УДК 343.985.7 : 343.346 ББК 67.52
© 2019 г. А. Н. Дудниченко,
преподаватель цикла правовых дисциплин Ростовской школы служебно-розыскного собаководства МВД России. Тел.: 8 (928) 603-96-76
К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА», «МЕХАНИЗМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ» И «МЕХАНИЗМ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ» ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ C НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Статья посвящена вопросам соотношения понятий «криминалистическая характеристика» и «механизм преступления» при расследовании преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Обосновывается точка зрения о нетождественности понятий механизма дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и механизма дорожно-транспортного преступления. Предлагается авторская формулировка понятия механизма ДТП.
Ключевые слова: криминалистическая характеристика, механизм преступления, механизм дорожно-транспортного происшествия, расследование, дорожно-транспортные преступления.
A. N. Dudnichenko - teacher of the cycle of legal disciplines Rostov school of service and search dog breeding
of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation.
THE QUESTION OFTHE RELATIONSHIP BETWEEN THE CONCEPTS OF «CRIMINOLOGICAL
CHARACTERISTICS», «MECHANISM OF CRIME» AND «THE MECHANISM OFATRAFFIC
The article is devoted to the correlation between the concepts of «criminalistic characteristics» and «in the investigation of crimes related to the violation of traffic rules and the mechanism of crime» operation of vehicles. The point of view on the non-identity of the concepts of the mechanism of road traffic accident (RTA) and the mechanism of road traffic crime is proposed and justified. The author's formulation of the concept of the mechanism of road accident is offered.
Keywords: criminalistics characteristic, mechanism of a crime, the mechanism of traffic accidents, investigation of, road traffic offence.
По данным доклада Всемирной организации здравоохранения, превышение безопасной скорости движения транспортных средств является причиной каждого третьего случая смерти в результате дорожно-транспортных происшествий. Около 1,25 миллиона человек ежегодно погибают на дорогах [15]. По предварительным данным Госавтоинспекции Российской Федерации, в 2018 году в результате дорожно-транспортных происшествиях погибли 18 094 человека, что говорит о снижении на 994 случая данного показателя по сравнению с 2017 годом. Однако несмотря на уменьшение количества погибших, в последние годы Российская Федерация продолжает занимать лидирующие позиции по показателям смертности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях [17]. Подтверждением важности проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на государственном уровне является утверждение Правительством Российской Федерации в январе 2018 года «Стратегии безопасности движения до 2024 года». Целью данной стра-
тегии является снижение смертности в результате ДТП до нулевых значений.
Для качественного и результативного расследования преступлений помимо знания уголовно-правовой характеристики, указывающей на общественную опасность совершенного деяния, а также его противоправность, виновность и наказуемость, конструктивных признаков состав преступления (субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона), необходимы знания о типичных закономерностях совершения преступлений соответствующей категории, анализ которых позволяет разработать типичные следственные версии, а также успешно их реализовать посредством проведения следственных действий, включая обращение к различным видам специальных знаний. Отражая закономерности совершения преступного деяния, «информационная модель преступления выступает в виде научной категории - криминалистической характеристики преступления, познание которой обеспечивает системный подход в расследовании преступлений, по-
вышает его эффективность, а также позволяет разработать комплекс мер, направленных на предупреждение совершения уголовно-наказуемых деяний и создание эффективной системы противодействия данной категории преступлений» [8, с. 135]. Поддерживаем мнение А. В. Вардянана, определяющего дефиницию криминалистической характеристики преступлений как «научную абстракцию, в которой находит отражение в обобщенном виде совокупность взаимосвязанных, криминалистически значимых данных о преступлениях определенного вида/разновидности, знание которых позволяет методически правильно организовать их расследование» [9]. Большинством ученых принято рассматривать криминалистическую характеристику преступлений в качестве одного из основополагающих составляющих методики расследования преступлений. Имея сложную структуру, данная категория у различных видов преступлений может отличаться количеством и содержанием составляющих ее элементов. При этом «данные криминалистической характеристики преступлений являются действенным подспорьем и для разработки тактических приемов и рекомендаций по производству различных следственных действий» [3, с.10.]
Вместе с тем в целях предотвращения «размывания» содержания данной криминалистической категории путем включения в ее содержание элементов, не обладающих криминалистическим содержанием (что и явилось предметом жесткой критики данного понятия Р. С. Белкиным, хорошо известной в научных криминалистических кругах), уточним, что мы разделяем точку зрения С. И. Коновалова, резюмирующего, что к элементам криминалистической характеристики следует относить признаки, имеющие ключевое значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений определенного вида, к которым относится информация, полученная в результате изучения следов преступления -как идеальных, так и материальных [11]. На наш взгляд, заслуживает внимания позиция, согласно которой «взаимосвязи между элементами криминалистической характеристики преступления, имеющие стабильный и системный характер и образующие коррелятивные зависимости, относятся к функциональной составляющей криминалистической характеристики как системного образования» [4]. Криминалистическая энциклопедия определяет механизм преступления как «сложную динамическую систему, определяющую содержание преступной деятельности» [2],
включающую в качестве элементов ее составляющих: субъекта преступления и его психическое отношение к совершенному им деянию (действиям либо бездействию), а также их последствиям и соучастникам; предмет посягательства, способ преступления (как систему детерминированных действий; преступный результат; обстановку преступления (время, место и др.); поведения и действия лиц, оказавшихся случайными участниками события; обстоятельства, способствующие или препятствующие преступной деятельности; связи и отношения между действиями (способом преступления) и преступным результатом, между участниками события и др. [12].
Не претендуя на глубокий анализ данных понятий, поскольку это находится в другой плоскости научного познания, отметим, что в содержательном плане понятия криминалистической характеристики преступления и механизма преступления весьма близки, что видно хотя бы при сопоставлении ранее изложенных элементов того и другого понятия. Но, в то же время, механизм преступления характеризуется таким важным критерием, как «динамическая система», в отличие от криминалистической характеристики, которая выступает результатом всестороннего рассмотрения совокупности всех основных криминалистически значимых особенностей этого деяния, но не содержит в себе качеств динамического характера.
Знание механизма дорожно-транспортного преступления позволяет установить криминалистически значимые обстоятельства, необходимые для раскрытия и расследования рассматриваемой категории преступлений. Понятия «механизм совершения ДТП» (механизм ДТП) либо, в зависимости от предметной области исследования, «механизм наезда на пешехода» (как наиболее распространенная разновидность механизма ДТП) и т. п. устойчиво встречаются в структуре криминалистической характеристики преступлений в качестве важного (системообразующего) элемента криминалистической характеристики преступлений. Несмотря на то, что дефиниция механизма дорожно-транспортного преступления (ДТП) на сегодняшний день не нашла законодательного закрепления, термин «механизм преступления» используется в юридической литературе. Так, в трудах российского ученого-исследователя Н. П. Ябло-кова при изложении групповой криминалистической методики расследования преступных нарушений правил безопасности обращения и использования производственной и
транспортной техники, включающей преступления рассматриваемой нами категории, механизм указанных преступлений рассматривается как структурный элемент криминалистической характеристики преступления [20] (а не как понятие, синонимичное или заменяющее криминалистическую характеристику преступления, пусть и на определенном этапе становления криминалистической характеристики преступления).
А. И. Чучаев определяет механизм ДТП как «динамический процесс, представляющий определенное взаимодействие составляющих его элементов» [19]. В. С. Владимиров обосновывает структуру криминалистической характеристики наезда транспортного средства на пешехода, которая, по мнению данного автора, включает следующие элементы: обстановка, в которой произошел наезд; механизм наезда и механизм образования следов; личностные характеристики участников ДТП (водителя, пешехода, свидетелей); причины и условия, способствовавшие наезду транспортного средства на пешехода [5]. В. В. Абрамочкин под механизмом ДТП представляет «систему временных, динамичных и иных связей отдельных этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы на взаимодействующих объектах на всех стадиях развития, и обусловленных видом дорожно-транспортного преступления» [1].
Э. Г. Хачатрян предлагает рассматривать механизм ДТП как «совокупность промежуточных процессов, которые, взаимодействуя между собой, формируют процесс развития нарушения Правил дорожного движения и определяют его последствия» [18]. А. М. Кустов, С. С. Самищенко выделяют следующие структурные элементы механизма дорожно-транспортных происшествий:
- информация о своеобразии реакции участников происшествия на возникшую опасность;
- информация о движении участвовавших в происшествии объектов по определенным траекториям до момента контакта с другим объектом или потери устойчивости, отрыва колес от поверхности;
- контактно-силовом воздействии объектов, участвовавших в происшествии;
- движении указанных объектов после завершения контактно-силового воздействия до полной остановки [13].
В целом, как анализ научной литературы, так и анализ эмпирических источников, позволяют солидаризироваться с позицией о роли данного элемента криминалистической характеристики преступлений в ее структуре как системообразующего элемента. Но нельзя не
принимать во внимание позицию, согласно которой механизм преступления не заменяет криминалистическую характеристику преступления, но отражает знания о закономерностях преступной деятельности как бы с разным вектором познания (в содержательном плане, имея сходные структурные элементы). А именно, с позицией о том, что криминалистическая характеристика преступлений есть результат познания механизма преступления. Так, А. Ю. Головин пишет, что «механизм преступления должен выступать объектом научного исследования, результатом которого явится формирование криминалистической характеристики... Криминалистическая характеристика преступления содержит сведения, полученные в результате познания криминалистикой этих закономерностей» [7]. То есть соотношение этих понятий, согласно приведенной позиции, выглядит как динамическое и статическое, а не как частное и родовое (общее).
На наш взгляд, чтобы внести ясность в понимание соотношения данных терминов, следует поддержать позицию о нетождественности понятий: механизма дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и механизма преступлений в сфере нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (кратко - механизма преступлений). Первое понятие означает структурный элемент криминалистической характеристики рассматриваемых преступлений, второе - есть объект научного исследования, результатом которого является криминалистическая характеристика данного деяния.
Анализ научной литературы по данной проблематике позволил сделать вывод, что данные понятия - механизм дорожно-транспортного происшествия и механизм дорожно-транспортного преступления - не всегда четко дифференцируются. Авторы часто понимают их как синонимичные и взаимозаменяемые, говоря о механизме дорожно-транспортного происшествия, имеют в виду происшествие, имеющее признаки преступления. Понятно, что в ряде случаев можно употреблять данные термины условно как синонимичные, но в определенных случаях, прежде всего, при изложении криминалистической характеристики рассматриваемых деяний, следует более точно пользоваться данной научной терминологией.
С. Е. Ковалев, дифференцируя дефиниции понятия механизма дорожно-транспортного преступления и механизма дорожно-транспортного происшествия, обосновывает вызывающую научный интерес позицию о том, что «механизм дорожно-транспортного
преступления понятие более широкое, включающее в свою структуру механизм дорожно-транспортного происшествия» [10]. Такой подход находит положительный отклик у других исследователей [14].
Солидаризируясь, в целом, с позицией А. Ю. Головина о соотношении криминалистической характеристики преступлений и механизма преступлений вообще (то есть безотносительно к конкретным рассматриваемым категориям преступлений), тем не менее, отметим, что особенности совершения преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а именно их динамичный и быстротечный характер, то есть совершение преступлений, как правило, именно в момент движения транспортных средств, которому предшествовало постепенное развитие аварийной ситуации, находящейся в причинно-следственной связи с допущенными нарушениями Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, действительно требуют особого подхода к рассмотрению механизма дорожно-транспортного происшествия как самостоятельного элемента криминалистической характеристики преступлений.
Достаточно часто исследователями реализуется такой подход, при котором механизмом ДТП как бы вытесняется способ данного деяния (как элемент криминалистической характеристики преступлений), поскольку понятие «механизм преступления» представляется более емким и последовательно отражающим процесс и результат взаимодействия участников дорожного движения. Другой причиной нерассмотрения в качестве элементов криминалистической характеристики преступлений названной категории типичных способов совершения данных деяний является существующая в науке точка зрения о дискуссионном характере такого элемента у преступлений, характеризующихся неосторожной формой вины.
Итак, не претендуя на бесспорность нашей позиции и осознавая наличие различных альтернативных точек зрения, полагаем целесообразным под механизмом ДТП понимать процесс формирования и развития аварийной ситуации, характеризующийся стадийностью и находящийся в причинно-следственной связи с определенными нарушениями Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, кульминацией которого явилось дорожно-транспортное происшествие.
Будучи взаимосвязанным с иными элементами криминалистической характеристики преступлений (согласно концептуальным положениям криминалистической характери-
стики преступлений), механизм ДТП воплощается в соответствующих способах преступления (а именно: наезд, опрокидывание, столкновение и т. д.), а также отражается во взаимосвязях с другими участниками события и в типичных условиях окружающей среды, формирующей обстановку преступления. Безусловно, знание механизма дорожно-транспортного преступления позволяет установить криминалистически значимые обстоятельства, необходимые для раскрытия и расследования рассматриваемого вида преступлений. Учитывая отмечаемый абсолютным большинством исследователей динамичный характер механизма данного деяния, характеризующийся наличием ряда последовательно сменяющих друг друга стадий (различные исследователи выделяют неоднозначное их количество и содержание: от трех до семи) [14], солидаризируемся с самим по себе представлением о закономерно стадийном и последовательном характере этого явления, даже несмотря на его внешнюю скоротечность. При расследовании преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, как отмечал В. Н. Герасимов, чаще всего выделяют три взаимосвязанных стадии развития механизма ДТП: начальную (предаварий-ную), аварийную и послеаварийную [6].
Первоначальная (предаварийная) стадия характеризуется возникновением факторов, нарушающих функциональное равновесие и вынуждающих водителя к принятию мер для обеспечения безопасности дорожного движения. Вышеуказанные факторы принято рассматривать в качестве внешних явлений -появление пешехода на проезжей части, неблагоприятные погодные условия, недостатки улично-дорожной сети; а также в качестве внутренних явлений, определяемых психофизиологическим состоянием лица, управляющего транспортным средством, имеющимися либо возникшими техническими неисправностями транспортного средства. С целью познания механизма ДТП следователю предстоит установить обстоятельства, предшествующие дорожно-транспортному происшествию и определить время и причины трансформации предварительной стадии в аварийную. При этом необходимо обратить внимание на то, что в 2016 году в Правила дорожного движения Российской Федерации (п. 2.7.) введено понятие «опасное вождение». Указанное понятие включает «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий: невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транс-
порту, который пользуется преимущественным правом движения; перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты (кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия); несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдение бокового интервала; резкое торможение (если оно не требуется для предотвращения ДТП); препят-ствование обгону, если данные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей...» [16]. Опасное вождение, будучи само по себе нейтрально с точки зрения уголовного закона, также может явиться фактором, способствующим возникновению и развитию аварийной ситуации.
Аварийная стадия характеризуется полной либо частичной утратой водителем транспортного средства способности оказать влияние на дальнейшее развитие дорожной ситуации. В юридической литературе принято различать открытую и скрытую аварийную си-
Литература
1. Абрамочкин В. В. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учеб. пособие. М., 2010.
2. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2000.
3. Варданян А. В., Гнетнев И. Г. Понятие, значение и структура криминалистической характеристики преступлений против жизни и здоровья, совершенных лицами, имеющими психические расстройства, не исключающие вменяемости // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 2-2.
4. Варданян А. В., Ларионов, И. А. Научные основы формирования криминалистической характеристики преступлений, связанных с организацией незаконной миграции // Известия Тульского государственного университета, экономические и юридические науки. 2015. № 42.
5. Владимиров С. В. Расследование наезда транспортного средства на пешехода: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2011.
6. Герасимов В. Н. Методика расследования автотранспортных преступлений. М., 1982.
7. Головин А. Ю. Криминалистическая систематика. М., 2002.
8. Дудниченко А. Н. О некоторых особен-
туации. В первом случае признаки аварийной ситуации очевидны и обозримы для участников дорожного движения. Скрытая аварийная ситуация характеризуется наличием условий, которые объективно не позволяют ее обнаружить.
Послеаварийная стадия проявляется в установлении действий участников ДТП после состоявшегося происшествия. Обосновывается данное положение включением в предмет доказывания действий водителя непосредственно после события дорожно-транспортного происшествия. Как показывает следственная и судебная практика, все элементы механизма ДТП взаимосвязаны и в совокупности влекут преступные последствия.
Итак, резюмируя вышеизложенные положения, можно сделать вывод, что отраженные в криминалистической характеристике знания о механизме совершения преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, служат теоретико-методологическим подспорьем для формулирования и проверки следственных версий, весьма результативным средством которых является применение специальных знаний.
Bibliography
1. Abramochkin V. V., Investigation of road transport crimes: studies. benefit. M., 2010.
2. Belkin R. S. Forensic encyclopedia. M., 2000.
3. Vardanyan V. V., Gnetnev I. G. Concept, meaning and structure of criminalistic characteristics of crimes against life and health committed by persons with mental disorders, not excluding sanity // News of Tula state University. Economic and legal Sciences. 2013. № 2-2.
4. Vardanyan A.V., Larionov I. A. Scientific foundations of the formation of criminalistic characteristics of crimes related to organization of illegal migration // Proceedings of the Tula state University, economic and legal Sciences. 2015. № 42.
5. Vladimirov S. V. Investigation of collision of the vehicle on the pedestrian: dis. ... kand. the faculty of law. sciences'. Vladimir, 2011.
6. Gerasimov V. N. Methods of investigation of motor transport crimes. M., 1982.
7. Golovin A. Y. Forensic taxonomy. M., 2002.
8. Dudnichenko A. About some features of a way of a crime as an important element of criminalistic characteristic of the crimes connected with violation of rules of traffic and operation of vehicles//Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2017. № 2-74.
ностях способа преступления как важного элемента криминалистической характеристики преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 - 74.
9. Казанцев С. Я., Варданян А. В. Сами-тов Э. О. / Криминалистика: учебник. М., 2018.
10. Ковалев С. Е. Вопросы юридической техники в методике расследования дорожно-транспортных происшествий // Проблемы юридической техники. Н. Новгород, 2000.
11. Коновалов С. И. Теоретико-методологические проблемы криминалистики. Ростов-на-Дону. 2001.
12. Кудрявцев В. Н. Природа преступного поведения и его механизм. Механизм преступного поведения. М., 1982.
13. Кустов А. М., Самищенко С. С. Судебная медицина в расследовании преступлений. Курс лекций. М., 2002.
14. Латыпова К. С. Механизм дорожно-транспортных преступлений, связанных с наездами на пешеходов // Вестник Бурятского госуниверситета 2012. № 2.
15. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения http://www.who.int/ mediacentre/news/releases/2017/speed-manage-ment-cities/ru/ (дата обращения 30.01.2019).
16. Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 477 «О внесении изменения в правила дорожного движения Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 198664/ (дата обращения 09.01.2019).
17. Российская газета, 31.01.2019. https:// rg.ru/2019/01/31 /chislo-pogibshih-za-god-na-dor-ogah-rossii-sokratilos-na-tysiachu-chelovek.html (дата обращения 01.02.2019).
18. Хачатрян Э. Г. Проблемы экспертных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09. Краснодар, 2012.
19. Чучаев А.И. Механизм транспортного преступления (понятие и общая характеристика) // LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН). 2013. № 6.
20. Яблоков Н. П. Методика расследования преступных нарушений правил безопасности обращения и использования производственной и транспортной техники, опасных веществ, изделий и производственных отходов. Яблоков Н. П. Криминалистика: Учебник для вузов и юридических факультетов. М., 2003.
9. Kazantsev S. Ya., Vardanyan E. O. / Criminology: textbook. Moscow, 2018.
10. Kovalev S. E. Questions of legal technique in the methodology of investigation of road accidents // Problems of legal technique. N. Novgorod, 2000.
11. Konovalov S. I., Theoretical and methodological problems of criminology. Rostov-on-don. 2001.
12. Kudryavtsev V. N. The nature of criminal behavior and its mechanism. The mechanism of criminal behavior. M., 1982.
13. Kustov A. M., Samusenko S. S. Forensic science in crime investigation. Course of lectures. M., 2002.
14. Latypov K. S. The Mechanism of road traffic offences associated with pedestrian accidents // Bulletin of the Buryat state University, 2012. № 2.
15. Official website of the World health organization http://www.who.int/mediacentre/news/releas-es/2017/speed-management-cities/ru/ (date of application 30.01.2019).
16. Order of the Government of the Russian Federation of 30.05.2016 № 477 «About modification of traffic regulations of the Russian Federation» // ATP «ConsultantPlus». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_198664/ (accessed 09.01.2019).
17. Russian newspaper, 31.01.2009. https:// rg.ru/2019/01/31 /chislo-pogibshih-za-god-na-dor-ogah-rossii-sokratilos-na-tysiachu-chelovek.html (accessed 01.02.2019).
18. Khachatryan E. G. Problems of expert research in the investigation of traffic violations: author. dis. ... kand. the faculty of law. Sciences: 12.00.09. Krasnodar, 2012.
19. Chuchaev A. I. the Mechanism of the transportation crime (definition and General characteristics) // LEX RUSSICA (RUSSIAN LAW). 2013. № 6.
20. Yablokov N. P. Methods of investigation of criminal violations of safety rules of handling and use of industrial and transport equipment, hazardous substances, products and industrial waste. Yablokov N. P. Criminology: Textbook for universities and law faculties. M., 2003.