Специфика проектирования современной информационной образовательной среды
Власова В.К., к.п.н., доцент
Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет доцент кафедры педагогики и методики начального образования (с.н.с. лаборатории информатизации профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования РАО) почтовый адрес: 420103, г. Казань, ул. Амирхана, 71-179 e-mail: [email protected] тел: 8-917-399-40-86
Аннотация
В статье анализируются возможности информационной образовательной среды в аспекте взаимодействия между вузами и предприятиями различных отраслей экономики, повышения адекватности рынка образовательных услуг рынку труда. Рассматривается регионально-отраслевая специфика информационной образовательной среды в условиях модернизации профессионального образования. В качестве работоспособного механизма проектирования современной информационной образовательной среды обосновывается метод педагогической логистики. В рамках описания этого метода даются его параметрические характеристики с точки зрения педагогической науки и с учетом его особенностей с позиции информационной среды, основанной на ведущей роли в ней информационных потоков.
This article analyzes the feature educational environment in the aspect of interaction between universities and enterprises of different sectors of the economy, improve the adequacy of the market of educational services labour market. Seen regionally-branch specific information educational environment in the context of modernization of vocational education. As a workable mechanism design modern information educational environment is the pedagogical logistics. In the description of this method are given its parametric characteristics in terms of pedagogical science and its features with the position information environment based on a leading role in information flows.
Ключевые слова
Профессиональное образование, модернизация образования, информационная образовательная среда, информационные потоки, педагогическая логистика
Professional education, modernization of education, educational environment, information flows, pedagogical logistics
Тенденции, складывающиеся на региональных рынках труда, и перспективы их развития требуют качественного обновления системы профессионального образования, особенно в части формирования новых профессиональных стандартов обучения, увязанных с потребностями рынка труда и перспективами экономического развития региона (Похолков Ю.П. и др., 2005). Информационная образовательная среда призвана наладить взаимодействие между вузами и предприятиями различных отраслей экономики, в том числе через своих выпускников, повысить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда.
Информационная образовательная среда является активным субъектом рынка труда и способствует решению проблемы трудоустройства выпускников
вузов, содействует устранению дисбаланса спроса-предложения на выпускников вузов. Информационная образовательная среда учитывает множество не только объективных факторов модернизации профессионального образования -экономических, социальных, демографических, но и субъективных - выбор самих выпускников школ и их родителей.
Регионально-отраслевая специфика информационной образовательной среды в условиях модернизации профессионального образования состоит в том, что она функционально должна синхронизировать многочисленные информационные потоки (Кирилова Г.И., 2008), в числе которых коррекционные потоки, ориентационные потоки и адаптивные потоки. Они отражают:
1. возможность коррекции объемов и профилей обучения в профессиональных учебных заведениях региона;
2. развитие и совершенствование ориентации в профессиональной
области;
3. мониторинг трудоустройства выпускников, которые учатся по программам, осуществляемым в профессиональных учебных заведениях, информирование о ситуации на региональном рынке труда и способах адаптации к ситуации, о востребованных и перспективных профессиях.
Проблема модернизации профессионального образования, по мнению многих ученых, в том, что провозглашенные цели не подкрепляются работоспособным механизмом для их реализации. В области экономики и бизнеса таким универсальным механизмом стала логистика. Американский футуролог Элвин Тоффлер считает, что массовая школа не только дает определенные знания, но одновременно учит пунктуальности, послушанию и выполнению однообразной механической работы. В XXI веке так сформированная личность не отвечает реальности. Для новой парадигмы требуется адекватный механизм, который называется педагогической логистикой. Первая научная монография по педагогической (образовательной) логистике вышла в России в 2003 г. (Денисенко В. А).
Вопросами педагогической логистики занимаются такие ученые как В.М. Лившиц, Ю.В. Крупнов. Это направление логистики пока не имеет устоявшегося названия. Ю.В. Крупнов считает, что «образовательная логистика есть наука и техника организации и соорганизации образовательных функций (позиций) и процессов с точки зрения повышения эффективности образовательной деятельности в целом». Одна из задач такой логистики — определение сочетания предметов в рамках одной параллели или программ и учебников по одному предмету в разных классах. Педагогическая логистика, по мнению В.М. Лившица, - это наука управления многопотоковой системой развития образования. Педагогическая логистика позволяет синхронизировать педагогическую систему, управляя потоками знания, обучения, психологии, здоровья, информации и оборудования (Лившиц В.М., 2006). Эти потоки образуют логистические цепи. Путем управления такими цепями можно их оптимизировать в нужный момент в нужном месте.
Поток знаний включает в себя такие звенья как производство знаний, удаление устаревших и дистрибуцию знаний по образовательному пространству. Психологический поток направлен на необходимость целенаправленного воспитательного воздействия по принципу логистики «точно в срок». Основная проблема в потоке обучения - создание единого образовательного пространства. Создание единого образовательного пространства позволит предотвратить соперничество между учебными заведениями при распределении потока учащихся между ними. Поток здоровья направлен на развитие и реализацию творческого потенциала и продолжительность активной деятельности. Только здоровый человек способен к адаптации, социализации и индивидуализации, поэтому в педагогической системе здоровье и формирование навыков к его сохранению и развитию имеет
особое значение. Поток информации работает по принципам информационной логистики, принципы которой заложил Билл Гейтс. Он соединяет все образовательное пространство в единую систему. Информационный поток позволяет осуществлять управление и макрообъектов, и отдельных обучаемых. Посредством информационных потоков синхронизируется образовательное пространство с потоком рабочих мест. Поток оборудования обеспечивает образовательные учреждения оборудованием для проведения учебного процесса в них.
Педагогическая логистика синхронизирует эти потоки с целью нахождения оптимальных условий подготовки современного специалиста для регионального рынка труда в информационной образовательной среде.
В настоящее время существует определенный дисбаланс между спросом предприятий регионального рынка труда на квалифицированных специалистов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в конкретной области деятельности на высоком уровне, с одной стороны, и ограниченными возможностями высших учебных заведений удовлетворить этот спрос, с другой. Это происходит по следующим причинам:
- при формировании и выполнении образовательного заказа учебными заведениями не учитывается конъюнктура рынка труда;
- работодатели зачастую не указывают свои требования к профессии и не участвуют в уточнении образовательных программ при подготовке под конкретное рабочее место;
- образовательные учреждения оказываются не готовыми обеспечить образование выпускников по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
- к моменту окончания обучения предприятия отказываются от выпускников из-за сокращения объемов производства;
- обучающиеся не проявляют должной мотивации к освоению знаний, умений и навыков, в результате не проходят отбор при трудоустройстве из-за неспособности выполнять требования работодателей.
Педагогическая логистика предлагает набор функций, механизмов и алгоритмов, позволяющих проводить оценку эффективности функционирования информационной образовательной среды, и вырабатывает баланс материальных и нематериальных ресурсов, баланс потребностей профессионального образования и промышленности. На основе метода педагогической логистики синхронизируются информационные потоки, к которым относятся потребность предприятий в подготовке обученных кадров, существующие образовательные технологии и способы их применения, механизмы производства новых знаний.. Это обосновано тем, что для обеспечения синхронизации информационных потоков необходимо выписать номенклатуру основных параметров обозначенных потоков, существенно влияющих на исследуемую образовательную среду, являющуюся частью регионально-отраслевой структуры системы профессионального образования, и учитывать особенности их жизненного цикла.
Метод логистики в педагогике, нацеленный на проектирование информационной образовательной среды, характеризуется спецификой взаимосвязей логистических потоков в педагогике с позиции информационной среды. Эта специфика заключается в том, что ведущими потоками с позиции информационной среды являются информационные потоки, которые управляют всеми другими потоками в педагогике. Педагогическая логистика, управляющая потоками, предлагает набор функций, механизмов и алгоритмов, позволяющих проводить оценку эффективности процедур модернизации для совершенствования профессиональной структуры, учитывать динамику квалификационных характеристик выпускника и требований работодателя к специалисту, а также вырабатывать баланс материальных и нематериальных ресурсов и потребностей профессионального образования;
Опираясь на существующую в педагогической литературе схему описания методов, мы определяем метод педагогической логистики как:
во-первых, совокупность информационно-педагогических требований к организации информационных потоков;
во-вторых, требования предполагаемых результатов, достижимых при ориентации на выделенные информационные потоки:
- адекватность профессионального образования динамично изменяющимся потребностям рынка труда за счет усиления мобильности содержания образования;
- нацеленность высшей школы на удовлетворение возрастающих потребности в подготовке специалистов не только населения, но и работодателя;
- эффективность проектирования профессиональной инфраструктуры информационной образовательной среды;
в-третьих, набор структурированных задач и способы их решения, которые ранжированы с позиции их потребности в проектировании информационной образовательной среды. Наиболее значимые из них явно согласуются с совокупностью информационно-педагогических требований к организации информационных потоков, базирующихся (Власова В.К., 2008) на основных правилах логистики, известных как правила 7R:
- оперативная передача данных между учебными заведениями и работодателем, координация направления их деятельности;
- определение количества и сроков подготовки кадров, определение время и необходимого количества материальных затрат для удовлетворения потребностей регионального рынка труда;
- сведение до заданного минимума времени подготовки и количества подготовленных специалистов заданного профиля;
- определение и оптимизация необходимого количества кадров в целях устранения колебаний спроса на специалистов;
- динамичное продвижение кадров в ответ на дополнительное изменение потребностей на трудовом рынке;
- расчет необходимой суммарной потребности в количестве подготавливаемых кадров;
- устранение необходимости отслеживания работодателем направлений подготовки специалистов в различных учебных заведениях .
В рамках метода педагогической логистики достаточно определенно можно определить показатели, характеризующие основные проблемные направления при подготовке специалистов для регионального рынка труда, позволяющих определить эффективные пути проектирования информационной образовательной среды
Показатель соответствия структуры подготавливаемых специалистов потребностям рынка труда. Люди платят деньги за образование, а потом не могут найти работу по специальности, в определенных случаях за это платит государство, чтобы заплатить еще раз за переподготовку специалиста в системе трудоустройства. Иначе говоря, необходимо знать - сколько и каких специалистов нам нужно.
Показатель соответствия действующих образовательных стандартов требованиям работодателя. Развитие современных технологий все больше требует именно высшего образования, которое является в современном мире элементарной «путевкой в жизнь», становясь базовым условием жизненного успеха и самореализации. Для такой базовой социализации достаточно образование на уровне бакалавра. Диплом бакалавра должен стать свидетельством общей компетенции. После этого происходит осознанный выбор специальности. Далее бакалавр доучивается в течение 10-15 месяцев, если имеет призвание и возможности до получения звания специалиста или проходит подготовку в магистратуре для реализации себя в научной или учебной сфере.
Показатель изменения информационно-технологической базы образования с учетом современных требований и потребностей студентов. В частности, речь должна идти о более активном и продуктивном использовании электронных информационных ресурсов. Это одновременно может способствовать автоматическому отсеву той части преподавателей, которая по тем или иным причинам окажется не способной адаптироваться к новой информационной среде. Необходимо также изменение структуры и уровня профессиональной и научной подготовки преподавателей. Структура должна включать в себя: электронные версии базовых учебников и учебных пособий по основным дисциплинам; электронные версии монографий ведущих ученых по актуальным проблемам науки; электронные версии академических журналов, выходящих в реальном времени; электронные версии диссертаций (по рекомендации диссертационных советов); электронные версии конспектов лекций по основным дисциплинам ведущих ученых; электронные версии статистических справочников, выходящих в реальном времени; электронные учебные медиаресурсы; электронные версии методических материалов.
Показатель наличия и создания региональных научно-образовательных комплексов. Наличие подобных структур может обеспечить функционирование системы непрерывного образования, подготовки кадров разной квалификации исходя из требований рынка, открытость образовательных систем, переход с одного уровня образования на другой. Образовательные задачи комплекса вытекают из особенностей конкуренции на рынке образовательных услуг. Система образования должна представлять собой структуру, включающую в себя разнообразные образовательные и научные организации и обеспечивающие открытость, непрерывность образования и возможность вхождения в него на любом образовательном уровне. Структура должна обеспечивать высокое качество подготовки абитуриентов и выбор «своих» студентов, подготовку специалистов в соответствии с качественными требованиями со стороны промышленности и научных организаций и в количествах, покрывающих потребность отрасли в специалистах.
Метод педагогической логистики позволяет осуществить согласование точек зрения промышленности — заказчика специалистов и потребителя результатов их профессионального образования — и вуза — исполнителя заказа. С точки зрения промышленного предприятия, метод педагогической логистики описывает потребности производственного процесса, требующие участия специалистов с конкретными функциями и навыками. С точки зрения вуза, этот метод служит для формирования списка требований к специалисту, позволяющего сформировать и оценить реализуемость соответствующего учебного плана.
По прогнозам экспертов, проблема согласования потребностей рынка и возможностями профессионального образования, будет обостряться, то есть потребность в предлагаемом методе имеет устойчивый характер.
Литература:
1. Власова В.К. Профессиональная подготовка кадров для регионального рынка труда в современной информационной среде. Информатика и образование, № 9, 2008. - С. 102-104.
2. Кирилова Г. И. Принципы информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования. // Казанский педагогический журнал - 2008. -№ 8. - С. 46-54.
3. Лившиц В. М. К истории изучения волн обучения //Вопросы психологии. -2006. - № 6. - С. 160-162.
4. Похолков Ю. П., Чучалин А. И. и др. Модели рейтинга вузов и образовательных
программ // Высшее образование в России. - 2005. - №11. - С. 3-20.