Научная статья на тему 'Специфика российского рынка услуг и уровень его интеграции в мировое хозяйство'

Специфика российского рынка услуг и уровень его интеграции в мировое хозяйство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
948
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ УСЛУГ / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ / СЕРВИСНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев Виктор Васильевич

В статье дана оценка состояния российской рынка услуг и факторов, его обусловивших, специфические особенности российского рынка услуг, тенденции, наблюдаемые в сервисном секторе России, быстрое распространение новых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика российского рынка услуг и уровень его интеграции в мировое хозяйство»

СПЕЦИФИКА РОССИЙСКОГО РЫНКА УСЛУГ И УРОВЕНЬ ЕГО ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Киселев Виктор Васильевич, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»

Аннотация: В статье дана оценка состояния российской рынка услуг и факторов, его обусловивших, специфические особенности российского рынка услуг, тенденции, наблюдаемые в сервисном секторе России, быстрое распространение новых технологий.

Ключевые слова: развитие сферы услуг, неформальное потребление услуг, развитие системы транспортных коммуникаций, конкурентоспособность отечественных товаров, сервисные виды деятельности.

На современном этапе позиция России на международном рынке услуг не слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран - участниц международной торговли услугами, но выступает в качестве нетто-импортера.

Для России, как и для многих стран мира, характерна ярко выраженная тенденция увеличения доли сервисного сектора в ВВП. Однако долгое время отечественная сфера услуг сильно отставала от аналогичного сектора экономик большинства развитых государств. В 1970-1980-х гг. во многих странах начался период бурного роста сервисного сектора, тогда как в экономике СССР сфера услуг играла отнюдь не ведущую роль, несмотря на очевидные достижения в области образования, здравоохранения, культуры и ряде других сервисных отраслей. Во многом это можно объяснить комплексным взаимодействием таких факторов, как жесткое

государственное регулирование и отсутствие полноценных рыночных отношений между производителями и потребителями услуг, низкий уровень конкуренции сервисных организаций, государственная монополия на некоторые виды сервисной деятельности (внешняя торговля, страхование, банковская сфера и др.), негибкость большинства государственных производителей услуг при изменении спроса и предпочтений потребителей, механизм финансирования сервисной сферы (по «остаточному принципу»), почти полная закрытость отечественной сферы услуг для доступа из внешнего мира.

Безусловно, формирование новой системы социально-экономических отношений в постсоветской России оказало благотворное влияние на развитие отечественной сферы услуг. Тем не менее, следует отметить некоторые сложности, сопутствовавшие процессу преобразования российской сферы услуг в начале 1990-х гг., когда наблюдалось снижение темпов производства, уменьшение реальных доходов населения, прокатилась волна массовых сокращений. Вынужденный отказ от потребления услуг на регулярной основе, в частности бытовых, повлек за собой переключение домохозяйств на практику самообслуживания и вызвал значительное падение спроса на услуги парикмахерских, прачечных и химчисток, мастерских по ремонту обуви и т.д. Помимо бытовых существенно снизилось потребление платных услуг учреждений культуры (музеев, театров и кинотеатров), предприятий общественного питания (кафе и ресторанов), гостиниц. Однако статистические данные не отражают еще одну характерную черту того периода - теневые отношения, которые, охватив многочисленные виды экономической деятельности, практически поглотили организации сервисного сектора Российской Федерации. Неформальное предоставление услуг, не требующее интеллектуальных ресурсов для разработки стратегии, внушительных материальных и финансовых затрат для ее реализации, замедлило развитие не только отдельных сервисных организаций, но и ряда отраслей отечественной сферы услуг. Перенос акцента на неформальный

сектор услуг являлся закономерным способом адаптации населения к реализуемым реформам: в предоставление подобных услуг была вовлечена в первую очередь часть населения, не обладавшая исходными финансовыми, социальными и иными ресурсами для инициации официального бизнеса [1, с.56].

Достаточно широкое распространение получило оказание услуг частными лицами, не вступающими в отношения найма, а также предоставление услуг сотрудниками организаций с использованием ресурсов этих организаций при условии полного или частичного присвоения вырученных средств (типичными примерами являлись парикмахерские услуги и обслуживание в автосервисе).

Неформальное потребление услуг - двусторонний процесс, в который вовлечены лица, не только предоставляющие услуги, но и их потребляющие. Воспроизводство неформального рынка услуг в существенной степени было обусловлено ограниченным спектром официально предоставляемых услуг, а также их высокой стоимостью относительно доходов населения. В качестве фактора, в некоторой степени сдерживающего рост неформального рынка услуг, выступало отсутствие формальных гарантий, позволяющих в случае необходимости предъявлять иски в судебные инстанции.

В рассматриваемый период трансформации российской экономики в стране начались приватизационные процессы, в том числе в отношении сервисных организаций. Часто к моменту приватизации такие организации находились в весьма неудовлетворительном состоянии, практически не имея перспектив выживания. Именно благодаря разгосударствлению и смене собственника они обрели «второе дыхание» и получили возможность дальнейшего развития.

К началу третьего тысячелетия кризис в потреблении услуг, имевший место в период перехода от социалистической плановой экономики к рыночным отношениям, в целом был преодолен. Относительная стабилизация экономики страны благоприятно отразилась и на сервисной

сфере: наметились тенденции к увеличению предложения и появлению новых видов услуг, совершенствованию качества и в итоге к повышению спроса на услуги и изменению его конъюнктуры. Такая активизация роли сервисного сектора в российской экономике стала возможной благодаря воздействию ряда факторов, а именно: приватизации, устранению монополии государства на некоторые виды услуг, созданию законодательно-правовой базы предпринимательской деятельности, либерализации ценообразования и формированию конкурентной среды, демонополизации

внешнеэкономической деятельности [5, с.78].

В 2009 г. доля доходов от сферы услуг в ВВП России составила уже 63% [10]. За периоды 2001-2005 гг. и 2006-2009 гг. среднегодовые темпы прироста потребления платных услуг в нашей стране увеличились соответственно на 5,4% и 9,3%. Доля расходов на оплату различных услуг в структуре расходов на конечное потребление домашних хозяйств также возросла— с 25,2% в 2006 г. до 36,1 % в 2009 г. [9, с.319].

Следует отметить, что, несмотря на очевидное общее увеличение импортно-экспортных операций, в России объемы импорта российских услуг превышают экспорт. По данным ВТО, в 2008 г. доля нашей страны в импорте коммерческих услуг составила 2,2% ($75 млрд.), что соответствует 16-му месту в мировом рейтинге, а в экспорте —1,3% ($50 млрд.), обеспечив по данному показателю лишь 22-е место. Наибольшую долю в структуре экспорта коммерческих услуг в 2008 г. занимают транспортные (29,3% объема экспорта страны), деловые (25,6%) и туристические (23,3%) услуги [11].

Россия остается нетто-экспортером на мировом рынке в сфере транспортных услуг. Как свидетельствует мировой опыт, при проведении экономических преобразований необходимо уделять большое внимание развитию системы транспортных коммуникаций. В настоящее время Россия по степени развития основных видов транспорта существенно отстает от мирового уровня. В частности, по уровню соответствия принятым

международным стандартам в совокупности по всем видам транспорта Россия занимает 45-е место в мире, по железнодорожному транспорту - 34-е место, по автодорогам - 43-е, по авиатранспорту - 46-е и по портовому хозяйству - 50 - е.

Импорт же транспортных услуг повышается, что свидетельствует о тенденции к вытеснению с рынка российских транспортных фирм. В России транспортные расходы на единицу произведенной продукции в 6 раз больше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае, хотя транспортные масштабы этих стран соизмеримы с российскими. Производительность труда на отечественном транспорте вполовину ниже, чем в США. Поскольку стоимость транспортировки и уровень производительности труда оказывают существенное влияние на себестоимость продукции, такое положение не может не сказаться на конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке [2, с.344].

Одновременно с пониманием выгод от движения в сторону либерализации российской сферы услуг нельзя упускать из виду и необходимость разумного протекционизма российских поставщиков услуг, уровень конкурентоспособности которых в ряде секторов (транспорт, страхование, банковская сфера, туризм, отрасли связи, здравоохранение, ряд деловых услуг) по объективным причинам пока остается ниже уровня иностранных поставщиков.

Очевидно, что чрезмерная защита слабых национальных производителей в России в современных условиях приводит к замедлению развития соответствующих отраслей, консервирует их «недоразвитость» и общую технологическую отсталость, затягивает прогрессивные изменения, что не отвечает интересам общества в целом. В то же время, в отдельных ключевых отраслях услуг российские поставщики заметным образом вытесняются иностранными участниками (в области международных автодорожных и морских перевозок, в строительстве, страховании, в сфере

общественного питания, в отдельных подсекторах сектора связи), что требует продуманной стратегии дальнейшего развития.

Модернизация экономики России не только стимулировала развитие традиционных сервисных видов деятельности, но и способствовала возникновению относительно новых для страны типов услуг, таких как аудиторские, консалтинговые, дизайнерские и другие. Можно утверждать, что за период с момента начала рыночных реформ до настоящего времени сфера услуг России вышла на качественно новый уровень развития, характеризующийся вполне цивилизованными рыночными отношениями.

В соответствии с общемировой тенденцией более половины российских малых предприятий относятся именно к сфере услуг. По оценкам специалистов, развитие малого бизнеса является одним из наиболее экономичных и быстрых путей ее расширения [6, с.25]. Принципиальную роль в развитии отечественной сервисной отрасли играет Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Следует отметить, что к малому и среднему бизнесу относится значительное число франчайзинговых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере услуг. Данная модель предпринимательства стала развиваться в России только в конце 1990-х гг.

Сейчас на российском рынке уже успешно функционирует ряд международных франчайзинговых компаний, например Baskin Robbins, English First, Carlo Pazolini, Kodak, Sbarro, Subway и др. Среди отечественных предприятий, использующих франчайзинговые схемы ведения бизнеса, можно выделить такие, как «Эконика-обувь», «Ароматный мир», «Копейка» и др. Согласно результатам исследования рынка франчайзинга в Российской Федерации, проведенного компанией Deloshop, в 2007 г. в нашей стране действовало около 600 франчайзеров, при этом некоторые из них являются таковыми лишь формально, т.к. не обладают необходимыми компетенциями и не в состоянии соблюдать соответствующие «правила игры» [12].

Несмотря на это, перспективы расширения франчайзинга в России представляются весьма благоприятными в первую очередь в сферах торговли и общественного питания.

Одной из современных тенденций, наблюдаемых в сервисном секторе России, как и всего мира, является быстрое распространение новых технологий, в первую очередь информационно-коммуникационных. По данным Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, в 2010 г. число интернет-пользователей в нашей стране превышает 45 млн. [13]. Информационно-коммуникационные технологии, находя самое широкое применение в сервисной сфере, способствуют ее кардинальным изменениям. В последние годы появляются возможности усовершенствования предоставления традиционных услуг (с использованием компьютерных баз данных, интернет-рекламы, интернет-продаж и т.д.), а также высокотехнологичные способы оказания совершенно новых типов услуг, предполагающих обслуживание в виртуальном пространстве. Также информационные технологии обеспечивают серьезное конкурентное преимущество сервисным организациям, для деятельности которых временной фактор является критическим (например, компаниям, занимающимся осуществлением денежных переводов). Кроме того, территориальная привязка сервисных потребителей и производителей с повышением уровня развития информационных технологий и распространением интернет-продаж уже не является необходимым условием.

По мере развития научно-технического прогресса трансформируются способы ведения домашнего хозяйства, которое характеризуется все более высоким уровнем технического оснащения. Увеличивается степень сложности используемых бытовых, аудио- и видеоустройств, получают повсеместное распространение домашние компьютеры с подключением к сети Интернет, растет количество личных автотранспортных средств. Это позволяет прогнозировать устойчивый спрос со стороны российских

домохозяйств на услуги по установке, наладке, ремонту и обслуживанию такого рода техники.

Не менее значимыми для отечественного сервисного сектора являются происходящие в стране социально-демографические преобразования, в частности гендерные изменения в сфере занятости. С увеличением занятости женщин и повышением их статуса в иерархии организации связывают рост потребления услуг по уходу за детьми, доставке товаров, разнообразных бытовых услуг, помогающих сэкономить время.

Принято считать, что потребление услуг имеет некоторую стратификационную привязку: одной из основных групп потребителей услуг в развитых странах выступает средний класс. Большая часть отечественных исследователей также полагает, что активное потребление услуг является одной из характеристик стиля жизни российского среднего класса.

Отечественный средний класс рассматривается как социальная группа, не имеющая тенденции к сокращению численности и/или кардинальному изменению потребительских практик, что позволяет прогнозировать сохранение его активности на сервисном рынке и, по меньшей мере, неснижающийся спрос на услуги.

Еще одним важным фактором, стимулирующим дальнейшее развитие сферы услуг в России, является распространение системы кредитования граждан. Сумма кредитов, предоставленных физическим лицам, выросла за 2001-2009 гг. с 45 до 4017 млрд. руб. [9, с.589]. Полученные кредиты направляются в том числе на оплату различных дорогостоящих услуг, в частности, достаточно востребованными являются банковские программы «Отдых в кредит», а также образовательные кредиты.

Туризм как наиболее динамично развивающаяся сфера услуг занимает одно из первых мест в отраслевой структуре российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Но поскольку в настоящее время выезд отечественных граждан за рубеж существенно

превосходит въездной поток, туризм является и крупнейшей расходной статьей российского баланса услуг.

Общее число выездов за границу в 2008 г. (без учета посещений стран СНГ) составило 20,5 млн. поездок против 8,4 млн. в 1995 г. С туристическими целями в 2008 г. выехало 10,8 млн. человек, в то время как в 1995 г.— 2,6 млн. [9, с.292]. Такая активность населения, несомненно, способствует развитию российского туристического сектора, отрасли транспортных, финансовых и других услуг.

Конкурентоспособность России проявляется главным образом в области услуг связи (в основном за счет космических разработок) и в сфере еще имеющихся научно-технических разработок (в торговле роялти и лицензиями). Однако в то же время Россия отстает от западных стран на 15 -20 лет. В рейтинге стран по уровню телекоммуникационных систем она занимает 42-е место. Отставание системы связи в России от общемировых стандартов объясняется недостаточными ассигнованиями на эти цели.

В условиях становления многоукладной экономики и развития рыночных отношений в стране происходят существенные изменения в сфере услуг. Значительно возрастают объемы услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, риэлторских, страховых, юридических).

В последние годы на фармацевтическом рынке РФ сложилось неблагоприятное соотношение импортных и отечественных лекарственных средств (80 : 20). Изменение этого соотношения за счет развития российской биомедицинской науки и фармацевтической промышленности - весьма сложная задача, т. к. это требует больших капиталовложений. Преодолеть существующий разрыв между западноевропейскими странами и Россией в этом разделе медико-биологической науки и фармацевтической промышленности представляется проблематичным.

Один из четырех национальных приоритетных проектов в нашей стране ориентирован на реформирование отечественного здравоохранения, и

его главное направление связано с модернизацией амбулаторнополиклинической службы. Данная особенность национального проекта полностью совпадает с мировыми тенденциями развития здравоохранения на современном этапе.

В сфере отечественного образования следует отметить следующие основные тенденции: во-первых, российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения; во-вторых, расхождения в учебных программах настолько велики, что в ближайшее время не стоит говорить о конвертируемости дипломов; в-третьих, преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцирует раскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании [8, с.226].

В соответствии с общемировой тенденцией в нашей стране вопросы развития физической культуры и спорта становятся ключевым направлением социальной политики.

Ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов. Здесь необходимо государственное вмешательство в культурную жизнь страны, поскольку только при наличии институциональной регуляции видится возможным в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии.

Укреплению российской сферы услуг способствуют не только позитивные тенденции, имеющие место в отечественном бизнесе, но и политика в отношении деятельности иностранных сервисных компаний на территории нашей страны. Открытие российского рынка услуг,

либерализация внешней торговли, в том числе торговли услугами, содействуют активизации деятельности зарубежных поставщиков различных видов услуг. С 1995 г. Россия участвует в переговорах по присоединению к ВТО. В рамках этого процесса переговоры ведутся по четырем направлениям, в том числе по согласованию условий доступа иностранных услуг и их поставщиков на российский рынок. На текущий момент достигнуто соглашение по доступу зарубежных поставщиков ряда услуг. Как итог увеличивается приток в отечественную сервисную сферу иностранного капитала, необходимого для развития передовых технологий, эффективных методов управления, получает распространение культура обслуживания клиентов и потребления услуг. Яркими примерами успешно действующих иностранных сервисных организаций на рынке нашей страны являются Citibank, Raiffeisenbank, Marriott, McDonalds, Auchan. По размеру иностранных инвестиций сфера услуг занимает второе место после топливно-энергетического комплекса [7, с.55], традиционно являющегося наиболее привлекательной для инвестирования отраслью российской экономики.

Наибольший интерес для зарубежных инвесторов представляют такие отрасли деловых услуг, как посредничество и консалтинг, а из ряда потребительских услуг - общественное питание, торговля, гостиничная индустрия. Заметная активность наблюдается в области рекламы и образовательных услуг.

Очевидно, что если Россия станет развивать рынок услуг, опираясь исключительно на национальные ресурсы или с минимальным допуском иностранных поставщиков на свой рынок, то качественный уровень развития отраслей услуг в стране будет неизбежно отставать от международного уровня. Это негативно скажется на динамике экономического роста и не будет соответствовать интересам российских потребителей. В то же время, Россия заинтересована в создании благоприятных условий для выхода

отечественных поставщиков на мировой рынок, что будет достигнуто в более полной мере в случае членства в ВТО.

Несмотря на позитивные показатели и положительные экономические прогнозы, развитие отечественного рынка услуг несколько тормозится под влиянием определенных, сложившихся в сознании российских «сервисных производителей» и «сервисных потребителей» стереотипов [3, с.27]. В сознании потребителей еще присутствует послевкусие «остаточного принципа» экономики, когда деятельность сервисных организаций считалась не столь значимой для общества, как промышленное производство, гораздо менее сложной и трудоемкой.

Следует согласиться с мнением Балаевой О.Н., Предводителевой М.Д. о том, что множество российских сервисных отраслей не только являются в достаточной степени сформировавшимися, но и имеют благоприятные перспективы развития [4, с.33]. И хотя поставка отечественных услуг на рынки других стран пока не в полной мере соответствует имеющемуся у России потенциалу, можно определенно говорить о наметившихся в этом направлении позитивных сдвигах в рамках отдельных отраслей сферы услуг.

Библиографический список

1. Аврамова Е.М. Адаптационные стратегии населения. 10 лет исследований. - СПб: Компьютербург. - 2004.

2. Адрианов В.Д. Россия в мировой экономике. - М. - 1998.

3. Балаева О.Н., Предводителева М.Д Эра услуг: требуются

профессионалы // Бизнес-образование. - 2002. - №2.

4. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Основные тенденции развития российской сферы услуг // Маркетинг услуг. - 2008. - №4.

5. Воскович Н.А. Экономика платных услуг. - М: Юнити-Дана. - 2007.

6. Демидова Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике // Мировая экономика и международные Отношения. - 1999. - №2.

7. Демидова Л.С. Сфера услуг России: трудный путь модернизации // Мировая экономика и международные Отношения. - 2008. - №2.

8. Сорокина Н.Д. Образование в современном мире: социологический анализ. - М. - 2004.

9. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. - М: Росстат, 2010.

Ю.Официальный сайт Всемирного Банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.worldbank.org

11. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.wto.org

12. Официальный сайт Российской Ассоциации развития франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.rarf.ru

13. Официальный сайт Агентства экономической информации «Прайм-Тасс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.prime-tass.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.