формирования чтения определяется не линейностью развертывания этих ступеней при организации педагогического процесса, а его синхронностью или, точнее, концентричностью. Интегрированный подход, предполагающий симультанное формирование всех трех функций чтения (или их предпосылок), обеспечивает стабильность и гармоничность читательской деятельности, ее мотивационного компонента, лежащего в основе интереса к чтению, потребности в нем, операциональной составляющей, обеспечивающей семиотическую природу чтения, а также возможности оценивать полученную при чтении информацию и использовать ее в прагматических и творческих целях.
1. Основы теории коммуникации / под ред. проф. М. А. Василика. М., 2003.
2. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологических исследований). М., 1999.
3. Штец А.А. Функциональная грамотность в личностно развивающем образовании // Начальная школа: плюс до и после. 2007. № 8. С. 69-72.
4. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин. СПб., 2007.
Поступила в редакцию 10.02.2009 г.
Rusetskaya M.N. Development of reading skills in students of secondary schools. The article tackles the problem of the development of reading skills of the students of secondary schools by means of analyzing the development of reading competence, such as cognitive, communicative and reflexive. The author relies on experimental data to prove that there is a range of biological, cognitive and socio-cultural factors which inhibit the natural development of reading skills.
Key words: development of reading skills, reader’s competence, dyslexia, factors of dyslexia.
УДК 371.398
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
© А.Б. Беляева
В статье устанавливаются направления социально-культурной деятельности в общественном объединении по формированию семейных ценностей у подростков из неполных семей, для этого предлагаются к реализации специализированные социально-культурные технологии.
Ключевые слова: семейные ценности, неполная семья, волонтеры, социально-культурные направления, социально-культурные технологии.
Социально-культурная деятельность по формированию семейных ценностей у подростков из неполных семей имеет деятельно-навыковый модус. Особенность его состоит в том, что семейное просвещение и усвоение навыков семейного поведения должно проходить без откровенно навязчивой дидактики, которая, как правило, значительно снижает конечные результаты социокультурных усилий. Социокультурные виды, как никакие другие, создают благоприятную творческую атмосферу взаимодействия волонтеров с подростками.
Общий ряд семейных ценностей, имеющий значение теоретических и практических
категорий, в деятельностном социокультурном алгоритме требует конкретизации. Через виды социокультурной деятельности мы корректируем психологический, социальный, культурный статус личности подростка, формируя, усиливая и углубляя такие свойства, которые необходимы для организации семейной жизни. Вместе с тем, как показывает практика, эти свойства в значительной степени помогают общей организации существования человека, ибо, как правило, все черты характера формируются под воздействием семейного воспитания и служат своеобразным модемом дальнейшей социализации.
Волонтеры в процессе взаимодействия с подростком должны сформировать следующие конкретные представления:
6. семья как длительное постоянство;
7. подросток-мальчик: внимательный сын, в будущем - заботливый отец и любящий супруг;
8. подросток-девочка: внимательная дочь, в будущем - заботливая мать, любящая супруга;
9. традиционные представления о функциях супругов в семье: у мужчины -создание материального благополучия в семье, у женщины - хранительница домашнего очага;
10. новейшие представления о функциях: свобода выбора, равенство, уважение прав личности в семье;
11. факторы, укрепляющие семью: любовь, терпение, взаимопомощь, ответственность за жизнь и благополучие своих близких, общие домашние дела и семейные традиции, умение увидеть и принять своеобразие каждого члена семьи, культ членов семьи;
12. факторы, разрушающие семью: отсутствие общих интересов, конфликт любви и семейных обязанностей, проза бытовой жизни, натиск неблагоприятных общественных социально-экономических обстоятельств, разрыв между семьей и обществом, социальный и личностный инфантилизм супругов, отрицательные черты характера супругов - эгоизм, гневливость, раздражительность, корысть, зависть;
13. семья как сообщество родственников, в котором реализуются отношения между родителями, между родителями и детьми, между детьми;
14. формирование у подростка позитивного отношения к друзьям родителей, с которыми у отца/матери впоследствии могут сложиться супружеские отношения;
15. формирование представлений о семье как образе дома и защищенности в жизненных обстоятельствах.
Семья требует большого запаса психической, физической, эмоциональной и нравственной прочности, и подростки должны в конечном итоге это осознать.
Рассмотрим основные направления социально-культурной деятельности в общественном объединении. Направления социокультурной деятельности подразделяются в
зависимости от решения конкретных задач на следующие: 1) компенсирующие отсутствие родителя; 2) реализующие взаимодействия между родителями и детьми; 3) реализующие взаимодействия между детьми; 4) формирующие навыки практических семейных дел; 5) формирующие семейные традиции; 6) формирующие навыки в формате «семья - социум».
Практическая реализация этих направлений осуществляется, как правило, комплексно.
Избранные виды и формы деятельности одновременно разрабатывают все направления, лишь усиливая отдельные из них, что как раз свойственно естественному продуцированию семейных отношений.
Комплексные виды социально-культурных технологий по формированию семейных ценностей у подростков из неполных семей: программа «Мой старший брат», «Моя старшая сестра»; комплексная программа «Природа - наш общий дом»; ролевая игра «Моя семья»;
фестиваль «Семейное древо»; праздник «Рождественский брат (сестра)»; праздник «Сезонный день рождения» (зима, весна, лето, осень); консультация священника «Именины»; акция «Ветераны - наши родственники»; акция «Помогу!» (в учебе, семейных делах);
вожатская акция «Мой младший друг»; клуб семейного фильма;
клуб семейных путешествий; специализированные тренинги по усвоению видов и форм семейной деятельности; летний лагерь общественного объединения со специализированной семейной сменой.
Все эти комплексные социальнокультурные технологии, равномерно спланированные на календарный год, способны многое скорректировать и сформировать в сознании и поведении подростка. Основу методик всех видов работ составляют субъ-ект-субъектные отношения волонтеров и подростков, активизация личностного потенциала детей, развитие собственных качеств воспитанника, необходимых в семейной жизни. Общественные объединения наилучшим образом подходят к решению проблем формирования семейных ценностей, ибо по своему статусу они наиболее близки семье и способны создать условия для решения соответствующих деятельностных задач:
- сформировать пакет наиболее эффективных социально-культурных технологий работы с подростком из неполных семей;
- выбрать методы и средства социально-культурной деятельности, обеспечивающие реализацию этих технологий по воспитанию семейных ценностей у подростка;
- разработать и внедрить виды социокультурной деятелности;
- отобрать волонтеров;
- провести исследования результатов работы;
- осуществить мониторинг всех видов социально-культурной деятельности.
На основании вышеизложенного нами выявлены общее содержание, направления, виды, формы и технологии работы в общественных объединениях с подростками из неполных семей по формированию у них семейных ценностей. Основным условием является практическая деятельность подростка под руководством волонтера по усвоению навыков семейного поведения, воспроизведение их в системе поступков внутри родительской семьи и, как следствие, усвоение всей идеологии семейных ценностей. Указанные технологии рассчитаны на системную реализацию в течение одного года. В дальнейшем подросток становится помощником
волонтера в осуществлении семейных программ, затем вожатым младших членов общественных объединений, в дальнейшем получает статус волонтера при достижении совершеннолетия. Следовательно, технологии рассчитаны на продление срока действия и гибко сочетают коллективные формы с индивидуальным подходом, осуществляя контроль над реакцией подростков во всех видах деятельности.
1. Современные технологии социально-культурной деятельности. Тамбов, 2002.
2. Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в РФ: науч.-метод. сб. / Временный творческий коллектив национального совета молодежных и детских объединений России под рук. А.В. Соколова. М., 2005.
Поступила в редакцию 16.02.2009 г.
Belyayeva A.B. Specific features of the formation of teenagers’ family values in one-parent families. The article outlines directions of an socio-cultural activities of a public association aiming to develop family values in teenagers from one-parent families. Specialized socio-cultural technologies are proposed to be implemented for this purpose.
Key words: family values, one-parent family, volunteers, socio-cultural directions, socio-cultural technologies.
УДК 301.085:15
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК. ВЛИЯНИЕ РЕБЕНКА НА ЧАСТОТУ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ МОЛОДОЙ СЕМЬИ
© Н.А. Камнева
В статье обсуждаются результаты исследования молодых семей. На основании полученных в процессе исследования данных констатируется наличие конфликтных ситуаций в молодых семьях. На уровень конфликтности в молодых семьях влияет степень удовлетворенности браком и наличие ребенка в семье.
Ключевые слова: мотивы вступления в брак, уровень конфликтности, степень удовлетворенности браком, супружеские пары, мотивы, взаимоотношения.
В общей и педагогической психологии определенная часть исследований посвящена изучению семьи и супружеских отношений. Особый всплеск активности в изучении семьи и брака приходится на ХХ в. Исследования последних лет продолжают раскрывать особенности ценностных ориентаций и пред-
ставлений о семье и браке у людей как создавших свою семью, так и готовящихся к этому [1].
На современном этапе демократического развития России все большую силу набирают исследования развития брака и семьи [2-13].