УДК 330.1
ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
А.Н.Макаревич
Институт экономики и управления НовГУ, [email protected]
Статья посвящена выявлению факторов, оказавших влияние на процесс становления и функционирования сферы услуг в общемировом экономическом пространстве и в постсоветской России. Рассматриваются основные подходы к исследованию понятийного аппарата, различные классификационные группы и основные направления их совершенствования.
Ключевые слова: сфера услуг, классификация, процесс становления, факторы развития, мировые тенденции, российские особенности
The article is devoted to identification of the factors that influenced the process of formation and functioning of services sector in the global economic space taking into account the post-Soviet Russian features. The author considers the main approaches to the research of the conceptual framework, the various classification groups and the main directions of their perfecting.
Keywords: services sector, classification, formation process, development factors, world tendencies, Russian features
По терминологии, принятой в экономической науке, производство есть процесс воздействия человека на природу в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества в целом. Это определениеи не учитывает того, что исторически всегда присутствовало производство и нематериальных благ — а именно услуг.
В научной литературе выделяют три основных подхода к исследованию данной экономической категории. В соответствии с отраслевым подходом к услугам относят отрасли определенной специализации. Второй подход основан на исследовании сущности понятия «услуга» методом альтернативы, суммируя свойства и признаки, противоположные тем, которые характерны для материального блага — товара. Однако наличие множества комбинаций самых различных признаков ставят под сомнение правомерность применения такого подхода. Согласно третьему подходу, определение «услуга» базируется на концентрации самых ее общих черт, а наиболее ярко выраженные свойства закреплялись за конкретными видами услуг. Такой подход наиболее актуален в настоящее время, хотя многие услуги, порожденные научнотехническим прогрессом, имеют смешанные характеристики.
Понятие «сфера услуг» обладает наибольшей терминологической неустойчивостью. Традиционно под сферой услуг понимается совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, связанных с ока-
занием услуг населению в таких областях, как бытовое обслуживание, здравоохранение, социальное обеспечение, культура и искусство и т.д. Однако в приведенном определении сфера услуг включает лишь часть отраслей, относимых к социальной сфере (например, отсутствуют отрасли туризма и гостиничных комплексов).
В экономической литературе представлены различные классификации сферы услуг, которые выполняют свои научные функции в соответствии с конкретными целями исследования. Однако необходимо отметить, что с методологических позиций до сих пор отсутствует четкая и полная научная классификация отраслей или видов услуг.
В мировой практике сфера услуг классифицировалась по различным признакам.
1. По степени взаимозаменяемости и связи с товарами.
Данный критерий использовался секретариатом Генерального соглашения по таможенным тарифам и торговле, регулировавшим в 1948 — 1994 гг. правила международной торговли, и включал в себя четыре группы услуг:
— услуги, заключенные в товары (кинокартины, запись на диски и т.д.);
— услуги, дополняющие торговлю товарами (почта, банковские услуги и т.д.);
— услуги, являющиеся заменителями при продаже товаров (ремонт, лизинг и т.д.);
— услуги, не связанные с реализацией товаров (юридические, медицинские и т.д.).
2. По степени принадлежности к материальному производству.
Данная классификация традиционно использовалась в дореформенной России, в период существования приоритетов материального производства. В ней выделялись две группы услуг:
— услуги, связанные с обслуживанием процесса производства и его продолжением в каналах обращения и потребления;
— непроизводственные услуги личного и общественного характера.
Существенный недостаток данной классификации состоял в том, что отдельные виды услуг — информационные, маркетинговые — были отнесены к производственным, хотя могли предоставляться и в нематериальной сфере.
Современное изучение сервисной сферы основывается на различных классификациях, используемых как на международном, так и на национальном уровне. Так, в рамках ВТО выделяется более 150 видов услуг. Кроме того применяются Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности, классификация Организации экономического сотрудничества и развития. Например, в варианте последней услуги сгруппированы следующим образом: транспортные услуги; услуги связи; услуги складирования; услуги населению (социальные и личные); услуги госсектора (включая социальные); торговые услуги; услуги общественного питания; гостиничные услуги; деловые услуги (маркетинговые и рекламные услуги, компьютерные услуги и т. д.).
В России в настоящее время действует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, который выделяет основные профильные услуги. Также в нашей стране действует Общероссийский классификатор услуг населению, который включает перечень услуг, предоставляемых населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности.
Сервисная революция, усиление неценовых методов конкурентной борьбы побуждают предпринимателей к диверсификации деятельности, в процессе которой усиливается интеграция услуг (соединяются различные их виды). Поэтому возникает необходимость совершенствования подходов к классификации услуг, учитывающих главные тенденции их развития.
Трансформация деятельности по предоставлению услуг происходит под воздействием целого комплекса политических, экономических, социальнодемографических, научно-технических и иных факторов. Степень и направления воздействия этих факторов неодинаковы на различных стадиях эволюции как сферы услуг, так и общества в целом.
В настоящее время существует множество теорий относительно предпосылок развития сферы услуг, среди которых можно выделить следующие [1]:
— направление потока рабочих из сельского хозяйства и других добывающих отраслей в производство, а затем в сферу услуг;
— применение сравнительного преимущества в международной торговле;
— рост дохода на душу населения;
— урбанизация.
К примеру, расцвет сферы услуг в мировом хозяйстве приходится на первую половину 60-х годов XX в., когда в наиболее развитых странах изменяется потребительская психология общества и утверждается культура потребительского гедонизма — реализация естественного права человека на полноту жизни. Создав повышенный спрос на услуги, гедонистическая потребительская культура в силу действия рыночных законов стала причиной возникновения конкуренции в производстве услуг, которая в свою очередь вынуждала предлагать рынку все более дифференцированный их спектр [2].
В последние десятилетия специалисты отмечают быстрый рост занятости населения в сфере услуг. Так, в США, Швеции, Великобритании, Франции, Норвегии, Японии и некоторых других развитых странах доля занятых в сервисном секторе в 2005 — 2009 гг. стабильно составляла 70-80% общего числа работающих. К началу текущего столетия в этих странах сфера услуг стала преобладать не только по численности и доле занятых высококвалифицированных рабочих, но и по доле в производстве и реализации ВВП. Это явление получило название сервисиза-ции — «сервисной революции», в которой все более усиливается значение информации как услуги и как важнейшего экономического ресурса. В 2008 г. доля доходов от сферы услуг превысила 3/4 ВВП в США, Франции, Бельгии, Великобритании, Люксембурге.
Во многих государствах, которые нельзя отнести к группе высокоразвитых, сервисный сектор также играет весьма значительную роль, зачастую доминируя над другими отраслями национальной экономики. Это касается в первую очередь стран, обладающих уникальными природными ресурсами или памятниками всемирного культурного наследия. Основную роль в их экономической системе играют туристическая и финансово-кредитная сферы. Так, доля сферы услуг в ВВП по данным 2009 г. составила в Иордании 67%, на Ямайке и в Парагвае — 61%, в Тунисе — 60%.
Доминирование третичного сектора (сектор услуг) на Западе основывается на том, что первичный и вторичный сектора целиком удовлетворяют потребности населения во всей номенклатуре товаров и полностью обеспечивают третичный сектор адекватной для высокоэффективного развития технической базой.
Российский «постиндустриализм» имеет весьма мало общего с постиндустриализмом стран Запада. В СССР сервисный сектор играл отнюдь не ведущую роль, несмотря на очевидные достижения в области образования, здравоохранения, культуры, а услуги были представлены ограниченным перечнем видов деятельности, находившихся под абсолютным и непосредственным контролем государства.
Формирование новой системы социальноэкономических отношений в постсоветской России оказало благотворное влияние на развитие сферы услуг. Тем не менее, следует отметить некоторые сложности, сопутствовавшие данному процессу преобразо-
ваний в начале 1990-х гг., когда наблюдалось снижение темпов роста производства, высокий уровень безработицы и как следствие — уменьшение реальных доходов населения. Вынужденный отказ от потребления услуг на регулярной основе (например, бытовых) повлек за собой переключение домохозяйств на практику самообслуживания и вызвал значительное падение спроса на услуги парикмахерских, прачечных, мастерских по ремонту обуви и т.д. Помимо бытовых существенно снизилось потребление платных услуг учреждений культуры (музеев и театров), предприятий общественного питания (кафе, ресторанов) и гостиниц. В целом за период 1991 — 1995 гг. среднегодовые темпы прироста потребления платных услуг снизились на 24,9% [3].
Статистические данные не отражают еще одну характерную черту того периода — теневые отношения, которые, охватив многочисленные виды экономической деятельности, практически поглотили организации сервисного сектора РФ. Неформальное предоставление услуг, не требующее интеллектуальных ресурсов для разработки стратегии, внушительных финансовых затрат для ее реализации, замедлило развитие не только отдельных сервисных организаций, но и ряда отраслей отечественной сферы услуг.
В целом смена экономического поведения и системы отношений в 90-х годах XX столетия повысила значимость сферы услуг в национальной экономике, усилив ее влияние на рост занятости населения и повышение качества жизни. Особенностью транзитивного периода стали достаточно медленные темпы эволюции сферы услуг в России, что было обусловлено многими факторами политического и социально-экономического характера.
Среди политических факторов, оказавших значительное влияние на процесс становления и функционирования сферы услуг в современной национальной экономике, выделяется группа детерминант, связанная с формированием законодательной базы предпринимательской деятельности, либерализацией торговли и развитием в целом рыночной инфраструктуры. Так, институциональные преобразования, проведенные
в ходе экономических реформ, обусловлены процессами приватизации, формирования конкурентной среды, установления правил хозяйствования на внутреннем рынке и взаимодействия с мировым сообществом.
Ускоренное развитие сферы услуг находится под воздействием целого ряда экономических факторов. Рост благосостояния и улучшение качества жизни людей ведут к изменению структуры их потребительских доходов и расходов, в том числе и к повышению доли затрат на услуги. В развитых странах доля расходов на питание в семейном бюджете населения составляет 18-20%, а на оплату услуг — 3540%. Более высокая доля расходов населения на питание служит основанием для отнесения такой страны к группе слаборазвитых [4].
В структуре потребительских расходов домашних хозяйств в России наблюдается тенденция дальнейшего снижения доли расходов на покупку продуктов питания при увеличении доли расходов на оплату услуг (табл.1), основными среди которых являются оплата услуг транспорта и жилищных услуг, электроэнергии, газа и других видов топлива.
Объемы предоставленных платных услуг населению в денежном выражении также имеют тенденцию к росту.
Немаловажным экономическим фактором, непосредственно влияющим на развитие сферы услуг, является распространение системы кредитования населения. Сумма кредитов, предоставленных физическим лицам в период с 2001 по 2009 гг. выросла с 44,7 млн рублей до 4017,2 млн рублей [6].
Не менее значимой по степени влияния на развитие отечественного сервисного сектора является группа социально-демографических факторов и в первую очередь гендерные изменения в сфере занятости. Увеличение продолжительности жизни, старение населения обуславливают расширение потребления услуг здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта.
Несомненно, существенный вклад в эволюцию сферы услуг вносит научно-технический прогресс, меняя стратегию и сущность сервисных процессов, харак-
Таблица1
Продукты питания и услуги в структуре потребительских расходов домашних хозяйств в РФ
(в процентах к итогу) [5]
Годы 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Продукты питания 43,8 39,7 35,8 34,2 31,5 29,9 26,8 27,6
Услуги в целом 30,9 35 40,2 42,5 46,2 47,5 51,5 50,7
Жилищные услуги, вода, электроэнергия, газ и др. виды топлива 7,1 8,7 10,5 10,8 11,3 12,1 11,6 10,4
Здравоохранение 2,1 2,3 2,2 2,4 2,5 3,0 3,1 2,9
Транспорт 7,7 9,3 9,2 10,2 12,2 12,5 16,6 15,5
Связь 1,4 1,8 2,4 2,9 3,7 4,0 3,8 3,7
Организация отдыха и культурные мероприятия 4,7 4,8 6,0 6,3 7,1 6,4 6,4 7,7
Образование 1,2 1,5 1,3 1,7 1,8 2,0 1,8 1,6
Гостиницы, кафе и рестораны 2,6 2,5 3,1 3,5 2,9 2,6 3,0 3,0
Прочие услуги 4,1 4,1 4,5 4,7 4,7 4,9 5,2 5,9
тер взаимоотношений с потребителями, трансформируя способы ведения домашнего хозяйства. Радикальные преобразования в сфере услуг произошли вследствие использования шести важнейших типов технологий: энергетических, информационных, технологий дизайна, материалов, процессов и биотехнологий.
Среди бизнес-факторов, оказавших значительное влияние на развитие сферы услуг в период разгосударствления собственности, особо выделяются усиление конкуренции и переход к ее неценовым формам. Кроме того, наличие множества малых и средних форм бизнеса создают предпосылки для слияния и поглощения их более крупными компаниями, в результате чего происходит концентрация капитала и деятельности.
Потребность дальнейшего роста, возможности которого исчерпаны на внутреннем рынке, стремление расширить границы деятельности выводят отечественные компании на зарубежные рынки. Поэтому мировые процессы интернационализации и глобализации оказывают существенное влияние на российский рынок услуг. Проявление интернационализации особенно заметно в транспортных, финансовых, туристских услугах, где реализуется рыночная концепция партнерских отношений (создание транснациональных, многонациональных компаний).
Как отмечалось выше, лидером в области торговли услугами являются США, доля которых в мировом экспорте и импорте коммерческих услуг за 2008 г. составляла 14% и 10,5% соответственно. Применительно к России конца 90-х годов не приходится говорить о каком-либо значении экспорта услуг за рубеж, так как доля РФ в мировом ВВП и промышленном производстве того периода опустилась до своего минимума (1,7% и 1,8%). В настоящее время при простом экстраполировании тенденций развития экономики РФ и остального мира за 2001 — 2005 гг. можно сделать несколько более оптимистичный вывод. На базе сопоставимых данных Всемирного банка и ВТО методом экспертных оценок экономисты прогнозировали на предстоящее десятилетие более высокую экономическую и внешнеэкономическую динамику РФ по сравнению с соответствующими среднемировыми показателями (табл.2).
Таблица 2
Прогноз роста доли (в %) российского экспорта товаров и услуг в мировом экспорте товаров и услуг до 2017 гг. [7]
Годы Экспорт услуг Экспорт товаров
2008 1,22 2,86
2009 1,28 3,03
2010 1,35 3,20
2011 1,41 3,37
2012 1,48 3,54
2013 1,54 3,72
2014 1,60 3,89
2015 1,67 4,06
2016 1,73 4,23
2017 1,80 4,44
В целом, по данным Всемирного банка, за 2008 г. Россия экспортировала коммерческих услуг (в основном транспортных) на 50 млрд долларов (годовой рост составил 29%), а импортировала — на 75 млрд долларов, заняв 16-е место в мире. Доля России как в экспорте, так и в импорте коммерческих услуг среди стран СНГ составляет 60-65%.
Сфера услуг каждого государства имеет свой индивидуальный путь развития. В одних странах уже сформировалась «сервисная экономика», появились новые виды услуг, совершенствуется их качество и как следствие повышается спрос населения на «продукты» сервисной деятельности. В других странах эта сфера может быть не столь развита, тем не менее, можно говорить об общей тенденции — повышении роли сервисного сектора в общемировом экономическом пространстве. Среди основных предпосылок «встраивания» сферы услуг в материально-вещественную структуру производства можно выделить: наличие соответствующих элементов инфраструктуры рынка, функционирование которых создает благоприятные условия для организации производственного процесса; создание системы инфраструктуры вокруг собственного производства («промышленного ядра»), что означает преобразование отраслевой организации производства в сетевую; включение в хозяйственную деятельность так называемых невещественных ресурсов (например, информации и знания).
В целом общемировая тенденция переориентации производства с простого создания материальных благ на предоставление услуг, на наш взгляд, обусловлена высокой их ликвидностью, связанной с небольшим сроком поступления денежных средств к производителю, относительно невысокой материалоемкостью (включая так называемые нематериальные услуги), что увеличивает объем добавленной стоимости, а следовательно, национальный доход. Предприятия сферы услуг стремятся повысить прежде всего эффект полезности путем более полного удовлетворения специфических потребностей клиента, что определяется характером использования и уровнем совершенства предлагаемого продукта. Именно поэтому их управление отличается быстротой принятия решений, гибкостью, сетевой организацией, открытостью, свободой маневра и в итоге может быть признано новым типом менеджмента.
1. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. В.В.Кулибановой. СПб.: Питер, 2002. С.34.
2. Абалкин Л. Предпринимательство: его природа и роль в обновлении общества // Экономика и жизнь. 1991. №29. С.6-7.
3. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Роль сферы услуг в мировой экономике // Маркетинг услуг. 2008. №04(16). С.248-256.
4. Восколович Н.А. Экономика платных услуг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С.22-23.
5. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. М.: Росстат, 2009. С.199.
6. Там же. С.589.
7. Паньков В.С. Эволюция международных экономических отношений: попытка прогноза до 2017 года // Безопасность Евразии. 2007. №3. С.267.
Bibliography (Translitirated) 4.
1. Haksever K., Render B., Rassel R., Merdik R. Upravlenie i 5
organizacija v sfere uslug. 2-e izd. / Per. s angl. pod red. V.V.Kulibanovoj. SPb.: Piter, 2002. S.34.
2. Abalkin L. Predprinimatel'stvo: ego priroda i rol' v ob- 6
novlenii obwestva // Jekonomika i zhizn'. 1991. №29. S.6-7. 7
3. Balaeva O.N., Predvoditeleva M.D. Rol' sfery uslug v mirovoj jekonomike // Marketing uslug. 2008. №04(16). S.248-256.
Voskolovich N.A. Jekonomika platnyh uslug. M.: JuNITI-DANA, 2007. S.22-23.
Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2009: Stat. sb. M.: Rosstat, 2009. S.199.
Tam zhe. S.589.
Pan'kov V.S. Jevoljucija mezhdunarodnyh jekonomicheskih otnoshenij: popytka prognoza do 2017 goda // Bezopas-nost' Evrazii. 2007. №3. S.267.