- основными типами межличностных конфликтов, возникающих в вузе, являются «студент - преподаватель», «студент - студент», «преподаватель - руководство», а также «преподаватель - преподаватель»;
- предотвращать возникновение нежелательных конфликтов, а равно ликвидировать или максимально ослабить возможные неблагоприятные последствия уже возникших можно с помощью организационных (структурных) мер и межличностных методов, требующих психолого-педагогической подготовки руководителя;
- система управления и регулирования конфликтов в образовательной организации должна включать интеграцию в программу по повышению квалифи-
Библиографический список
кации преподавателей курса «Конфликтология»; укрепление социальной защиты профессорско-преподавательского состава вузов путем повышения заработной платы и предоставления социальных льгот;
- в целях наиболее эффективного предотвращения и урегулирования конфликтных ситуаций в основу имиджа современного преподавателя высшей школы должна лечь конфликтологическая культура;
- кроме того, необходимо, чтобы тематика, связанная с конфликтными ситуациями, их предотвращением и минимизацией негативных последствий, использовалась при разработке тематики ВКР, курсовых работ, НИР и НИРС.
1. Нестерова Л.В. Конфликты в вузе: классификация, причины и способы их разрешения Четвертые Декартовские чтения «Рационализм и универсалии культуры»: материалы Международной научно-практической конференции. 2017: 148 - 156.
2. Валиев И.С. Анализ и способы решения конфликтов в сфере высшего образования. Available at: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/7420/s013-137. pdf?sequence=1&isAllowed=y
3. Белозеров В.С., Щитова Н.А., Чихичин В.В., Соловьев И.А. Иностранные студенты на Северном Кавказе: региональные различия и проблемы адаптации Наука. Инновации. Технологии. 2017; № 4: 79 - 92.
4. Ефимчик Е.Е. Человеческий фактор в управлении: конспект лекций. Минск, 2008.
5. Горбунова Н.В. Личностно-профессиональное становление будущего учителя в контексте современной парадигмы образования Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 49-1: 55 - 65.
6. Сорокопуд Ю.В., Орлова Е.А., Шкурко Н.М. Формирование интеллектуального капитала как средство повышения имиджа и конкурентноспособности вуза Научные исследования и образование. 2015; № 1: 230 - 232.
7. Пименова Е.В., Сёмина И.С., Соколова И.Ю., Сорокопуд Ю.В., Уварова Н.Н., Дьяченко А.С. Формирование имиджа будущего педагога в процессе профессиональной подготовки. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013; T. 1: 296 - 302.
References
1. Nesterova L.V. Konflikty v vuze: klassifikaciya, prichiny i sposoby ih razresheniya Chetvertye Dekartovskie chteniya «Racionalizm i universalii kul'tury»: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017: 148 - 156.
2. Valiev I.S. Analiz i sposoby resheniya konfliktov v sfere vysshego obrazovaniya. Available at: http://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/7420/s013-137. pdf?sequence=1&isAllowed=y
3. Belozerov V.S., Schitova N.A., Chihichin V.V., Solov'ev I.A. Inostrannye studenty na Severnom Kavkaze: regional'nye razlichiya i problemy adaptacii Nauka. Innovacii. Tehnologii. 2017; № 4: 79 - 92.
4. Efimchik E.E. Chelovecheskij faktor v upravlenii: konspekt lekcij. Minsk, 2008.
5. Gorbunova N.V. Lichnostno-professional'noe stanovlenie buduschego uchitelya v kontekste sovremennoj paradigmy obrazovaniya Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 49-1: 55 - 65.
6. Sorokopud Yu.V., Orlova E.A., Shkurko N.M. Formirovanie intellektual'nogo kapitala kak sredstvo povysheniya imidzha i konkurentnosposobnosti vuza Nauchnye issledovaniya i obrazovanie. 2015; № 1: 230 - 232.
7. Pimenova E.V., Semina I.S., Sokolova I.Yu., Sorokopud Yu.V., Uvarova N.N., D'yachenko A.S. Formirovanie imidzha buduschego pedagoga v processe professional'noj podgotovki. Nauchno-metodicheskj 'elektronnyj zhurnal Koncept. 2013; T. 1: 296 - 302.
Статья поступила в редакцию 05.09.20
УДК 378
Rasskazova L.A., postgraduate, Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: love.rasskazova@mail.ru
THE SPECIFICS OF PREPARING STUDENTS FOR THE DEVELOPMENT OF SAXOPHONE PLAYING IN THE CLASS OF WIND INSTRUMENTS. The article considers difficulties encountered by students in the class of wind instruments in preparation for the transition to saxophone playing. The work is based on the analysis of training methods on wooden wind instruments, the emphasis is placed on the emergence of specific difficulties, as well as problems at the beginning of training, inherent in the mastery of the saxophone and the system of additional music education in general. Conditions and causes of learning problems are identified and defined, differentiated and opportunities for overcoming them are shown. The presented material allows to conclude that in the existing methods of training on the saxophone there is practically no attention paid to the preparatory stage of training. Attention is focused on the setting of the body and hands, the development of breathing and the formation of ambouchure. However, there is very little consideration of the overall primary training of the student, as well as overcoming the difficulties of primary education in a modern child. It can be concluded that there is a growing need to expand the range of issues in the teaching of wooden wind instruments, as well as in updating a number of methodological guidelines.
Key words: child, primary education, musical development, playing musical instrument, saxophone, recorder.
Л.А. Рассказова, аспирант, Московский городской педагогический университет, Институт культуры и искусств, г. Москва,
E-mail: love.rasskazova@mail.ru
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОСВОЕНИЮ САКСОФОНА В КЛАССЕ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
В статье рассмотрены трудности, возникающие у обучающихся в классе духовых инструментов в период подготовки к переходу на саксофон. На основании анализа методик обучения на деревянных духовых инструментах делается акцент на возникновении специфических трудностей, а также проблем в начале обучения, присущих освоению саксофона и системе дополнительного музыкального образования в целом. Были выявлены и определены условия и причины возникновения проблем обучения, дана их дифференциация и показаны возможности преодоления. Представленный материал позволяет сделать вывод, что в существующих методиках обучения на саксофоне практически нет места подготовительному этапу. Фокусируется внимание на постановке корпуса и рук, развитии дыхания и формировании амбушюра. Однако крайне мало рассматривается общая первичная подготовка учащегося, а также преодоление трудностей начального обучения у современного ребенка. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что растет необходимость в расширении круга проблематики в методике преподавания деревянных духовых инструментов, а также в обновлении ряда методических указаний.
Ключевые слова: ребенок, начальное обучение, музыкальное развитие, игра на музыкальном инструменте, саксофон, блокфлейта.
Наиболее плодотворным и важным временем для музыкального развития ребенка, в частности развития навыков игры на инструменте и приобщения к музыке в целом, является дошкольный возраст В этот период формируются когнитивные интересы ребенка, он все больше проявляет естественную возрастную активность,
которую нужно направлять в созидательное и творческое русло. Активный поиск как форма общения с окружающим миром заложена в человеке с рождения. Необходимо с раннего возраста поддерживать и поощрять активный поиск и ни в коем случае не пытаться его подавить, превращая в пассивное мировосприятие [1].
Школа как социальный институт призвана воспитывать гармоничного человека, стимулировать его активность, раскрывать творческий потенциал. Однако самым распространенным методом и основой всего школьного обучения по-прежнему служит объяснительно-иллюстративный метод. Его суть заключается в передаче готовых знаний, потому во время образовательного процесса учащийся, как правило, не проявляет ни поисковую, ни творческую активность. В результате у него подавляется интерес к открытиям, инициативе и постепенно формируется пассивное мировосприятие.
Одной из актуальных задач современной музыкальной педагогики является совершенствование комплексного всестороннего воспитания учащихся. В этом плане занятия на музыкальном инструменте предполагают проблемное обучение и активизацию самостоятельной работы. Преподавание опирается на широкое применение методов обучения и воспитания, которые способствуют развитию у детей интереса к музыке, раскрепощению их творческих сил, формированию эстетического вкуса, восприятию и пониманию академической музыки.
Цель настоящей статьи - рассмотреть проблемы начального обучения в классе духовых инструментов, а именно на саксофоне и блокфлейте с современной позиции возникающих трудностей и путей их преодоления. В некоторых классах духовых инструментов на начальном этапе обучения используется блок-флейта для подготовки начинающего исполнителя к переходу на более сложный и громоздкий саксофон. Некоторые же педагоги предпочитают приступать к обучению учащегося непосредственно с саксофона. При этом перед педагогом стоит ряд проблем, обусловливающих трудности начального периода обучения.
Так, расширить музыкальный кругозор обучающихся позволяет достаточно большой и разнообразный репертуар, состоящий из произведений разных жанров и стилей как классической музыки, так и музыки эстрадно-джазового направления. Данный репертуар способен пробудить и развить интерес начинающих духовиков к процессу обучения.
Устоявшийся репертуар для саксофона является важным учебным материалом. Он предоставляет возможность решить ряд актуальных задач в педагогике духового искусства, а именно: воспитательных, эстетических, музыкально-образовательных, общепедагогических. Органичный и приемлемый репертуар помогает педагогу сформировать навыки импровизации, развить интерес к музыке и эстетический вкус, подготовить учащихся к восприятию и пониманию более сложных форм музыкальных произведений.
Опираясь на опыт исполнения академической музыки, учащийся в дальнейшем сможет более качественно и осмысленно исполнять эстрадно-джазовую музыку
Наличие класса деревянных духовых инструментов (блокфлейта, саксофон) для начинающих исполнителей оживляет учебную обстановку в детской музыкальной школе, мотивирует к учебному процессу и внеклассной концертной и конкурсной деятельности. На концертах учащиеся знакомятся с разнообразным репертуаром для духовых инструментов, что может побудить к дальнейшему развитию мотивации и интереса к обучению. Специфика деревянных духовых инструментов определяет различные сроки обучения. Одну из главных ролей в их установлении играют возраст, общая подготовка, физические и музыкальные данные учащегося. Более оптимальными сроками обучения игре на саксофоне считается возраст 5 и 7 лет. Различное продвижение учеников, обучающихся в эти сроки, отражено в примерных экзаменационных программах соответствующих классов ДМШ.
Подготовительный этап обучения является наиболее значительным и ценным (с точки зрения исполнительских перспектив) этапом обучения - фундаментом, на который в последующем опирается исполнительский базис музыканта. Педагогические цели и задачи программы обучения во многом основываются на самостоятельности обучающегося. За время подготовительного этапа и первого года обучения педагог должен обучить учащегося основам исполнительского дыхания, сформировать амбушюр, научить координировать движения во время исполнения, подготовить к чтению с листа несложных произведений, ансамблевых и оркестровых партий, игре в различных ансамблях.
Многочисленные проблемы начального обучения на саксофоне так или иначе отражают известные и доступные для работы с учащимися методики обучения игре на саксофоне: труды В.Д. Иванова [2; 3], А.Б. Ривчуна [4] и М.К. Шапошниковой [5]. На основе методических разработок этих известных отечественных музыкантов и педагогов-исследователей в области исполнительства на духовых инструментах выросло не одно поколение учащихся. Кратко рассмотрим основные тезисы их методик.
Как считает Иванов Владимир Дмитриевич, индивидуальные технические качества исполнителя, как целостного комплекса умений и навыков, зависят от тяги к занятиям на инструменте, от постоянного совершенствования исполнительской техники и удовлетворенности своими результатами. «Стержнем занятий должна явиться правильная и целенаправленная их организация. В процессе непрерывного развития индивидуальной исполнительской техники саксофонисту необходимо хорошо усвоить музыкально-теоретические знания, навыки чтения с листа, игры наизусть, чистоты интонирования, ощущение красивого саксофонного звука. Большое значение будет иметь также накопление опыта игры в оркестре или ансамбле, изучение сольного репертуара. В данном пособии автором предлагаются общие методические ориентиры и педагогические установки, в основе которых лежит личный исполнительский и педагогический опыт» [2, с. 1].
Александр Борисович Ривчун является автором пособий «Школа игры на саксофоне» и «40 этюдов для саксофона». В принципах методики А.Б. Ривчуна нет чёткого разделения между учениками различных классов, однако он фокусирует внимание на технической составляющей обучения музыканта-исполнителя. Прежде всего, учащийся должен уделять время работе над гаммами и этюдами. Также методика этого автора базируется на общей постановке корпуса исполнителя, развитии исполнительского дыхания, формировании амбущюра, чёткой артикуляции и аппликатурной дисциплине. Материал располагается по классической схеме «от простого - к сложному».
В репертуаре Маргариты Константиновны Шапошниковой важное место занимают классические произведения для саксофона и многочисленные сочинения. В отличие от методики В.Д. Иванова, в методике М.К. Шапошниковой есть и направленность на джаз. По мнению Маргариты Константиновны, знакомство с эстрадно-джазовой манерой исполнения следует начинать с теми учащимися, которые более успешно усвоили основы академической игры и техники исполнения. Хрестоматия, составленная Маргаритой Константиновной, построена по принципу повышения уровня сложности. В более старших классах программа произведений усложняется в техническом плане (регистр и диапазон) и в художественном (увеличивается объем произведений). Ближе к концу сборника имеются упражнения для подготовки к эстрадно-джазовой манере исполнения, это упражнения на свинги би-боп. Методика М.К. Шапошниковой отличается глубокой дифференциацией обучения по классам. Расширить музыкальный кругозор юных исполнителей позволяет достаточно большой и разнообразный репертуар, состоящий из произведений разных жанров и стилей - как классической музыки, так и музыки эстрадно-джазового направления. Это способствует пробуждению и развитию интереса начинающих духовиков к процессу обучения.
Обучение игре на деревянных духовых инструментах требует от учащихся, помимо музыкальных способностей, также хорошего здоровья и физической подготовки. Для выработки точной интонации необходимо постоянно развивать музыкальный слух ученика, а также чувство самоконтроля.
В процессе работы с начинающими в классе саксофона был выявлен ряд общих трудностей, относящихся и к блокфлейте, и собственно к саксофону. Перечислим эти трудности и дадим им педагогическую интерпретацию.
1. Отсутствие теоретических знаний. На ранних этапах подготовки учащегося к освоению духовых инструментов у него отсутствуют теоретические знания и общее представление о системе дополнительного музыкального образования. Для освоения программы педагог не может обойтись без объяснения теоретического материала для более быстрого и успешного усвоения знаний и умений на уроках. Однако это совсем не означает отказа от практической подготовки начинающего исполнителя к игре на духовом инструменте.
В теоретические знания входит информация о нотах и длительностях, о штрихах и динамике. По мере обучения все чаще возникает необходимость в понимании сути и специфики штриха на духовом инструменте, так как штрихи зависят от работы языка, а например, в случае legato участвуют язык, дыхание и работа пальцев. Не стоит пренебрегать и знаниями о динамике, поскольку она связана с освоением исполнительского дыхания, которое в дальнейшем будет развиваться и совершенствоваться. В изданных учебных пособиях и школах для начинающих сегодня предусмотрены упражнения на штрихи и динамику.
2. Изучение аппликатуры. Координация рук при игре на духовом инструменте не свойственна человеку в повседневной жизни. Пальцы осуществляют переменные движения одновременно, что может привести к зажатию рук, амбушюра, шеи и корпуса тела в целом. Кажущаяся простота игры может спровоцировать дальнейшие негативные реакции вплоть до отказа от последующих занятий. Вследствие этого необходимо донести до ученика важность начального этапа обучения. Практика работы с начинающими в классе духовых инструментов показывает, что на духовых инструментах сложнее запомнить местонахождение необходимого звука, чем на струнных или клавишных инструментах. Например, на фортепиано при одном звукоизвлечении участвует один палец, тогда как на блокфлейте при звузоизвлечении, например, фа# первой октавы будут опущены шесть пальцев из семи. А при переносе фа# на октаву выше будет уже задействована другая комбинация лишь из четырех пальцев. Отметим, что при игре одной и той же ноты на октаву выше или ниже используются разные типы выдыхаемого воздуха (теплый и холодный).
3. Отсутствие навыка исполнительского дыхания и не сформированный амбушюр. Монотонность усвоения упражнений по овладению исполнительским дыханием может навеять на ученика скуку. Нередко ученику кажется, что этот этап можно пропустить, однако в этом случае ученик обязательно столкнется с тем, что просто физически не сможет воспроизвести некоторые звуки. У каждого духового инструмента есть звуки, на воспроизведение которых тратится совсем мало сил, но таких звуков немного, от силы 3 - 4. Именно с них и стоит начать обучение, опираясь на простые попевки и песенки. Только после усвоения аппликатуры и дыхательных упражнений можно переходить к более сложным произведениям, постепенно увеличивая диапазон и добавляя хрома-тизмы. Для начинающих это далеко не просто, поскольку каждый звук имеет свою аппликатуру.
4. Комплексное применение теоретических и практических знаний. Данный этап является определенным итогом применения приобретенных знаний на начальном этапе обучения. Здесь задействованы зрительная память (ученик
играет по нотам) и мышечная память (ученик координирует работу пальцев, локтей, корпуса и сочетает это с исполнительским дыханием). Достаточно сложно контролировать все эти составляющие одновременно с чтением нот Помимо работы пальцев на инструменте и зрительным сосредоточением на тексте произведения следует помнить о правильном вдохе и выдохе, а также регулировании мышц амбушюра. Заметим, что только после формирования навыка запоминания нот и аппликатуры можно вводить чтение с листа как отдельную дисциплину.
Отметим и переход с блокфлейты на саксофон, который может быть достаточно проблематичным из-за ряда причин:
1. Разная специфика исполнительского дыхания. Звукоизвлечение на саксофоне гораздо интенсивнее, чем на блокфлейте, и по этой причине переход с одного инструмента на другой будет занимать время. Для более простого перехода необходимо постоянно играть на блокфлейте с «опорой».
2. Постановка амбушюра должна быть максимально приближена к постановке на саксофоне. У блокфлейты также имеется мундштук, однако он отличается от мундштука саксофона. У последнего проработанная и усложненная конструкция мундштука и наличие трости, что отличает саксофон от мундштука блокфлейты, хотя внешне это мало заметно.
3. Положение пальцев на блокфлейте является немного полусогнутыми в фалангах и педагогу необходимо следить за таким положением. Иначе при переходе на саксофон пальцы останутся в этом же положении, и впоследствии это будет вызывать трудности при игре более сложных техничных произведений.
Библиографический список
4. Темп усвоения учебного материала. Из-за легкого дыхания и простоты инструмента темп усвоения учебного материала гораздо быстрее, и учащемуся легче справиться с рядом общих трудностей. Однако при переходе с блок-флейты на саксофон приходится возвращаться к более простым по содержанию и техническому уровню произведениям, поскольку у ребенка еще не устоялось представление об исполнительском дыхании и адаптации к схожей, но иной аппликатуре.
Подготовительный этап обучения на духовых инструментах тесно связан с названными проблемами обучения. Педагогу необходимо понимать важность своевременной теории и практики, чтобы выстроить грамотную и продуктивную траекторию обучения, обеспечивающую учащемуся постоянное развитие и совершенствование в игре на духовом инструменте. Каждый из музыкальных инструментов имеет свою специфику и сложности в освоении, и духовые инструменты не являются исключением. Описанные трудности могут вызывать отторжение и раздражение у ученика и в дальнейшем привести к негативным последствиям, связанным со слабой волей и мотивацией к обучению. В связи с этим очень важен первый контакт ученика с инструментом. Правильная постановка, постепенное освоение игровых умений и навыков, концертная деятельность становятся необходимыми условиями успешного обучения игре на духовых инструментах. Описанные методики преподавания на саксофоне опираются на технические составляющие юного исполнителя. Педагог должен обращать внимание не только на них, но и расширять взгляды на проблематику образовательного процесса.
1. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. Москва: Просвещение, 1989.
2. Иванов В.Д. Основы индивидуальной техники саксофониста. Москва: Музыка, 1993.
3. Иванов В.Д. Школа академической игры на саксофоне. Москва: Издатель Диков М., 2003.
4. Ривчун А.Б. Школа игры на саксофоне Москва: Музыка, 2012.
5. Шапошникова М.К. Хрестоматия для саксофона. Москва: Музыка, 2007.
6. Усов Ю.А. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. Москва: Музыка, 1986.
7. Забара ГИ. Некоторые вопросы методики преподавания игры на деревянных духовых инструментах. Минск: Институт культуры Беларуси, 2012. References
1. Rotenberg V.S., Bondarenko S.M. Mozg, obuchenie, zdorov'e. Moskva: Prosveschenie, 1989.
2. Ivanov V.D. Osnovy individual'noj tehnikisaksofonista. Moskva: Muzyka, 1993.
3. Ivanov V.D. Shkola akademicheskoj igry na saksofone. Moskva: Izdatel' Dikov M., 2003.
4. Rivchun A.B. Shkola igry na saksofone Moskva: Muzyka, 2012.
5. Shaposhnikova M.K. Hrestomatiya dlya saksofona. Moskva: Muzyka, 2007.
6. Usov Yu.A. Istoriya zarubezhnogo ispolnitel'stva na duhovyh instrumentah. Moskva: Muzyka, 1986.
7. Zabara G.I. Nekotorye voprosy metodikiprepodavaniya igry na derevyannyh duhovyh instrumentah. Minsk: Institut kul'tury Belarusi, 2012.
Статья поступила в редакцию 29.09.20
УДК 167
Razumov V.I., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Omsk State University n.a. F.M. Dostoevsky (Omsk, Russia), E-mail: rvi57@mail.ru Skosyreva N.D., Cand. of Sciences (Philosophy), Head of Department of Philosophy, History, Economic Theory and Law, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: nd.skosyreva@omgau.org
Zinich A.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: av.zinich@omgau.org
Pomogaev V.M., Cand. of Sciences (Economics), Vice-Rector for Economics and Informatization, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: vm.pomogaev@omgau.org
Revyakina Yu.N, Public Relations Manager, Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin (Omsk, Russia), E-mail: yun.revyakina@omgau.org
FORMATION OF A HYPOTHESIS FOR RESEARCHING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF RURAL YOUTH IN FORSIGHT-INSAFING FORMAT. The article discusses the experience of forming and testing the hypothesis of an interdisciplinary study of the problem of professional self-determination of rural youth in the context of the digitalization of the economy. The methodological basis of the process of formation and approbation of scientific research is the system-cybernetic approach, in accordance with which the object of research is considered in the format of a dynamic information system (DIS). As a research procedure, the authors propose foresight-insafing. The article notes that foresight-insuring is a practice-oriented modification of insafing, and it will act as a procedure for both sweeping and testing the formulated hypothesis. Insafing as an area of applications of the theory of dynamical systems (TDIS) makes it possible to relate any of the topics discussed with the entire already accumulated base of developments. Communication technology of insafing provides an opportunity for a serious interdisciplinary study of the topic. The article considers an example of the development of a specific scientific hypothesis. The authors put forward a hypothesis in which it is assumed that the course of professional self-determination of rural youth is seriously disturbed by the contradictions between the attraction to the traditional attitude towards rural professions and a new approach to them dictated by the spread of various manifestations of digitalization in the agro-industrial complex. In the course of insuring, significant categories were identified that reveal the problem, which, in accordance with the TDIS, were built into the scheme, relationships were identified, and contradictions were highlighted. At the first stage, digraphs were identified: rural youth, professional self-determination, digitalization. By carrying out decryption and mutation procedures up to level 4, digraphs of the second level are built: multiculturalism of rural youth, development trajectory, systemic transformation of thinking and third-level digraphs: digital practice, digital self-determination, digital ecology. The article provides an example of a mechanism for performing mutations and a convolution of these concepts, as a result of which new sequences of categories have been formulated, through which it becomes possible to interpret the professional self-determination of rural youth in the context of the digitalization of the economy in completely new interdisciplinary perspectives of understanding. To test the hypothesis formulated above, insafing was a procedure involving participants and experts in practical activities on the use of organizational-activity games as a tool for transferring knowledge to the level of practice, for transferring acquired knowledge to the status of technology. The hypothesis formulated above is not only the basis for constructing a model of the corresponding DIS, but it becomes the basis of an actual project, in the implementation of which the participants of the foresight insafing are included.
Key words: professional self-determination, foresight, insafing, research methodology, rural youth.