ный подход при отборе инвариантной части содержания самостоятельной работы студентов, определении целесообразного уровня ее изучения и установлении логической целостности учебного материала, что полностью соответствует стратегии профессионально-ориентированного формирования содержания обучения. Инвариантная часть содержания самостоятельной работы студентов была разработана в виде:
• таксономической модели содержания уровней умений. В данной модели экспертным путем определен набор необходимых практических действий, которыми должен владеть обучающийся на конкретном уровне умений;
• фасетной модели содержания. В данной модели экспертным путем определены учебный материал (учебные модули) и целесообразный уровень их изучения;
• матрицы межтематических и внутритемати-ческих связей, в которых экспертным путем установлена логическая целостность учебного материала.
При разработке вариативной части содержания обучения (рабочей модели) нами использовался деятельностный подход. Согласно деятель-ностной теории наличие актуальной ситуации присвоения (интериоризации) новых способов социально-профессиональной коммуникативной деятельности способствует развитию не только профессиональной компетентности субъекта образовательной деятельности, но и его личности в целом. Таким образом, использование данного подхода при моделировании содержания обучения с привлечением самих студентов на основе свободы выбора и построения собственной фасетной модели содержания (вариативной части) способствует расширению субъектности обучения и обеспечивает активизацию его внутренних резервов мотивационной сферы, в соответствии с личностно-ориентированной стратегией формирования содержания обучения.
Как следует из вышеизложенного, отдельно взятые системный, деятельностный и квалиметричес-кий подходы к отбору и формированию содержания самостоятельной работы студента не решают вопроса интеграции профессионально ориентированной и личностно-ориентированной стратегий моделирования содержания. Но соединение в практике данных подходов по принципу дополнительности - замещение недостатка одного подхода возможностями и преимуществами другого подхода, с разной степенью доминирования обеспечивает интеграцию названных стратегий и решает задачу формирования профессиональных компетенций через систему самостоятельных работ.
Опыт апробации вышеописанных организационно-педагогических условий обеспечения процесса обучения будущих специалистов свидетельству-
ет о том, что именно такие педагогические инновации способствуют созданию информационно-образовательной среды и условий обучения, соответствующих индивидуально-психологическим особенностям, степени обученности, практи-ко-профессиональному опыту, уровню компетентности и сфере профессиональных интересов студентов, а следовательно, и формированию у них ключевых профессиональных компетенций.
Примечания
1. Афанасьев, В. В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. В. Афанасьев. М., 2003. 48 с.
2. Беляева, А. Управление самостоятельной работой студентов [Текст] / А. Беляева // Высшее образование в России. 2003. № 6. С. 105-109.
3. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34-41.
4. Можаева, Т. П. Менеджмент качества лекционной формы учебного процесса [Текст] / Т. П. Можаева // Методы менеджмента качества. 2004. № 3. С. 34-40.
5. Равен, Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы [Текст] : пер. с англ. / Дж. Равен. М.: «Когито-Центр», 2001.
6. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. № 2.
7. Шишов, С. Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость [Текст] / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Лучшие страницы педагогической прессы. 2002. № 3.
В. М. Халтурина
СПЕЦИФИКА ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПОТРЕБНОСТИ В САМООБРАЗОВАНИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматривается специфика гуманитарных специальностей вуза, обосновывается ее взаимосвязь с организационно-педагогическими условиями. Предлагается решение актуальной педагогической проблемы развития потребности в самообразовании у студентов вуза через создание определенных организационно-педагогических условий с учетом специфики гуманитарных специальностей в конкретном вузе.
The article deals with the specific features of humanitarian specialties and states their correlation with organizational pedagogic conditions. The author offers a solution of actual pedagogic problem of development in self-education of higher school students through creating the certain organizational pedagogic conditions taking into account the specific features of humanitarian specialties at the particular higher school.
© Халтурина В. M„ 2008
Для нашего времени характерны чрезвычайно активные процессы устаревания и, соответственно, обновления знаний. Отмечается заметная динамика социальных процессов: люди во многих странах проявляют высокую мобильность в социальном и просто в географическом отношении. Изменение среды влечет за собой необходимость приобретения новых знаний. Знания, полученные в вузе, уже не могут оставаться неизменным багажом, эффективно обеспечивающим социальную и профессиональную адаптацию и мобильность человека. В связи с этим актуальной является проблема самообразования личности, способность человека приобретать знания в течение всей жизни.
Результаты психолого-педагогических исследований потребности в самообразовании у студентов вузов свидетельствуют о низком уровне развития данной потребности у большей части студентов первого курса.
Большинство дисциплин гуманитарных специальностей вуза наполнены гуманитарным знанием, содержание которого придает специфику этим специальностям. Эту содержательную специфику гуманитарных специальностей мы использовали в нашем исследовании как фактор развития потребности в самообразовании у студентов вуза. «Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты» [1].
Основными целями гуманитаризации образования являются «достижение целостности знаний о человеке и ориентированности в системе гуманитарного знания, создание гуманитарных основ (философских, нравственных, эстетических) интеллигентности, формирование мотивации самообразования в гуманитарной области (потребность в непрерывном образовании)» [2]. Гуманитарные специальности обладают особенностями, которые можно использовать для развития потребности в самообразовании у студентов вуза.
Специфика гуманитарных специальностей вуза для развития потребности студентов в самообразовании проявляется в следующем:
• в человековедческой функции гуманитарного знания, т. е. знании сущности человека, его истории и культуры;
• в культурологическом потенциале гуманитарного знания;
• во взаимосвязи гуманитарного и естественнонаучного знания;
• в принадлежности специалистов гуманитарных специальностей к типу профессии «человек -человек» (по классификации Е. А. Климова).
Для развития потребности в самообразовании студентов были созданы специальные организа-ционно-педагогические условия, ориентированные на специфику гуманитарных специальностей.
Условия как философская категория выражают отношение предмета или процесса к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать. «Условия составляют ту сферу, обстановку, в которой процесс возникает, существует и развивается» [3]. Условия взаимосвязаны с причиной, собственно условия становятся таковыми при наличии причинной связи. Причинно-следственная связь является «необходимой (определенная причина в соответствующих условиях обязательно вызывает определенное следствие)» [4].
По мнению А. В. Брушлинского, в жизни человека «большой удельный вес принадлежит условиям, через которые всегда и действуют внешние причины» [5]. В реальном процессе значение условий велико, так как они усиливают или ослабляют причину, изменяют направление ее действия или полностью исключают возможность следствия. Отсюда видна роль условий в процессе деятельности: «воздействие на условие во всех случаях может лишь регулировать процесс, но не порождать его» [6].
Причина и условия различаются по характеру действия, по своей направленности. Причина направлена к следствию, а условие - к причине и лишь от нее - к следствию. Тем самым сущность условий определяется зависимостью: причина порождает следствие или она не действует, если условия не соответствуют (рис. 1).
В нашем исследовании в качестве причины мы рассматриваем специфику гуманитарных специальностей (содержательный аспект) для развития потребности в самообразовании у студентов вуза. Развитие данной потребности (следствие) происходит при создании определенных организационно-педагогических условий в учебном процессе вуза.
Потребность в профессиональном самообразовании относится к высшим потребностям человека, для ее актуализации и развития «требу-
Рис. 1
ется больше предварительных условий, чем для актуализации низшей потребности» [7]. А. Мас-лоу утверждает: «Для актуализации высших потребностей необходимы хорошие внешние условия» [8].
Организационно-педагогические условия разработаны нами с учетом специфики гуманитарных специальностей и обеспечивают усиление влияния этой специфики на процесс развития потребности в самообразовании у студентов вуза. К организационно-педагогическим условиям развития потребности в самообразовании у студентов гуманитарных специальностей вуза мы относим следующие:
• создание адаптивной образовательной среды для студентов первого курса;
• введение курса «Основы самообразования»;
• интегрирование самообразовательных умений и навыков к дисциплине «Концепции современного естествознания»;
• обеспечение студентов на практику заданиями, ориентированными на самообразовательную деятельность.
Применение вышеперечисленных организационно-педагогических условий позволяет комплексно развивать все компоненты структуры потребности в самообразовании.
«Гуманитарное образование формирует отношение человека к своей жизни как ценности и к жизни другого человека...» [9]. Создание адаптивной образовательной среды для студентов-первокурсников способствует более эффективному проявлению человековедческой функции гуманитарного знания. Для эффективного овладения
профессией и последующего успешного профессионального становления студенту-гуманитарию необходимо изучить сущность человека в процессе его исторического и культурного развития. Знания о человеке как историческом феномене содержат в себе много загадочного. К человеку не могут быть применены рациональные формулы в том смысле, что «понять - значит выразить в понятиях» [10], «человек не может быть понятием» [11], он уникален и неповторим. История и культура человеческого общества, человека по мере своего развития дает все новый материал для изучения. Следовательно, специалисту-гуманитарию необходимо осуществлять постоянное самообразование, чтобы быть в курсе всех исторических и культурных событий современности (рис. 2).
Адаптация студентов первого курса в вузе определяет успешность их дальнейшего обучения, а также успешность развития потребности в самообразовании. Л. С. Выготский придавал большое значение в развитии личности окружающей среде. В частности, он утверждает: «...в смысле развития личности и ее специфических свойств, среда выступает в роли источника развития» [12].
Создание адаптивной образовательной среды для студентов первого курса включает «такой психологический климат, такой эмоциональный контакт, при котором достигается полное взаимопонимание между учителем и учащимися и при котором снимаются "психологические барьеры", затрудняющие восприятие различных видов информации» [13]. Для учащихся важно, чтобы
Организационно-педагогические условия
Создание адаптивной образовательной среды в вузе Введение факультативного курса «Основы самообразования» Интегрирование самообразовательных умений к дисциплине «Концепции современного естествознания» Обеспечение студентов на практику заданиями, ориентированными на самообразовательную деятельность
1
Специфика гуманита рных специальностей
Человековедческая функция гуманитарного знания Культурологический потенциал гуманитарного знания Взаимосвязь гуманитарного и естественнонаучного знания Принадлежность специалистов гуманитарных специальностей к типу профессий «человек человек»
1
Потребность в самообразовании
Рис. 2. Схема развития потребности в самообразовании у студентов гуманитарных специальностей вуза
преподаватель был способен «понимать их внутренний мир », учитывал «их индивидуальные особенности», обсуждал «вместе с ними их планы и перспективы, их личные проблемы», умел «передать свое знание учащимся», умел «раскрыть значимость изучаемого», «создать условия для активного вовлечения учащихся в работу» [14].
По мнению Л. П. Буевой, культура является «одним из важных условий процесса развития человека» [15]. Н. Б. Крылова пишет: «Главное -системность и целостность его знания, единство мировоззрения и мировосприятия, взаимодействия интеллекта и интуиции. Не втискивание в лекции все большего количества информации, а духовные приоритеты самообразования, расширение кругозора на основе личностных потребностей, интересов и соответствующего выбора направления самообразования. В учебные программы нельзя вложить все. Следует показать разнообразие знания, его неисчерпаемость, возбудить интерес студентов к культуре и сформировать их мотивацию самообразования» [16].
Е. Д. Клементьев высказывает мнение, сходное с мнением Н. Б. Крыловой: «Существенно видоизменяется формула образованности, которую во все большей мере определяет не количество знаний, а общее развитие, культура методологического мышления, способность человека оперативно включать информацию в контекст своей деятельности» [17].
Точка зрения Н. Б. Крыловой и Е. Д. Клементьева о роли культуры для развития потребности в самообразовании для современной личности адекватна нашему пониманию проблемы. Развитая потребность в самообразовании будущего специалиста является условием его успешной самореализации и успешного существования в современном мире.
Понимание необходимости самообразования, а также развитие умений и навыков самообразовательной деятельности реализуется через преподавание курса «Основы самообразования».
Гуманитарное знание взаимосвязано и взаимодействует с естественнонаучным знанием. Происходящие в мире и науке процессы доказывают, что осуществляется гуманизация научной картины мира, ученые и исследователи уже говорят о гуманитарном аспекте естественных наук. «В наши дни вопрос об ответственности естествоиспытателей становится в науке одним из центральных, а это означает, что идеи гуманита-ристики проникают в естествознание» [18]. Кроме того, понимание как способ и метод познания все чаще используется естествознанием для описания каких-либо фактов и явлений. Вместе с тем сложность гуманитарных наук требует естественнонаучной и математической подготовки гуманитария.
В учебные планы всех специальностей и направлений вузовской подготовки включена дисциплина «Концепции современного естествознания». Данная дисциплина формирует научное мировоззрение, а также имеет широкие возможности применения методов проблемного обучения. Поэтому интегрирование самообразовательных умений и навыков к дисциплине «Концепции современного естествознания» способствует их отработке и закреплению в процессе познавательной деятельности студентов.
Профессии специалистов-гуманитариев относятся к группе профессий «Человек - человек» (по классификации Е. А. Климова). Описывая особенности саморегуляции представителей профессий типа «Человек - человек», Е. А. Климов говорит: «Требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление "идти в ногу" с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими» [19]. Эта мысль автора является доминантной для нашего исследования, так как требования к людям профессии типа «Человек - человек», описанные автором, являются рычагом для развития потребности будущих специалистов данного типа профессий в самообразовании.
В период прохождения практики студенты обеспечиваются заданиями, ориентированными на самообразовательную деятельность. Это позволяет вывести самообразовательную деятельность учащихся на уровень их полной самостоятельности. По мнению Г. В. Мухаметзяновой, оптимизация самостоятельной работы студентов позволяет приобрести «навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе» [20].
Таким образом, выявление и использование специфики гуманитарных специальностей вуза, реализация соответствующих им организационно-педагогических условий позволяют решать актуальную психолого-педагогическую проблему развития потребности в самообразовании у студентов гуманитарных специальностей конкретного вуза.
Примечания
1. Советский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. энцикл., 1986. С. 1014.
2. Крылова, Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста [Текст] : метод, пособие / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. С. 38.
3. Основы управления персоналом [Текст] / С. И. Самыгин и др.; под ред. Р. Г. Яновского. Ростов н/Д: Феникс, 2002. С. 321.
Ю. А. Колесова. Условия формирования экономической компетентности студентов.
4. Ивлев, Ю. В. Логика [Текст] / Ю. В. Ивлев: учебник для вузов [Текст] / Ю. В. Ивлев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2001. С. 114.
5. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А. В. Брушлинский. М.; Воронеж, 1996. С. 18.
6. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. С. 111.
7. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу; [пер. с англ. А. М. Татлыбаевой]; авт. вступ. ст. Н. Н. Акулина. СПб.: Евразия, 1999. С. 157.
8. Там же. С. 158.
9. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. О. Галицких. М.: Академический Проект, 2004. С. 29.
10. Гегель, Г. Философские истории [Текст] / Г. Гегель. Т. 3. М.: Мысль, 1974. С. 55.
11. Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] : кн. для учителя / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М.: Просвещение, 1991. С. 18.
12. Выготский, А. С. Сочинения [Текст]: в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. С. 253.
13. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985. С. 73-74.
14. Там же. С. 74.
15. Буева, А. П. Культура, культурология, образование [Текст]: материалы круглого стола / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1997. № 2. С. 3.
16. Крылова, Н. Б. Указ. соч. С. 37-38.
17. Клементьев, Е. Д. Социально-философские аспекты образования [Текст] / Е. Д. Клементьев // Вопросы философии. 1984. № 11. С. 21.
18. Канке, В. А. Концепции современного естествознания [Текст]: учебник для вузов / В. А. Канке. М.: Логос, 2001. 368 с.
19. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 181.
20. Мухаметзянова, Г. В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методическо-го обеспечения [Текст] / Г. В. Мухаметзянова. Казань: Магариф, 2005. С. 80.
Ю. А. Колесова
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье обсуждается вопрос о комплексе условий формирования экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей и их реализации в программе «Профессиональная карьера», построенной по модульному принципу. Рассмотрен ряд особенностей в организации учебного процесса по программе, ориентированных на формирование данного качества у студентов гуманитарных специальностей в профессиональной подготовке.
© Колесова Ю. А., 2008
In the article the matter of the complex of forming economic competence of students of humanities and their implementation in the programme "professional career", based on the module principle, is discussed. A number of special features in the Organization of educational process on the programme "Professional career" headed to the forming of this quality with students of humanities in their professional training.
В связи с глубокими изменениями, происходящими в российском обществе, остротой проблемы воспитания современной молодежи на этапе получения ею профессионального образования, характером задач, которые стоят перед высшей школой, формирование экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей приобретает новое звучание. Необходимо отметить те изменения, которые происходят в экономике, политике, социальной сфере современной России. Реформирование высшего профессионального образования, переход на внебюджетную основу обучения и многие другие вопросы ставят перед руководством вузов и преподавателями новые, сложные задачи. Сегодня они должны готовить не только специалистов определенного профиля, обществу необходимы выпускники вузов, способные творчески преобразовать действительность, решать новый тип практических и познавательных задач, осознавать культуру, выработанную обществом. Характерной особенностью российской государственности в настоящее время является глобальный преобразовательный процесс, охвативший все составные части воспитательной системы общества, в том числе и высшее образование.
Перед системой высшего профессионального образования стоит цель не только подготовки специалиста, но и создания условий для становления личности как преобразователя мира, субъекта социальных отношений в целом и условий формирования экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей в частности.
В результате исследовательской работы нами был выявлен комплекс педагогических условий формирования экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей:
1. Развитие в процессе учебной и внеучебной деятельности положительной мотивации к участию в социально-экономической деятельности.
2. Использование при изучении дисциплин экономического цикла методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных экономических ситуациях.
3. Применение комплексных заданий при организации самостоятельной работы студентов.
4. Воспитание у будущих специалистов личной ответственности за результаты своей деятельности; формирование социальных, экономи-