ность» («легковесы» - 15,3%, «средневесы» - 10,7%, «тяжеловесы» - 13,6%), «Надежность атакующих действий» («средневесы» - 3%, «тяжеловесы» - 3,8%), «Результативность» («тяжеловесы» - 4,5%), «Комбинационность» («средневесы» - 10,8%, «тяжеловесы» - 9,1%), «Общая вариативность» («средневесы» - 11,5%, «тяжеловесы» - 5,3%), «Эффективная вариативность» («средневесы» - 3,9%, «тяжеловесы» - 4,2%). Изменения остальных результатов в показателях технико-тактической подготовленности спортсменов КГ оказались статистически недостоверными (р>0,05).
Таким образом, на основании полученных результатов можно считать, что зафиксированные в ходе педагогического эксперимента изменения показателей технико-тактической подготовленности подтверждают эффективность предложенной нами методики технико-тактической подготовки дзюдоистов разных весовых групп на основе индивидуального подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зебзеев, В.В. Особенности подготовки дзюдоистов-юниоров разных стилей ведения соревновательного поединка / Зебзеев В.В., Зданович О.С. // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Образование и здравоохранение. - 2013. - № 1. - С. 38-47.
2. Зебзеев, В.В. Анализ функционального состояния дзюдоистов-юниоров / Зебзеев В.В. // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 8. - С. 75-77.
3. Коломейчук, А. А. Индивидуализация технико-тактической подготовки борцов вольного стиля на основе учета их морфологических особенной : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Коломейчук А. А. - Москва, 2011. - 24 с.
REFERENCES
1. Zebzeev V.V. and Zdanovic, O. S. (2013), "Special aspects of training of junior judokas of different dueling styles", Vestnik of Chelyabinsk State University. Education and public health edition, No. 1, pp. 38-47.
2. Zebzeev V.V. (2012), "Analysis of functional status of judokas-juniors", Theory and practice of physical culture, No 8, pp. 75-77.
3. Kolomeychuk, A.A. (2011), Individualization of technical and tactical training of freestyle wrestlers based on the records of morphological specification, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.09.2016
УДК 796.07
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПРИЕМАМ ЗАДЕРЖАНИЯ КУРСАНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Роман Викторович Камнев, старший преподаватель, кандидат педагогических наук, Василий Васильевич Крючков, старший преподаватель, Волгоградская академия МВД России (ВА МВД России), Волгоград
Аннотация
Эффективность обучения сложнокоординационным двигательным действиям, на начальных этапах изучения, во многом зависит от количества и качества использующихся специально-подготовительных упражнений, а также последовательности обучения различным приемам. Последовательность обучения различным двигательным действиям, должна учитывать благоприятные условия, создаваемые одними упражнениями для изучения других. Подобный положительный эффект возможно получить при последовательном использовании физиологически и биомеханически схожих двигательных действий, при обучении от простого к сложному.
Ключевые слова: последовательность обучения, приемы задержания, эффективность обучения, курсанты образовательных организаций МВД России.
SPECIFICITY OF THE FIRST-YEAR CADETS TRAINING TO MASTERY OF DETENTION IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF MIA OF RUSSIA
Roman Viktorovich Kamnev, the senior teacher, candidate of pedagogical sciences, Vasily Vasilyevich Kryuchkov, the senior teacher, Volgograd Academy Ministry of Internal Affairs of Russia, Volgograd
Annotation
The effectiveness of training to the difficult coordination motor actions at the initial stages of the study depends largely on the quantity and quality of the special preparatory exercises, as well as on the sequence of learning to different techniques. The sequence of training to the various motor actions must be connected with the favorable conditions created by some exercises for further exploration of others. This positive effect may be obtained by sequential use of the physiologically and biomechanically similar motor actions, mastered from the simple to the complex ones.
Keywords: training sequence, detention practices, effectiveness of training, students of educational institutions of MIA of Russia.
ВВЕДЕНИЕ
Приемы задержания правонарушителя в различных условиях, являются одной из основных составляющих физической подготовки сотрудников ОВД России. Благодаря высокому уровню навыка их применения в своей служебной деятельности сотрудники полиции России способны выполнять свой профессиональный долг и проводить задержание любого правонарушителя с минимальным физическим ущербом для него. Приемы задержания включают в свой арсенал болевые приемы в стойке или партере, рычаги конечностей, загибы руки за спину. Также эти приемы выполняются при подходе спереди, сбоку и сзади. Основными требованиями, предъявляемыми к приемам задержания, является их простота в выполнении и надежность при контроле правонарушителя.
Всем представленным требованиям отвечают приемы задержания, разработанные для обучения курсантов образовательных организаций МВД России, но отдельно приемы, без эффективных методик обучения им, малоэффективны. Анализ современных методик, первоначального обучения приемам задержания выявил, что они нуждаются в значительной доработке, так как они имеют не систематичный характер и невысокую практическую направленность. Так в большинстве рассмотренных методик для обучения используются лишь метод показа, рассказа и целостный. За редким исключением применяется расчлененный метод, но его использование не имеет системного характера. Во время аналитической работы, нами не было найдено описания экспериментов, направленных на выявление закономерностей в изучении различных способов задержания, положительный следовой эффект которых, создает благоприятные условия к изучению следующего более сложного двигательного действия.
Из представленного аналитического материала мы сформировали задачи нашей научной работы: изучить влияние последовательности обучения различным приемам задержания; разработать экспериментальную методику начального обучения курсантов образовательных организаций МВД России приемам задержания, с использованием подводящих упражнений и игровых заданий.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО ОБСУЖДЕНИЕ
Для определения стандартной последовательности обучения приемам задержания, применяемой на практических занятиях с сотрудниками ОВД России, нами были проанализированы учебные программы по дисциплине «Физическая подготовка», учебные и учебно-методические пособия, а также проведены беседы с рядом специалистов в области физической подготовки сотрудников ОВД представляющих различные образовательные организации МВД России. В результате проведенной работы, нами было выявлена следующая последовательность изучения приемам задержания (в среднем 87% источни-
ков, расположили обучение в представленном порядке):
- загиб руки за спину способом «рывком»,
- загиб руки за спину способом «нырком»,
- загиб руки за спину способом «замком»,
- загиб руки за спину способом «толчком»,
- загиб руки за спину способом «под ручку»,
- рычаг руки наружу,
- рычаг руки внутрь.
Изучение на левую руку начинается лишь после обучения всего выделенного блока приемов. Такая последовательность обучения обусловлена, по мнению специалистов, тем, что приемы изучаются от более простого к сложному, это должно способствовать сокращению сроков формирования двигательного умения и навыка.
Для определения объективных показателей, стандартной последовательности обучения приемам задержания, нами были проведены следующие виды тестирования, в котором приняли участие 46 курсантов:
- выполнение приемов задержания курсантами первых курсов в различных условиях. (По команде преподавателя; после звукового сигнала; в ответ на агрессивные действия ассистента; при контроле и оценке нескольких педагогов, не принимавших участие в подготовке курсанта; при контроле педагога, который вслух оценивал каждое действие; выполнение приемов во время рубежного контроля и зачета; во время зачета после преодоления полосы препятствий);
- выполнение приемов задержания после предварительной нагрузки (после сдачи нормативов бега юноши 3000 м, девушки 1000 м; в конце практического занятия; после 3-4 теоретических занятий по различным дисциплинам, которые курсанты посещали согласно расписанию обще академических занятий).
При контроле выполнения приемов, в различных условиях, качество выполнения оценивалось по средствам экспертных оценок по шкале от 2 до 5 балов. Во время выполнения приема в стандартных условиях, при которых прием выполнялся по команде преподавателя, в составе всей группы, средний балл составил 4,8. В результате выполнения приема в стандартных условиях после звукового сигнала (хлопок, сигнал свистком) средний балл составил 4,7. В результате выполнения при контроле и оценке несколькими педагогами, не принимавшими участие в подготовке курсанта, средний балл составил 3,9. В результате выполнения приемов при контроле педагога, который вслух оценивал каждое действие, средний балл составил 3,8. В результате выполнения приемов во время рубежного контроля и зачета средний балл составил 3,5. В результате выполнения приемов во время зачета после преодоления полосы препятствий средний балл составил 3,5. Выполняя приемы задержания, после предварительной нагрузки, средний бал составил 4,0.
ВЫВОДЫ
Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании стандартной последовательности обучения приемам задержания курсанты первых курсов, в обычных условиях, без использования факторов создающих психологический дискомфорт показывают достаточно высокий уровень технической подготовки. Но наряду с тем, при изменении стандартных условий выполнения двигательного действия, курсанты первых курсов допускают большое количество технических ошибок, что приводит к неэффективному выполнению приема. Такой результат свидетельствует о низком уровне формирования двигательного умения и навыка выполнения приемов.
Полученные результаты мы связываем в первую очередь с тем, что из-за не рациональной последовательности обучения приемам задержания, у курсантов не возникает положительного переноса специфических двигательных качеств от одного приема к дру-
гому. Не смотря на внешнюю простоту выполнения некоторых приемов, их биомеханическая структура остается очень сложной. В таких случаях без использования специально-подготовительных упражнений и предварительного обучения приемам, которые могут оказать положительный перенос качеств, время на обучение значительно увеличивается, а уровень формирования навыка уменьшается. Таким образом, одним из эффективных, на наш взгляд, способов обучения, курсантов первых курсов, приемам задержания, является разработка научно обоснованной последовательности изучения двигательных действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Овчинников, В.А. Педагогическая система физической подготовки в вузах МВД России: инновационный подход / В.А. Овчинников // Вестник Волгоградской академии МВД России. -2011. - № 17. - С. 135.
REFERENCES
1. Ovchinnikov, V.A. (2011), "Pedagogical system of physical training in high schools of the Ministry of Interior of Russia: innovative approach", Bulletin of the Volgograd Academy of the Russian Interior Ministry, No 17. pp. 135.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2016
УДК 796.412.2
РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО-МАССОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Людмила Алексеевна Карпенко, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Юлия Рамильевна Нигматулина, преподаватель, Санкт-Петербургский университет Петра Великого
Аннотация
В статье приводятся данные о развитии и современном состоянии художественной гимнастики спортивно-массового уровня в клубных учреждениях. Представлены следующие сведения: рост количества клубов от 70-х годов по настоящее время; представления об организациях, тренерах, занимающихся, тренировочном процессе, программном обеспечении художественной гимнастики спортивно-массового направления в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Рассмотрено мотивационно-ценностное отношение родителей занимающихся художественной гимнастикой в системе дополнительного образования, которое позволило выявить интерес и причины выбора массового спорта, цели посещения занятий, удовлетворенность от способов реализации достижений ребенка. В статье описан анализ соревнований по художественной гимнастике спортивно-массового направления, который позволил выявить много достоинств в их проведении. Охарактеризован тренерско-преподавательский состав, работающий в сфере массовой художественной гимнастики.
Ключевые слова: массовый спорт, дополнительное образование, спортивные клубы, отделения художественной гимнастики спортивно-массового направления.