Научная статья на тему 'Механизмы реализации профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста для регионального рынка труда'

Механизмы реализации профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста для регионального рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАТИЗА-ЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЛОГИ-СТИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА ПОД-ГОТОВКИ КАДРОВ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / INFORMATISATION OF EDUCATION / INFORMATION TECH-NOLOGIES / PEDAGOGICAL LOGISTICS / INFORMATION LOGISTICS / INFORMATION RESOURCE / ELECTRONIC INFORMATION / PEDA-GOGICAL SYSTEM / THE SYSTEM OF TRAINING PERSONNEL / COMPETITIVE ABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Вера Константиновна

В данной статье описываются возможные механизмы реализации профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на региональном рынке труда, учитывающие параметры ин-новаций современной системы образования и общества. При этом учитывается специфика логи-стических потоков в педагогике. Педагогическая логистика управляет этими потоками с целью нахождения оптимальных условий подготовки современного специалиста для регионального рын-ка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF A COMPETITIVE SPECIALIST FOR REGIONAL LABOUR MARKET

The article describes the possible mechanisms of professional training of specialists, who can be competi-tive on the regional labour market. It is necessary to take into consideration the innovations of the con-temporary system of education and society. In this case we need to consider a specific character of educa-tional services which is based on a specific character of logistic currents in pedagogics. Pedagogical lo-gistics governs these currents in search of optimum conditions for training contemporary specialist for the regional labor market.

Текст научной работы на тему «Механизмы реализации профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста для регионального рынка труда»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17-18)

УДК 378.1

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

© В.К. Власова

В данной статье описываются возможные механизмы реализации профессиональной подготовки специалистов, конкурентоспособных на региональном рынке труда, учитывающие параметры инноваций современной системы образования и общества. При этом учитывается специфика логистических потоков в педагогике. Педагогическая логистика управляет этими потоками с целью нахождения оптимальных условий подготовки современного специалиста для регионального рынка труда.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональная подготовка, информатизация образования, информационные технологии, педагогическая логистика, информационная логистика, информационный ресурс, электронная информация, педагогическая система, система подготовки кадров, конкурентоспособность

Одним из качеств конкурентоспособного специалиста является сегодня его гибкость, быстрая адаптация к изменениям и умение быть мобильными. В Болонья (Италия) министры образования европейских государств приняли декларацию, которая преследует цель создать единую европейскую систему высшего образования, базирующуюся на двух уровнях знаний (бакалавр и магистр), разработать общие критерии оценки качества преподавания, ввести образовательные кредиты (по типу кредитных трансфертов), облегчить доступ к знаниям во всех странах Европы. Это должно было улучшить конкурентоспособность европейских университетов и повысить уровень знаний студентов. Однако проблема модернизации профессионального образования, по мнению многих ученых, заключается в том, что провозглашенные цели не подкрепляются в должной мере работоспособным механизмом для их реализации.

В области экономики и бизнеса таким универсальным механизмом является логистика. За последние три десятилетия управление бизнесом достигло внушительных результатов. Во многом это объясняется становлением логистики, науки об управлении экономическими потоками. С помощью ее методов удается синхронизировать весь бизнес: от сырья до утилизации продуктов, завершивших свой жизненный цикл. Вследствие этого резко сократились запасы сырья, готовых изделий, что способствовало значительной экономии капитала. Однако подобный эффект был достигнут путем создания инфраструктуры в глобальном масштабе и возможностью передавать и перерабатывать огромное количество информации через Всемирную паутину. Фактиче-

ски бизнес к настоящему времени исчерпал резервы в материальных потоках. Узким местом становится не только нехватка хорошо обученных кадров, а также производство новых знаний, без чего образовательная система также не может быть эффективной. В ответ на эту потребность возникла педагогическая (образовательная) логистика.

Результатом профессиональной подготовки кадров является подготовка специалистов, востребованных на региональном рынке труда, способных обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности и, в конечном итоге, в экономике и социальной сфере своего региона и России.

Региональные особенности рынка труда можно учесть, используя основные принципы логистики.

1. Логистический принцип "точно в срок". Проецируя этот принцип на систему образования, нужно так организовать учебный процесс, чтобы вся необходимая информация для его организации поступала в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку. Для этого нужна оперативная передача данных между учебными заведениями и координация направления их деятельности. Применение данного принципа позволяет значительно улучшить качество подготовки выпускников, снизить себестоимость этой подготовки, практически сократить время подготовки.

2. Логистический принцип "планирования потребностей и распределения продукции". Основой этой концепции для образования являются: удовлетворение материальных и нематериальных потребностей учебного заведения для

планирования процесса подготовки специалистов и планирования его дальнейшего трудоустройства. В процессе реализации этого принципа обеспечивается приток планового количества специалистов за время, используемое для планирования. В рамках этого принципа проводится работа по определению, сколько и в какие сроки необходимо провести подготовку кадров, определяется время и необходимое количество материальных затрат для удовлетворения потребностей регионального рынка труда. Результатом использования этого принципа станет лучшее удовлетворение спроса на востребованных специалистов путем сокращения продолжительности обучения, лучшей организации их трудоустройства, более быстрой реакции на изменения спроса на новые кадры, что приведет к уменьшению затрат на обучение и переобучение кадров.

3. Логистический принцип "малое производство". Сущность данного принципа выражается в творческом соединении следующих основных компонентов: высокого качества обучения; малого количества выпускаемых кадров; высококвалифицированного состава преподавателей; постоянно обновляемой материальной базы учебного заведения. Согласно этому принципу требуется гораздо меньше затрат, чем на массовую подготовку кадров - меньше материальных затрат, меньше времени на подготовку, меньше потерь от брака, потому что время подготовки и количество подготовленных специалистов заданного профиля сведены до заданного минимума.

4. Логистический принцип "контроля и управления запасами". Данный принцип базируется на условиях социального заказа и статистических параметрах востребованности кадров определенного профиля. Он применяется для определения и оптимизации страховых запасов кадров в целях устранения колебаний спроса на специалистов. Так как эффективность данного принципа в сильной степени зависит от точности прогнозирования, то с внедрением новых информационных технологий данный принцип наиболее эффективно позволяет учитывать региональные особенности рынка труда.

5. Логистический принцип "быстрый ответ". Это принцип быстрого реагирования, представляющий собой логистическую координацию между учебным заведением и региональным рынком труда, с целью улучшения продвижения кадров в ответ на дополнительное изменение потребностей на трудовом рынке. Реализация этого принципа осуществляется путем мониторинга изменений на рынке труда и передачи информации о динамических кадровых потребностях.

Применение этого принципа позволяет уменьшить количество подготавливаемых специалистов до требуемого уровня, но не ниже величины, позволяющей быстро удовлетворить спрос на них.

6. Логистический принцип "непрерывное пополнение". Этот принцип предназначен для устранения необходимости в заказах на пополнение количества подготавливаемых специалистов. На его основе рассчитывается необходимая суммарная потребность в количестве подготавливаемых кадров и достигается соглашение между учебным заведением и заказчиком путем подписания обязательства по их дальнейшему трудоустройству. Для этого необходима достоверная информация о потребностях заказчика кадров и надежная подготовка и доставка специалиста учебным заведением.

7. Логистический принцип "автоматическое пополнение запасов". Стратегия данного принципа обеспечивает профессиональные учебные заведения необходимым набором правил для принятия решений по необходимым для реализации направлениям и специальностям обучения. Путем применения данного принципа профессиональные учебные заведения могут удовлетворить потребности регионального рынка труда за счет устранения необходимости отслеживания ими направлений подготовки специалистов в различных учебных заведениях. Этот принцип позволяет также уменьшить затраты заказчика, связанные с обеспечением надежности пополнения рынка труда необходимыми специалистами.

Следуя основным принципам логистики, новые знания необходимо давать специалисту как можно ближе перед их применением на практике. Исторически сложившаяся практика длительного обучения с передачей большого объема знаний "на всякий случай" уже не отвечает реальности. Нуждается в совершенствовании и распределение потока знаний по годам обучения. Накопленные знания продукт скоропортящийся. Необходимо постоянно сканировать массив знаний и удалять устаревшие.

Опираясь на эти принципы в профессиональной подготовке специалистов, необходимо учитывать специфику образовательных услуг, которая основывается на специфике логистических потоков в педагогике. Подготовку специалистов, конкурентоспособных на региональном рынке труда, необходимо проводить, учитывая параметры инноваций современной системы образования и общества, такие как информатизация образования; сокращение времени актуальности информации; скорость удвоения информации; активное использование Интернет-ресурсов;

электронные книги; электронные библиотеки; электронные учебники; авторское право; скорость устаревания знаний; сокращение времени устойчивости теорий. Эти параметры характеризуют необходимый уровень подготовки современного специалиста в условиях современной информационной среды для регионального рынка труда и могут быть отражены в критериях учета региональных особенностей рынка труда при подготовке специалистов. Эти критерии определены на основе логистических потоков в педагогике, таких как знание, психология, обучение, здоровье, информация, оборудование.

Поток знаний. Этот поток включает в себя такие звенья как производство знаний, удаление устаревших и дистрибуцию знаний по образовательному пространству. Основным источником знаний является наука. Она вырабатывает новые теоретические представления и реализует их в виде технологий. Хотя темп старения знаний -малоизученный показатель, однако ускорение такого темпа отмечается в последние десятилетия. Это приводит к необходимости постоянного переучивания специалистов.

Психологический поток. Педагогическая психология традиционно участвует в обучении и развитии человека. В последнее время усилилась тенденция по психологизации учебных заведений. На психологов возлагается основная задача по развитию и воспитанию обучающихся, а на педагогов - их обучение. По мнению В.М.Лив-шица, психология накопила огромный потенциал, который остается невостребованным при обучении и фактически устаревает раньше, чем получает практическое применение, т.е. необходимо осуществлять целенаправленное воспитательное воздействие по принципу логистики "точно в срок".

Поток обучения. Поток обучения состоит из двух пространств: высшего и школьного, в том числе профессионального. Основная проблема в этом потоке - создание единого образовательного пространства. Создание единого образовательного пространства позволит предотвратить соперничество между учебными заведениями при распределении потока учащихся между ними. Тут можно также использовать опыт бизнеса по нахождению компромисса и предотвращения излишней конкуренции.

Поток здоровья. Состояние здоровья является важным показателем, который непосредственно влияет как на выбор профессии, так и на возможности человека реализовать свой творческий потенциал и продолжительность активной деятельности. Знания по психологии необходимы многим профессиям. Психология здоровья одно

из наиболее быстро развивающихся направлений в области психологии. Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Только здоровый человек способен к адаптации, социализации и индивидуализации, поэтому в педагогической системе здоровье и формирование навыков к его сохранению и развитию имеет особое значение.

Поток информации. Этот поток работает по принципам информационной логистики, которые заложил Билл Гейтс. Информационный поток соединяет все образовательное пространство в единую систему. Он позволяет осуществлять управление и макрообъектов, и отдельных обучаемых. Посредством информационных потоков синхронизируется образовательное пространство с потоком рабочих мест.

Поток оборудования. Этот поток является обычным потоком экономической логистики и обеспечивает образовательные учреждения оборудованием для проведения учебного процесса в них.

Педагогическая логистика управляет этими потоками с целью нахождения оптимальных условий подготовки современного специалиста для регионального рынка труда. Критерии учета региональных особенностей рынка труда при подготовке специалистов позволят спрогнозировать развитие основных направлений подготовки специалиста в регионе. Содержание этих критериев представляет собой условия, необходимые для того, чтобы система подготовки кадров не отстала от постоянно нарастающего темпа потребления знаний и развития региона.

1. Критерий технологический. Мир вступает в информационную эру, в которой самыми ликвидными товарами становятся информация, знания и технологии. Развитие информационных технологий происходит с постоянно увеличивающимся темпом, что приводит к постоянному ускорению обработки, передачи информации и ее накоплению. Увеличивается плотность хранения информации. Постоянно появляются новые разработки, автоматизируются процессы, которые раньше приходилось делать вручную.

Процесс обработки информации уже сейчас немыслим без компьютеров. По мнению специалистов компьютерного рынка, в ближайшее время компьютерные технологии сделают очередной рывок вперед, приобретут принципиально новые пользовательские особенности: переход процессорной техники на нанотехнологии, биометрические технологии доступа к ПК, речевой режим ввода информации, здоровьесберегающие технологии получения информации и др.

Образование становится доступным, индивидуально настраиваемым под личные специфические способности и потребности обучающегося. Отсюда основной задачей станет необходимость научиться формировать стимулы к самообразованию у обучающихся. Нужно готовить их к эффективному существованию в новом мире. Прежде всего, дать такое образование, которое было бы адекватно технологическому процессу, а также дать возможность в течение всей своей жизни совершенствовать свои навыки. На рынке труда будут востребованы специалисты, умеющие адаптироваться ко всем техническим новинкам, направленным на получение доступа к любым объемам и видам информации.

2. Критерий пользовательский. Рост пользователей ИКТ показывает, что в ближайшем будущем все, без исключения, в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни будут вынуждены использовать их как средство доступа к информации и средство профессионального роста.

Сегодня обучающийся может не ограничиваться утвержденными методиками и программами, а практически индивидуально осваивать все, что его интересует, используя для этого ИКТ. Уже сейчас ведутся разработки по наполнению интернета образовательными и развивающими программами. Совершенно обыденными станут постепенно виртуальные лаборатории и электронные учебники, формы дистанционного обучения и тестирования, способы взаимодействия учителей, образовательных учреждений и интернет-ресурсов. Основная привлекательность интернета - это невысокая стоимость получения информации, большая пропускная способность и интеграция в мировой образовательный процесс. Такие новшества как системы конференций, доступ к глобальным библиотека, базам данных крупнейших университетов, живая работа с преподавателями и другими слушателями, сдача экзаменов в режиме "он-лайн", цифровое видео, - все это станет доступно учреждениям образования уже в ближайшем будущем.

Развитие ИКТ, в том числе интернет-технологий, скорость доступа и качество информации будут играть решающую роль в доминировании на рынке труда. Поэтому, специалисты разных отраслей знаний, использующие качественную и адекватную информацию, и принимающие на основании этого решения, будут на порядок эффективней своих конкурентов.

3. Критерий психологический. Книги и методические указания играют первостепенную роль в процессе познания. Начало нынешнего столетия ознаменовалось революцией в мире элек-

тронных издательских продуктов. Постепенно они начинают становиться в один ряд с бумажными. Использование книги на бумажном носителе как источника учебной, методической и научной информации постепенно утрачивает свое доминирующее положение по причине неудовлетворительной скорости доступа к информации и отсутствия интерактивной настройки пользовательского интерфейса. Поэтому книги в электронном виде и средства для чтения приобретают все больший интерес. Такая технология, как электронные книги полностью изменит представление о библиотеках в целом. В то же время существуют проблемы психологического характера. И поэтому окончательный перелом в использовании бумажных носителей наступит не раньше, чем исчезнут предубеждения по поводу аналогового варианта бумажной книги. Специалистам разных отраслей знаний необходимо практически апробировать и осознать все преимущества информации и знаний в цифровом виде, что повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

4. Критерий информационный. Исходя из закона Мура, утверждающего, что производительность процессорной техники удваивается каждые полтора-два года, можно говорить о скорости увеличения информации в электронном виде, которая приведет к информационной инфляции. Это значит, что стоимость единицы информации уменьшиться до предела. Информация разложится на количественные и качественные составляющие, что приведет к объектно-ориентированному подходу при ее обработке и, следовательно, значимая информация будет стоить очень дорого, но ее редко бывает больше, чем 20% от общего объема, а информационного шума будет 80% и стоить он не будет ничего (Закон Парето, или Принцип 80/20).

Современный специалист должен иметь хорошую базовую логическую подготовку. Чем выше его аналитические способности, тем интенсивнее и эффективнее он может производить отбор значимой информации среди информационного мусора.

5. Критерий когнитивный. Многие выпускники ВУЗов уже сейчас столкнулись с проблемой, что знания, которые обучающийся получил в процессе профессиональной подготовки, утратили свою жизненную важность и актуальность и совершенно устарели. Человек, желающий достичь вершин, должен будет учиться постоянно и непрерывно. Это означает, что с момента поступления в высшее учебное заведение до момента его окончания знания, полученные по всем самым современным теориям, уже безнадежно

устарели. Следовательно, надо принципиально менять структуру обучения, поскольку, обучение приобретает перманентный характер. Смысл и задача профессиональной подготовки специалиста будут сводиться к ознакомлению с накопленными знаниями в данной области, к обучению методу научного познания, умению мыслить.

6. Критерий демографический. В настоящее время поток миграции образованных людей из страны превысил все даже наихудшие ожидания специалистов. Затрачивая усилия и средства, мы готовим специалистов для развитых стран. Демографическая ситуация, сложившаяся в стране показывает, что в ближайшее время, примерно к 2015 году, население страны резко сократится. По данным социологов, репродуктивное, экономически активное население страны убывает с достаточно высокой скоростью. Работу, стажировку, передачу практического опыта будущему

специалисту нужно начинать как можно раньше, давая возможность всем желающим трудиться. Если человек хочет и может работать, пусть работает, т.е. образование должно стать индивидуальным.

1. Власова В.К. Профессиональная подготовка кадров для регионального рынка труда в современной информационной среде // Информатика и образование. - №9. - 2008. - С.102-104.

2. Волик О.Н., Кирилова Г.И. Актуальные вопросы креативного образования как основы развития личности в информационном обществе // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). - №11(4). - 2008.

3. Кирилова Г.И. Принципы информационно-средо-вого подхода к модернизации профессионального образования // Казанский педагогический журнал. - №8. - 2008. - С. 15-18.

REALIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF A COMPETITIVE SPECIALIST FOR REGIONAL LABOUR MARKET

V.K.Vlasova

The article describes the possible mechanisms of professional training of specialists, who can be competitive on the regional labour market. It is necessary to take into consideration the innovations of the contemporary system of education and society. In this case we need to consider a specific character of educational services which is based on a specific character of logistic currents in pedagogics. Pedagogical logistics governs these currents in search of optimum conditions for training contemporary specialist for the regional labor market.

Key words: professional education, professional training, informatisation of education, information technologies, pedagogical logistics, information logistics, information resource, electronic information, pedagogical system, the system of training personnel, competitive ability

Власова Вера Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.