Рис. 2. Проектирующая роль НКМ
Литература
1. Бляхер Е.Д. "Картина мира" и механизмы познания / Е.Д. Бляхер, Л.М. Волынская. - Душанбе, 1976.
2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
3. Королев Н.И. Философское понимание мира и человека: учеб. пособие / Н.И. Королев, В.В. Терентьев. - М.: МИИТ, 2000.
4. Лукашевич В.К. Научный метод : структура, обоснование, развитие : автореф. дис. ... д-р. филос. наук / В.К. Лукашевич. - Минск, 1992.
5. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грищина. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998.
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
7. Степин В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. - М., 1994.
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
М.С. Павлова, Якутский государственный университет
На сегодняшний день в системе высшего профессионального образования подготовкой педагогов успешно занимаются не только педагогические институты, университеты, академии, но и классические университеты.
Как отмечено в педагогическом словаре, разница между университетским и педагогическим образованием заключается в том, что студенты университетов получают в большем объеме научную подготовку, студенты пединститутов - педагогическую.
Цель и задачи подготовки учителя являются общими для обоих типов учебных заведений, в реальной практике в каждом из них объективно представлен различный набор условий. В настоящее время имеется ряд исследований, затрагивающих проблему подготовки преподавателя в условиях классического университетского образования. Так, В.Н. Ваганова, анализируя различные варианты подготовки учителя в университетах России, выделяет два направления. Первое направление связано с разнообразием структуры и содержания профессиональной подготовки педагогов в университетах России (педагогические факультеты, педагогическая специализация, послевузовское профессиональное образование и др.); второе обусловлено введением Государственных требований к
минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель», которые как бы определяют необходимое единообразие профессиональной подготовки студентов университетов.
Известно, что современный учитель химии должен быть высококвалифицированным специалистом: обладать не только специальными знаниями по предмету, но и методическими, быть готовым к педагогическим инновациям, гибкой адаптации к меняющимся условиям. От него требуется высокий профессионализм в работе, социальная активность, сознательное и творческое отношение к труду, умение сотрудничать с учащимися. Классические университеты традиционно располагают возможностями подготовки преподавателей такого типа, органически сочетая фундаментальную общенаучную подготовку и научно-исследовательскую работу, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для творчества, самостоятельных поисков в избранной области знаний.
Якутский государственный университет - единственный на северо-востоке страны классический вуз - тоже не является исключением. Вот уже 50 лет ЯГУ выпускает на своих факультетах
и институтах будущих учителей-естественников для нужд народного хозяйства. Однако на сегодняшний день имеется ряд проблем в деле подготовки учителей в условиях классического образования. Эти проблемы обусловлены прежде всего теми изменениями, которые произошли не только в системе общего среднего образования (повсеместный переход на профильное обучение требует учителей другого уровня подготовленности), но и в системе высшего профессионального образования, как, например, переход на ГОС 2 поколения, где учительская подготовка в классических университетах переведена на ранг дополнительной квалификации «Преподаватель».
В этой связи вышесказанное требует иного подхода в профессиональной и методической подготовке будущего преподавателя, в частности, поиска гибкого механизма для внесения этих изменений в систему подготовки. Такое положение дел усугубляется и тем, что для нашей республики характерным является и то, что более 70% школ являются сельскими малокомплектными.
Как и в других университетах страны, в Якутском госуниверситете профессиональной подготовке отводится 1/3 всего учебного времени, которая концентрируется в последние 2 года обучения и состоит из трех циклов учебных предметов: общетеоретических, специальных, профессионально-педагогических.
Так, в учебном плане Якутского университета по специальности 011000 «Химия» на дисциплины химического профиля отводится около 21% учебного времени; на дисциплины физико-математического цикла - 19%, на психолого-педагогический цикл - 9%. Подготовка выпускника для получения дополнительной квалификации «Преподаватель» требует введения в учебный план дополнительного цикла психолого-педагогических дисциплин. В этой связи в учебный план по специальности «Химия» в качестве вузовского компонента в цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин введен курс возрастной и педагогической психологии. Введенный в цикл математических и естественных дисциплин курс «Новые педагогические технологии» способствует развитию знаний о новых технологиях обучения, различных подходах к изучению основных тем учебного предмета химии. В цикл общепрофессиональных дисциплин введен курс «Развитие и закрепление практических умений и навыков по химии». Данный курс нацелен на обучение студентов отбирать и использовать соответствующие средства для построения технологии обучения, разрабатывать и проводить различные по форме занятия, адаптируя их к различным уровням подготовки учащихся.
Система методической подготовки будущего преподавателя химии в Якутском госуниверситете начинается с III курса и включает в себя лекционный курс методики преподавания химии, лабораторный практикум по методике преподавания химии, ряд спецкурсов и дисциплин по выбору, три педагогические, две учебно-производственные и предквалификационную практику.
На сегодняшний день будущий преподаватель химии в результате освоения единой линейной программы профессиональной и методической подготовки в университете не готов к реализации различных методик обучения, в частности, к работе в сельской школе. Современный сельский учитель должен быть вооружен системой средств, методов и приемов работы, обеспечивающих эффективность уроков в классах с малой наполняемостью. Ему нужна комплексная методическая подготовка, позволяющая, с одной стороны, творчески использовать те или иные методические разработки, обеспечивающие на уровне современных требований качество обучения и воспитания, а с другой стороны - экономить время учителя при подготовке его к учебным занятиям и другим мероприятиям.
Именно конкретные местные условия небольших сел, малый контингент учащихся, отсутствие параллельных классов, малочисленность педагогического коллектива и т.п. во многом усложняют и углубляют специфику учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникает необходимость преодоления организационного,
психолого-педагогического и методического барьеров подготовленности учителя к работе в условиях сельской малокомплектной школы.
Мы считаем, что обучение химии в сельских школах не может качественно осуществляться, если будущий учитель химии не будет для этого специально подготовлен. Студент обязан освоить не только содержание предмета, но и приобрести знания и умения организации познавательной деятельности учащихся в условиях сельской школы.
В этой связи в рамках часов специализации на биолого-географическом факультете Якутского госуниверситета предлагаются спецкурсы, рассматривающие разные аспекты школьного химического образования.
Так, спецкурс «Техника и методика школьного химического эксперимента» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами в курсе изучения специальных химических дисциплин, методики преподавания химии.
Целью спецкурса «Творческая лаборатория учителя химии» является повышение уровня профессиональной подготовки студента, завершающего свое вузовское обучение и знакомство с новыми задачами школы, содержательным, процессуально-деятельностным и результативными аспектами курса.
Для фундаментализации методической подготовки введен специальный обязательный курс «Научные основы школьного предмета химии», цель которого заключается в раскрытии фундаментальных знаний науки химии, дидактики и психологии в разработке содержания учебного предмета химии, создании у студентов профессиональной заинтересованности в овладении методическими знаниями, приемами и методами воспитания и развития учащихся, в том числе и сельских. На занятиях данного спецкурса рассматриваются вопросы методологического плана разработки содержания, реализации принципов дидактики, этнопсихологические аспекты восприятия учебного материала, принципы разработки учебных планов сельских школ, разновидности программ учебного предмета химии.
Обобщающего плана специальный курс «Педагогический процесс в национальной школе», направленный на совершенствование научно-методической подготовки студентов, введен на завершающем этапе обучения. В спецкурсе обсуждаются проблемы сельских национальных школ на современном этапе, учет национальных особенностей, опора на народную дидактику, методические условия учета региональных особенностей в процессе обучения химии.
Мы полагаем, что в профессиональной подготовке будущего преподавателя химии в условиях единого образовательного пространства в Республике Саха (Якутия), направленной на реализацию идей гуманизации, основными факторами совершенствования профессионально-методической подготовки преподавателя химии должны быть, прежде всего:
- преемственность компонентов содержания общего среднего и высшего профессионального образования;
- содержательный компонент профессионально-педагогического образования, ориентированный на формирование культуры личности будущего учителя;
- взаимосвязь учебных дисциплин со специально отобранным содержанием и комплексом методов, форм и средств в виде спецкурсов.
Литература
1. Ваганова В.И. Система профессионально-методической подготовки преподавателя физики в классическом университете: авто-реф.дисс. докт. пед. наук. - М., 2005.
2. Егорова К.Е. Региональный подход в обучении химии. - М.: Школа-Пресс, 1999.
3. Нечепоренко Л.С. Совершенствование общепедагогической подготовки учителя в университете. Харьков: Основа, 1990.