Асланова Ольга Александровна
преподаватель кафедры экономики, туризма и финансового права Армавирского института социального образования (филиала) Ростовского
государственного социального университета
(тел.: 89183565646)
Социальное самочувствие пожилых людей в современном информационном обществе
Дннотация
В статье исследуется характер интегрированности пожилых людей в современное информационное пространство, и их социальная адаптация через информационную грамотность. Раскрываются основные факторы, направления и технологии улучшения социального самочувствия пожилых людей в условиях информатизации современной общественной жизни.
Annotation
The article investigates the character of integration of older persons in modern information society and social adaptation of these people through information literacy. The article reveals major factors, directions and technologies of improvement of social state of health of older persons in the conditions of informatization of modern public life.
Ключевые слова информационное общество, пожилые люди, социальное самочувствие, информационная грамотность, информационная адаптация, информационные компетенции, информационные технологии.
Key words: information society, older persons, social state of health, information literacy, information adaptation, information competences, information technologies.
Современное информационное общество выдвигает новые требования для пожилого человека XXI в., который вынужден приобщаться к нему, осваивать и активно внедрять в свою жизнь новые информационные коммуникации. От степени адаптации к новому социальному медиапространству, информационной реальности напрямую зависит его эмоциональное состояние и в целом социальное самочувствие.
Становление и развитие современного информационного общества можно считать закономерным и объективным процессом, который обусловлен всем предшествующим ходом развития цивилизации.
В социологической науке под информационным обществом понимается теоретическая концепция постиндустриального общества, '"та форма экономической и социальной организации, при которой получение, хранение, обработка и распространение информации и знаний, а также возрастающие технические возможности коммуникации играют решающую роль" [1].
Ключевыми элементами и критериями современного информационного пространства выступают:
коммуникации, на основе информационных технологий;
практическая деятельность, которая неразрывно связана с грамотной организацией информационных процессов, а также освоением и использованием современных информационных технологий [2];
информационная компетентность, выступающая в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формирования и утверждение "информационного сознания" при широком доступе к информации [3].
Информационная интеграция, современный стандарт бытия всех социальных групп, повсеместное использование компьютеров и информационных медиапродуктов требует от пользователей информационной грамотности. Именно информационная грамотность, становится главным фактором проявления активной жизненной позиции пожилого человека, его включённости в современные социокультурные процессы, оформления благоприятного социального самочувствия.
Социальное самочувствие личностного субъекта в социологии рассматривается как интегральная личностная характеристика, представляющая собой целостное эмоциональнодеятельностное состояние человека (эмоции,
307
чувства, переживания, знания), в котором отражаются осознание и переживание им объективной ситуации в современном социуме, своего личного положения в нем и намерения в той или иной мере активно участвовать в его функционировании и развитии [4]. Это своеобразная форма социальной рефлексии человеком всего личностно-социального контекста его жизни, на основе которой формируется жизненная стратегия его поведения.
Сегодня трудно представить деятельность социальных служб и учреждений без использования компьютерной техники, создания различных банков данных, поиска информации в сети Интернет по разнообразным вопросам, которые волнуют их клиентов - лиц пожилого возраста. В обслуживании пожилых людей в России организуется процесс активного электронного взаимодействия с ними через сферу новых средств передачи-приёма сообщений - новых коммуникационных каналов (сеть Интернет, мобильной связи, электронного голосования и интерактивной связи, спутникового слежения и др.)
Современные клиенты служб социальной работы - должны пользоваться мобильными телефонами, искать информацию в сети Интернет, общаться между собой и с родственниками, а также с социальными работниками с помощью электронной связи, обмениваться с ними фото и другой информацией, переписываться с помощью SMS сообщений, получать пенсию, пособия и тратить их по электронной карте, а социальные работники следят, где находится их клиент с помощью спутника (проект "Тревожная кнопка") [5].
В информационном обществе дефиниция "информационная грамотность" характеризует сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации.
Под информационной грамотностью (information literacy) понимается-умение "читать", анализировать и синтезировать информацию, -способность использовать компьютеры и медиатехнику, знание основ информатики, информационных технологий [6].
В составе рассматриваемого понятия выделяется множество компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники информации, до их творческого использования в целях решения разнообразных задач, возникающих в справочно-информативной, финансово-учётной, учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности.
Информационная грамотность у пожилых
людей, рассмотренная через призму деятельностного подхода, складывается из практических информационных компетенций, т.е. знаний, умений, навыков пользования электронно-информационными объектами, приборами, в которых используются медиатехнологии. Это означает: научиться компьютерной грамотности, обращению с компьютером, Интернетом, сотовым телефоном, современным фотоаппаратом, видеокамерой, электронными пластиковыми картами, технологиями оплаты средств через терминалы сотовых компаний, банкоматов, магазинов, умение пользоваться экранными интерактивными справочными системами, которые установлены на вокзалах и местах массового пользования, формирование навыков интерактивного голосования через избирательные терминалы и
др.
Безусловно, пожилому человеку для овладения информационной грамотностью необходимо вновь включаться в сферу образовательно-педагогических технологий, вспоминать забытые приёмы и методы дидактики, опираться на ослабевшие свойства памяти, мышления, познания.
Сегодня традиционно доминирует тезис о несовместимости понятий "пожилой человек" и "образование". Но, как показывают исследования, эмпирическая практика - это абсолютно не так. Необходимо распространять и развивать существующий отечественный и зарубежный опыт по формированию и развитию информационной грамотности лиц пожилого возраста.
Пожилые люди сегодня часто рассматривают перспективу образовательной деятельности в качестве более приемлемой для своего возраста как способ уйти от одиночества, болезней, проблем. Обучение становится особой необходимостью в осознании и защите стареющими людьми своих прав и уяснении обязанностей, принятии ответственности за свою собственную судьбу. Пожилым необходимы знания, компетентность для сохранения социального здоровья, достижения долголетия, а информационные навыки - для повседневной деятельности, занятия любимым делом, общественной работой, помощи сверстникам и молодежи, по сохранению межпоколенческих связей.
На научных форумах по проблемам информативной адаптации, официально заявлено, что сегодня в России накоплен богатейший опыт в области медиаобразования [7]. В ряде городов и регионов страны ведется активная работа по популяризации идей медиаобразования среди
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 4 (36)
различных категорий населения, в том числе, и среди пожилых людей.
Учитывая особенности пожилого возраста, разрабатываются специфические педагогические технологии по медиаобразованию, предоставляются особые условия организации обучения, учитываются коммуникативные и интеллектуальные характеристики пожилых людей (личностно-психологические, физиологические, образовательные, профессиональные, соматические, социальностатусные) [8].
В силу внутренних возрастных социальнопсихических особенностей, неустойчивости, повышенной впечатлительности социальное самочувствие пожилых людей напрямую зависит от коммуникативных контактов с социальным окружением. Особенный эмоциональный фон старшему поколению придаёт общение с внуками. Этому способствуют сотовые коммуникативные технологии. Однако пожилым людям нужны крупные шрифты на дисплее, удобная и хорошо различимая клавиатура, приличный запас громкости речевого динамика, а также громкий и хорошо различимый сигнал вызова.
На рынке медиапродукции выпущен первый телефон для пожилых людей, так называемый бабушкофон [9], который максимально прост и удобен в использовании [10].
Возможность виртуального общения пожилых людей, не выходящих из дома, с ухаживающими за ними людьми, членами семьи и друзьями, оказала существенное улучшение самочувствия жизни пожилых одиноких людей. В этом случае они формируют навыки пользователя компьютера, овладевают фундаментальными базовыми понятиями компьютерной грамотности.
Следует признать, что усвоение пожилыми людьми алгоритма работы на компьютере сопряжено с большими трудностями объективные характера. Необходимы креативные информационные дидактики. Вот почему, тенденций сегодняшнего дня становится повсеместное открытие центров, где подготовленные специалисты организуют обучение компьютерной грамотности с учетом психосоматических особенностей пожилых людей [11].
В результате обучения, пожилые люди осваивают компьютер и приобретают навыки: уверенной работы с компьютером; осуществления поиска в системе Интернет, с использованием возможностей электронной почты; учатся работать в текстовом редакторе "Word", с файлами мультимедиа; осваивают работу с флешкартой; добиваются эффективного использовать возможности программы Skype.
Глобальная социально-коммуникативная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий [12], сегодня переживает бум востребованности со стороны пожилых людей. Так по данным исследовательской компании TNS Gallup Media, в 2008 г. число пользователей runewsweek.ru. впервые выросло на 73% в основном благодаря аудитории "55+" [13]. Сегодня наблюдается постепенное адаптирование мирового интернет-пространства под требования пожилой аудитории. Внедрена поисковая система Cranky, рассчитанная на тех, кто старше 50 лет. Она имеет довольно скромный дизайн, ограниченное число баннеров, результаты поиска выводятся только по четыре ссылки для того чтобы пожилые пользователи не терялись в избытке информации.
Научившись пользоваться компьютером, пожилые люди успешно адаптируются в информационной среде, включаются в активный информационно-социализирующий процесс. Так, 63-летняя Валентина Левина, говорит сдержанно: "Всемирная сеть спасает меня от старости" [14].
Обладая информационной грамотностью, пожилые люди: печатают тексты; обрабатывать исходные фотографии, сделанные цифровым фотоаппаратом, улучшая их качество; по электронной почте отправляют письма своим друзьям, родственникам или знакомым, приложив к письму, фотографии, видеоролики, клипы. Освоив компьютерные технологии, посещают любые сайты в Интернете, общаются на форумах и в социальных сетях, слушают интернет-радио, читают и смотрят свежие мировые новости. Находят и читают книги, смотрят фильмы и картины великих художников, посещают виртуальные музеи мира. В реальном текущем времени обмениваются письменными сообщениями с друзьями, родственниками, детьми и внуками. Являются, по мнению исследователей Интернета, активными участниками сайта "Одноклассники". Умеют голосовой связью общаться с ними через Интернет, а при подключении видеокамеры визуально воспринимать друг друга [15].
С помощью компьютера сдают показания счётчиков воды, отслеживают продвижение своего почтового отправления по почте России, узнают расписание электричек и любого транспорта, находят местоположение любого объекта в городе, заказывают билеты в театр, номер в гостинице, путёвку в санаторий или дом отдыха, записываются на приём к врачу, приобретают товары в интернет-магазине,
309
значительно дешевле и с доставкой на дом.
Медиатехнологии и медиаобразование через совместную образовательную деятельность, сплачивает социально разнополюсные поколения, способствует возрождению гармонизации межличностного общения между стариками и молодёжью [16].
Именно информационная адаптация помогает пожилым людям в преодолении одиночества, чувства ненужности и отсталости от современной жизни. Информационные коммуникации в дальнейшем украсят и обогатят их жизнь. Изменится в лучшую сторону их отношение к современной молодёжи. За счёт информативной активности, продолжая играть ключевую роль в жизни социума, пожилое поколение испытывает незабываемые чувства своей востребованности, эмоционального подъёма и улучшения социального самочувствия.
1. Лайон Д. Информационное общество: проблемы и иллюзии. М., 1989.
2. Кленина В.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности юриста//Ученые записки РГСУ. 2010. №7. С.99.
3. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М., 2006.
4. Русалинова А.А. Уровневый подход в изучении социального самочувствия человека / / Социальное самочувствие населения в современной России.Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010. С. 177.
5. Фокин В.А., Фокин И.В. Электронносетевая социальная работа в обслуживании пожилых людей в России // Социальная работа. 2010. №2. С.27-28.
6. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности.
Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. С. 64.
7. "Медиаобразование и медиакомпетентность". Круглый стол. М., МГУ, 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /www. edu. of.ru/mediaeducation/.
8. Современная энциклопедия социальной работы/Под ред. академика РАН В.И. Жукова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Издательство РГСУ, 2008. С. 192.
9. "Бабушкофоны": что есть и что было на рынке специализированных трубок для пожилых [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.mforum.ru/.
10. Телефон для пожилых людей [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mediamarkt.ru.
11. О выполнении долгосрочной краевой целевой программы "Старшее поколение" на 2009-2013годы за 9 месяцев 2011 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.sznkuban.ru/
12. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации.СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. С. 25.
13. Пожилые люди все больше интересуются Интернетом [Электронный ресурс].Режим доступа: http://3vozrast. ru/article/society/.
14. Там же.
15. Простые компьютерные уроки для пожилых. Основы компьютерной грамотности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// pensionerka. spb.ru/.
16. Закомолдина Т.О. Проблемы жизнеустройства социума, связанные с демографическим постарением населения России//Ученые записки РГСУ. 2010. №7. С. 2127; Холостова Е.Н. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2004. С. 295.
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2011 • № 4 (36)