Научная статья на тему 'Специфика отношений к смерти у студентов медицинских профессий в областях России и Беларуси с умеренным и повышенным суицидальным риском'

Специфика отношений к смерти у студентов медицинских профессий в областях России и Беларуси с умеренным и повышенным суицидальным риском Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
384
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Суицидология
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ / СТРАХ ЛИЧНОЙ СМЕРТИ / ПРИВЯЗАННОСТЬ / СТУДЕНТЫ МЕДИКИ / DEATH ATTITUDES / FEARS OF PERSONAL DEATH / ATTACHMENT / MEDICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чистопольская Ксения Анатольевна, Ениколопов Сергей Николаевич, Озоль Сергей Николаевич, Чубина Софья Александровна, Николаев Евгений Львович

В статье представлены результаты исследования студентов медицинских университетов в областях умеренного (Центральный федеральный округ, г. Рязань (n=121) и Тула (n=83), Россия) и повышенного (Приволжский федеральный округ, г. Чебоксары (n=74), Россия; Витебская область, г. Витебск (n=63), Беларусь) суицидального риска. Выявлена специфика отношений к смерти в регионах суицидального риска. Так, по данным дисперсионного анализа ANOVA, post hoc критерия Геймса-Хоуэлла, студенты медики из Чебоксар от студентов из других городов отличались сниженным нейтральным принятием смерти (F=13,13; р<0,001), низким страхом последствий смерти для личности (F=6,37; р<0,001), низким страхом последствий смерти для личных стремлений (F=4,95; р<0,01) и низким страхом последствий для близких (F=3,27; р<0,05), а студенты медики из Витебска повышенным страхом последствий для тела (F=3,75; р<0,05). Сформирован обобщенный профиль отношений к смерти у студентов медиков: в двух суицидальноопасных регионах выделились оси корреляций жизнестойкости: контроль и принятие риска, во всех группах оказался важен стиль привязанности тревога и/или избегание; в 3 группах из 4 было важно принятие смерти как бегства это был негативный фактор, высота которого сочеталась с низкими показателями психологического благополучия. На примере студентов из г. Рязань показано более благоприятное отношение к смерти при проживании самостоятельно, в отличие от жизни в родительской семье. На основе полученных данных делается вывод о необходимости введения курсов танатологии в медицинских ВУЗах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чистопольская Ксения Анатольевна, Ениколопов Сергей Николаевич, Озоль Сергей Николаевич, Чубина Софья Александровна, Николаев Евгений Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF DEATH ATTITUDES IN MEDICAL STUDENTS IN REGIONS OF MODERATE AND HIGH SUICIDAL RISK IN RUSSIA AND BELARUS

The article cites the results of the study in medical students in the regions with moderate (Central Federal District, Ryazan (n=121) and Tula (n=83), Russia) and high (Privolzhskiy Federal District, Cheboksary (n=74), Russia, and Vitebsk Region, Vitebsk (n=63), Belarus) suicidal risk. The specifics of death attitudes and fears is found in regions with high suicidal risk: according to ANOVA, Games-Howell post hoc test, medical students from Cheboksary differed from students of other towns. They were lower in Neutral Acceptance of Death (F=13.13, р<0.001), lower in Fear of Consequences of Death on Personality (F=6.37, р<0.001), lower in Fear of Consequences of Death on Personal Aspirations (F=4.95, р<0.01) and lower in Fear of Consequences of Death on Family and Friends (F=3.27, р<0.05). Medical students from Vitebsk were higher in Fear of Consequences of Death for Body (F=3.75, р<0.05). The generalized profile of death attitudes in medical students is formulated. In two regions with higher suicidal risk correlation axes of Hardiness were formed: Control and Challenge; in all groups attachment style (anxious and/or avoidant) was important in relation to death attitudes; in three groups out of four Escape Acceptance of Death was a strong negative factor, the height of which associated with low indices of psychological well-being. On the example of Ryazan sample more benign death attitudes is shown in students living independently as distinct from those living in parental family. On the basis of the acquired data the conclusion is made about the necessity of thanatology courses in medical universities.

Текст научной работы на тему «Специфика отношений к смерти у студентов медицинских профессий в областях России и Беларуси с умеренным и повышенным суицидальным риском»

УДК: 616.89-008.44

СПЕЦИФИКА ОТНОШЕНИЙ К СМЕРТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ПРОФЕССИЙ В ОБЛАСТЯХ РОССИИ И БЕЛАРУСИ С УМЕРЕННЫМ И ПОВЫШЕННЫМ СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ

К.А. Чистопольская, С.Н. Ениколопов, С.Н. Озоль, С.А. Чубина, ЕЛ. Николаев, И.В. Городецкая

Московский научно-исследовательский институт психиатрии - филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России, г. Москва, Россия ФГБУ «Научный центр психического здоровья», г. Москва, Россия

ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова» Минздрава России, г. Рязань, Россия

ГУЗ «Тульская областная клиническая психиатрическая больница №1 им. Н.П. Каменева», г. Тула, Россия ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», г. Чебоксары, Россия УО «Витебский государственный ордена Дружбы Народов медицинский университет», г. Витебск, Республика Беларусь

Контактная информация:

Чистопольская Ксения Анатольевна - младший научный сотрудник отдела суицидологии Московского научно-исследовательского института психиатрии - филиал ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России. Адрес: 107076, г. Москва, ул. Потешная, д. 3, корп. 10. Телефон: (495) 963-75-72, электронный адрес: ktchist@gmail.com

Ениколопов Сергей Николаевич - кандидат психологических наук, профессор. Место работы и должность: заведующий отделом клинической психологии ФГБУ «Научный центр психического здоровья». Адрес: 115522, г. Москва, Каширское шоссе, д. 34. Электронный адрес: enikolopov@mail.ru

Озоль Сергей Николаевич - аспирант кафедры психиатрии ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова» Минздрава России. Адрес: 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д.9. Электронный адрес: ozolsergey7@gmail.com

Чубина Софья Александровна - врач-психиатр, психотерапевт. Место работы и должность: заведующая отделением ГУЗ «Тульская областная клиническая психиатрическая больница №1 им. Н.П. Каменева». Адрес: 301105, Тульская область, Ленинский район, п. Петелино. Телефон: (495) 963-75-72. Электронный адрес: sonyaost@yandex.ru

Николаев Евгений Львович - доктор медицинских наук, профессор. Место работы и должность: заве-дующдй кафедрой социальной и клинической психологии, декан лечебного факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова». Адрес: 428015, г. Чебоксары, Московский проспект, д. 15. Электронный адрес: pzdorovie@bk.ru

Городецкая Ирина Владимировна - доктор медицинских наук, профессор. Место работы и должность: декан лечебного факультета УО «Витебский государственный ордена Дружбы Народов медицинский университет». Адрес: 210023, Республика Беларусь, г. Витебск, пр-т Фрунзе, 27. Телефон: (0212) 26-10-56. Электронный адрес: gorodecka-iv@mail.ru

В статье представлены результаты исследования студентов медицинских университетов в областях умеренного (Центральный федеральный округ, г. Рязань (n=121) и Тула (n=83), Россия) и повышенного (Приволжский федеральный округ, г. Чебоксары (n=74), Россия; Витебская область, г. Витебск (n=63), Беларусь) суицидального риска. Выявлена специфика отношений к смерти в регионах суицидального риска. Так, по данным дисперсионного анализа ANOVA, post hoc критерия Геймса-Хоуэлла, студенты медики из Чебоксар от студентов из других городов отличались сниженным нейтральным принятием смерти (F=13,13; р<0,001), низким страхом последствий смерти для личности (F=6,37; р<0,001), низким страхом последствий смерти для личных стремлений (F=4,95; р<0,01) и низким страхом последствий для близких (F=3,27; р<0,05), а студенты медики из Витебска - повышенным страхом последствий для тела (F=3,75; р<0,05).

Сформирован обобщенный профиль отношений к смерти у студентов медиков: в двух суицидальноопас-ных регионах выделились оси корреляций жизнестойкости: контроль и принятие риска, во всех группах оказался важен стиль привязанности - тревога и/или избегание; в 3 группах из 4 было важно принятие смерти как бегства - это был негативный фактор, высота которого сочеталась с низкими показателями психологического благополучия. На примере студентов из г. Рязань показано более благоприятное отношение к смерти при проживании самостоятельно, в отличие от жизни в родительской семье. На основе полученных данных делается вывод о необходимости введения курсов танатологии в медицинских ВУЗах.

Ключевые слова: отношение к смерти, страх личной смерти, привязанность, студенты медики.

Танатология - наука о смерти и умирании, распространенная за рубежом, но почти неизвестная у нас, несмотря на то, что ее основателем считается И.И. Мечников, писавший о необходимости такой дисциплины и важности взгляда на смерть без страха в «Этюдах оптимизма»: «Сознание неизбежности смерти, которого лишены животные и которое так часто делает людей несчастными, есть зло поправимое и именно благодаря науке. Более чем вероятно, что она научит жить сообразно принципам ортобиоза и доведет жизнь до момента наступления инстинкта естественной смерти, когда не будет страха перед неизбежностью конца» [1]. Он считал эту науку важной для студентов-медиков, которые много работают в патоанатомии, но имеют недостаточно опыта в обращении с умирающими людьми. Танатология начала бурно развиваться в США после Второй мировой войны благодаря Герману Фейфелю [2]. В настоящее время тема смерти считается важной для публики, и курсы танатологии читаются в школах и университетах, в том числе и в медицинских.

В нашей стране такого опыта пока нет, хотя проблема, описанная И.И. Мечниковым, остается, особенно в обучении студентов-медиков. Есть предположение, что у них возникает конфликт между профессиональным взглядом на смерть и жизненным опытом. Э.Г. Салищев писал: «...нельзя доверять врачам, изучавшим анатомию только по учебникам... Это не врачи. Это брехуны или сверхчеловеки. А нормальный медик - это человек, прошедший через мертвецкую. И проработавший там самостоятельно и бесстрашно. И главное - самостоятельно» [3].

Мы взялись исследовать отношение к смерти у студентов-медиков: какова его специфика, как данная категория специалистов справляется с темой смерти на психологическом уровне. В предыдущем исследовании было показано [4], что студенты-медики отличаются от студентов других специальностей более развернутой картиной связей отношений к смерти с жизнестойкостью, стилем привязанности и временной ориентацией, и поставили перед собой задачу раскрыть всеобщность этого явления на выборке студентов-медиков из разных регионов.

Была поставлена задача обнаружить специфику отношения к смерти в зонах повышенного суицидального риска. Гипотеза заключалась в том, что в суицидальных регионах

взгляд на смерть будет менее благоприятным. Для этого были взяты выборки из двух городов Центрального федерального округа Российской Федерации: Тулы и Рязани (уровень суицидов в 2011 году - 13,7 на 100 тыс. нас.), Чебоксар из Приволжского федерального округа (уровень суицидов в 2011 году - 27,8 на 100 тыс. нас.) и Витебска, Беларуси (уровень суицидов в Витебской области в 2011 году - 31,4 на 100 тыс. нас.). Север Беларуси (в частности, Витебская область) на протяжении истории характеризуется более высоким уровнем суицидов [5], а в Чувашии преобладает тюркская этническая группа, которая также исторически отличается более высоким уровнем самоубийств и особым, терпимым отношением к этому явлению [6, 7], что подтвердилось и в нашем исследовании студентов из Чебоксар [8]. Кроме того, мы решили проверить различия отношений к смерти у студентов-медиков, живущих дома и в общежитии (на примере Рязани). Мы предположили, что «домашние» студенты будут отличаться более благополучным взглядом на смерть.

Методика.

Выборка: в исследовании участвовали 121 студент 5 курса из Рязанского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова (40 студентов, живущих дома, и 81 студент, живущий в съемной квартире (реже - в общежитии)), 83 студента 1 и 2 курсов Медицинского института Тульского государственного университета, 74 студента 3 курса Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова и 63 студента 3 курса Витебского государственного медицинского университета.

Инструменты.

Использовались следующие опросники: временной перспективы личности Ф. Зимбардо [9], «Опыт близких отношений - переработанный опросник» [10], жизнестойкости [11], «Отношение к смерти» и «Страх личной смерти» [12]. Обработка результатов проводилась в SPSS 17.0 с применением корреляционного анализа Пирсона, дисперсионного анализа ANOVA, post hoc критерия Геймса-Хоуэлла и непараметрического критерия Манна-Уитни.

Ре зультаты иссле дования.

1. Профили отношений к жизни и смерти у студентов-медиков из разных городов.

Развернутая система связей между переменными была получена на основе корреляционного анализа.

Таблица 1

Корреляция методик «Отношение к смерти» и «Страхи смерти» с методиками исследования временной перспективы, привязанности и жизнестойкости: г. Рязань (п=121)

Показатель Негативное прошлое Гедонистическое настоящее Позитивное прошлое Фаталистическое настоящее Тревожный стиль Избегающий стиль Вовлеченность Контроль Принятие риска Жизнестойкость

Принятие -приближение 0,26** 0,32**

Избегание 0,54*** 0,23**

Страх 0,29** 0,23** 0,2*

Принятие бегства 0,35*** 0,45*** 0,21* 0,36*** -0,34*** -0,28** -0 37*** -0,36***

Нейтральное принятие -0,18*

Личность 0 49*** 0,25**

Тело 0,24** 0,22* 0,27** 0,27** -0,24**

Стремления 0,52*** 0,24*

Трансценд. 0 4*** 0,24*

Близкие 0,26** -0,21*

Забвение 0,43*** 0,38*** 0 4*** 0 47*** -0 44*** -0,33*** -0,3** -0 39***

Достоверность корреляций: * - р<0,05;

■ р<0,01;

Как видно (табл. 1), для рязанских студентов-медиков оказались значимы переменные «Принятие смерти как бегства» (положительные корреляции с «Негативным прошлым», «Фаталистическим настоящим», «Тревожным» и «Избегающим» стилями привязанности, отрицательные - со всеми шкалами «Жизнестойкости»), «Тревожный стиль привязанности» (корреляции со «Страхом смерти», «Последствиями для личности», «Тела», «Личных стремлений» и «Страхом забвения»), собственно «Страх забвения» (положительные корреляции с «Негативным прошлым», «Фаталистическим настоящим», «Тревожным» и «Избегающим» стилями привязанности, отрицательные - со всеми шкалами «Жизнестойкости»).

Также для студентов оказались важны шкалы временной перспективы «Позитивное прошлое» (корреляции с «Принятием-приближением смерти», «Избеганием темы смерти», «Страхом смерти» и небольшая отрицательная корреляция с «Нейтральным принятием смерти») и «Гедонистическое настоящее» (корреляции со «Страхом смерти», «Послед-

■ р<0,001

ствиями смерти для личности», «Тела», «Личных стремлений», «Трансцендентных последствий» и «Последствий для близких»). Очевидно, позитивная временная перспектива играла у них роль защит, вступая в конфликт с профессиональным, нейтральным взглядом на смерть.

Как видно (табл. 2), для тульских студентов-медиков важны «Принятие смерти как бегства» (положительные корреляции с «Негативным прошлым» и «Избегающим стилем привязанности», отрицательные - с «Позитивным прошлым» и всеми шкалами «Жизнестойкости»), «Страх забвения» (положительные корреляции с «Негативным прошлым», «Фаталистическим настоящим», «Тревожным стилем привязанности», отрицательные - со всеми шкалами «Жизнестойкости»), «Избегающий стиль привязанности» (отрицательные корреляции с «Избеганием темы смерти», «Последствиями смерти для личности», «Личных стремлений», «Последствиями для близких», позитивная корреляция с «Принятием смерти как бегства»), а также временная ориентация «Позитивного прошлого» (положительные

ких», отрицательная - с «Принятием смерти как бегства»).

У студентов-медиков из г. Чебоксары (табл. 3) можно выделить две оси, на которые нанизываются отношения к смерти.

Таблица 2

Корреляция методик «Отношение к смерти» и «Страхи смерти» с методиками исследования временной перспективы, привязанности и жизнестойкости: г. Тула (п=83)

Показатель Негативное прошлое Позитивное прошлое Фаталистическое настоящее Тревожный стиль Избегающий стиль Вовлеченность Контроль Принятие риска Жизнестойкость

Принятие -приближение 0,25*

Избегание 0,29** -0,22* 0,28*

Страх 0,32** 0,24*

Принятие бегства 0,38** -0,5*** 0,33** -0,33** -0,24* -0,33** -0,34**

Личность -0,24*

Тело 0,33** 0,28*

Стремления 0,28* -0,24*

Трансцендентное 0,29**

Близкие 0,45*** -0,33**

Забвение 0,27* 0,29** 0,3** -0,35** -0 41*** -0,33** -0 41***

Достоверность корреляций: * - р<0,05; ** - р<0,01, *** - р<0,001

Таблица 3

Корреляция методик «Отношение к смерти» и «Страх личной смерти» с методиками исследования временной перспективы личности, опыта привязанности и жизнестойкости: г. Чебоксары (п=74)

Показатель Позитивное прошлое Фаталистическое настоящее Тревожный стиль Избегающий стиль Вовлеченность Контроль Принятие риска Жизнестойкость

Избегание 0,35** -0,29* 0,35**

Страх -0,37** -0,27* -0,29*

Принятие бегства 0,28* 0 41*** -0,38** -0,33** -0,33** -0,39**

Личность -0,25*

Тело 0,36** 0,28* -0,34**

Стремления -0,28**

Трансцендентное 0,33** 0,29* -0,36** -0,26*

Забвение 0 4** -0,33** -0 41*** -0,34**

Достоверность корреляций: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001

корреляции с «Избеганием темы смерти», «Страхом смерти», с «Последствиями для тела», «Личных стремлений», «Трансцендентными последствиями», «Последствиями для близ-

Таблица 4

Корреляция методик «Отношение к смерти» и «Страхи смерти» с методиками исследования временной перспективы, привязанности и жизнестойкости: г. Витебск (п=63)

Показатель Негативное прошлое Гедонистическое настоящее Будущее Тревожный стиль Избегающий стиль Вовлеченность Контроль Принятие риска Жизнестойкость

Принятие-приближение -0,31*

Избегание -0,5***

Страх 47** -0,33* -0,47** -0,34*

Принятие бегства 0,34*

Нейтральное принятие 0,3* 0 49*** 0,31* 0,29* 0,32* 0,33*

Личность 0 4** -0,27*

Тело -0,26*

Стремления 0,36** -0,27*

Забвение -0,27* 0,38** 0,38** -0,26* -0,29* -0,3*

Достоверность корреляций: * - р<0,05; ** - р<0,01, *** - р<0,001

Благодаря им проявляется жизненная позиция: это шкала «Контроль» из опросника жизнестойкости (ответственность подавляет неприятные мысли о смерти, выводит их из фокуса внимания) и шкала «Принятие смерти как бегства» из методики «Отношение к смерти» - эта шкала, так же как и шкала «Страх смерти», - «подавляется» «Жизнестойкостью». Не очень благоприятные показатели были получены по шкале «Тревожный стиль привязанности» из опросника «Опыт близких отношений - переработанный опросник».

Студенты, набиравшие больше баллов по данной шкале, принимали смерть как бегство, больше боялись последствий смерти для своего тела, неизвестности после смерти (трансцен-денции) и забвения.

Для витебских студентов медиков (табл. 4) оказались значимы переменные «Нейтральное принятие» (корреляции с «Негативным прошлым», «Гедонистическим настоящим», «Будущим», «Вовлеченностью», «Принятием риска» и «Жизнестойкостью»), «Страх забвения» (обратные корреляции с «Будущим», «Вовлеченностью», «Принятием риска» и «Жизнестойкостью», прямые корреляции с «Тревожным» и «Избегающим» стилями привязанности), а также «Тревожный стиль привязанности» (корреляции со «Страхом смерти»,

«Страхом последствий для личности», «Личных стремлений» и «Страхом забвения») и «Принятие риска» (обратные корреляции со «Страхом смерти», «Страхом последствий для личности», «Тела», «Личных стремлений» и «Страхом забвения», прямая корреляция с «Нейтральным принятием»).

Таким образом, в двух суицидально опасных регионах выделились оси жизнестойкости: контроль и принятие риска, во всех группах оказался важен стиль привязанности - тревога и/или избегание, в 3 группах из 4 было важно принятие смерти как бегства - это был негативный фактор, высота которого сочеталась с низкими показателями психологического благополучия.

2. Специфика отношений к жизни и смерти у студе нтов ме диков в областях С НГ с умеренным и повышенным суицидальным риском.

Анализ различий (табл. 5) также показал отличие суицидально опасных регионов: студенты из Чебоксар меньше боялись смерти («Последствий для личности», «Личных стремлений», «Близких») и были менее нейтральны к ней (наиболее благополучный взгляд на смерть); студентов из Витебска больше беспокоила телесность смерти.

Таблица 5

Анализ различий выборок из Рязани, Тулы, Чебоксар и Витебска, ANOVA, критерий post hoc Геймса-Хоуэлла

Показатель Рязань Тула Чебоксары Витебск F Уэлча Рязань-Тула Рязань-Чебоксары Рязань-Витебск Тула-Чебоксары Тула-Витебск Витебск-Чебоксары

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Негативное прошлое М 2,7 2,8 3,1 2,8 5,30** -0,42** -0,29*

SD 0,88 0,74 6,4 0,79

Гедонистическое настоящее М 3,3 3,3 3,5 3,5 3,69*

SD 0,56 0,55 0,59 6,7

Будущее М 3,8 3,6 3,6 3,6 1,97

SD 0,58 0,55 0,47 0,56

Позитивное прошлое М 3,8 3,7 3,9 3,9 1,54

SD 0,59 0,72 5,2 0,65

Фаталистическое настоящее М 2,4 2,7 2,8 2,6 6,21** -0,43**

SD 0,69 0,69 0,67 0,62

Тревожный стиль привязанности М 2,9 3,1 3,0 3,0 0,48

SD 1,27 1,17 1,07 0,93

Избегающий стиль привязанности М 2,7 3,0 3,0 2,9 1,54

SD 1,19 1,16 1,02 0,96

Вовлеченность М 2,9 2,9 2,9 2,9 0,13

SD 0,53 0,42 0,55 0,40

Контроль М 2,8 2,7 2,7 2,8 0,93

SD 0,47 0,46 0,47 0,40

Принятие риска М 2,7 2,7 2,6 2,8 1,37

SD 0,53 0,48 0,42 0,42

Жизнестойкость М 8,5 8,3 8,2 8,5 0,67

SD 1,40 1,20 1,29 1,05

Принятие приближение М 3,5 3,6 3,7 3,9 1,49

SD 1,27 1,18 1,04 1,00

Избегание темы смерти М 4,5 4,4 4,9 4,6 1,16

SD 1,58 1,70 1,44 1,51

Страх смерти М 4,0 4,1 4,0 4,0 0,09

SD 1,36 1,20 1,07 1,17

Принятие бегства М 3,1 3,3 3,2 3,3 0,37

SD 1,46 1,34 1,20 1,23

Нейтральное принятие М 5,7 5,5 4,8 5,5 13,13*** 0 91*** 0,68*** 0,75***

SD 0,88 0,97 1,05 0,76

Уровень значимости: * - р<0,05; ** - р<0,01, *** - р<0,001

Таблица 5 (продолжение) Анализ различий выборок из Рязани, Тулы, Чебоксар и Витебска, ANOVA, критерий post hoc Геймса-Хоуэлла

Показатель Рязань Тула Чебоксары Витебск F Уэлча Рязань-Тула Рязань-Чебоксары Рязань-Витебск Тула-Чебоксары Тула-Витебск Витебск-Чебоксары

Последствия для личности М 4,5 4,5 3,6 4,4 6,37*** 0 93*** 0,91** 0,83**

SD 1,35 1,27 1,60 1,42

Последствия для тела М 2,9 3,0 3,3 3,7 3,75* -0,78* -0,69*

SD 1,68 1,44 1,52 1,59

Последствия для стремлений М 4,9 4,9 4,0 4,7 4,95** 0,85** 0,88**

SD 1,44 1,34 1,71 1,45

Трансцендентные последствия М 4,2 3,9 3,8 4,2 1,18

SD 1,82 1,70 1,57 1,47

Последствия для близких М 5,1 4,7 4,4 4,9 3,27* 0,73*

SD 1,52 1,69 1,65 1,26

Забвение М 2,6 2,6 2,5 3,0 2,06

SD 1,71 1,29 1,31 1,43

Уровень значимости: * - р<0,05; ** - р<0,01,

■ р<0,001

Студенты из Чебоксар также отличались от студентов из Тулы и Рязани повышенными баллами по шкале «Негативное прошлое», от студентов из Рязани - повышенными баллами по шкале «Фаталистическое настоящее». В остальном выборки были схожи.

3. Стиль жизни и отношение к смерти (на примере студентов-медиков из г. Рязань).

В Рязани были выделены группы студентов, которые живут дома или в общежитии (снимают квартиру), предположив, что «домашние» студенты будут более благополучны касательно отношений к смерти, так как находятся в более благоприятной, удобной для них обстановке. По критерию Манна-Уитни, живущие дома были выше по показателям «Тревожный стиль привязанности» (р=0,024), «Принятие смерти как бегства» (р=0,023), в то время как приезжие студенты оказались выше по «Избеганию темы смерти» (р=0,033), «Нейтральному принятию смерти» (р=0,041), «Страху последствий для личности» (р=0,05) и «Страху последствий для близких» (р=0,023). Таким образом, наша гипотеза была опровергнута. Видимо, вследствие большей самостоятельности (как в выборе профессии, так и в

стиле жизни) приезжие студенты оказались носителями более профессионального и здорового взгляда на смерть: они избегали ее и относились к ней нейтрально, в смерти боясь за себя и за близких, в то время как домашние студенты были более тревожны в близком общении, и принимали смерть как бегство.

Обсуждение результатов.

Развернутое исследование студентов - медиков подтвердило, что у врачей существует свой стиль отношений к смерти, важной чертой которого является стиль привязанности (чаще тревожный и реже - избегающий). Тревожный стиль привязанности, как правило, связан с усилением страхов смерти, а избегающий стиль - с их ослаблением. Факт значимости стилей привязанности для отношений к смерти у медиков можно понять, если учесть, что работа врачей связана с непосредственным общением с больным человеком, которого нужно тщательно и деликатно опросить и осмотреть, чтобы понять причину его недуга. При этом страхи смерти необходимо должны присутствовать в сознании врача, и он должен уметь совладать с ними.

Врач должен отвергать смерть как бегство, так как это противоречит его деятельности -

избавлению от смерти. На деле мы видим, что студентам-медикам не хватает жизнестойкости и нейтрального (наиболее «благоприятного», [13]) принятия смерти, в них много страха, причем защитные страхи смерти («последствия для личности», «стремлений», «для близких») смешаны у них с неадаптивными страхами: «забвения», «трансцендентных последствий», «последствий для тела» [12]. Личный опыт (временные перспективы) конфликтуют у них с жизнестойкостью («Жизнестойкость» связана со сниженными страхами смерти, а временные перспективы, как негативные, так и позитивные - с повышенными). Сравнение студентов медицинских, социальных и технических дисциплин также показало, что у медиков снижены показатели психологического благополучия (снижены показатели жизнестойкости и повышены баллы по тревожному и избегающему стилю привязанности, выявлен высокий страх смерти и особенно страх забвения) [14]. Сравнение студентов медиков и психологов обнаружило, что первые «переживают меньшую персональную включенность в жизнь, полагая, что она в малой степени поддается планированию и контролю; склонны в большей степени воспринимать смерть как негативное, тревожное, пугающее событие и стремятся избегать любых напоминаний о ней в повседневной жизни» [15]. На наш взгляд, все это говорит о необходимости введения курса танатологии для студентов медиков и включения предмета в курсы повышения квалификации.

То, что взгляд на смерть может меняться в зависимости от стиля жизни, говорят результаты исследования студентов медиков, живущих

Литература:

1. Мечников И.И. Этюды оптимизма. - М.: Наука, 1988.

2. The meaning of death / Ed. by H. Feifel - New York: McGraw-Hill, 1959.

3. Сборник трудов в память Э.Г. Салищева. -Томск: Изд-во «Товарищество Скоропечати А.А. Левенсон», 1904.

4. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Семикин Г.И., Храмелашвили В.В., Казанцева В.Н. Отношение к смерти у студентов медицинских, гуманитарных и технических специальностей: вопрос суицидального риска [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Enikolopov_et_al.ph tml (дата обращения: 30.03.2016)

дома и снимающих жилье: независимый стиль жизни способствует более здоровому взгляду на смерть. Напротив, жизнь в суицидальном регионе (результаты студентов из Чебоксар и Витебска) является фактором риска для врача: снижаются показатели «Нейтрального принятия» и защитных страхов смерти.

Выводы и перспективы :

1. Анализ профессиональной группы врачей из разных регионов показал относительную однородность механизмов совладания с мыслями о смерти у студентов-медиков в разных областях России и Беларуси.

2. Важными элементами структуры защит у студентов-медиков стал тревожный (и/или избегающий) стиль привязанности, отказ от принятия смерти как бегства и жизнестойкость, однако личный опыт (временная ориентация) медиков конфликтует с профессиональным взглядом на смерть.

3. Сравнение студентов-медиков из областей с умеренным и повышенным суицидальным риском показало подверженность медиков в зонах риска к менее благоприятному взгляду на смерть (со снижением «Нейтрального принятия смерти» и защитных страхов смерти).

4. Сравнение студентов-медиков, живущих дома и снимающих жилье (или живущих в общежитии) в г. Рязань, показало, что стиль жизни влияет на отношение к смерти, и самостоятельность способствует более профессиональному и здоровому взгляду на смерть.

5. Данные исследования свидетельствуют о необходимости введения курсов танатологии в обучение студентов-медиков.

References:

1. Mechnikov I.I. Jetjudy optimizma. - M.: Nauka, 1988. (In Russ)

2. The meaning of death / Ed. by H. Feifel - New York: McGraw-Hill, 1959.

3. Sbornik trudov v pamjat' Je.G. Salishheva. - Tomsk: Izd-vo «Tovarishhestvo Skoropechati A.A. Levenson», 1904. (In Russ)

4. Chistopol'skaja K.A., Enikolopov S.N., Nikolaev E.L., Semikin G.I., Hramelashvili V.V., Kazanceva V.N. Otnoshenie k smerti u studentov medicinskih, gumanitarnyh i tehnicheskih special'nostej: vopros suicidal'nogo riska [Jelektronnyj resurs] // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2014. №3. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Enikolopov_et_al.ph tml (data obrashhenija: 30.03.2016) (In Russ)

5. Разводовский Ю.Е., Кондичин С.В. Региональный паттерн смертности от самоубийств в Европейской части России и Беларуси // Суицидология. - 2015. - Том 6, № 1 (18). - С. 8-18.

6. Николаев Е.Л. Пограничные расстройства как феномен психологии и культуры. - Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2006.

7. Положий Б.С. Суицидальное поведение (клини-ко-эпидемиологические и этнокультуральные аспекты). - М.: ФГБУ «ГНЦ ССП им. В.П. Сербского», 2010.

8. Чистопольская К.А. Ениколопов С.Н. Николаев Е.Л. Семикин Г.И. Особенности отношения к смерти у молодых людей в Чебоксарах // 4-я международная научно-практическая конференция «Душевное здоровье населения на границе Европы и Азии / Под ред. В.Г. Будзы, Е.Ю. Ан-тохина, П.О. Бомова. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2014. -С. 143-146.

9. Сырцова А., Митина О.В. Возрастная динамика временных ориентаций личности // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 41-54.

10. Чистопольская, К. А., Ениколопов, С.Н., Николаев, Е.Л., Семикин, Г.И., Казанцева, В. Н. Адаптация методики "Опыт близких отношений - переработанный опросник" на русскоязычной выборке и изучение стилей привязанности молодых людей в остром постсуициде // Психологическая диагностика: научно-методический и практический журнал. - 2015. - № 1. - С. 6-23.

11. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. - М.: Смысл, 2006.

12. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н., Николаев Е.Л., Семикин Г.И., Храмелашвили В.В., Казанцева В.Н., Журавлева Т.В. Адаптация опросников «Отношение к смерти» и «Страх личной смерти» на русскоязычной выборке // Суицидология. - 2014. - Том 5, № 2. - С. 60-69.

13. Wong P.T. Meaning management theory and death acceptance // Existential and spiritual issues in death attitudes / A. Tomer, G.T. Eliason, P.T. Wong, eds. - N.Y. : Lawrence Erlbaum Associates, 2007. - P. 65-87.

14. Чистопольская К.А. Ениколопов С.Н. Игнатенко С.А. Озоль С.Н., Семикин Г.И. Отношение к жизни и смерти у студентов медицинских, социальных и инженерных дисциплин // Современные представления о психической норме и патологии: Психологический, клинический и социальный аспекты: учебное издание / Под ред. Н.Л. Белопольской. - Москва: Когито - Центр, 2015. - C. 139-152.

15. Гончарова С.С., Петражицкая Е.А. Аутентичность студентов с различным отношением к смерти // Наука в современном обществе. -2014. - № 6. - С. 21-25.

5. Razvodovsky Y.E., Kondrichin S.V. The regional pattern of suicide mortality in European part of Russia and Belarus // Suicidology. - 2015. - Vol. 6, № 1 (18). - P. 8-18. (In Russ)

6. Nikolaev E.L. Pogranichnye rasstrojstva kak feno-men psihologii i kul'tury. - Cheboksary: Iz-datel'stvo Chuvashskogo universiteta, 2006. (In Russ)

7. Polozhij B.S. Suicidal'noe povedenie (kliniko-jepidemiologicheskie i jetnokul'tural'nye aspekty).

- M.: FGBU «GNC SSP im. V.P. Serbskogo», 2010. (In Russ)

8. Chistopol'skaja K.A. Enikolopov S.N. Nikolaev E.L. Semikin G.I. Osobennosti otnoshenija k smerti u molodyh ljudej v Cheboksarah // 4-ja mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Dushevnoe zdorov'e naselenija na granice Evropy i Azii / Pod red. V.G. Budzy, E.Ju. Antohina, P.O. Bomova. - Orenburg: Orenburgskaja gosudarstvennaja medicinskaja akademija, 2014. - S. 143-146. (In Russ)

9. Syrcova A., Mitina O.V. Vozrastnaja dinamika vremennyh orientacij lichnosti // Voprosy psihologii. - 2008. - № 2. - S. 41-54. (In Russ)

10. Chistopol'skaja, K. A., Enikolopov, S.N., Nikolaev, E.L., Semikin, G.I., Kazanceva, V. N. Adaptacija metodiki "Opyt blizkih otnoshenij - pererabotannyj oprosnik" na russkojazychnoj vyborke i izuchenie stilej privjazannosti molodyh ljudej v ostrom postsuicide // Psihologicheskaja diagnostika: nauchno-metodicheskij i prakticheskij zhurnal. -2015. - № 1. - S. 6-23. (In Russ)

11. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti. - M.: Smysl, 2006. (In Russ)

12. Chistopolskaya K.A., Enikolopov S.N., Nikolaev E.L., Semikin G.I., Khramelashvili V.V., Kazantse-va V.N., Zhuravleva T.V. Adaptation of Death Attitude Profile-Revised and Fear of Personal Death Scale in Russian-speaking sample // Suicidology. -2014. - Vol. 5, № 2. - P. 60-69. (In Russ)

13. Wong P.T. Meaning management theory and death acceptance // Existential and spiritual issues in death attitudes / A. Tomer, G.T. Eliason, P.T. Wong, eds. - N.Y.: Lawrence Erlbaum Associates, 2007. - P. 65-87.

14. Chistopol'skaja K.A. Enikolopov S.N. Ignatenko S.A. Ozol' S.N., Semikin G.I. Otnoshenie k zhizni i smerti u studentov medicinskih, social'nyh i inzhenernyh disciplin // Sovremennye predstavlenija o psihicheskoj norme i patologii: Psihologicheskij, klinicheskij i social'nyj aspekty: uchebnoe izdanie / Pod red. N.L. Belopol'skoj. -Moskva: Kogito-Centr, 2015. - C. 139-152. (In Russ)

15. Goncharova S.S., Petrazhickaja E.A. Autentichnost' studentov s razlichnym otnosheniem k smerti // Nauka v sovremennom obshhestve. - 2014. - № 6.

- S. 21-25. (In Russ)

THE SPECIFICS OF DEATH ATTITUDES IN MEDICAL STUDENTS IN REGIONS OF MODERATE AND HIGH SUICIDAL RISK IN RUSSIA AND BELARUS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

K.A. Chistopolskaya, S.N. Enikolopov, S.N. Ozool, S.A. Chubina, E.L. Nikolaev, I.V. Gorodetskaya

The article cites the results of the study in medical students in the regions with moderate (Central Federal District, Ryazan (n=121) and Tula (n=83), Russia) and high (Privolzhskiy Federal District, Cheboksary (n=74), Russia, and Vitebsk Region, Vitebsk (n=63), Belarus) suicidal risk. The specifics of death attitudes and fears is found in regions with high suicidal risk: according to ANOVA, Games-Howell post hoc test, medical students from Cheboksary differed from students of other towns. They were lower in Neutral Acceptance of Death (F=13.13, p<0.001), lower in Fear of Consequences of Death on Personality (F=6.37, p<0.001), lower in Fear of Consequences of Death on Personal Aspirations (F=4.95, p<0.01) and lower in Fear of Consequences of Death on Family and Friends (F=3.27, p<0.05). Medical students from Vitebsk were higher in Fear of Consequences of Death for Body (F=3.75, p<0.05). The generalized profile of death attitudes in medical students is formulated. In two regions with higher suicidal risk correlation axes of Hardiness were formed: Control and Challenge; in all groups attachment style (anxious and/or avoidant) was important in relation to death attitudes; in three groups out of four Escape Acceptance of Death was a strong negative factor, the height of which associated with low indices of psychological well-being. On the example of Ryazan sample more benign death attitudes is shown in students living independently as distinct from those living in parental family. On the basis of the acquired data the conclusion is made about the necessity of thanatology courses in medical universities.

Keywords: death attitudes, fears of personal death, attachment, medical students.

УДК: 616.89-008

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Д.Ф. Хритинин, М.А. Сумарокова, А.В. Есин, Д.В. Самохин, Е.П. Щукина

ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, Россия

Контактная информация:

Хритинин Дмитрий Федорович - доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН. Место работы и должность: профессор кафедры психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2. Телефон: (495) 247-30-88.

Сумарокова Мария Александровна - кандидат медицинских наук. Место работы и должность: младший научный сотрудник НОКЦ «Психическое здоровье» ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.

Есин Александр Вячеславович - аспирант кафедры психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.

Самохин Дмитрий Владимирович - кандидат медицинских наук. Место работы и должность: младший научный сотрудник НОКЦ «Психическое здоровье» ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.

Щукина Елена Павловна - кандидат медицинских наук. Место работы и должность: ассистент кафедры психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет» Минздрава России. Адрес: 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2.

Целью исследования является изучение влияния семейных отношений в родительской семье и личностных особенностей на суицидальное поведение студентов медицинских ВУЗов для разработки профилактических мероприятий. Обследовано 140 студентов медицинского ВУЗа в возрасте от 18 до 27 лет. Из них 57 человек сообщили о наличии суицидальных мыслей в настоящем или прошлом (40,71%). Причинами этого являлись как личностно-психологические факторы, так и особые социальные условия. У студентов с суицидальными наклонностями были выявлены следующие особенности - мнительность, тревожность, исполнительность, аккуратность, высокая выраженность неуверенности в себе сочетающиеся с эмоциональным «тоскливым»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.