Научная статья на тему 'Специфика проблем в процессе адаптации пожилых людей в современном российском обществе'

Специфика проблем в процессе адаптации пожилых людей в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2220
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ИНТЕРНЕТ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ / ADAPTATION / ART THERAPY / INTERNET / COMPUTER LITERACY / ELDERLY PEOPLE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Земнякова Маргарита Алексеевна, Помуран Наталья Николаевна

В статье говорится, что решение проблем адаптации пожилых людей к современным условиям информационного общества возможно при условии обучения пожилых людей компьютерной грамотности. В процессе формирования компьютерной грамотности пожилых людей необходимо учитывать психофизиологические особенности возраста, что учитывается в разработанном социальном проекте «В ногу со временем».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PROBLEMS IN THE COURSE OF ADAPTATION OF ELDERLY PEOPLE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

The solution of problems of adaptation among elderly people to modern conditions of information society is possible on the basis of computer literacy training. During the formation of computer literacy course for elderly people it is necessary to consider psychophysiological features of age that is considered in the developed social project «In tune with the times».

Текст научной работы на тему «Специфика проблем в процессе адаптации пожилых людей в современном российском обществе»

№ 3 - 2014 г. 22.00.00 социологические науки

УДК 616-053.9-056:159.922.27

СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ

ОБЩЕСТВЕ

М. А. Земнякова, Н. Н. Помуран

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

В статье говорится, что решение проблем адаптации пожилых людей к современным условиям информационного общества возможно при условии обучения пожилых людей компьютерной грамотности. В процессе формирования компьютерной грамотности пожилых людей необходимо учитывать психофизиологические особенности возраста, что учитывается в разработанном социальном проекте «В ногу со временем».

Ключевые слова: адаптация, арт-терапия, Интернет, компьютерная грамотность, пожилые люди.

Земнякова Маргарита Алексеевна — студентка 3-го курса факультета социальной работы и клинической психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: [email protected]

Помуран Наталья Николаевна — доцент кафедры технологии социальной работы ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», е-mail: [email protected]

В настоящее время во всем мире, не исключая современное российское общество, становятся заметны социально-демографические изменения, связанные с увеличением доли пожилых в общей численности населения. В России лиц в возрасте старше трудоспособного насчитывается более 30 млн чел., что составляет 26 % от общей численности населения страны. Это, безусловно, указывает на необходимость адаптации данной части населения к изменяющимся условиям современного общества.

Данные многочисленных исследований свидетельствуют о том, что проблема социальной адаптации пожилых людей до настоящего времени является недостаточно разработанной областью научного познания в сфере теории и практики социальной работы.

Датский социолог Е. Фрииз дает следующее определение социальной адаптации пожилого человека: «Под социальной адаптацией понимается то, как старые люди, получившие новые качества в силу возраста, приспосабливаются к обществу, и как

общество приспосабливает старых людей к себе» [1].

Рассматривая специфику адаптационных механизмов пожилых людей, как клиентской группы в практике социальной работы, можно говорить о том, что существует две стратегии — успешная и неуспешная адаптация. Успешная адаптация пожилых характеризуется вовлеченностью пожилых людей в различного рода деятельность (творчество, садоводство, участие в процессе социализации внуков). Для неуспешной адаптации пожилых людей характерно то, что у люди в этой группе отсутствует активный интерес к жизни, они практически утратили интерес к жизни.

Вместе с тем следует учитывать тот факт, что развитие общества не стоит на месте, сегодня интенсивно разрабатываются и внедряются новые технические средства, которыми не всегда сразу же удается овладеть молодёжи и зрелым людям, не говоря уже о пожилых гражданах. Вследствие вышесказанного проблема исследования заключается в том, что в настоящее время в российском обществе сложилась ситуация, когда лишь незначительная часть пожилых граждан может успешно адаптироваться к новым условиям.

Модернизация общества приводит к изменению образа жизни, что вызывает проблемы адаптации пожилого человека к новым условиям жизни, в том числе и в области технических средств и коммуникации с молодым поколением. Р. А. Литвак отмечает, что исследования социальной адаптации лиц пожилого возраста выявляют изменения, приводящие к нарушению взаимодействия их с социальной средой [3]. Несмотря на увеличение доли пожилых людей в структуре российского общества, их социальная значимость, наоборот, уменьшается. В результате чего они обретают самый низкий статус в социальной иерархии. Это во многом связано со стереотипными взглядами российского общества на пенсионный период.

На фоне информатизации современного общества сформировался так называемый феномен информационного неравенства по отношению к пожилым людям. Многие жизненные проблемы пожилой человек мог бы решить самостоятельно, используя информационные ресурсы, в том числе виртуальные.

Сегодня можно говорить о том, что освоение Интернета пожилыми людьми — это инновационная мера, которая позволит человеку после выхода на пенсию не только не выпадать из жизни общества, но и оставаться её активным субъектом. Это особенно важно в связи с тем, что повышение компьютерной грамотности является одной из актуальных задач создания в современной России информационного общества. Актуальность компьютерного обучения связана также с тем, что к 2015 году запланирован перевод всех государственных услуг в электронную форму работы с населением.

Обучая пожилых людей компьютерной грамотности, важно учитывать специфические возрастные черты, такие как:

• медленное усваивание информации;

• необходимость в большем времени для запоминания и выполнения заданий;

• снижение способности мыслить абстрактно.

Но отмечают, что многие пожилые люди довольно быстро обучаемы. Обучение основам компьютерной грамотности людей пожилого возраста приносит им несомненную пользу: электронная почта облегчает письменную коммуникацию, решаются проблемы географической мобильности, информация становится более доступной. Компьютеры

могут стать замечательным средством улучшения памяти, игры помогают поддержать активную реакцию пожилых людей. И пожилые люди не теряют своей социальной активности.

А. В. Писаренко было проведено исследование с целью выявления значимости интернет-сообществ в жизни пожилых людей, отношения к виртуальному общению, проблем, связанных с освоением Интернета и необходимостью специальных курсов для обучения пенсионеров работе в Интернете. В г. Томске был проведен метод анкетного опроса, в котором приняло участие 105 респондентов.

Результаты распределились следующим образом: 38 % респондентов отметили, что основная трудность — это неуверенность в себе. Пенсионеры испытывают некий трепет и страх перед новыми технологиями, думают, что это сильно сложно для них, боятся что-то сломать; 24 % респондентов отметили как основную проблему плохую ориентацию в таком объеме информации; 31 % респондентов просто не хватает определенных умений и навыков [5].

Что же касается семьи, то она оказывает большое влияние на пенсионера в сфере освоения Интернет-пространства, зачастую именно члены семьи занимаются обучением пожилых в этой сфере. Подавляющее большинство ответивших отметили, что такого рода занятия повлияли на их отношения с членами семьи, они стали более близкими, особенно с внуками [5].

Именно одинокие люди отметили необходимость создания курсов для обучения пожилых граждан работе в Интернете, так как им приходится самостоятельно заниматься обучением компьютерной грамотности и не к кому обратиться за помощью [6].

В силу технического прогресса меняется не только образ жизни, но и речь, в речевой оборот входят новые и незнакомые для пожилых людей слова. Как правило, не все молодые люди объясняют своим прародителям значение новых слов. Например, такие слова как: «хакер», «флэшмоб», «интерфейс», «хэштэг», «чат», «смайл». Вследствие чего возникают недопонимания, и обостряются противоречия между старшим и молодым поколениями, что приводит к социальному дистанцированию [4].

П. Ф. Кравчук было проведено социологическое исследование в апреле-июне 2010 года среди молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет) и пожилых людей города Курска и Курской области, в ходе которого было опрошено 780 респондентов (по 50 % каждой из двух возрастных групп респондентов).

Было выявлено, что молодежь и пожилые люди понимают современные проблемы одинаково, но только для объяснения своего мнения они используют разные слова, что и приводит к недопониманию между поколениями [5].

По мнению молодежи и людей пожилого возраста, обострение отношений между поколениями связано с рядом таких социальных явлений современности, как научно-технический прогресс (технологические различия между поколениями) — 28,7 % [5].

Бурный прогресс науки и техники, ускорение темпов социализации выдвигают на первый план такие качества личности, как восприимчивость к новому, энергичность, творческая мощь, физическая выносливость, что более свойственно молодым людям. Пожилым людям трудно успевать за быстрыми преобразованиями. Отсутствие регулирования постепенной смены базовых ценностей в условиях ускорения темпов научно-технического прогресса, приводящего к обесцениванию накопленного опыта старших поколений,

провоцирует возникновение конфликтов и приводит к разрыву и разобщенности между поколениями.

Преодоление разрыва в понимании между поколениями является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Таким образом, проблемы адаптации пожилых в современном обществе обусловлены научно-технический прогрессом.

При анализе отечественных и зарубежных программ и проектных решений, направленных на повышение компьютерной грамотности пожилых людей, нами было выявлено, что существенным их недостатком является то, что они имеют краткосрочный период обучения.

На основе анализа литературы и эмпирических данных, представленных в работе А. В. Писаренко «Субъективная оценка пожилыми людьми своего опыта освоения Интернет-пространства», нами был разработан социальный проект «В ногу со временем». Новизна проекта заключается в том, что мы предлагаем организовывать социальную работу с пожилыми людьми на основе волонтерского движения факультета социальной работы и клинической психологии, мы считаем, что это позволит уйти от стереотипного оказания помощи пожилым людям в рамках отдельной стигмы, и позволит студентам овладеть практическим опытом взаимодействия с пожилыми клиентами.

Сроки реализации проекта: 12 месяцев.

Цель проекта: обучение компьютерной грамотности пожилых людей.

Методы реализации проекта: практические обучающие занятия, арт-терапия.

Арт-терапия в данном случае является дополнительным методом, позволяющим использовать потенциал творческой экспрессии. Творчество позволит пожилым клиентам ощутить и понять себя, выразить свободно свои мысли и чувства, а также освободиться от негативных переживаний, связанных с выходом на пенсию и социальной изоляцией. Арт-терапевтическая работа будет содействовать согласованию межполушарных взаимоотношений, так как в работе активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие, это особенно важно для пожилых клиентов, учитывая возрастные психофизиологические изменения.

Занятия по компьютерной грамотности предполагают интерактивные обучающие лекции и практические занятия. Тематика занятий следующая: обучение основам работы в операционной системе Microsoft Windows; азы работы с текстовым редактором Microsoft Word; Интернет-алгоритм работы в глобальной паутине; потенциал социальных сетей для пожилого человека; алгоритм регистрации и общения в социальных сетях; общение с близкими и родными с помощью информационных технологий; алгоритм работы в программе Skype; мир современных гаджетов — что выбрать для себя?; как забронировать электронную очередь в учреждениях здравоохранения и прочие социальные службы; преимущества онлайн-шопинга для пожилого человека, обучение приобретению товара в крупнейших Интернет-магазинах; возможности организации досуга в Интернете. По завершению курса участникам проекта выдается краткий справочник по основным темам курса.

В заключении следует отметить, что реализация проекта на практике позволит содействовать разрешению проблемы социальной дистанцированности людей «третьего» возраста от молодого поколения, повысит их уровень информированности, позволит осуществить социальную реинтеграцию пожилого человека в современное общество.

Список литературы

1. Бисяева М. Н. Особенности социальной адаптации пожилых людей в современном обществе / М. Н. Бисяева. — Режим доступа : (http://www.scienceforum.ru/2014/524/4732).

2. Лауцювене Б. Интернет и основы компьютерной грамотности для пожилых людей

в библиотеке / Б. Лауцювене // Научные и технические библиотеки. — 2007. — С. 74-77.

3. Литвак Р. А. Использование технологии социальной адаптации в работе с пожилыми людьми в геронтологических центрах / Р. А. Литвак, Т. А. Калугина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2013. — № 4 (36). — С. 170-174.

4. Кравчук П. Ф. Особенности социальных взаимодействий между пожилыми людьми и молодежью в современной социокультурной ситуации / П. Ф. Кравчук,

Ю. Ю. Шкарина // Социология культуры. — 2007. — № 7. — С. 39-41.

5. Кравчук П. Ф. Особенности социальных взаимодействий между пожилыми людьми

и молодежью в современном российском обществе / П. Ф. Кравчук, Ю. Ю. Шкарина // Вестник СамГУ. — 2007. — № 1 (51). — С. 50-57.

6. Писаренко А. В. Субъективная оценка пожилыми людьми своего опыта освоения интернет-пространства / А. В. Писаренко // Национальный исследовательский Томский государственный университет. — 2010. — № 3. — С. 35-37.

SPECIFICS OF PROBLEMS IN THE COURSE OF ADAPTATION OF ELDERLY PEOPLE IN MODERN RUSSIAN SOCIETY

M. A. Zemnyakova. N. N. Pomuran

SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)

The solution of problems of adaptation among elderly people to modern conditions of information society is possible on the basis of computer literacy training. During the formation of computer literacy course for elderly people it is necessary to consider psychophysiological features of age that is considered in the developed social project «In tune with the times».

Keywords: adaptation, art therapy, Internet, computer literacy, elderly people.

About authors:

Zemnyakova Margarita Alekseevna — student of the 3rd course of faculty of social work and clinical psychology at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: [email protected]

Pomuran Natalya Nikolaevna — assistant professor of technology of social work at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Bisyaeva M. N. Features of social adaptation of elderly people in modern society / M. N. Bisyaev. — Access mode: (http://www.scienceforum.ru/2014/524/4732).

2. Lautsyuvene B. Internet and bases of computer literacy for elderly people in library / B. Lautsyuvene // Scientific and technical libraries. — 2007. — P. 74-77.

3. Litvak R. A. Usage of technology of social adaptation in work with elderly people in the gerontological centers / R. A. Litvak, T. A. Kalugina // Messenger of the Chelyabinsk state academy of culture and arts. — 2013. — № 4 (36). — P. 170-174.

4. Kravchuk P. F. Features of social interactions between elderly people and youth in modern sociocultural situation / P. F. Kravchuk, Y. Y. Shkarina // Cultural sociology. — 2007. — № 7.

— P. 39-41.

5. Kravchuk P. F. Features of social interactions between elderly people and youth in modern Russian society / P. F. Kravchuk, Y. Y. Shkarina // Messenger of SamSU. — 2007. — № 1 (51). — P. 50-57.

6. Pisarenko A. V. Value judgment by elderly people of the experience of development

of Internet space / A. V. Pisarenko // National research Tomsk state university. — 2010.

— № 3. — P. 35-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.