Оценка социального события в контексте исторических источников является малоизученной темой в современных социально-философских исследованиях. Она представляет попытку восстановления наиболее достоверного варианта тех исторических событий, которые прошли трансформацию в социальные события и получили реальную оценку в настоящее время. Подобная ситуация показывает, что, рассматривая развитие социальных процессов в рамках трансформации социума, исследователь не может не учитывать ситуации, которые касаются того сегмента будущего, который связан с возможными альтернативными путями общественного развития. Другой сегмент соотносится с тем историческим прошлым, которое непосредственно оказывает влияние на концептуальные, методологические и иные основания для возникновения подобного комплекса тенденций и перспектив.
В этой связи необходимо обратить внимание на иной аспект проблемы, а именно: на комплекс социальных событий, которые находятся в рамках настоящего времени. Причем настоящего времени, понимаемого как некоторый процесс, связанный с совокупностью социальных процессов, образующих так называемое длительное настоящее время. Поэтому проблема оценки и использования фактора оценки в социально-философском исследовании приобретает особую важность, так как оценка имеет многоуровневый характер.
Эта многоуровневость касается как сочетания социально-исторических и исторических исследований, так и выявления той темпоральной референции, которая наиболее приемлема при рассмотрении комплекса социальных ситуаций, процессов и событий, то есть всего того, что образует не только альтернативные тенденции развития общества, но и вообще наполняет это развитие локальными фрагментами. Кстати, отметим еще один аспект данной проблемы, а именно то, что подобным образом понимаемые социальные события в рамках длительного настоящего времени непосредственно выступают промежуточным, но наиболее важным звеном между прошлым и будущим временем.
В этой связи дискурс в большей степени касается того, насколько исследователь концептуально достоверно может из сегмента прошлого времени (с учетом случившихся событий) перейти к тем событиям, которые наполняют настоящее и которые исследователь оценивает с точки зрения выбранных измерительных процедур. Причем эти события, уже получившие статус социальных, не только образуют определенные комплексы, непосредственно влияющие на наполняемость протекающих в трансформациях общества реальных процессов, но и с точки зрения этих комплексов делятся на более значимые, менее значимые, достоверные, проверенные и так далее.
Кроме того, они выступают в качестве основных комплексов событий, дающих возможность на их основании строить определенные перспективы будущего развития социума, определять наиболее вероятные тенденции для реализации, устанавливать те сценарии будущего, для которых происходит своеобразный поиск наиболее адекватных и точных путей развития социальных процессов, длящихся в настоящем времени и трансформирующихся во время будущее.
Подобная ситуация, связанная с фактором оценки относительно социальных событий, имеет и еще несколько направлений исследования, которые нам представляются весьма значительными.
Первое направление связано с тем, что в современной социально-философской и философской литературе в самых различных контекстах употребляются такие понятия, как «событие», «ситуация», «явление». Однако не всегда исследователи выдерживают определенное единообразие относительно концептуальных и семантических особенностей данных понятий. Однако в рамках оценочного фактора социальных событий их проецирование на социальные процессы, касающиеся трансформаций современного социума, имеет весьма важное как методологическое, так и общественно-практическое значение.
Второе направление исходит из того, что оценочный фактор коррелирует с фактором темпоральности. И в этом случае ситуация вполне объяснима, поскольку социальные события, как и исторические события и сценарии, по отношению к которым строятся различные перспективы, планы и проекты, коррелируют непосредственно со шкалой времени, с определенными индексами времени и темпоральной референцией в целом. Поэтому естественно, что каждый исследователь, касающийся этих вопросов, заинтересован в том, чтобы темпоральная референция была адекватной, а индексы оценки и времени коррелировали между собой.
Третье направление можно связать с проблемой, которая фактически возникает в рамках сопоставления комплекса социальных событий, наполняющих длительное настоящее время, и комплекса событий, которые к настоящему времени закончились. Однако развитие этого комплекса может продолжаться в длительном времени и получить в нем новые оценки интерпретации. Дискурс касается и тех событий, которые в недалеком или отдаленном прошлом уже закончились, но оказывают важное с методологических и концептуальных позиций влияние на социальные события и социальные процессы, не только происходящие в прошлом, но и получившие адекватную оценку с учетом сегмента прошлого времени, в котором эти события случились.
Однако социальный субъект не может в некоторых ситуациях непосредственно воспринимать подобные события, так как, если речь идет об исторических событиях, которые трансформировались в социальные, находящиеся в длящемся настоящем времени, то вполне возможна корреляция исследований с позиций соотнесения различных комплексов социальных событий с темпоральной референцией относительно длящегося настоящего. Между тем подобная ситуация не применима к тем событиям, которые следует расценивать не как социальные, а как исторические, так как они не получили продолжения в настоящем времени. Они будут коррелировать с тем сегментом прошлого, которого уже не существует, но которое оказывает влияние не только на настоящее время, но и на перспективы, альтернативы развития, имеющие место в рамках противоречивого развития современного социума.
На приоритетные роли выходит понятие социально-философского источника, который фактически для исследователя будет представлять информацию, касающуюся комплекса исторических событий, имеющих значение для анализа современного состояния социума. Следовательно, исследование в данном направлении считается не только важным и значимым, но и правильным как с концептуально-семантических, так и методологических и стратегических позиций, так как, с одной стороны, методологически важно найти соотнесение оценочного и темпорального фактора с теми социальными ситуациями, процессами, явлениями, которые происходят в настоящем или получили развитие из
прошлого в настоящее. С другой стороны, необходимо определить тенденции и альтернативы социальных процессов в развитии общества, которые получат свою реализацию и разрешение в будущем времени. Когда речь заходит о различных направлениях исследования оценочного фактора относительно социальных событий, касающихся трансформаций противоречивого развития социума, то, конечно, исследователь имеет дело с различными сегментами времени. Что же касается непосредственно сегмента прошлого, то, естественно, исторические ситуации или исторические события, коррелирующие с этим прошлым, предполагают множество различных аспектов, характерных для ценностно-оценочного фактора.
Последний рассматривается в контексте деятельностного подхода социального субъекта по отношению как к социальной реальности, реальности противоречивого развития социума, так и к той исторической действительности, которую он в настоящее время непосредственно не воспринимает, но которая существовала и оказывает влияние на ситуацию, связанную с социальными событиями и социальными процессами, характерными для изучаемого периода общественного развития.
В этом отношении фактор оценки предполагает, что достаточно значимыми становятся мировоззренческие установки самого социального субъекта. Историко-философские исследования, связанные с ретроспективным подходом к традиционно-философским проблемам, показали, что достаточно интересные и значимые результаты появляются в рамках постнеклассического осмысления не только настоящих проблем, но и различных фрагментов прошлого времени. Тем более в процессе выработки того концептуальносемантического аппарата, который является наиболее эффективным и адекватным для разрешения тех или иных проблем, имевших место в прошлом, но не получивших развитие в настоящем.
Подобная ситуация связана с тем, что в данном случае, возможно, не в полной мере учитывались внутренние интенции самого субъекта, связь познающего и деятельностного подхода к социальной реальности. А это предполагает уже не только проблему различных уровней оценки обращения к историческим и социальным событиям, но и выход на первый план комплексной оценки исторических и социальных событий в единой системе, связанной с теми или иными ценностными и оценочными системами в корреляции с системами, предполагающими измерительные процедуры.
В этом плане немаловажным является тот факт, что именно в настоящем времени социальный субъект может проверить достоверность не только разных исторических событий, но и определить их значимость для выстраивания, конструирования и представления в рамках социальных процессов, существующих и длящихся в настоящем времени социальных событий.
Работа в данном направлении во многом касается того, что исследователь-философ в таких случаях обращается к методологическим и теоретическим основаниям исторического исследования. Подобное обращение к сегментам прошлого времени в рамках исследования различных процессов, как исторических, так и социальных, для нахождения наиболее эффективной оценки социальных событий будет касаться поиска определенных социально-философских источников, отражающих различные исторические ситуации, исторические события или комплексы событий, зафиксированные, например, в рамках определенного социально-философского текста.
В данном случае обозначенное второе направление начинает коррелировать с третьим направлением, касающимся исследовательских позиций по отношению к тем источникам, которые непосредственно восходят к рассматриваемым историческим процессам. То есть, возможно, утверждение о том, что обращение к попытке переосмысления с современных позиций различных исторических ситуаций или событий, которые, вероятно, и не получили своего разрешения в прошлом времени, так или иначе происходит посредством используемых исторических или социально-философских источников.
При этом подобное переосмысление или осмысление проходит не только с позиции использования оценочного фактора социальным субъектом, но также фактора темпоральности. Социальный субъект вынужден фактор оценки соотносить с определенной темпоральной референцией, установив эту референцию с точки зрения различных моментов, зафиксированных в прошлом времени и в рамках длящегося настоящего времени. Поэтому вполне правомерно утверждать, что получается действительно объективная системная оценка, которая отражает сами внутренние установки деятельностного и познающего социального субъекта.
Нельзя не отметить, что возникающие вопросы, касающиеся корреляции концептов настоящего и прошлого в контексте обращения к социально-философским текстам, нередко имеют познавательный характер не только с позиции истории философии или истории, но и с точки зрения возможности нахождения именно адекватного соотнесения различных исторических и социальных событий, процессов, явлений с учетом различных сегментов, а именно прошлого и настоящего времени.
Конечно, следует иметь в виду и то, что подобные социально-философские источники будут получать свое осмысление и переосмысление в рамках длящегося настоящего в пределах той реальной социальной действительности, которая имеет место в современном противоречивом развитии социума. Поэтому деятельностный подход социального субъекта к тем социальным событиям, которые входят в его теоретико-познавательное поле, дает ему возможность системно подойти к анализу, например, социальных ситуаций или социальных событий с позиции ценностного и темпорального факторов.
В этой связи В.В. Попов и Б.С. Щеглов замечают, что «оценка связана с выбором не только эквивалента или критерия для сравнения, но и с выбором оценочных характеристик. Содержание эквивалентов, в определенной мере, должно быть тождественным содержанию оцениваемого объекта, то есть он должен заключать в себя те свойства или качества, которые имеются в объекте. То есть, в каждой непосредственной ситуации это соответствие может быть различным, но сопоставление объекта и предполагаемого эквивалента может иметь смысл лишь в границах их определенного совпадения, так как при абсолютном несовпадении сравнение проводить просто бессмысленно» [2, с. 145].
В качестве концептуального допущения относительно возможной значимости исторических событий или ситуаций необходима правильная оценка социальных событий или социальных ситуаций, происходящих в социуме и его противоречивых трансформациях. Социальный субъект выступает в качестве определенного носителя вполне конкретного социально-философского знания с позиции получения нового или приращения имеющегося исторического знания в некоторое новое знание с учетом определенных реалий настоящего времени.
Подобный социальный субъект получает и дополнительную информацию относительно того социально-исторического знания, которым он, возможно, не обладал к настоящему времени, но которое он получит, переосмыслит и переработает, следовательно, внесет соответствующие коррективы как в социально-философские тексты, так и по отношению к оценке и комплексной оценке. Происходит сочетание темпоральности и ценностно-оценочного фактора относительно тех социальных процессов и социальных трансформаций, которые проходят не только в длящемся настоящем противоречивого развития социума, но и которые, возможно, будут определять непосредственно перспективы, тенденции и сценарии, касающиеся фрагмента будущего времени. А.А. Ивин в этой связи отмечает, что «ни субъект, ни объект оценки, ни сам процесс этой оценки и даже ни результат самой оценки по своему виду и характеру не эквивалентны объекту и субъекту познания и естественно полученным знаниям» [1, с. 133]. Возможно рассуждать об определенной двойственности социального субъекта как в теоретико-познавательном, так и в деятельностном аспекте по отношению к оценке тех исторических и социальных событий, с которыми он имеет дело в реальной ситуации развивающегося социума.
Социальный субъект может правомерно рассуждать относительно того, как наиболее эффективно провести оценку различных исторических событий, то есть обратиться к сегменту прошлого времени и, соответственно, произвести определенную реконструкцию того знания, которое он имел к настоящему времени. Однако с другой стороны, социальный субъект в русле подобной реконструкции находится в пределах вполне реальных социальных процессов и поэтому он должен учитывать не только сущность этих процессов, но и значимость или важность тех комплексов социальных событий, которые непосредственно входят в эти процессы.
Литература
1. Ивин А.А. Основания логики оценок. М., 1970.
2. Попов В.В., Щеглов Б.С. Теория рациональности. Ростов н/Д, 2006.