УДК 788.43
ББК 85.315.3
П 56
Понькина А.М.
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры оркестровых инструментов Белгородского государственного института искусств и культуры, e-mail: ponki-na_2006@mail. ru
Исполнительство на саксофоне конца ХХ века: характерные особенности эволюции
(Рецензирована)
Аннотация:
Впервые рассматриваются самобытные исторические процессы, повлиявшие на развитие саксофонного исполнительства, в конце ХХ века ставшего наиболее приоритетной областью духового творчества. Его повсеместная популяризация была обусловлена интенсивными трансформациями, произошедшими вследствие изменения восприятия саксофона в кругах элитарной музыкальной общественности. В связи с чем, особый интерес для исследования представляют связанные с социальным статусом инструмента реорганизации в системе профессионального образования, так как именно они способствовали стремительному подъёму уровня мастерства саксофонистов различных стилевых направлений. Внедряемые реформы обусловили резкое увеличение численности национальных школ, в рамках которых выдвигается плеяда талантливых инструменталистов новой формации. Благодаря их прогрессивной деятельности появляется большое количество инструктивно-методической, научной и художественной литературы, отражающей кардинальные преобразования, свойственные этому времени. Акцентируется внимание на таком весьма значимом для анализируемого периода факторе, как взаимообогащение академической и джазовой сфер, поскольку данные тенденции определили довольно широкий спектр форм и видов музицирования. В выводах отмечается, что собственно осознание индивидуальности саксофона стало причиной столь стремительной эволюции исполнительского искусства.
Ключевые слова:
Саксофон, исполнительство на саксофоне, искусство игры на саксофоне, конец ХХ века, характерные черты, характерные черты исполнительства на саксофоне.
Ponkina A.M.
PhD in Music Art Criticism, Associate Professor of Department of Orchestral Instruments, the Belgorod State Institute of Arts and Culture, e-mail: ponkina_2006@mail.ru
Performance on the saxophone in the late twentieth century: characteristic features of evolution
Abstract:
For the first time, this paper studies original historical processes that influenced the development of saxophone performance, which has become the most priority area of wind creativity at the end of the twentieth century. Its widespread popularization was due to the intense transformations that occurred as a result of a change in the perception of the saxophone in the circles of the elite musical community. In this connection, the reorganizations in the vocational education
system related to the social status of the instrument are of special interest for the research, since they contributed to a rapid rise in the skill level of saxophonists of different styles. The reforms introduced led to a sharp increase in the number of national schools, within which an entire galaxy of talented instrumentalists of the new formation has been promoted. Thanks to their progressive activities, a large amount of instructive, methodological, scientific and fiction literature appears, reflecting the cardinal transformations inherent in this time. Among other things, the author focuses on the factor, which is very significant for the analyzed period, as the mutual enrichment of the academic and jazz spheres, because these trends have determined a rather wide range of forms and types of music making. In the conclusion it is noted that the reason for such a rapid and qualitative evolution of the performing arts was the realization of the saxophone individuality.
Keywords:
Saxophone, saxophone performance, the art of playing the saxophone, the end of the twentieth century, characteristic features, characteristic features of performance on the saxophone.
Последнюю четверть ХХ века в искусстве игры на саксофоне можно охарактеризовать как время интенсивных изменений. Инновации стали возможны лишь благодаря реорганизации системы образования, подготовленной произошедшей ломкой коренных стереотипов и устоявшихся канонов, предопределённых восприятием инструмента. Вследствие его «универсальных» возможностей, оказавшихся востребованными не только в академической музыке, саксофонное исполнительство становится самой приоритетной сферой духового творчества. Данные тенденции определили достаточно широкий спектр деятельности, разнообразие модификаций форм и видов музицирования [1: 3]. Это способствовало небывалому подъёму уровня мастерства, преобразованию «концертного облика саксофониста» [2] и тесно связанного с ним комплекса профессиональных навыков.
Самобытные процессы, совершающиеся в саксофонном искусстве за счёт проекции знаний из других областей науки [3], получают научное обоснование. Начинают освещаться вопросы, касающиеся анатомо-физиологических и технологических особенностей исполнительства. Усиливается интерес не только к опыту, накопленному известными современными инструменталистами разных стран, но и мэтрами прошлых эпох. Преемственность обуславливает повышение
внимания к наследию более ранних поколений, в частности XIX столетия, «.. .небольшой объём которого свидетельствует о том, что место саксофона в инструментальной культуре явно недооценивалось» [4: 17]. Столь качественные трансформации вызвали необходимость формирования гильдий саксофонистов различного ранга, нацеленных на пропаганду этого инструмента, обусловив повсеместное проведение Международных конкурсов, фестивалей и Всемирных конгрессов [5].
Глобальная популяризация исполнительства на саксофоне стимулировала резкое увеличение численности школ. Причём такие как французская в виду своего исторического преимущества или японская - в силу национальной специфики, бесспорно, продолжают главенствовать и «задавать тон» в мировом сообществе. Однако, в число лидирующих выдвигаются и те, которые до того периода, как например китайская [6], не оказывали существенного влияния на общее развитие саксофонного искусства. В их рамках вырастают молодые исполнители, пополнившие прогрессивную плеяду высокопрофессиональных музыкантов, энергия которых была направлена на создание нового художественного, технического и инструктивного материала.
Наряду с остальными, довольно сильные изменения претерпевает и отечественная школа игры на саксофоне, пере-
нявшая многие черты зарубежных школ. Тем не менее, «внутри нее сложилась оригинальная методика обучения, самостоятельный репертуар, бережное отношение к традициям, существующим в русской духовой культуре» [2: 18]. Свойственные ей особенности выкристаллизовались благодаря Народной артистке РФ, профессору РАМ им. Гнесиных Маргарите Константиновне Шапошниковой, сумевшей преодолеть «инерцию восприятия» и вывести академическое исполнительство на концертную эстраду. Оттого инструмент начинает обширно и разно-планово использоваться в оркестровом, ансамблевом и сольном творчестве композиторов России [7].
Американская школа, благодаря любопытному синтезу классических и джазовых традиций, занимает одно из важных мест в саксофонном исполнительстве анализируемого периода. Наиболее ярким её представителем принято считать Фредерика Хемке (Frederick Hemke). Талант маэстро вдохновил большое количество композиторов для создания сочинений, научные исследования (в частности его докторская диссертация «Ранняя история саксофона» («The Early History of the Saxophone») [8]) явились отправной точкой для серьёзных экспериментов, педагогическая работа - в полной мере способствовала выходу образования на иную ступень. Именно он одним из первых перестал разделять саксофонистов в соответствии со стилем, которого они придерживаются. «Независимо от того какой из областей музыкальной деятельности (джазу или классике) отдает предпочтение саксофонист, основные положения, связанные со звукообразованием, интонацией, диапазоном, техникой, являются одинаковыми» [9: 2]. В связи с этим, руководствуясь собственным богатым опытом, им были разработаны единые, до сих пор незыблемые, требования [10] для студентов этих двух направлений. В результате чего, становится необходимым коренное преобразование
комплекса профессиональных навыков, сыгравшее значимую роль не только в эволюции американской школы.
Общий прогресс в саксофонном искусстве обусловил грандиозные реорганизации в эстрадно-джазовой сфере. Наряду с пособиями по импровизации, «снятыми» соло известных саксофонистов, джазовыми школами, издающимися в печатном виде, появляются аудиошколы и видеошколы - как пример можно привести видеошколу Э. Мариенталя (E. Marienthal). Именно такой формат позволил на качественно новом уровне осваивать инструмент, что стало основой для переосмысления исполнительской технологии многих музыкантов, работающих в различных жанрах. Данные тенденции отразились в «Пособии по созданию собственного звука» (1994) Д. Лейбмана (D. Liebman «Creating a personal sound on the saxophone») [11], в котором процессы звукоизвлечения осмысливаются с философской стороны. В учебнике подтвердилась необходимость перехода на «о-образную» постановку губного аппарата (В. Апатский) [12], предложенную ещё в «Справочнике преподавателя» (1977) Ф. Хемке (F. Hemke «Teacher's guide saxophone») [9].
Преимущества «о-образного» амбушюра, заключаются в своеобразном положении нижней губы, необходимом для гибкого управления тростью. Вследствие чего, сильное давление в углах рта не оправдано, так как они лишь контролируют попадание воздуха в мундштук. В постановке такого типа значимую роль играет, так называемая, «вакуумная подушка» - сконцентрированный воздух между щеками и зубами исполнителя, оказывающий благотворное влияние на тембр саксофона. Каркас амбушюра (зубы, дёсны и челюсти) - стержень (опора) всего губного аппарата. «Во время игры на тростевом инструменте губы своей внутренней стороной должны опираться на десны и зубы» [12: 70]. Описанная выше форма амбушюра даёт возможность хорошо освоить тес-
ситурную технику, суть которой заключается в умении оперировать воздушной струёй. При извлечении нот нижнего регистра воздух под нужным углом подаётся вниз, и, соответственно, вверх - при звукоизвлечении в верхнем регистре. Поэтому, овладев такой техникой, игра «высоких» нот становится возможной за счёт формирования в центральной части губы непосредственно под тростью «мышечной подушки» (В. Апатский) [12]. «Благодаря такой форме губ увеличивается площадь их контактирования с тростью. Увеличенная площадь контакта «прикрывает «тембр, делает его более мягким и эластичным» [12: 65].
Довольно важным для искусства игры на саксофоне данного периода является умение оперировать появившимися в результате эволюции музыкального мышления новыми приёмами, исполнение которых связано со специфическими действиями игрового аппарата. Повсеместное внедрение и использование нетрадиционных исполнительских приёмов, в том числе и звуков сверхвысокого регистра (введённых в обиход С. Рашером [13]), в художественные сочинения характерно для японской школы, в частности для опусов саксофониста Р. Нода. Первым пособием, излагающим особенности их освоения, принято считать «Муль-тифонию на саксофоне» (1982) француза Д. Киентзи (D. Kientzy «Les sons multiples aux saxophones») [14].
Таким образом, рассмотрев тенденции, свойственные искусству игры на саксофоне конца ХХ века, можно сделать следующие выводы. Во-первых, небывалый подъём в области саксофонного исполнительства приводит к резкому увеличению количества национальных школ, в рамках которых выдвигается целая плеяда музыкантов новой формации как академического, так и джазового направлений. Во-вторых, академическое и эстрадно-джазовое саксофонное искусство, несмотря на сильную разрозненность процессов, обусловленных различиями исполнительской специфики, развивается параллельно и взаимообогащается. В-третьих, возросшее мастерство саксофонистов способствует как увеличению численности концертных произведений, так и усложнению их семантики. В-четвёртых, большинство опусов откликаются на музыкальные реалии времени и отражают кардинальные изменения, характерные для искусства данного периода. В-пятых, признание индивидуальности саксофона способствует трансформациям в профессиональной системе обучения, в связи с чем преподавание саксофона разрешается только узконаправленным специалистам. В-шестых, научное осмысление анатомо-физиологических, технологических и художественных особенностей игры на саксофоне способствовало появлению огромного количества работ, освещающих данную проблему.
Примечания:
1. Иванов В.Д. Современное искусство игры на саксофоне: проблемы истории, теории и практики исполнительства: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 1997. 40 с.
2. Кириллов С.В. Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2010. 166 с.
3. Carr W.E.J. A Videofluorographic investigation of tongue and throat position in playing flute, oboe, clarinet, bassoon and saxophone. D.M.A.: University of Southern California, 1978. 132 р.
4. Крупей М. Стильовi основи формування виконавсько'1 майстерносп саксофошста (у контекст музично'1 творчосп XIX - XX сгашть): дис. ... канд. мистецтвознав-ства. Одеса, 2006. 236 с.
5. Иванов В. Современное искусство игры на саксофоне: проблемы истории, теории
и практики исполнительства: дисс. ... д-ра искусствоведения. М., 1997. 296 с.
6. Гэ Мэн. К вопросу о развитии саксофонного искусства в Китае в ХХ - начале XXI века // Искусство и культура. 2014. № 3 (15). С. 48-54.
7. Иванов В. Саксофон. М.: Музыка, 1990. 62 с.
8. Hemke F.L. The early history of the saxophone. D.M.A.: Performance, university of Wisconsin, 1975. 466 p.
9. Hemke F.L. Teacher's Guide. USA: Selmer, 1977. 30 p.
10. Понькина А. Роль Фредерика Хемке в становлении американской исполнительской саксофоновой школы // Молодой ученый. 2016. № 4 (108). С. 870-873.
11. Liebman D. Developing a personal saxophone sound. Massachusets: Dorn publications, 1994. 58 p.
12. Апатский В. Основы теории и методики духового музыкально-исполнительского искусства. Киев: НМАУ им. П.И. Чайковского, 2006. 430 с.
13. Понькина А. Методологические принципы Сигурда Рашера и их роль в эволюции исполнительства на саксофоне первой половины ХХ столетия // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2016. Вып. 3 (182). С. 236-240.
14. Kientzy D. Les sons multiples aux saxophones. Paris: Salabert editions, 1980. 81 p.
References:
1. Ivanov VD. Modern art of playing the saxophone: the problems of history, theory and practice of performing: Diss. abstract for the Cand. of Art Criticism degree. M., 1997. 40 pp.
2. Kirillov S.V. The technique of playing the saxophone and the problems of interpreting the original works: Diss. abstract for the Cand. of Art Criticism degree. M., 2010. 166 pp.
3. Carr W.E.J. A Videofluorographic investigation of tongue and throat position in playing flute, oboe, clarinet, bassoon and saxophone. D.M.A.: University of Southern California, 1978. 123 pp.
4. Krupey M. The style bases for the formation of the performing skills of a saxophonist (in the context of musical creativity of the 19th-20th centuries): Diss. abstract for the Cand. of Art Criticism degree. Odessa, 2006. 236 pp.
5. Ivanov V. Modern art of playing the saxophone: problems of history, theory and practice of performing: Diss. abstract for the Cand. of Art Criticism degree. M., 1997. 296 pp.
6. Ge Men. On the development of saxophone art in China in the 20th and early 21st centuries // Art and Culture. 2014. No. 3 (15). P. 48-54.
7. Ivanov V.D. Saxophone. M.: Muzyka, 1990. 62 pp.
8. Hemke F.L. The early history of the saxophone. D.M.A., Performance, university of Wisconsin, 1975. 466 pp.
9. Hemke F.L. Teacher's Guide. USA: Selmer, 1977. 30 pp.
10. Ponkina A. The role of Frederick Hemke in the formation of the American performing saxophone school // Young Scientist. 2016. No. 4 (108). P. 870-873.
11. Liebman D. Developing a personal saxophone sound. Massachusets: Dorn publications, 1994. 58 pp.
12. Apatsky V. Fundamentals of the theory and methodology of wind musical performance art. Kiev: NMAU named after P.I. Tchaikovsky, 2006. 430 pp.
13. Ponkina A. Sigurd Rasher's Methodological Principles and Their Role in the Evolution of Performing on the Saxophone of the First Half of the Twentieth Century // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2016. Iss. 3 (182). P. 236-240.
14. Kientzy D. Les sons multiples aux saxophones. Paris: Salabert editions, 1980. 81 pp.