Научная статья на тему 'Развитие умений управления конфликтами в образовательной среде военного вуза'

Развитие умений управления конфликтами в образовательной среде военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ЖИЗНЕННЫЙ ПРИНЦИП / САМОПОЗНАНИЕ / САМОАНАЛИЗ / РЕФЛЕКСИЯ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / CONFLICT / QUESTIONING / LIFE PRINCIPLE / SELF-KNOWLEDGE / INTROSPECTION / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гэрейханов М. А.

В статье раскрывается проблема развития умений управления конфликтами в образовательной среде военного вуза, кратко описывается понятие и сущность образовательной среды, также раскрываются особенности и специфика образовательной среда военного вуза. Описывается процесс и анализ результатов анкетирования, целью которого было определение образовательных потребностей курсантов, их предпочтений в образовательной среде, а также их отношения к разрешению конфликтных ситуаций в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SKILLS OF CONFLICT MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY

The article reveals the problem of the development of the skills of conflict management in the educational environment of a military university, briefly describes the concept and essence of the educational environment, also the specifics and the specifics of the educational environment of a military university. The paper describes the process and analysis of the results of the survey the purpose of which was to identify the educational needs of the cadets, their preferences in the educational environment, as well as their relationship to the resolution of conflict situations in the educational environment. The researcher tells about the specifics of a military educational school: the discipline rules concerns all people in a university; education continues during special training actions, military field and additional training trips; strict commanding; prevailing of male officers among military teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие умений управления конфликтами в образовательной среде военного вуза»

УДК 378

Gereyhanov M.A., adjunct, Department of Methods and Theory of Continuous Professional Education, St. Petersburg Military

Institute of Internal Troops of Ministry of Internal Affairs of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF SKILLS OF CONFLICT MANAGEMENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A MILITARY UNIVERSITY. The article reveals the problem of the development of the skills of conflict management in the educational environment of a military university, briefly describes the concept and essence of the educational environment, also the specifics and the specifics of the educational environment of a military university. The paper describes the process and analysis of the results of the survey the purpose of which was to identify the educational needs of the cadets, their preferences in the educational environment, as well as their relationship to the resolution of conflict situations in the educational environment. The researcher tells about the specifics of a military educational school: the discipline rules concerns all people in a university; education continues during special training actions, military field and additional training trips; strict commanding; prevailing of male officers among military teachers.

Key words: educational environment, conflict, questioning, life principle, self-knowledge, introspection, reflection.

М.А. Герейханов, адъюнкт каф. теории и методики непрерывного профессионального образования

Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВОЕННОГО ВУЗА

В статье раскрывается проблема развития умений управления конфликтами в образовательной среде военного вуза, кратко описывается понятие и сущность образовательной среды, также раскрываются особенности и специфика образовательной среда военного вуза. Описывается процесс и анализ результатов анкетирования, целью которого было определение образовательных потребностей курсантов, их предпочтений в образовательной среде, а также их отношения к разрешению конфликтных ситуаций в образовательной среде.

Ключевые слова: образовательная среда, конфликтная ситуация, анкетирование, жизненный принцип, самопознание, самоанализ, рефлексия.

В состав постоянных задач педагогики входит изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, создание оригинальных технологий бесконфликтного взаимодействия. Любые творческие усилия в образовательной практике найдут свое место в системе ценностей, в теоретических обоснованиях, научной интерпретации, позволяющих проникать в сущность инноваций и проявлять индивидуальность педагога-новатора. Кроме этого, современные условия образования потребовали выделения по крайней мере трёх групп принципов обучения в высшей школе, указывающих на необходимость организации разнообразных форм взаимодействия:

• развитие личности обучающегося, имеющего собственную позицию;

• понимание тенденций развития науки, техники, технологий и соответствующий подбор содержания высшего образования;

• гармоничное сочетание групповых и индивидуальных форм взаимодействия субъектов образовательной деятельности.

С 2011 года в адъюнктуре Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России осуществляется подготовка по научно-педагогической специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (педагогика, высшее образование). Содержанием этой специальности является разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в образовательной области педагогики, в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики. Области исследований и разработок отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория и методика предметного образования», определяют перспективы её развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем развития образования. Четвёртый раздел по паспорту специальности ориентирует на разработку теории и методики внеурочной и воспитательной работы по предмету:

- теория и практика руководства самодеятельным творчеством;

- теория и методика дополнительного образования по предмету;

- методика организации предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив [1, с. 156].

Так как содержание четвертого раздела паспорта специальности целиком предусматривает развитие и расширение образовательной среды предметной области «Педагогика», то

возникает необходимость сначала разобраться в понятии образовательной среды и особенностях образовательной среды военного вуза.

Термин «образовательная среда» прочно вошёл в обиход в конце Хх века. Понятие «образовательная среда» подчёркивает факт множественности воздействий на обучающегося и объ-емлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности. У разных авторов существуют различные трактовки определения «образовательная среда», разные позиции в раскрытии её структуры, функций и ориентиры в выборе методов её проектирования и экспертизы. Так, по мнению И.Г. Шендрик, образование как единство процесса и результата движения субъекта к прообразу, содержащемуся в культуре, можно рассматривать как освоение им образовательной среды и расширение тем самым образовательного пространства, которое можно описать совокупностью четырёх понятий: образовательная среда, положение, место и пространство. Образовательная среда представляет собой совокупность культурных прообразов, которые необходимы для её функционирования и развития.

Среда содержит в себе возможности для создания условий, способствующих образованию человека, т.е. обладает образовательным потенциалом. Образовательная среда определяется как совокупность факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне системы институтов образования, считает С.В. Кривых [2, с. 106]. Среда задаёт пределы существования субъекта. Культурная среда, в которой оказывается после рождения человек, несёт в себе определённые способы взаимодействия с окружающей его действительностью и самим собой. Образование целенаправленно влияет на положение человека в культурной среде. Оно воздействует на образуемого и на окружающую его среду [3, с. 11-12]

В.В. Рубцов определяет образовательную среду как «сложившуюся полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в учебном заведении. Используя в дальнейшем прилагательное «образовательная» в словосочетании «образовательная среда», мы будем придерживаться его значения, связанного с процессом специально организованного целенаправленного формирования личности по определенному образцу.

Итак, под образовательной средой (или средой образования) можно понимать «систему влияний и условий формиро-

вания личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [3, с. 14]. При этом следует отметить, что специфика образовательной среды военного вуза, а соответственно и содержание её компонентов представляют совершенно особый вид учебного заведения и имеет особенности:

- уставная дисциплина и армейский уклад жизни всех военнослужащих в вузе;

- распространение образовательной среды вуза на воинские части в период проведения тактико-специальных учений, полевых выходов, войсковых стажировок и практик;

- наличие жёсткого контроля деятельности со стороны командования;

- доминирование мужского контингента среди преподавателей, военнослужащих и обучаемых и др. [4, с. 99-120].

Для определения образовательных потребностей курсантов, их предпочтений в образовательной среде было организовано анкетирование, целью которого было обсуждение предметной области «Педагогика» в военном вузе. Также одной из целей ставилось выявление отношения курсантов к своим школьным учителям: какие качества в них нравились; привлекает ли их сейчас (если ли привлекает - чем) предметная область «Педагогика» в военном вузе; какими педагогическими способностями должен обладать офицер для проведения воспитательной работы с личным составом; какие знания по педагогике необходимы будущему офицеру, а также одной из задач было выявление заинтересованности в участия курсантов в педагогических олимпиадах, конкурсах, проектах.

Анализ результатов анкетирования позволил выделить наибольшую заинтересованность курсантами в вопросах шестой группы: «Какими, на Ваш взгляд, педагогическими способностями должен обладать офицер?»

• в затруднении адаптации новых работников и молодых педагогов к социально - психологическим условиям коллектива;

• в прагматическом подходе к педагогам, пренебрежении к творческой стороне их деятельности и даже к их профессиональной компетентности, с одной стороны, и в чрезмерной переоценке чисто исполнительских качеств подчиненных - с другой.

Личностные конфликты проявляются:

• в недостаточной компетентности отдельных педагогов в вопросах индивидуального подхода, например, базируясь на своем представлении о современных обучаемых, преподаватели соответственно строят свое поведение с ними, нередко недооценивая современные условия развития индивидуальности обучаемых;

• острой реакции педагога на оценку своих личностных качеств, поскольку педагог привык оценивать других, ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно - профессиональными слабостями и недостатками [5, с. 65-67].

Анализ результатов анкетирования и беседы с курсантами подвели к пониманию того, что для них более актуальными являются личностные конфликты. Исходя из этого, первым шагом к развитию умений управлять конфликтами в образовательной среде стало самопознание курсантами себя в конфликтных ситуациях. С этой целью был предложен тест «Сетка Томаса - Килмен-на», «Как обычно я реагирую на конфликтные ситуации». В тесте предлагаются стили разрешения конфликтов и возможность их самооценивания. Анализ результатов тестирования показал, что чаще курсанты прибегают к уклонению или приспособлению в конфликтных ситуациях. Реже прибегают к сотрудничеству и компромиссу. Поэтому следующим шагом в работе с курсантами было предложено описать свой жизненный принцип или девиз в

Таблица 1

Результаты опроса о педагогических способностях офицера

Варианты ответов Ученье без принуждения Мастерство убеждения Умение разрешать конфликтные ситуации Мастерство владения педагогической техникой Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности военнослужащих

Процентное соотношение 0.5 % 7 % 76 % 2.5 % 14 %

Анализ ответов показал, что наиболее важно для курсантов - это развитие умений разрешать конфликтные ситуации. Результаты анкетирования были представлены курсантам. От них поступило предложение организовать специальные мероприятия по обсуждению путей разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде. Для курсантов было подготовлено информационное сообщение о разных видах конфликтов.

Многие учёные отмечают, что конфликтогенные события в образовательной среде переживаются острее, в силу того, что среда наиболее активно воспринимает все проблемы социума. Поэтому конфликтогенность образовательной среды обусловлена действием факторов, продуцирующих конфликты.

Нами были проанализированы виды конфликтов в образовательной среде. В основном можно выделить две группы: организационные, личностные.

Организационные конфликты, обусловлены несовершенством организационных структур и управленческой деятельности системы образования и проявляются:

• в отсутствии преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно - воспитательного процесса;

• в непродуманном введении педагогических инноваций;

Библиографический список

условиях конфликтов в образовательной среде.

Анализ жизненных принципов и девизов в условиях конфликта указывает на тенденцию стремления к сотрудничеству. Очевидным становится противоречие: с одной стороны, в конфликтах чаще присутствуют конкуренция или уклонение, а с другой стороны, курсанты стремятся прибегать к сотрудничеству.

На следующем воспитательном мероприятии было предложено упражнение - тест «Устойчивость к конфликтам». Большинство курсантов выразили и демонстрировали стремление к компромиссу в конфликтных ситуациях. Далее был предложен лист рефлексии: отразить положительную динамику развития умений разрешать конфликты в образовательной среде.

Таким образом, один из подходов к развитию у курсантов умений разрешать конфликты в образовательной среде заключается в последовательной организации ситуаций взаимодействия, в которых участники обсуждают варианты действий конфликтующих сторон. Основу этого подхода составляет самопознание и рефлексия курсантами своего поведения в конфликтах. С другой стороны, создание таких условий деятельности и взаимодействия курсантов военных вузов снижают вероятность возникновения и деструктивного развития противоречий между ними.

1. Бережнова Л.Н., Стефанова Н.Л. Теория и методика обучения и воспитания в предметной области «Педагогика». Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2014.

2. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах. Мир науки, культуры, образования. 2011; 2 (27): 106 - 111.

3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования проектированию. Москва: Смысл, 2001.

4. Коровин В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах. Воронеж: ВГУ, 2002.

5. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

References

1. Berezhnova L.N., Stefanova N.L. Teoriya i metodika obucheniya i vospitaniya v predmetnoj oblasti «Pedagogika». Sankt-Peterburgskij voennyj institut vnutrennih vojsk MVD Rossii, 2014.

2. Krivyh S.V. Sootnoshenie ponyatij «sreda» i «prostranstvo» v sociokul'turnom i obrazovatel'nom aspektah. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 2 (27): 106 - 111.

3. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya proektirovaniyu. Moskva: Smysl, 2001.

4. Korovin V.M. Sistema professional'nogo stanovleniya oficerov vvoennyh vuzah. Voronezh: VGU, 2002.

5. Ancupov A.Ya. Profilaktika konfliktov v shkol'nom kollektive. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2003.

Статья поступила в редакцию 16.03.15

УДК 378

Krivykh S.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Continuous Education for Adults (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Chernykh A.N., postgraduate, Institute of Continuous Education for Adults (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

TECHNOLOGY OF INFORMATION SUPPORT IN EDUCATION FOR ADULTS. The article considers the problem of information support in androgogy. The paper suggests the idea according to which education should use interactive teaching technologies. Today life requires from an adult the ability to efficiently and quickly acquire theoretical knowledge in short periods of time. This leads to the necessary change in the organization of studies that require a qualitative change in methods of information support of adult education. The article offers the following educational technologies in the educational process of adult learners: a technology of collective learning, a technology of adaptive teaching systems, a technology of absorption, a technology of split-level education, research training technology, a game-based technology, a technology of modular training and other types of interactive technologies. The paper reveals the key characteristics of these interactive teaching forms.

Key words: adult education, information support, training technology.

С.В. Кривых, д-р пед. наук, проф. Института непрерывного образования взрослых, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

А.Н. Черных, аспирант Института непрерывного образования взрослых, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

В статье рассматривается проблема информационного сопровождения образования взрослых, заключающаяся в реализации интерактивных технологий обучения. Сегодня требуется умение взрослого человека квалифицированно и быстро приобретать теоретические знания при сжатых сроках обучения, что требует качественного изменения методики информационного сопровождения образования взрослых. В статье предлагаются следующие образовательные технологии в образовательном процессе взрослых обучающихся: технология коллективного взаимообучения, технология адаптивной системы обучения, технология полного усвоения, технология разноуровнего обучения, технология исследовательского обучения, технология игрового обучения, технология модульного обучения и др.

Ключевые слова: образование взрослых, информационное сопровождение, технологии обучения.

В антропологическом контексте образования человека, становления полноценной личности с её индивидуальным мышлением, совестью и собственным вектором управления жизнью наиболее актуальной становится необходимость самосозидания личности взрослого человека при всех формах и видах информационного сопровождения образования взрослых. Из простого приспособления взрослого человека к новым социально-экономическим условиям должна формироваться сознательная, регулируемая самим индивидом образовательно-ролевая модель, способствующая самоопределению, самореализации личности в новой, непривычной для него окружающей среде, соответствующая его жизненному мотиву.

Необходимость, диктуемая «вызовом» времени, перехода взрослого человека к умению квалифицированно и быстро пользоваться теоретическими знаниями на практике, при сжатых сроках обучения, требует качественного изменения методики информационного сопровождения образования взрослых. Поэтому вся технология информационного сопровождения образования взрослых должна строится таким образом, чтобы взрослый человек мог в короткие сроки осваивать, тренировать и закреплять профессиональные навыки, превращая знания-сведения в знания-навыки. Потребность изменения методики информационного сопровождения образования взрослых обусловлена значительным увеличением объема информации, которую получает взрослый человек.

Современные взрослые люди получили своё образование в рамках традиционного авторитарного обучения, ориентированного на передачу стандартного знания пассивному слушателю. Но сегодня иные времена и иные требования времени к образо-

ванию. Сегодня многие прогрессивные андрагоги строят образовательные процессы в соответствии с идеями так называемого «недирективного обучения» [1]. Эти идеи просты, основаны на непредвзятом наблюдении за взрослым человеком и поэтому эффективны:

• Чтобы быть эффективной, любая программа обучения должна учитывать процесс взрослости, самовыражения и самоопределения каждого учащегося.

• Взрослые студенты вовлечены в непрерывный процесс развития. Скорость и направление обучения и изменения могут варьироваться применительно к разным людям, однако все люди активно вовлечены в динамический процесс изменений.

• Каждый обучаемый привносит в обучение собственный опыт, знания и эмоции.

• Взрослые студенты обычно приходят обучаться с определенными намерениями. Обучение подразумевает и включает в себя признание целей, намерений, мотиваций и чаяний обучающихся, хотя зачастую и различных, и противоречивых. Все это лежит в основе решения учиться.

• Базируясь на собственном прошлом опыте, взрослые вносят в обучение определённые ожидания относительно как способов обучения, так и собственных способностей к обучению.

• Каковы бы ни были условия или причины обучения, все взрослые приходят обучаться из конкретной социальной среды и предъявляют к обучению требования, которые обусловлены целым рядом взаимоотношений - с родными, друзьями, соседями, коллегами по работе и т.д.

• Все взрослые уже развили в себе (осознанно или неосознанно) собственный метод продвижения к цели в соответствии с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.