УДК 378.147: 75.
Л. Г. МЕДВЕДЕВ щ В. П. КРАСНОБОРОДКИН "
Омский государственный педагогический университет
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ
В статье рассматриваются основные составляющие процесса обучения живописи студентов-дизайнеров посредством активизации творческой деятельности. Определяются качества живописного процесса, наиболее адекватные характеру профессиональной деятельности дизайнера.
Ключевые слова: целостность, гармония, восприятие цвета, живописный процесс, композиционное решение, колористическая подготовка, дизайнерское мышление, проектная деятельность.
Специфика профессиональной деятельности дизайнера заключается в наличии творческого начала как доминирующего компонента. Профессиональная компетентность дизайнера включает в себя целостное состояние личности, выражающее стиль мышления, проектную культуру, гражданскую позицию, знания, практические умения, навыки и опыт художественно-творческой деятельности. Ядро профессиональной компетенции составляет воспитание дизайнерского мышления, а также формирование проектной культуры. Все это предполагает необходимость его подготовки по художественным дисциплинам, и прежде всего живописи, рисунку, композиции, цветоведению. Именно в процессе живописной деятельности формируется гармоничность восприятия и профессиональная культура художника, поскольку в живописи гармонично интегрируются все эти дисциплины.
Безусловно, обучение живописи требует учета качеств, наиболее адекватных характеру профессиональной деятельности дизайнера. Следовательно, занятия по живописи необходимо интегрировать с композицией, цветоведением, рисунком.
Известно, что в процессе обучения живописи развиваются все важнейшие составляющие творческого становления человека и в первую очередь целостность и гармоничность мировосприятия. Стержнем активной творческой деятельности является понимание художником сущности гармонии и стремление постигнуть ее вершины. В эстетике термин «гармония» трактуется как связь, стройность, соразмерность, согласованность отдельных сторон предметов и явлений, как специфическое единство в многообразии.
В живописи гармония проявляется в одновременном, выразительном сочетании цвета и тона, в пропорциональности, согласованности отдельных частей изображаемых объектов, в соразмерности деталей, в закономерном объединении тоновых и цветовых контрастов, связанных между собой замыслом художника в единое композиционное решение, которое определяет последовательность восприятия основных и второстепенных составляющих живописного произведения. В этом контексте техника становится проводником эстетической оценки художником объекта изображения, важнейшим фактором постижения гармонии, а овладение техническим мастерством обретает осмысленный творческий характер, нацеленный на передачу эсте-
тической сущности изображаемого.
Специфической особенностью организации живописного процесса у дизайнеров является направленность его на выявление живописной формы объекта изображения с акцентировкой колористической составляющей в конкретном композиционном решении. Композиционная деятельность рассматривается как сложнейший творческий процесс, включающий в себя специфику восприятия, образование образов представления и воображения, дающих обобщенное и абстрагированное понимание сущности изображаемого.
Безусловно, успех этой деятельности во многом зависит от содержательности пропедевтики всего композиционного курса, дающего возможность переводить трехмерные объемные формы в стилизованные двухмерные изображения, добиваться гармоничности взаимодействий основных цветовых плоскостей с окружающим пространством.
Особое место в живописном процессе занимает рисунок, будучи основой изобразительного искусства и ведущей дисциплиной в системе художественного образования и эстетического воспитания, он (рисунок) имеет специфические особенности в становлении живописного образа. Замечено, что зачастую, студенты на занятиях по живописи тщательно прорисовывают все подробности изображаемого объекта, затем добросовестно «закрашивают» этот рисунок более или менее удачным подбором соответствующего колера. Подобный подход к живописному рисованию сдерживает творческую инициативу художника, обедняет композиционные поиски живописных взаимоотношений цветовых плоскостей, препятствует развитию эмоционального образа.
Представляется, что в живописи рисунок призван не выявлять конструктивные особенности изображаемых предметов, или их объемных и тональных взаимодействий, а прежде всего, нацелен на определение общих пропорциональных отношений и выразительного абриса предметов. Поскольку в процессе живописного процесса нередко приходится исправлять предварительный рисунок непосредственно кистью в соответствии со становящимся живописным изображением. Поэтому живописцу необходимо овладевать искусством рисования непосредственно кистью.
Важнейшей составляющей живописного процесса, а также эффективным фактором развития восприятия, представлений и воображения является
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012
*
последовательная система выполнения живописных набросков и зарисовок. Занятия набросками и зарисовками начинаются с зарисовок простых предметов быта, геометрических тел, простых натюрмортов, овощей и фруктов, животных, птиц, интерьера, пейзажа, головы и фигуры человека и заканчиваются самыми разнообразными композиционными заданиями. В постижении живописного мастерства особое значение отводится выбору живописного материала на первоначальных этапах обучения. Выбор живописных материалов, технических приемов не может быть случайным. Он диктуется объективным характером жанра натюрморта, психологическими особенностями механизма восприятия модели и ее живописного изображения, изобразительными и выразительными задачами живописного процесса, а также спецификой живописного языка. Особое внимание необходимо уделять обоснованному выбору живописных или графических материалов (уголь, сангина, цветные мелки, карандаши, пастель, мел, акварель, гуашь, а иногда соединение в одной работе смешанной техники). Кроме этого, целесообразно в процессе выполнения каждой длительной постановки первый час отводить выполнению набросков и зарисовок по непосредственному кратковременному восприятию, а также по представлению и воображению. Все это значительно активизирует творческую деятельность начинающего художника, в контексте конкретного композиционного осмысления изображаемого.
Композиционная составляющая в живописном процессе является общим способом целостного опредмечивания художественного замысла, а также составной частью живописной культуры, признаком профессиональной компетенции художника, которая со всей очевидностью проявляется и в рисунке и в проектной деятельности дизайнера. Следовательно, на занятиях по живописи необходимо осваивать композиционные принципы как общий способ организации смыслового содержания изображаемого.
Проблема композиции в изобразительном искусстве является одной из важнейших как в теории, в художественной практике, в методике обучения художественным дисциплинам, так и в профессиональной деятельности дизайнера. Известные ученые (М. В. Алпатов, Б. Р. Виппер, Н. Н. Волков, А. Е. Фаворский, Е. В. Шорохов) [1—5] провели обстоятельные научные исследования, посвященные различным аспектам этой многогранной проблемы. В последние годы заметно возрос интерес методистов к развитию композиционного мышления, композиционных способностей и т.д. Вместе с тем проблема интеграции композиционных принципов в живописи в контексте профессиональной подготовки дизайнеров не исследовалась.
Продуктивная профессиональная деятельность дизайнера требует основательных знаний по коло-ристике, которая обеспечивает научными знаниями объективных закономерностей цветовосприятия и использования их в профессиональной подготовке в области проектной культуры. Колористическая подготовка является составной частью обучения живописи, поскольку она эффективно способствует к осознанному освоению колористической культуры, являющейся необходимым компонентом для решения живописных задач.
Проведенный анализ научных трудов в этой области свидетельствует о том, что на сегодняшний день методические проблемы совершенствования
колористической подготовки специалистов на занятиях по живописи, нацеленной на активизацию, творческой деятельности обучаемых не исследованы. Не определена роль колористики в проектной деятельности дизайнеров.
В колористической грамоте важнейшее значение приобретает понимание цветовой выразительности в живописи. Н. Н. Волков убедительно доказывал, что именно выразительность цвета составляет главную внутреннюю основу колорита картины. Известный психолог С. Л. Рубинштейн считал, что цветам свойственна определенная выразительность, которая не является результатом ассоциации и переносом символики цвета, а качество, принадлежавшее самому цвету, зависящее в значительной степени от установки испытуемых [2].
Основу цветовой выразительности составляет зрительное восприятие, обусловленное ощущениями, затрагивающими эмоциональную и интеллектуальную сферу личности. Следовательно, колористическая подготовка, включающая в себя понимание сущности явления цветовой выразительности и использование ее качеств в живописных работах, требует выявления особенностей зрительного восприятия цвета, включающего физические и психологические стимулы.
Основные принципы обучения колористике на занятиях по живописи обусловливаются целенаправленным изучением цвета от простого к сложному посредством целостной системой упражнений, позволяющих освоить содержание понятий из области цвета. Освоение цветовых закономерностей следует осуществлять через упражнения стилизованного характера и сопоставления цветовых контрастов в различных сочетаниях цветовых оттенков. Теоретические знания о цвете включают рассмотрение физических основ цвета, физиологии зрительного восприятия, психологии восприятия цвета и теории гармонии. Практические занятия направлены на развитие комбинаторных способностей обучаемых, умений анализировать качество цветовой гармонии.
При этом будущим дизайнерам необходимо знать фиксированные в художественной практике цветовые системы, на основе которых производится анализ цветосочетаний по различным характеристикам. Это дает возможность обучаемым одновременно изучить научную основу в оценке цветовых явлений и подготовиться к предстоящей проектной деятельности.
Таким образом, живописный процесс начинается с восприятия предметов или их совокупности, которые представляют определенное явление, процесс. Затем познается сущность следующего порядка: выделяется живописная доминанта предметов, устанавливается их связь с явлением, процессом, визуально не воспринимаемым, но реально существующим. От того, что художник выделит в предметах как главное, зависит и сама возможность наиболее полного его живописного познания [3]. Если в представлении сформировался достаточно полный живописный образ, то художнику необходимо наличие целенаправленной деятельности для его материального воплощения, и в этом процессе именно кисть является основным как рисовальным, так и живописным инструментом.
Восприятие, обогащенное образами представления, состоит из целого ряда действий, направленных на мысленное удержание первоначального образа, фиксирование его различных преобразований, с учетом поставленной живописной задачи.
Различное преобразование воспринимаемых предметов может осуществляться не только практическими действиями, но, прежде всего, умозрительно, посредством оперирования образами представлений, или воображения. Любое живописное изображение требует представлений, связанных с переводом реальных пространственных (трехмерных) предметов с их собственным цветом в двухмерную изобразительную плоскость с условно взятыми цветовыми отношениями. Подобное преобразование возможно лишь посредством усвоения художником теоретических знаний о различных способах выполнения, а также формирования необходимых практических умений живописного изображения.
Библиографический список
1. Алматов, М. В. Композиция в живописи. Методический очерк / М. В. Алматов. — М. ; Л. : Искусство, 1940. — 27 с.
2. Виппер, Б. Р. Проблема развития натюрморта / Б. Р. Виппер. — СПб. : Азбука — классика, 2005. — 384 с.
3. Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М. : Искусство, 1977. — 263 с.
4. Фаворский, В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В. А.
Фаворский. — М. : Книга, 1986. — 240 с.
5. Шорохов, Е. В. Композиция: учеб. для студентов худ.-граф. фак-тов пед. ин-тов / Е. В. Шорохов. -2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1986. — 207 с.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1989.
Т. 1. — 488 с.
Т. 2. — 389 с.
7. Медведев, Л. Г. Живопись. Гармония чувства, мысли, цвета / Л. Г. Медведев. — СПб. : Мультипринт Северо-Запад, 2009. — 152 с.
МЕДВЕДЕВ Леонид Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор (Россия), директор института искусств ОмГПУ, заведующий кафедрой академической живописи ОмГПУ.
КРАСНОБОРОДКИН Василий Петрович, аспирант кафедры академической живописи ОмГПУ, доцент кафедры изобразительного искусства Нижневартовского государственного гуманитарного университета, член Союза дизайнеров РФ.
Адрес для переписки: krasnoborodkin69@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.02.2012 г.
© Л. Г. Медведев, В. П. Краснобородкин
УДК 3711 Л. Г. МЕДВЕДЕВ
Н. В. ЧЕКАЛЕВА
Омский государственный педагогический университет
ПЕДАГОГИКА ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА______________________________
Статья посвящена раскрытию специфики развития творческих способностей детей различных возрастных групп на занятиях по изобразительному искусству.
Ключевые слова: развитие, творчество, изобразительная деятельность, мышление, образ.
Формирование творчески активной личности школьника во многом зависит от научной разработанности дидактики детского изобразительного творчества. Следует подчеркнуть, что обучение детей изобразительному искусству не самоцель, а представляется эффективным средством их творческого развития, необходимым условием образного познания мира. В связи с этим перед учителем изобразительного искусства стоят первостепенные задачи — развивать потенциальные творческие способности учащихся посредством активизации их продуктивной познавательной деятельности на занятиях по изобразительному искусству.
Бытующая в сегодняшней школе методика обучения изобразительному искусству имеет ряд существенных недостатков.
Во-первых, традиционный путь обучения детей основам рисования живописи, композиции, декоративно-прикладному искусству зачастую предусматривает первоначальное обучение определенным правилам изображения вне связи с творческим процессом, а также без учета психологических факторов, опирающихся на физиологические закономерности развития детей различных возратных групп, что неизбежно ограничивает возможности творче-
ского развития личности. Во-вторых, современные программы по изобразительному искусству обычно составляют учителя по своему усмотрению. При этом они исходят из собственного творческого и педагогического опыта, а это порождает самые противоречивые методические установки, зачастую не учитывающие психологические, физиологические особенности детей различных возрастных групп, а также латентные периоды усвоения ими изобразительной информации.
Наконец, в существующих учебных программах не просматривается единая генеральная идея, подчиняющая все многообразие теоретических, искусствоведческих видов занятий в единстве с практической деятельностью детей, направленной на посильное освоение технических основ изображения. Вследствие чего работа по развитию творческих способностей детей, их эстетического воспитания утрачивает целенаправленность, дидактическую и методическую ценность.
Известно, что учить детей правилам изображения бесполезно, пока у них не появится внутренняя мотивация на самовыражение, что и стимулирует их стремление к освоению конкретных умений.
Процесс творческого развития детей состо-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (106) 2012 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ