№ 6 (60)
• 7universum.com
UNIVERSUM:
, ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
июнь, 2019 г.
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МОНОГОРОДА
Основина Татьяна Юрьевна
канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы, управления и права; Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский
государственный профессионально-педагогический университет»;
РФ, г. Нижний Тагил E-mail: podakatr@yandex. ru
THE SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN THE TRAINING OF SPECIALISTS IN A SINGLE-INDUSTRY TOWN
Tatiana Osnovina
Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of social work, management and law,
Russia, Nizhnii Tagil
АННОТАЦИЯ
Основным фактором реализации практико-ориентированного подхода является возможность градообразующего предприятия моногорода организовать процесс профессионального обучения персонала в рамках корпоративной системы подготовки и повышения квалификации персонала. Это позволяет достигать и поддерживать оптимальный профессионально - квалификационный состав персонала в целях достижения стратегий ООО «ЕвразХолдинг» и комбината и эффективности саморазвития городского сообщества.
ABSTRACT
The main factor in the implementation of the practice-oriented approach is the ability of the city-forming enterprise of the monotown to organize the process of professional training of personnel within the corporate system of training and advanced training of personnel. This allows you to achieve and maintain optimal professional and qualification composition of the personnel in order to achieve strategies, OOO "EvrazHolding" and the plant and effective self-development of the urban community.
Ключевые слова: практико-ориентированный подход, градообразующее предприятие, моногород. профессиональное обучение, персонал, саморазвитие, городское сообщество.
Keywords: practice-oriented approach, city-forming enterprise, single-industry town. professional training, staff, self-development, urban community.
Открытое акционерное общество ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат является одним из крупнейших в России металлургических комбинатов с полным производственным циклом и градообразующим предприятием моногорода Нижний Тагил.
Основным фактором, позволяющим комбинату наращивать поставки продукции отечественным и зарубежным потребителям, а соответственно повышать качество жизни горожан, является постоянная работа по обновлению и развитию производственных мощностей, что требует планомерно организованного процесса обеспечения предприятия квалифици-
рованными кадрами. Одним из основных направлений руководства комбината - является повышение образовательного уровня работников [ОАО «ЕВРАЗ НТМК», положение №121, л. 7]. Система обучения и развития сотрудников ЕВРАЗа имеет три направления:
• Комплексные программы развития - совершенствования технических и функциональных навыков, развития лидерских качеств и освоения новых бизнес - процессов. Флагманами направления являются «Новые лидеры ЕВРАЗа» и «Форум руководителей».
Библиографическое описание: Основина Т.Ю. Специфика реализации практико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке специалистов в условиях моногорода // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. 2019. № 6(60). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/7459
№ 6 (60)
• Стандартные программы обучения направлены на выявление и дальнейшее развитие талантливых сотрудников внутри компании, повышение квалификации, рассчитаны для руководителей и создание кадрового резерва.
• Профессиональное обучение и повышение квалификации подразумевает обязательные программы обучения и сертификации для конкретных профессий.
Процесс профессионального обучения персонала осуществляется в рамках корпоративной системы -подготовка и повышение квалификации персонала (ППКП) комбината [ОАО «ЕВРАЗ НТМК», положение № 480, л. 21].
Система ППКП предусматривает организацию практико-ориентированного обучения разных категорий персонала. Виды обучения персонала ОАО «ЕВРАЗ НТМК»: профессиональная подготовка, переподготовка, обучение вторым профессиям и повышение квалификации рабочих; целевая профессиональная подготовка, профессиональная переподготовка специалистов комбината, целевая подготовка научно-технических кадров; повышение квалификации РСС и их резерва [ОАО «ЕВРАЗ НТМК», положение № 694, л. 11].
При формировании плана практико-ориентиро-ванного обучения учитываются такие факторы как фактический разрыв между разделом рабочих и разделом работ, план технического развития производства и внедрения новой техники, численность работающих, высвобождение работников, служебный рост, материальная заинтересованность и др. [Приказ № 407, л. 3].
План обучения кадров включает следующие разделы: подготовка новых рабочих; переподготовка рабочих; освоение вторых профессий; производственно-экономические курсы (ПЭК); курсы целевого назначения (КЦН).
Подготовка новых рабочих - это первоначальное профессиональное обучение лиц, принятых на ОАО «ЕВРАЗ НТМК» и ранее не имевших профессии. Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождающимися рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицам, изъявившим желание сменить профессию с учетом потребности производства, обеспечивающим развитие моногорода.
Подготовка и переподготовка рабочих непосредственно на предприятии проводится по индивидуальной, курсовой формам. Индивидуальная и курсовая формы подготовки включают производственное и теоретическое обучение. Обучение проводится по практико-ориентированным программам, которые разработаны непосредственно на комбинате, на основании типовых программ.
Согласно статистике данных выполнения плана по подготовке, переподготовке, обучению вторым
июнь, 2019 г.
профессиям и повышению квалификации рабочих за 2018 год на ОАО «ЕВРАЗ НТМК» из запланированных - 7779 тысяч рабочих, по факту было обучено 7650 тысяч [Отчет № 4, л. 21].
Профессиональное практико-ориентированное обучение персонала позволяет достигать и поддерживать оптимальный профессионально - квалификационный состав персонала, осваивать передовой опыт и новые технологии, обеспечивать требуемый уровень компетентности персонала.
По результатам суммирования итоговых оценок 2018 года общая результативность профессионального обучения составила 92%. Такой показатель считается положительным и анализируемая программа обучения, по оценке экспертов, способных объективно оценить обучение по определенной программе, является эффективной и актуальной.
При оценке уровня усвоения учебного материала результативность составила 93,8%. При таком показателе можно сделать вывод, что при внедрении практико-ориентированного подхода обучающие получили достаточно практических и теоретических знаний и навыков в ходе обучения, которые позволили им успешно сдать квалификационные экзамены.
Статистический опрос показал, что из общего числа прошедших практико-ориентированное обучение 70% считают, что организация его на рабочем месте является более эффективным, т.к. такое обучение ориентировано на освоение конкретного трудового процесса, выполнение конкретной работы.
Большинство респондентов, а это 78% из числа опрошенных удовлетворены организацией проведения обучения. Респонденты 75% обозначили актуальность полученных знаний, навыков и умений в процессе обучения, т.к. они успешно влияют на развитие профессиональной деятельности каждого сотрудника.
Данное исследование показало, что в обучении персонала заинтересовано не только предприятие, но и почти каждый сотрудник имеет интерес к своему дальнейшему развитию на предприятии, видя в этом свои перспективы саморазвития в родном городе, следовательно, дальнейшего потенциального эффективного проживания в Нижнем Тагиле.
ЕВРАЗ инвестирует в будущее, развивая своих сотрудников и предоставляя им возможность в полной мере реализовывать свои таланты. Корпоративные программы нацелены на профессиональное развитие сотрудников, дают возможность практико-ори-ентированного обучения, соответствующего современным международным стандартам. Это в свою очередь является гарантом лояльности сотрудников по отношению к предприятию и городу в целом, помогает закрепить молодой профессиональный потенциал экономически активного населения города на его территории и применять для его развития.
Аиыг
пси:
7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Список литературы:
1. Отчет о работе отдела подготовки персонала ОАО «ЕВРАЗ НТМК» от 25.10.2018.
№ 6 (60)
UNIVERSUM:
психология и
ОБРАЗОВАНИЕ
июнь, 2019 г.
2. Положение «О совете по подготовке и повышению квалификации персонала ОАО «НТМК», утвержденное приказом Управляющего директора НТМК от 03.08.2016. № 480
3. Положение «О подготовке и повышении квалификации персонала ОАО «ЕВРАЗ НТМК», утвержденное приказом Управляющего директора ЕВРАЗ НТМК от 13.09.2012. № 694
4. Положение «О порядке направления персонала в учебные центры РФ для подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки», утвержденное приказом Управляющего директора НТМК от 29.02.2016. № 121
5. Приказ Министерства образования РФ от 21.10.2014 № 407 «О введении модели учебного плана для профессиональной подготовки по рабочим профессиям»