DOI 10.24411/1813-145X-2019-10455
УДК 378.1
А. С. Коротаев https://orcid.org/0000-0003-3986-0334
Специфика образовательной среды современного военного вуза
Статья посвящена вопросам уточнения сущности и содержания понятия «образовательная среда» по отношению к военному вузу. Образовательная среда в целом рассматривается как разновидность социокультурной среды, как совокупность сложившихся исторически условий, обстоятельств и целостная специально организованная педагогическая система обучения, воспитания и развития личности обучающихся. Предлагается описание конкретных типологических признаков образовательной среды как общепедагогической категории. Автором впервые описываются специфические черты образовательной среды военного вуза, в числе которых особая уставная дисциплина и жесткий контроль начальства; режим защиты государственной тайны и закрытость военно-профессионального социума; высокие требования к стрессоустойчивости и адаптивности участников образовательного процесса; главенство государственных интересов безопасности в содержании образовательного контента; постоянная боевая готовность личного состава и армейский уклад жизни участников образовательного процесса. В статье презентуется авторское видение специфики структуры образовательной среды военного вуза, которая включает следующие компоненты: субъекты образовательной среды, отношения которых подчинены строгой иерархии и субординации; поведенческий компонент, регламентированный строгими нормами и правилами взаимодействия; содержательный компонент, включающий разнообразные направления работы с личным составом. В статье также обоснован воспитательный потенциал среды военного вуза, ориентированный на передачу военно-профессиональных традиций, стимулирование активной жизненной позиции, формирование научного мышления, целостного комплекса личностных качеств. По мнению автора, учет специфики военно-образовательной среды будет способствовать формированию устойчивых образовательных результатов, развитию сплоченности воинских коллективов и их способности эффективно решать необходимые учебные, учебно-боевые и боевые задачи.
Ключевые слова: образовательная среда военного вуза, содержательный компонент, поведенческий компонент, материальный компонент.
A. S. Korotaev
Specifics of military University educational environment
The article is devoted to issues of specification of the essence and content of the concept «educational environment» in relation to the military higher education institution. The educational environment in general is considered as a kind of sociocultural environment, as a set of conditions which developed historically, circumstances and a complete specially organized pedagogical system of training, education and personal development of students. The description of certain typological signs of the educational environment as all-pedagogical category is offered. The author for the first time describes peculiar features of the educational environment of the military higher education institution, among the main there is a special authorized discipline and strict control of the administration; a mode of protection of the state secret and closeness of military and professional society; high requirements to resistance to stress and adaptability of participants of the educational process; domination of the state interests of safety in the information of educational content; constant combat readiness of staff and the army way of life of participants of the educational process. In the article is presented the author's vision of specifics of the structure of the educational environment of the military higher education institution which includes the following components: subjects of the educational environment which relations are subordinated to strict hierarchy and subordination; the behavioural component regulated by strict norms and rules of interaction; the substantial component including the various areas of work with the staff. In the article is also proved the educational potential of the environment of the military higher education institution focused on transfer of military and professional traditions, stimulation of an active living position, formation of scientific thinking, a complete complex of personal qualities. According to the author, accounting of specifics of the military and educational environment will promote formation of steady educational results, development of unity of military collectives and their ability to solve necessary educational, educational and fighting and fighting problems effectively.
© Коротаев А. С., 2019
Keywords: educational environment of the military higher education institution, substantial component, behavioural component, material component.
Переход на новые образовательные стандарты, постоянные изменения требований к условиям и результатам образования характерны не только для гражданского, но и для военного вуза. В последнее время преподаватели военных вузов все чаще отмечают, что сложившаяся на основе многолетних, и даже многовековых традиций военно-образовательная среда становится препятствием для внедрения образовательных инноваций, противоречит акцентам на самостоятельность обучающихся, сделанным в основных программных документах, описывающих векторы развития системы высшего образования. В связи с этим крайне важно анализировать условия, необходимые и достаточные для освоения военной профессии, и те условия, которые требуют существенной модернизации в соответствии с целями ФГОС ВО.
Изучение образовательной среды в целом является актуальным направлением современных педагогических исследований [2, 4, 6, 7]. В общем виде образовательная среда представляет собой совокупность условий, в которых реализуются процессы обучения и воспитания образовательной организации [14, 15]. Изучением образовательной среды как феномена занимались как отечественные педагоги и психологи (А. А. Андреев, С. Д. Дерябо, Е. А. Климов, Е. И. Ракити-на, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, С. В. Тарасов, В. А. Ясвин и др.), так и в зарубежные ученые (Z. Aidong, G. Sreenivas, E. Carlton Parsons, M. Fabri).
Образовательная среда рассматривается как разновидность социокультурной среды, как совокупность сложившихся исторически условий, обстоятельств и целостная специально организованная педагогическая система обучения, воспитания и развития личности ученика [3, 5].
Рассмотрим подробнее позиции авторов по вопросам образовательной среды.
В. В. Рубцов обозначает образовательную среду как уникальное сочетание специфики взаимодействия ребенка со взрослым, особенности их коммуникации и взаимопонимания, а также историко-культурный контекст [19].
С. Д. Дерябо, отмечая высокую ценность как позитивных, так и негативных условий развития личности, указывает их специфику - образовательные возможности (связанные с обучением), воспитательные (потенциал позитивных формирующих изменений), личностные (потенциал
каждого человека к изменениям) [9]. В. И. Слободчиков указывает на ценность совместной деятельности ребенка и взрослого, в ходе которой первому передается весь опыт взаимодействия с окружающими предметами. Образовательная среда - это не что-то данное изначально, она возникает в момент встречи взрослого и ребенка, обучающего и обучаемого, и эта встреча имеет перспективу отношений, возможность совместного проектирования [20].
Е. И. Ракитина отмечает, что образовательная среда является наиболее близкой к формирующемуся индивиду, но относится к более широкому социально-информационному пространству [18].
Ряд авторов предлагают описание конкретных типологических признаков образовательной среды. Так, А. А. Андреев приводит тезисы, описывающие образовательную среду. Во-первых, образовательная среда является сложным системообразующим объектом и существует как социальное пространство, организующее и развивающее человеческие взаимоотношения. Во-вторых, достижение конечных целей обучения и воспитания возможно только при условии сохранения целостности образовательной среды, а также использования ее не только как условия, но и как средства достижения целей. В-третьих, образовательная среда многокомпонентна, включает специфику взаимодействия индивидов, их пространственно-временную локализацию, систему психолого-дидактических компонентов, образующих уникальность влияний целеполага-ния педагогов. И наконец, образовательная среда является частью жизни человека, нацеленной на практическое использование в реальной жизни полученных знаний [1].
С. В. Тарасов предлагает рассматривать образовательную среду как совокупность трех компонентов: пространственно-семантического, предполагающего внешнее эстетическое оформление, культурную организацию, традиции и т. д.; содержательно-методического, включающего разнообразные формы, методы, методики и средства обучения и воспитания; коммуникативно-организационного компонента, включающего профессиональное и личностное общение между обучающимся и обучающими, особенности культуры менеджмента, личностные качества участников образовательного процесса, традиции, нормы и правила, регулирующие взаимодействие [21].
Е. А. Климов предлагает описывать образовательную среду через указание основных ее сторон. Социальная часть среды предполагает широкое социальное пространство, в котором живет человек, куда входят образ жизни, привычки, профессиональная деятельность, поведение, профессиональный и жизненный опыт, особенности взаимодействия с малыми социальными группами. Информационный компонент определяется регламентированными и нерегламентиро-ванными правилами и нормами общения в социуме. Соматическая сторона среды определяется психологическим и физиологическим состоянием человека, ощущением собственного благополучия, значимости. В предметную часть среды входит уникальная совокупность условий, в которых живет человек (информационные, предметно-материальные, гигиенические, химико-физиологические и др.) [11].
Таким образом, материальная среда представляет собой совокупность условий, в которых реализуется обучение и воспитание, - это материальные факторы, разнообразные взаимоотношения людей и специально организованные психолого-педагогические условия, способствующие развитию гармоничной личности [8, 22].
Специфика образовательной среды в современных научных исследованиях представлена достаточно широко, однако специфика образовательной среды военного вуза, а соответственно, и содержание ее компонентов, в научных работах представлены недостаточно [12]. Тем не менее военный вуз представляет собой совершенно особый вид учебного заведения, специфические черты которого укажем ниже:
— особая уставная дисциплина и жесткий контроль начальства за ней;
— особый внешний вид, атрибутика и экипировка;
— главенство целей обучения и воспитания над развивающими целями в образовательном процессе;
— наличие особого военно-профессионального общения и понятийного аппарата;
— режим защиты государственной тайны и закрытость воинских частей;
— преобладание мужчин как среди обучающихся, так и среди обучаемых;
— высокие требования к стрессоустойчивости и адаптивности личности вследствие психологической напряженности;
— специфика преподавательских коллективов (военнослужащий и гражданский), особый психологический климат в них;
— некоторое противоречие с принципами гуманизации образования, связанное с тем, что в военное вузе предполагается подготовка не просто специалиста определенного профиля, а специалиста, способного решать боевые задачи -при необходимости уничтожить врага, его оружие, технику и т. д.;
— главенство государственных интересов и безопасности в ходе подготовки учебных и тематических планов;
— постоянная боевая готовность личного состава и армейский уклад жизни участников образовательного процесса - военнослужащих.
На основании рассмотренного выше попытаемся определить воспитательный и образовательный потенциал военно-образовтельной среды, а также выявить те ее составляющие, которые затрудняют реализацию принципов субъект-ности образовательного поцесса.
Образовательная среда военного вуза имеет ярко выраженную профориентационную и про-фадаптационную направленность, она целеори-ентирована на передачу профессиональных знаний, специальных умений и навыков, стимулирование принятия военной профессиональной роли, формирование стратегического мышления, а также достижение высокого морально-психологического состояния личного состава [16]. Воспитательный потенциал образовательной среды военного вуза нацелен на формирование ценностей патриотизма, профессионального развития и верности долгу, гражданственности, личностного саморазвития и товарищества [14]. Важно учитывать, что офицеры-командиры сами в будущем будут выполнять педагогические функции - обучать работе с техникой, воспитывать подчиненных [3]. Таким образом, сотрудники вуза и его обучающиеся организуют и оказывают постоянное воздействие на образовательную среду, поддерживают баланс условий формирования будущих офицеров [23].
Основываясь на общем понимании военно-образовательной среды как совокупности факторов и условий профессионализации личности, охарактеризуем основные ее компоненты и обозначим их специфику:
1. Субъекты образовательной среды представлены несколькими категориями участников образовательного процесса.
— офицеры, которые в соответствии с должностными обязанностями выполняют задачи военно-политической работы. Среди них существует должностная иерархия: начальник училища, начальник отдела военно-воспитательной работы, начальник факультета, начальник курса и заместитель начальника курса по военно-политической работе;
— офицеры-преподаватели и гражданские преподаватели актуализируют воспитывающий потенциал учебных занятий, формируют неразрывную связь между образовательным и воспитательным процессом в училище;
— курсанты-младшие командиры подразделений являются организаторами самоуправления в коллективах курсантов, способствуют развитию самообразования, самоконтроля, саморазвития среди курсантов;
— собственно обучающиеся - курсанты, которые являются наиболее многочисленной категорией и чаще всего занимают подчиненную роль в обозначенной иерархии.
Вместе с тем именно курсант является главным участником образовательного процесса и одновременно его результатом. Описанная выше иерархия создана не для того, чтобы безусловно подчинить обучающихся, а для того, чтобы сформировать у них профессионально важные качества - дисциплинированность, ответственность, умение в ситуации неопределенности действовать в соответствие с уставом. Вместе с тем признаем, что такая жесткая иерархия не всегда позволяет учитывать специфику личностных особенностей, различный уровень коммуникативных навыков, общих и специальных способностей. Поэтому перспективным направлением модернизации военно-образовательной среды нам видится индивидуализация, позволяющая курсантам в разной степени использовать образовательные ресурсы вуза [24].
Мощной сопровождающей базой вуза является психологическая служба училища: каждые полгода курсанты диагностируются комплексом методик по выявлению признаков отклоняющегося поведения, внутриколлективных взаимоотношений и настроений. Заступлению на дежурство также предшествует разносторонняя психологическая оценка состояния курсанта. В рамках училища проводятся научные исследования, выявляющие специфику переживания ими различных стрессов, способы психического совладания и защиты [13]. На наш взгляд, полученные данные могут быть использованы для дифференциа-
ции курсантов и учета их индивидуальных особенностей в образовательном процессе.
Еще одним важным фактором может стать деятельность субъектов военно-воспитатльной работы в военном вузе. Признание ее основополагающим компонентом среды позволит всем субъектам образовательного процесса ориентировать свою деятельность на обеспечение слаженной, организованной повседневной работы, насытить жизнь курсантов разнообразными значимыми эмоциональными событиями, делами, привлекательными как для воинских коллективов, так и для отдельной личности.
2. Поведенческий компонент образовательной среды военного вуза также во многом регламентирован субординационными отношениями между командирами и подчиненными, нормами и правилами взаимодействия между ними, закрепленными в определенных поведенческих ритуалах. Курсант в среде военного вуза оказывается вовлечен в социальное взаимодействие в различных сообществах, таких как курс, группа, подгруппа, спортивные и творческие объединения, сообщество преподавателей и командиров. Постепенно индивидуально освоенное пространство взаимодействия расширяется, курсант чувствует себя сопричастным со все более крупной общностью - с общностью профессиональных военнослужащих, офицеров [10].
Вместе с тем, на наш взгляд, сегодня в военно-образовательной среде сделан четкий акцент на формирование лидерских качеств личности, безусловно, необходимых для будущего командира. Но при этом вне поля зрения остаются не менее значимые для профессионального военного качества - эмпатия, самоорганизация, жизнестойкость.
3. Содержательный компонент образовательной среды военного вуза согласно 655 приказу МО от 12 октября 2016 г. включает следующие направления работы с личным составом: информационно-пропагандистское, военно-социальное, психологическое, культурно-досуговое, работу по укреплению правопорядка и воинской дисциплины, работу с верующими военнослужащими. Направления работы реализуются в разнообразных технологиях обучения, формах, методах и методиках работы с личным составом. В последнее время в военных вузах много внимания уделяется передаче курсантам боевого опыта офицеров, побывавших в Сирийской Арабской республике. Реализация этой задачи раскрывается и
в структуре занятий гуманитарного блока курсантов старших курсов. Во вступительной части каждого занятия преподаватель раскрывает военно-профессиональный аспект темы, в котором показывает роль того или иного раздела учебной дисциплины (темы) в научном анализе причин и содержания вооруженного конфликта Сирийской Арабской Республики, его характера и роли в жизни сирийского общества, материальных и духовных факторов, определяющих ход военных действий.
4. Образовательная среда военного вуза имеет материальный компонент с материально-территориальными границами, в рамках которых курсанты проживают, как правило, достаточно компактно, относительно изолированно. При этом большую часть личного времени курсант проводит на территории вуза. Именно это обусловливает интенсивность педагогических воздействий воспитывающей среды. К материальным средствам также можно отнести технические средства обучения - учебники, учебные пособия, разнообразные технические средства обучения, использование которых является обязательным на всех видах занятий (лекции, семинарские занятия, практические занятия, индивидуальные контрольные собеседования, контрольные работы). Технические средства обучения позволяют, во-первых, совершенствовать обучающую деятельность преподавателя, а во-вторых, воздействовать на эмоциональную сферу курсантов во время просмотра патриотических документальных фильмов, видеороликов [26, 27]. Учебные кабинеты оснащены необходимыми техническими средствами для просмотра видеофайлов.
Замкнутая среда военного вуза, в рамках которой педагог-офицер постоянно осуществляет воспитательные воздействия, транслирует, передает ценности, обеспечивает преемственную связь офицеров, причастность курсантов к общей исторической памяти российского воинства. Вместе с тем такая среда создает риск формирования исключительно исполнительской дисциплины и не поддерживает инициатив курсантов.
Таким образом, военный вуз является особым видом учебного заведения, специфическими чертами которого являются закрытость образовательного учреждения и режим секретности, особое профессиональное общение взаимодействующих сторон, приоритет задач военного образования над задачами воспитания и развития, специфика подготовки будущего защитника родины,
способного решать боевые задачи и др. Образовательная среда военного вуза имеет собственную структуру: субъекты образовательного процесса; условия, регулирующие формальные взаимоотношения участников; применяемые технологии обучения, формы, методы и методики работы с личным составом, а также материально-технические условия военного вуза. Руководство военных вузов стремится создавать образовательную среду, способствующую формированию военного профессионала, личности с высокими морально-нравственными качествами, патриота.
Библиографический список
1. Андреев, А. А. Педагогика высшей школы [Текст] / А. А. Андреев // Новый курс. - М. : Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - С. 143-145.
2. Байбородова, Л. В. Индивидуализация на разных уровнях педагогического образования [Текст] / Л. В. Байбородова // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы второго этапа 15-й международной научно-практической конференции. Издательство. - Ярославль : РИО ЯГПУ 2017. - С. 197-199.
3. Байбородова, Л. В., Груздев, М. В. Концептуальные положения духовно-нравственного воспитания будущих педагогов [Текст] / Л. В. Байбородова, М. В. Груздев // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи : материалы V Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. - М. : Российский университет дружбы народов (РУДН) (Москва), 2018. - С. 30-39.
4. Байбородова, Л. В., Харисова, И. Г., Царькова, К. М. Актуальные вопросы развития образования: учебное пособие [Текст] / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, К. М. Царькова и др. - 7 изд., переработанное и дополненное. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. - 115 с.
5. Байбородова, Л. В., Чернявская, А. П. Методология и методы научного исследования [Текст] : учебное пособие / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. -Академический курс (2-е изд., испр. и доп). Сер. 61 Бакалавр и магистр. - М., 2017.
6. Бессонова, А. В. Образовательная среда как педагогическое условие развития профессионального самоопределения курсантов военных вузов [Текст] / А. В. Бессонова // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. -2018. - № 1 (2). - С. 1-6.
7. Буцык, С. В. Информационно-образовательная среда вузов культуры: к новому периоду исследований [Текст] / С. В. Буцык // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. -№ 3. - С. 15-21.
8. Гарбузова, Г. В., Кондрашкова, Е. Н. Вуз как здоровьесберегающая образовательная среда [Текст] / Г. В. Гарбузова, Е. Н. Кондрашкова // Актуальные проблемы охраны здоровья человека в экологически неблагополучных условиях : сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ. - Брянск : Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2016. - С. 174-179.
9. Дерябо, С. Д. Диагностика эффективности образовательной среды [Текст] / С. Д. Дерябо. - М., 1997. -102 с.
10. Жежель, Л. В. Образовательная среда военного вуза (на примере Голицынского пограничного института ФСБ России) [Текст] / Л. В. Жежель // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. - 2012. -№ 12. - С. 67-75.
11. Климов, Е. А. Психология: воспитание, обучение [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е. А. Климов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 373 с.
12. Коровин, В. М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах [Текст] /
B. М. Коровин : монография. - Воронеж : ВГУ, 2002.
13. Лапкина, Е. В. Психологическое благополучие курсантов военного вуза [Текст] / Е. В. Лапкина // Психологическое благополучие современного человека : материалы Международной заочной научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет ; отв. ред.
C. А. Водяха. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2018. -С. 22-28.
14. Миняйленко, Н. Н. Образовательная среда при подготовке адъюнктов в вузах внутренних войск МВД России, как динамическая педагогическая система [Текст] / Н. Н. Миняйленко // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). -С. 171-175.
15. Огрызко, Е. В. Инновационная образовательная среда вуза как фактор формирования лингвокуль-турологической компетенции обучающихся высшей школы [Текст] / Е. В. Огрызко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. -№ 4-5. - С. 88-90.
16. Орленко, С. В., Наумов, П. Ю., Дьячков, А. А. Проблема педагогических условий развития интеллекта будущих офицеров в образовательной среде военного вуза внутренних войск МВД России [Текст] / С. В. Орленко, П. Ю. Наумов, А. А. Дьячков // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика : сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. -Новосибирск : Сибирская академия финансов и банковского дела, 2016. - С. 254-256.
17. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / под ред. Л. Регуш, А. Орловой. - СПб. : Питер, 2011. - 416 с.
18. Ракитина, Е. А. Информационные поля в учебной деятельности [Текст] / Е. А. Ракитина, В. Ю. Лыскова // Информатика и образование. -1999. - № 1. - С. 77-82.
19. Рубцов, В. В. Безопасная образовательная среда: проблемы соблюдения прав детей, перспективы развития. Тезисы доклада, сделанного на круглом столе Западного окружного управления образования: «Комфортная образовательная среда» [Текст] / В. В. Рубцов // Ребенок в современном обществе : сборник научных статей / научные редакторы: Л. Ф. Обухова, Е. Г. Юдина ; редакционная коллегия : Н. Н. Авдеева, И. А. Корепанова, Е. В. Филиппова -М. : МГППУ, 2007. - 252 с.
20. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры [Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 18-25.
21. Тарасов, С. В. Образовательная среда как ресурс реализации национальной стратегии «Наша новая школа» [Текст] / С. В. Тарасов // Взаимодействие личности, общества и образования в современных социокультурных условиях : межвуз. сб. науч. тр. -СПб. : ЛОИРО, 2009. - С. 8-16.
22. Толбатова, Е. В. Образовательная среда как фактор адаптации студентов к вузу [Текст] / Е. В. Толбатова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2016. - № 2 (6). - С. 73-76.
23. Шугалей Д. В. Образовательная среда как основа формирования здоровьесберегающей культуры курсантов военных вузов [Текст] / Д. В. Шугалей // Известия Института инженерной физики. - 2017. -№ 3 (45). - С. 94-96.
24. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. -М. : Смысл, 2001. - 365 с.
25. Aidong Z., Sreenivas G. Qos Management In Educational Digital Library Environments [Текст] / Aidong Z., Sreenivas G. // Multimedia Tools And Applications: Springer Science+Business Media B. V, Formerly Kluwer Academic Publishers B. V 2000, part 10. № 2-3. P. 133-156.
26. Carlton Parsons E. Using Comparisons Of Multi-age Learning Environments To Understand Two Teachers' Democratic Educational Aims [Текст] / Carlton Parsons E. // Learning Environments Research. 2002. part 5. № 2. P. 185-202.
27. Fabri M., Moore D., Hobbs D. Mediating The Expression Of Emotion In Educational Collaborative Virtual Environments: An Experimental Study [Текст] / Fabri M., Moore D., Hobbs D. // Virtual Reality. 2004. Part 7. № 2. P. 66-81.
Reference List
1. Andreev, A. A. Pedagogika vysshej shkoly = Pedagogics of the higher school [Tekst] / A. A. Andreev // No-vyj kurs. - M. : Moskovskij mezhdunarodnyj institut jekonometriki, informatiki, finansov i prava, 2002. -S. 143-145.
2. Bajborodova, L. V. Individualizacija na raznyh urovnjah pedagogicheskogo obrazovanija = Individualization at the different levels of pedagogical education [Tekst] / L. V Bajborodova // Obrazovanie cherez vsju zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija : materialy vtorogo jetapa 15 j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Izdatel'stvo. - Jaro-slavl' : RIO JaGPU, 2017. - S. 197-199.
3. Bajborodova, L. V., Gruzdev, M. V. Konceptual'nye polozhenija duhovno-nravstvennogo vospitanija budush-hih pedagogov = Conceptual provisions of future teachers' spiritual and moral education [Tekst] / L. V Bajborodova, M. V. Gruzdev // Duhovno-nravstvennaja kul'tura v vysshej shkole: nravstvennye cennosti i budushhee studencheskoj molodezhi : materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii v ramkah XXVI Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obra-zovatel'nyh chtenij. - M. : Rossijskij universitet druzhby narodov (RUDN) (Moskva), 2018. - S. 30-39.
4. Bajborodova, L. V, Harisova, I. G., Car'kova, K. M. Aktual'nye voprosy razvitija obrazovanija: uchebnoe posobie = Current issues in the education development: a training manual [Tekst] / L. V. Bajborodova, I. G. Harisova, K. M. Car'kova i dr. - 7 izd., pererabotan-noe i dopolnennoe. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2018. -115 s.
5. Bajborodova, L. V., Chernjavskaja, A. P. Metodologija i metody nauchnogo issledovanija = Methodology and methods of scientific research [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V. Bajborodova, A. P. Chernjavskaja. - Akademicheskij kurs (2 e izd., ispr. i dop). Ser. 61 Bakalavr i magistr. - M., 2017.
6. Bessonova, A. V. Obrazovatel'naja sreda kak peda-gogicheskoe uslovie razvitija professional'nogo samoo-predelenija kursantov voennyh vuzov = Educational environment as a pedagogical condition for the development of professional self-determination of cadets in military universities [Tekst] / A. V. Bessonova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii. - 2018. - № 1 (2). - S. 1-6.
7. Bucyk, S. V Informacionno-obrazovatel'naja sreda vuzov kul'tury: k novomu periodu issledovanij = Information and educational environment of culture universities: to a new period of researches [Tekst] / S. V. Bucyk // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo universiteta. - 2016. - № 3. - S. 15-21.
8. Garbuzova, G. V, Kondrashkova, E. N. Vuz kak zdorov'esberegajushhaja obrazovatel'naja sreda = University as a healthy-saving educational environment [Tekst] / G. V. Garbuzova, E. N. Kondrashkova // Aktual'nye prob-lemy ohrany zdorov'ja cheloveka v jekologicheski neblagopoluchnyh uslovijah : sbornik materialov X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ministerstvo obrazovanija i nauki RF. - Bijansk : Bijan-skij gosudarstvennyj universitet imeni akademika I. G. Petrovskogo, 2016. - S. 174-179.
9. Derjabo, S. D. Diagnostika jeffektivnosti obra-zovatel'noj sredy = Diagnostics of the educational envi-
ronment effectiveness [Tekst] / S. D. Derjabo. - M., 1997. 102 s.
10. Zhezhel', L. V. Obrazovatel'naja sreda voennogo vuza (na primere Golicynskogo pogranichnogo instituta FSB Rossii) = Educational environment of the military university (on the example of Golitsyn border forces institute of FSB of Russia) [Tekst] / L. V Zhezhel' // Chtenija pamjati Evgenija Petrovicha Sychevskogo. - 2012. -№ 12. - S. 67-75.
11. Klimov, E. A. Psihologija: vospitanie, obuchenie = Psychology: education, learning [Tekst] : ucheb. posobie dlja vuzov / E. A. Klimov. - M. : JuNITI-DANA, 2000. - 373 s.
12. Korovin, V. M. Sistema professional'nogo stanovlenija oficerov v voennyh vuzah = System of professional formation of officers in military universities [Tekst] / V M. Korovin : monografija. - Voronezh : VGU, 2002.
13. Lapkina, E. V. Psihologicheskoe blagopoluchie kursantov voennogo vuza = Psychological well-being of cadets in military university [Tekst] / E. V. Lapkina // Psihologicheskoe blagopoluchie sovremennogo cheloveka : materialy Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ural'skij gosudarstvennyj ped-agogicheskij universitet ; otv. red. S. A. Vodjaha. - Ekaterinburg : Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij uni-versitet, 2018. - S. 22-28.
14. Minjajlenko, N. N. Obrazovatel'naja sreda pri podgotovke ad#junktov v vuzah vnutrennih vojsk MVD Rossii, kak dinamicheskaja pedagogicheskaja sistema = Educational environment during training of adjuncts in universities of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, as a dynamic pedagogical system [Tekst] / N. N. Minjajlenko // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. - 2016. - № 4 (134). -S. 171-175.
15. Ogryzko, E. V. Innovacionnaja obrazovatel'naja sreda vuza kak faktor formirovanija lingvokul'turologicheskoj kompetencii obuchajushhihsja vysshej shkoly = Innovative educational environment of the university as a factor of formation of students' lin-guoculturological competence in higher school [Tekst] / E. V Ogryzko // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2016. - № 4-5. - S. 88-90.
16. Orlenko, S. V, Naumov, P. Ju., D'jachkov, A. A. Problema pedagogicheskih uslovij razvitija intel-lekta budushhih oficerov v obrazovatel'noj srede voen-nogo vuza vnutrennih vojsk MVD Rossii = The problem of pedagogical conditions for the development of future officers' intelligence in the educational environment of the military university of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Tekst] / S. V. Orlenko, P. Ju. Naumov, A. A. D'jachkov // Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie: teorija i praktika : sbornik statej po materialam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii prepodavatelej, aspirantov, magistrantov i studentov. - Novosibirsk : Sibirskaja akad-emija finansov i bankovskogo dela, 2016. - S. 254-256.
17. Pedagogicheskaja psihologija: uchebnoe posobie = Pedagogical psychology: a training manual [Tekst] / pod red. L. Regush, A. Orlovoj. - SPb. : Piter, 2011. - 416 s.
18. Rakitina, E. A. Informacionnye polja v uchebnoj dejatel'nosti = Information fields in training activities [Tekst] / E. A. Rakitina, V. Ju. Lyskova // Informatika i obrazovanie. - 1999. - № 1. - S. 77-82.
19. Rubcov, V V. Bezopasnaja obrazovatel'naja sre-da: problemy sobljudenija prav detej, perspektivy razviti-ja. Tezisy doklada, sdelannogo na kruglom stole Zapad-nogo okruzhnogo upravlenija obrazovanija: «Komfortnaja obrazovatel'naja sreda» = Safe educational environment: problems of respect for children's rights, prospects for development. Theses of the report made at the round table of the Western District Directorate of Education: «Comfortable educational environment» [Tekst] / V. V Rubcov // Rebenok v sovremennom obshhestve : sbornik nauchnyh statej / nauchnye redaktory: L. F. Obuhova, E. G. Judina ; redakcionnaja kollegija : N. N. Avdeeva, I. A. Korepanova, E. V. Filippova - M. : MGPPU, 2007. - 252 s.
20. Slobodchikov, V. I. Obrazovatel'naja sreda: real-izacija celej obrazovanija v prostranstve kul'tury = Educational environment: realization of the goals of education in the space of culture [Tekst] / V. I. Slobodchikov // No-vye cennosti obrazovanija. - M., 1997. - Vyp. 7. -S. 18-25.
21. Tarasov, S. V. Obrazovatel'naja sreda kak resurs realizacii nacional'noj strategii «Nasha novaja shkola» = Educational environment as a resource of implementation of the national strategy «Our new school» [Tekst] / S. V. Tarasov // Vzaimodejstvie lichnosti, obshhestva i
obrazovanija v sovremennyh sociokul'turnyh uslovijah : mezhvuz. sb. nauch. tr. - SPb. : LOIRO, 2009. - S. 8-16.
22. Tolbatova, E. V. Obrazovatel'naja sreda kak faktor adaptacii studentov k vuzu = Educational environment as a factor of students «adaptation to the university [Tekst] / E. V Tolbatova // Obrazovatel'naja sreda segod-nja: strategii razvitija. - 2016. - № 2 (6). - S. 73-76.
23. Shugalej D. V. Obrazovatel'naja sreda kak osnova formirovanija zdorov'esberegajushhej kul'tury kursantov voennyh vuzov = Educational environment as a basis of formation of healthy-saving culture of cadets in military universities [Tekst] / D. V Shugalej // Izvestija Instituta inzhenernoj fiziki. - 2017. - № 3 (45). - S. 94-96.
24. Jasvin V. A. Obrazovatel'naja sreda: ot modeliro-vanija k proektirovaniju = Education environment: from simulation to design [Tekst] / V. A. Jasvin. - M. : Smysl, 2001. - 365 s.
25. Aidong Z., Sreenivas G. Qos Management In Educational Digital Library Environments [Tekst] / Aidong Z., Sreenivas G. // Multimedia Tools And Applications: Springer Science+Business Media B. V, Formerly Kluwer Academic Publishers B. V 2000, part 10. № 2-3. P. 133-156.
26. Carlton Parsons E. Using Comparisons Of Multi-age Learning Environments To Understand Two Teachers' Democratic Educational Aims [Tekst] / Carlton Parsons E. // Learning Environments Research. 2002. part 5. № 2. P. 185-202.
27. Fabri M., Moore D., Hobbs D. Mediating The Expression Of Emotion In Educational Collaborative Virtual Environments: An Experimental Study [Tekst] / Fabri M., Moore D., Hobbs D. // Virtual Reality. 2004. Part 7. № 2. P. 66-81.