ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 378
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY QUALITY IN MODERN CONDITIONS
Колокольцева Ольга Владимировна
кандидат социологических наук, доцент, начальник отделения дополнительного образования, Санкт-Петербургская юридическая академия.
Olga V. Kolokoltseva
PhD (Sociological), Associate Professor, Head of the Additional Education Department, St. Petersburg Law Academy.
Аннотация. В статье акцентируется внимание на особенностях оценки качества образовательной деятельности как одного из элементов контроля в деятельности современных образовательных организаций. Автор рассматривает виды контроля качества образования и даёт характеристику его основных элементов.
Ключевые слова: образование, оценка качества, контроль, образовательная организация, образовательная деятельность.
Abstract. In article features of an assessment of educational activity quality as one of control elements in activity of the modern educational organizations are considered. The author considers types of quality control of education and gives the characteristic of its basic elements.
Key words: educational organization, educational process, management, functions of management, participants of educational process, society, social changes.
Образование является одной из основополагающих институциональных единиц общества, непосредственно влияющих на процесс социализации личности, выполнение ею своих социальных функций и роли, формирующих её социальный статус и профессиональное становление. Именно поэтому контролю качества профессиональной подготовки будущих квалифицированных кадров уделяется пристальное внимание в образовательных организациях, что становится одной из их приоритетных задач на современном этапе развития общества. В этих условиях возрастает роль репутационной ответственности образовательной организации, под которой понимается «ответственность перед целевыми аудиториями потребителей за результаты своей деятельности в процессе функционирования и развития, ответственность руководителей и сотрудников вуза за принимаемые решения, результаты управленческой и преподавательской деятельности» [1, с. 117]. По мнению С. Д. Резник
и Т. А. Юдиной, репутационная ответственность образовательной организации состоит из шести основных элементов:
1) ответственность руководства [2, с. 56];
2) ответственность преподавателя;
3) социальная ответственность образовательной организации;
4) репутационная ответственность учёного;
5) ответственность образовательной организации за качество образовательных услуг;
6) гражданско-правовая ответственность образовательной организации [2, с. 57].
Таким образом, качество образовательной деятельности является важнейшим фактором, влияющим на репутацию образовательной организации, формирование её имиджа в социокультурной среде.
Современные подходы к оценке качества образования и контролю образовательной деятельности отражены в нормативных правовых актах. Это Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 10.12.2013 года № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; от 14.06.2013 года № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»; от 05.12.2014 года № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и др. В комплексе эти нормативные правовые акты предусматривают ряд мер по обеспечению качества образовательной деятельности, созданию системы эффективного контроля, в том числе мониторинга качества образования.
С. М. Марченко и С. А. Пулькин выделяют факторы, оказывающие влияние на качество образования:
1) уровень педагогического персонала подразумевает наличие соответствующего социального статуса педагогического работника;
2) качество реализуемых образовательных программ, что требует особого внимания к определению целей обучения, методам повышения познавательной активности обучающихся, внедрению и использованию электронной информационно-образовательной среды;
3) уровень подготовленности обучающихся - концентрация на проблематике, связанной с критериями определения их способностей и мотивации;
4) развитость инфраструктур внутренней и внешней среды, управления образовательной организацией как единым целым, которое осуществлялось бы во взаимодействии с окружающей средой, так как любая образовательная организация не может быть изолированной от внешнего мира [3, с. 9].
Внешняя независимая оценка образования даёт возможность сопоставлять условия реализации образовательных программ и результаты обучения, проводить имиджевую политику и привлекать внешних экспертов для объективной оценки качества в этой сфере.
Именно поэтому целесообразно использовать такую форму, как независимая оценка качества подготовки образовательной деятельности. Она представляет собой оценочную процедуру, которая направлена на получение сведений о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ с непосредственным участием внешних экспертов. Здесь выделяется два основных вида.
1. Внешняя оценка качества образовательной деятельности связана с прохождением обязательных процедур аккредитации и лицензирования, в отдельных случаях - сертификации. Регулируется законодательством Российской Федерации и проводится в соот-
ветствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1039 (ред. от 20.04.2016 года) «О государственной аккредитации образовательной деятельности». Аккредитационный орган издаёт распорядительный акт о проведении аккредитационной экспертизы и в нём определяет состав экспертов. В данном официальном мероприятии участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных к государственной аккредитации образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций, размещаемого на соответствующем официальном сайте в сети «Интернет». Требования к экспертам (квалификационные), экспертным организациям, порядок их отбора для проведения аккредитации, правила их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации [4].
Основная роль специалистов, участвующих в государственной аккредитационной экспертизе, - это осуществление контроля выполнения лицензионных показателей и деятельности, определённой Уставом образовательной организации.
Поэтому все подготовительные мероприятия к аккредитационной экспертизе должны обеспечиваться образовательными организациями своевременно на плановой основе.
2. Внутренняя оценка качества образовательной деятельности осуществляется посредством целенаправленного, специально организованного, непрерывного наблюдения за динамикой состояния образовательной деятельности и результатами подготовки обучающихся для оценивания и своевременного принятия адекватных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации. Для этих целей в образовательных учреждениях реализуется постоянный внутренний мониторинг качества образования.
Основные критерии, характеризующие качество образования, определены приказом Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Они объединены в четыре группы:
Научно-практический журнал. ISSN2587-8042
■ З^®*
<
2Е
СК ^
О.
О ш
ш
<
ш
о
со
2Е
ш
о
ш
о
о о
ш
е о
о.
1) показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, касающийся открытости и доступности информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) показатели, определяющие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций по комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
3) показатели, характеризующие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, касающийся доброжелательности, вежливости, компетентности работников;
4) показатели, выражающие общий критерий оценки качества образовательной деятельности организаций, в отношении удовлетворённости качеством образовательной деятельности организаций [5].
Внутренний мониторинг качества образования в учреждении, осуществляющем образовательную деятельность, направлен на решение следующих задач:
1) информационное обеспечение процесса принятия обоснованных управленческих решений по проблемам усовершенствования образования;
2) принятие мер по повышению эффективности и уровня образовательной деятельности;
3) предоставление всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования;
4) совершенствование системы управления образовательной деятельностью на основе мониторинга;
5) выявление факторов, влияющих на качество образования.
Для решения поставленных задач образовательные организации самостоятельно определяют необходимость привлечения внешних экспертов и их роль в оценке качества образовательной деятельности.
Внутренний мониторинг качества образования в учебном заведении, как правило, включает в себя:
- текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию;
- государственную итоговую аттестацию;
- независимую оценку качества подготовки обучающихся;
- внутренние аудиты;
- самообследование;
- анализ оценок работодателей о качестве подготовки выпускников;
- мониторинг основных направлений деятельности образовательной организации;
- участие в публичных мониторингах и рейтингах деятельности образовательных организаций высшего образования;
- анкетирование обучающихся.
Привлечение внешних экспертов для оценки качества образовательной деятельности может осуществляться при реализации всех вышеперечисленных видов работ.
Однако это реализуется посредством включения в образовательный процесс практических работников, которые выступают в качестве внешних экспертов образовательной деятельности (как на возмездной, так и на безвозмездной основе).
Если практический работник непосредственно включён в учебный процесс, проводит учебные занятия, то он также участвует в мероприятиях текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Кроме того, практический работник, осуществляя учебный процесс, получает дополнительную возможность в ходе преподавания им той или иной дисциплины, давать определённую оценку знаний обучающихся и по другим смежным дисциплинам реализуемой основной профессиональной образовательной программы. Очень важно учитывать мнение практических работников, задействованных в учебном процессе, при обсуждении вопросов преподавания отдельных дисциплин на заседаниях кафедр. Это позволяет реализовывать образовательным организациям идею практико-ориентированного обучения, заключающуюся в создании условий, при которых процесс освоения знаний, отработки и совершенствования умений и навыков становится базой формирования опыта практической деятельности будущих специалистов того или иного профиля.
Самостоятельным направлением внутреннего мониторинга качества образовательной деятельности является анализ оценок работодателей, которые в данном случае выступают экспертами, дающими оценку качества подготовки выпускников.
Целью анализа оценок работодателей, определяющих уровень подготовки выпускников, является повышение эффективности системы качества образования и обеспечение максимального соответствия характеристик образовательного процесса требованиям работодателей.
Оценка работодателей о качестве подготовки выпускников осуществляется в следующих формах:
- заключение (отзыв) работодателя на основную образовательную программу;
- участие представителей работодателей в проведении государственной итоговой аттестации;
- оценка удовлетворённости работодателей качеством подготовки обучающихся в ходе прохождения ими практик;
- опрос (анкетирование) работодателей.
Заключение (отзыв) работодателя об основной профессиональной образовательной программе отражает результаты внешней экспертизы основной профессиональной образо-
сти работодателей результатами подготовки обучающихся на всех этапах освоения основной образовательной программы при оформлении отчётов о прохождении практики на территории работодателя.
Анализ оценок работодателей о качестве подготовки выпускников может быть реализован посредством опроса (анкетирования) работода-
Очень важно учитывать мнение практических работников, задействованных в учебном процессе, при обсуждении вопросов преподавания отдельных дисциплин на заседаниях кафедр образовательных организаций.
вательной программы, разработанной в образовательной организации.
Участие представителей работодателей в проведении государственной итоговой аттестации осуществляется в виде:
- включения представителей работодателей в состав государственных экзаменационных комиссий;
- привлечение представителей работодателей для рецензирования выпускных квалификационных работ.
Оценка удовлетворённости работодателей качеством подготовки обучающихся даётся в процессе прохождения ими различных видов практик, предусмотренных учебным планом, путём установления степени удовлетворённо-
телей, систематически принимающих на работу выпускников образовательной организации.
Таким образом, привлечение внешних экспертов является одним из важных элементов внутреннего мониторинга качества образования, который позволяет обеспечивать контроль качества образовательной деятельности на основе принципов независимости и объективности. Это создаёт условия для повышения репутации учебного заведения и формирования его положительного имиджа для студентов, работников и широкой общественности.
Материалы поступили в редакцию 01.05.2017 г.
Библиографический список (References)
1. Юдина, Т. А. Репутационная ответственность высшего учебного заведения: сущность и содержание / Т. А. Юдина // Конкурентоспособные выпускники - будущее России : матер. все-росс. науч.-практ. конф. к 20-летию Института экономики и менеджмента ПГУАС. Пенза : ПГУАС, 2013. С. 115-117. ISBN 978-5-9282-0991-9.
2. Резник, С. Д. Репутационная ответственность вуза: проблемы, опыт, перспективы / С. Д. Резник, Т. А. Юдина // Высшее образование в России. 2017. № 208 (1). С. 56-61. ISSN 0869-3717.
3. Марченко, С. В. Информационно-педагогические технологии в системе качества высшего юридического образования : монография / С. В. Марченко, С. А. Пулькин. СПб. : НОУ СЮА, 2007. 199 с. ISBN 978-5-903452-05-7.
4. О государственной аккредитации образовательной деятельности [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 18.11.2013 г. № 1039 : [по сост. на 20.04.2016 г.] /
1. Yudina, T. A. (2013). Reputacionnaja otvetstvennost' vysshego uchebnogo zavedenija: sushknost' i soderzhanie [Reputational responsibility of a higher educational institution: essence and content]. Konkurentosposobnye vypuskniki -budushhee Rossii : mater. vseross. nauchno-prakt. konf. k 20-letiju Instituta jekonomiki i menedzhmenta PGUAS. Penza. PGUAS. P. 115-117. ISBN 978-5-9282-0991-9.
2. Reznik, S. D., Yudina, T. A. (2017). Reputacionnaja otvetstvennost' vuza: problemy, opyt, perspektivy [Reputational responsibility of the university: problems, experience, perspectives]. Vysshee obrazovanie vRossii. No. 208 (1). P. 56-61. ISSN 0869-3717.
3. Marchenko, S. V., Pul'kin S. A. (2007).
Informacionno-pedagogicheskie tehnologii v sisteme kachestva vysshego juridicheskogo obrazovanija : monografija [Information and pedagogical technologies in the system of quality of higher legal education]. SPb :NOUSYuA. 199 p. ISBN 978-5-903452-05-7.
4. (2013).O gosudarstvennoj akkreditacii obrazovatel'noj dejatel'nosti : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 18.11.2013 g. № 1039 [On state accreditation of educational activities. Resolution
Научно-практический журнал. ISSN2587-8042
<
Si
CK s
Q.
О
Ш
к
■ SIS*®*
КонсультантПлюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_i5468o/f2eca7de3a34ab25e2353 5fddbfc72a05aid62d3/ (дата обращения: 28.04.2017).
5. Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 / / Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы: портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/prikaz_miobr/1547. pdf. (дата обращения: 28.04.2017).
of the Government of the Russian Federation of November 18, No 1039]. Konsul'tantPljus. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_i5468o/f2eca7de3a34ab25e23535fddbfc72 a05aid62d3/ (accessed 28 April, 2017). 5. (2014). Ob utverzhdenii pokazatelej, harakterizujushhih obshhie kriterii ocenki kachestva obrazovatel'noj dejateVnosti organizacij, osushhestvljajushhih obrazovatel'nuju dejatelnosf: prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki RF ot 05.12.2014 g. № 1547 [On the approval of indicators characterizing the general criteria for assessing the quality of educational activities of organizations engaged in educational activities. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 05.12.2014 No. 1547]. Koordinacionnyj sovet uchebno-metodicheskih ob#edinenij i nauchno-metodicheskih sovetov vysshej shkoly: portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovanija. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/prikaz_ miobr/1547.pdf (accessed 28 April, 2017).
Ш
< GQ
О
CO
Si
LQ
О
Ш
О
О О Ш
е о
Q.