4. Ивлев, Ю. В. Логика [Текст] / Ю. В. Ивлев: учебник для вузов [Текст] / Ю. В. Ивлев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2001. С. 114.
5. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение [Текст] / А. В. Брушлинский. М.; Воронеж, 1996. С. 18.
6. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. С. 111.
7. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу; [пер. с англ. А. М. Татлыбаевой]; авт. вступ. ст. Н. Н. Акулина. СПб.: Евразия, 1999. С. 157.
8. Там же. С. 158.
9. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. О. Галицких. М.: Академический Проект, 2004. С. 29.
10. Гегель, Г. Философские истории [Текст] / Г. Гегель. Т. 3. М.: Мысль, 1974. С. 55.
11. Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] : кн. для учителя / М. М. Безруких, С. П. Ефимова. М.: Просвещение, 1991. С. 18.
12. Выготский, А. С. Сочинения [Текст]: в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. С. 253.
13. Кулюткин, Ю. Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985. С. 73-74.
14. Там же. С. 74.
15. Буева, А. П. Культура, культурология, образование [Текст]: материалы круглого стола / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1997. № 2. С. 3.
16. Крылова, Н. Б. Указ. соч. С. 37-38.
17. Клементьев, Е. Д. Социально-философские аспекты образования [Текст] / Е. Д. Клементьев // Вопросы философии. 1984. № 11. С. 21.
18. Канке, В. А. Концепции современного естествознания [Текст]: учебник для вузов / В. А. Канке. М.: Логос, 2001. 368 с.
19. Климов, Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях [Текст]: учеб. пособие / Е. А. Климов. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 181.
20. Мухаметзянова, Г. В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методическо-го обеспечения [Текст] / Г. В. Мухаметзянова. Казань: Магариф, 2005. С. 80.
Ю. А. Колесова
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье обсуждается вопрос о комплексе условий формирования экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей и их реализации в программе «Профессиональная карьера», построенной по модульному принципу. Рассмотрен ряд особенностей в организации учебного процесса по программе, ориентированных на формирование данного качества у студентов гуманитарных специальностей в профессиональной подготовке.
© Колесова Ю. А., 2008
In the article the matter of the complex of forming economic competence of students of humanities and their implementation in the programme "professional career", based on the module principle, is discussed. A number of special features in the Organization of educational process on the programme "Professional career" headed to the forming of this quality with students of humanities in their professional training.
В связи с глубокими изменениями, происходящими в российском обществе, остротой проблемы воспитания современной молодежи на этапе получения ею профессионального образования, характером задач, которые стоят перед высшей школой, формирование экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей приобретает новое звучание. Необходимо отметить те изменения, которые происходят в экономике, политике, социальной сфере современной России. Реформирование высшего профессионального образования, переход на внебюджетную основу обучения и многие другие вопросы ставят перед руководством вузов и преподавателями новые, сложные задачи. Сегодня они должны готовить не только специалистов определенного профиля, обществу необходимы выпускники вузов, способные творчески преобразовать действительность, решать новый тип практических и познавательных задач, осознавать культуру, выработанную обществом. Характерной особенностью российской государственности в настоящее время является глобальный преобразовательный процесс, охвативший все составные части воспитательной системы общества, в том числе и высшее образование.
Перед системой высшего профессионального образования стоит цель не только подготовки специалиста, но и создания условий для становления личности как преобразователя мира, субъекта социальных отношений в целом и условий формирования экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей в частности.
В результате исследовательской работы нами был выявлен комплекс педагогических условий формирования экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей:
1. Развитие в процессе учебной и внеучебной деятельности положительной мотивации к участию в социально-экономической деятельности.
2. Использование при изучении дисциплин экономического цикла методов, способствующих принятию оптимальных управленческих решений будущими специалистами в различных экономических ситуациях.
3. Применение комплексных заданий при организации самостоятельной работы студентов.
4. Воспитание у будущих специалистов личной ответственности за результаты своей деятельности; формирование социальных, экономи-
ческих и эмоционально-волевых качеств личности.
Мы предполагаем реализовать данные условия в разработанной нами программе «Профессиональная карьера», целью которой является усвоение студентами специальных знаний о теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности специалистов сервиса; создание социально-педаго-гических условий для повышения уровня экономической компетентности будущих специалистов сервиса.
Создавая программу «Профессиональная карьера» в Вятском государственном гуманитарном университете, мы исходили из того, что в его основе лежат идеи интегративного подхода, дея-тельностного подхода, компетентностного подходов и модульный принцип выстраивания учебного материала. Интегративный подход проявляется как в интеграции содержания образования, так и в интеграции методов и приемов обучения. Деятельностный подход означает, что программа должна строиться с позиций участника рыночных отношений в лице будущего специалиста сервиса, который, используя весь арсенал знаний экономической сферы, может решать любые экономические задачи в своей учебной или будущей профессиональной деятельности. Особую значимость в выстраивании методологических основ исследования подготовки специалистов сервиса имеет компетентностный подход, который не противопоставляется какому-нибудь другому и не заставляет образование отказываться от фундаментальности в пользу прагматичности. Компетентностный подход акцентирует свое внимание на результате образования, но в качестве результата рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Приоритетным направлением компетентностного подхода является ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности.
Формирование экономической компетентности будущего специалиста сервиса осуществляется через организацию его жизнедеятельности в процессе обучения в вузе. При проектировании программы нами использовался «модульный принцип». Модули - это составные элементы программы, каждый модуль имеет все характеристики, присущие программе в целом. Нами было выделено пять модулей (направлений) программы формирования экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей.
1. Ценностно-мотивационный модуль -обеспечивает формирование личностно значимых мотивов и ценностных установок, позитивного отношения к овладению экономическими знания-
ми и умениями, потребности их применения в практической деятельности, самовоспитание, саморазвитие и стимулирует активность, самостоятельность, творческое проявление личности в профессиональной деятельности. Он предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности, который характеризует потребность личности в определении цели и способов совершенствования экономических знаний и умений. Через изучение теории экономических учений, философии, культурологии, профессиональной этики и этикета и других дисциплин студенты приобретают знания о ценностном содержании профессии. Представления о нравственных требованиях и нормах работы в сфере сервиса формируются не только в учебной и практической деятельности, но и через организацию жизнедеятельности студентов во внеучебное время. Неформальное общение с преподавателями в рамках различных внеучебных мероприятий, возможность общения с представителями сервисных организаций способствуют созданию особого отношения студентов к своей будущей работе. Оптимальные условия для развития личности складываются тогда, когда приобретение знаний становится для студентов субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему и когда различные виды занятий насыщаются задачами познавательного и продук-тивно-творческого характера, ведут к самообразованию и самосовершенствованию. Появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеала и самосознания. Учение приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.
2. Когнитивный модуль ориентирован:
- на формирование системы базовых политико-правовых, экономических, экологических знаний, знания о характере взаимоотношений личности и государства, собственных возможностях, т. е. систему взглядов, определяющих осознанный выбор модели экономического поведения;
- развитие «экономического сознания», способности выйти за рамки узких корпоративных интересов;
- формирование критичного экономического мышления, предполагающее конструктивное недоверие к богатым и демократические убеждения;
- побуждение к принятию экономических ценностей в качестве мотивов поведения.
Студенты, овладевая экономическими знаниями, могут адекватно оценивать реальные экономические ситуации, находить и применять необходимую информацию для их разрешения, а также развивать экономическую компетентность в процессе самообразования. Наличие этих зна-
ний является результатом экономического образования, которое требует специальной подготовки, научной обоснованности. Осуществляется через чтение лекций, в содержание которых вошли вопросы экономической теории, культуры делового общения; решение проблемных экономических ситуаций и нестандартных экономических задач; «экономические загадки» - парадоксальные, порой веселые или грустные вопросы, которые задает нам жизнь (для решения экономической загадки необходимо назвать одну или несколько экономических концепций и объяснить, как они работают в описанной ситуации); тесты «4:1» - это самый распространенный тип теста, среди четырех ответов на вопрос которого нужно выбрать лишь один правильный или в любом случае «наиболее правильный»; кроссворды-задачи, развивающие мыслительную систему, они дают возможность запомнить основные понятия и термины; «бинарный тест» - это тест, на вопрос которого можно дать два ответа: «да» или «нет»; «МЭМ» - моделирование экономики и менеджмента - это компьютерное моделирование, позволяющее провести соревнование в области производства и менеджмента между студентами, организованными в «компании», число которых может варьироваться от двух до восьми (соревнование заставляет «конкурирующих» задуматься над основами производства, маркетинга и финансового дела, соотнести их с экономическими концепциями, которые они изучают).
3. Эмоционально-волевой модуль - формирует систему эмоционально-волевых качеств личности: умение сдерживать эмоции, адекватно оценивать профессиональную деятельность. Способность организовать других людей для достижения поставленных целей, готовность оценивать и анализировать последствия своих действий; социально-профессиональная адаптация. Осуществляется через упражнения по формированию эмоционально-волевой сферы личности.
4. Аичностно-творческий модуль - ориентирован на развитие экономически значимых личностных качеств будущих специалистов сервиса: инициативность, мобильность, предприимчивость, нестандартность мышления, рефлексивность и т. д. Осуществляется при использовании упражнений для развития личности будущего специалиста сервиса. В качестве подобного рода упражнения преподавателям и студентам целесообразно моделировать профессиональные ситуации, связанные с моральным выбором. В этом случае обучающиеся более продуктивно будут осваивать навыки и умения, которые затем пригодятся им в практической работе.
5. Профессиональный модуль - обеспечивает формирование представлений об основных видах профессиональной деятельности специа-
листа социально-культурного сервиса и туризма, мотивации в получении профессиональных знаний и практической подготовки, формирование у студентов навыков и умений организации профессиональной деятельности по избранной специальности, а также четкими позициями и владение технологией работы с клиентами. Знания становятся убеждениями, когда человек умеет применить их на практике. В практической деятельности студенты используют свои знания, нарабатывая умения и навыки. Модуль реализуется через использование педагогических технологий, ориентированных на развитие профессиональной деятельности, а также в период прохождения всех видов практик: учебной, производственной, преддипломной (стажировки). Большие возможности для формирования и развития необходимых умений и навыков дает использование социально-психологического тренинга. Различные упражнения направлены на развитие способности вступать в контакт с клиентами, тактично и умело вести с ними беседу, находить индивидуальный подход, учитывать его потребности и интересы, понимать мотивы его поведения, прогнозировать его возможные действия после консультации. Освоение искусства вербального и невербального общения позволяет специ-алисту-профессионалу войти в доверие, понравиться, грамотно предоставить спектр своих услуг клиенту. Практика, которую студенты проходят в различных организациях сферы обслуживания, позволяет осознать важность своей профессии, значение экономических качеств будущих специалистов сервиса. Подобная практика, особенно под руководством опытных специалистов, помогает переосмыслить полученные теоретические знания и выработать на их основе практические навыки. Научно-исследовательская работа позволяет развивать навыки не только научной и исследовательской деятельности, но и навыки самосовершенствования и саморазвития. Надо сказать о том, что сам процесс обучения в вузе, с его установкой на самостоятельность обучающихся, способствует развитию этих навыков. Формирование соответствующих навыков осуществляется через активизирующие технологии (профориентационные, социально-ролевые игры, творческие проекты, экскурсии и другие занятия по социально-психологическим основам коллективной профессиональной деятельности специалиста сервиса).
В соответствии с данными требованиями и учетом выделенных условий формирования экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей мы осуществляли реализацию модулей нашей программы.
Программа «Профессиональная карьера» содержит междисциплинарные связи с такими пред-
метными областями, как экономика, экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме, менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме, маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме, бизнес-план предприятия туризма, общая экономическая география. Связь с другими учебными дисциплинами также присутствует и активно используется в процессе обучения.
В организации учебного процесса по программе предусмотрен ряд особенностей, без учета которых невозможно достичь поставленной цели - формирования экономической компетентности у студентов гуманитарных специальностей в профессиональной подготовке:
1. Необходимым условием достижения цели формирования экономической компетентности является тесное взаимодействие преподавателя экономических дисциплин с преподавателями других предметов.
2. Для реализации цели, поставленной в рассматриваемой программе, большая роль отводится самостоятельной работе студентов.
3. Одним из необходимых условий успешной работы по формированию экономической компетентности является проектный метод обучения.
Под проектным методом мы понимаем такую организацию обучения, при которой студенты самостоятельно приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Проект разрабатывается в течение нескольких занятий (время выполнения определяется сложностью задания, возрастными и личностными особенностями студентов) и предполагает творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей на основе выполнения самостоятельной творческой работы, при которой добываются или актуализируются знания, отрабатываются и демонстрируются практические навыки.
4. Эффективным педагогическим условием формирования экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей считаются игровые технологии, которые способствуют созданию различных ситуаций социального взаимодействия и обеспечивают условия для самореализации и самоопределения студентов.
Использование деловых игр в программе «Профессиональная карьера» направлено на достижение, по крайней мере, двух целей: не только вооружить студентов научными знаниями в области экономики, но и способствовать формированию у них экономической компетентности,
выработке деловитости и предприимчивости, навыков активного экономического мышления. Поэтому очень важно организовать проведение со студентами учебных деловых игр, в определенной степени имитирующих профессиональные экономические ситуации.
Изучение экономических дисциплин предполагает не только усвоение некоторой суммы теоретических знаний, но и приобретение навыков организации, планирования и управления экономическими объектами. Участие в различных деловых играх, разбор большого количества управленческих ситуаций позволяют получить практические знания и навыки в области бизнеса и менеджмента [1].
Высокое методическое мастерство преподавателя проявляется в его способности найти оптимальную возможность включения игры в учебный процесс; соотнесения ее с другими методами; направить творческую мысль студента на решение поставленной задачи, вызвать познавательный интерес, мобилизовать в нужный момент общественное мнение и укрепить авторитет обучаемого [2].
Реализация данных условий в программе «Профессиональная карьера» будет способствовать формированию экономической компетентности студентов гуманитарных специальностей, так как обеспечивается развитие всех элементов, выделенных в данных педагогических условиях.
Примечания
1. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. М. Хедоури. М.: Дело, 1992. С. 236-245.
2. Березовская, Т. В. Роль организационно-педа-гогических условий в применении игровых методов [Текст] / Т. В. Березовская // Проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в условиях перехода на ГОС РФ: м-лы науч.-ме-тод. конф. Якутск: Изд-во Якут, ун-та, 1997. С. 156-171.
А. Н. Киселева
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ КОЛЛЕДЖА
Предложенная автором управленческая инновация расширяет возможности научно-методической системы ссуза. Функциональный модуль рассматривается как интегративная организационно-управленческая единица, детерминированная ситуативными факторами образовательного процесса. Предлагается комплекс функциональных модулей, адаптирующих ссуз к рыночным механизмам в образовании.
© Киселева А. Н„ 2008