Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНОГО НАПОЛНЕНИЯ ВЕЛОПЕШЕХОДНОГО МАРШРУТА НА ПРИМЕРЕ МАРШРУТА ВДОЛЬ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ'

СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНОГО НАПОЛНЕНИЯ ВЕЛОПЕШЕХОДНОГО МАРШРУТА НА ПРИМЕРЕ МАРШРУТА ВДОЛЬ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Велопешеходная инфраструктура / предметное наполнение / техническая инфраструктура / туристическая инфраструктура / элементы обустройства / Вicycle and pedestrian infrastructure / subject content / technical infrastructure / arrangement elements / tourism infrastructure / arrangement elements

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Д А. Романов, Ю А. Урюпина

В статье рассмотрено предметное наполнение велопешеходной инфраструктуры и специфика его применения на примере маршрута вдоль исторической Петергофской дороги в г. Санкт-Петербург. Даны теоретические аспекты использования элементов технической инфраструктуры для организации велопешеходного маршрута. Показаны возможности их применения на участке маршрута вдоль Нижней дороги. Даны теоретические аспекты использования элементов обустройства и туристической инфраструктуры велопешеходного маршрута и специфика их выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE SUBJECT CONTENT OF THE CYCLING AND HIKING ROUTE ON THE EXAMPLE OF THE ROUTE ALONG THE PETERHOF ROAD

The article examines the content of the bicycle and pedestrian infrastructure and the specifics of its application using the example of a route along the historical Peterhof road to St. Petersburg. Theoretical aspects of the use of technical infrastructure elements for organizing a bicycle and pedestrian route are given. The possibilities of their use on the route section along the Lower Road are shown. Theoretical aspects of the use of elements of arrangement and tourist infrastructure of a bicycle and pedestrian route and the specifics of their choice are given.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНОГО НАПОЛНЕНИЯ ВЕЛОПЕШЕХОДНОГО МАРШРУТА НА ПРИМЕРЕ МАРШРУТА ВДОЛЬ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ»

УДК 711.73

doi: 10.48612/dnitii/2024_51_72-78

СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНОГО НАПОЛНЕНИЯ ВЕЛОПЕШЕХОДНОГО МАРШРУТА НА ПРИМЕРЕ МАРШРУТА ВДОЛЬ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ

Д. А. Романов Ю. А. Урюпина

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрено предметное наполнение велопешеходной инфраструктуры и специфика его применения на примере маршрута вдоль исторической Петергофской дороги в г. Санкт-Петербург. Даны теоретические аспекты использования элементов технической инфраструктуры для организации велопешеходного маршрута. Показаны возможности их применения на участке маршрута вдоль Нижней дороги. Даны теоретические аспекты использования элементов обустройства и туристической инфраструктуры велопешеходного маршрута и специфика их выбора.

Ключевые слова

Велопешеходная инфраструктура, предметное наполнение, техническая инфраструктура, туристическая инфраструктура, элементы обустройства.

Дата поступления в редакцию

10.06.2024

Дата принятия к печати

18.06.2024

Общая информация о велопешеходном маршруте

Создание велопешеходной инфраструктуры является важным символом качественной городской среды, развивающим внутренний туризм и формирующим альтернативу общественному транспорту и личным автомобилям [1]. Многие районы Ленинградской области и Санкт-Петербурга обладают большим потенциалом для создания велопешеходных маршрутов. Особые преимущества в области развития велопешеходной инфраструктуры имеет юго-западная часть Санкт-Петербурга [2]. Она представляет интерес с точки зрения наличия природных, культурно-исторических, транспортных и экономических ресурсов. Для данной территории была разработана концепция велопеше-ходного маршрута, который проходит вдоль Петергофской дороги и связывает пригороды Стрельну и Петергоф с центральной частью Санкт-Петербурга.

Велопешеходная инфраструктура должна соответствовать определенным принципам, среди которых: безопасность, прямолинейность, связанность и непрерывность, качество проектных решений и привлекательность [3]. Важным свойством велопешеходных маршрутов является функциональность: совмещение различных характеристик маршрутов — транспортной, рекреационной и туристической — и учет потребностей всех категорий пользователей [4].

Формирование велопешеходной среды осуществляется посредством трассировки маршрутов и их предметного наполнения, включающего в себя элементы технической инфраструктуры, элементы обустройства и элементы туристической инфраструктуры. Целью предметного наполнения маршрутов является создание комфортной, функциональной и привлекательной велопешеходной среды, стимулирующей людей как можно чаще использовать альтернативные методы передвижения и совершать пешие прогулки. В статье специфика предметного наполнения велопешеходных маршрутов показана на примере маршрута вдоль Петергофской дороги.

Теоретические аспекты применения элементов технической инфраструктуры

Для организации велотранспортного и пешеходного движения применяется комплекс элементов технической инфраструктуры, основная задача которого — создавать условия для безопасного и комфортного передвижения. Техническое наполнение должно обеспечивать: физическую безопасность на маршруте — организация движения на линейных участках, пересечениях и примыканиях к улицам, перекрестках, местах вблизи остановочных пунктов, защиту от неблагоприятных погодных явлений и техногенных воздействий, социальную безопасность (на участках, нуждающихся в дополнительном внимании, в вечернее и ночное время). Выбор технического наполнения маршрута зависит от типа его трассировки, градостроительного контекста, погодных условий и требований дизайна.

Для технического обустройства велопешеходной инфраструктуры применяются следующие средства [5]:

1. Разграничение потоков. Для разграничения пешеходных, велосипедных и транспортных потоков могут использоваться как конструктивные, так визуальные способы:

• Конструктивное разграничение потоков: устройство зеленых разделительных полос с размещением клумб, кустарников, деревьев; устройство разделительных полос, выполненных отличным типом покрытия; использование бордюра, МАФов и расположение вело- и пешеходных дорожек в разных горизонтальных уровнях.

• Визуальное разграничение потоков: использование разметки, различных типов и цвета покрытия.

2. Тип покрытия. Выбор материала необходимо производить исходя из функционального назначения покрытия, нормативных требований, а также характеристик участка — трассировки, места расположения, интенсивности движения, погодных условий:

• Требования, предъявляемые к материалам велосипедных дорожек: сцепление, срок службы, прочность, устойчивость к перепаду температур, в ряде случаев могут учитываться водопроницаемость и упругость (для участков велодорожек с цветным покрытием на опасных участках [6]). Для покрытий пешеходных зон, кроме перечисленных, важным свойством является декоративность.

• Основными характеристиками покрытий являются характеристики качества поверхности и габаритные параметры. Характеристики поверхности — цвет, светлота, шероховатость, тактильность, паттерн. Геометрические характеристики — размер, форма (для мощения). Путем комбинаций их характеристик можно добиться эффектов: цветовой контраст, контраст оттенков, контраст паттернов, тактильный контраст, контраст размера (для мощения)

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

о

X

сх о

X Ф

3 ф с

о ^

ф

ш к

Р 2 с

л ГО

£ 1

* О

< 15

. х

2 Ф , 2 Сй Ч

§ I

* I

О. §

<г?

* 5

[7]. В структуре велопешеходной среды различные сочетания покрытий выполняют функции интуитивной навигации: направление потоков движения, предупреждение о препятствиях, визуальное разделение потоков или зон, выделение участков с различными функциями или опасных участков, требующих внимания.

3. Освещение. В зависимости от специфических требований и целей освещения в конкретном месте, могут использоваться следующие типы освещения велопешеходной инфраструктуры:

• Утилитарное — постоянное освещение для обеспечения безопасного передвижения.

• Акцентирующее — используется для выделения функциональных зон, опасных участков, направления движения.

• Декоративное — художественная подсветка фасадов и конструкций, МАФ, озеленения.

4. Элементы регулирования движения. Применение знаков, светофоров, дорожной разметки для организации движения.

Наполнение элементами технической инфраструктуры

велопешеходного маршрута вдоль Петергофской дороги

Предложение по наполнению маршрута элементами технической инфраструктуры представлено для формирования велопешеходного маршрута вдоль Петергофского шоссе и Нижней дороги с учетом прилегающих улиц. На участке, исходя из градостроительного контекста, геометрических параметров улично-дорожной сети, транспортного и пешеходного трафика, уникальных природных характеристик, могут использоваться различные типы трассировки маршрута: с совмещенным пешеходным и велодвижением, велосипедная улица, с совмещенным автомобильным и велодвижением. Поэтому в зависимости от контекстных условий могут применяться решения наиболее полно обеспечивающие безопасность, навигацию и комфорт в конкретной ситуации. Для более детального показа возможностей по наполнению рассматриваются возможности по участку на Нижней дороге.

• Велопешеходная дорожка с совмещенным движением. На ул. Максима Горького из-за недостаточного места для размещения велоинфраструткуры предполагается устройство совмещенного вело- и пешеходного движения. Для разделения велопешеходных и автомобильных потоков предусмотрено их расположение в разных горизонтальных уровнях и использование зеленой защитной полосы для предотвращения наезда.

• Велосипедная улица. Проектное предложение по организации части Нижней дороги от пересечения с ул. Крылова до пересечения с ул. Чайковского предусматривает создание рекреационного и туристического участка маршрута, ввиду низкого транспортного трафика, наличия исторического контекста, рекреационных ресурсов и мест притяжения. Поэтому, предлагается организовать Нижнюю дорогу как велосипедную улицу - это вид совместного движения с преимуществом велосипедистов и возможностью проезда автотранспорта с низкой скоростью. Конструктивно проезжая часть выполняется как двусторонняя велосипедная дорожка с разметкой и цветным покрытием, по обе стороны от которой устроена обочина, мощеная брусчаткой и вынуждающая автомобилистов снижать скорость. Пешеходная дорожка в данном случае организована как тротуар, отделенный зеленой разделительной полосой от велоулицы.

Совмещенное велосипедное и автомобильное движение. На выезде с участка Нижней дороги по ул. Чайковского предлагается использовать совмещенное велосипедное и автомобильное движение без выделения велотранспортой инфраструктуры конструктивными и визуальными средствами. Проектное решение обусловлено стесненными условиями, недостаточным количеством места для размещения отдельной велодорожки или совмещенной велопешеходной, низкой интенсивностью движения транспорта. Для информирования о типе движения и безопасности используются дорожные знаки.

Теоретические аспекты применения элементов обустройства

и туристической инфраструктуры велопешеходного маршрута

Объекты обустройства и туристической инфраструктуры, используемые совместно с качественным техническим наполнением, повышают комфорт, удобство и визуальную привлекательность ве-лопешеходной среды. В процессе проектирования велопешеходного маршрута необходимо предусматривать следующие категории элементов обустройства:

1. Функциональное наполнение. Специальные МАФ для велосипедистов, места хранения, ремонта велосипедов и т.д.

2. Стилистическое наполнение объектами информирования и ориентирования [8]. Предполагает разработку индивидуальных решений велопешеходной навигации. Навигация обеспечивает не только ориентирование и информирование пользователей, посредством размещения карт и указателей на маршруте, но и является средством дизайна, способствует повышению узнаваемости маршрута.

3. Точки притяжения. Формирование рекреационно-туристических аттракторов маршрута: обеспечение доступа к туристическим объектам, размещение объектов туристической инфраструктуры — различные по конфигурации места отдыха и остановок, кафе, прокаты.

4. Проектные решения, учитывающие уникальные характеристики участков. Формирование индивидуальных решений обустройства с использованием уникальных характеристик участка: исторических, ландшафтных и т. п.

5. Визуальная организация. Для того, чтобы заинтересовать пользователей в прохождении маршрута, необходимо обеспечить привлекательность прохождения пути с помощью формирования визуального контакта со средой: перспективных раскрытий с уровня восприятия пространства в движении и видовых точек.

Наполнение элементами обустройства и туристической инфраструктуры велопешеходного маршрута вдоль Петергофской дороги

Рассмотрим возможное наполнение велопешеходной среды элементами обустройства и туристической инфраструктуры на примере концепции участка Нижней дороги. Проектное решение для данного участка может заключаться в создании рекреационной и туристической инфраструктуры, стилистическом наполнении, сохранении и реконструкции исторических видовых раскрытий.

Для обеспечения ориентирования и следования по маршруту предусматривается создание индивидуальной велопешеходной навигации. Специальные знаки и таблички с указанием направления

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

о

X

сх о

X Ф

3 ф с

о ^

ф

ш к

Р 2 с

л ГО

£ 1

* О

< 15

. х

2 Ф , 2 Сй Ч

§ I

* I

О. §

<г?

движения, карт маршрута и достопримечательных мест также являются средством формирования стилистического образа маршрута и брендинга.

На протяжении всего участка маршрута предполагается формирование различных точек притяжения:

• Зоны отдыха имеют различную конфигурацию и наполнение в зависимости от цели остановки: небольшие уединенные зоны для кратковременной остановки оборудованы МАФами для отдыха — местами для сидения и укрытиями от дождя и ветра, специальными МАФами для велосипедистов — стойками технического обслуживания и подкачки шин; оборудованные площадки для отдыха и пикников, рассчитанные на большее количество пользователей, помимо указанного наполнения, могут иметь дополнительные МАФы для отдыха - беседки, столы и располагаться в живописных местах; видовые площадки оснащены объектами для кратковременного отдыха и информационными стендами.

• В начале маршрута возможна установка велопроката, совмещенного с кафе. Так как данный участок маршрута предназначен для рекреационных и туристических поездок, велокафе является не только функциональным объектом, но и местом притяжения туристов. На участке маршрута предполагается смена сезонной активности, поэтому в зимнее время на прокат вместо велосипедов можно взять лыжи и другой спортивный инвентарь.

При разработке трассировки веломаршрута необходимо учитывать уникальные характеристики места — исторические видовые раскрытия с Нижней дороги на памятники архитектуры и природные объекты, формируемые за счет перепада рельефа (Литориновый уступ) [9]:

• Использовать специальные информационные стенды, раскрывающие историю Нижней дороги [9]. Они представляют собой конструкцию с прозрачным материалом, на который нанесены изображения достопримечательностей. С определенной видовой точки, смотря снизу-вверх, можно увидеть первоначальный вид исторических дворцов и усадеб.

• Предусмотреть формирование видовых раскрытий с Нижней дороги на Финский залив по историческим композиционным осям.

Уникальным наполнением маршрута может являться проектирование велопешеходного моста на Петергофском шоссе в месте его пересечения с трамвайными путями между Объездной улицей и проездом к району Новосергиево. Для данного участка характерны следующие проблемы: сложная конфигурация перекрестка, пересечение автомобильной дороги с трамвайными путями, переход трассировки маршрута из рекреационной парковой зоны в транзитную зону движения через проезжую часть Петергофского шоссе, наличие выраженного перепада рельефа.

Велопешеходные мосты используются не только для преодоления природных преград, но и позволяют пересекать места с повышенным автомобильным трафиком, железные дороги и т. д., когда пересечение в одном уровне является опасным. [10]. Велопешеходный мост не только обеспечивает функциональные характеристики, но и является потенциальной точкой притяжения маршрута и участвует в визуальной организации среды:

• формирует новые видовые раскрытия на окружающие ландшафты — исторические парки и Финский залив;

• является архитектурной доминантой в формировании перспективных раскрытий Петергофской дороги.

Заключение

Предметное наполнение велопешеходных маршрутов необходимо для создания безопасной [11], комфортной и привлекательной велопешеходной среды. Важным условием при разработке предметного наполнения является учет специфики участков маршрута, а также функционального, визуального и эмоционального аспектов проектирования.

Библиографический список

1. Благовестова Т. Е. Велотуризм и велотранс-порт в современной России // Сб. ст. 10-й Науч. конф. «Туризм и Региональное развитие». [Смоленск, 12 - 13 октябля 2017 г.]. М.: СГУ, 2017. С. 11 - 16.

2. Урюпина, Ю. А., Романов Д. А. Актуальность формирования внутригородской велопешеходной инфраструктуры на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области / Ю. А. Урюпина, Д. А. Романов // Сборник научных трудов студентов магистратуры кафедры дизайна архитектурной среды: Сборник статей. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, 2023. — С. 223 - 228. — EDN LESIRR.

3. Дюфур Д. Принципы развития велотранспорта. Общее руководство / Дюфур Д.; пер. с англ. А. Увижева. — PRESTO, 2010. — 23 с.

4. Литвиненко Т. П., Смилянец Л. В., Павлюсь Б. Ю. Принципы, приемы и способы формирования архитектурно-планировочных решений при проектировании велосипедной инфраструктуры // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. 2014. № 3. С. 297 - 300.

5. Альбом конструктивных элементов обустройства велотранспортной инфраструктуры / Департамент транспорта и развития дорожнотранспортной инфраструктуры города Москвы — М., 2014. — 104 с.

6. Colored Pavement Material Guidance. — Текст: электронный // National Association of City Transportation Officials: официальный сайт. — URL: https://nacto.org/publication/urban-bikeway-design-guide/bikeway-signing-marking/colored-pavement-material-guidance/ (дата обращения: 20.11.23).

7. LANDSCAPE DESIGN STANDARDS Evanston Campus. — Текст: электронный // Northwestern University: официальный сайт. — URL: https://www.northwestern.edu/fm/contractors/32-0000-landscape-design-standards.pdf (дата обращения: 17.05.2024).

8. Bike Route Wayfinding Signage and Markings System. — Текст: электронный // National Association of City Transportation Officials: официальный сайт. — URL: https://nacto.org/publication/urban-bikeway-design-guide/bikeway-signing-marking/bike-route-wayfinding-signage-and-markings-system/ (дата обращения: 20.11.23).

9. Горбатенко С. Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. — СПб: Европейский дом. — 2001. — 448 с.

10. Brief Dutch Design Manual for Bicycle and Pedestrian Bridges / ipv Delft. — CROW, 2014. — 92 p. — URL: https://na.eventscloud.com/file_uploads/84d67431518b85c3fbfa30e6073596c3_Brief_Dutch_Design_ Manual_for_Bicycle_and_Pedestrian_Bridges_v1.3.pdf — Текст: электронный (дата обращения: 20.11.23).

11. Ю. В. Трофименко, С. В. Шелмаков, С. О. Зеге, Е. В. Шашин. Велосипедный транспорт в городах. Монография — М., МАДИ. — 2020. — 156 с.

<

CL

>

1-

*

ш

1-

S

X

CL

<

ш

се

э

1-

и

ш

1-

М

X

и

се

<

о

X

ЕХ О X ф 3 ф с

о ф

m к

21

Р 2 с

л ГО

£ 1

* О

< 15

. х

2 Ф , 2 m ч

Si £

* I

CL f

< Ф

à 5

THE SPECIFICS OF THE SUBJECT CONTENT OF THE CYCLING AND HIKING ROUTE ON THE EXAMPLE OF THE ROUTE ALONG THE PETERHOF ROAD

D. A. Romanov Yu. A. Uryupina

St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

Abstract

The article examines the content of the bicycle and pedestrian infrastructure and the specifics of its application using the example of a route along the historical Peterhof road to St. Petersburg. Theoretical aspects of the use of technical infrastructure elements for organizing a bicycle and pedestrian route are given. The possibilities of their use on the route section along the Lower Road are shown. Theoretical aspects of the use of elements of arrangement and tourist infrastructure of a bicycle and pedestrian route and the specifics of their choice are given.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Keywords

Bicycle and pedestrian infrastructure, subject content, technical infrastructure, arrangement elements, tourism infrastructure, arrangement elements.

Date of receipt in edition

10.06.2024

Date of acceptance for printing

18.06.2024

Ссылка для цитирования:

Д. А. Романов, Ю. А. Урюпина. Специфика предметного наполнения велопешеходного маршрута на примере маршрута вдоль петергофской дороги. — 2024. — № 2 (51). — С. 72 - 78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.