На завершающем этапе происходит оценка результата, которая прежде всего состоит в определении соответствия результата учебной задаче. Подобная иерархия действий на занятиях по рисунку помогает грамотному построению изображения [7].
Обучение должно приводить к изменениям в мыслительной деятельности студентов, способствовать формированию профессиональных компетенций посредством ориентации на следующие принципы:
- при выполнении каждого задания должно происходить обогащение деятельности обучаемого новыми элементами, или углубление уже имеющихся качеств;
- условием формирования профессиональных компетенций является организация графической деятельности, направленная на освоение принципов композиционного размещения, ритмиче-
Библиографический список
ской организации формы и пространства, конструктивного построения формы, выявления тональных контрастов;
- последовательность выполнения заданий должна быть обусловлена принципом «от общего к частному»;
- в заданиях должна учитываться взаимосвязь теоретического материала с практическим выполнением работы;
- содержание заданий не должно находиться в противоречии с общей системой профессиональной подготовки студентов [8].
Таким образом, базовой основой организации учебного процесса по академическому рисунку являются: целевая словесная установка, стимулирующая ассоциативность и целенаправленность восприятия и мышления; соблюдение методической последовательности формирования замысла и практического исполнения изображения; система заданий, направленных на формирование профессиональных компетенций рисовальщика.
1. Шаляпин О.В. Педагогика портретного искусства (педагогические принципы портретного образа в системе подготовки художника-педагога). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2011.
2. Кравченко К.А. Учебная постановка как основа развития начальных умений рисования натюрморта. Философия образования. Новосибирск: Изд. СО РАН, 2016; 5 (68): 148 - 156.
3. Сафиуллин РА. Формирование художественного восприятия на занятиях по рисунку у студентов начальных курсов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2005.
4. Золотухина Р.М. Развитие графических представлений на занятиях по рисунку у студентов педагогических вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2006.
5. Шаляпин О.В. Инновационные модели обучения в художественно-педагогическом образовании. Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. Омск, 2010; 3 (67): 228 - 231.
6. Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия студентов художественного колледжа на занятиях по рисунку. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2009.
7. Кравченко К.А. Технико-аналитическая грамота и художественно-образное содержание как базовые составляющие учебного рисунка. Философия образования. Новосибирск: Изд. СО РАН, 2015; 2 (59): 148 - 155.
8. Шаляпин О.В., Медведев Л.Г. О концепции развития непрерывного профессионального художественного образования. Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск: Издательство СО РАН. 2012; 3 (6): 75 - 82.
References
1. Shalyapin O.V. Pedagogika portretnogo iskusstva (pedagogicheskie principy portretnogo obraza v sisteme podgotovki hudozhnika-pedagoga). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.
2. Kravchenko K.A. Uchebnaya postanovka kak osnova razvitiya nachal'nyh umenij risovaniya natyurmorta. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk: Izd. SO RAN, 2016; 5 (68): 148 - 156.
3. Safiullin R.A. Formirovanie hudozhestvennogo vospriyatiya na zanyatiyah po risunku u studentov nachal'nyh kursov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2005.
4. Zolotuhina R.M. Razvitie graficheskih predstavlenij na zanyatiyah po risunku u studentov pedagogicheskih vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2006.
5. Shalyapin O.V. Innovacionnye modeli obucheniya v hudozhestvenno-pedagogicheskom obrazovanii. Omskij nauchnyj vestnik. Seriya: Obschestvo. Istoriya. Sovremennost'. Omsk, 2010; 3 (67): 228 - 231.
6. Kravchenko K.A. Formirovanie dekorativnogo vospriyatiya studentov hudozhestvennogo kolledzha na zanyatiyah po risunku. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.
7. Kravchenko K.A. Tehniko-analiticheskaya gramota i hudozhestvenno-obraznoe soderzhanie kak bazovye sostavlyayuschie uchebnogo risunka. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk: Izd. SO RAN, 2015; 2 (59): 148 - 155.
8. Shalyapin O.V., Medvedev L.G. O koncepcii razvitiya nepreryvnogo professional'nogo hudozhestvennogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie vsovremennom mire. Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAN. 2012; 3 (6): 75 - 82.
Статья поступила в редакцию 14.02.17
УДК 378.14+741
Kravchenko K.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Arts of Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: kka-78@mail.ru
Belyaev A.V., postgraduate, Institute of Arts of Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: andruu23@mail.ru
SPECIFICS OF THE IMAGE OF THE STILL LIFE AND ITS VALUE IN DRAWING TRAINING TO STUDENTS MAJORING IN «ARTS AND CRAFTS». In the article the authors study the basic questions of training of future artist of arts and crafts on such discipline of a professional cycle as a drawing. Special attention is paid to the place and role of a still life as the main contents of the educational and graphic process allowing to provide variability of educational tasks, to increase learning efficiency, having adapted its structure and contents for the level of training of graduates. The research defines the key stages in work on the section "Drawing of a still life" in the course of training of students. It is noted that work on the drawing of a still life is understood as educational and creative, resolving issues of the esthetic relation to an artistic set of objects. Questions of graphic activity at the image of a still life are more deeply understood by means of the decorative drawing, than in the academic drawing, and include problems of transferring convention in the drawing that brings students to the solution of the creative tasks caused by a professional orientation.
Key words: decorative drawing, still life, graphic image, decorative perception.
К.А. Кравченко, канд. пед. наук, доц. Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск, Е-mail: kka-78@mail.ru
А.В. Беляев, аспирант Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета, г. Новосибирск, E-mail: andruu23@mail.ru
СПЕЦИФИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ НАТЮРМОРТА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ СТУДЕНТОВ
НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»
В статье затрагиваются базовые вопросы подготовки будущего художника декоративно-прикладного искусства по такой дисциплине профессионального цикла как рисунок. Особое внимание уделено месту и роли натюрморта как основного содержания учебно-изобразительного процесса, позволяющего обеспечить вариативность учебных заданий, повысить эффективность обучения, адаптировав его структуру и содержание к уровню подготовки выпускника. В статье рассматриваются ключевые этапы в работе над разделом «рисунок натюрморта» в процессе обучения студентов-прикладников, а также отмечается, что работа над рисунком натюрморта понимается как учебно-творческая, т.е. решающая вопросы эстетического отношения к натурной постановке. Вопросы графической деятельности при изображении натюрморта средствами декоративного рисунка понимаются более глубоко, чем в академическом рисовании, и включают задачи передачи в рисунке условности, что выводит студентов к решению творческих задач, обусловленных профессиональной направленностью.
Ключевые слова: декоративный рисунок, натюрморт, графический образ, декоративное восприятие.
Изображение натюрморта занимает особое место в системе подготовки по рисунку будущих художников декоративно-прикладного искусства, так как именно на этом этапе осваиваются первоначальные умения и навыки рисования, познаются изобразительные и выразительные возможности графических материалов, формируется особый профессиональный способ восприятия и мышления студентов, постепенно расширяется их представление об изобразительной деятельности.
Вопросами специфики преподавания художественных дисциплин в процессе обучения по направлениям подготовки, требующим особого подхода к содержанию учебных постановок и задач изображения, занимались многие художники-педагоги. В частности, такие ученые как К.А. Кравченко, С.Г. Кузнецова, Б.Е. Оспанов, А.М. Савинов и другие, которые рассматривали особенности изучения натюрморта как значимого этапа в освоении студентами принципов изобразительной грамоты, приемов стилизации и создания декоративно-графического образа.
Натюрморт обладает огромным количеством свойств, важных для овладения профессиональными умениями и навыками. Студент в процессе восприятия выделяет в натюрморте содержание и отражает конкретные, непосредственно воспринимаемые свойства натюрморта, выделяет внешние связи между предметами, переходит к восприятию скрытых отношений, затем к синтезированию впечатлений по созданию целостного образа натюрморта. Образ будущего натюрморта, представление об изображении связано с отражением именно тех свойств натюрморта, которые необходимы для решения графических задач, стоящих перед студентом. Графическая задача мыслится как направляющая и организующая деятельность сознания, подчиняющая себе движение ассоциативных целей, обеспечивающая осмысленный ряд [1].
Таким образом, в процессе рисования студенты осваивают изобразительные и выразительные возможности графических материалов, технику рисования, что в свою очередь обогащает мыслительный процесс рисующих. Применение разнообразных графических материалов стимулирует и расширяет техническую и творческую возможности решения графических задач при изображении натюрморта.
На начальных этапах обучения, в процессе изучения принципов академического рисования, натюрморт является главной моделью для освоения принципов построения изображения на плоскости листа, изучения научных теорий композиционного, конструктивного рисования, применения законов линейной и воздушной перспективы, изучения теории теней, а также техники и технологии рисования графическими материалами.
Учебные задания на первом, втором курсах по рисунку предусматривают работу над разнообразной тематикой в порядке постепенного нарастания трудностей.
При рисовании гипсовых моделей геометрических тел на академических занятиях студенты изучают научные основы рисунка - линейную и воздушную перспективу, теорию теней, композицию, выразительные возможности изобразительных средств и графических материалов, распределение светотени на округлых и граненых поверхностях, учатся трактовать объем. Усвоение методов изображения геометрических тел служит прочной базой для дальнейшего изучения более сложных объектов реального мира.
При изображении гипсовых орнаментов студенты приучаются видеть гармонию и пластику растительных и геометрических форм, применять на практике перспективу и теорию теней, пе-
редавать тональные нюансы плоскостей и овладевают графическими умениями.
Далее следуют задания, которые уже содержат в себе разнообразные варианты решений и требуют от студентов более творческого подхода.
Рисунок драпировок, например, способствует пониманию закономерностей образования складок в зависимости от структуры ткани и упругости, развитию представления образования изобразительной формы складок, ощущению динамических направлений их поверхности, поворотов поверхности в глубину рисунка, созданию впечатления кривизны поверхности. Разнообразие фактуры и другие физические качества изображаемой поверхности передаются студентами штрихом по форме, штрихом разной плотности и направления.
Работа над рисунком натюрморта уже на начальном этапе понимается как учебно-творческая, так как, во-первых, решаются вопросы эстетического отношения к натурной постановке, во-вторых, вопросы графической деятельности понимаются более глубоко и включают задачи передачи в рисунке условности, что выводит студентов к решению творческих задач, обусловленных профессиональной направленностью.
Рисование натюрморта на старших курсах, в процессе изучения декоративного рисунка, позволяет знакомить студентов с закономерностями композиционной организации изображения, плоско-тонального (силуэтное решение) и конструктивного изображения, с проблемами стилистической трактовки формы (работа на образ). И если главной задачей академического рисования является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью линейной перспективы и тональной моделировки, то основной принцип декоративного рисунка - достижение максимальной выразительности [2].
Для процесса обучения рисунку студентов декоративно-прикладного направления подготовки важно понимание ими эстетических качеств академического и декоративного рисунка. В академическом рисовании, например, линия имеет более естественный мягкий ход и легко вживается в среду рисунка, особенно при штриховке. В декоративном же рисовании линия имеет более отчетливый выверенный характер, ведется четко и осознанно от начала до конца, утверждая свою суть на любом отрезке, исключая элемент случайности.
Декоративная выразительность достигается за счёт использования различных приемов: штрих, четкая линия, точка, различные виды декора; графическая обработка формы и выявление ее пластических особенностей.
В декоративном рисунке дальние и передние планы не будут так активно отделены один от другого, как того требует академический рисунок, расстояние между ними сокращено.
Форма предметов в декоративном рисунке обрабатывается также с помощью светотени, но с меньшей степенью проработки. Мягкие, удаляющиеся, затемненные контуры, свойственные академическому рисованию, в декоративном имеют другой характер: и светлые, и темные участки формы достаточно активны, за счет чего они имеют декоративный вид.
Композиционный акцент можно сделать на каком-то одном предмете или на группе предметов, выделив их с помощью графических приемов или расположением, а можно выстроить композицию как единый ансамбль без ведущих объектов, подчиненных им [3].
Специфика такого задания, как изображение натюрморта дает возможность студенту уже на ранних этапах обучения вы-
ходить на создание графического образа, что необычайно важно для студента декоративно-прикладного направления.
Реализация декоративного образа в натюрморте рассматривается как взаимодействие графического образа с возможными композиционными решениями замысла (зрительный центр, выразительность ритма силуэтов пятен, пластическая целостность, гармония) посредством конкретных умений и навыков рисования, знаний структурных, конструктивных, пластических особенностей построения формы и пространства.
При изображении натюрморта с элементами стилизации подход так же аналитический, как и в академическом рисунке, так как происходит переработка формы, некоторое утрирование характерных особенностей объекта для увеличения степени выразительности.
Большую роль для понимания процессов стилизации играет работа по преобразованию объемных форм. Проблема переосмысления студентом объемных форм является достаточно сложной и составляет содержание подготовки художников-прикладников на занятиях по декоративному рисунку натюрморта. С изображения объемных форм, составляющих натюрморт, по сути, и начинается профессиональное образование студентов. Изображение трехмерного предмета в натурном рисунке обусловлено выводом его из предметной среды посредством помещения его в двухмерную плоскость листа воображением художника. Пространство в таком изображении становится условной категорией и предметы связываются между собой по законам ритмической организации, а не по законам свето-воздушной перспективы, как в академическом рисунке.
Трансформация формы должна производиться за счет выявления и усиления природных качеств объекта с целью выделения его характерных особенностей, использование линий и декора при этом должно быть направлено на усиление выразительности объектов натюрморта.
Линия контура в изображении объектов натюрморта может быть любой толщины, но усиливать ее нужно постепенно, так как если она слишком широкая, то выглядит грубо и явно выпадает из формата листа. Как правило, в одном изображении используется несколько видов толщины линии.
Если выполняется пятновой вариант постановки, больше внимания следует уделить тональным отношениям между изобразительными элементами и фоном, и тогда линейный декор играет меньшую роль. Когда же выполняется графический вариант, то большое значение имеют различные графические средства, такие как линия, штрих, точка и образованные с их помощью виды декоративной обработки поверхности. Смысл такого рисунка заключается в том, чтобы найти свой оригинальный ход и способ изображения, где объекты трансформируются в сознании художника, что и отражается на листе с помощью ряда графических приемов, где, несмотря на стилизацию, объекты должны быть узнаваемы и понятны.
Следует внимательно отнестись к форме предметов, определить единый декоративный и пластический ход во избежание стилистического разночтения. Основным на этом этапе является изучение стилистических особенностей отображения окружающей действительности в ее многообразном проявлении.
Все изображения, применяемы в практике подготовки по декоративному рисунку будущего художника декоративно-прикладного искусства, можно объединить в три группы: аналитические изображения, образно-эмоциональные и орнаментально-пластические.
Основной целью аналитических изображений является внимательное изучение натурной постановки, разбор отдельных элементов натуры. Такие рисунки отличаются ясной моделировкой форм, вниманием к детали.
Аналитические изображения в учебном процессе декоративного рисования являются логичным продолжением познавательного процесса, начатого в академическом рисунке. В этих рисунках происходит запоминание пропорций предметов, освоение возможностей взаимосвязи изображения и художественного материала.
Образно-эмоциональные изображения направлены на выявление образа в восприятии его художником, а их исполнение являются глубоко творческим процессом. Изучение формы, бывшее главной задачей аналитических изображений, отступает на второй план, давая дорогу чувству. Если аналитические рисунки делают уже на первом курсе, то образно-эмоциональные требуют значительных специальных знаний в области средств выражения.
Образно-эмоциональные изображения исполняются как с натуры, так и с набросков, сделанных ранее. Первостепенное значение в образно-эмоциональных изображениях приобретает композиция, т.е. размер и формат плоскости и оригинальное композиционное и стилистическое решение.
Успешное исполнение образно-эмоционального изображения целиком зависит от того, насколько свободно художник владеет изображением форм с участием памяти. Чтобы деформировать реальные пропорциональные соотношения элементов в работах, нужно уметь держать образ в своем сознании во всей его полноте. В этом может помочь предварительное эскизиро-вание.
При работе над форэскизом, соответствующим первоначальной фиксации изображения натюрморта на плоскости листа, художник, используя условный графический язык, выявляет композиционную взаимосвязь плоско-тональных пятен различной формы, силы тона, обусловленные освещением и окрашенностью предметов, между собой по законам равновесия, ритма, выделения центра.
Работа над форэскизом способствует развитию необходимых будущему художнику декоративно-прикладного искусства профессиональных умений:
- целостному обобщенному видению и плоско-тональному обобщенному изображению;
- суммированию эстетически-чувственных впечатлений для целей изображения;
- выявлению динамической структурной связи и движения элементов постановки, их выразительности;
- способности к представлению и продуцированию разнообразных идей, преобразованию различных зрительных впечатлений в новые художественные комбинации, самостоятельному применению знаний в новых ситуациях;
- осознанности изобразительных действий, эффективному использованию выразительных средств и материалов рисунка для реализации умозрительного образа;
- формированию графических умений.
Орнаментально-пластические изображения натюрморта
разрабатывают либо целиком с натуры, либо частично с натуры, по памяти и воображению.
В этом контексте, художественное обобщение натурной формы может переходить границу узнаваемости реального объекта или оставаться в этих пределах. Работа по представлению и воображению имеет несколько иные установки, хотя в целом также связана с наблюдаемой натурой.
Таким образом, орнаментально-пластические изображения натюрморта дают возможность студенту воспринимать предметы натюрморта как возможные объекты для использования их в последующем творческом процессе при создании изделий декоративно-прикладного искусства.
Соединение профессиональной направленности с практикой рисования обеспечивает заинтересованное восприятие натурной постановки, способствует развитию наблюдательности, эстетической оценки действительности и потребности в графической деятельности.
Система заданий по декоративному рисунку натюрморта предполагает деление учебного материала на части, его постепенное изучение и усвоение: подготовительная система кратковременных упражнений, направленная на решение частных задач и повышающая активность студентов; длительные академические задания; самостоятельная работа; рисование по памяти, представлению и воображению. Каждый вид заданий требует дозированного объема учебной информации, планирования учебных целей, задач, которые определяли бы результат изображения [4].
Многообразие возможностей изобразительных средств и материалов может быть освоено только в процессе систематической учебно-творческой графической деятельности, их особенности перерабатываются, индивидуализируются и присваиваются, то есть превращаются в умение. Для начинающего художника открытие новых приемов, поиск и нахождение выразительных возможностей средств и материалов рисунка является творческой деятельностью.
Таким образом, одним из решающих моментов в процессе обучения рисунку студентов направления подготовки «Декоративно-прикладное искусство» является изображение натюрморта, позволяющее наиболее эффективно развивать у студентов декоративное восприятие, а также необходимые практические умения и навыки рисования [5].
Библиографический список
1. Кравченко К.А., Шаляпин О.В. Методические особенности обучения рисунку натюрморта в педагогическом вузе. Философия образования. Новосибирск: Издательство СО РАН, 2016; 1(64): 195 - 202.
2. Шаляпин О.В. Педагогика портретного искусства (педагогические принципы портретного образа в системе подготовки художника-педагога). Диссертация ... доктора педагогических наук. М., 2011.
3. Оспанов Б.Е. Развитие композиционной грамоты на занятиях по академическому рисунку у студентов начальных курсов педагогических вузов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск 2006.
4. Кравченко К.А., Шаляпин О.В. Развитие декоративного восприятия у студентов на занятиях спецрисунком в магистратуре. Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание. Новосибирск, 2013; 5: 114 - 117.
5. Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия студентов художественного колледжа на занятиях по рисунку. Диссертация . кандидата педагогических наук. Омск, 2009.
References
1. Kravchenko K.A., Shalyapin O.V. Metodicheskie osobennosti obucheniya risunku natyurmorta v pedagogicheskom vuze. Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAN, 2016; 1(64): 195 - 202.
2. Shalyapin O.V. Pedagogika portretnogo iskusstva (pedagogicheskie principy portretnogo obraza v sisteme podgotovki hudozhnika-pedagoga). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. M., 2011.
3. Ospanov B.E. Razvitie kompozicionnoj gramoty na zanyatiyah po akademicheskomu risunku u studentov nachal'nyh kursov pedagogicheskih vuzov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk 2006.
4. Kravchenko K.A., Shalyapin O.V. Razvitie dekorativnogo vospriyatiya u studentov na zanyatiyah specrisunkom v magistrature. Sibirskij pedagogicheskijzhurnal. Nauchnoe periodicheskoe izdanie. Novosibirsk, 2013; 5: 114 - 117.
5. Kravchenko K.A. Formirovanie dekorativnogo vospriyatiya studentov hudozhestvennogo kolledzha na zanyatiyah po risunku. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 06.03.17
УДК 378
Kuznetsov D.A., postgraduate, teacher of physical education, Vsevolozhsk Education Center, North-Caucasian Federal
University (Vsevolozhsk, Russia), E-mail: a412@bk.ru
ON THE ROLE OF EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF A PERSONALITY. The article deals with some aspects of parenting that have a significant influence on the acquisition of a child as a growing person of social experience, including the experience of physical development and perfection, an aesthetic attitude towards life, work and educational activities, moral relations. The author concludes that education, like no other activity, involves the consistency and dialogue of its participants. The rejection of the pupil of the personality of the teacher automatically leads to the rejection of the proposed standards. The children's community organized for educational purposes (the team) is a special form of social, developing through the dialogue of native cultures, search jointly adopted values and traditions, role play, self-organization, access to the expanding social space.
Key words: education, developing personality, dialogues in upbringing, axiological safety.
Д.А. Кузнецов, учитель физической культуры, Всеволожский центр образования, соискатель ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет», г. Всеволожск, Е-mail: a412@bk.ru
О РОЛИ ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ РАСТУЩЕЙ ЛИЧНОСТИ
В статье рассмотрены некоторые аспекты воспитания, оказывающие существенное влияние на приобретение ребёнком как растущей личностью общественного опыта, включающего в себя опыт физического развития и совершенствования, эстетического отношения к жизни, трудовой и познавательной деятельности, нравственных отношений. Автор делает выводы о том, что воспитание, как никакая другая деятельность, предполагает совместность и диалогичность её участников. Неприятие воспитанником личности воспитателя автоматически ведёт к неприятию предлагаемой им нравственной нормы. Детское сообщество, организуемое в воспитательных целях (коллектив), есть особая форма социального, развивающаяся через диалог носителей культур, поиск совместно принимаемых ценностей и традиций, ролевую игру, самоорганизацию, выход в расширяющееся социальное пространство.
Ключевые слова: воспитание, растущая личность, диалогичность воспитания, аксиологическая безопасность.
Глубинные истоки личностных функций индивида И.С. Кон [1] как один из создателей историко-культурной и этнопсихологической теории личности видел в культурном окружении, созидающем личность.
Исследование специфики личностной природы человека привели М.М. Бахтина к созданию так называемой диалогической теории личности. По М.М. Бахтину [2], постижение мира личности требует иной, гуманитарной методологии. Теория М.М. Бахтина фактически приводит к открытию специфических функций личности. Первая - это обеспечение позиции «Я-для себя», т.е. своеобразной самодетерминации. Вторая функция личности -обеспечение целостности ее внутреннего мира, пронизанного единством смысла. Третьей функцией личности следует считать ее ответственность. Взятие человеком ответственности на себя за собственные деяния, а часто и за то, в чем непосредственно не участвовал, - важнейшая функция и предназначение личности. Таким образом, в своих представлениях о личности М.М. Бахтин противостоит упрощенно понимаемым системному, структурно-функциональному, ролевому и другим (зачастую утилитарно-прагматическим) подходам к личности.
К сказанному следует добавить, что личность не развивается вне значимого Другого. При этом, развиваясь как личность, человек развивает и формирует свою собственную природу,
присваивает и создаёт предметы культуры, обретает круг значимых других, проявляет себя перед самим собой. В педагогике личность является целью воспитания. Эта цель ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Наличие разных направлений воспитания связано с приобретением ребёнком общественного опыта, включающего в себя опыт физического развития и совершенствования, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой деятельности, опыт познавательной деятельности, опыт нравственных отношений.
В качестве основных задач физического развития и совершенствования детей исследователи [3] выделяют: тренировку двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма. Решение этой задачи в домашних условиях и в образовательном учреждении осуществляется посредством выполнения разнообразных физических упражнений. Кроме того, физическое развитие включает в себя контроль режима отдыха и медицинскую профилактику заболеваний.
В целом физическое воспитание направлено на формирование основ физической культуры ребёнка. Основными ценностями при этом выступают здоровье, его охрана и укрепление