Попов Виталий Владимирович,
доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Таганрогский
институт им. А.П. Чехова (филиал) DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11717 СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ «ВКЛЮЧАЮЩЕГО» ОБЩЕСТВА: ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ
АСПЕКТ
Popov Vitaly Vladimirovich,
doctor of philosophical Sciences, Professor
SPECIFICS OF THE FORMATION OF "INCLUSIVE" SOCIETY: THE EXISTENTIAL DIMENSION
Аннотация.
Рассматриваются основные направления формирования «включающего» общества. Одним из приоритетов работы является экзистенциальный аспект. В русле экзистенциальной проблематики реализуется комплексное рассмотрение человеческого существования в рамках концепции социальных групп субъектов с особыми потребностями.
Abstract.
The main directions of forming an inclusive society are considered. One of the priorities of the work is the existential aspect. In the context of existential issues, a comprehensive consideration of human existence is implemented within the framework of the concept of social groups of subjects with special needs.
Ключевые слова: «включающее» общество, экзистенция, пограничная ситуация, особые потребности, экзистенциальная философия.
Keywords: "inclusive " society, existence, borderline situation, special needs, existential philosophy.
В современной философской литературе возрос интерес к концепции инклюзии, что нашло отражение в ряде исследований относительно формирования «включающего» общества. Однако преобладают работы с акцентом на философию образования, что, конечно, достаточно справедливо. Вместе с тем, признаем, что теоретические и методологические основания анализа «включающего» общества изучены в недостаточной степени. Одним из приоритетов работы в данном направлении является экзистенциальный аспект. Именно в русле экзистенциальной проблематики возможно комплексное рассмотрение человеческого существования в рамках концепции социальных групп субъектов с особыми потребностями.
Интерес к экзистенциальному аспекту весьма оправдан, так как современное трансформирующееся общество с его кризисом и потрясениями инициирует новое осмысление сущности и существования человека в условиях его дистанцирования и изолированности от социума. Конечно, такая позиция предполагает достаточно сильные идеализации в плане понимания реального социального и индивидуального бытия человека. Но «включающее» общество является такой частью социума в целом, которая подразумевает сочетание общих и специальных принципов развития и формирования. И зависит это, прежде всего, от понимания роли и места человека как субъекта с особыми потребностями в становлении социума, от его включенности в реализации общественно-значимых целей и задач. Причем, во «включающем» обществе на смену рациональному объяснению социального бытия , приходит его эмоциональное осмысление, но чаще всего - чувственно-эмоциональное переживание
собственного бытия. Справедливо отметить, что некоторая часть субъектов с особыми потребностями в социальной группе строит свою жизнь под сильным влиянием «воли к жизни», что, в общем, характерно для философии А. Шопенгауэра.
Экзистенциальные аспекты комплексного рассмотрения «включающего» общества предполагает активное использование категориального аппарата экзистенциальной философии. На первые роли выходит категория экзистенции. Причем, рассмотрение жизнедеятельности человека как субъекта с особыми потребностями переключается с проблем социального бытия на проблемы индивидуального бытия. Приоритетом становится человеческая субъективность, которая фактически и выражает человеческий мир. Подобную идею активно поддерживает Ж.П. Сартр, а М. Хайдеггер отмечает, что подлинность мира заключается в переживании человеческой экзистенции. В этом смысле бытие субъекта с особыми потребностями в специальной социальной группе предстает как единственное и уникальное бытие в трансформирующемся социуме. С экзистенциальных позиций существование субъекта с особыми потребностями во «включающем» обществе в определенной степени не зависит от темпоральных и пространственных параметров. Это следует из интерпретации самого бытия в экзистенциализме, подразумевает, что экзистенция это скорее «экзистенциальный разрыв» нежели «наличное бытие». В классическом экзистенциальном понимании «экзистенциальный разрыв» - это горизонтальный интервал между рождением и наступлением смерти, а также вертикальный интервал -между идеальным и материальным.
<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Щ63)),2©2© / РЕБЛ0001СЛЬ 8С1Е1ЧСЕ8
Переинтерпретация социального индивидуального бытия субъекта с особыми потребностями во «включающем» обществе с необходимостью дополняется миром повседневности, жизнедеятельностью человека в условиях повседневности. На смену традиционных философских категорий приходят категории «интерсубъективность», «об-щезначимостю», «стереотипы», «валидность» и др. Существование субъектов с особыми потребностями в специальной социальной группе рассматривается с позиции именно категорий мира повседневности. Конечно, это не отменяет использования общефилософских категорий при исследовании «включающего» общества, но именно мир повседневной жизни характеризует реализацию человеком своего подлинного бытия. В специальной социальной группе действуют принципы, основанные на коллективном осознании субъектов с особыми потребностями, причем комплексы потребностей будут зависеть от индивидуальных особенностей субъектов, специфики их существования. Акцент комплексного исследования «включающего» общества переносится на переживание индивидуального существования человека, приоритет остается за микросоциумом.
Кризис в трансформирующемся социуме естественно находит отражение и во «включающем» обществе. Причем, в подобном обществе, существуют свои собственные причины социальных катаклизмов. Во многом это связано с неоднозначностью существования существования субъекта с особыми потребностями в рамках специальных социальных групп. Индивидуальное бытие субъекта непосредственно зависит как от его корреляции с социальным бытием трансформирующегося социума, так и с социальным бытием самой социальной группы. И если в первом случае индивидуальное бытие субъекта с особыми потребностями представляет собой отчужденный вариант социального бытия, то внутри социальной группы бытий-ствуют различные субъекты с особыми потребностями. Мир повседневности трансформирующегося социума накладывается на особенности повседневной жизнедеятельности специальной социальной группы. Возникает своеобразный диалог индивидуальных экзистенций субъектов с особыми потребностями проявляющийся в виде интерсубъективности посредством чувств, переживаний, настроений, отчужденных друг от друга людей с особыми потребностями.
Отчуждение является одной из ключевых категорий при рассмотрении интерсубъективности в социальной группе людей с особыми потребностями. Интерсубъективность в повседневном мире специальных социальных групп связана со страхом, тоской, тревогой. Пограничные ситуации дополняют мир повседневности страданиями, заброшенностью, отчаянием, трагедиями. Экзистенциальность индивидуальных субъектов с особыми потребностями предполагает обостренное чувство возможной смерти и болезней. Отметим, что указание характеристики индивидуального существования субъекта могут по-разному проявляться на этапах
его вхождения в специальные социальные группы. Сам интервал вхождения в социальную группу обычно отмечается обостренными чувствами субъективности, так как на этом интервале у него в достаточной мере еще проявляется корреляция рационального и эмоционального, особенно с учетом параметров ответственности и свободы выбора. Но, уже осмысливая свое существование в повседневной жизни специальной социальной группы, субъект в большей степени вживается в процессы интерсубъективности и их атрибуты.
Параметры родового существования субъекта с особыми потребностями проявляются и интенсифицируются в индивидуальном бытии субъекта, так как оно индивидуально как с биологически-физиологических позиций, так и с социальных. Индивидуальное бытие субъекта в специальной социальной группе определяется через ряд существенных различий между субъектами. Во-первых, субъекты отличаются с точки зрения возможностей осознания и осмысления социального бытия, что проявляется в рамках их жизнедеятельности в мире повседневности. Именно переживание собственной индивидуальной бытийности позволяет человека как субъекта с особыми потребностями в контексте интерсубъективности проявлять свои активно-креативные способности, связанные в реализацией задач, значимых для социальной группы. Однако переживание человеком своего индивидуального бытия в условиях социальных трансформаций имеет выход и на достаточно сложные для восприятия моменты, касающиеся представлений о войнах, трагедиях, смерти и т.д. Находясь внутри специальной социальной группы, субъект с особыми потребностями обостренно воспринимает все негативные явления и события, так как его собственная жизнедеятельность во «включающем» обществе имеет направленность на различные ограничения на «полноту жизни» и свободу выбора. Тем не менее, именно в подобных случаях для субъекта с особыми потребностями возникают представления об особенностях индивидуального существования, смысле жизни, смерти и свободе. Во-вторых, субъекты отличаются друг от друга по возможностям и уровню индивидуального сознания, но имеющемуся опыту жизнедеятельности. В-третьих, исходный физический и биологический потенциал субъектов различен.
Таким образом, индивидуальное существование, экзистенция рассматривается в качестве основы осознания субъекта с особыми потребностями своего места, роли и предназначения во «включающем» обществе. Это самосознание индивидуального существования человека, своеобразный способ существования субъекта внутри специальной социальной группы. Именно в русле осмысления, осознания и понимания индивидуального бытия субъект способен адекватно воспринимать внешнее ему социальное бытие, взаимодействовать с ним, а в процессе диалога с другими субъектами с особыми потребностями реализовать свои внутренние интенции.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта " Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей", № 19-01300117
Литература
1.Аверина Н.В., Попов В.В. Концепция прошлого в контексте исторического процесса //Философия права. 2010. № 5 (42). С. 81-84.
2.Музыка О.А. Социальная синергетика: методология, семантика, аксиология. Учебное пособие / О.А. Музыка. Ростов-на-Дону. Изд-во: ЮФУ.2010. 288 с.
3.Музыка О.А. Методологические аспекты исследования нелинейного процесса развития общества в "бифуркационном поле ". Философия права. 2010. № 6 (43). С. 21-25.
4.Музыка О.А. Человек и общество в период кризиса (синергенический подход). Власть. 2009. № 10. С. 79-82.
5.Музыка О.А Линейная (классическая) и нелинейная (постнеклассическая) концепции социально-исторического процесса: сравнительный анализ. Фундаментальные исследования. 2012. № 11-1. С. 192-196.
6. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М .Фактор и уровни темпоральности в контексте субъективной реальности человека // Евразийский юридический журнал.2017. № 4 (107). С. 419-421.
7. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А.. Социальное противоречие в контексте социальных процессов// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 1-2. С.
361-364. 8. Попов В.В., Музыка О.А., Коженко Я.В Социальные трансформации в правовых отноше-ниях//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017.№ 3-2.. С. 315318.
9. Попов В.В., Щеглов Б.С., Усатова Ю.Н Случайность в контексте динамических категорий// Философия права. 2015. № 1 (68). С. 25-29.
10. Попов В.В., Агафонова Т.П. Научная рациональность и рациональность в науке// Философия права. 2012. № 5 (54). С. 86-90.
11. Попов В.В., Чаленко М.В. Специфика переходных состояний современного российского общества// Социально-гуманитарный вестник Юга России .2011. № 7-8 (15-16). С. 39-45.
12. Попов В.В., Музыка О.А. Исторический процесс: альтернативность и оценка //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 3-1.С. 147-150.
13. Попов В.В., Музыка О.А., Киселев С.А., Уколов А.О. Концепция транзитивности в контексте трансформации социума //Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке.- 2016.- Т. 5.- № 5А.- С. 114-122.
14. СОВРЕМЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Емельянов С.Г., Голик Н.И., Новикова И.В., Чиркова М.Б., Федосов П.Е., Золоторев В.Н., Попов В.В., Овчинникова Т.И., Клойзнер В.Д., Девяткин Г.Т., Вавулин Д.А., Тимошенко О.А., Варламова Т.П., Лахнова Т.В., Могилевская Г.И., Лаврентьева И.В., Великая Е.Г., Литвинова А.В., Семенов В.А., Исупова О.А. и др. Воронеж, 2003. Том Книга 3