УДК 65.05
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЗИНГОВЫХ СДЕЛОК
В МАЛЫХ И СРЕДНИХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
В.П. Федоренко
Значительное число предприятий малого и среднего бизнеса концентрируется в сфере торговли. Увеличение их вклада в развитие народного хозяйства невозможно без непрерывного обновления имеющейся материально-технической базы. Это требует значительных инвестиций, источники которых весьма ограничены. Единственной реальной альтернативой является лизинг, организация которого много сложнее. Потенциальному лизингополучателю необходимо хорошо разбираться в специфике вариантов намеченной сделки, понимать их достоинства и недостатки. Знание данных особенностей существенно повышает его шансы на успешное заключение соответствующего соглашения.
Ключевые слова: торговля, малые и средние предприятия, обновление материально-технической базы, лизинг, организация сделки.
Углубление рыночных отношений, пребывание в ВТО диктуют необходимость скорейшего создания эффективной, социально-ориентированной экономики, способной массово генерировать дешевую, высокотехнологичную продукцию.
Народное хозяйство России в короткий срок должно получить мощный импульс устойчивого динамичного развития на основе полной мобилизации имеющихся внутренних резервов, активного, творческого использования положительного зарубежного опыта.
Значительную роль в подъеме национальной экономики, продвижении российских товаров на международный рынок, росте благосостояния населения играет торговля, обеспечивающая тесную, взаимовыгодную связь участников воспроизводственного процесса, стимулирующая появление и распространение всего нового, передового.
Живой, конъюнктурный характер торговли вынуждает ее чутко реагировать на прогрессивные веяния, первой воспринимать их, оперативно перестраивая не только товарную номенклатуру, но и технологию и управление своей деятельностью.
Непрерывное обновление материально-технической базы отечественных торговых предприятий, являющееся залогом их выживания, требует постоянного, все возрастающего притока финансовых ресурсов, объемы которых существенно ограничены. Российская банковская система еще слишком слаба, ее инвестиционные возможности незначительны. Национальный фондовый рынок тоже находится в зачаточном состоянии. Найти там желаемые средства в разумные сроки трудно. Привлечение капиталов
из-за рубежа справедливо считается привилегией крупных сетей, способных заручиться официальной правительственной поддержкой. Прочим участникам рынка подобный путь заказан. Их удел - поиск и освоение иных нетрадиционных мер, свободных от указанных ограничений.
Наиболее перспективным, хотя и мало известным пока способом расширения и обновления материально-технической базы малых и средних торговых предприятий, по разным причинам не имеющих самостоятельного доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, безусловно является лизинг, гармонично сочетающий в себе элементы кредитования, рассрочки и аренды.
В соответствии с российским законом № 164-ФЗ от 29.10.1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)» в редакции от 29.01.2002 г. лизинг (лизинговая деятельность) представляет собой особый вид инвестиционной предпринимательской деятельности, характеризующийся тем, что предприниматель (лизингодатель) за счет собственных или заемных средств на основе специального договора приобретает производственное имущество у владельца (продавца) и передает его другому юридическому или физическому лицу (лизингополучателю) во временное владение и пользование за определенную плату и на определенных условиях [1].
Потенциал лизинга как инструмента технического перевооружения торговых и иных предприятий чрезвычайно широк [2]. Однако его распространение сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Среди первых можно выделить туманность, противоречивость и слабую проработанность профильной нормативно-правовой базы. Среди вторых -отсутствие опыта конструктивного взаимодействия потенциальных лизингополучателей с лизингодателями, недостаточное знание специфики лизинговых отношений.
В отличие от рутинного банковского кредитования, предметом которого является абстрактная сумма денег, фактически предопределяющая объем требований, выдвигаемых к заемщику, характер взаимоотношения сторон при лизинге зависит не только от стоимостных, но и от натуральных свойств имущества, передаваемого пользователю. Вследствие этого на практике реализуется не один, а минимум три вида лизинга, существенно отличающихся друг от друга по принципам их организации. Знание данных особенностей заметно повышает шансы торгового предприятия на заключение намеченной сделки.
Содержание первого этапа подготовки лизинговой сделки во всех случаях одинаково и в норме включает в себя следующие работы, выполняемые либо самим будущим лизингополучателем, либо по его приказу или распоряжению.
1. Анализ рынка нового или подержанного имущества, требуемого для воплощения декларируемой бизнес-идеи (что продают, кто продает, на каких условиях и т.д.).
2. Анализ рынка лизинговых услуг по предоставлению упомянутого имущества (кто занимается, на каких условиях и т.д.). Здесь важно четко определиться, какой именно набор лизинговых услуг нужен конкретному пользователю и ориентироваться только на такие структуры, которые способны его предоставить.
3. Подготовка и направление потенциальному лизингодателю заявки на лизинг рекомендуемой им формы, подкрепленной кратким сопроводительным письмом («Для реализации проекта ... просим рассмотреть возможность предоставления в лизинг ... на общую сумму ... рублей сроком на ... лет») и другими сопутствующими документами.
4. Контроль за поступление заявки к адресату и ходом ее рассмотрения. Многие предприниматели игнорируют эту важнейшую операцию, забывая о том, что конечным результатом их усилий на данный момент является не отправка заявки на лизинг, а доставка ее по назначению. До тех пор, пока заявитель не убедился, что собранные им материалы дошли до адресата, работу нельзя считать полностью выполненной.
Второй этап подготовки сделки в отличие от первого осуществляется уже самим лизингодателем и сводится к разносторонней предварительной экспертизе (экспресс-анализу) информации, содержащейся в поступившей заявке и приложенных к ней документах.
В начале указанной экспертизы внимание лизингодателя концентрируется на личности будущего лизингополучателя, в отношении которого выясняются следующие моменты.
1. Лизингополучатель реален (такое предприятие или ИП действительно существует, возглавляет его упомянутый руководитель, наделенный соответствующими полномочиями и пр.).
2. Лизингополучатель не входит в «черный список» нежелательных клиентов, составленный конкретным лизингодателем или ассоциацией аффилированных лизингодателей, ведущих единую информационную базу.
3. Лизингодатель действительно направлял заявку на лизинг в адрес соответствующего лизингодателя и т.д.
Благоприятный результат «личностной» экспертизы, позволяет перейти к ее второму, «имущественному» аспекту, в ходе которого проверяется следующее.
1. Вид и общая стоимость требуемого пользователю имущества соответствуют профилю и масштабу деятельности лизингодателя.
2. Поставка имущества не связана с серьезными таможенными и транспортными проблемами, не нарушает национальное и международное законодательство.
3. Требуемое имущество ликвидно в течение срока лизинга, то есть может быть без чрезмерных материальных, временных и иных затрат демонтировано, увезено и вновь установлено в другом месте при серьезном нарушении договорных обязательств, взятых на себя клиентом.
Результаты «имущественной» экспертизы во многом предопределяют стратегию поведения лизингодателя в отношении будущего пользователя.
Если предметом лизинга являются типовые, пользующиеся устойчивым спросом вещи (самоходные или прицепные тонары, холодильные и иные прилавки, кассовые узлы, сборно-разборные павильоны и прочее ходовое торговое оборудование), как правило, реализуется упрощенный вариант. Лизингодатель при этом не слишком интересуется содержанием и финансово-экономическими характе-ристиками бизнес-идеи, воплощаемой при помощи требуемого имущества, иными сопутствующими вопросами и сосредотачивается на правовом оформлении предстоящей сделки, вероятность заключения которой, естественно, резко повышается.
Если предмет лизинга достаточно дорог, нестандартен, а потому малоликвиден (специализированный магазин типа «Океан», пригородный торговый комплекс «под ключ» и т.д.), риски лизингодателя значительно вырастают, что вынуждает его расширить экспертизу, включая в ее орбиту сторонний (не имеющий отношения к лизинговому проекту) бизнес заявителя.
Главной целью такой экспертизы является проверка наличия навыков и способностей, необходимых заявителю для успешного осуществления лизингового проекта, основанного на эксплуатации требуемого имущества [3]. Кроме того, полезно определить, послужит ли имеющийся бизнес «донором» в случае вероятной «пробуксовки» проекта или, наоборот, станет камнем на шее последнего. Причина в том, что при действующем российском законодательстве и менталитете предприятия, принадлежащие одному или группе одних и тех же мажоритарных владельцев, по сути дела являются сообщающимися сосудами, содержимое которых легко и просто перекачивается в любом направлении. Экспертиза маркетинговых и финансово-экономических аспектов стороннего бизнеса заявителя (фирмы, холдинга и т.д.) призвана своевременно выявить и оценить упомянутую угрозу.
Маркетинговый анализ сводится к прогнозированию объемов товарооборота стороннего бизнес заявителя за каждый год срока действия намечаемого лизингового договора при условии сохранения внутреннего «статус-кво», то есть неизменности сложившихся производственных факторов.
Задачей финансово-экономического анализа является определение текущих и прогнозируемых значений специальных критериальных показателей, характеризующих масштабы, прибыльность, ликвидность и другие особенности стороннего бизнеса заявителя.
Если масштабы и рентабельность последнего существенно превосходят стоимость требуемого лизингового имущества, речь идет об обычных, локальных инвестициях, вероятные проблемы с осуществлением которых вряд ли скажутся на своевременности поступления лизинговых платежей. Поэтому шансы на заключение лизинговой сделки резко возрастают.
Если же стоимость лизингового имущества примерно сопоставима или превышает рыночную (точнее, залоговую) стоимость стороннего бизнеса будущего пользователя, лизингодатель имеет дело с проектными инвестициями, риски которых ничем не подкреплены и должны быть минимизированы заранее. Поэтому солидный, цивилизованный, не склонный к сомнительным авантюрам лизингодатель, как правило, продолжит экспертизу, сделав ее объектом сам лизинговый проект.
Ключевым документом, на основании которого выполняется маркетинговый и финансово-экономический анализ, составляющий суть подобной экспертизы, является бизнес-план лизингового проекта, воплощаемого при помощи требуемого имущества. Поэтому инициатор проекта, желающий как можно быстрее стать лизингополучателем, обязан уделить разработке его самое пристальное внимание.
Принимая во внимание нынешние российские общественно-экономические условия, бизнес-план лизингового проекта рекомендуется составлять в двух вариантах: внутреннем (базовом) и внешнем (публичном).
Внутренний бизнес-план предназначен самому предпринимателю и очень узкому кругу особо доверенных лиц, а потому является максимально честным и полным. В нем не должно быть туманных, недостаточно продуманных мест, сложных, запутанных расчетов, прочих сомнительных аспектов, препятствующих четкому пониманию главной идеи.
Внешний бизнес-план предназначен совершенно другой, сторонней категории пользователей. Он меньше по объему, строже, красивее и оптимистичнее внутреннего. Основной принцип его составления: «Это все правда, да не вся правда» (Л. Толстой). Сочинять и тиражировать в нем явную ложь в большинстве случаев бесперспективно. В отличие от внутреннего бизнес-плана, который всегда один (лгать самому себе в бизнесе незачем), внешних бизнес-планов, отличающихся друг от друга по объему и способу подачи материала, как правило, несколько. Но задача, решаемая с их помощью всегда одна - показать громадную выгоду, получаемую адресатом (деловыми партнерами, инвесторами, персоналом и т.д.) от участия в данном проекте. Слово «внешний» на обложке и в тексте бизнес-плана, разумеется, опускается и наличие другого, внутреннего одноименного документа в ходе представления бизнес-плана адресату признавать не рекомендуется. В крайнем случае, допускается говорить лишь о существовании неких вспомогательных, рабочих материалов, не предназначенных для публичного рассмотрения.
Структура внешнего и внутреннего бизнес-плана лизингового проекта, как правило, традиционна. Типовой современный бизнес-план обычно включает в себя 12 стандартных разделов, объемом в три-пять машинописных страницы каждый, сгруппированных в четыре блока: продуктово-рыночный, организационно-правовой, финансово-экономический и спра-
вочно-информационный. Полезные, но не вписывающиеся в установленные выше рамки сведения, выносятся в приложения [4].
В широком смысле слова качество бизнес-плана лизингового проекта определяется конечным результатом, достигнутым с его помощью, то есть объемом и стоимостью предоставленного финансирования. В узком -первым впечатлением, произведенном на адресата, которое может открыть, а может и закрыть заявителю доступ к искомым ресурсам. Поэтому автору бизнес-плана полезно заранее знать, каким образом оно формируется.
При разработке бизнес-плана следует помнить, что его качество оценивается адресатом (менеджером клиентского отдела лизинговой компании или иным уполномоченным должностным лицом) в два этапа.
В ходе первого, зачастую мимолетного знакомства с упомянутым документом, ключевыми считаются четыре момента:
- авторизация;
- солидность, грамотность оформления;
- структура и порядок подачи материала;
- четкость, яркость и перспективность выдвигаемой бизнес-идеи.
Первым обязательным условием создания качественного бизнес-
плана является авторизация, то есть личное участие предпринимателя-инициатора проекта в процессе его составления. В западном мире этому факту придается исключительно большое значение. Многие иностранные банки, инвестиционные фонды и лизинговые компании вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план некоего проекта был с начала до конца подготовлен наемным консультантом, а предпринимателем лишь подписан. Подобная практика постепенно укореняется и у нас [5]. Это, разумеется, не значит, что консультанты вообще не нужны. Наоборот, привлечение, солидных, авторитетных соавторов инвесторами весьма приветствуется. Но лишь тогда, когда они работают под руководством, а не вместо предпринимателя. Разделение труда - колоссальное благо. Нужно только уметь им правильно пользоваться.
Вторым слагаемым качества является внешний вид бизнес-плана, оцениваемый адресатом беглым обзором обложки и перелистыванием страниц (без прочтения). Если впечатление будет неважным (цветная или мятая бумага, плохая печать, нестандартный шрифт, рукописные исправление и вставки в тексте и т.п.), документ могут тут же отправить в корзину, дав безликий отрицательный отзыв.
В благоприятном случае будет рассмотрен третий аспект, то есть наличие и последовательность нужных разделов. При отсутствии важнейших из них (например, резюме) документ опять рискует оказаться в корзине, т.к. будет гораздо труднее прояснить четвертый аспект - перспективность бизнес-идеи (придется тратить дополнительные усилия на поиск места, где она изложена, чего никто не любит).
Бизнес-план вправе считаться удачным, если адресат перейдет ко второму этапу знакомства с ним, то есть:
- прочитав резюме, захочет прочитать основной текст;
- начав читать текст, дочитает его до конца;
- закончив читать текст, станет изучать приложения;
- даст положительное заключение об ожидаемой экономической эффективности анализируемого проекта.
Если это случится, предприниматель может смело сказать, что работал над бизнес-планом не зря и подготовка лизинговой сделки близка к завершению. Но гарантия того, что она осуществится, разумеется, отсутствует, так как в руках заявителя есть пока только «вилка», но нет «розетки», куда можно подключиться, чтобы черпать необходимый ему финансовый ресурс.
Для того чтобы это действительно произошло, предпринимателю нужно преодолеть последний барьер - успешно согласовать с потенциальным лизингодателем реальные, взаимовыгодные условия намечаемой сделки.
Список литературы
1. Федеральный Закон № 164-ФЗ от 29.10.1998 г, О финансовой аренде (лизинге) //В редакции ФЗ от 31 декабря 2014 г.№ 512-ФЗ.
2. Хлынин Э.В. Развитие теории и методологии управления процессом инновационного воспроизводства основного капитала предприятий с позиций кластерного подхода: дис. ... д-ра экон. наук: спец. 08.00.05. Тула, 2012. 451 с.
3. Хлынин Э.В., Коровкина Н.И. Формирование стратегии управления воспроизводством основного капитала предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2009. № 6. С. 62-63.
4. Горемыкин В.А. Лизинг: учебник. М.: Информцентр ХХ1, 2005.
944 с.
5. Хлынин Э.В., Коровкина Н.И. Характерные черты и особенности взаимодействия стратегических и тактических решений в существующих концепциях управления основными средствами промышленного предприятия // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки. Вып.2.Ч.1. 2015. С. 185-196.
Валерий Петрович Федоренко, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, ЧОО ВО-АССОЦИАЦИЯ«ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)»,
THE SPECIFICITY OF THE ORGANIZATION OF LEASING TRANSACTIONS IN SMALL AND MEDIUM-SIZED COMMERCIAL ENTERPRISES
V.P. Fedorenko
A Considerable number of enterprises of small and average business are concentrated in the trade sector. Increase their contribution to the development of national economy is impossible without a continuous updating of the existing logistical base. This requires significant investment sources are quite limited. The only real alternative is leasing, which is much harder. The potential lessee must be well versed in the specifics of the options scheduled transactions, understand their strengths and weaknesses. Knowledge of these features significantly increases the chances of successful conclusion of the relevant agreement.
Keywords: trade, small and medium enterprises, the renewal of equipment, leasing, organization of the transaction.
Fedorenko Valeriy Petrovich, candidate of economy science, docent., luft@,mail.ru, Tula, Russia, ORR-INASSOCIATION "Tula UNIVERSITY (TIER)",
УДК 338.583
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛОПОТРЕБЛЕНИЯ
Д.В. Воронкина
Оценена роль материальных ресурсов в процессах создания жизненных благ, производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и другие показатели. Рассмотрен труд как первоисточник материального богатства общества. Проанализирована зависимость эффективности процесса трансформации от исходного потенциала, необходимого для достижения требуемого потенциала продукции, а также выявлена пропорция удельной величины потребительского свойства исходного материала и его количество, необходимого для достижения требуемого потенциала продукции.
Ключевые слова: материалопотребление, материальные затраты, полезность, ресурсопотребление, уровень хозяйствования, эффективность использования ресурсов.
Процесс производства постоянно требует вовлечения в оборот значительной массы материальных ресурсов. Физические объемы потребления сырья и материалов достигли Колоссальных размеров. Причем потребления не всегда эффективного.
Например, в бывшем СССР за последние двадцать пять лет его существования потребление стали - основного конструкционного материала -увеличилось в 2,5 раза и намного превысило совокупное потребление: этого ресурса в США, Великобритании, ФРГ и Франции, и это при значительно меньших объемах производства промышленной продукции.
В табл. 1 приведены данные об удельном весе материальных затрат в производстве промышленной продукции в СССР в 1955-1990 г.г.