Научная статья на тему 'Специфика социальных функций системы высшего образования'

Специфика социальных функций системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
623
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФУНКЦИИ / СИСТЕМА / УРОВНИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джамалудинов Гамзат Магомедович, Джамалудинова Заира Гамзатовна

В статье анализируются социальные функции системы высшего образования в России, раскрывается типология функций высшего образования и дается характеристика каждой из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джамалудинов Гамзат Магомедович, Джамалудинова Заира Гамзатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика социальных функций системы высшего образования»

Психолого-педагогические науки •••

23

2. Koncepcija modernizacii rossijskogo obrazovanija na period do 2010 g. M., 2002. 3. Kruze B. A.

Lingvomul'timedijnaja kompetentnost' uchitelja inostrannogo jazyka v logike novoj paradigmy inojazychnogo obrazovanija // Jazyk i kul'tura. № 3. 2010. S. 119-133. 4. Leont'ev A. N. Problemy razvitija psihiki. M.,

1981. 584 s. 5. Mil'man V. Je. Vnutrennjaja i vneshnjaja motivacija uchebnoj dejatel'nosti // Voprosy psi-hologii. № 1. 1986. S. 129-138. 6. Polat E. S. Integracija ochnyh i distancionnyh form obuchenija v

starshih klassah obshheobrazovatel'noj shkoly // Inostrannye jazyki v shkole. № 2. 2005. S. 26-34. 7. Sagitova R. R. Formirovanie samoobrazovatel'noj kompetencii studentov vuza v kontekste novoj paradigmy obrazovanija // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. № 4. 2010. S. 27-34. 8. Chajkovskaja L. I. Sa-moobuchenie inostrannym jazykam. Metodicheskie rekomendacii. Magadan, 2004. 24 s. 9. Shalashova M. M. Kompleksnaja ocenka kompetentnosti budushhih pedagogov // Pedagogika. № 7. 2008. S. 54-59. 10. Chajkovskaja L. I. Samoobuchenie inostrannym jazykam. Metodicheskie rekomendacii. Magadan.

2004. 24 s. 11. Shalashova M. M. Kompleksnaja ocenka kompetentnosti budushhih pedagogov. Pedagogika. 2008. № 7. S. 54-59.

Статья поступила в редакцию 30.03.2015 г.

УДК 378

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

THE SPECIFICITY OF SOCIAL FUNCTIONS OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

© 2015 Джамалудинов Г. М., Джамалудинова З. Г.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Dzhamaludinov G. M., Dzhamaludinova Z. G.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье анализируются социальные функции системы высшего образования в России, раскрывается типология функций высшего образования и дается характеристика каждой из них.

Abstract. The authors of the article analyze the social functions of the higher education system in Russia, reveal the typology of the higher education functions and characterize each of them.

Rezjume. V stat’e analizirujutsja social’nye funkcii sistemy vysshego obrazovanija v Ros-sii, raskryvaetsja tipologija funkcij vysshego obrazovanija i daetsja harakteristika kazhdoj iz nih.

Ключевые слова: образование, высшее образование, функции, система, уровни высшего образования, основные цели высшего образования, типы образовательных организаций, структура высшего образования.

Keywords: education, higher education, functions, system, higher education levels, basic higher education aims, educational institution types, higher education structure.

Kljuchevye slova: obrazovanie, vysshee obrazovanie, funkcii, sistema, urovni vysshego ob-razovanija, osnovnye celi vysshego obrazovanija, tipy obrazovatel’nyh organizacij, struktura vysshego obrazovanija.

В научной литературе категория «образование» анализируется по-разному. Исследователи часто обращают внимание только на одну из его характеристик: социологическую, философскую, психологическую, педагогическую, экономическую. В Международной стандартной классификации образования, утверждённой в 1997 г. на XXIX сессии Генеральной конференции

ЮНЕСКО, дан обобщённый взгляд по этому вопросу, и образование осмысливается как «организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение» [5]. Там же раскрывается содержание значений, которое вкладывается в каждое слово этого определения:

- организованный - планируемый процесс в соответствии с определённой моде-

24

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

лью или в последовательности с чётко намеченными целями;

- устойчивый - полагающий, что в учебном опыте имеются атрибуты длительности и постоянности;

- процесс коммуникации - взаимодействие двух и более лиц, содержащее передачу информации (знаний, идей, сообщений);

- обучение- каждое изменение в поведении, познаниях, взаимопонимании, мировоззрении, в системе ценностей или навыках (чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не должно сводиться просто к увеличению, взрослению или социализации) [5].

Более содержательное определение образования даётся в Законе РФ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». В статье 2 главы 1 данного закона подчёркивается, что образование это - «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определённых объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно нравственного, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].

Что касается категории «системы», то она применяется в словосочетании «образовательная система» и понимается как совокупность составляющих частей, находящихся в определённых связях друг с другом, образующих целостность, единство» [2].

В статье 10 Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» чётко обозначены составляющие системы образования:

- федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся;

- федеральные государственные органы государственной власти и субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

- объединение юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

В этой же статье выделяются уровни высшего образования в РФ:

- высшее образование - бакалавриат;

- высшее образование - специалист, магистратура;

- высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

В статье 23 определены типы образовательных организаций в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. Среди них выделяется образовательная организация высшего образования, реализующая образовательную деятельность в соответствии образовательными программами и занимающаяся научной деятельностью.

В соответствии с вышеназванным законом в структуре высшего образования как социальной системы могут функционировать различные подразделения, осуществляющие образовательную деятельность. В их числе - филиалы, представительства, институты, факультеты, отделения, кафедры, научно-исследовательские и учебнометодические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и мастерские, библиотеки, музеи, студенческие спортивные клубы, общежития, психологические и социально-педагогические службы [1].

Система высшего образования близко связана со всеми сферами общественной жизни. Экономика, культура, политическая система общества оказывают решающую роль на все стороны деятельности высшего образования. Они определяют материально-техническую базу, содержание и структуру высшего образования, но не непосредственно, а, в первую очередь, через содержания федеральных государственных образовательных стандартов, квалификационных требований и условий для формирования компетенций. На личность обучающегося система высшего образования направляет своё влияние с помощью структуры и содержания образования, а также в форме признания по полученной в вузе профилю подготовки направления или специальности диплома. Последний существенно влияет на жизненные планы человека и их реализацию.

Психолого-педагогические науки •••

Как правило, полученные знания используются лишь частично. В большей степени сказывается на жизненной траектории личности специалиста престиж высшего образования. Эти характеристики отражают самостоятельность системы высшего образования.

Образовательная организация высшего образования выступает как целостность элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях на основе институционализированных статусов и ролей, норм и ценностей. Функциональная специфика этой системы состоит в том, что профессиональная подготовка имеет целью деятельность, находящуюся за пределами данного социального института. Это и раскрывает определённую независимость высшего образования как социальной системы [4].

Высшее образование как система в своём функционировании опирается на следующие главные цели:

1) обеспечение высокого качества образования выпускника и включение его практической деятельности в различные сферы общества в соответствии с полученной профессией;

2) формирование у студентов определённого уровня культуры. Поставленные цели будут результативно достигнуты только в условиях обеспечения их единства, обеспечиваемого системой высшего образования, что и составляет ее основную функцию.

Прочие функции системы высшего образования можно анализировать по типам как внешние и внутренние. К внешним функциям можно отнести те, которые связывают систему высшего образования с обществом в целом и с другими социальными институтами. Внешние функции отличаются как явные и латентные. Явными внешними функциями системы высшего образования являются:

1) коммуникативная функция. Ее назначение в трансляции и переработке информации, созданной на научном знании. В образовательных организациях высшего образования реализовывается формальная и неформальная, организационная и неконтролируемая коммуникация, как и коммуникация, базирующая на компьютерных ресурсах (всемирная сеть, дистанционное обучение);

2) функция регулирования, которая рассматривает образовательную организацию высшего образования как элемент системного контроля над поступками обучающихся. Регулирование поведения обеспе-

25

чивается социальными отношениями на основе принятых в данной системе ценностей, норм и санкций. Статусно-ролевая совокупность требований, ожиданий, запретов делает социальное поведение индивидов в образовательных организациях высшего образования функциональным и предсказуемым;

3) экономическая функция системы высшего образования связана с подготовкой трудовых ресурсов для всех отраслей производственной сферы, от которых и зависит инновационное развитие общества;

4) стратификационная функция состоит в утверждении социальной страты в обществе на основе получения высшего образования, выступающего как социальный лифт восходящей мобильности;

5) социализационная функция проявляется в овладении новым поколением одобряемых в обществе культурных ценностей, связанных с освоением профессиональных социальных статусов и ролей в процессе обучения. Специфика реализации данной функции состоит в доминировании образовательной деятельности в процессе социализации, в наличии особенной социальной, информационной среды.

Латентными внешними функциями системы высшего образования выступают следующие:

1) социально-структурирующая функция, которая формирует слой интеллектуальной элиты и выделяет социальную группу в образовательных организациях высшего образования. Система высшего образования не ставит своей целью формирование интеллектуальной элиты, но практически результат воздействия образования на социальную структуру общества очевидна;

2) перераспределительная функция связана с государственным субсидированием системы высшего образования, но и финансами организаций и граждан. И, во-вторых, данная функция сопряжена с коррупцией, неофициальной оплатой частным лицам некоторых образовательных услуг.

Внутренними функциями системы высшего образования выступают функции, призванные реализовать основные цели высшего образования. Они подразделяются, как и внешние, на явные и латентные функции. К явным внутренним относятся:

1) организационная функция, которая связана с созданием, функционированием и развитием организаций в системе высше-

26

• ••

Известия ДГПУ, №3, 2015

го образования - органов управления и образовательных организаций высшего образования;

2) продуктивная функция, формирующая общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции обучающихся;

3) воспитательная функция, направленная на развитие студентов и создание условий для их самоопределения и социализации. Воспитательная работа должна осуществляться как в учебном процессе, так и за его пределами.

К латентным внутренним функциям относятся:

1) функция стигматизации, которая означает закрепление на основе отношения обучающегося к учёбе или преподавателя к работе, а также по другим характеристикам индивидов;

2) функция формирования групп равных, связанная с образованием групп ровесников с чувством «МЫ» [4].

Изменения, проистекающие в различных сферах общества, отражаются на характере социальных функций высшего образования. Процесс трансформации функций совершается постепенно и имеет эволюционный характер. Внутренние функции изменяются стремительнее в отличие от внешних функций, латентные скорее, чем явные. Именно в этом лежат фунда-

ментальные причины проблем в модернизации высшего образования сверху. Они выражаются в появлении дисфункции системы высшего образования как результата не вполне оправдавшихся ожиданий в обществе от результатов деятельности образовательных организаций в нынешних условиях развития России (низкие показатели мониторинга эффективности деятельности многих образовательных организаций высшего образования за последние годы, низкое качество знаний студентов, слабость профессиональной подготовки преподавателей и др.) [4].

Сегодня образование, нацеленное только на получение знаний, означает ориентацию на прошлое. В системе высшего образования должны доминировать функции, направленные на формирование у обучающихся компетенций и таких качеств как мобильность, инновационность, инициативность, динамизм, гибкость, творчество. Формирование компетенций - это целевые ориентиры в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Развитию функций системы высшего образования будет способствовать, прежде всего, стабилизация и дальнейшее развитие в экономической, политической, духовной сферах общества, а также решение социальных проблем профессорско-преподавательского состава.

Литература

1. Закон РФ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». 2. Большой энциклопедический словарь. Т. 2 М. : Советская энциклопедия, 1991. 3. Высшее образование для 21 века / Науч.

конференция, 22-24 апреля, 2004. Философские, социологические, экономические проблемы высшего образования / Доклады и материалы. М. : Изд-во Моск. гуманит. уни-та, 2004. 4. Джамалудинов Г. М. Эволюция социальных функций высшего образования в изменяющемся российском обществе. Дисс. ... докт. социолог. наук: 22.00.04. М., 2005. 308 с. 5. Реформы образования: Аналитический обзор / Центр сравнительной образовательной политики. М., 2003.

References

1. Great encyclopedic dictionary. Vol. 2, M.: Soviet encyclopedia, 1991. 2. Dzhamaludinov G. M. Evolution of the social functions of higher education in a changing Russian society /Diss. ... Doct. of Sociology: 22.00.04. M., 2005. 308 p. RSL DD. 3. The Federal law of 29.12.2012 "The education in Russian Federation" 4. Education reforms: Analytical survey /Centre for comparative educational policy. M., 2003.

5. Higher education for the 21st century: Scientific.conference, April 22-24, 2004: Philosophical, sociological, economic challenges in higher education: the treasures and materials. M.: Mosc. Humanit. Univ. Publishing, 2004.

Literatura

1. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar'. T. 2 M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1991. 2. Dzhamaludinov G. M.

Jevoljucija social'nyh funkcij vysshego obrazovanija v izmenjajushhemsja rossijskom obshhestve /diss. dokt. sociolog. nauk: 22.00.04. M., 2005. 308 s. RGB OD. 3. Zakon RF ot 29.12.2012g. «Ob obrazova-nii v Rossijskoj Federacii» 4. Reformy obrazovanija: Analiticheskij obzor /Centr sravnitel'noj obrazovatel'noj poli-tiki. M.,2003 5. Vysshee obrazovanie dlja 21 veka: Nauch.konferencija, 22-24 aprelja 2004 g.: Filosofskie, sociologicheskie, jekonomicheskie problemy vysshego obrazovanija: Do-klady i materialy. M.: Izd-vo Mosk. gumanit. uni-ta, 2004.

Статья поступила в редакцию 26.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.