УДК338.001.36
СПЕЦИФИКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ КАНАЛОВ СБЫТА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
© 2016
Жаворонкова Ольга Ростиславовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Менеджмент устойчивого развития» Болтухова Ирина Вадимовна, магистр Института экономики и управления (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского» Республика Крым, Симферополь (Россия)
Аннотация.В данной статье рассмотрены основные задачи и цели логистики. Транспортная и сбытовая логистики представлены как важнейшие факторы интеграционных процессов, ведущих к активизации меж региональных отношений республики Крым с другими субъектами Российской Федерации.В работе рассмотрены существующие на полуострове Крым логистические каналы сбыта. Затронут вопрос влияния изменения правового статуса Крыма на развитие сбытовой логистики. Обоснован специфичный характер логистических каналов сбыта, используемых в республике Крым. Определены проблемы транспортировки продукции с полуострова, обусловленные геополитическим положением Крыма. Обобщены действующие на полуострове тарифы на транспортировку продукции в возможные логистические каналы, рассчитана конечная стоимость транспортировки по каждому логистическому каналу. Представлена сравнительная характеристика транспортировки продукции с полуострова автомобильным, железнодорожным и авиационнымтранспортом. Проанализированы преимущества и недостатки каждого вида транспорта и транспортировки. Выявлены условия, при которых использование конкретного вида транспорта будет наиболее оптимально. Указаны затраты на паромную переправу при транспортировке автомобильным транспортом. Определен оптимальный логистический канал с точки зрения затрат на транспортировку продукции.
Ключевые слова: Сбытовая логистика, сбытовая система, логистический канал, потребитель, продукция, тарифы, транспортировка, издержки, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, авиационный транспорт, ценовая конкуренция, крымский полуостров.
SPECIFICS OF LOGISTICS DISTRIBUTION CHANNELS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA
© 2016
Zhavoronkova Olga Rostislavovna, candidate of economical science, associate professor of the chair «Management of sustainable development» Boltukhova Irina Vadimovna, master
Institute of Economics and Management (Academic Unit) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol (Russia)
Abstract. This article describes the main objective and goals logistics. Transport and logistics distribution are presented as the most important factors of integration processes leading to the activation of interregional relations of the Republic of Crimea with other regions of the Russian Federation. The paper discusses existing on the peninsula of Crimea logistics distribution channels. Issues raised impact of changes in the legal status of Crimea on the development of marketing logistics. Justified by the specific nature of the logistical channels of distribution used in the Republic of Crimea. Identify the problems of transportation of products from the peninsula due to the geopolitical position of Crimea. Summarized operating on the peninsula tariffs for transportation of goods in possible logistical channels, the final cost is calculated for each channel transport logistics. Presents comparative characteristics of transportation of products from the Peninsula by road, rail and air transport. The advantages and disadvantages are analyzed of each mode of transport and transportation. The conditions under which the use of a specific type of transport would be the most optimal. Specify the cost of the ferry during transport by road. The optimal logistics channel from the point of view of cost of transportation of products.
Keywords: Sales logistics, marketing system, the logistics channel, consumers, products, prices, transportation, costs, road transport, railway transport, air transport, price competition, the Crimean peninsula.
Постановка проблемы. Транспорт - важнейшая сфера экономики, имеющая стратегическое и приоритетное значение для развития региона. Этот вид экономической деятельности выступает одним из важнейших факторов интеграционных процессов, ведущих к активизации меж региональных, международных отношений и отвечающих как внешним, так и внутренним экономическим интересам России.Коммерческий успех производственных предприятий во многом зависит от уровня развитости сбытовой логистики. «Сбытовая логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения вещественного и сопутствующих ему (информационного, денежного и сервисного) потоков между разными потребителями»[1].Из данного определения следует, что сбытовая логистика занимается вопросамиразработки каналов своевременногодове-дения продукции к покупателю с оптимальными затратами.
Особенности геополитического положения Крыма, эмбарго на ввоз иностранной продукции лишили предприятия привычных каналов сбыта. Новые условия требуют кардинального пересмотра системы сбыта крымских предприятий. Кроме того, встает вопрос об издержках на сбыт продукции, которые производители стремятся снизить для сохранения ценовой конкурентоспособности. Данная проблема обусловила актуаль-
ность выбранной темы.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы транспортировки продукции, сбытовой ло-гистикиосвещены в ряде научных работ: формирование логистических цепей (Голубчик А. М.,Иванов, Д. А.,Никифоров В.В., Черкин Э.); совершенствование сбытовой логистики (Аксенов К.А., Афанасенко И.Д., Борисова Е.В.,Магомедов А.М., Миротин Л.Б., Неволина А.Л., Некрасов А.Г., Рыжкова Н.Г.); общие проблемы и перспективы логистики (Гаджинский А.М., Жаворонкова О. Р., Новиков Д.Т., Кичик К.В.). Вместе с тем, следует отметить, что вопросы логистики сбыта в республики Крым остались без внимания.
Цель статьи - обобщить существующие логистические каналы сбыта продукции с республики Крым на материковую часть России, определить оптимальный логистический канал с точки зрения затрат на транспортировку продукции.
Основной материал. Для выбора оптимального канала сбыта необходимо провести сравнительный анализ существующих тарифов на транспортные услуги с территории Республики Крым в другие регионы. Для примера проанализирована доставка товара в Краснодар. В качестве анализируемого транспорта характеризуется: автомобильный, железнодорожный транспорт и авиационный. Морской транспорт можно анализировать, как
отдельный вид транспортировки, но в данном случае будет рассматриваться, как сопутствующий вид транспортировки, без которого невозможно перевезти не автомобильным, не железнодорожным способом. Тарифы транспортировки товаров с территории Республики Крым в Краснодар представлены в таблице 1. Цены, предоставленные в таблице 1, являются актуальными на 21 марта 2016 год[17,18,19,20]
Таблица 1 - Ценовая категория транспортировки товаров с территории Республики Крым в Краснодар
Тип транспорта
Авт о м о бильиым Железнодорожный Авиационный
транспортом транспорт транспорт
За 1 кг груза,руб. 10 500 2 397 18 000
Сроки доставки 14ч 192 ч 1ч
Зависимость сроков от зависит, время не зависит, входит в сроки доставки
парома доставки не зависит
можетувелнчиться
Минимальный объем (и) 1 1 20
Вид тарифа (в зависимости от объема) фиксированный смешанный (до 300 кг-фиксированный, свыше -пропорциональный) ф ггк сир ованный
Наименование услуг ед-нзм. Предельный максимальный уровень цен (тарифов) с учетом НДС (руб.)
Грузовой автомобиль, тягач, длиной до 5 м ед. 5 000.00
Грузовой автомобиль, тягач или прицеп (полуприцеп) длиной от 5,01 м до 9 м ед- 6 500,00
Грузовой автомобиль, или прицеп (полуприцеп) длиной от 9,01 до 12 м ед- 8 000,00
Прицеп или полуприцеп длиной от 12,01 м до 20 м ед. 13 000,00
- самый надежный вид транспорта.
Недостатки данного вида транспорта:
- не подходит для всех видов грузов;
- менее гибкий вид транспортировки, зависит от графиков;
- дорогостоящий;
- не подходит для транспортировки больших объемов.
Проанализировав каждый вид транспорта, его преимущества и недостатки, можно сделать вывод, что оптимизация транспортировки зависит от ряда условий: объем перевозимого груза, сроки, затраты. Для демонстрации всего логистического канала сбыта, необходимо сравнить общий путь товара от производителя к потребителю (табл. 3).
Таблица 3 - Цепочка использования транспорта при доставке товара от производителя кпотребителю
Данные таблицы 1 демонстрируют наличие у каждого вида транспорта свои преимущества и недостатки.
1.Автомобильный транспорт является наиболее выгодным при условии:
- небольшой объем товаров, которые необходимо доставить;
- возможна доставка «от двери до двери»;
- гибкий график доставки товаров.
Данный вид транспорта не подходит для компаний, которым требуется:
- доставить объем товара, который может занять больше, чем 1 машина.
- доставить товары в очень быстрые сроки, из таблицы 1 видно, что на сроки доставки может повлиять ситуация на паромной переправе.
Тариф, указанный в таблице 1, является усредненным и будет изменяться в зависимости от модели, марки, габаритов машины.
Кроме того, издержки на транспортировку, представленные в таблице 1 увеличатся на сумму расходов по транспортировке морским транспортом, это связано с тем, что при транспортировке товаров автомобильным транспорт, необходимо осуществлять перевозку через паром.
Дополнительные затраты, связанные с данным видом транспортировки представлены в таблице 2 [21].
Таблица 2 - Стоимость перевозки автомобильного транспорта на паромной переправе Керчь-порт Кавказ
Звенья логистической цепи Транспортировка товаров от производителя к потребителю
1 звено Автомобильный Автомобильный Авт ом о биль ный
2 звено Морской Железнодорожный Авиационный
3 звено Автомобильный Морской Авт ом о б иль ный
4 звено Автомобильный
Итоговая средняя стоимость доставки, руб. 18 625 2 445 18 115
2. Железнодорожный транспорт является средним по стоимости, но очень длительным по временному интервалу доставки. Данный вид транспорта наиболее актуален для перевозок:
- не требующие срочной доставки;
- очень большие объемы партий.
Использование данного вида транспорта нецелесообразно, когда:
- необходимы быстрые сроки доставки;
- при транспортировке на короткие расстояния;
- при транспортировки партий малым объемом, так как могут потребоваться дополнительные расходы.
3.Авиационный транспорт подходит при:
- необходимо доставить в короткие сроки;
- объем товара средний больше 20 кг, но меньше, чем можно доставить железнодорожным транспортом;
- скоропортящиеся товары;
- передвижение по заранее назначенному маршруту и времени;_
Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:
1. При транспортировке товара с полуострова Крым наиболее выгодным является железнодорожный транспорт, имеющий высокую пропускную способность. Однако, оптимальность его использования обеспечивается при транспортировке на значительные расстояния и перевозки больших объемов продукции. При этом данный вид транспорта является самым длительным. Это связано с большим количеством звеньев при транспортировке и сравнительно незначительной скоростью движения. В связи с чем, использование данного вида транспорта не целесообразнопри сжатых сроках доставки.
2. Авиационный транспорт, не смотря на сложившуюся тенденцию, при транспортировке с полуострова не является самым дорогим видом транспорта. Его использование решает проблемы, связанные с необходимостью сократить сроки доставки продукции. Стоимость перевозки авиационным транспортом практически в 9 раз превышает стоимость транспортировки железнодорожным транспортом. Кроме того было выявлено, что при транспортировке авиационным транспортом минимальный вес товара должен составлять 20 кг.
3. Автомобильный транспорт имеет высокую ценовую категорию и длительность транспортировки. Преимущество использования этого вида транспорта заключается в том, что не требуется постоянные разгрузки и погрузки, так как движение на одном транспорте от производителя и до потребителя, гибкий график, возможна транспортировка на короткие расстояния. Целесообразно такой вид транспорта использовать, когда необходимо быстро доставить маленький объем продукции потребителю.
Альтернатива существующих логистических каналов для транспортировки продукции с полуострова достаточно специфична. Принятие эффективного управленческого решения при выборе вида транспортировки, его оптимальности становится ключевым фактором успеха крымских производителей в конкурентной борьбе за потребителя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сбытовая логистика. [Электронный ресурс]:https:// ru.wikipedia.org/wiki
2. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. - М.: ТрансЛит, 2011. - 317 с.
3. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок /
Д. А. Иванов. - Спб.: Издательство Политехнического университета, 2010. - 659 с.
4. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. - Минск: Право и экономика, 2011. - 460 с.
5. Никифоров В. В. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.xcomp.biz/logistika-transport-i-sklad-v-cepi-postavok/
6. Черкин Э. Управление цепями поставок. Лучшая российская и мировая практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rolandberger.ru/media/pdf/ Roland_Berger_Supply_Chain_Management_201309l1. pdf
7. Рыжкова Н. Г., Аксенов К. А., Неволина А. Л. Анализ информационных систем поддержки принятия решений в сфере логистики // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
8. Афанасенко И. Д. Логистика снабжения / И.Д. Афанасенко - СПб: Питер, 2010. - 386 с.
9. Борисова Е. В. Логистика закупок: изменения законодательства // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.
10. Магомедов А. М. Логистика сегодня: иной взгляд на основные положения и понятия // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.
11. Миротин Л. Б., Некрасов А.Г. Эффективность интегрированной логистики [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/logistics/ section_80/article_2676/
12. Гаджинский А. М. Логистика. - М. : Дашков и Ко, 2013. - 419 с.
13. Новиков Д. Т. Новый взгляд на логистику в XXI веке // Российский экономический интернет-журнал. -2013. - № 4. - С. 39.
14. Жаворонкова О. Р. Логистические риски в условиях международного и межрегионального развития // Интеграция республики Крым в системы экономических связей Российской Федерации: теория и практика управления. - 2015. - С. 37-42.
15. Жаворонкова О. Р. Логистический подход к выбору транспорта и топлива для продвижения товаров и оказания услуг / Науковийчасопис НПУ iменi М. П. Драгоманова.- К.:НПУ им. М. П. Драгоманова.-2010. - серiя 13, В.09 - С. 66-72.
16. Кичик К. В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: монография / К. В. Кичик. - М.: Юстицинформ, 2012. - 260 с.
17. Naviscan система контроля автотранспорта: нормы расхода бензина и дизельного топлива [Электронный ресурс]: http://naviscan.ru/poleznoe/82
18. Аэродар. [Электронный ресурс]: http://www. aerodar.ru/simferopol/
19. Интерактивная геоинформационная справочная система IGIS: цены на бензин в Симферополе. [Электронный ресурс]: http://igis82.ru/oil
20. Российские железные дороги - ЭКСПРЕСС — Срочная доставка грузов[Электронный ресурс]: http:// www.rzdlog.ru/rzd_express/
21. Госпаром [Электронный ресурс]: http://www. gosparom.ru