Функционально самораскрытие способностей через внутреннюю коммуникацию «Я - другое Я» для узнавания «себя для себя». Самораскрытие, как новообразование в значительном числе случаев является результатом взаимодействия с Другим, например, с педагогом.
Результаты беседы с 175 студентами-первокурсниками из 3 вузов Владивостока показали, что 142 из них (81%) при боре предметов для сдачи ЕГЭ руководствовались собственным ин-
Библиографический список
тересом к предметам, который в свою очередь обусловлен личностными качествами и способностями педагогов их преподающих.
В основе исследования самораскрытия способностей старшеклассников могут лежать следующие теоретико-методологические подходы: теория способностей Б.М. Теплова, экзистенциально-аналитический подход А. Лэнгле, теория педагогических способностей Н.А. Аминова.
I. Jourard S.M. Self-disclosure: An experimental analysis of the transparent self. New York: Wiley, 1971.
2 Амяга H.B. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1989.
3. Перепелица H.B. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, 2003.
4. Евченко HA. Внутренняя коммуникация «Я-другое Я» в динамике субъектных проявлений личности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2015.
5. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии. 1988; 2: 19-26.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2004.
7. Кроник. А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. 2-е издание. Москва: Смысл, 2008.
8. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
9. Антонова H.B., Белоусова B.B. Самоопределение как механизм развития идентичности. Педагогика и психология образования. 2011; 2: 79 - 92.
10. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. Москва, 1961: 9 - 20.
II. Аминов H.A. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей. Вопросы психологии. 1995; 5: 5 - 17.
12. Аминов HA, Жамбеева З.З. Разноуровневые связи «самоценности» личности подростка в структуре интегральной индивидуальности. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 232 - 237.
13. Чернявская B^. Психолого-педагогические факторы педагогической толерантности: монография. Bладивосток: Издательство Дальнаука, 2006.
14 Лэнгле А. Person: Экзистенциально-аналитическая теория личности: сборник статей. Москва: Генезис, 2009.
15. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. Москва: Генезис, 2009.
References
I. Jourard S.M. Self-disclosure: An experimental analysis of the transparent self. New York: Wiley, 1971.
2 Amyaga N.V. Samoraskrytie pedagoga v obschenii so starsheklassnikami. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1989.
3. Perepelica N.V. Samoraskrytie vzroslyh lyudej i ego svyaz' s Ya-koncepciej Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2003.
4. Evchenko N.A. Vnutrennyaya kommunikaciya "Ya-drugoe Ya" v dinamike sub'ektnyh proyavlenij lichnosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2015.
5. Ginzburg M.R. Lichnostnoe samoopredelenie kak psihologicheskaya problema. Voprosy psihologii. 1988; 2: 19-26.
6. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya. Moskva: Akademiya, 2004.
7. Kronik. A.A., Ahmerov R.A. Kauzometriya: Metody samopoznaniya, psihodiagnostiki ipsihoterapii vpsihologiizhiznennogo puti. 2-e izdanie. Moskva: Smysl, 2008.
8. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996.
9. Antonova N.V., Belousova V.V. Samoopredelenie kak mehanizm razvitiya identichnosti. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya <http:// cyberleninka.ru/journal/n/pedagogika-i-psihologiya-obrazovaniya>. 2011; 2: 79 - 92.
10. Teplov B.M. Problemy individual'nyh razlichij. Moskva, 1961: 9 - 20.
II. Aminov H.A. Differencial'nyj podhod k issledovaniyu strukturnoj organizacii glavnyh komponentov pedagogicheskih sposobnostej. Voprosy psihologii. 1995; 5: 5 - 17.
12. Aminov N.A., Zhambeeva Z.Z. Raznourovnevye svyazi "samocennosti" lichnosti podrostka v strukture integral'noj individual'nosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 232 - 237.
13. Chernyavskaya V.S. Psihologo-pedagogicheskie faktory pedagogicheskoj tolerantnosti: monografiya. Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nauka, 2006.
14 L'engle A. Person: 'Ekzistencial'no-analiticheskaya teoriya lichnosti: sbornik statej. Moskva: Genezis, 2009.
15. L'engle A. Chto dvizhet chelovekom? 'Ekzistencial'no-analiticheskaya teoriya 'emocij. Moskva: Genezis, 2009.
Статья поступила в редакцию 12.08.16
УДК 37.013
Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Education and Social Studies, North-Caucasian Federal
University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
DISTINCTIVE FEATURES OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF WORKERS OF EXTREME LABOR. The article considers specifics of professional motivation of workers of extreme difficulty. Such workers especially demand high motivation. Among the motivational factors of professional development of employees of extreme profile are the most important ones that evoke a feeling of meaning of existence and contribute to personal growth. The author comes to a conclusion that the staff of extreme labor have to perform tasks of increased complexity, so there is a more visible strengthening relationship between results of their professional activity and a psychological status, degree of motivation to work in extreme conditions. Thus, there is need to use all methods for the reinforcement of employee's motivation, strengthening their methods, aimed at the prevention of mental health of workers of this category.
Key words: motivation of professional activity, professional motivation of workers of extreme difficulty.
Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. каф. специальной психологии Института образования и социальных наук, ФГАОУ
ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТРУДА
В статье рассмотрена специфика профессиональной мотивации работников экстремального труда. Служебная деятельность сотрудников экстремального профиля предъявляет к ним высокие требования мотивации. Среди мотивационных факторов профессионального развития сотрудников экстремального профиля наиболее значимы те, которые вызывают ощущение осмысленности существования и способствуют личностному росту. Автор приходит к выводу, что с учётом того, что сотрудникам экстремального труда приходится выполнять служебные задачи повышенной сложности, стало более заметным усиление взаимосвязи между результатами профессиональной деятельности и психологическим состоянием, степенью его мотивации к работе в экстремальных условиях. Тем самым необходимо использовать все методы подкрепления мотивации сотрудников, усиливая их методами, направленными на профилактику психологического здоровья работников экстремального труда.
Ключевые слова: мотивация профессиональной деятельности; профессиональная мотивация работников экстремального труда.
Мотивация профессиональной деятельности выступает как процесс и результат формирования профессионально значимых мотивов. Возникновению этих мотивов способствуют осознание сотрудником значимости своего труда, реализация себя и своих возможностей при помощи выполнения поставленных задач, а также общественное признание деятельности и адекватная система стимулов.
Как показал анализ литературы [1; 2], способствуют повышению уровня мотивации следующие факторы:
- гордость за личные и коллективные успехи,
- удовлетворение процессом работы в целом,
- осознание профессионального роста и выстраивание профессиональной карьеры,
- радость овладения новыми способами выполнения профессиональных обязанностей и др.
Все эти факторы вырабатывают у сотрудников положительные переживания. Система внутренних убеждений личности к профессиональной деятельности, положительное отношение к профессии, осознание её значимости для себя лично и для общества в целом оказывают значительное влияние на качество выполняемых профессиональных обязанностей.
Среди мотивационных факторов профессионального развития сотрудников экстремального профиля наиболее значимы те, которые вызывают ощущение осмысленности существования и способствуют личностному росту.
Служебная деятельность сотрудников экстремального профиля предъявляет к ним высокие требования мотивации.
Среди мотивов поступления на службу сотрудники экстремального профиля в первую очередь называют: оказание помощи людям, стремление к риску, опасности; пример друзей, знакомых, работающих в системе МЧС России; склонность к военизированной службе; стремление к моральному удовлетворению от работы; возможность иметь льготы, стабильный заработок. Характер мотивации опытных сотрудников экстремального профиля связан с эмоциональной устойчивостью, волевым самоконтролем, интеллектом, творческой направленностью и интернальностью личности. Между тем, все способы удовлетворения потребностей и управления мотивацией персонала можно разделить на три основные группы (табл. 1):
В американском менеджменте выделяют следующие факторы, повышающие мотивацию работника [1; 2], которые носят универсальное значение и характерны так же для Российской действительности (табл. 2):
Таблица 1
Методы подкрепления мотивации сотрудников
№ Название группы методов Их роль в мотивации персонала Пример
1. Организационно-административные ориентированы на мотивы поведения, включающие: ориентацию на общую культуру трудовой деятельности, чувство долга сотрудников, осознанную необходимость трудовой дисциплины, стремление сотрудника трудиться в определенной организации, В систему административных методов входят: федеральные законы, указы, уставы, правила, инструкции, то есть правовые нормы и акты, регулирующие трудовую деятельность сотрудника в организации.
2. Материальные Их влияние на мотивацию и рабочее поведение персонала связано с тем, насколько справедливой она воспринимается работниками, насколько непосредственно, по их мнению, оплата труда связана с рабочими результатами. зарплата и премии (бонусы), пенсионные накопления, участие в прибылях, оплата обучения (работника или его детей), беспроцентные займы на покупку дома или машины, оплата питания или проезда работников, оплата отдыха работника и т.п.
3. Социально-психологические Их влияние на мотивацию и рабочее поведение персонала связаны с социальными отношениями, с моральным и психологическим воздействием. С их помощью активизируются гражданские и патриотические чувства, регулируются ценностные ориентации через мотивацию, нормы поведения, создание социально-психологического климата, моральное стимулирование. Основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личность с целью превращения задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека - благодарности. Грамоты, награждение кубками «Лучший в организации» и т. д.
Таблица 2 Основные факторы, повышающие мотивацию работника (по Сэму Блэку)
№ Фактор
1. Достойное вознаграждение за труд
2. Атмосфера доверия между работником и работодателем.
3. Отсутствие неконструктивных конфликтов.
4. Полная и правдивая информация, направленная сверху вниз, снизу вверх и от сотрудника к сотруднику.
5. Удовлетворенность сотрудников работой.
6. Гордость за свою организацию и уверенность в будущем
Таблица 3
Направления профилактики профессионального здоровья личности
Создание условий в организации для эффективной деятельности, приносящей удовлетворение её сотрудникам Психологическая подготовка работников к деятельности экстремального типа
направление связано с созданием и поддержанием организационной культуры такого типа, который стал бы достаточно привлекательным для большинства ее сотрудников. Внимание к организационной культуре позволяет формировать высокую профессиональную мотивационную включенность сотрудников, что в значительной мере влияет на их профессиональное здоровье направление связано в большей степени с индивидуальной работой руководителей и сотрудников кадровой службы с работниками экстремального труда. Здесь пойдет речь о значении установок человека на здоровье или болезнь, а также - о способности отслеживать стрессовые ситуации и оптимально реагировать на них.
Мотивация может выступать и как один из факторов профилактики психологического здоровья работников экстремального труда. В целом профилактика профессионального здоровья личности должна включать в себя два направления приложения усилий [3] (табл. 3):
Следует также отметить, что на сотрудников, которые находятся в экстремальных условиях, наряду с различными поражающими факторами действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний. При этом важно понимать, что психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием её реализации [4; 5]. При выполнении специалистами служебных обязанностей в экстремальных условиях весьма высока вероятность возникновения разнообразных психогенных расстройств.
Оптимизация поведения работника в экстремальных и особых условиях предполагает решение нескольких стандартных задач:
Библиографический список
- изучение возможностей человека адаптироваться к деятельности в особых и экстремальных условиях, его психологической стрессоустойчивости;
- изучение феноменологии психических состояний человека в особых и экстремальных условиях, механизмов их возникновения и развития;
- разработка методов диагностики функциональных состояний на различных уровнях: психофизиологическом, психологическом, нозологическом;
- разработка методов и средств управления и самоуправления функциональным состоянием;
- моделирование «трудных» психологических состояний человека.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что с учётом того, что сотрудникам экстремального труда приходится выполнять служебные задачи повышенной сложности, стало более заметным усиление взаимосвязи между результатами профессиональной деятельности и психологическим состоянием, степенью его мотивации к работе в экстремальных условиях. Тем самым необходимо использовать все методы подкрепления мотивации сотрудников, усиливая их методами, направленными на профилактику психологического здоровья работников экстремального труда.
1. Ханахбеева Е. Мотивация сотрудников в построении внутрикорпоративных отношений. Available at: http://www.advlab.ru/articles/ article622.htm
2. Управление персоналом. Под редакцией Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. Москва, 1998.
3. Психологическое состояние человека и производственная безопасность. Available at: http://studopedia.org/9-105882.html
4. Никифорова Г.С. Психология здоровья. Москва, 2001.
5. Петрова Н.Ф. Здоровье человека как многоаспектный феномен. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 113 - 115. References
1. Hanahbeeva E. Motivaciya sotrudnikov vpostroenii vnutrikorporativnyh otnoshenij. Available at: http://www.advlab.ru/articles/article622.htm
2. Upravlenie personalom. Pod redakciej T.Yu. Bazarova, B.L. Eremina. Moskva, 1998.
3. Psihologicheskoe sostoyanie cheloveka iproizvodstvennaya bezopasnost'. Available at: http://studopedia.org/9-105882.html
4. Nikiforova G.S. Psihologiya zdorov'ya. Moskva, 2001.
5. Petrova N.F. Zdorov'e cheloveka kak mnogoaspektnyj fenomen. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 113 - 115.
Статья поступила в редакцию 11.07.16