Научная статья на тему 'Специфика применения компетентностного подхода в профессиональной подготовке слушателей учебных центров ФСИН России'

Специфика применения компетентностного подхода в профессиональной подготовке слушателей учебных центров ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / КОМПОНЕНТЫ / COMPETENCE-BASED APPROACH / PSIKHOLOGO-PEDAGOGICAL COMPETENCE / THEORY / METHODOLOGY / COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маланьин Виктор Сергеевич

В статье анализируется понятие компетентностного подхода, а также психолого-педагогическая компетентность, как социальное явление в контексте применения ее при подготовке специалистов для уголовно-исполнительной системы, а также в их дальнейшей профессиональной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маланьин Виктор Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the concept of competence-based approach, and also psikhologo-pedagogical competence, as the social phenomenon in a context of its application is analyzed at training of specialists for criminal and executive system, and also in their further professional activity.

Текст научной работы на тему «Специфика применения компетентностного подхода в профессиональной подготовке слушателей учебных центров ФСИН России»

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРОВ ФСИН РОССИИ

В. С. Маланьин

Аннотация: в статье анализируется понятие компетентностного подхода, а также психолого-педагогическая компетентность, как социальное явление в контексте применения ее при подготовке специалистов для уголовноисполнительной системы, а также в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетентност-ный подход, психолого-педагогическая компетентность, теория, методология, компоненты.

Summary: in article the concept of competence-based approach, and also psikhologo-pedagogical competence, as the social phenomenon in a context of its application is analyzed at training of specialists for criminal and executive system, and also in their further professional activity.

Keywords: competence-based approach, psikhologo-pedagogical competence, theory, methodology, components.

Конституция Российской Федерации // Рос. газ. — 2009. — 21 янв.

В условиях реализации Концепции развития УИС Российской Федерации до 2020 года на первый план выдвигается задача повышения квалификации сотрудников УИС, о чем не однократно говорилось как в различного рода документах, так и в средствах массовой информации. Необходимость реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке курсантов и слушателей, а также практических работников, что предусматривает и реформа образования. В связи с этим, к специалистам ФСИН любого профиля предъявляются новые требования, особенно психолого-педагогической компетентности (ППК). Персонал УИС осваивает новые педагогические технологии, в которых упор делается на познавательную деятельность и на выработку социально-профессиональных компетенций, что в конечном итоге обеспечивает мобильность и востребованность специалистов в УИС, и в целом, на рынке труда. Для того чтобы грамотно организовать психолого-педагогическую подготовку персонала в системе высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования, важно разработать модель психолого-педагогической компетентности, опираясь на которую можно было бы комплексно решать поставленную задачу.

Анализ научной литературы показал, что большинство ученых определяет понятие «компетентность» через совокупность знаний, умении и готовности их использовать в деятельности (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Л.Ф. Красинская, И. Л. Лобанова. Л.К.Маркова. В.Л. Сластенин и др.).

Современные условия развития профессиональной модели сотрудни-

ка УИС таковы, что во главу угла ставится компетентностный подход, важнейшей составляющей которого является психолого-педагогическая компетентность. Под психолого-педагогической компетентностью сотрудника понимают комплекс соответствующих знаний, умений, навыков, ценностей, а также готовность их творческой реализации в профессионально-педагогической, воспитательной работе со спецкон-тингентом, что в совокупности обеспечивает ее высокие результаты. Хочется сказать особенно о психологопедагогической компетентности, а не просто о педагогической, ведь сотруднику приходится решать не только воспитательные и профессиональные задачи, которые действительно требуют хорошей психологической подготовки, но и выполнять собственно психологические функции, связанные с изучением индивидуальных особенностей осужденных, прогнозированием развития личности различных категорий осужденных, разрешением конфликтных ситуаций, регуляцией собственных психических состояний и т.п.

С одной стороны, компетентность является характеристикой личности специалиста (сотрудника), с другой стороны, она формируется и проявляется именно в профессиональной деятельности, определяя ее результаты. Поэтому наверное правильно было бы рассматривать структурные компоненты компетентности также в деятельностноличностном аспекте и учитывать наличие у сотрудника мотива, знания способов осуществления профессиональной деятельности, способности ее выполнять с полным пониманием смысла. Поэтому в структуре психолого-педагогической

компетентности специалиста УИС можно выделить следующие компоненты:

1 ) положительную мотивацию к проявлению компетентности (мотивационный компонент);

2) знания, лежащие в основе понимания содержания профессиональной деятельности и выбора способов ее осуществлении (когнитивный компонент):

3) умения, навыки, опыт успешного осуществления необходимых действии (операционально-технологический компонент);

4) ценностно-смысловые представления и отношение к содержанию и результату деятельности (ценностносмысловой компонент).

Критериями оценки сформирован-ности психолого-педагогической компетентности специалиста являются, таким образом, совокупность соответствующих знаний, умении, навыков, ценностей, которыми он руководствуется в своей деятельности, и готовность квалифицированно, с высоким уровнем качества выполнять свои функции.

В свою очередь, профессиональнопедагогическая деятельность есть не что иное, как особым образом организованный вид трудовой деятельности специалиста по обучению, воспитанию, развитию личности осужденного, сотрудника. Комплексное представление, о профессиональной деятельности специалиста УИС можно получить, если рассмотреть профессиональнопедагогическую деятельность в аспекте содержательного наполнения (структурно-функциональный аспект), в аспекте особенностей ее организации как некоторого процесса (процессный аспект), в аспекте решаемых специалистом психолого-педагогических задач

(задачный аспект), а также с точки зрения уровней освоения этой деятельности (динамический аспект).

Анализ профессионально-педагогической деятельности с точки зрения ее содержательного наполнения (структурно-функциональный аспект) предполагает выделение различных направлений этой деятельности и соответствующих им функций, которые выполняет сотрудник. При этом учитывают как индивидуальное развитие каждого осужденного или сотрудника (его познавательных способностей, эмоциональноволевой сферы, личностных качеств и т.д.), так и формирование коллектива осужденных или сотрудников, в том числе, организацию продуктивной совместной деятельности и общения в группе.

Второй аспект получивший широкое распространение в теории менеджмента — это процессный. Обращение к нему пожалуй не случайно, так как ученые рассматривают педагогическую деятельность как метадеятельность, то есть деятельность по управлению деятельностью других людей, обучающихся. Профессионально-педагогическую деятельность целесообразно изучать как процесс, имеющий определенную логику, совокупность этапов, связанных с постановкой цели и ее достижением. В любой деятельности можно выделить следующие этапы: ее мысленное представление, реализация намеченного, подведение итогов и осмысление. При этом приходится учитывать, что деятельность включает как внешний план (то, что реализуется непосредственно на практике), так и внутренний план (то, что осуществляется в сознании). Конечно, степень осознанности деятельности может быть разной, поэтому какие-то из выде-

ленных этапов присутствуют в свернутом варианте.

Третий аспект — задачный. В соответствии с ним профессиональнопедагогическую деятельность можно рассматривать как набор разных по характеру и сложности психологопедагогических задач. В соответствии с характером решаемых сотрудником задач можно выделить практический, теоретический и методологические виды деятельности и соответствующие им виды компетентности. Чтобы быть успешной, практическая деятельность должна опираться на прочный теоретико-методологический фундамент. Давно известно, что достижение истинного мастерства в профессии невозможно без опоры на научные основы соответствующей области знаний, без овладения теорией и методологией. Психолого-педагогическая теория дает системное представление о наиболее общих закономерностях индивидуального и социального развития личности, о целях, содержании и средствах обучения и воспитания. Методология — это система знаний о фундаментальных основах и структуре педагогической и психологической теории, об исследовательских подходах и методах. Она указывает на то, как необходимо осуществлять как научно-исследовательскую, так и практическую деятельность. Специалист, владея методологией, способен разработать концепцию построения собственной деятельности, понять ее принципы, постичь высшие смыслы.

Для того чтобы расширить представление о психолого-педагогической компетентности, можно использовать также динамический аспект, позволяющий рассмотреть уровни сформиро-

ванности компетентности специалиста по мере освоения им профессиональнопедагогической деятельности. На первом этапе профессионального становления сотрудников — этапе адаптации — формируется нормативно адаптивный уровень компетентности. Он характеризуется выполнением деятельности на основе нормативных предписаний, по освоенному образцу, с ориентацией на внешнюю сторону труда, на его технологию, но пока еще не на психологические аспекты и личностные смыслы. На следующем этапе профессионального становления — пробы сил и активной профессионализации — формируется компетентность репродуктивновариативного характера. Этот уровень психолого-педагогической компетентности характеризуется тем, что сотрудник в своей деятельности уже не просто воспроизводит усвоенные алгоритмы, но и пытается искать новые пути решения педагогических задач. Он стремится освоить современные способы профессиональной деятельности, эффективные приемы психологического влияния на спецконтингент, сотрудников, натренировать недостающие качества, для чего занимается постоянным профессиональным самообразованием и самовоспитанием.

С возрастом, по мере постижения профессионального мастерства у сотрудника, нацеленного на постоянное саморазвитие, формируется творческий уровень компетентности. Он обеспечивает гибкое использование имеющихся знании и умений для решения сложных психолого-педагогических проблем, инновационную активность, которая проявляется в поиске и творческом использовании новых профессиональных техно-

логий, в авторских разработках, новаторском опыте, что способствует постоянному профессиональному обогащению. Высочайший уровень сформированно-сти психолого-педагогической компетентности — ценностно-мотивационный. Он характеризуется глубоким осознанием и личностным принятием профессиональных ценностей, готовностью их реализовывать в деятельности, а также доверием сотрудника к своему жизненному опыту и интуиции. Если на ранних этапах профессионализации компетентность специалиста была ограничена объемом накопленной информации, то в процессе развития мастерства и жизненной зрелости она начинает «са-моразвиваться» за счет подключения опыта и интуиции, что помогает успешно решать самые сложные профессиональные (служебные) задачи.

Для того чтобы создать целостное представление о психолого-педа-гогической компетентности специалиста УИС, представим ее в виде структурно функциональной модели, включающей:

1) структурные компоненты;

2) профессионально специфические и профессионально-универсальные виды компетентности, выделенные в соответствии с функциями, которые выполняет сотрудник;

3) виды компетентности, выделенные в соответствии с характером решаемых профессиональных задач;

4) уровни сформированности пси-холого-педагогической компетентности и критерии ее оценки.

Таким образом, структурно-функциональная модель психолого-педа-гогической компетентности может учитываться при разработке программ

психолого-педагогической подготовки специалистов УИС и в высшей школе, и системе дополнительного профессионального образования и в практической деятельности. Структурные компоненты компетентности определяют основные задачи психолого-педагогической подготовки: формирование соответствующих знаний, умений, навыков, мотивационной готовности к осуществлению профессиональной деятельности с полным осознанием ее ценностей и смыслов. Взгляд на компетентность с точки зрения сложности решаемых специалистом служебных задач акцентирует внимание на необходимости сочетать практическую, теоретическую и методологическую подготовку. Знание об уровнях сформированности компетентности задаст направленность психологопедагогической подготовки специалиста с учетом этапов его профессионального становления и специфики возникающих на каждом этапе проблем.

Литература

1. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 N 1772-р // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

2. Байденко В.И. Компетенция в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. №11. С. 3-13.

3. ЕфремоваН.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем

образовании. М.: ИЦПКПС, 2010. 228 с.

4. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Знание, 2002. 180 с.

5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №10. С.14-18.

6. Международный образовательный проект «Тюнинг». Режим доступа: http://www. let.rug.nl/Tun-ingProject/index.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.