УДК 316.1:65.01
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКИХ ДВИЖЕНИЙ
© 2015
Ю. А. Паршакова, аспирант
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В данной научной статье рассмотрен феномен волонтёрства в системе общественных движений. Приведены обобщённые данные, полученные в результате проведённого социологического исследования, изучающего особенности волонтерских движений в г. Тольятти.
Ключевые слова: волонтёрство, волонтёрская деятельность, благотворительность, общественные движения, социологическое исследование, анкетирование, молодёжь, Тольятти.
Уровень добровольческих инициатив в Тольятти достаточно высокий. Ежегодно только Дом молодежных организаций «Шанс» [1] проводит более 20 акций и мероприятий. В городе существует большое количество волонтерских движений, это официальные благотворительные фонды, центры развития добровольческих инициатив, волонтерские отряды в учебных заведениях, активно работают интернет - сообщества, а также неофициальные группы добровольцев - энтузиастов. Но, тем не менее, так как в России волонтерское движение - явление новое, большая часть молодежи ещё не знает, кто такие волонтеры и чем они занимаются, некоторые не знают даже этого слова. Большинство волонтерских организаций ставят своей первоочередной задачей привлечение к этой деятельности как можно больше людей, что должно непосредственно сопровождаться использованием различным многообразных каналов информирования, привлечением СМИ и поддержкой местных властей. В настоящее время, как показало социологический опрос волонтеров нельзя говорить однозначно о том, что проблемы информированности молодежи о деятельности добровольцев отсутствуют. Мнение респондентов по этому поводу расходятся, 39% считают, что такой проблемы нет, при этом 15% из них выражают в этом сомнение. 22% уверены, что такая проблема существует, 13% полагают, что «скорее да, чем нет». В итоге получается, что 36% волонтеров все-таки считают необходимым улучшение работы в области информирования о добровольческой деятельности. 24% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
О работе волонтерских движений, проведении различных акций и результатах их деятельности 80% респондентов узнают из интернета, при этом 41% из них главным источником являются различные социальные сайты, которые в последнее время набирают очень большую популярность. Такие результаты не удивительны, интернет сейчас доступен для большинства населения, почти у каждого молодого человека есть свой персональный компьютер. К тому же размещать и обновлять информацию на подобных сайтах очень легко, и она доступна для всех пользователей в любое время суток. Не мене значимым преимуществом такого способа информирования является возможность мгновенной обратной связи. Следующим по значимости среди источников информации о волонтерской деятельности являются друзья и знакомые. 70% волонтеров узнают основные новости именно посредством личных коммуникативных связей. Информационная деятельность ведется так же по месту работы [2, 3] и в учебных заведениях, для 36% волонтеров это главный источник ознакомления с деятельность добровольцев. На последних местах СМИ (16%), религиозные учреждения (12%) и другие источники (7%). Среди последних можно выделить отчеты о деятельности некоммерческих организаций, историко-ролевые и туристические клубы.
Чтобы получить более подробную информацию о специфике организации волонтерских движений в г. о. Тольятти было организованно качественное исследование, методом неформализованного интервью. В качестве интервьюируемых выступали организаторы волонтерских движений. Всего было проведено 5 интервью, участие в которых приняли А. Арсенихин - президент
АНО «Центр развития добровольчества г. о. Тольятти», С. Табунов - специалист комитета по делам молодежи, идеолог добровольческого движения Тольятти при МБУ «Дом молодежных организаций Шанс», А. Титова - активист Социального центра «Точка Опоры», Е. Степки-на - руководитель гражданско-патриотического направления волонтерского объединения ПВГУС, Н. Осоковая - руководитель патриотических волонтерских проектов «Наша общая Победа», «Твой фильм о войне» в г. о. Тольятти.
По результатам качественного исследования, стоит отметить, что организаторы в большинстве своем считают, что информированность о деятельности волонтеров в г. о. Тольятти развита недостаточно. По их мнению, слово «волонтер» часто вызывает непонимание или удивление у местного населения, волонтеров часто считают «городскими сумасшедшими». Существует необходимость не только пропагандировать волонтерские движения, а так же в создании положительного имиджа волонтерства. А. Арсенихин утверждает: «Только так мы сможем привлекать новых людей и мотивировать уже состоявшихся волонтеров для работы в добровольческих отрядах». По его мнению, молодежь теряет интерес к социальному служению в тех случаях когда, возникает противоречие между их ожиданиями и предлагаемой деятельностью, выполняемая работа не влечет реальных изменений, деятельность однообразна и неинтересна. Не менее важна поддержка, одобрение со стороны других членов общества. Поэтому, по мнению А. Арсенихина, необходимо говорить о создании позитивного имиджа добровольческой деятельности, который включает:
■ миссия деятельности — ожидаемый результат совместных усилий, направленность организации, ее ценностные ориентации, декларируемые принципы;
■ общественное мнение — то впечатление, которое деятельность производит на членов местного сообщества, оценочные суждения, вызываемые данной деятельностью;
■ бренд — внешние узнаваемые символы и атрибуты деятельности, отражающие ее стиль и характерные особенности;
■ внутренняя культура — стиль межличностных отношений, эмоционально-психологический климат, принятые формы взаимоотношений среди участников деятельности;
■ ранговая культура — взаимоотношения, установившиеся между организаторами и участниками деятельности, степень общей организованности, трудовая дисциплина, порядок и системность в деятельности.
Представление о таком имидже формируется как путем поддержки мероприятий конкретных волонтерских организаций, так и путем проведения мероприятий по обмену опытом различных волонтерских движений.
Одной из городских организаций, которая способствует становлению волонтерских движений и формирует положительное отношение к ним, с целью укрепления гражданского общества, повышение гражданской ответственности и активности людей, как членов общества, является Автономная некоммерческая организация «Центр развития добровольчества г. о. Тольятти» [4]. А. Арсенихин - президент АНО «Центр развития добровольчества г. о. Тольятти» считает, что наиболее важным
в настоящий момент стремится к развитию, продвижению и поддержке добровольцев в городском округе Тольятти в целях содействия органам государственной власти и местного самоуправления. Поэтому центр способствует формированию эффективных механизмов общественного взаимодействия между государственными органами и сектором добровольцев в решении социальных задач и проблем в городе. Таким образом, происходит создание и закрепление в городе благоприятных правовых, социальных, экономических условий и возможностей для реализации прав полноценного участия граждан, в особенности молодежи, в общественно полезной жизни городского округа. Идет вовлечение и мобилизация людских и других ресурсов для развития местных территориальных сообществ делаются попытки решения социальных проблем российского общества.
АНО «Центр развития добровольчества г. о. Тольятти» занимается реализацией этих задач с 2007 года, то есть, с самого начала своего функционирования. Деятельность «Центра развития добровольчества» имеет следующие направления:
1. Повышение профессионального роста и знаний специалистов в г. о. Тольятти по вопросам работы с добровольцами.
2. Популяризация и повышение осведомленности населения г. о. Тольятти о роли добровольцев в обществе путем взаимодействия и партнерства со СМИ.
3. Работа в партнерстве и в сетевом взаимодействии с центрами по развитию деятельности добровольцев, в сотрудничестве с государственными, некоммерческими, общественными организациями г. о. Тольятти.
4. Продвижение в г. о. Тольятти международных и российских стандартов качества деятельности центров по развитию деятельности добровольцев.
5. Организация пунктов и центров оказания социальной, юридической и психологической помощи социально незащищенным слоям населения г. о. Тольятти.
АНО «Центр развития добровольчества» в настоящее время это именно та организация в городе, деятельность которой непосредственно связана с добровольчеством, способствует его становлению и развитию. Также Центр оказывает услуги в области образования, здравоохранения, экономики, культуры, науки, права, физкультуры и спорта, трудоустройства и социальной защиты.
Нужно сказать, что одним из учредителей «Центра развития добровольчества» является Муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице мэрии г. о. Тольятти, что муниципальная власть заинтересована в развитии добровольческих инициатив и всячески этому содействует. Так при поддержке Комитета по дедам молодежи мэрии г. о. Тольятти существует и активно функционирует еще одно Муниципальное Бюджетное Учреждение «Дом молодежных организаций Шанс». Добровольческие акции проводятся «Домом молодёжных организаций Шанс» с момента создания организации (с 2006 года). А с начала 2010 года специалистами ДМО было решено выделить эту деятельность в отдельное направление. С. Табунов - специалист комитета по делам молодежи, идеолог добровольческого движения Тольятти при МБУ «Дом молодежных организаций Шанс», что волонтерская деятельность необходимо развивать в г. о. Тольятти для привлечения молодежи к решению социально-значимых проблем города, реализации молодежных инициатив и построения системы взаимодействия добровольцев города и тех, кто нуждается в их помощи. Волонтер, по его мнению, это доброволец, человек, готовый безвозмездно помочь нуждающимся. «Но, как говорится, один в поле не воин, и поэтому Дом молодёжных организаций «Шанс» решил объединить всех, кто неравнодушен к ближнему. Активисты движения - это самые обычные школьники, студенты ВУЗов и СУЗов, а также организации, реализующие социально-значимые проекты и программы. Движение добровольцев призвано систематизировать и усовершенство-68
вать работу по данному направлению, внедрить новые механизмы привлечения и мотивации добровольцев, популяризовать добровольческую деятельность среди молодежи, содействовать формированию корпоративной культуры тольяттинского добровольчества».
Стать участником Добровольческого движения Тольятти может любой человек не равнодушный к тому, что происходит вокруг него. С начала года активистами движения были проведены такие мероприятия как: добровольческая акция «Дети - детям!»; праздничный концерт, посвященный празднованию Дня Защитник Отечества, «Доблесть, Отвага и Честь!»; добровольческая акция «Весна идет, весне дорогу!»; переговорная площадка «Добровольческое движение Тольятти»; акция «С новосельем!»; праздничный концерт «Связь времен», посвященный празднованию Международного Женского Дня; флешмоб «Это - Родина моя!» и многие другие. В 2012 году Дом молодежных организаций «Шанс» реализует проект «Небезразлично», направленный на интеграцию людей с ограниченными возможностями в общественную деятельность. В рамках него будет организовано социологическое исследование: «Тольятти - город с ограниченными возможностями» для того, чтобы выявить причины и факторы, которые обуславливают социальное явление отторжения обществом людей-инвалидов. Параллельно будет разработана интерактивная флеш-карта г. Тольятти, на которой любой желающий, пройдя несложную регистрацию, сможет отметить адреса, где находятся: светофоры для слепых, учреждения, оборудованные пандусом, а также просто организации, где можно посетить бесплатное мероприятие для «человека - СОВы», так в Доме молодежных организаций «Шанс» называют людей с ограниченными возможностями. Собранные данные обсудят на форуме по проблеме социализации людей, с ограниченными возможностями его участники: сами люди с ограниченными возможностями, родители, добровольцы, представители общественности, СМИ, власти. Итоговым этапом станет конкурс социальной рекламы «Небезразлично», лучшие работы которого будут размещены на билбордах города, а также тетрадях для воспитанников детских садов, школ, детей-инвалидов.
С. Табунов отмечает, что проект «Небезразлично» является уникальным, поскольку его участники не только можем помогать, но и научиться бесценным качествам: дружить и дарить радость, выживать в условиях экстремальных, почти невозможных, несмотря ни на что. По мнению С. Табунова, добровольческая деятельность очень влияет на человека, например, когда ребята едут в детский дом, они видят тех, у которых нет того, что имеют дети в семье. Ребята начинают задумывать о семейных ценностях, появляется сострадание. И на таких волонтерских мероприятиях эти понятные идеи передаются гораздо проще. Таким образом, волонтерство решает одну из главных социальных задач нашего общества - это социализация молодежи через приобщение ее к общественному труду, к решению социально проблем города. А также воспитание небезразличных граждан, настоящих патриотов, которые не только любят и берегут свой родной город, страну, заботятся о ближних, но и осознает всю значимость этих действий, чувство социальной ответственности.
Оценивая уровень добровольчества в Тольятти, Сергей Табунов отвечает, что добрые люди всегда были и будут - это проявление их чувств по собственному волеизъявлению. И оценить такое сложно. «Мы часто и не знаем о добрых поступках, ведь помимо официальных организаций, есть огромное количество инициативных групп, которые просто собираются, человека по 3-4, и приходят, например, в детский дом, спрашивают, какая помощь нужна. Такие волонтеры есть. Приют для бездомных животных у нас существует не за счет целевого финансирования, а на средства неравнодушных. Они посвящают свое свободное время работе с братьями наши-Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2(11)
ми меньшими». Так же Сергей, отметил, что «Тольятти - это город-движение. Не зря тут делают автомобили. Тольятти есть куда стремиться. Все идеи реально осуществить, если будешь идти к ним целенаправленно».
На вопрос «А, что бы Вы на данный момент хотели бы еще реализовать?» С. Табунов отвечает, что «еще у нас в городе нет конкурса «Доброволец года», в планах на осень провести такую церемонию. Чтобы выделить самых рьяных добровольцев и показать их значимость для общества. Также есть огромное желание: кроме недавно завершившейся Весенней недели добра, организовать еще и осеннюю».
Отметим, что ежегодно в апреле во многих странах мира проходят добровольческие акции: Всемирный день молодежного служения. В Тольятти, как и во многих других городах России, существует его аналог «Весенняя неделя добра». В Самарской области она организуется уже в 12 раз. В этом году волонтеры сосредоточили внимание на благоустройстве и уборке территорий архитектурных памятников губернии, адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, пожилым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и инвалидам.
Для того чтобы выяснить, как же человек решает стать волонтеров, участникам интервью был задан вопрос о том, как они сами начали заниматься добровольческой деятельностью. Н. Осоковая - руководитель патриотических волонтерских проектов «Наша общая Победа» [5], «Твой фильм о войне» отвечает, что для нее все началось в 2010 году. Тогда она случайно попала в Москву на акцию «Наша победа» посвященную дню победы, с ребятами из молодежного политического движения «Наши». «Там я узнала про Селигер - это всероссийский инновационный молодежный форум, который организован по разным направлениям. Именно тогда я точно решила занять активную гражданскую позицию и направить ее на добро и волонтерскую деятельность».
Наталья Осокова нашла социальный центр «Точка опоры» и попросилась в их команду. Так началась её волонтерская деятельность, акции, поездки в детские дома. Она отмечает, что приятно делать, то что дарит улыбки и помогает другим! А с начала 2011 года она стала руководителем проекта «Твой фильм о войне», набрала собственную команду волонтеров, с которыми мы снимали интервью с ветеранами нашего города для исторической памяти в «Государственный архив».
Н. Осокова говорит, что «команда набралась сначала из друзей и знакомых и так цепочке, потом многие из участников присоединились к нам через интернет». Она отмечает, что изменилось практически все. Появилось много новых знакомых и друзей. Изменился образ жизни, изменился взгляд на жизнь на более позитивный. Чувствую себя полезной обществу. Наталья Осокова считает, что нужно рассказать всем, что это легко - стать волонтером, не нужно особых талантов просто чистое сердце и желание помочь безвозмездно. «Мои старые друзья теперь перестали мне жаловаться на скуку в их жизни, знают, что я им предложу - это присоединится к нашей команде». Все люди, по ее мнению, запрограммированы к добру и помочь может каждый.
Как показало анкетирование, для больше половины опрошенных волонтеров (57%) начали деятельность в волонтерских движениях благодаря своим друзьям и знакомым. Для 43% респондентов начало их «добровольческой карьеры» началось в учебных заведениях. Стоит отметить, что волонтерские отряды формируются как в высших учебных заведениях, так и в школах, лицеях, училищах и техникумах и т. д. Мониторинг добровольческого движения учащейся молодежи в Тольятти проводился два года подряд сотрудники отделом Дома молодежных организаций «Шанс». По сравнению с исследованием 2010 года, сейчас количество участников добровольческих акций увеличилось с 39 %до 62% [6]. Кончено наиболее обширны возможности организации
волонтерской деятельности в вузах. Они включают в себя как деятельность на территории университетов, так и в городах расположения университетов. В рамках университетов осуществляются волонтерские программы, помогающие студентам безболезненно влиться в студенческую жизнь, способствующие пропаганде здорового образа жизни, мира на земле, проекты, поддерживающие женщин и т. п. [7, 8] Волонтерские проекты разнообразны. Это марши и митинги против насилия, занятия с детьми в школах, сбор консервированных продуктов для голодающих, изготовление игрушек и поделок для детских больниц, посадка деревьев и цветов на территории города, уход за животными, работа в приютах для бездомных, в домах для престарелых, помощь различным медицинским общественным организациям.
Благотворительная деятельность помогает студентам понять важность служения обществу, развивает чувство гражданской ответственности, воспитывает потребность помогать другим, создает условия для рефлексии и анализа индивидуальной идентичности, ценностных ориен-таций и этики. Волонтерская деятельность рассматривается как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания гуманизма. На университетском уровне волонтерская деятельность определяется как ценностно-значимая и жизнеспособная альтернатива другим видам внеаудиторной деятельности студентов. Участие в добровольчестве молодых людей особенно важно. Этот факт постепенно начинает осознаваться не только членами благотворительного сообщества, но и педагогами вузов, а также представителями СМИ.
Так например, в Поволжском государственном университете сервиса создано волонтёрское объединение, принять участие в котором могут все желающие. Как сообщила Е. Степкина - руководитель гражданско-па-триотического направления волонтерского объединения ПВГУС, добровольческие инициативы в ПВГУС реализуются уже не первый год. Волонтерство в вузе развивалось в рамках гражданско-правовой и патриотической деятельности. Ежегодно студенты проводят социальные и благотворительные акции, праздники для детей из детских домов и интернатов, организуют мероприятия, направленные на воспитание у студентов и школьников города патриотических чувств и любви к своему вузу, городу, стране. Среди давних традиций вуза - организация акций, пропагандирующих здоровый образ жизни, участие в экологических субботниках. Немалую лепту в развитие добровольчества в вузе вносят учащиеся кафедры «Социальные технологии» ПВГУС - будущие профессионалы социальной сферы регулярно проводят различные акции для детей с ограниченными возможностями и их родителей: помогают в интернате для слабовидящих детей, сопровождают детей-инвалидов в иногородних поездках. В 2010 году преподаватели кафедры получили гранты на реализацию проектов по социальной адаптации детей-инвалидов через творческую деятельность, которые были успешно реализованы в течение 20102011 гг.
В марте 2012 года Положение о волонтёрском объединении университета одобрено и принято на учебном совете студентов и аспирантов и на учебном совете ПВГУС. Участие в волонтёрском движении, по словам Е. Степкиной, открывает для студентов много интересных возможностей, среди которых участие в крупных международных проектах, например, в Универсиа-де-2013 в Казани, а это - новые открытия, интересные знакомства, языковая практика и колоссальный опыт работы. По ее мнению, самый значимый государственный проект ближайших лет - Олимпиада «Сочи-2014». К этому международному событию планируется привлечь 25 тысяч волонтёров со всех регионов России. Такие мероприятия способствуют расширению деятельности волонтеров, возможности обмена опытом между добровольцами из разных уголков России.
В Тольятти уже проводятся мероприятия по обмену
опытом волонтеров, в котором принимают участие не только российские волонтеры, но и участники волонтерских движения из других стран. Так на территории То-льяттинского государственно университета, например, 5 декабря 2011 проводилось мероприятие под названием «Добрый Тольятти» [6]. Это Форум, на котором волонтеры из Тольятти обменялись опытом с единомышленниками из-за рубежа. Форум был приурочен к празднованию Всемирного дня волонтера, который отмечается во всем мире уже более четверти века. В мероприятии принимают участие полторы сотни человека, среди них студенты, участники общественных организаций. Все они собираются затем, чтобы вместе обсудить проблемы, с которыми приходится сталкиваться движению добровольчества. Собравшиеся на форум намерены как следует изучить знания и опыт Европейской волонтерской службы. В конце мероприятия была сформулирована резолюция, в которой размещено обращение к мэру города. В нем добровольцы высказывают свои предложения, которые, на их взгляд, смогут улучшить ситуацию с добровольчеством в Тольятти. Мероприятие поддерживают Дом молодежных организаций «Шанс» и мэрия города Тольятти.
Волонтерская деятельность в Тольятти имеет очень широкие в масштабы. Добровольческие инициативы не всегда формируются на базе какого- то официального заведения, организации. Существуют также неофициальные группы добровольцев - энтузиастов, которые начинают свою деятельность, не имея высоких целей, не рассчитывая на дальнейшую перспективу. Но для некоторые настолько увлекаются, что ищут подкрепление своим действиям, часто находя поддержку на волонтерских интернет сайтах. В настоящее время у каждой волонтерской организации существует личный сайт в интернете, поэтому реализовать свой потенциал в волонтерской работе при большом желании может каждый. Как показ опрос волонтеров Тольятти, 15% респондентов являются энтузиастами - организаторами, которые пытаются помочь своими силами нуждающимся. 12% респондентов участвуют в волонтерской деятельности, которую проводят различные религиозные учреждения.
Так же волонтеры (8%) выделяют другие организации, которые развивают добровольчество в нашем городе. Несколько респондентов отметили деятельность Городской благотворительный фонд «Фонд Тольятти» [9], деятельность которого направлена на улучшение качества жизни городского сообщества. Его миссия включает в себя выполнение роли катализатора благотворительной деятельности в обществе, реализация благотворительных программ в соответствии с изменяющимися потребностями общества, создание механизма предоставления донорам различных услуг по воплощению их благотворительной деятельности, создание неприкосновенного источника финансирования благотворительных программ фонда [9].
ГБФ «Фонд Тольятти» учрежден для финансирования социальных, благотворительных, культурных и иных общественно полезных инициатив. Фонд является благотворительной некоммерческой негосударственной организацией, деятельность которой основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Основной целью фонда является предоставление на конкурсной основе целевых безвозмездных пожертвований на осуществление социально значимых для города проектов. Основной формой поддержки Фондом гражданских инициатив является проведение разных видов конкурсов проектов. ГБФ «Фонд Тольятти» я является той организацией, которая привлекает доноров для реализации благотворительных и добровольческих проектов, чем способствует развитию волонтерских движений, оказывая поддержку молодым инициативным гражданам г. о. Тольятти.
Участниками анкетирования были отмечены и дру-
гие организаторы волонтерских проектов. Так, 7% являются добровольцами от политических партий и других политических организаций, 5% респондентов отмечают, что волонтерская деятельность организуется по месту работы их непосредственным руководством.
Таким образом, можно говорить, что в Тольятти существуют очень благоприятные условия для развития добровольчества, поэтому волонтерские движения здесь развивается очень активно. Уровень зрелости добровольчества - это показатель развития гражданского общества. Это отражение осознанного участия граждан в решении социально-значимых проблем. Конечно в Тольятти, как и во всей России в целом, не всем известно о волонтерских движениях, часто добровольцев считают чудаками, которые тратят свое время, чтобы убирать мусор или устраивать концерты для ветеранов или детей-сирот. Но уже существует множество программ по развитию добровольчества, которые поддерживаются со стороны государственной и муниципальной власти, поэтому можно верить в то, что в скором времени в России, как и на Западе, занимать общественно-активную позицию будет большинство, причем не только молодежь, но и взрослое население.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Муниципальное Бюджетное Учреждение г. о. Тольятти «Дом Молодежных организаций Шанс» [Электронный ресурс]. Режим просмотра: URL: http://shans. nasledili.ru/ (дата обращения: 3.04.2013).
2. Желнина Е. В. Социальная технология подготовки персонала как фактор инновационной активности промышленного предприятия. Монография / Е. В. Желнина.
- Тольятти: ООО «Технокомплект», 2015. - 265 с.
3. Желнина, Е. В. Социально-культурная значимость профессиональной подготовки персонала компании // Вестник Гуманитарного института ТГУ - 2009. - № 1.
- С. 55-62.
4. АНО «Центр развития добровольчества городского округа Тольятти» [Электронный ресурс]. Режим просмотра: URL: http://crd.openalt.ru/ (дата обращения: 03. 03.2013).
5. Всероссийский проект «Наша общая Победа» [Электронный ресурс]. Режим просмотра:URL: http:// vk.com/club20200051/ (дата обращения: 08.02.2013).
6. Фадеева, Е. Гражданин доброволец [Электронный ресурс]. Режим просмотра: URL: http://mtinfo.livejournal. com/ (дата обращения:12. 04.2013).
7. Иванова, Т. Н. Деятельность профсоюзных лидеров в студенческой среде // Балтийский гуманитарный журнал. - 2015. - № 1 (10). - С. 165-168.
8. Горбачева, Н. Б. Влияние межпоколенной коммуникации на социализацию молодёжи // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 111-114.
9. ГБФ «Фонд Тольятти» [Электронный ресурс]. Режим просмотра: URL: http://www.fondtol.org/ (дата обращения: 03.04.2013).
SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF VOLUNTEER MOVEMENTS
© 2015
Y. A. Parshakova, graduate student
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract: In this scientific article the volunteering phenomenon in system of social movements is considered. The generalized data obtained as a result of the conducted sociological research studying features of volunteer movements in Toglyatti are provided.
Keywords: volunteering, volunteer activity, charity, social movements, sociological research, questioning, youth, Toglyatti.
УДК 378.14
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДУЗ
© 2015
Л. Н. Притуляк, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры «Теория и методика дошкольного образования»
Харьковская гуманитарно-педагогическая академия Харьковского областного совета, Харьков
(Украина)
Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей. Уточнена суть профессиональной компетентности педагогов. В настоящее время профессиональное образование все больше ориентируется на специализированную подготовку кадров, обладающих высоким уровнем компетентности. Профессиональная компетентность выступает в качестве отдельного показателя профессионализма, умения личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии. Профессиональная компетентность воспитателя формируется в процессе целенаправленного обучения в высшем педагогическом учебном заведении, где студент постепенно овладевает профессиональными компетенциями. Специфика структуры профессиональной компетентности учителя и воспитателя заключается в учете профессионально значимых личных качеств. Проведенный нами анализ содержания профессиональной компетентности будущего воспитателя дошкольного учреждения выделил наличие двух ведущих тенденций, которые определяют ее структуру и характер еще со времен становления отечественной системы образования: фундаментализация педагогических и профессиональных знаний и компетентностный подход. Проблема профессиональной компетентности является очень сложной и от ее разработки на теоретическом и практическом уровнях в значительной степени зависит качество подготовки современного педагога.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, будущие воспитатели, высшее педагогическое учебное заведение, дошкольное учреждение, компетентность, компетентностный поход, особенности, формирование.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Важность роли педагога в общественном развитии обусловлена тем, что сфера образования представляет собой социальный институт, через который проходит каждый человек на разных этапах жизнедеятельности, начиная с раннего возраста. Именно благодаря учебно-воспитательной деятельности педагога реализуется политика государства в создании интеллектуального и духовного потенциала нации, развитие отечественной науки, техники и культуры. При подготовке кадров для учреждений образования основные усилия направлены не только на усвоение будущими педагогами определенного объема знаний и умений, необходимых для воспитания и обучения подрастающего поколения, но и на формирование свободной и ответственной личности потенциального воспитателя детского сада, которая обладает общей культурой, мировоззренческим кругозором, нравственным сознанием и объединяет гражданскую ответственность с профессиональной компетентностью [1].
Масштабные по социальными последствиям изменения, которые сейчас происходят в мире, в значительной степени связаны с развитием духовности человека. Поэтому они не могут не влиять на все уровни образования как важный фактор формирования подрастающего поколения [2].
В связи с этим, согласно украинскому законодательству дошкольное образование представляет собой первичную составляющую системы непрерывного образования. Украина - одна из немногих стран мира, в которой на государственном уровне признана обязательность дошкольного образования и его приоритетная роль в формировании личности.
Это свидетельство того, что украинское общество
объективно готово к восприятию принципиально нового понимания статуса и роли дошкольного образования.
Современные дети дошкольного возраста живут в динамичной среде, которая постоянно развивается. Их характерными чертами становятся: высокая эмоциональная чувствительность, умственная активность и осведомленность в большинстве доступных сфер окружающей действительности; неуравновешенность нервной системы; неудовлетворительное состояние здоровья, различия в ценностных ориентациях [3].
В этих условиях воспитатели детей дошкольного возраста в большинстве своем не готовы к учету в учебно-воспитательном процессе указанных особенностей. Такая ситуация приводит конкретные требования к профессиональной компетентности воспитателя - лица, от которого во многом зависит успешность развития ребенка в дошкольные годы [4]. Поэтому вопрос профессиональной компетентности специалистов современной системы дошкольного образования выходит на первый план как чрезвычайно значимый для прогрессивного развития общества.
Современный этап развития профессионального образования определяется просмотром требований, предъявляемых к будущему воспитателю, и выражается в целостном рассмотрении личностных и профессиональных качеств, становлении новой компетентностной модели специалиста с учетом социально-экономические и культурно-политические условия, тенденции глобализации, информатизации, поликультурности .
Подготовка профессионально компетентного воспитателя дошкольного учреждения является одним из актуальных задач и предметом научных дискуссий и размышлений ученых современности и прошлого.
Анализ последних исследований и публикаций, в ко-