Научная статья на тему 'Специфика практик на отделении экономического образования ОАТ ФГБОУ во Омский ГАУ'

Специфика практик на отделении экономического образования ОАТ ФГБОУ во Омский ГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / PRACTICAL TRAINING / PROFESSIONAL COMPETENCES / PROFESSIONAL MODULES / EDUCATIONAL PRACTICE / WORK PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иваницкая Марина Владимировна

В данной статье показана специфика практического обучения на отделении экономического образования Омского агарного техникума ФГБОУ ВО Омский ГАУ. Практическое обучение основано на компетенциях, умений, знаний, прописанных в федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Можно выделить основные задачи среднего профессионального образования. Это обеспечение соответствия качества подготовки специалиста требованиям рынка труда, формирование базовых функций личности: ответственности, умения работать самостоятельно и в команде, планирование результатов своей деятельности, умения принимать решения, а самое главное приобретение практических навыков работы. На сегодняшний момент спецификой учебной деятельности СПО являются профессиональные модули, завершающим этапом которых являются учебные и производственные практики. На таких практиках обучающиеся формируют общие и профессиональные компетенции, приобретают практический опыт деятельности по специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics Of Practical Training At The Department Of Economics Of Omsk Agrarian College Of FSBEI HO Omsk SAU

Specifics of practical training at the Department of Economics of Omsk Agrarian College of FSBEI HE Omsk SAU are shown in this article. Practical training is based on competences, abilities, knowledge registered in Federal State Standard Of Secondary Professional Education (FGOS SPO) of new generation. It is possible to allocate the main objectives of secondary professional education. It is ensuring compliance of quality of training of the expert to requirements of labor market, formation of basic functions of the personality: responsibility, ability to work independently and in team, planning of results of the activity, ability to make decisions, and the most important acquisition of practical skills of work. For present day specifics of educational activity of secondary professional education there are professional modules which final stage is educational and work practice. During such practices students form general and professional competences, gain practical experience of activity in the specialty.

Текст научной работы на тему «Специфика практик на отделении экономического образования ОАТ ФГБОУ во Омский ГАУ»

Иваницкая М.В. Специфика практик на отделении экономического образования ОАТ ФГБОУ ВО Омский ГАУ // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№1(4) январь-март. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-1/28-spets01/265-00092. - ISSN 2413-4066

УДК 378.147.88

Иваницкая Марина Владимировна

Преподаватель высшей квалификационной категории ОА Т ФГБОУ ВО Омский ГА У, г. Омск [email protected]

Специфика практик на отделении экономического образования ОАТ ФГБОУ ВО Омский ГАУ

Аннотация: В данной статье показана специфика практического обучения на отделении экономического образования Омского агарного техникума ФГБОУ ВО Омский ГАУ. Практическое обучение основано на компетенциях, умений, знаний, прописанных в федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Можно выделить основные задачи среднего профессионального образования. Это - обеспечение соответствия качества подготовки специалиста требованиям рынка труда, формирование базовых функций личности: ответственности, умения работать самостоятельно и в команде, планирование результатов своей деятельности, умения принимать решения, а самое главное - приобретение практических навыков работы. На сегодняшний момент спецификой учебной деятельности СПО являются профессиональные модули, завершающим этапом которых являются учебные и производственные практики. На таких практиках обучающиеся формируют общие и профессиональные компетенции, приобретают практический опыт деятельности по специальности.

Ключевые слова: практическое обучение, профессиональные компетенции, профессиональные модули, учебная практика, производственная практика.

Введение

Изменения всех сфер жизни человека в современном мире обусловили модернизацию отечественного образования. Существенное влияние на систему профессионального образования в настоящее время оказывают научно-технический прогресс и преобразования, происходящие в экономике и общественной жизни. Динамичное и интенсивное развитие техники, технологий, в том числе информационных и нанотехнологий, привели к увеличению значимости формирования фундаментальных естественнонаучных знаний при обучении специалистов. Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста СПО является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности/профессии. Ключевым принципом

данного типа обучения является ориентация на результаты, значимые для сферы труда. Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, которые требуют серьёзного методического осмысления. Составляющие понятие компетенции:

1. Знания осваиваются в ходе познавательной деятельности.

2. Умения предполагают целенаправленное выполнение действия.

Под отношениями понимаются отношения к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе, своему личному и профессиональному развитию и карьере.Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Таким образом, профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности. Формирование знаний в интеграции с профессиональными компетенциями и умениями - важная составляющая эффективной профессиональной подготовки. Не умаляя роли знаний, компетентностный подход к обучению в системе СПО акцент делает на формирование способности применять эти знания на практике.

Производственная (профессиональная) практика студентов организуется в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования. Положением по производственной (профессиональной) практике студентов включает следующие этапы практики:

- практику для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную);

- практику по профилю специальности (технологическую);

- практику преддипломную (квалификационную или стажировку).

На практике для получения первичных профессиональных умений и навыков студенты готовятся к осознанному и углубленному изучению дисциплин общепрофессионального и специального цикла, получают практические и профессиональные знания по избранной специальности, формируют представления о культуре труда, культуре и этике межличностных отношений, бережном отношении к рабочему времени, соблюдении требований охраны труда, промышленной безопасности. Практика для получения первичных профессиональных) умений и навыков (учебная) проводится в учебных, учебно-производственных мастерских и других вспомогательных объектах учебного заведения либо на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности, сфера деятельности которых соответствует требованиям программ практик. Практическое обучение первичным профессиональным навыкам проводится мастерами производственного обучения либо преподавателями спецдисциплин, либо наиболее подготовленными специалистами по профилю специальности.

Содержание практики по профилю специальности (технологической) (ППС) и преддипломной (квалификационной или стажировки) (ПП) направлено на овладение студентами профессиональной деятельности по специальности, закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении дисциплин общепрофессионального и специального циклов. Содержание практики предполагает приобретение первоначального практического опыта, развитие профессионального мышления, а также овладение первоначальным профессиональным опытом, проверку профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности будущего специалиста и сбор материалов к дипломному проекту (работе).

Немаловажным фактом является также получение рабочей профессии в рамкам профессиональных модулей. Практические на каждой специальности обучающиеся имеют возможность получить рабочую профессию. Работодатели в большей степени отдают

предпочтение выпускникам техникумов и колледжей, чем специалистам с высшим образованием. Об этом говорит статистика: процент трудоустройства выпускников техникума по специальности значительно выше. Ведь главная задача техникума -подготовка компетентных и грамотных специалистов-практиков, востребованных на современном рынке труда, своего рода «технической элиты» с рабочими навыками, а вуза -научных кадров.

Организация производственной практики обучающихся в настоящее время зависит от имеющихся возможностей учебных заведений, характера его взаимосвязей с соответствующими предприятиями. Производственная практика является заключительным периодом практического профессионального обучения обучающихся. Она включает два этапа учебного процесса:

1) производственное обучение обучающихся в условиях производства (на предприятиях), где они отрабатывают умения и навыки выполнения трудовых операций и трудовых процессов, которые невозможно или нецелесообразно осваивать в учебных мастерских;

2) специализация обучающихся на выполнении определенных видов производственных работ.

На этих этапах происходят дальнейшее развитие, совершенствование и отработка качеств, характеризующих основы профессионального мастерства обучающихся, формируется квалифицированный рабочий, специалист-профессионал, способный успешно выполнять работу в соответствии с требованиями профессиональной характеристики Государственного стандарта среднего профессионального образования. Организаторам и руководителям производственной практики обучающихся на предприятиях необходимо знать и по возможности использовать отработанные многолетним опытом системы профессионального образования организационные и методические приемы проведения производственной практики, тем более что тенденции развития экономики ведут к тому, что отношения профессиональных учебных заведений и предприятий будут только усиливаться с каждым годом. К рабочим местам предприятия, где намечается прохождение производственной практики обучающихся, предъявляются следующие требования: типичность для профессии, специальности обучающихся; современность оснащенности и технологии выполнения производственных работ; нормальная обеспеченность сырьем, материалами, средствами технического обслуживания и т. п.; соответствие требованиям безопасности, санитарии и гигиены.

Порядок и организация производственной практики обучающихся обычно оформляются приказом по предприятию или его подразделению. В приказе указываются подразделения предприятия, где будет проводиться практика обучающихся, формы ее проведения, фамилии работников, ответственных от предприятия за создание необходимых условий для качественного проведения практики. На основе такого приказа составляется договор на проведение практики, в котором отражаются взаимные обязанности и права учебного заведения и предприятия. Перед выходом обучающихся на предприятие для прохождения производственной практики организуется, как правило, встреча-беседа руководителей подразделений предприятия, где будет проводиться практика. Одна из важнейших задач мастера в процессе руководства производственной практикой -обеспечение безопасных условий работы обучающихся. Производственная практика начинается с проведения занятий по изучению вопросов безопасности труда в конкретных условиях предприятия. Такие занятия проводятся, как правило, работниками предприятия, ответственными за технику безопасности. По итогам занятий обучающиеся обычно сдают зачет, результаты которого оформляются особым протоколом. В течение первых дней практики обучающиеся знакомятся с подразделениями предприятия, рабочими местами, где они будут практиковаться, с инструктивной и нормативной документацией, определяющей правила и требования к выполнению производственных работ.

Цели и задачи

Цель исследования:

проанализировать практическое обучение в Омском аграрном техникуме и выявить особенности прохождения производственных практик обучающимися на разных специальностях. Задачи исследования: 1.

Проанализировать прохождение практик на специальностях отделения экономического образования в ОАТ ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск. 2.

Изучить специфику практик на разных специальностях отделения экономического образования Омского аграрного техникума. 3.

Сделать выводы по результатам исследования.

Объекты и методы

Объектом исследования является практическое обучение в ОАТ ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г.Омск

Методом исследования является анализ специфики практик посредством обработки информации

Результаты исследований

В ОАТ ФГБОУ ВО Омский ГАУ на каждой специальности экономического отделения существуют свои особенности прохождения производственной практики, зависящие от знаний и умений, а также от общих и профессиональных компетенций обучающихся.

На специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» практика носит учетно - аналитический характер: это изучение организации бухгалтерского учета, начиная с первичных документов, синтетического и аналитического учета и заканчивая составлением баланса; изучение должностных инструкций работников бухгалтерии, приказа по учетной политики, инструктивных материалов по ведению учета; овладение практическими навыками документального оформления хозяйственных операций, сбора, обработки учетной информации и ее отражение в регистрах бухгалтерского учета; освоение технологии автоматизированной обработки учетно-аналитической информации.

В результате изучения профессиональных модулей, студентами будут освоены девять общих и семнадцать профессиональных компетенций таких как: обработка первичных бухгалтерских документов, разработка и согласование с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации, проведение учета денежных средств, введение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, отражение в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации, формирование бухгалтерских проводок по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, составление форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки, проведение контроля и анализа информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности и др. [4] . Таким образом, обучающиеся проходя производственную практику приобретают практические навыки и имеют возможность непосредственно принимать участие в таких видах работ:

- документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.

- ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.

- проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

- составление и использование бухгалтерской отчетности.

- осуществление налогового учета и налогового планирования в организации.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- имущество и обязательства организации;

- хозяйственные операции;

- финансово-хозяйственная информация;

- налоговая информация;

- бухгалтерская отчетность;

- бюджетная отчетность;

- первичные трудовые коллективы.

Кроме того все обучающиеся во время обучения получат рабочую профессию «Кассир». Таким образом при окончании техникума все имею возможность получить сразу несколько профессий. Все обучающиеся имеют возможность проходить практики (заключены долгосрочные договоры) на крупных предприятиях Омска и Омской области: Администрация ОАО «Камышино-Курское», Омская область, Муромцевский район, с. Камышино-Курское, ООО «Агро-Флора», Новосибирская область, Усть-Тарский район, ЗАО «Тандер», г.Омск, Администрация Новоильинского сельского поселения, Полтавский район, Омская область, ООО «Теплосервис», Омская область, р.п. Павлоградка, БУЗОО «Детский санаторий № 1», г.Омск, БУЗОО «Калачинская ЦРБ», Омская область, г.Калачинск, ООО «Магнит» г. Омска.

Широкая подготовка по вопросам экономике и бухгалтерскому учету позволяет бухгалтерам работать в любых организациях, финансовых отделах промышленных предприятий, банках, страховых организациях.

На специальности 38. 02.04 «Коммерция» практика носит торгово-экономический характер: это сбор, хранение и обработка информации, применяемыми в коммерческой деятельности; анализ и оценка коммерческой деятельности, продвижение товаров от производителей до потребителей; составление прогноза продаж товаров, проектирование номенклатуры товаров, процесс их продвижения и реализации на рынке; планирование коммерческой деятельности организации, предприятия, объём закупки и продажи товаров, товарных запасов; разработка стратегии развития бизнеса; участие в организации и реализации проектов и планов в области коммерции, процессы закупки и оптовых продаж товаров, их продвижение и реализация на потребительском рынке; формирование товарного ассортимента; процедура выбора покупателей и поставщиков; расчёты за поставленный товар; управление товарными запасами и разработка системы торгового обслуживании; моделирование бизнес-процессами, выбор модели бизнес - технологий.

В результате изучения профессиональных модулей, студентами будут освоены девять общих и двадцать пять профессиональных компетенций таких как: участие в установлении контактов с деловыми партнерами, заключение договоров и контроль их выполнение, предъявление претензий и санкций, принятие товаров по количеству и качеству, идентификация по видам, классам и типам организаций розничной и оптовой торговли, использование методов и приемов статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определение статистических величин, показателей вариации и индексов, оформление, проверка правильности составления, обеспечения и хранения организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем, выявление потребностей, видов спроса и соответствующих им типов маркетинга для обеспечения целей организации, формирование спроса и стимулирование сбыта товаров, применение методов и приемов анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров. [3]

В результате прохождения практики выпускник будет профессионально готов к выполнению следующих видов деятельности:

- устанавливать коммерческие связи, заключать договора и контролировать их выполнение;

- управлять товарными запасами и потоками;

- обеспечивать товародвижение и принимать товары по количеству и качеству;

- обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций;

- оценивать конкурентоспособность товаров;

- формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент;

- рассчитывать товарные потери и списывать их.

- оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества;

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- предприятия (организации) и учреждения, различных форм собственности и правового статуса, количественных параметров, осуществляющие коммерческую деятельность,

- индивидуальные предприятия,

- хозяйственные и акционерные общества, объединения, ассоциации,

- концерны, холдинги, финансово-промышленные группы и т.д.

На специальности «Коммерция» студентами будет получена рабочая профессия «Продавец продовольственных товаром». Все обучающиеся имеют возможность проходить практики (заключены долгосрочные договоры) на крупных предприятиях Омска и Омской области: ЗАО «Тандер», филиал в г.Омске, ООО «Диана», г.Омск, ООО «Компания Холидей», ООО ФК «Молния», ИП Жгулева М.В., ИП Сумлянинов А.А., Омская обл., р.п. Саргатка, ИП Гальченко О.И., Омская обл., р.п. Москаленки, ООО «Подворье Сибири», г.Омск и др.

Широкая подготовка по вопросам торговли позволяет менеджерам по продажам работать в крупных организациях, торговых отделах промышленных предприятий, складах, магазинах.

На специальности 38.02.02 «Страховое дело» практика проходит непосредственно в страховых компаниях, но возможно и в компаниях, где осуществляется страхование (например, банковская сфера, автосалоны, гипермаркеты и туристические компании и пр.), а также и в органах, которые осуществляют контроль за ними. Обучающиеся изучают: технологии агентских и брокерских продаж, банковские продажи, сетевые и посреднические продажи, продажи полисов на рабочих местах, телефонные продажи страховых полисов, стратегические и оперативное планирование розничных продаж, анализ каналов продаж, документооборот страховых операций, учет страховых договоров, работа с компетентными органами по вопросам выплат страхового возмещения, оформление страховых актов, отчетов и других документов.

В результате изучения профессиональных модулей, студентами будут освоены девять общих и двадцать три профессиональных компетенций таких как: реализация технологии агентских продаж, реализация технологий брокерских продаж , реализация технологий банковских продаж, реализация технологий сетевых посреднических продаж и офисных продаж, реализация технологий продаж полисов на рабочих местах, реализация директ-маркетинга как технологии прямых продаж, телефонные продажи, осуществление стратегического и оперативного планирования розничных продаж, реализация различных технологий розничных продаж в страховании, анализ эффективности каждого канала продаж страхового продукта, документальное оформление страховых операций, введение и учет страховых договоров, организация экспертизы, осмотр пострадавших объектов, подготовка запросов в компетентные органы, принятие мер по предупреждению страхового мошенничества. [1]

В результате прохождения практики выпускник будет профессионально готов к выполнению следующих видов деятельности:

- реализация различных технологий розничных продаж в страховании.

- организация продаж страховых продуктов.

- сопровождение договоров страхования (определение страховой стоимости и премии).

- оформление и сопровождение страхового случая (оценка страхового ущерба, урегулирование убытков).

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- процесс продаж страховых продуктов;

- документы, сопутствующие заключению договора страхования и оформлению страхового случая;

- документы внутренней и внешней отчетности;

- правила страхования и методические документы по страхованию;

- финансовые потоки между участниками страхования;

- внутренняя информация (административные приказы, методические рекомендации по расчету страхового возмещения);

- внешняя информация (нормативно-правовая база, рекомендации, изменения на страховом рынке).

В ходе обучения студенты получат рабочую профессию «Агент страховой». Все обучающиеся имеют возможность проходить практики (заключены долгосрочные договоры) на крупных предприятиях Омска и Омской области: ООО «Специализированный пенсионный брокер», г. Омск, Негосударственный пенсионный фонд «ПРОМАГРОФОНД», г.Омск, ООО «Росгосстрах» Омской области и г. Омска и др. страховых компаниях, СПАО «РЕСО - Гарантия» и др.

Специфическая подготовка по вопросам страхования позволяет специалистам страхового дела работать в любых страховых компаниях, автосалонах, банках и других организациях, связанных с осуществлением страховой деятельности.

По специальности 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» практика ориентирована на товароведно-торговую специфику, а именно: изучение организации торгово-хозяйственной деятельности торгового предприятия; анализ структуры и путей формирования и совершенствования ассортимента торгового предприятия; анализ организации торгово-технологического процесса на торговом предприятии; типы и виды торгового оборудования; изучение и анализ организации форм торгового обслуживания; овладение навыками составления торговых контрактов и договоров; освоение видов документального оформления основных операций при приемке, хранении и реализации товаров; участие в инвентаризации товарно-материальных ценностей; проведение экспертизы, контроля качества и сортировки товаров, реализуемых на торговом предприятии; контроль наличия и правильности выдачи сертификата на товары, подлежащие обязательной сертификации; осуществление приемки партии поступивших товаров по качеству и количеству; изучение основных руководящих документов, регулирующих деятельность торговых предприятий (Закон о защите прав потребителей; Правила продажи отдельных видов товаров; Инструкции о порядке приемки товаров по количеству и качеству; Положение о поставках товаров народного потребления; Порядок проведения сертификации отдельных видов товаров и т.п.).

В результате изучения профессиональных модулей, студентами будут освоены девять общих и тринадцать профессиональных компетенций таких как: выявление потребности в товарах, осуществление связи с поставщиками и потребителями продукции, управление товарными запасами и потоками, оформление документации на поставку и реализацию товаров, идентификация товаров по ассортиментной принадлежности, организация и

проведение оценки качества товаров, выполнение заданий эксперта более высокой квалификации при проведении товароведной экспертизы, участие в планировании основных показателей деятельности организации, контроль и оценка результатов выполнения работ исполнителями, оформление учетно-отчетной документации. [5]

В результате прохождения практики выпускник будет профессионально готов к выполнению следующих видов деятельности:

- управление ассортиментом товаров

- проведение экспертизы и оценки качества товаров

- организация работ в подразделении организации.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- товары различных категорий, в т.ч. потребительские и производственного назначения

- процессы товародвижения;

- процессы экспертизы и оценки качества;

- услуги торговли;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе обучения студенты получат рабочую профессию «Продавец продовольственных товаров».

Все обучающиеся имеют возможность проходить практики (заключены долгосрочные договоры) на крупных предприятиях Омска и Омской области: ФГБОУ ОмГАУ им. Столыпина, Институт ветеринарной медицины, каф. «Товароведения, стандартизации и управления качеством», ООО «Вита-фрукт», го. Омск, ЗАО «Тандер», г. Омск, ООО «Формат», г.Омск, ИП Комаров А.И., Омская область, Большеуковский район, с. Белогривка, ИП Трейзе Н.Н., Омская область, Щербакульский район, д. Б-Васильевка, ИП Рукавицина М.В., Омская область, Калачинский рн., с.Репинка, ООО «Мой Малыш», г.Омск, ООО «АЯ», Омская область, с. Пушкино, ООО «Мясопродукт», омская область, г. Тюкалинск, ИП Хамитов Э.М., магазин «Заря», Омская область, Тарский район, с. Междуречье, ИП Хчоян Н.Н., магазин «Заря», Омская область, Горьковский район. С. Красная Поляна, ИП Леонова Е.А., Омская область, р.п. Щербакуль, ЗАО «Тандер» Увертюра, г. Омск, ИП Корж Л.Н. и др.

Широкая подготовка по вопросам товарооборота и экспертизы позволяет товароведам - экспертам работать на крупных торговых предприятиях и объединениях независимо от форм собственности; торгово-посреднических организациях; внешнеторговых фирмах; предприятиях оптовой торговли различной специализации; торгово-сбытовых отделах крупных производственных объединений; государственных инспекциях по торговле и качеству товаров.

На специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» практика ориентирована на мониторинг и анализ земельных отношений а именно: составление земельного баланса, подготовка документации для принятия решений по эксплуатации и развития территорий, определение экономической эффективности использования недвижимого имущества, анализ социально -экономического развития территорий, мониторинг земель, выполнения комплекса кадастровых процедур, определение стоимости земель, выполнение кадастровой съемки, кадастровый учет, создание графических документов, классификация зданий и сооружений, определение координат границ земельных участков и вычисление их площади, оформление оценочной документации в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области. [2]

В результате изучения профессиональных модулей, студентами будут освоены девять общих и двадцать профессиональных компетенций таких как: составление земельного баланса района, подготовка документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий, подготовка предложений по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества, участие в проектировании и анализе социально-экономического развития территории, осуществление мониторинга земель территории, выполнение комплекса кадастровых

процедур, определение кадастровой стоимости земель, выполнение кадастровой съемки, использование государственных геодезических сетей и иных сетей для производства картографо-геодезических работ, расчет сметной стоимости зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками, оформление оценочной документации в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области и т.д.

В результате прохождения практики выпускник будет профессионально готов к выполнению следующих видов деятельности:

- управление земельно-имущественным комплексом

- осуществление кадастровых отношений

- картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений

- определение стоимости недвижимого имущества.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- земельно-имущественный комплекс;

- процесс кадастровых отношений;

- технология картографо-геодезического сопровождения земельно-имущественных отношений;

- технология определения стоимости недвижимого имущества.

Широкая подготовка по вопросам земельно-имущественных отношений позволяет специалистам земельно-имущественных отношений работать на таких предприятиях как: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», землеустроительные предприятия, земельные центры и комитеты, центры технической инвентаризации и землеустройства, комитеты по экономической политики и управлению имуществом администрации, комитеты по управлению муниципальным имуществом, управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области, и т.д.

Все обучающиеся имеют возможность проходить практики (заключены долгосрочные договоры) на крупных предприятиях Омска и Омской области: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Омск, ООО «Землеустроительное предприятие» Исилькульский Земельный центр, Омская обл., г.Исилькуль, ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», г.Омск», Комитет по экономической политики и управлению имуществом администрации Москаленского муниципального района, Омская обл., р.п.Москаленки, МУ «Павлоградский земельный кадастровый отдел», Омская обл., р.п. Павлоградка, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Калачиснского муниципального района, Омская обл., г.Калачинск, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области, г.Омск, ООО УК «Старгород», г.Омск, МКУ «Управление муниципальным имуществом», Тюменская обл., с. Сладково, Администрация Любинского муниципального района, Омская обл., р.п. Любино, Администрация Усть-Ишимского района Омской обл., Омская обл., с. Усть-Ишим, Администрация Малиновского сельского поселения, Омская обл., Тюкалинский район, с. Малиновка, ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ», г.Омск, Администрация Октябрьского сельского поселения Горьковского района, Омской обл., Омская обл., Горьковский р-н, с. Октябрьское, ООО Центр геодезии и межевания «Иртыш», г.Омск, с которыми оформлены договорные отношения и др.

При прохождении практики на предприятиях обучающиеся выполняют производственные заказы, выпускают готовую продукцию. Это воспитывает чувство ответственности, формирует профессиональную самостоятельность. Немаловажное значение в период обучения на предприятиях имеет формирование морального облика будущего рабочего. Обучающиеся привыкают к производственной обстановке, условиям труда, правилам поведения и внутреннему распорядку на предприятии, знакомятся с

взаимоотношениями служащих и рабочих в процессе труда между собой и с инженерно-техническими работниками, с жизнью производственного коллектива, «примеряют» себя к производственным условиям, «вживаются» в рабочий коллектив, познают силу коллектива. В зависимости от специфики избранной специальности, порядок оформления документов и итогов практики будет существенно отличаться. Однако юридические аспекты всегда одинаковы. Так, в первую очередь руководством учебного должен быть издан приказ на практику, определена программа ее прохождения и формы отчетности. Требования к оформлению и содержанию отчетной документации по итогам практики также отличаются в зависимости от специальности.

Ссылки на источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.02 Страховое дело (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 833)

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 486)

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2014 г. N 539)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 832)

5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 835)

Marina Ivanitskaya

Instructor of the first qualification grade

Omsk Agrarian College of FSBEI HE Omsk SAU, Omsk

Specifics Of Practical Training At The Department Of Economics Of Omsk Agrarian College

Of FSBEI HO Omsk SAU

Abstract: Specifics of practical training at the Department of Economics of Omsk Agrarian College of FSBEI HE Omsk SAU are shown in this article. Practical training is based on competences, abilities, knowledge registered in Federal State Standard Of Secondary Professional Education (FGOS SPO) of new generation. It is possible to allocate the main objectives of secondary professional education. It is ensuring compliance of quality of training of the expert to requirements of labor market, formation of basic functions of the personality: responsibility, ability to work independently and in team, planning of results of the activity, ability to make decisions, and the most important - acquisition of practical skills of work. For present day specifics of educational activity of secondary professional education there are professional modules which final stage is educational and work practice. During such practices students form general and professional competences, gain practical experience of activity in the specialty.

Keywords: practical training, professional competences, professional modules, educational practice, work practice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.