Научная статья на тему 'Интеграция образовательной и производственной деятельности при подготовке специалистов'

Интеграция образовательной и производственной деятельности при подготовке специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ / РАБОТОДАТЕЛИ / ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА / VOCATIONAL EDUCATION / MODERNIZATION / RESOURCE CENTERS / EMPLOYERS / CHUVASH REPUBLIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головина Анна Германовна

Профессиональное образование в Чувашской Республике развивается путем формирования научно-производственно-образовательных кластеров. Научную составляющую данного кластерного подхода обеспечивают образовательные организации высшего образования, образовательная функция лежит на профессиональных образовательных организациях, производственную часть обеспечивают предприятия Чувашской Республики. В данной статье рассмотрены механизмы взаимодействия участников данных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головина Анна Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF EDUCATION AND PRODUCTION ACTIVITIES IN TRAINING SPECIALIST

Vocational education in the Chuvash Republic is developing through the formation of scientific production and educational clusters. Scientific component of the cluster approach provides educational institutions of higher education, the role of education lies with the professional educational organization, the production of the company provide the Chuvash Republic. This article describes the mechanisms of interaction between the participants of these clusters.

Текст научной работы на тему «Интеграция образовательной и производственной деятельности при подготовке специалистов»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Головина Анна Германовна

аспирант ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный университет

имени И.Н. Ульянова», РФ, г. Чебоксары E-mail: banifuziy@mail.ru

INTEGRATION OF EDUCATION AND PRODUCTION ACTIVITIES

IN TRAINING SPECIALIST

Golovina Anna

postgraduate student, " I.N. Ulyanov Chuvash State University",

Russia, Cheboksary

АННОТАЦИЯ

Профессиональное образование в Чувашской Республике развивается путем формирования научно-производственно-образовательных кластеров. Научную составляющую данного кластерного подхода обеспечивают образовательные организации высшего образования, образовательная функция лежит на профессиональных образовательных организациях, производственную часть обеспечивают предприятия Чувашской Республики. В данной статье рассмотрены механизмы взаимодействия участников данных кластеров.

ABSTRACT

Vocational education in the Chuvash Republic is developing through the formation of scientific production and educational clusters. Scientific component of the cluster approach provides educational institutions of higher education, the role of education lies with the professional educational organization, the production

Головина А.Г. Интеграция образовательной и производственной деятельности при подготовке специалистов // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 8-9(8) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1579

of the company provide the Chuvash Republic. This article describes the mechanisms of interaction between the participants of these clusters.

Ключевые слова: профессиональное образование; модернизация;

ресурсные центры; работодатели; Чувашская Республика.

Keywords: vocational education; modernization; resource centers; employers; the Chuvash Republic.

В успешной реализации программы модернизации профессионального образования заинтересованы органы власти республики, включающие в себя министерства и ведомства. На уровне Правительства Чувашии принят ряд документов, определяющий социально-экономическую политику республики: Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, Республиканская комплексная программа инновационного развития промышленности Чувашской Республики на 2010—2015 годы и на период до 2020 года, государственная программа Чувашской Республики «Развитие образования» на 2012—2020 годы, Республиканская целевая программа энергосбережения в Чувашской Республике на 2010—2015 годы и на период до 2020 года. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.12.2010 № 473 утвержден перечень приоритетных

направлений научно-технического развития и перечень критических технологий республики. Для формирования стратегических направлений модернизации и технологического развития экономики Указом Президента Чувашской Республики от 21.09.2010 № 133 образован Совет по модернизации

и технологическому развитию экономики Чувашии, в состав которого входит 6 рабочих групп.

Изменения, произошедшие в социальной и экономической сферах, в значительной мере изменили ситуацию в традиционно сложившемся профессиональном образовании. В результате преобразований в Чувашской

Республике для обеспечения текущих и перспективных социальноэкономических потребностей в квалифицированных кадрах и специалистах среднего звена выстроена новая типология учреждений профессионального образования, реализующая образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, программы профессионального обучения и программы дополнительного профессионального образования.

Профессиональные образовательные организация Чувашской Республики свою образовательную политику в настоящее время строят не по принципу самосохранения, а на основе государственного заказа на подготовку кадров. Идет процесс активного разрешения противоречия общества в отношениях «образование-производство», чтобы профессиональное образование и обучение проходило в тесной взаимосвязи с изменениями в производстве.

Реализация новой типологии учреждений профессионального образования способствовала интеграции учебной и производственной деятельности, а также динамичному расширению разнообразия специальностей и профессий, необходимых для экономики республики, повышению статуса образовательных учреждений. Создание ресурсных и многофункциональных центров прикладных квалификаций как структурных подразделений действующих профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики позволило сформировать необходимые условия для прохождения производственного обучения на высокотехнологичном оборудовании по выпуску полезной продукции, а также организовать сетевое взаимодействие однопрофильных профессиональных образовательных организаций.

Ресурсные центры, созданные в рамках государственно-частного партнерства, играют значительную роль в развитии системы непрерывного образования в Чувашии. Одним из ярких примеров такого сотрудничества стало взаимодействие Правительства Чувашской Республики с открытым акционерным обществом «Акционерная компания по транспорту нефти «Транснефть». Компания вложила более 500 млн. рублей собственных средств

на создание инфраструктуры ресурсного центра автономного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Канашский транспортно-энергетического техникум» Министерства образования и молодежной политики республики. Ежегодная финансовая помощь компании на развитие техникума составляет более 20 млн рублей. В настоящее время на базе Канашского транспортно-энергетического техникума обучение на курсах повышения квалификации проходят более 3,5 тыс. работников компании в год.

Следующим этапом интеграции учебной и производственной деятельности является работа профессиональных образовательных организаций и бизнеса по организации производственной практики. В период прохождения практики на производстве студенты зачисляются на вакантные должности организаций. Организации, с которыми заключены договора на подготовку кадров, по окончании практики участвуют в процедурах оценки результатов освоения программ профессионального образования и обучения.

На базе Чебоксарского электромеханического колледжа действуют три центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации для высокотехнологичных производств машиностроительной и авиационной отрасли. Это единственный в России сертифицированный учебный центр «Международный сварщик» и центр подготовки операторов и наладчиков станков с числовым программным управлением «HAАS». В 2013 году на средства работодателей начата реконструкция центра подготовки и переподготовки кадров для авиационной отрасли. В рамках договора в реконструкцию инновационного центра по изготовлению и техническому обслуживанию высокотехнологичной электронной техники ОАО «Научнопроизводственный комплекс «Элара» имени Г.А. Ильенко» вложено 2,6 млн. рублей. В 2014 году в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ОАО «Российские сети», подписанного 27 сентября 2013 года, дальнейшее развитие получил

межрегиональный центр подготовки специалистов энергической отрасли, функционирующий на базе данного колледжа.

Интересен опыт колледжа в реализации коротких программ профессионального обучения, ориентированных на «доучивание», повышение квалификации или обучение вторым (смежным) профессиям, в том числе подготовку к работе на конкретном рабочем месте (конкретном оборудовании), спрос на эти программы отличается динамичностью. Согласно договору между бюджетным образовательным учреждением Чувашии среднего профессионального образования «Чебоксарский электромеханический

колледж» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и открытым акционерным обществом «Чебоксарский электроаппаратный завод», при реализации вышеназванных программ используется материально-техническая база ресурсного центра завода.

Предприятия принимают активное участие в организации обучения и повышения квалификации для преподавательского состава профессиональных образовательных технологий, так, например, в Чувашии обществом ограниченной собственностью «ТехноНИКОЛЬ — Строительные системы» на базе Чебоксарского техникума строительства и городского хозяйства начато создание корпоративного центра прикладных квалификаций данной корпорации. В течение 2014 года предполагается прохождение стажировки преподавателями специальных дисциплин и мастерами производственного обучения в организациях корпорации «ТехноНИКОЛЬ» по подготовке к применению в строительстве современных изоляционных материалов и технологий, по оснащению учреждения образования авторскими учебными программами, учебно-методическими разработками от ведущих специалистов компании.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашии «О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов Чувашской Республики» Министерством экономического развития, промышленности и торговли республики ежегодно разрабатывается баланс трудовых ресурсов региона,

на основании которого формируется прогнозная потребность в кадрах по видам экономической деятельности. Учитывая данную информацию в целом, министерства и ведомства Чувашской Республики, имеющие в своем ведении государственные образовательные учреждения, определяют объемы подготовки кадров на соответствующий год, а затем на конкурсной основе устанавливают государственные задания на подготовку кадров данным учебным заведениям.

Для повышения гибкости в планировании потребностей в трудовых ресурсах, а также в соответствии с решением Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики от 4 декабря 2013 года Министерством экономического развития, промышленности и торговли республики подготовлен прогноз потребности рынка труда Чувашии в кадрах на 2014—2020 годы, составленный на основе опроса организаций республики о подготовке специалистов по образовательным программам профессионального образования.

Исходя из анализа рынка труда за 2013 год, наблюдается относительная стабильность структуры занятости в экономике Чувашской Республики. Отмечается рост числа занятых в обрабатывающих производствах (в 2010 году — 22,3 %, в 2012 — 24,7 %), строительстве (в 2010 году — 14,2 %, в 2012 — 15,1 %), гостиницы и рестораны (в 2010 году — 19,3 %, в 2012 — 30,3 %), предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (в 2010 году — 21,4 %, в 2012 — 23,6 %). В связи с этим меняется структура подготовки квалифицированных кадров. В 2014 году предусмотрено увеличение контрольных цифр приема по таким укрупненным группам специальностей, как технология продовольственных продуктов и потребительских товаров; металлургия, машиностроение и металлообработка; архитектура и строительство; сфера обслуживания.

Для наиболее полного удовлетворения потребностей работодателей в квалифицированных рабочих во всех профессиональных образовательных организациях подготовка кадров осуществляется только на основе договоров с работодателями. При подготовке специалистов среднего звена введена

практика целевого обучения студентов для конкретного работодателя. В целях повышения ответственности профессиональных образовательных организаций и бизнеса за качество профессионального образования и эффективность финансовых средств, направляемых на подготовку кадров, в настоящее время в республике рассматривается возможность внедрения в систему подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена дуальной модели обучения, предусматривающей совмещение теоретической подготовки в учебных заведениях с практическим обучением на производстве

Для определения качества оказания образовательных услуг в республике ведется ежемесячный мониторинг охвата выпускников различными формами занятости.

Так, по данным 2013 года, 61,1 % выпускников очной формы обучения профессиональных образовательных организаций трудоустроились по полученной профессии или специальности (в 2012 году данный показатель составлял 60 %), 13,7 % продолжили учебу на различных уровнях

профессионального образования, 15,6 % призваны в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, 4,7 % находятся (планируют) в отпуске по уходу за ребенком. Ежегодно уменьшается доля выпускников, не определившихся с трудоустройством. Данный показатель по состоянию на 1 декабря 2013 года составил 4,9 % от общего числа выпускников.

Таким образом, в профессиональной подготовке рабочих и специалистов участвуют две стороны: профессиональная образовательная организация, которая обязана предоставить студенту необходимую теоретическую подготовку и первоначальные умения по избранной профессии или специальности и организации, обеспечивающие необходимую производственную подготовку будущего специалиста. Такое разграничение в профессиональном образовании способствует повышению ответственности сторон за качество образования. Совместная аттестация профессиональной квалификации выпускника позволяет и бизнесу, и образовательным учреждениям определить оптимальные пути интеграции учебной

и производственной деятельности, способствующие эффективной подготовке

специалиста.

Список литературы:

1. «Дорожная карта». «Изменения в отраслях социальной сферы,

направленные на повышение эффективности образования и науки в Чувашской Республике» / [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=1650165 (дата

обращения: 27.08.2014).

2. Головина А.Г Мобильная многоуровневая подготовка профессиональных кадров, востребованных экономикой Чувашской Республики // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014. № 3.1(51) (Социально-гуманитарные науки). — С. 541—554.

3. Головина А.Г. Пути решения проблемы создания и развития конкурентоспособной и социально-ориентированной системы непрерывного профессионального образования Чувашской Республики / А.Г. Головина // Подготовка профессиональных кадров: мониторинг качества и управление образовательным процессом. Коллективная монография / научн. ред. О.В. Кириллова. Чебоксары: изд-во ЧГУ, 2014. — С. 3—27.

4. Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011—2015 годы и на период до 2020 года / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=901195 (дата обращения: 27.08.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.