Суицидология и аддиктология
ПСИХОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ И НАУКА О БЕССМЕРТИИ - КТО ЧЕМ НАПУГАН?
К.А. Чистопольская, С.Н. Ениколопов,
Е.Л. Николаев, Е.А. Сергеева
МНИИП, НЦПЗ, г. Москва
ЧГУ им. И.Н. Ульянова, СПбГУ, г. Санкт-Петербург E-mail авторов: ktchist@gmail.com
Приводятся результаты исследования отношений к смерти у свидетелей Иеговы, участников конференции, посвященной бессмертию, и студентов-психологов. Поднимается вопрос о суицидальном риске в данных группах и о защитах от страхов смерти, а также о причинах тропизма к тем или иным группам.
Ключевые слова: отношение к смерти, чувство бессмертия, бесстрашие, зависимости
Все люди боятся смерти. В некоторых ситуациях признавать это нежелательно, чтобы не прослыть трусом, да и в целом человек действует свободнее, когда вытесняет этот страх и ощущает себя в некотором смысле бессмертным. Ощущение бессмертия, или собственной неуязвимости, как полагал Р. Лифтон, присуще каждому человеку. Оно достигается через культурные связи, продолжение рода, творчество, религию (благодать), растворение в природе или чувство вечного настоящего. В норме все эти системы сосуществуют в бесконфликтном равновесии, а связи достаточно гибки, чтобы у человека оставалась возможность для познания нового, безопасного функционирования в незнакомой среде, будь то другая семья, культура, наука, храм, часовой или климатический пояс.
Но вообще бесстрашие перед смертью - один из признаков суицидальности [3], а бессмертие - истощаемый (хоть и восполнимый) ресурс. Чувство бессмертия рушится после травматического события: для кого-то это война, для кого-то - серьезная ссора и разрыв отношений. Кризис проявляется в страхе смерти, душевном оцепенении, в подозрении близких людей во лжи или в чувстве подмененной реальности. По теории управления страхом смерти, при напоминании человеку о его смертной природе от ощущения собственной уязвимости защищает самооценка и устоявшаяся картина мира, ностальгия, творчество и отношения привязанности, и это те же системы, крах которых дает «утечку» чувства бессмертия.
Люди сами стараются адаптироваться к сложившимся обстоятельствам и зачастую кардинально меняют свой стиль жизни. Если человек молод, он может выбрать профессию, которая символически или практически способна залечить рану, закрыть брешь. Для кого-то, выжившего после прыжка с крыши, это будет профессия авиаконструктора, кто-то выберет для себя психологию как источник исцеления. Люди постарше могут придумывать крайне значимые для себя хобби (коллекционирование, поездки в разные страны, походы). Бывают увлечения и более радикальные - религиозные секты или «науки о бессмертии».
Мы взялись исследовать, как проявляется ощущение бессмертия в четырех выборках: свидетелей Иеговы (n=55), участников научной конференции «От смер-
ти к бессмертию, от нереального к реальному» (n=58), а также психологов (n=32) и клинических психологов (n=37) ЧГУ им. И.Н. Ульянова. Мы предположили, что чем строже группа, тем выше в ней вытеснение темы смерти и особенно страхов смерти. Первая, третья и четвертая группы были из Чебоксар, они заполняли блок методик: на временную перспективу, жизнестойкость, привязанность, отношение к смерти и страх личной смерти, а также анкету «Опыт смерти» [1]. Из-за нехватки времени участники конференции заполняли лишь две методики: «Отношение к смерти» и «Страх личной смерти». Возраст психологов и клинических психологов был примерно одинаков - 18-24 года, свидетелей Иеговы - от 18 до 60 лет (средний возраст - 32 года), участников конгресса - от 22 до 76 лет (средний возраст - 46 лет). Несмотря на разницу в возрасте в группах, мы решили, что сравнение будет уместно.
Из анкеты «Опыт смерти» нам стало известно, что у 4 психологов, 3 клинических психологов и 2 свидетелей Иеговы в прошлом были суицидальные попытки. От участников конгресса такой информации мы не получали.
Сравнение свидетелей Иеговы с психологами показало, что первые отличаются меньшей ориентацией на гедонистическое настоящее и позитивное прошлое, большим фатализмом в настоящем, меньшим принятием-приближением смерти (веры, что после смерти человек попадет в рай), меньшим страхом, меньшим нейтральным принятием смерти и сниженными страхами последствий смерти для тела, личных стремлений, трансценденции, за близких и забвения. При сравнении с клиническими психологами получалась та же картина: общими оставались жизнестойкость и система привязанности, а также ориентация на будущее. Важно отметить низкий показатель позитивного прошлого: у свидетелей Иеговы принято отказываться от семьи, культурных традиций и праздников - они признают лишь изучение Библии.
По сравнению с участниками конгресса, свидетели Иеговы были выше в избегании темы смерти и страхах смерти, а участники конференции - выше в принятии-приближении смерти, в принятии смерти как бегства, в нейтральном принятии смерти, а также в страхах трансцендентных последствий, за близких и страхе забвения. При сравнении участников конференции и психологов, участники все равно оказывались выше в принятии-приближении смерти, а психологи - выше по страхам.
Анализ корреляций показал, что для свидетелей Иеговы особенно важны две шкалы. Первая - ориентация на негативное прошлое, которое у них занижено и напрямую коррелирует с принятием-приближением смерти, страхом смерти, принятием смерти как бегства, с нейтральным принятием смерти и различными страхами. Вторая шкала - принятие риска из опросника жизнестойкости, и она отрицательно коррелирует с теми же переменными. Таким образом, мы получаем образ борца, не признающего ничего, кроме выбранной стези, подавляющего свои страхи. Любопытно, что люди, изучающие различные практики умирания и сопровождения умирающих, стремящиеся делать это «по науке», гораздо больше верят в бессмертие, чем
52
Тюменский медицинский журнал Том 16, № 1, 2014
Суицидология и аддиктология
религиозная секта, в которой, видимо, принято «заслуживать рай» ежедневным усердием. Участники конференции предстают перед нами более мягкими людьми, боящимися за близких, принимающими смерть и пытающимися с ней бороться.
Что касается студентов психологов, вызывает опасение тот факт, что у них показатели жизнестойкости отрицательно связаны со страхом последствий для тела и забвением - это самые неблагоприятные шкалы [2]. У клинических психологов наблюдались значимые отрицательные корреляции принятия-приближения смерти и принятия смерти как бегства с жизнестойкостью. Важно заметить, что это не завсегдатаи тренингов, а студенты, обучающиеся в вузе. Соответственно, нужно продумывать программы обучения, которые размыкали бы неблагоприятные связи, учитывали специфику их будущей работы.
Мощное вытеснение страхов смерти в первых двух группах объясняется тем, что их система убеждений исчерпывающе объясняет, «как надо жить, чтобы достойно умереть». Именно это обычно настораживает специалистов: когда человек решит для себя, что ему пора на «тот свет»? Не сломается ли эта система защит при жизненных невзгодах? Ведь первый шаг к суициду - бесстрашие перед лицом смерти - уже сделан.
Литература:
1. Чистопольская, К.А., Ениколопов, С.Н., Бадалян, А.В., Саркисов С.А. Адаптация методик исследования отношений к смерти у людей в остром постсуициде и в относительном психологическом благополучии // Социальная и клиническая психиатрия. -
2012. - № 2. - С. 35-42.
2. Чистопольская К.А., Ениколопов С.Н. Проблема отношения к смерти после суицидальной попытки [Электронный ресурс1 // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. -
2013. - № 2 (19). - URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 16.04.2014).
3. Ribeiro J., Van Orden K., Gordon K. et al. Fearlessness about Death: The Psychometric Properties and Construct of Validity of the Revision to the Acquired Capability for Suicide // Psychological assessment. - 2014. - Vol. 26, № 1. - P. 115-126.
СИМПТОМЫ ВЫГОРАНИЯ И ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МЕДПЕРСОНАЛА ПСИХИАТРИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
С.А. Чубина1, Е.С. Алексеевич1, Е.Б. Любое2,
Е.Н. Бобкова3, Д.М. Иеашиненко3
!ТОКПБ №1 им. Н.П. Каменева, г. Тула 2Московский НИИ психиатрии, г. Москва 3Тульский ГУ, г. Тула
E-mail авторов: sonyaost@yandex.ru
Самооценка специалистов разных профессий областных психиатрических учреждений выявила симптомы эмоционального выгорания (СЭВ) при нивелировке роли физического здоровья в ранжире жизненных ценностей. Основным способом преодоления внутреннего напряжения служит общение с близкими.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, жизненные ценности, психиатрический персонал.
Персонал психиатрических учреждений (психиатры, психотерапевты, наркологи, медицинские психоло-
ги) представляют типовую группу риска СЭВ [1], что снижает качество их профессиональной деятельности.
Цель исследования: изучение СЭВ и жизненных ценностей персонала психиатрических учреждений.
Материал и методы. Анонимный опрос делегатов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Современные пути развития психиатрии» (25.04.2014 г., Тула) по оригинальному структурированному опроснику, содержащему 34 вопроса закрытого типа с возможностью комментирования некоторых из них. Опросник разбит на ряд блоков, включая «Подверженность дистрессу и физическим болезням», «Ранжир жизненных ценностей». Первый блок состоял из 7 вопросов, направленных на выявление СЭВ, влияния физического здоровья на полноценную работу, способов снятия внутреннего напряжения. Второй блок предполагал определение специалистом ранжира своих жизненных ценностей от 1 - самого до 9 - наименее важного. Опрошены 31 женщина (62%) и 19 мужчин (38%), или 64% делегатов. Лица до 40 лет составляли 66% опрошенных, старше 60 лет - 6%. Большая часть (76%) респондентов представлена психиатрами, но опрошены и наркологи (8%), клинические психологи (4%), врачи (консультанты) иных специальностей (12%). В стационарном звене заняты 52% опрашиваемых. Стаж большинства респондентов не менее 10-15 лет.
Результаты и обсуждение. Свыше половины (52%) опрошенных после рабочего дня чувствуют себя как «выжатый лимон» и/или не хотят идти поутру на работу («начинать день»). Вместе с тем физическое здоровье, полагают 88% респондентов, не препятствует полноценной работе; 84% специалистов ответили, что наиболее целебным средствами снятия «внутреннего напряжения» служит общение с близкими, спорт (54%), однако треть опрошенных (34%, причем % опрошенных мужчин) прибегает к спиртному, 14% -табакокурению, каждый десятый - к транквилизаторам. Большинство (88%) «не очерствело» к коллегам и/или пациентам, полагает (90%), что делает «много хорошего в профессиональном отношении», отрицают равнодушие к жизни и семье, считает (98%) работу нужной людям. Большинство (70%) респондентов в ранжире жизненных ценностей выделяет семью; второе по значимости место (26%) отдано дому, материальному достатку; третье-четвертое - духовному росту, познанию жизни, реализации предназначения и профессиональному росту; на последнем месте по значимости (24%) - любовь, азарт, развлечения и отдых.
В ы в о д ы. Опрос априорно лучших представителей психиатрических учреждений Тульской области выявил при высокой самооценке симптомы эмоционального выгорания при недооценке роли физического здоровья. Настораживают способы «самолечения» части профессионалов. В ранжире жизненных ценностей, по пирамиде A. Maslow, духовные ценности (развитие «Я») уступают приземленным, «базисным»; при этом профессионалы мало внимания уделяют отдыху (находят в семье) и «забывают о любви», в которой человек живет, не пропуская страниц. Исследование симптомов выгорания и жизненных ценностей персонала психиат-
Том 16, № 1, 2014 Тюменский медицинский журнал
53