Научная статья на тему 'Интегративная система непрерывной методической подготовки учителей начальных классов'

Интегративная система непрерывной методической подготовки учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРАТИВНАЯ СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОДУКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛАБОРАТОРИЯ ЧАСТНЫХ МЕТОДИК / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА / COMPETENCES / MODERN SYSTEM OF TRAINING METHODS / TECHNIQUES OF TEACHING NATIVE LANGUAGE / CONCEPT OF EDUCATION / TEACHING METHODS / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PRACTICE / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT ACTIVITY TYPES / THE LABORATORY OF PRIVATE METHOD / STUDENTS' RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Сардана Михайловна

Статья освещает актуальные вопросы преподавания родного (якутского) языка в педагогическом вузе. Цель статьи создание интегративной целостной методической системы, удовлетворяющей современным требованиям подготовки учителей начальных классов к преподаванию родного языка. Автором представлены основные направления организации системной непрерывной работы по методике преподавания родного языка. Основная идея разработки структуры и содержания данного курса формирование у студентов целостного представления о методике как об объекте изучения. Методика преподавания якутского языка определена как интегративная система, включающая дидактику, психологию, теорию воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Сардана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE SYSTEM OF CONSECUTIVE METHODOLOGICAL TRAINING OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

The article is devoted to the topical problems of teaching the Yakut language in a pedagogical university. The purpose of the article is to create a complete integrative system of methods of teaching meeting modern requirements for primary teachers training in teaching a native (Yakut) language. The author represents the basic direction for systematic organization of consecutive work with a technique of teaching a native language. The basic idea of the elaboration of the course structure and content is to create in students a comprehensive image of methods of teaching as an object of study. Methods of teaching the Yakut language are defined as an integrative system including didactics, psychology, education theory.

Текст научной работы на тему «Интегративная система непрерывной методической подготовки учителей начальных классов»

ИНТЕГРАТИВНАЯ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

INTEGRATIVE SYSTEM OF CONSECUTIVE METHODOLOGICAL TRAINING OF ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

С. М. Тимофеева

Статья освещает актуальные вопросы преподавания родного (якутского) языка в педагогическом вузе. Цель статьи - создание интегративной целостной методической системы, удовлетворяющей современным требованиям подготовки учителей начальных классов к преподаванию родного языка. Автором представлены основные направления организации системной непрерывной работы по методике преподавания родного языка. Основная идея разработки структуры и содержания данного курса - формирование у студентов целостного представления о методике как об объекте изучения. Методика преподавания якутского языка определена как интегративная система, включающая дидактику, психологию, теорию воспитания.

Ключевые слова: компетенции, интегративная система методической подготовки, методика преподавания родного языка, содержание образования, методы обучения, продуктивная педагогическая практика, профессионально значимые виды деятельности, лаборатория частных методик, исследовательская работа студента.

S. M. Timofeeva

The article is devoted to the topical problems of teaching the Yakut language in a pedagogical university. The purpose of the article is to create a complete integrative system of methods of teaching meeting modern requirements for primary teachers training in teaching a native (Yakut) language. The author represents the basic direction for systematic organization of consecutive work with a technique of teaching a native language. The basic idea of the elaboration of the course structure and content is to create in students a comprehensive image of methods of teaching as an object of study. Methods of teaching the Yakut language are defined as an integrative system including didactics, psychology, education theory.

Keywords: competences, modern system of training methods, techniques of teaching native language, the concept of education, teaching methods, professional pedagogical practice, professionally significant activity types, the laboratory of private method, the students' research work.

Методическая подготовка будущих учителей в системе высшего образования предполагает усвоение методологии предметной методики, умение применять ее в конкретных исследованиях, овладение закономерностями функционирования методической системы обучения, навыком применения их в различных ситуациях, разработки методики обучения отдельным понятиям, фактам, организации учебного процесса, в частности планирования урока, постановки его целей, выбора средств их достижения и т. д. [1, с. 65].

Понятие «профессиональная подготовка» включает в себя «...совокупность общих и специальных компетенций, обеспечивающих успешную работу по определенной специальности.» [2, с. 59]. Очевидно, что если будущие учителя приобретут требуемые навыки еще в стенах вуза, они смогут увереннее встать на путь самостоятельного овладения педагогическим мастерством. Методика обучения, таким образом, становится важнейшей составной частью профессиональной подготовки учителя. Ведущая идея современного педагогического образования заключается в том, что вузы должны переориентироваться на подготовку учителя-профессионала. Такой специалист должен уметь использовать собственные оригинальные методики, а также иметь глубокие знания по целому ком-

плексу предметов. Он должен стать организатором учебной работы по решению нетрадиционных задач, формированию у школьников творческого мышления, ценностных ориентаций. Подготовка учителя-профессионала в педвузе предполагает преобразование структуры и содержания образования [3, с. 38].

Методика обучения предмету - обязательная учебная дисциплина, завершающий этап профессионального образования. Реформирование школы, а также появление новых средств обучения изменили подходы к подготовке будущих педагогов. Тем не менее в вузе сохраняются традиционные формы работы студентов. Система методической работы включает в себя лекционный курс теории и методики обучения, лабораторный практикум по методике обучения, ряд спецкурсов и дисциплин по выбору, педагогические практики, учебно-исследовательские работы (подготовка курсовых и дипломных работ). Данная методическая система должна обеспечить четко выраженную профессиональную направленность с начала всей работы, охватывая практически все курсы обучения. Они направлены на обеспечение разноплановой методической подготовки будущих учителей, на достижение более быстрой адаптации студентов к выполнению функций учителя в условиях постоянно меняющихся требований и школьных

стандартов. Главной задачей подготовки учителя является развитие их методического мышления. Студенты должны овладеть методикой передачи научной информации, возможностями учебного предмета в образовательном и воспитательном аспекте, а также формами, методами обучения в различных системах обучения и типах учебных заведениях. Важной теоретико-методической проблемой методики можно считать создание такой теоретической основы, которая давала бы возможность студентам принимать решения в различных нестандартных ситуациях. Современная методика преподавания должна содержать такие вопросы, как овладение методикой передачи научной информации школьникам определенной возрастной группы, ознакомление с активизирующими учебную деятельность методами и формами обучения, использование развивающих методов. Преподаватель должен уметь направлять процесс овладения студентами профессиональными умениями на лекциях, содержание которых должно быть проблемным, без толкования прописных истин [3, с. 37]

Основная идея разработки структуры и содержания курса «Методика преподавания якутского языка» - это формирование у студентов целостного представления о методике преподавания якутского языка как объекте изучения. Методика преподавания якутского языка определена как интегративная система, включающая дидактику, психологию, теорию воспитания, которые выполняют образовательную, развивающую и воспитывающую функции изучения родного языка.

Методическая подготовка студентов по родному (якутскому) языку специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования» осуществляется в процессе изучения системы дисциплин по выбору «Методика преподавания якутского языка», «Методическое обеспечение системы преподавания якутского языка» и «Актуальные проблемы методики якутского языка» соответственно на втором (четвертый семестр), третьем (пятый, шестой семестры) курсах. Всего на изучение данного курса отведено 200 часов, из них лекционных - 50, практических - 44, на самостоятельную работу предусмотрено 106 часов. Программа этого курса направлена на вооружение студентов научно-методическими знаниями о процессе обучения якутскому языку и воспитания детей средствами своего предмета. Программа лекционных занятий включает следующие темы: «Предмет методики преподавания якутского языка», «Актуальные задачи методической науки», «Якутский язык как предмет в начальной школе», «Обзор истории методики преподавания якутского языка», «Научные основы методики якутского языка и ее связи с другими науками», «Методы исследования, принципы обучения родному языку», «Особенности якутского языка. Сравнительный фонетический анализ», «Принципы обучения грамоте в якутской школе», «Современные требования к качествам чтения. Результаты современных физиологических исследований ученых по процессам чтения и письма», «Исходные литературоведческие и психологические положения, определяющие методику чтения в начальной школе», «Риторика в начальной школе», «Внеклассная работа по якутскому языку», «Задачи и пути развития речи

младших школьников в якутской школе» и другие. На практические занятия вынесены следующие темы: «Анализ действующих, альтернативных букварей (традиционная система, система РО)», «Изучение передового опыта учителей-новаторов по обучению письму, по методике чтения (по Республике Саха (Якутия), по Российской Федерации)», «Анализ современных прописей, учебников по якутскому языку, чтению», «Сравнительный анализ учебников по якутскому и русскому языкам», «Анализ программ по якутскому языку», «Проектирование и защита авторских якутских азбук», «Проектирование учебников для якутской начальной школы», «Проектирование и защита тетрадей для письма», «Составление календарных планов», «Заполнение школьной документации». Занятия ведутся с учетом связи методики русского языка и методики родного языка. На лекционных занятиях большое внимание уделяется истории развития методики якутского языка и современному накопленному методическому опыту, что вооружает студентов прочными глубокими знаниями в данной области, что в свою очередь послужит базой для выработки собственных оригинальных методик. Во избежание простого зачитывания и прослушивания информации, когда студент выступает в роли пассивного получателя знаний, содержание лекционных материалов преподается проблемным методом. На практических занятиях большой упор делается также на проектные, исследовательские методы. Студент не только получает информацию о системах обучения, методах, учебниках, но и сам активно выступает в роли разработчика, автора учебников, пособий, тетрадей, что способствует формированию собственных взглядов на системы, формы и способы обучения. В результате методической подготовки студенты должны уметь самостоятельно выполнять творческие задания, проектировать учебники, тетради, проводить анализ накопленного педагогического опыта.

Кроме теоретических знаний, студент должен приобретать знания, умения и навыки в реальном процессе подготовки и принятия решений. Содержанием продуктивной педагогической практики должно стать профессионально-личностное развитие студентов и формирование широкого опыта деятельности [4, с. 162]. Хотя в университетской системе подготовки будущего учителя приоритетное место занимает теоретическая направленность, на кафедре педагогики начального обучения (ПНО) уделяется много внимания методической подготовке, ведь соответствующее методическое вооружение студента - неотъемлемая часть компетентности будущего учителя. Кафедра уже много лет успешно сотрудничает с четырьмя ведущими школами г. Якутска - с государственной национальной политехнической средней общеобразовательной школой № 2, городской классической гимназией, Якутской государственной национальной гимназией и СОШ № 31. Часть практических занятий проводится в школах, где студент имеет возможность посещения уроков учителей разных школ, вариативных систем, различных классов. Ориентация на формирование у будущего учителя собственного педагогического опыта определяет характер и содержание работы практиканта. В период практики студентов необходимо включать

в разнообразные профессионально значимые виды деятельности, которые являются аналогом работы учителя, ее содержания и структуры. Это прежде всего изучение и освоение педагогического пространства, активное включение в реальные педагогический процесс школы, что означает тесное взаимодействие и общение с детьми и коллегами, решение постоянно возникающих педагогических задач, формирование собственной профессионально-личностной позиции, нахождение индивидуального стиля педагогического общения и преподавания. Для достижения данных целей кафедрой проводится многоплановая, системная работа. Во время практики студент погружается в профессию: происходит знакомство с учащимися, изучение их психологических особенностей и последующее преподавание предметов. Важным направлением деятельности студентов в период педагогической практики становится изучение передового педагогического опыта. Для этого студенты посещают уроки лучших учителей, «мастер-классы». Традиционными становятся встречи с известными методистами, авторами букварей, учебников по родному языку для начальной школы (М. Е. Охлопкова, А. П. Колесова, Л. В. Захарова, Е. И. Винокурова и др.). Плодотворно проходят круглые столы с завучами, с ведущими учителями республики. Студенты посещают открытые уроки лучших учителей с последующим коллективным анализом. На наш взгляд, рефлексия должна стать спутником студента-практиканта на каждом этапе работы, так как без самостоятельного выявления ошибок и их причин не может быть обеспечен требуемый уровень достижения цели. Для повышения объективности рефлексивного анализа и самооценки у студентов надо дополнять ее взаимоанализом и взаимооценкой [4, с. 193]. Кафедра старается направить студентов в классы с вариативными системами обучения, чтобы студент имел представление об этих системах. Практикой охвачены три курса (3-й, 4-й и 5-й курсы); кафедра планирует распределение по курсам так, чтобы студент проходил практику на 4-м и 5-м курсах в одном и том же классе. Это делается для того, чтобы и студент, и учащиеся чувствовали себя комфортно, не требовалось много времени на адаптацию, больше внимания уделялось собственно методической подготовке. Первая практика - пассивная практика; студенты наблюдают за методикой урока, за деятельностью учителя; при соответствующей подготовке студенты могут провести отдельные этапы уроков, физкультурные минутки, организацию перемен. Вторая практика - это проведение непосредственно уроков. Третья практика является итоговой, государственной, состоящей из двух частей: практика в первом классе «Первые дни ребенка в школе» и собственно практика в основном классе. Этот вид практики требует от студента мобилизации всех знаний и умений по методикам. Через все три вида практики сквозной линией проходит воспитательная деятельность студента, которой уделяется немаловажное значение.

Главная задача практики - предоставить студентам возможность творческой самостоятельности в принятии методических решений. Одной из действенных форм ориентации на методическую подготовку студентов является орга-

низация научно-исследовательской работы студентов (НИРС) во время педагогической практики. Студенты не только учатся применять теоретические знания на практике, но и оттачивают научные умения, применяют исследовательские методы, собирают материалы для будущих курсовых и дипломных работ. Реализации принципов единства теоретической и практической подготовки учебной и самостоятельной работы студентов в значительной мере способствуют тесная взаимосвязь и координация работы преподавателей кафедры ПНО и возрастной и педагогической психологии. Это достигается за счет общности в планировании комплексных тем и заданий к ним по НИРС, курсовым и дипломным проектам, которые в обзорной части включают теоретические, мировоззренческие, методологические, психолого-педагогические и научно-методические аспекты проблемы исследования. Темы и задания таких работ согласовываются с преподавателями кафедр. Соответственно, студент получает при необходимости консультации и в обязательном порядке защищает реферат по отдельным аспектам проблемы исследования у определенных преподавателей. Это активизирует и обогащает общение и научное сотрудничество студентов с широким кругом лиц (специалистов, преподавателей, учителей). Внедрение НИРС в содержание практики осуществляется с помощью разработки и ежегодного обновления перечня рекомендуемых тем.

На 2-м, 3-м курсах студент привлекается к выполнению научных исследований малого формата: сообщениям, рефератам. На 4-м курсе студент выполняет научно-исследовательскую работу по методике в виде курсовой работы, что предполагает наличие у него достаточного запаса знаний, исследовательских компетенций по данной дисциплине. Обмен результатами исследований студентов является действенным фактором раскрытия творческой стороны и престижности профессии учителя, профессиональной направленности подготовки выпускников вуза, активизации творческого поиска, оперативного ознакомления студентов с научно-методическими новинками. Это способствует обогащению содержания практики студентов вуза в школе, вовлечению студентов в исследовательскую деятельность в области педагогической профессии, делает их участниками работы по изучению передового опыта, повышает профессиональную компетентность будущих учителей.

Практической направленности методической подготовки будущего учителя в значительной мере способствует наличие при кафедре ПНО лаборатории частных методик. В лаборатории созданы необходимые условия для того, чтобы студенты в процессе выполнения самостоятельной работы получали практические умения и навыки составления тематического и поурочного планов и конспекта урока, подбора (в соответствии с целью и темой урока) дидактического материала, наглядных пособий и оборудования. Это способствует рождению творческого поиска студентов, первые успехи которых пробуждают и расширяют профессиональный интерес. Лаборатория проводит большую планомерную работу по распространению передового педагогического опыта, организует встречи с учителями-ветеранами, опытными учителями, с молодыми учителями,

достигшими определенных успехов. Также в стенах лаборатории творчески проходят итоговые отчетные конференции по практике. Уже много лет успешно проходят конкурсы «Лучший урок практиканта», «Лучший отчет», «Лучший практикант» и другие. Все эти мероприятия организуются с целью расширения профессионального опыта практикантов, способствуют развитию их активной профессиональной и социальной позиции, создают условия для творческого решения поставленных задач.

Таким образом, система методической подготовки учителя начальных классов включает ряд взаимосвязанных элементов: теоретический курс методики преподавания якутского языка, практические занятия, различные виды педагогической практики, НИРС.

Многолетний опыт профессионально-методической подготовки студентов вуза показывает, что будущий учитель должен приобретать знания в контексте профессиональной деятельности. Основой учебно-воспитательного процесса в вузе должно быть не только моделирование ее предметного и социального содержания, но и постепенное включение студента в педагогическую реальность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Неустроев Н. Д., Савин А. С. Национальные традиции российского образования в контексте Бо-лонского процесса. М.: Академия, 2009. 224 с. (Монографические исследования: педагогика).

2. Боровских Т. А. Методическая подготовка учителя в педвузе // Педагогика. М., 2008. № 7. С.59-65.

3. Кропочева Т. Б. Методика преподавания естествознания в педагогическом вузе // Педагогическое образование и наука. М., 2009. № 2. С.37-43.

4. Уланова Ю. А. Модель альтернативной педагогической практики по русскому языку // Новые ценности образования. М., 2008. № 1. С. 162-165.

5. Никитина Л. А. Исследовательские задания в методической подготовке учителя начальных классов // Начальная школа. М., 2009. № 4. С. 87-94.

6. Осмоловская И. М. Дидактика и методика: проблема взаимосвязи // Педагогика. М., 2008. № 4.С.116-120.

7. Саранцев Г. И. Информационное обеспечение методической подготовки студентов педвуза // Педагогика. М., 2008. № 4. С. 64-72.

8. Саранцев Г. И. Методическая система обучения предмету как объект исследования // Педагогика. М., 2005. № 2. С. 61-68.

9. Семенова А. Д. Современное функционирование этно-педагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности: Монография. Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 2005. 117 с.

10. Хайруллина Э. Р. Развитие ключевых компетенций в проектно-творческой деятельности // Педагогика. М., 2007. № 9. С. 72-75.

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ИСКУССТВА

READINESS OF FUTURE MUSIC TEACHERS FOR ORGANIZING VOLUNTEER ACTIVITIES IN THE SPHERE OF ARTS

Г. А. Рошко

В статье раскрывается понятие «готовность учителя музыки к организации волонтерской деятельности в сфере искусства» и выявляются критерии ее оценки по показателям: уровень развития коммуникабельности и организационных способностей, степень владения знаниями истории музыкального искусства и средств маркетинговых коммуникаций. В статье приводятся результаты тестирования на выявление уровня данной готовности у будущих учителей музыки.

G. A. Roshko

The article in question describes the concept of „readiness of a music teacher for organizing volunteering in the sphere of arts," and identifies the criteria for its assessment according to the following parameters: the level of social and organizational skills, the level of knowledge of the history of music and marketing communication. The article provides the results of testing used to identify the level of preparedness of future music teachers.

Ключевые слова: волонтерство в сфере искусства, готовность к волонтерской деятельности, методы диагностики готовности к волонтерской деятельности.

Keywords: volunteering in the sphere of arts, readiness for volunteer activities, methods of diagnostic of willingness to volunteer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.