СПЕЦИФИКА ПОЛИКУЛЬТУРНОСТИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кречетова Г. А.
Кречетова Галина Андреевна / КгесИеХста Оа1та Апдтее^па — старший преподаватель, кафедра музыкального образования, факультет искусств, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный
Аннотация: в статье автор раскрывает специфику поликультурности как фактор эффективного современного образования и рассматривает поликультурное образование и как процесс трансляции собственной национальной культуры, и в качестве интеграции ее с культурами других народов. Автором показано, что современная система образования находится в состоянии динамичного развития и нуждается в постоянном обновлении. В заключении, автор статьи делает вывод, что поликультурное образование возможно только в условиях коррекции целей и задач, инновационных форм, методов обучения и новых технологий освоения культурных ценностей человеческого общества: национальных, отечественных, европейских, международных и является фактором эффективности в современной образовательной системе.
Ключевые слова: поликультурность, поликультурное образование, национальное самосознание, этнос, духовные ценности, национальные, общероссийские и общечеловеческие ценности.
Современная образовательная система обеспечивает национальное и интернациональное взаимодействие, направленное на поликультурное развитие личности младшего школьника в трех концептах «регион-Россия-мир». Следовательно, включение личности в цивилизационные процессы, основывающиеся на национальных, общероссийских и общечеловеческих ценностях обеспечивает подрастающему поколению возможность самоидентифицироваться как представителю национальной, российской и мировой культуры - является сегодня стратегически важным направлением в образовании.
Проблема взаимодействия культур разных народов особенно актуальна в переходные, кризисные периоды истории. Способы социокультурных трансформаций являются предметом пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей [1, с. 161].
Философский смысл феномена поликультурного образования раскрывается такими основополагающими категориями философии культуры как категории: «культурный монизм» и «культурный плюрализм». Это два фундаментальных аспекта бытия культуры - единство и многообразие, фундаментальной основой которой является диалог. Диалог культур, построенный на принципах монокультурности и поликультурности, их взаимная коррекция и равновесие, проявляется в поиске «срединной культуры». Поликультурность - это умение вести диалог, понимать и принимать культуру других народов, и при этом осознавать себя представителем своей собственной национальной культуры и гражданином России. Такой подход в современном образовании легализуется в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой говорится, что «Национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с. 11].
В процессе взаимодействия с природным окружением человек особым образом создает свою «вторую природу» - материальную и духовную культуру. Человечество функционирует в двух сферах жизни и деятельности: инстинктивно-биологической и культурно-целесообразной (социальной). Любое общество как живой организм имеет свою специфику и механизмы самосохранения. Быстро меняющаяся культурная действительность создает новые параметры жизни для каждого следующего поколения [3, с. 161].
XXI век обозначил новые проблемы: трудности в адаптации, социализации и самореализации человека в современном мире. Сегодня, общество диктует понимание того, что развитие и прогресс его политических, социально-экономических основ зависит от уровня культурно-образовательного потенциала подрастающего поколения. И именно образование является одним из важнейших показателей успешной социализации, идентификации и жизнедеятельности каждого гражданина в мультикультурном социуме. Только посредством
образования, ведущего к новому устройству многонационального культурного открытого общества можно воспитать и развить поликультурную личность.
Разработкой проблем поликультурного образования занимались такие российские ученые как В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк, А. Н. Джуринский, И. В. Колинько, И. В. Колоколова, А. М. Кондаков, Л. С. Мовсесян, Л. Л. Супрунова, В. А. Тишков и др., которые изучали вопросы поликультурного образования школьников, пути и средства поликультурности.
В мировой практике имеются различные взгляды на цели воспитания и образования. В истории человеческого общества глобальные цели воспитания изменялись и изменяются до сих пор в соответствии с философскими и психолого-педагогическими теориями, с требованиями общества к образованию. От выбранной цели и задач педагогической деятельности зависят остальные элементы - содержание и средства получения результатов.
Основная цель технологии поликультурности в образовании - повышение качества начального образования. Целеполагание в педагогике - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Педагогические цели заключаются в освоении культурных ценностей человеческого общества: национальных, отечественных, европейских, международных и являются средством глобализации в образовательной системе.
Таким образом, можно обозначить основные задачи поликультурного образования, которые реализуются посредством:
• формирования в сознании младших школьников целостной картины мира;
• овладения учащимися в процессе изучения школьных предметов системой теоретических знаний и практических умений, навыков и способов деятельности освоения культурного наследия родного края, страны и мира;
• усвоения общечеловеческих и этнокультурных норм поведения, адаптация к жизни в поликультурном мире, определении места и роли личности в окружающем мире;
• формирования культурной идентичности младших школьников на основе приобщения к национальным, российским и мировым ценностям;
• воспитания национального самосознания, познание и принятие культуры своего этноса и культурного многообразия других народов;
• развитие поликультурной личности младшего школьника на уроках и во внеклассной деятельности в триедином концепте «регион-Россия-мир».
В образовательном пространстве Российской Федерации поликультурное образование признано одним из ценностно-целевых ориентиров в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов [4]. Не случайно, в требованиях ФГОС показано: «Стандарт направлен на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [5].
В заключении отметим, что современная система музыкального образования находится в состоянии динамичного развития и нуждается в постоянном обновлении ее целей, средств, подходов, принципов и методов, содержания музыкального воспитания и обучения, совершенствования инновационных технологий. Чтобы инновационный образовательный процесс стал более эффективным, нужны новые идеи, концепции и модели для реализации интегративного подхода в музыкальном воспитании, обучении и приобретение школьниками знаний о национальных, российских и общечеловеческих культурных ценностях в их единстве и взаимосвязи на уроках музыки [6, с. 56].
Литература
1. Димаева Ф. В. О традиционной современной культуре чеченцев // Вестник РГГУ № 3 (65)/11
Серия «Философия. Социология». М., 2011. С. 161-169. 168 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России:
учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2010. 11 с.
3. Димаева Ф. В. О традиционной современной культуре чеченцев // Вестник РГГУ № 3 (65)/11
Серия «Философия. Социология». М., 2011. С. 161-169.
4. Ван Хань. Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур.
Дисс. ... канд. пед. Наук. [Электронный ресурс]. Москва, 2012. 141 с. Режим доступа: nauka-
pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertac...dagogicheskiy-analiz/ (дата обращения: 18.12.2016).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). I. п. 6. абзац 4.
6. Кречетова Г. А. Реализация интегративного подхода в процессе музыкального образования младших школьников // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. № 6. С. 56-59.
ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ НОРМ ГТО Насонова Н. Ю.
Насонова Наталья Юрьевна /Ма.юпсуа Ма1а1уа Уппета - учитель физической культуры, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия «Лаборатория Салахова», г. Сургут
Аннотация: популярность детского самодеятельного туризма растет с каждым годом, являясь составной частью физического воспитания. Туризм успешно решает воспитательные, оздоровительные и познавательные задачи. Преподавание туризма в школе содействует воспитанию, социализации, развитию коммуникативных компетенций подростка, расширяет его кругозор, готовит его к активной деятельности в обществе, а также направлено на укрепление здоровья, формирование личности ведущей здоровый образ жизни в рамках внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Ключевые слова: здоровье, качества личности, практико-ориентированный подход.
Актуальные проблемы и темы исследования
Туризм - это вид спорта, требующий всестороннего развития личности. Ещё в ХШ веке туризм был включен в программу физической подготовки во многих странах. Постепенно развиваясь и расширяясь, туризм разделился на многие виды. По определению А. А. Остапца, «туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности» [3]. На взгляд В. И. Куриловой, «туристско-краеведческое движение школьников - это массовая внеклассная форма работы учащихся по всестороннему изучению родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи и обусловленная программно-нормативными документами» [2].
На основании указа президента Российской Федерации Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» ввести в действие с 1 сентября 2014 года, один из видов которого является туристический поход с проверкой туристических навыков. Выполнение норм по туризму проводится в пеших походах в соответствии с возрастными требованиями, для участия Ш,УП-1Х ступени 15 км. В походе проверяются туристические знания и навыки: укладка рюкзака, ориентирование на местности по карте и компасу, установка палатки, разжигание костра, способы преодоления препятствий.
Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания, велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, применять туристические навыки, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярные занятия туризмом вырабатывают у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.
Приобщение к занятиям туризмом начинается в основном в общеобразовательной школе. Главное условие повышения заинтересованности учащихся туризмом - формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному процессу в туризме. Участие членов туристских секций в общественно-полезных мероприятиях во многом способствует формированию единого коллектива. Только в этом случае у школьников воспитывается осознанная потребность в туризме. Роль педагога в ориентации учащихся заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные особенности школьников, последовательно раскрывать перед ними все новые формы и методы туристской работы, поддерживать творчество и инициативу и готовить к успешной сдаче норм ГТО. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять особенности каждого из ребят и найти подход к нему. Такое общение