УДК 741/744 (075.8) + 745/749 (075.8) + 76 (075.8)
Шаляпин Олег Васильевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарного и художественного образования Института Искусств Новосибирского государственного педагогического университета, shalyapin.oleg@mail.ru, г. Новосибирск
Кравченко Ксения Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и дизайна швейных изделий Новосибирского технологического института (филиала) «Московского государственного университета дизайна и технологии», kka-78@mail.ra, г. Новосибирск
развитие декоративного восприятия у студентов
на занятиях спецрисунком в магистратуре
Аннотация. В статье рассматриваются необходимые условия развития декоративного восприятия у студентов на занятиях спецрисунком в магистратуре. Особое внимание уделяется особенностям обучения спецрисунку в магистратуре и обосновывается принципиальное различие от академического рисунка в бакалавриате. Авторы отмечают, что одним из условий профессиональной подготовки магистров по художественному образованию является развитие декоративного восприятия у студентов и профессиональных умений и навыков по спецрисунку, которые в данном контексте являются основополагающими в процессе графической деятельности.
Ключевые слова: академический рисунок, спецрисунок, декоративное восприятие, стилизация, композиционное решение, изобразительные приемы, декоративно-графический замысел.
Shalyapin Oleg Vasilievich
Doctor ofpedagogical sciences, professor of the department of humanitarian and arts education of the Institute of arts at the Novosibirsk state pedagogical university, shalyapin.oleg@mail.ru, Novosibirsk
Kravchenko Kseniya Alekseevna
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of technology and design of garments of Novosibirsk institute of technology (branch) «Moscow state university of design and technology», kka-78@mail.ru, Novosibirsk
development of decorative perception in students on classroom specialdrawing in the magistracy
Abstract. The article deals with the necessary conditions for the development of decorative perception of the students in the classroom on the subject matter studying graphics in the magistracy. Particular attention is given to training in master on the subject matter studying graphics and justified from a fundamental difference in the undergraduate academic drawing. The authors note that one of the conditions for the training of masters of arts education is to develop the students' perception of decorative professional skills on the subject matter studying graphics, which in this context is fundamental in the process of graphic activity.
Keywords: bachelor, magistracy, decorative perception, stylization, the composite decision, graphic receptions, decorative-graphic plan.
В процессе модернизации высшего профессионального образования в России и переходе на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратура) все острее ощущается потребность разработки обоснованных научно-педагогических подходов, позволяющих оптимально активизировать учебную
и творческую деятельность студентов магистратуры, а также усилить их исследовательскую мотивацию и заинтересованность в будущей профессии. Одним из условий профессиональной подготовки магистров по художественному образованию является развитие декоративного восприятия
у студентов и профессиональных умений и навыков по спецрисунку, которое в данном контексте является основополагающим в процессе графической деятельности.
Студент магистратуры на занятиях спецрисунком должен определять в натурной постановке не привычную схему, а индивидуальные возможности раскрытия образа декоративными средствами. При этом степень воздействия графического материала и техники исполнения ставят не только границы восприятию, но и в определенной степени влияет на характер изображения: воспринимающий формирует умозрительный образ исходя из своих возможностей и понимания процесса технического воплощения в конкретном материале. Поэтому процесс переосмысления студентами натурной постановки является достаточно сложным, это одна из главных проблем декоративно-графической подготовки студентов магистратуры на занятиях по специальному рисунку.
Известно, что главной задачей обучения академическому рисунку в бакалавриате является убедительная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью линейной перспективы и тональной моделировки объемных форм, составляющих натурную постановку. В процессе рисования с натуры студенты сознательно и осмысленно используют правила академической грамоты, которые базируются на законах восприятия, стремятся к конструктивному анализу объемно-пространственной формы, точности определения пропорциональных и тональных отношений, а так же способов передачи изображения на плоскости. Таким образом, в бакалавриате дается базовое профессиональное образование, важнейшей особенностью которого является формирование и развитие восприятия у студентов, а также умение наблюдать натуру, которое имеет большое значение при академическом рисовании. Так как в процессе наблюдения формируется образ (представление) того предмета, рисунок которого студент должен выполнить. В зависимости от учебной задачи студенты выделяют в одном и том же предмете разные свойства и признаки натуры, при этом последовательность наблюдения также может быть различной.
В магистратуре на занятиях по специальному рисунку эти особенности восприятия широко используются, процесс наблюде-
ния должен быть направлен на выявление декоративных признаков отдельных предметов и всей натурной постановки. Обучение в магистратуре специальному рисунку позволяет через систему практических заданий целенаправленно и последовательно формировать декоративно-графический замысел изображения, где максимальная декоративная выразительность натурного образа достигается за счет разнообразных по характеру линий и тональных пятен, общего композиционного решения, позволяющего выявить декоративные особенности натуры и усилить те элементы и детали, которые подчеркивают характер формы и помогают в создании декоративно-графического образа. Таким образом, в магистратуре создание декоративно-графического образа требует развития особого (декоративного) восприятия у студентов, способного различать не только конструктивное строение, но и семан-тико-выразительные особенности натуры.
При декоративном восприятии студент переносит центр внимания на декоративные закономерности предмета, которые воспринимаются им как значимые и заставляют думать, видеть новый смысл изображенного. При этом декоративная грамота - это не только совокупность практических умений, а система исторически сложившихся материальных средств и принципов создания стилизованного, декоративного образа, что требует воображения и теоретического усвоения основных положений формирования художественного замысла.
Следовательно, развитие декоративного восприятия у студентов магистратуры на занятиях по спецрисунку требует не только конкретных педагогических установок, стимулирующих создание умозрительного образа воспринимаемого объекта, но и поиск различных композиционных, изобразительных и выразительных возможностей материализации его в специальном рисунке. При этом специфика декоративного языка определяется как одна из существенных сторон декоративного восприятия, так как развитие профессиональных графических умений начинается с овладения языком декоративно-графического изображения, суть которого заключается в условности, что направляет изобразительную и выразительную деятельность студента на передачу дифференцированной декоративной характеристики при
выполнении работы.
В декоративно-графическом изображении характеристика линий, силуэтных форм, тона и композиции, становится объектом специального внимания и творческого поиска выразительности. Так, язык линий базируется на характеристике самих линий, их форме и способе проведения, а также передаче фактуры и контурного очертания предметов разного характера. Освоение языка силуэтных форм необходимо начинать с анализа простых геометрических и пластических форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), несущих определенную эмоциональную нагрузку. При этом тональный образ в декоративно-графическом изображении создается по принципу общей тональной гаммы, которая подчеркивает центральное пятно и отражает тональные взаимоотношения в натурной постановке.
Композиция объединяет и соподчиняет все изобразительные и выразительные средства декоративно-графического изображения. Композиционный язык помогает студенту передать свои мысли, чувства и новую информацию, обусловленную авторским замыслом, т.е. языком композиционного мышления является сопоставление и взаимодействие линий, силуэтных форм, тональных пятен по характерным для них параметрам и нахождение объединяющего центра.
Декоративная выразительность натурной постановки в специальном рисунке обусловлена стилизацией, т.е. обобщением, выводом из предметно-пространственной среды посредством помещения в двухмерную плоскость листа бумаги (уплощение). По определению Г. М. Логвиненко, «стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и тоновых отношений» [2, с. 87]. Чтобы в декоративной композиции состоялась стилизация, она должна отвечать не только условностям, характерным для декоративного искусства, но и быть выстроенной в едином плане, т.е. все изображаемые объекты, и изобразительные средства должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной идеи. Таким образом, изображение является стилизованным, если кроме использования приемов трансформации формы, обобщения, тоновых контрастов,
введения декоративного контура, создается и цельность всех элементов композиции.
Пространство в стилизованном изображении становится условной категорией, в которой предметы связываются между собой по законам ритмической организации, а не по законам перспективы, как в академическом рисунке. Учитывая это, декоративно-графическую деятельность студентов следует направлять на формирование творческого (декоративного) подхода к работе, где реализация декоративного образа должна рассматриваться как взаимодействие замысла с различными выразительными средствами, композиционными решениями, а также посредством практических умений рисовать.
Необходимо отметить, что и для стилизации и для декоративности присущи одни и те же выразительные средства, которые не несут конкретной, познавательной информации, но в единстве художественного образа они создают определенный эмоциональный фон. Исходя из той важной роли, которую играет декоративность в искусстве, можно сказать, что развитие чувства декоративности является важной задачей обучения, поскольку содействует развитию декоративного восприятия и профессионализма студентов магистратуры.
Декоративности, как форме организации художественного образа, присущи свои выразительные средства: уплощение, вывод предмета из пространства, сознательное искажение силуэтов и пропорций, а также изобразительные и художественные приемы, которые студент использует для выражения своего замысла. Изучение художественно-выразительных средств и приемов, использование их при создании образа требует развитых навыков обобщения и абстрагирования, понимания декоративных возможностей графических материалов, фантазии и художественного вкуса.
При этом основой творческого процесса является композиционное мастерство. Композиционный поиск начинается с рождения новой идеи (замысла). В процессе создания декоративно-графической композиции размещение и распределение изобразительных элементов происходит по определенной системе, задуманной автором, где замысел воплощается в декоративно-графический образ. При этом необходимо соблюдать все законы композиции, которые являются про-
явлением профессионального навыка и развитого декоративного восприятия в работе с конкретным графическим материалом.
В основе композиционного поиска лежит «конструктивная идея, способная объединить все компоненты композиции и привести их к единству формы и содержания, целостно -сти композиции, которая определяется взаимной согласованностью ее элементов и наличием композиционного центра, который несет в себе основную смысловую нагрузку» [1, с. 45]. Для достижения наибольшей выразительности в декоративной композиции немаловажную роль играет ритмическая организация декоративных элементов на плоскости, а также взаимодействие контрастов и нюансов силуэтных форм и тона.
Итак, конечной целью развития декоративного восприятия на занятиях по специальному рисунку в магистратуре является свободное владение композиционными приемами и изобразительными средствами для воплощения декоративно-графического замысла. Все это формирует эстетический взгляд на организацию графического листа, где замечается стремление к выявлению выразительных сторон декоративно-графического изображения, которые основываются на понятиях: «декоративность», «выразительность силуэта», «ритм», плоскостность изображения. При этом качество рисунка во многом зависит от умения художника подчеркнуть декоративно-эстетические оценки натуры, которые выявляют существенные признаки предметов, необходимые для становления полноценного декоративно-графического образа. Именно декоративно-эстетическая оценка активно способствует развитию декоративного восприятия и придает деятельности студента творческий характер.
Оценивая качественность завершенной работы в специальном рисунке, следует учитывать ее три основных признака:
полное, соответствующее установке и особенностям объекта изображения воплощение учебно-познавательной задачи;
выявление и учет декоративных свойств графического материала при выборе техники исполнения, обеспечивающих его разумное, полноценное и эстетически выразительное проявление;
убедительная реализация содержательной направленности задания, обеспечивающая авторское «прочтение» натурной постановки.
Два последних признака выводят учебное задание к пониманию необходимости декоративного образного осмысления, формируют основу графической стилистики изображения и склонность к творческой интерпретации его натурного прототипа. С учетом степени одаренности, индивидуальных склонностей студента и установки на создание целостного декоративного образа это позволит превратить обычный учебный рисунок в грамотно исполненную, яркую эмоционально-эстетическую структуру, т.е. декоративно-графический образ.
Таким образом, для студента магистратуры открытие новых приемов, поиск и нахождение выразительных средств и возможностей графических материалов является творческой деятельностью, которая основана на развитом декоративном восприятии, внутренней мотивации и осмысленной декоративно-графической деятельности. Исходя из вышеизложенного, мы можем выделить необходимые условия, способствующие эффективному развитию декоративного восприятия у студентов магистратуры на занятиях по спецрисунку:
наличие базовых знаний, умений и навыков по академическому рисунку (композиция, линейное объемно-пространственное конструктивное построение формы предметов с учетом перспективы, теория теней), полученных в бакалавриате;
сознанное усвоение знаний специального рисунка (закономерности построения декоративной композиции, приемы стилизации и т.п.);
умение целенаправленно наблюдать натуру; умение анализировать натурную форму предметов и последовательно работать над изображением;
наличие устойчивой потребности в художественно-творческой деятельности;
реализация взаимодействия педагога и студента на занятиях по спецрисунку.
Библиографический список
1. Кравченко К. А. Формирование декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов художественного колледжа: дисс. ... канд. пед. наук. - Омск, 2009. - 320 с.
2. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 144 с.