Мещерякова Т.А. Специфика осмотра места совершения дорожно-транспортного преступления.
УДК 343.977 Т.А. Мещерякова*
Специфика осмотра места совершения дорожно-транспортного преступления на участке производства дорожных работ
Данная статья посвящена проблемам осмотра места совершения дорожно-транспортных преступлений на участке производства дорожных работ. Автор отмечает, что особый режим движения водителей и пешеходов оказывает определённое влияние на механизм совершения преступления. В статье рассматриваются дорожные условия, при которых вероятность совершения дорожно-транспортных преступлений возрастает.
Ключевые слова: дорожно-транспортные преступления, дорожные работы, осмотр места преступления, предупреждение преступлений.
T.A. Meshcheriakova*. Specific examination of the scene of a traffic offense in the area road work. This article is devoted to the problems of the inspection of the commission of road traffic offenses in the area road work. The authors note that the special regime of movement of drivers and pedestrians have a certain influence on the mechanism of the crime. The article deals with the road conditions in which the probability of committing road traffic offenses increased.
Keywords: traffic offenses, road work, crime scene, crime prevention.
Изучением вопросов, связанных с осмотром мест совершения дорожно-транспортных преступлений, занимались Ю.И. Крикунов [8, с. 172], О.Д. Ким [7, с. 87], С.В. Власова [2, с. 312], ТВ. Демидова [4, с. 232], Е.А. Холина [12, с. 230], В.А. Городокин [3, с. 25], С.М. Ремизов [11, с. 23], В.В. Лысенко [9, с. 139], Н.В. Чих [14, с. 202].
С.Н. Перлов считает, что «на современном этапе развития нашего общества, в условиях глубоких социально-экономических и политических преобразований, кардинальных правовых реформ особую значимость приобретает решение проблем укрепления законности и правопорядка, в том числе и в сфере дорожного движения» [10, с. 3]. «Наиболее серьёзной из них является проблема дорожно-транспортных преступлений. Статистика свидетельствует, что их численность составляет 20-23 % в общей структуре преступности. По этому показателю они находятся на втором месте после краж имущества различных форм собственности. Но это не отражает действительной общественной опасности данных преступлений. Вред и материальный ущерб от них во много раз превышает негативные последствия от других преступлений» [10, с. 3].
Он также указывает на сложность определения механизма совершения дорожно-транспортного преступления: «Следует отметить, что не всегда можно определить, какое из происшествий данного рода преступно. Какая-то часть из них совершается невиновно или кажется таковой на первый взгляд. Действительно, механизм этого вида преступлений настолько неочевиден и сложен, что в начале процесса доказывания не всегда представляется возможным сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях водителя либо других участников дорожного движения преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Это удаётся сделать только после проведения значительной работы следователями, специалистами, экспертами, оперативными сотрудниками, иными лицами» [10, с. 5].
По мнению В.Н. Хрусталёва и Р.Ю. Трубицына, «важная для раскрытия преступления по горячим следам информация может быть получена предварительным исследованием следов транспортных средств. При совершении ДТП на месте происшествия остаются: следы колёс, осколки стекла, частицы ЛКП, почвы, накопившейся на брызговиках и т. п.» [13, с. 80].
Аналогичное мнение излагает Р.Р. Абдразяпов, полагая, что «задача извлечения криминалистически значимой информации из материальной обстановки преступления по-прежнему относится к числу наиболее актуальных. Одно из центральных мест здесь занимает осмотр места происшествия. От результатов осмотра в значительной степени зависит ход дальнейшего расследования, и потому вопрос повышения качества проведения осмотра места происшествия остаётся столь же насущным» [1, с. 73].
Е.П. Ищенко и В.А. Образцова отмечают: «Осмысливая всё ценное из своего опыта, отделяя необходимое от случайного, следователь пытается использовать отразившиеся в его памяти закономерности при работе по новому делу.
* Мещерякова, Татьяна Анатольевна, старший государственный инспектор дорожного надзора отделения дорожной инспекции отдела надзора УГИБДД УМВД России по Липецкой области, адъюнкт четвёртого курса заочной формы обучения факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России. Тел. (4742) 42-39-61. E-mail: mt_78@mail.ru.
* Meshcheriakova, Tatiana Anatolievna, senior inspector of road traffic police department supervision UGIBDD department supervision of MOI of Russia in the Lipetsk region, a fourth-year post-graduate of correspondence courses for the department of scientific and scientific-pedagogical personnel of the department of forensic activities of St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia. Ph. (4742) 42-39-61. E-mail: mt_78@mail.ru.
© Мещерякова Т. А., 2013
Криминалистика, криминология, ОРД
Однако известная недостаточность индивидуального опыта и личных знаний диктует ему необходимость обращаться не только к собственному профессиональному прошлому, но и к передовому коллективному опыту коллег, обобщённому на научной основе, а также к криминалистическим рекомендациям. В них содержатся знания, дающие представление об общеметодической схеме расследования, отдельных следственных действиях, комплексах различных действий, методах, приёмах, правилах работы с объектами технико-криминалистического и тактического воздействия» [6, с. 360].
В монографии И.И. Иванова отмечено: «М.Ш. Махтаев констатирует, что общей задачей криминалистики в предупреждении преступлений наряду с другими является разработка и применение средств, приёмов и методов выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также средств и приёмов, препятствующих совершению преступлений, затрудняющих преступную деятельность и облегчающих выявление виновных, а также раскрытие преступлений» [5, с. 197]. Он указывает: «На наш взгляд, организационные основы (организация) криминалистической превенции - это система научных положений и практических рекомендаций по организации следственной профилактической деятельности» [5, с. 257], а также, что «специалисты, изучавшие различные аспекты предотвращения преступлений, осуществляемого в процессе уголовного судопроизводства, не имели единого мнения относительно задач криминалистической превенции» [5, с. 194].
В настоящее время на различных уровнях рассматривается проблема снижения количества дорожно-транспортных преступлений и обеспечения безопасности движения.
Отдельным вопросом при осмотре мест совершения дорожно-транспортных преступлений является категория преступлений, произошедших на участке производства дорожных работ. В настоящее время предупреждение дорожно-транспортных преступлений является задачей, разрешением которой занимаются как следователи, так и специалисты, имеющие техническую направленность.
К наиболее сложным вопросам можно отнести расследование и предупреждение совершения дорожно-транспортных преступлений, имеющих место на участке с введённым временным ограничением режима движения в условиях проведения дорожных работ.
Важным обстоятельством является тот факт, что режим движения на рассматриваемом участке значительно отличается от стандартных ситуаций. В первую очередь это связано с наличием различных ограничений. На практике наиболее часто встречаются случаи с ограничением обгона транспортных средств, ограничением скоростного режима, сужением проезжей части улично-дорожной сети, наличием тупиков, необходимостью объезда препятствий (ремонтируемого участка, дорожно-строительной техники, дорожно-строительных материалов и т. п.), запрещением въезда и движения транспортных средств.
Виды дорожно-транспортных преступлений на участке производства дорожных работ могут быть самыми различными, однако наиболее вероятны опрокидывание, столкновения транспортных средств, наезд на препятствие. Причинами совершения дорожно-транспортных преступлений могут являться отсутствие либо нарушение в размещении и количестве технических средств организации дорожного движения, нарушение водителем транспортного средства Правил дорожного движения РФ в части соблюдения установленного режима движения, требований дорожных знаков и линий разметки.
Для получения максимального количества и информации о причинах совершения дорожно-транспортного преступления до прибытия на место следственно-оперативной группы необходимо исключить допуск посторонних лиц, в т.ч. представителей дорожно-эксплуатационных организаций, принять меры к организации объезда участка, на котором совершено преступление, если для данного мероприятия имеется такая возможность. В случае если альтернативный участок движения транспортных средств отсутствует, возможен пропуск автомобилей по обочине, пешеходным дорожкам (тротуарам) с учётом обеспечения безопасности движения пешеходов, разделительной полосе, основанию земляного полотна, полосе, на которой отсутствуют следы транспортных средств, фрагменты автомобилей. Т.е. объезд места совершения дорожно-транспортного преступления после предварительного осмотра организуется с использованием тех элементов дороги, которые не имеют отношения к преступлению. В случае если водитель транспортного средства скрылся на нём с места совершения дорожно-транспортного преступления, по оставшимся фрагментам автомобиля (осколки фар, стекла, следы краски на ограждении и пр.) можно получить информацию о транспортном средстве, участвовавшем в ДТП. При осмотре места преступления важно зафиксировать на схеме имеющиеся, в т.ч. в повреждённом состоянии, технические средства организации дорожного движения, наличие освещения (особенно важно в тёмное время суток), тип и состояние дорожного покрытия (сухое, влажное, обработанное вяжущими материалами, перепады уровней дорожного покрытия при укладке асфальтобетона и т.д.), состояние обочин. В случае если преступление имело место на участке, где въезд или движение транспортных средств запрещены, необходимо уточнить у водителя, пассажиров, свидетелей, очевидцев, откуда произошёл въезд транспортного средства. Последнее обстоятельство важно для установления факта нарушения Правил дорожного движения РФ: либо водитель допустил нарушение, игнорировав требование временных дорожных знаков, либо должностное лицо, ответственное за производство дорожных работ, не приняло мер к оборудованию участка дорожными знаками, ограждающими и направляющими устройствами. Правильность обустройства места производства дорожных работ техническими средствами организации движения можно проверить непосредственно на месте совершения преступления, пригласив должностное лицо, ответственное за производство работ, со схемой, согласованной сотрудником службы ГИБДД. В случае, если схема не может быть получена непосредственно на месте, по соответствующему
Мещерякова Т.А. Специфика осмотра места совершения дорожно-транспортного преступления...
запросу документ может быть получен в ГИБДД либо в организации, осуществляющей производство дорожно-эксплуатационных работ.
При осмотре места совершения дорожно-транспортного преступления необходимо обратить внимание на наличие линий горизонтальной дорожной разметки, в т.ч. временных, и соответствие требований временных дорожных знаков требованиям линий горизонтальной дорожной разметки. Исключение составляют случаи, когда осуществляется ремонт покрытия проезжей части, например, связанный со срезом слоя асфальтобетона, и линии горизонтальной дорожной разметки не могут быть выполнены по техническим причинам.
Важное значение при расследовании дорожно-транспортного преступления, связанного с наездом на препятствие, стоящее транспортное средство (например, автомобиль, осуществляющий дорожные работы) является фиксация расположения строительных материалов, техники на участке производства работ. Для расследования таких преступлений необходимо объективно рассмотреть вопрос о возможности водителем объезда препятствия, а для этого целесообразно установить наличие ограждения участка производства дорожных работ, направляющих конусов, дорожных знаков. В случаях, когда происходит наезд на препятствие, в результате которого погибли или получили травмы различной степени тяжести люди, важно произвести осмотр и назначить экспертизу конструкции временных ограждающих и направляющих устройств. Согласно строительным нормам, ограждения должны быть прочными и устойчивыми. Вместе с тем, государственными стандартами предусматривается травмобезопасность ограждений.
На практике встречаются случаи, когда дорожно-ремонтные работы выполняются в зоне остановочного пункта. В таких случаях при осмотре места совершения дорожно-транспортного преступления необходимо также установить, был ли организован дорожно-эксплуатационными организациями подход пассажиров к остановочному пункту. Альтернативным вариантом мог быть предложен временный перенос остановочного пункта, т.е. организация нового на другом участке и запрет использования ранее действующего. В этом случае может быть как вина водителей автобусов, иных транспортных средств, так и пешеходов. Водитель автобуса или должностное лицо предприятия-перевозчика по различным мотивам (уменьшение пробега маршрутного транспортного средства без пассажиров, экономия топлива и т.д.) также предположительно могут, пренебрегая требованиями технических средств организации дорожного движения, использовать для движения, посадки (высадки) пассажиров запрещённый участок. При обследовании участка совершения места дорожно-транспортного преступления следует обратить внимание на видимость дорожных знаков и светофоров. В частности, нормативные документы предписывают дублирование дорожных знаков: расположение справа и слева от проезжей части, над проезжей частью. При неправильном размещении технических средств организации дорожного движения, водитель не может быть информирован о введённых запретах и ограничениях режима движения и, следовательно, осуществляет выбор скоростного режима и манёвров без учёта осложнения дорожной обстановки.
Следует отметить, что ограничение скоростного режима, согласно техническим документам, производится ступенчато, с интервалом не более 20 км/час.
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение вопроса совершения преступления на участке производства дорожных работ в населённых пунктах. В данной ситуации необходимо обратить внимание на интенсивность и направление движения пешеходного потока. Как правило, при рассмотрении временных схем организации дорожного движения служба ГИБДД устанавливает определённые требования к обеспечению безопасности пешеходов путём укрепления обочин и направления пешеходного потока по ним; установки транспортно-пешеходного светофорного объекта; организации лестничных сходов, например, в районе мостовых сооружений; возведения временных мостиков через траншеи; строительства (сооружения) временных пешеходных дорожек и т. д. В случае наезда на пешеходов устанавливается возможность водителя избежать совершения преступления, а также возможность пешехода не спровоцировать преступление. При этом рассматриваются вопросы, связанные с комплексом дорожных условий. Не исключено, что при сравнении временной схемы и фактической ситуации организации дорожного движения будут выявлены отклонения от эталонного варианта.
Установленные при осмотре места совершения дорожно-транспортного преступления данные о неудовлетворительных дорожных условиях в дальнейшем необходимо использовать для профилактики преступлений. Таким образом, данные о неудовлетворительных дорожных условиях используются в представлениях следователя об устранении недостатков, оформленные в установленном порядке, для возбуждения уголовного дела в отношении сотрудников дорожно-эксплуатационных предприятий и т. д. Предполагается, что основная или косвенная причина, связанная с неудовлетворительными дорожными условиями, после подобных мер должна быть устранена. Следовательно, полученная информация о неудовлетворительных дорожных условиях, сопутствующих совершению дорожно-транспортных преступлений, может быть, кроме того, систематизирована и использована следователями как методические рекомендации.
Список литературы
1. Абдразяпов, Р. Р. Тактические особенности производства осмотра места происшествия при расследовании преступлений, связанных с хищением энергоносителей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - №4. - С. 73-77.
2. Власова, С. В. Способы собирания доказательств по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств : дис... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2009. - 312 с.
Криминалистика, криминология, ОРД
3. Городокин, В. А. Использование специальных автотехнических знаний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств : автореф. дис... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2009. - 25 с.
4. Демидова, Т. В. Взаимодействие следователя с сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений при расследовании дорожно-транспортных преступлений : дис. канд. юрид. наук. - М., 2010. - 232 с.
5. Иванов, И. И. Криминалистическая профилактика преступлений (комплексное научно-практическое исследование) : монография / под ред. И.А. Возгрина. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. - 320 с.
6. Ищенко, Е. П., Образцова, В. А. Криминалистика : учебное пособие. - М.: ООО «Издательство «Элит», 2007. - 360 с.
7. Ким, О. Д. Проблемы и пути совершенствования расследования ДТП на основе научных знаний : дис. докт. юрид. наук. - Бишкек, 1998. - 351 с.
8. Крикунов, Ю. И. Проблемы осмотра места происшествия и назначения судебных экспертиз по уголовным делам о дорожно-транспортных происшествиях : дис. канд. юрид. наук. - Иркутск, 2006. - 172 с.
9. Лысенко, В. В. Собирание, проверка и оценка сведений о временных характеристиках дорожно-транспортного преступления : дис. канд. юрид. наук. - М., 2002. - 139 с.
10. Перлов, С. Н. Доказывание при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях (процессуальные и криминалистические аспекты) : автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 1997. - 24 с.
11. Ремизов, С. М. Противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений и криминалистические методы его преодоления : автореф. дис. канд. юрид. наук. - М., 2007. - 23 с.
12. Холина, Е. А. Криминалистическая характеристика причинно-следственных связей при производстве судебных экспертиз : дис. канд. юрид. наук. - Люберцы, 2011. - 230 с.
13. Хрусталёв, В. Н., Трубицын, Р. Ю. Участие специалиста-криминалиста в следственных действиях. - СПб.: Питер, 2003. - 208 с.
14. Чих, Н. В. Механизм дорожно-транспортного преступления и его установление на предварительном следствии : дис. . канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 1999. - 202 с.
УДК 343.3/.7 Л.В. Логинова*
Деятельность полиции в сфере профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних
Статья посвящена актуальным вопросам специальной криминологической профилактики преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Рассматриваются субъекты специальной профилактики половых преступлений, а также нормативно-правовая база в сфере защиты несовершеннолетних от сексуальных посягательств.
Ключевые слова: специально-криминологическая профилактика, субъекты профилактики, половая неприкосновенность несовершеннолетних, профилактика половых преступлений.
L.V. Loginova*. Functioning of the police in the prevention of crimes against sexual inviolability of minors. The article is devoted to special criminological prevention of crimes against sexual inviolability of minors. Specific subjects of prevention of sexual abuse are considered, as well as the regulatory framework in the sphere the protection of minors from sexual abuse.
Keywords: special-criminological prevention, prevention subjects, sexual inviolability of minors, prevention of sexual offenses.
Сексуальные отношения с детьми являлись непременным атрибутом человеческой цивилизации на всем ее протяжении [1, с. 179]. И.С. Кон отмечает, что тема полового влечения (однополой любви) к малолетним и несовершеннолетним актуальна для творчества Сократа и Платона, причем указанные античные философы (как и многие другие мыслители, общественные и политические деятели того времени) ставили педерастию выше гетеросексуальной любви [2, с. 26]. В то же время Платон в категоричной форме заявлял о необходимости запрета инцеста: «Если у кого окажется красивый брат или сестра, а также сын или дочь, здесь, собственно, исписанный закон отлично удерживает от тайных и явных связей, а также от всяких иных поползновений. У большинства людей в этих случаях нет даже
* Логинова, Людмила Валентиновна, Санкт-Петербургский университет МВД России, соискатель кафедры уголовного права. Санкт-Петербург, ул. Пилютова, 1. E-mail: luskalo@mail.ru.
* Loginova, Ludmila Valentinovna, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, seeker of PhD in Laws. Mail address: Saint Petersburg, Pilyutov str., 1. E-mail: luskalo@mail.ru.
© Логинова Л.В., 2013