня компетентности будущих экономистов был проведен научный эксперимент в Вятском государственном университете. В ходе данного эксперимента применялись эмпирические методы исследования, такие как наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование. Результаты анкетирования показали, что многие студенты поступили в вуз для развития профессиональной компетентности. Их количество составило около 47% из числа опрошенных. Тридцать процентов студентов поступили в вуз для расширения возможностей будущего трудоустройства. Для непрерывного саморазвития поступили только около 23%. При этом около 30% студентов ответили на вопрос о трудностях освоения содержания учебного материала, что им сложно понять ожидаемый результат выполнения той или иной работы - зачем нужно задание, как оно поможет в становлении профессиональной компетентности. А 55% опрошенных считают, что смогут применить только некоторые знания и умения, приобретенные ими в вузе, в будущей профессиональной деятельности.

Результаты профессиональной подготовки студентов свидетельствует, что на подготовку будущих специалистов сильно влияет формирование и развитие мотивации к ней. Мотивация - это совокупность устойчивых мотивов, определяющих содержание и характер деятельности будущего специалиста. Мотив определяется как активные внутренние силы, побуждающие студентов ставить цели по овладению содержанием профессиональной подготовки и проявлять настойчивость по их достижению [14, с. 447].

Данная проблема была изучена В. Г. Асеевым [1, с. 114-116], В. И. Ковалевым, А. Н. Леонтьевым [6, с. 38] в психологической литературе. Развитие мотивации студентов к профессиональной деятельности - это изменение ее содержательных характеристик в процессе становления, упрочения, стабилизации побуждений и их дальнейшего совершенствования. В соответствии с этим под формированием мотивации понимается целенаправленная деятельность руководства и преподавательского состава вуза по оказанию систематических воздействий на побуждения студентов, чтобы обеспечить их развитие под влиянием формирующих факторов.

В современных условиях глобализации и интеграции экономики в мировое пространство необходимо такое содержание экономического образования, которое представляет систему специальных экономических знаний и умений в своей профессиональной деятельности и знаний иностранного языка. Это позволит своевремен-

но и оперативно обновлять приобретенные знания по специальности, а также быстро и эффективно выполнять свои профессиональные функции [2, с. 222-229].

Обучение иностранному языку в неязыковых вузах находится в центре внимания ученых, что объясняется как расширением международных контактов в различных сферах социальной жизни и экономики, требующих от специалистов способностей пользоваться иностранным языком для решения стоящих перед ним профессиональных задач, так и влиянием иностранного языка на развитие личности, ее профессиональных способностей. Язык является «прекрасным тренажером для развития способностей» [8, с. 5].

Иностранный язык развивает у студентов способность воспроизведения и различения речевой информации на слух, зрительное восприятие на основе их работы с информацией текстов, оперативную память, имитационную способность, а также способность к обобщению данных и трансформации, логическое мышление. Кроме того он развивает образное мышление в процессе выполнения творческих заданий во время обучения. Это способствует развитию профессиональных навыков будущих специалистов.

Понятие «языковая личность» отражает влияние на нее языка. Языковая личность означает многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовности к осуществлению речевых действий разной степени сложности [3, с. 29]. В ходе исследования было выявлено, что развитие языковой личности является непрерывным процессом. Языковые способности являются механизмом, обеспечивающим речевую деятельность в различных видах и формах [6, с. 38]. Поэтому многие ученые определяют структуру языковой личности как развитие языковых способностей [13, с. 213223]. Они состоят из коммуникативных и лингвистических способностей.

Использование методов обучения, в основе которых лежит коммуникативная модель языка, и разработка целостной системы обучения речевому общению будущих экономистов с иноязычными партнерами помогает сформировать у студентов полный комплекс коммуникативных и профессионально ориентированных компетенций. Следовательно, иностранный язык является неотъемлемой частью профессиональной подготовки студентов вузов. Профессиональное обучение способствует формированию коммуникативных умений, позволяющих осуществлять профессиональные контакты с иноязычными партнерами на иностранном языке в различных сферах деятельности и ситуациях.

При обучении иностранному языку

студентов экономического профиля необходимо учитывать особенности их будущей профессии. По мнению Е. А. Климова, экономисты отличаются сидячим характером работы с однотипностью функциональных обязанностей, требующих повышенной ответственности [4, с. 74-75]. Поэтому успешные экономисты отличаются чертами личности, которые характерны для этой профессиональной деятельности. Они обладают наблюдательностью, внимательностью, оперативностью, системностью, стратегическим и аналитическим стилем мышления, большим объемом памяти, аккуратностью и организованностью. Чтобы сформировать необходимые компетенции, требуется уделять внимание индивидуализации в обучении иностранному языку и сохранению уникальности студента при его обучении. Для этого необходимо применять проектирование индивидуальных траекторий будущих экономистов [10, с. 416-418].

Включение студентов в совместное с преподавателями проектирование и реализацию своих индивидуальных траекторий по освоению учебной дисциплины специальности является одним из вариантов осуществления индивидуализации образовательного процесса в вузе. Оно отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта [11, с. 24-25].

Спроектировав свою индивидуальную траекторию, студент может изменять процесс изучения дисциплины в зависимости от степени ее сложности, своих познавательных потребностей и мотивации в обучении. При этом необходима заинтересованность в сдаче разного рода отчетности, так как от этого зависит успешное продвижение к конечной цели обучения [5, с. 79-90].

Используя принципы самостоятельности и автономности, в пределах одной группы студентов в процессе обучения ино-

странному языку можно предложить три траектории, которые соответствуют потребностям определенных студентов:

1) базовую (подготовительный курс) -«Иностранный язык для повседневного общения» и «Иностранный язык для академического общения (основы)»;

2) основную - «Иностранный язык для специальных целей» и «Иностранный язык для академического общения»;

3) продвинутую - «Иностранный язык для специальных целей» и «Иностранный язык для академического и научного общения» (последний нацелен на подготовку магистерской диссертации) [15, с. 237-254].

Выводы

В результате проведенного исследования раскрыта специфика профессиональной подготовки будущих экономистов к взаимодействию с иноязычными партнерами, охарактеризованы особенности проектирования траекторий, выявлена специфика совершенствования профессиональной подготовки будущих экономистов.

Активное вовлечение студентов в процесс формирования содержания профессиональной подготовки будущих экономистов средствами иностранного языка и использование индивидуальных траекторий в учебном процессе позволяет преодолеть тенденцию отчуждения содержания обучения от личности студентов и повысить их интерес к образовательному процессу и мотивацию будущих специалистов. Открытость содержания обучения предоставит свободу в отношении самореализации студента, выбора, удовлетворения личных интересов, а также насыщение содержания профессиональной подготовки тем, что связано с его мотивами, смыслами, интерпретациями сведений, образов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М. : Мысль, 1976. - 158 с.

2. Баканова И. Г. Средства развития интуиции у студентов - будущих экономистов / / Вестник Самарского государственного университета. - 2008. - № 7 (66). - С. 222-229.

3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М. : Наука, 1987. - 264 с.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2004. - 304 с.

5. Лабунская Н. А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. - 2002. - № 2 (3). - С. 79-90.

6. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М. : Просвещение, 1969. - 214 с.

7. Малкова И. Ю., Абакумова Н. Н. Ценностные основания проектирования содержания образования / / Вестник Томского государственного университета. - 2005. - № 286. - С. 162-164.

8. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М. : Русский язык, 1989. - 276 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjectsFGOSVO/BAK/380301_B.pdf.

10. Фролова С. В. Индивидуальный образовательный маршрут как способ индивидуализации воспитательного процесса в вузе // Молодой ученый. - 2013. - № 9. - С. 418-420.

11. Фролова С. В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей студентов : учеб. пособие / под ред.

В. В. Николиной. - Н. Новгород, 2012. - 320 с.

12. Шанц Е. А. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система // Теория и практика образования в современном мире : мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль, 2012 г.). - СПб. : Реноме, 2012.

13. Шахнарович А. М. Языковая личность и языковая способность // Язык - система. Язык - текст. Язык - способность : сб. статей / Институт русского языка РАН. - М., 1995.

14. Энциклопедия профессионального образования : в 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева. - М. : АПО, 1998. - 440 с.

15. Yastrebova E., Kryachkov D. From Bachelors to Masters: Suggestions for Course and Materials Design // The Magic of Innovation: New Techniques and Technologies in Teaching Foreign Languages. - Newcastle upon Tyne : Cambridge Scholars Publishing, 2015.

REFERENCES

1. Aseev V. G. Motivatsiya povedeniya i formirovaniya lichnosti. - M. : Mysl', 1976. - 158 s.

2. Bakanova I. G. Sredstva razvitiya intuitsii u studentov - budushchikh ekonomistov // Vestnik Samar-skogo gosudarstvennogo universiteta. - 2008. - № 7 (66). - S. 222-229.

3. Karaulov Yu. N. Russkiy yazyk i yazykovaya lichnost'. - M. : Nauka, 1987. - 264 s.

4. Klimov E. A. Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya : ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. - M. : Akademiya, 2004. - 304 s.

5. Labunskaya N. A. Individual'nyy obrazovatel'nyy marshrut studenta: podkhody k raskrytiyu // Izvestiya Rossiyskogo gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. - 2002. - № 2 (3). - S. 79-90.

6. Leont'ev A. A. Yazyk, rech', rechevaya deyatel'nost'. - M. : Prosveshchenie, 1969. - 214 s.

7. Malkova I. Yu., Abakumova N. N. Tsennostnye osnovaniya proektirovaniya soderzhaniya obrazovaniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2005. - № 286. - S. 162-164.

8. Passov E. I. Osnovy kommunikativnoy metodiki obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu. - M. : Russkiy yazyk, 1989. - 276 s.

9. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgo-tovki 38.03.01 (kvalifikatsiya (stepen') «bakalavr») [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjectsFGOSVO/BAK/380301_B.pdf.

10. Frolova S. V. Individual'nyy obrazovatel'nyy marshrut kak sposob individualizatsii vospitatel'nogo protsessa v vuze // Molodoy uchenyy. - 2013. - № 9. - S. 418-420.

11. Frolova S. V. Proektirovanie individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta vneuchebnoy deyatel'nosti po formirovaniyu dukhovno-nravstvennykh tsennostey studentov : ucheb. posobie / pod red. V. V. Nikolinoy. -N. Novgorod, 2012. - 320 s.

12. Shants E. A. Professional'naya podgotovka studentov vuza kak tselostnaya pedagogicheskaya sistema // Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire : mat-ly Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, fevral', 2012 g.). - SPb. : Renome, 2012.

13. Shakhnarovich A. M. Yazykovaya lichnost' i yazykovaya sposobnost' // Yazyk - sistema. Yazyk - tekst. Yazyk - sposobnost' : sb. statey / Institut russkogo yazyka RAN. - M., 1995.

14. Entsiklopediya professional'nogo obrazovaniya : v 3-kh t. / pod red. S. Ya. Batysheva. - M. : APO, 1998. - 440 s.

15. Yastrebova E., Kryachkov D. From Bachelors to Masters: Suggestions for Course and Materials Design // The Magic of Innovation: New Techniques and Technologies in Teaching Foreign Lan-guages. - Newcastle upon Tyne : Cambridge Scholars Publishing, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.