УДК 378
Ataev H.M., senior lecture, North-Caucasian State Humanitarian-Technology Academy (Cherkessk, Russia),
E-mail: zzuleiha@mail.ru
THE SPECIFICITY OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE DESIGNERS IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY REALITIES. The article discusses the specifics of professional education in the direction of "Design" based on the formation of professional competence of future specialists of this sector. The author emphasizes that design exists at the interface of scientific and artistic exploration of reality. This is due to the fact that designers create the material and the virtual model of the future facilities that integrates the design process with any design of things: engineering, design, and architecture. At the same time, art-figurative reality simulation common design with the works of high art. In this regard, the role of the visual-figurative thinking in the profession of a designer, as well as the challenges facing today's design education. The tasks of modern designers associated with the revision of materials and technologies, the development of the artistic taste of the population, meet consumer expectations.
Key words: design, training designers, fine art, style, image, logic, visual creative, artistic thinking.
Х.М. Атаев, доц. Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, г. Черкесск,
Е-mail: zzuleiha@mail.ru
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЙ
В статье рассматривается специфика профессионального образования по направлению «Дизайн», ориентированного на формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов этой сферы. Автор статьи подчёркивает, что дизайн существует на стыке научного и художественного освоения действительности. Это связано с тем, что дизайнеры создают материальные и виртуальные модели будущих объектов, что объединяет дизайн-процесс с любым проектированием вещей: инженерным, конструкторским, архитектурным. В то же время, художественно-образное моделирование реальности роднит дизайн с творчеством «высокого» искусства. В этой связи раскрыта роль наглядно-образного мышления в профессии дизайнера, а так же задачи, стоящие перед современным дизайн-образованием.
Ключевые слова: дизайн, профессиональная подготовка дизайнеров, изобразительное искусство, стиль, образ, логическое, наглядно-образное, художественное мышление.
В новых условиях XXI века, периода обновления всех сфер культуры, становится востребованной творческая личность, активно участвующая в социокультурных преобразованиях, интегрированная в современное общество и нацеленная на совершенствование этого общества. В соответствии с нормативными документами центральной фигурой российской государственной политики в области образования должен стать человек-созидатель, художник, творец, призванный представить и утвердить статус России в сфере образования, культуры и искусства в мировом сообществе. В этой связи большую популярность и значимость приобретает профессия дизайнера.
При множестве частных определений дизайна, выработанных в литературе, наибольшей четкостью отличается определение, принятое в 1964 году международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге: «Дизайн - это творческая деятельность, по разработке (проектированию) формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя» [1, с. 44].
В связи с тем, что дизайн стал глобальным явлением в современном обществе, возрастает требование по подготовке профессионально компетентных специалистов дизайнеров. Профессиональная деятельность дизайнера во многом связана с умением разработки форм промышленных изделий и организацией пространства средствами графического изображения и основным показателем компетентности является знание законов различных видов перспектив применяемые в разработке проектов и профессиональное владение арсеналом художественных средств - графики и проектной графики, композиций, светотени, цвета и колорита, пластики и динамики [2].
Большое значение в профессии дизайнера играет наглядно-образное мышление. Помимо дизайнеров, развитым наглядно-образным мышлением должны обладать люди «творческих» профессий - архитекторы, конструкторы, художники, режиссеры. В своей деятельности они нередко должны представить «и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет». Без образного мышления наше восприятие действительности не было бы столь разносторонним и глубоким, богатым разнообразными оттенками. Однако при всей изменчивости форм изобразительного искусства в пределах того или
иного периода всегда имелись относительно устойчивые художественные признаки - композиционные, пластические, колористические, ритмические и другие, определяющие стиль того или иного времени.
Естественно, что на практике логическое и наглядно-образное мышление сосуществуют, дополняя друг друга, но степень их выраженности для эффективности того или иного вида социальной либо профессиональной деятельности разная. Мышление дизайнера - синтетическое, т.к. сам дизайн - явление пограничное между сугубо прагматической деятельностью, решающей насущные проблемы и созданием объектов, определяющих стиль и образ жизни людей. Дизайн существует на стыке научного и художественного освоения действительности. С одной стороны, дизайнеры создают материальные и виртуальные модели будущих объектов, что объединяет дизайн-процесс с любым проектированием вещей: инженерным, конструкторским, архитектурным. С другой, художественно-образное моделирование реальности роднит дизайн с творчеством «высокого» искусства. Таким образом, развитие образного мышления студентов-дизайнеров обучающихся по специальности «Дизайн», является необходимым условием их будущей творческой деятельности. Можно говорить о том, что уровень развития этого мышления вполне способен выступать одним из критериев профессиональной подготовки подобного специалиста.
Практически во всех исследованиях, посвященных вопросу природы наглядно-образного мышления, говорится о том, что одним из специфических его качеств является двоякая структура, включающая в себя компонент эмоционально-субъективный и объективно-формальный. Эти два аспекта способны влиять на формирование художественно-образного мышления дизайнеров. Деятельность художника-дизайнера становится более продуктивной, если перед ним возникает задача активного восприятия действительности. Именно на этой основе начинает действовать образное мышление, создающее новые образы, носящие черты эмоционально-эстетической оценки и зависящие от психологических особенностей личности, его установок. Художественный образ - это способ мышления в искусстве.
Образное мышление нельзя рассматривать изолированно от таких средств формирования образа как память и воображение. Они обобщают зрительные впечатления и дают возможность впоследствии оперировать ими [3].
Данные вопросы рассматривались в работах Н.Н. Волкова, Ю.Я. Герчук, С.В. Коровкевич, Г.М. Манизер, Н.А. Дмитриевой, М. Каган, Р.С. Кауфман, С.М. Даниэля, Е.В. Шорохова.
Содержание композиции раскрывается с помощью формы. Одной из составляющих формы является цвет. Существует ряд работ, касающихся цветоведения, колорита и живописной композиции: С. Алексеева, М.В. Алпатова, Г.В. Беды, Н.Н. Волкова, А.А. Унковского, К.Ф. Юона, А.С. Зайцева, Ж. Вибера, Г.М. Шегаля, Б.В. Иогансона, актуальны диссертационные исследования Ю.В. Коробки и Е.А. Хижняк, затрагивающие вопросы обоснования живописного понимания и колористического видения.
Одной из задач, стоящих перед студентом-дизайнером, является создание цветового строя, а не простого воспроизведения окраски предметов. Выбор цветового строя, колорита зависит от вкусов, требований эпохи, но талантливые дизайнеры всегда находили новое решение, которое было созвучно со вкусами публики. Ознакомление студентов с цветовыми строями различных эпох и научить применять готовые сочетания, однако не имеет смысла ограничивать студентов и сужать поле их деятельности, ведь абстрактное мышление начинает работать тогда, когда студент самостоятельно ищет ответы на предлагаемые ему вопросы.
На сегодняшний день основным критерием оценки выпускника вуза являются, в основном, знания. В то же время потребность оценивать результаты образования, т.е. компетентность,
Библиографический список
не ограничиваясь качеством знаний, становится очевидной [4]. Компетентностный подход в рамках знаниевой парадигмы обусловливает набор компетенции как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и отношению к ним. Этот же подход, но уже в рамках личностно ориентированной парадигмы, задает набор компетенции, ориентированных на смысловую составляющую любого вида деятельности. Обладая такими компетенциями, т.е. знаниями и умениями, возникающими в результате специально инициированной учебной деятельности, будущий специалист получает возможность выстраивать свою индивидуальную деятельность адекватно вызовам времени.
За последние два десятилетия практика дизайна необычайно осложнилась, и провести границу между дизайном и другими областями профессиональной деятельности художника вне искусства в его станковом варианте становится все сложнее. Фактически, сейчас невозможно найти область социальной практики, в которой не принимали бы весьма деятельное участие профессиональные художники-проектировщики, дизайнеры. Таким образом, задачи дизайнеров качественно меняются: их видят не только в совершенствовании форм и функции, сколько в пересмотре материалов и технологий, а также в формировании художественного вкуса у населения, удовлетворении его потребительских ожиданий. Всё это требует совершенствования профессиональной подготовки будущих дизайнеров с учётом современных тенденций.
1. Глазычев В.Л. О дизайне: Очерки по теории и практике дизайна на Западе. Москва: Искусство, 1970.
2. Кенжебеков Б.Т. Методологические подходы к исследованию развития профессиональной компетентности специалиста. Профессиональное образование. 2004; 5: 177 - 182.
3. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Книга для учащихся. Москва, 1985.
4. Алиева А.Р. Психолого-педагогическая подготовка художников-педагогов к работе с детьми в дополнительных образовательных учреждениях. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50).
5. Тохчукова Д.З. Реализация творческого потенциала студентов-дизайнеров средствами проектных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2015; №1 (50).
References
1. Glazychev V.L. O dizajne: Ocherkipo teoriiipraktike dizajna na Zapade. Moskva: Iskusstvo, 1970.
2. Kenzhebekov B.T. Metodologicheskie podhody k issledovaniyu razvitiya professional'noj kompetentnosti specialista. Professional'noe obrazovanie. 2004; 5: 177 - 182.
3. Holmyanskij L.M., Schipanov A.S. Dizajn: Kniga dlya uchaschihsya. Moskva, 1985.
4. Alieva A.R. Psihologo-pedagogicheskaya podgotovka hudozhnikov-pedagogov k rabote s det'mi v dopolnitel'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50).
5. Tohchukova D.Z. Realizaciya tvorcheskogo potenciala studentov-dizajnerov sredstvami proektnyh tehnologij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; №1 (50).
Статья поступила в редакцию 23.02.15
УДК 378 (075.8)
Babayeva E.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Dean of Faculty of Primary School, Branch of Dagestan State Pedagogical University (Derbent, Russia), E-mail: elnaras1@rambler.ru
PEDAGOGICAL DESIGN AS THE THEORETICAL AND TECHNOLOGICAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF INTEGRATED CURRICULA. In the article the author discusses the methodological provisions, which serve as basic knowledge when designing integrated curricula in the conditions of modern Russian education. The author concludes that the attraction of the concept of "design" to the educational sphere, its adaptation to the new environment, the transformation in the concept of "pedagogical design" solves a number of methodological problems, since it extends terminological space pedagogical science, allows us to reassess some of the traditional categories, having their correlation with each other. On the basis of rational use of projecting in teaching activity the theoretical (virtual) projects (models) may be formed, such as didactic systems, functioning educational system, a system of methodological support of educational process, models of curriculum and other.
Key words: design, integrated program, innovative educational system.
Э.С. Бабаева, канд. филол. наук, доц., декан факультета начальных классов, филиал ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Дербент. E-mail: elnaras1@rambler.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ТЕОРЕТИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БАЗИС РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
В статье рассматриваются методологические положения, которые выступают в качестве основополагающего знания при проектировании интегрированных учебных программ в условиях современного российского образования. Автор делает вывод о том, что привлечение понятия «проектирование» к образовательной сфере, его адаптация к новой среде, трансформа-