ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Порошина Т. И. Практические аспекты написания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения по английскому языку в формате ЕГЭ // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15288. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15288.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15288
УДК 372.881.111.1
Порошина Татьяна Ивановна,
учитель английского языка высшей квалификационной категории МОАУ «Лицей № 21» города Кирова, г. Киров t volina@mail.ru
Практические аспекты написания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения по английскому языку в формате ЕГЭ
Аннотация. Написание развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения по предложенной теме (задание № 40) по английскому языку является одним из самых трудных заданий при сдаче Единого государственного экзамена, за успешное выполнение которого ученики гарантированно получают 14 баллов. В данной статье представлен авторский взгляд на подготовку учащихся старших классов к написанию сочинения-мнения. В статье даны практические советы для снятия трудностей при выполнении этого задания.
Ключевые слова: Единый государственный экзамен, сочинение-мнение, английский язык, критерии оценивания, структура написания.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Сочинение-мнение (развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения) является письмом продуктивного характера и относится к заданиям высокого уровня в рамках Единого государственного экзамена, цель которого - «контроль умений письменной коммуникации, в частности: выражать личное мнение, эмоции и чувства; подкреплять свою точку зрения весомыми аргументами и приводить примеры; последовательно и логично строить высказывание; адекватно использовать средства логической связи; лексически, грамматически и орфографически правильно оформлять письменный текст» [1].
Следует помнить, что главное при написании эссе - это выполнить коммуникативную задачу, сформулированную в задании: раскрыть все пункты предложенного плана. Если коммуникативная задача не понята и не выполнена, даже в случае отсутствия лексико-грамматических ошибок работа оценивается в 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» и данное задание считается невыполненным.
При работе над эссе следует обратить внимание на следующие аспекты:
1) Связность и логичность текста
Текст должен представлять собой связное и логичное целое, верно излагать нужную информацию, быть логически организованным и завершенным. Целесообразно использовать разнообразные средства связи, соединяя как отдельные предложения, так и их части, показывая ход своих рассуждений.
2) Выражение личного мнения, эмоций и чувств
При выражении своего мнения лучше употреблять сбалансированные, безличные формы. Это поможет избежать явных нарушений стиля.
3) Лексико-грамматические аспекты
Рекомендуется использовать более сложные структуры и разнообразную лексику. Мы предлагаем учащимся использовать 2-3 модальных глагола, причастие первое и второе, конструкцию с пассивным залогом, придаточные предложения первого и второго порядка. Разнообразие структур включает в себя и различные речевые клише, и вводные слова в начале предложений.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Порошина Т. И. Практические аспекты написания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения по английскому языку в формате ЕГЭ // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15288. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15288.htm. - ISSN 2304-120X.
4) Стилистический аспект
Развернутое высказывание с элементами рассуждения предполагает нейтральный стиль.
- Не стоит начинать предложения со слов because, and, also, but, они относятся к неформальному стилю.
- К неформальному стилю относится и употребление скобок и восклицательных знаков.
- Нельзя использовать стяженные формы (don’t, it’s и др.).
- Следует избегать вводных слов, характерных для неформального стиля, таких как to tell the truth, well и др.
5) Контроль объема текста
Объем развернутого письменного высказывания составляет 200-250 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в тексте менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в ноль баллов. При превышении объема более чем на 10%, т. е. если в задании более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. «При определении соответствия объёма представленной работы вышеуказанным требованиям считаются все слова, с первого слова по последнее, включая вспомогательные глаголы, предлоги, артикли, частицы. При этом:
- числительные, выраженные цифрами, т. е. 1, 25, 2009, 126 204 и т. п., считаются как одно слово;
- числительные, выраженные цифрами, вместе с условным обозначением процентов, т. е. 25%, 100% и т. п., считаются как одно слово;
- числительные, выраженные словами, считаются как слова;
- сложные слова, такие как good-looking, well-bred, English-speaking, twenty-five, считаются как одно слово;
- сокращения, например USA, e-mail, TV, CD-rom, считаются как одно слово» [2].
Все вышеперечисленные аспекты отражены в критериях оценивания развернутого высказывания на сайте www.fipi.ru
На первых занятиях мы знакомим учащихся со всеми вышеперечисленными рекомендациями. Также им предлагается список клише, вводных фраз, которые могут быть полезны при написании письменного высказывания. Приведем примеры некоторых из них:
Фразы для вводной части:
- There is a growing debate about...
- It is a well known fact that.
- For the great majority of people.
- A number of key issues arise from the statement.
- The public in general tend to believe that.
- People often claim that..
Фразы для перечисления нескольких аргументов:
- Firstly, secondly, thirdly;
- To begin with / to start with;
- Finally / Eventually;
- Last but not least.
Фразы, добавляющие аргументы:
- Moreover, furthermore, in addition, besides;
- “Not only.”, “but.”, “as well”.
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Порошина Т. И. Практические аспекты написания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения по английскому языку в формате ЕГЭ // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15288. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15288.htm. - ISSN 2304-120X.
Фразы для введения противоположной (контрастирующей) идеи:
- But, however, whereas, nevertheless.
Фразы, выражающие преимущества точки зрения, приведение аргументов:
- The first thing that needs to be said is...
- One argument in support of.
- We must distinguish carefully between.
- The second reason for.
- An important aspect of the problem is.
- It is worth stating at this point that.
- To illustrate this point we need to refer.
- It is noticeable that
- One should note here that
- This leads us to believe that.
- In view of these facts it is quite likely that.
- Doubtless,..
- It is generally agreed that..
Фразы, выражающие личное мнение:
- In my opinion;
- In my view;
- To my mind;
- As far as I am concerned;
- It seems to me that;
- I feel strongly that;
- Personally, I believe that..
Фразы для заключения, подведения итогов:
- In conclusion;
- To sum up;
- On the whole;
- To conclude;
- Taking everything into account.
Трудность написания сочинения-мнения заключается в том, что учащимся необходимо не только выразить предполагаемые аргументы оппонента, но и привести контраргументы. Такой тип требует от учащихся более глубоких философских рассуждений. При обучении учащихся умению приводить аргументы и контраргументы мы используем опыт Е. Н. Нечаевой [3]. Так как время учащихся на написание данного произведения ограничено (40 минут), мы не рекомендуем учащимся писать черновики будущей экзаменационной работы. Оптимальным вариантом черновой подготовки к написанию тематического высказывания является составление таблицы аргументов. Сочинение-мнение предполагает четыре колонки. Две центральные колонки требуются для аргументов «за» и «против», первая крайняя колонка для контраргументов по аргументам «за» и вторая крайняя колонка по контраргументам «против». Такая таблица помогает учащимся принять решение в плане собственной позиции. Самыми сложными для учащихся будут 3-й и 4-й абзацы, основой для них нужно выбирать ту часть черновой таблицы, которая наиболее заполнена и ясна.
Одна из основных трудностей для учащихся при написании тематического высказывания с элементами рассуждения - отсутствие социального опыта учащихся по предлагаемой в экзаменационном задании теме (проблеме). Задача учителя состоит
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Порошина Т. И. Практические аспекты написания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения по английскому языку в формате ЕГЭ // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15288. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15288.htm. - ISSN 2304-120X.
в том, чтобы помочь школьникам создать этот опыт, проанализировав кодификатор к Единому государственному экзамену по английскому языку и составив примерный перечень возможных тем, прорабатывая наиболее сложные из них вместе с учащимися. Для активизации лексического материала, необходимого для написания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения, Е.Н. Нечаева предлагает в режиме «мозгового штурма» систематизировать лексику по той или иной теме в виде следующей таблицы.
Глаголы Существительные Прилагательные
Данная таблица позволяет учащимся оперативно создать коллективный лексический банк по проблеме или теме, заявленной в задании, обеспечивая лексическое наполнение будущего письменного высказывания.
С нашей точки зрения, важнейшей стратегией подготовки учащихся к написанию сочинения-мнения по английскому языку является усвоение формата, поэтому каждому учащемуся предлагается следующая памятка для написания развернутого письменного высказывания:
Opinion Essay
200-250 слов (мин. 180 слов, макс. 275 слов); 40 минут.
1- й абзац (30-40 слов) - введение темы/проблемы. Вдумайтесь в предложенную вам тему, она носит проблемный характер, содержит скрытое противопоставление двух точек зрения. Во вступлении изложите проблему своими словами, перефразируйте данную вам формулировку. Обозначьте две точки зрения на проблему.
The problem/issue of... is very important/essential/serious. While some people think/consider/suppose that., others are sure/convinced that. (have a different opinion).
2- й абзац (60-70 слов) - ваша точка зрения на проблему. Определитесь со своим мнением по данной проблеме. Продумайте аргументы в его защиту, приведите 23 развернутых аргумента в поддержку своей точки зрения. Начните абзац со слов
If you ask me, .
As for my opinion, .
Personally, I think.
To my mind, .
From my point of view, .
Введение аргументов - firstly, secondly, thirdly, moreover, besides, more than that, in addition, finally.
3- й абзац (40-50 слов) говорит о том, что у некоторых людей есть противоположное мнение. Изложите их точку зрения и приведите 1-2 аргумента (как минимум один) в поддержку их мнения. Можно начать абзац следующим образом:
Some people, though, think that.
However, some people have the opposite opinion.
4- й абзац (30-40 слов). Объясните, почему вы не согласны со взглядом своих оппонентов на данную проблему, поспорьте с ними, найдите весомые контраргументы. Обратите внимание, что количество аргументов в третьем абзаце должно совпадать с количеством контраргументов в четвертом абзаце.
I cannot support this point of view because.
As I see it/the problem.
5- й абзац (30 слов) представляет собой заключение, в котором вы должны еще раз изложить свое мнение (желательно другими словами):
In conclusion, I would like to state that.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Порошина Т. И. Практические аспекты написания развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения по английскому языку в формате ЕГЭ // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15288. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2015/15288.htm. - ISSN 2304-120X.
To sum it all up, ...
To make a conclusion, ...
To summarize, ...
Стоит отметить, что объем слов, предлагаемый учащимся в каждом абзаце, приблизительный и может варьироваться.
Ссылки на источники
1. ФИПИ. Единый государственный экзамен 2010. Универсальные материалы для подготовки учащихся. Английский язык // Интеллект-Центр. - 2010. - 15 с.
2. www.fipi.ru-27.07.2015.
3. Нечаева Е. Н. Методические основы подготовки учащихся к итоговой аттестации по английскому языку. - Киров, 2010.
Tatyana Poroshina,
English teacher, the highest degree of qualification, Lyceum №21, Kirov t volina@mail.ru
Practical aspects of writing an opinion essay in the English language in the format of the state national exam
Abstract. Opinion essay (task № 40) is one of the most difficult tasks in the state national exam the successful completion of which guarantees students 14 points. This article presents the author’s personal view on the senior students’ preparation for this task. The author offers some useful tips that will reduce difficulties when doing this task.
Key words: the national state exam, opinion essay, the English language, assessment criteria, structural organization of the essay.
References
1. (2010) “FIPI. Edinyj gosudarstvennyj jekzamen 2010. Universal'nye materialy dlja podgotovki ucha-shhihsja. Anglijskij jazyk”, Intellekt-Centr, 15 p. (in Russian).
2. www.fipi.ru-27.07.2015 (in Russian).
3. Nechaeva, E. N. (2010) Metodicheskie osnovy podgotovki uchashhihsja k itogovoj attestacii po an-glijskomu jazyku, Kirov (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 10.08.15 Получена положительная рецензия 14.08.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 14.08.15 Опубликована 29.08.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Порошина Т. И., 2015
ISSN 2304-120Х
www.e-koncept.ru
5