Научная статья на тему 'Специфика гражданского самосознания курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации'

Специфика гражданского самосознания курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / PUBLIC CONSCIOUSNESS / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / NATIONAL GUARD TROOPS / ФОРМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / THE FORMS OF ACADEMIC WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьминых Юрий Николаевич, Козлов Олег Александрович

В работе рассматриваются особенности гражданского самосознания курсантов военных вузов войск национальной гвардии российской Федерации. Авторы определяют факторы, влияющие на процесс формирования гражданского самосознания у курсантов с 1-го по 5-й курс. Оно рассматривается в статье как качественная характеристика личности курсанта в свете создания в этом году войск национальной гвардии российской Федерации. Дается оценка места и роли профессорско-преподавательского состава, командиров курсантских подразделений в процессе формирования гражданского самосознания у курсантов. Особое внимание уделяется воспитательной работе, перечисляются основные методы, используемые педагогами. В статье проанализированы проблемные вопросы воспитательной работы с курсантами и выделены важнейшие направления в процессе формирования их гражданского самосознания. Наряду с воспитательной автор обращает внимание на формы и виды учебной работы, проводимой в военном вузе. Курсанты военных вузов войск национальной гвардии российской Федерации получают образование в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030901 - «Правовое обеспечение национальной безопасности». Анализ компетенций по Федеральному государственному образовательному стандарту позволяет определить социальный заказ общества в сфере гражданского самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьминых Юрий Николаевич, Козлов Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of civic consciousness of cadets of high schools of the troops of the national guard of the Russian federation

The paper discusses the characteristics of civic consciousness of the cadets of military high schools of national guard troops of the Russian Federation. The authors identify the factors influencing on the process of formation of civic consciousness of 1-5 year students. It is considered as a qualitative characteristics of the personality of students in the light of establishment of national guard troops of the Russian Federation this year. Assessment of the place and role of teaching staff, the commanders of cadet divisions in the process of formation of civic consciousness of students is presented. Special attention is paid to educational work, the main methods used by the teachers. The article analyzes the problematic issues of educational work with students and highlights the major trends in formation of their civil identity. Alongside with the educational work the author draws attention to the forms and types of educational work conducted in the military high school. Cadets of military high schools of national guard troops of the Russian Federation receive education in accordance with Federal state educational standard of higher professional education on training direction 030901 - «Legal support of national security». The analysis of competences by the Federal state educational standard is used to determine the social order of society in the field of civic consciousness.

Текст научной работы на тему «Специфика гражданского самосознания курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации»

64 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 2

пространство образования

■ DOI: 10.22394/2070-8378-2017-19-2-64-67

специфика гражданского самосознания курсантов вузов войск национальной гвардии Российской Федерации

ЮРИИ НИкОлАЕвИч кузьмИНых, адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии Саратовского военного краснознамённого института войск национальной гвардии Российской Федерации (410000, Российская Федерация, Саратов, ул. Московская, 158). E-mail: [email protected]

ОлЕг Александрович козлов, адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии Саратовского военного краснознамённого института войск национальной гвардии Российской Федерации (410000, Российская Федерация, Саратов, ул. Московская, 158). E-mail: [email protected]

Аннотация: В работе рассматриваются особенности гражданского самосознания курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Авторы определяют факторы, влияющие на процесс формирования гражданского самосознания у курсантов с 1-го по 5-й курс. Оно рассматривается в статье как качественная характеристика личности курсанта в свете создания в этом году войск национальной гвардии Российской Федерации. Дается оценка места и роли профессорско-преподавательского состава, командиров курсантских подразделений в процессе формирования гражданского самосознания у курсантов. Особое внимание уделяется воспитательной работе, перечисляются основные методы, используемые педагогами. В статье проанализированы проблемные вопросы воспитательной работы с курсантами и выделены важнейшие направления в процессе формирования их гражданского самосознания. Наряду с воспитательной автор обращает внимание на формы и виды учебной работы, проводимой в военном вузе. Курсанты военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации получают образование в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030901 - «Правовое обеспечение национальной безопасности». Анализ компетенций по Федеральному государственному образовательному стандарту позволяет определить социальный заказ общества в сфере гражданского самосознания. ключевые слова: гражданское самосознание, воспитательная работа, войска национальной гвардии, формы учебной работы, Федеральный государственный образовательный стандарт

specificity of civic consciousness of cadets of high schools of the troops of the national guard of the Russian federation

YuRii N. KuzMiNYKH, Adjunct of the Chair of military pedagogy and psychology of the Saratov Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation (410000, Russian Federation, Saratov, Moskovskaya ul., 158). E-mail: [email protected]

oLEG a. KozLoV, Adjunct of the Chair of military pedagogy and psychology of the Saratov Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation (410000, Russian Federation, Saratov, Moskovskaya ul., 158). E-mail: [email protected]

abstract: The paper discusses the characteristics of civic consciousness of the cadets of military high schools of national guard troops of the Russian Federation. The authors identify the factors influencing on the process of formation of civic consciousness of 1-5 year students. It is considered as a qualitative characteristics of the personality of students in the light of establishment of national guard troops of the Russian Federation this year. Assessment of the place and role of teaching staff, the commanders of cadet divisions in the process of formation of civic consciousness of students is presented. Special attention is paid to educational work, the main methods used by the teachers. The article analyzes the problematic issues of educational work with students and highlights the major trends in formation of their civil identity. Alongside with the educational work the author draws attention to the forms and types of educational work conducted in the military high school. Cadets of military high schools of national guard troops of the Russian Federation receive education in accordance with Federal state educational standard of higher professional education on training direction 030901 - «Legal support of national security». The analysis of competences by the Federal state educational standard is used to determine the social order of society in the field of civic consciousness.

keywords: public consciousness, educational work, national guard troops, the forms of academic work, Federal state educational standard

Введение

Затянувшийся кризис социальной и экономической сфер в Российской Федерации все острее показывает актуальность проблемы развития гражданственности у подрастающего поколения. Несомненно, что эти процессы затрагивают и войска национальной гвардии, созданные на базе внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Их основу составляют офицеры, в связи с этим необходимо основательно подходить к изучению и развитию гражданского самосознания будущих офицеров в военных вузах.

В педагогической литературе встречается немало различных исследований, посвященных проблеме гражданского самосознания, но особенности гражданского самосознания курсантов войск национальной гвардии до сих пор остаются не изученными.

Требования к выпускникам военных вузов

Ввиду постоянно увеличивающихся требований к уровню подготовки выпускников военного вуза подчас возникают конфликтные ситуации на почве противоречий между возможностями командиров курсантских подразделений и преподавателей и требованиями, предъявляемыми управлением военных вузов войск национальной гвардии к будущим офицерам. Они должны быть готовы к изменению служебных ситуаций, в том числе и в области гражданского самосознания. Готовность военнослужащего к изменениям представляет собой прежде всего психологическое и/или социально-психологическое отношение к объективным либо субъективным неожиданностям, к неопределенности, содержащейся в изменениях ситуации, рассматриваемой в различных контекстах - от «отношенческой» (в обычное время) до мобилизационных действий (в военных служебно-боевых случаях) [Терехин, 2016. С. 73-80].

Современное качество подготовки военных специалистов в вузах внутренних войск не удовлетворяет требованиям, предъявляемым главным командованием. В качестве основных причин, существующих недочетов в приказах и распоряжениях указываются недостаточная подготовленность командного состава к управлению частями и подразделениями, нехватка навыков в воспитании и обучении подчиненных. В связи с организационно-штатными мероприятиями происходит отток квалифицированного профессорско-преподавательского состава [Козлов, 2016(а). С. 101-107]. Можно допустить, что основы гражданского самосознания закладываются в детском и подростковом возрасте [Ахмерова, 2014. С. 49-57]. Сравнив уровень курсанта 1-го курса и выпускника военного вуза, мы придем к выводу, что гражданское самосознание у курсанта 1-го курса еще не сформировано. Опыт преподавательской деятельности в военных вузах войск национальной гвардии показывает, что на протяжении пяти лет обучения у курсантов происходят заметные изменения по этому показателю.

Рассмотрим особенности формирования гражданского самосознания курсантов на примере Саратовского военного Краснознаменного института войск национальной гвардии Российской Федерации. В военном вузе этому вопросу уделяется пристальное внимание. Практика обучения и воспитания будущих офицеров свидетельствует, что процесс формирования гражданского самосознания у курсантов идет успешно тогда, когда в нем задействованы все. К субъектам, участвующим в формировании гражданского самосознания, следует отнести: управление военного института, командиров курсантских подразделений, отдел по работе с личным составом, профессорско-преподавательский состав, кураторов курсантских подразделений.

Курсанты военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации получают образование в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030901 - «Правовое обеспечение национальной безопасности»1. Анализ компетенций по Федеральному государственному образовательному стандарту позволяет определить социальный заказ общества в сфере гражданского самосознания. В компетенциях, которыми должен обладать будущий выпускник, можно выделить следующие характеристики: способность выполнять гражданский долг, соблюдать и защищать права и свободы гражданина, обеспечивать как личную безопасность, так и безопасность граждан в процессе решения служебных задач. Перечисленные понятия встречаются в Федеральном государственном образовательном стандарте в прямой постановке, однако не вызывает сомнения, что компоненты гражданского самосознания прописываются в отдельных компетенциях неоднозначно.

Для эффективной деятельности гражданского общества недостаточно опоры лишь на нормативные документы, правила и установки. У курсантов существует потребность в наличии субъективных предпосылок для развития гражданского самосознания. Потребность в его формировании требует постановки целей различной значимости. Общей целью гражданского воспитания является определение гражданской позиции и гражданской ответственности [Тимакина, 2003. С. 65-76]. Но если в «гражданских» вузах ситуация с формированием гражданского самосознания у студентов достаточно прозрачна, то в военных институтах у преподавателей могут возникать с этим серьезные проблемы. Военный вуз войск национальной гвардии - довольно закрытая организация с множеством ограничений, что предопределяется военно-професси-

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030901 - «Правовое обеспечение национальной безопасности». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 1975.

66 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2017 ТОМ 19 № 2

пространство образования

ональной направленностью учреждения. Необходимо отметить, что она является частью мотивационного образования, которое проявляется через систему военно-профессиональных качеств личности офицера, отражающих его профессиональную убежденность, интересы, склонности и идеалы, цели, установки, намерения и стремления [Козлов, 2016(б). С. 96-103].

Задачи воспитания курсантов

В педагогической литературе приводится мнение, что гражданское самосознание является основным компонентом в процессе становления субъекта деятельности, формирования личностных образований гражданина, которые способствуют его самореализации в условиях жизни и деятельности [Тимакина, 2003. С. 65-76; Шевченко, 2008. С. 13].

На современном этапе развития российского общества гражданское самосознание считается качественной характеристикой личности [Тимакина, 2003. С. 65-76]. Она включает в себя переживание гражданских чувств, осознание себя как гражданина, формирование системы знаний о себе, гражданских, политических, социальных нормах, правилах, которые определяют поступки и поведение личности [Артюхина, 2015. С. 148-151].

В вопросах воспитания курсантов возникают следующие проблемы: несоответствие уровня обучения требованиям, предъявляемым к выпускникам в войсковых подразделениях; вопросам гражданского самосознания в войсковых подразделениях уделяется мало времени. Говоря о профессиональной подготовке будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, указывая на ее специфику, отметим, что она, помимо требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, должна учитывать квалификационные требования в рамках военно-учетной специальности 370300 - «Служебно-боевое применение соединений, воинских частей и подразделений внутренних войск». Кроме перечисленных проблем возникает вопрос о содержании воспитательного процесса. В педагогических исследованиях под этим понимается система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть ученики в процессе обучения и внеучеб-ной деятельности [Артюхина, 2015. С. 148-151]. В военном институте, в отличие от обучения в гражданском вузе, выделяются учебно-плановые, слу-жебно-плановые и внеучебные формы воспитания курсантов.

Бесспорно, что при проведении плановых учебных занятий преподаватели уделяют большую часть времени военно-профессиональным компетенциям, однако вопросам формирования гражданского самосознания нужно также уделять серьезное внимание. Относительно плановых занятий в военном вузе нужно сказать, что на первом часе занятий проводится

«пятиминутка» о нравственности, которая позволяет говорить о наиболее насущных вопросах с курсантами, в том числе и о вопросах развития гражданского самосознания. Оно направлено на решение проблем, связанных со структурой личности, пониманием себя как целостности, определением собственной идентичности, формированием значимых для личности представлений о себе, своих качеств, переживаний, действий [Ахмерова, 2014. С. 49-57].

В процессе воспитательной работы с курсантами проводятся занятия, посвященные формированию отдельных компонентов гражданского самосознания. В военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации практикуется проведение отдельных воспитательных мероприятий с курсантами кураторами подразделений (на эту должность назначаются наиболее опытные преподаватели кафедр). Нельзя забывать и о таких формах воспитания, как индивидуальные беседы, которые проводит командир курсантского подразделения, преподаватель, пользующийся авторитетом среди курсантов, или куратор подразделения. В педагогической литературе встречается немало публикаций, посвященных вопросам формирования гражданского самосознания во внеучебной деятельности учеников [Артюхина, 2015. С. 148-151; Ахмерова, 2014. С. 49-57; Тимакина, 2003. С. 65-76], однако на современном этапе развития войск национальной гвардии следует констатировать, что в военных вузах времени у курсантов на такую деятельность фактически нет. Это связано с жестко регламентированным распорядком дня в военных институтах и отсутствием свободного времени для внеучебных форм обучения и воспитания.

Несмотря на это, в деятельности военного вуза можно встретить такие формы внеучебной работы, как викторины, конкурсы служебного мастерства, конкурсы художественной самодеятельности, культурные походы в музеи и театры города. Их главное назначение - показать курсантам на конкретных и достойных примерах необходимость твердо следовать профессиональным идеалам и нормам в повседневной жизни, создать условия для определения своей позиции, аргументированно отстаивать свои убеждения и идеалы, свое жизненное кредо [Терехин, 2016. С. 73-80]. Зачастую все эти формы воспитания планируются и проводятся в выходные дни, что несколько снижает их положительное влияние на гражданское самосознание будущих офицеров войск национальной гвардии. Это связано с тем, что любой человек в выходные дни желает эмоционально разгрузиться, а воспитательные мероприятия не всегда позволяют это сделать.

Заключение

Роль командиров в вопросах формирования гражданского самосознания трудно переоценить. Это те офицеры, с которых курсанты берут пример, счита-

ют неким эталоном, образцом. Следом за ними идут преподаватели военного вуза, и в первую очередь, те из них, кто носит погоны. Это связано с тем, что они обладают наибольшим авторитетом, большим запасом знаний, постоянно проводят занятия и воспитательную работу с курсантами. Управление военного института и все службы, обеспечивающие нормальное функционирование учебного процесса, отвечают за его организационную сторону, контролируют, подсказывают и помогают. Нужно отметить, что от того, насколько развито взаимодействие и межличностное общение всех категорий офицеров военного вуза, за-

Литература

Артюхина Т.С. Проблемы формирования гражданского самосознания в процессе внеучебной деятельности студентов // Полиэтнический аспект этнокультурного образования как инструмент формирования толерантности в межкультурном взаимодействии народов республики Татарстан. Материалы I научно-практической конференции. В 2-х частях. 2015.

Ахмерова З.Р. Теоретические аспекты понятия гражданское самосознание в современной науке и основы его формирования / Вопросы науки. 2014. № 1(6).

Козлов О.А. Анализ состояния системы образования и пути повышения качества подготовки военных специалистов в вузах внутренних войск МВД России // Вестник чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2016. № 1.

References

Akhmerova Z.R. Teoreticheskie aspekty ponyatiya grazhdanskoe samosoznanie v sovremennoi nauke i osnovy ego formirovaniya [Theoretical aspects of civil consciousness concept in modern science and bases of its formation]. In: Voprosy nauki. 2014. № 1(6). In Russian.

Artyukhina T.S. Problemy formirovaniya grazhdanskogo samosoz-naniya v processe vneuchebnoi deyatel'nosti studentov [Problems of the civil consciousness formation in the course of non-learning activity of students]; Polietnicheskii aspekt etnokul'turnogo obrazovaniya kak instrument formirovaniya tolerantnosti v mezhkul'turnom vzaimodeistvii narodov respub-liki Tatarstan [Polyethnic aspect of ethno cultural formation as the tool of tolerance formation in intercultural interaction of the republic of Tatarstan]. Materials of the I-st scientific practical conference. In 2 parts. 2015. In Russian.

Kozlov O.A. Analiz sostoyaniya sistemy obrazovaniya i puti povyscheni-ya kachestva podgotovki voennykh specialistov v vuzakh vnutren-nikh voisk MVD Rossii [Basic requirements and improving the quality of the educational process in the use of information technology in higher educational institutions of the MIA of Russia]. In: Vestnik chuvaschskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-

висит успех в развитии гражданского самосознания курсантов.

К основным методам, позволяющим развивать гражданское самосознание курсантов, можно отнести консультирование психологов, стимулирование максимальной самостоятельности курсантов в выполнении различных заданий преподавателя. Сформированное гражданское самосознание свидетельствует о высоком уровне ответственности будущего офицера войск национальной гвардии Российской Федерации за выполнение воинского и гражданского долга перед обществом и государством.

Козлов О.А. Содержание готовности курсантов войск национальной гвардии к профессиональной деятельности // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2016. № 3(7). Терехин Р.А. Соотношение социально-психологических установок и готовности к ситуативным изменениям военнослужащих на начальном этапе военной службы / Р.А. Терехин // Вестник ЮУрГУ Сер. «Психология». 2016. Т. 9. № 4. Тимакина Е.А. Формирование гражданского самосознания курсанта в процессе обучения в вузе // Право и образование. 2003. № 1.

Шевченко Т.В. Формирование военно-профессиональной направленности курсантов в процессе воспитательной работы в военном вузе: автореферат диссертации кандидата педагогических наук. Пенза, 2008.

versiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2016. № 1. In Russian. Kozlov O.A. Soderzhanie gotovnosti kursantov voisk nacional'noi gvardii k professional'noi deyatel'nosti [Analysis of activities of students (based on GEF and regulations of national guard troops)]. In: Vestnik saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya. 2016. № 3(7). In Russian. S^evchenko T.V. Formirovanie voenno-professional'noi napravlen-nosti kursantov v processe vospitatel'noi raboty v voennom vuze [Formation of a military-professional orientation of cadets in the course of educational work in the military higher school]. Dissertation thesis. Penza, 2008. In Russian. Terekhin R.A. Sootnoschenie social'no-psikhologicheskikh ustano-vok i gotovnosti k situativnym izmeneniyam voennosluzhash-chikh na nachal'nom etape voennoi sluzhby [Relationships between social psychological attitudes and willingness to situa-tional changes of soldiers in the beginning of military service]. In: Vestnik YuUrGU. Psychology. 2016. Vol. 9. № 4. In Russian. Timakina E.A. Formirovanie grazhdanskogo samosoznaniya kur-santa v processe obucheniya v vuze [A cadet's civil consciousness formation in the course of higher school training]. In: Pravo i obrazovanie. 2003. № 1. In Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.